Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ГЕРМАНИЯ: ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРЕК, ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ДЕЙСТВИЯ КОАЛИЦИОННОГО ДОГОВОРА И МИГРАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ'

СОВРЕМЕННАЯ ГЕРМАНИЯ: ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРЕК, ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ДЕЙСТВИЯ КОАЛИЦИОННОГО ДОГОВОРА И МИГРАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
противодействие COVID-19 / антиваксеры / коалиционный договор / внутренняя безопасность / украинский кризис / получение гражданства / трансграничная миграция / COVID-19 prevention / antivaxxer / coalition agreement / domestic security / Ukrainian crisis / obtain citizenship / trans-border migration

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волох Владимир Александрович, Надеждин Александр Евгеньевич

Проанализирована текущая внутриполитическая ситуация в Германии с акцентом на протестную активность населения, обусловленную комплексом факторов – недовольством населения удорожанием энергоресурсов и инфляцией, сохраняющимися последствиями пандемии COVID-19, усилением миграционного давления. В обществе неоднозначно воспринимается внешняя политика Берлина, которая стимулирует геополитическую напряженность и эскалацию украинского кризиса. Проблемой, которая вызывает озабоченность правящих элит, является радикализация социума, выраженная как в проведении несанкционированных массовых мероприятий или немотивированном насилии, так и в распространении праворадикальных установок среди представителей силовых структур. Особое внимание уделяется изучению феномена т.н. движения «инакомыслящих», активное участие в становлении и укреплении позиций которого наряду с несогласными с политическим курсом властей гражданами и противниками вакцинации против коронавируса принимают правые экстремисты, включая «рейхсбюргеров» и неонацистов. Сделана попытка оценить данное общественное течение с позиций возможности дестабилизировать внутриполитическую ситуацию и генерировать риски для национальной безопасности государства. Подводятся промежуточные итоги деятельности правительства ФРГ в сфере миграционной политики, включая положения Коалиционного договора 2021 года, такие как оптимизация механизмов упорядочения миграционного потока с учетом текущих изменений его качественно-количественной структуры, осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами, оптимизация механизмов получения статуса беженца, реформирование института гражданства, поэтапная интеграция прибывших. Применительно к обеспечению национальной безопасности сохраняются риски, в т.ч. в контексте деятельности этнических ОПГ, проникновения в страну потенциальных правонарушителей и оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN GERMANY: INTERNAL POLITICAL TRACK, INTERIM RESULTS OF THE COALITION AGREEMENT AND MIGRATION ASPECTS

The article deals with the current domestic political situation in Germany with an emphasis on the protest activity of the population due to a complex of factors – the discontent of the population with the rise in the cost of energy resources and inflation, the continuing consequences of the COVID-19 pandemic, increased migration pressure. Berlin's foreign policy doesn’t sit well with the society, which stimulates geopolitical tensions and the escalation of the Ukrainian crisis. The problem that causes concern of the ruling elites is the radicalization of society, expressed in the conduct of unauthorized mass events or unmotivated violence as well as in the spread of right-wing radical attitudes among representatives of law enforcement agencies. Particular attention is paid to the study of the phenomenon of the so-called "dissident" movement, which, along with citizens who disagree with the political course of the authorities and opponents of vaccination against coronavirus, right-wing extremists, including "Reichsbuergers" and neo-Nazis, take an active part in the formation and strengthening of its positions. In the article was made an attempt to assess this social trend from the standpoint of the possibility of destabilizing the domestic political situation and generating risks for the national security of the state. The interim results of the activities of the German government in the field of migration policy are summarized, including the provisions of the Coalition Agreement of 2021, such as the optimization of mechanisms for regulating the migration flow, taking into account current changes in its qualitative and quantitative structure, employment by foreign citizens, optimization of mechanisms for obtaining refugee status, reforming the institution of citizenship, gradual integration of arrivals. In the context of national security risks remain, including the activities of ethnic organized criminal groups, the penetration of potential offenders and weapons into the country.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ГЕРМАНИЯ: ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРЕК, ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ДЕЙСТВИЯ КОАЛИЦИОННОГО ДОГОВОРА И МИГРАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ»

В.А. Волох, А.Е. Надеждин

СОВРЕМЕННАЯ ГЕРМАНИЯ:

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРЕК, ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ДЕЙСТВИЯ КОАЛИЦИОННОГО ДОГОВОРА И МИГРАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация

Проанализирована текущая внутриполитическая ситуация в Германии с акцентом на протестую активность населения, обусловленную комплексом факторов - недовольством населения удорожанием энергоресурсов и инфляцией, сохраняющимися последствиями пандемии COVID-19, усилением миграционного давления. В обществе неоднозначно воспринимается внешняя политика Берлина, которая стимулирует геополитическую напряженность и эскалацию украинского кризиса. Проблемой, которая вызывает озабоченность правящих элит, является радикализация социума, выраженная как в проведении несанкционированных массовых мероприятий или немотивированном насилии, так и в распространении праворадикальных установок среди представителей силовых структур. Особое внимание уделяется изучению феномена т.н. движения «инакомыслящих», активное участие в становлении и укреплении позиций которого наряду с несогласными с политическим курсом властей гражданами и противниками вакцинации против коро-навируса принимают правые экстремисты, включая «рейхсбюргеров» и неонацистов. Сделана попытка оценить данное общественное течение с позиций возможности дестабилизировать внутриполитическую ситуацию и генерировать риски для национальной без-

V. Voloh, A. Nadezhdin

MODERN GERMANY: INTERNAL POLITICAL TRACK, INTERIM RESULTS OF THE COALITION AGREEMENT AND MIGRATION ASPECTS

Abstract

The article deals with the current domestic political situation in Germany with an emphasis on the protest activity of the population due to a complex of factors -the discontent of the population with the rise in the cost of energy resources and inflation, the continuing consequences of the COVID-19 pandemic, increased migration pressure. Berlin's foreign policy doesn't sit well with the society, which stimulates geopolitical tensions and the escalation of the Ukrainian crisis. The problem that causes concern of the ruling elites is the radicalization of society, expressed in the conduct of unauthorized mass events or unmotivated violence as well as in the spread of right-wing radical attitudes among representatives of law enforcement agencies. Particular attention is paid to the study of the phenomenon of the so-called "dissident" movement, which, along with citizens who disagree with the political course of the authorities and opponents of vaccination against coronavirus, right-wing extremists, including "Reichsbuergers" and neoNazis, take an active part in the formation and strengthening of its positions. In the article was made an attempt to assess this social trend from the standpoint of the possibility of destabilizing the domestic political situation and generating risks for the national security of the state.

опасности государства. Подводятся промежуточные итоги деятельности правительства ФРГ в сфере миграционной политики, включая положения Коалиционного договора 2021 года, такие как оптимизация механизмов упорядочения миграционного потока с учетом текущих изменений его качественно-количественной структуры, осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами, оптимизация механизмов получения статуса беженца, реформирование института гражданства, поэтапная интеграция прибывших. Применительно к обеспечению национальной безопасности сохраняются риски, в т.ч. в контексте деятельности этнических ОПГ, проникновения в страну потенциальных правонарушителей и оружия.

The interim results of the activities of the German government in the field of migration policy are summarized, including the provisions of the Coalition Agreement of 2021, such as the optimization of mechanisms for regulating the migration flow, taking into account current changes in its qualitative and quantitative structure, employment by foreign citizens, optimization of mechanisms for obtaining refugee status, reforming the institution of citizenship, gradual integration of arrivals. In the context of national security risks remain, including the activities of ethnic organized criminal groups, the penetration of potential offenders and weapons into the country.

Ключевые слова:

противодействие COVID-19, антиваксеры, коалиционный договор, внутренняя безопасность, украинский кризис, получение гражданства, трансграничная миграция.

Key words:

COVID-19 prevention, antivaxxer, coalition agreement, domestic security, Ukrainian crisis, obtain citizenship, trans-border migration.

https://doi.org/10.24412/2227-1538-2023-4-159-172

Радикализация социума как следствие пандемии COVID-19

Одной из актуальных внутриполитических проблем современной Германии является тренд на радикализацию социума, усиливающийся на фоне геополитической напряженности и украинского кризиса, увеличения внешнего миграционного давления, негативных экономических изменений и снижения уровня благосостояния, а также накопившейся психологической усталости вследствие пандемии коронавируса. Несмотря на преобладание в СМИ публикаций с односторонним освещением событий на Украине и повсеместной антироссийской риторикой, проблематика COVID-19 не утратила актуальности в общественно-политической жизни страны. В эпидемиологическом плане сохраняются риски инфицирования коронавирусом (количество случаев заражения варьируется от 6 тыс. до 24 тыс. ежедневно, с начала пандемии в Германии выявлено более 38,3 млн случаев заражения и скончалось 170 тыс. человек) [7]. В социуме не затерялось набравшее в острый период эпидемии 2020-2022 гг. силу и влияние протестное движение т.н. «инакомыслящих» (нем. «Querdenker»), основанное предпринимателем из Штутгарта М. Балльвегом, которое наряду с противниками иммунизации от Covid-19 аккумулирует носителей различных политических

взглядов - от сторонников партии «Альтернатива для Германии» (далее -«АдГ») до правых/левых экстремистов.

Необходимо отметить, что функционировавшая в Германии до значительного смягчения коронавирусных ограничений (либерализация санитарно-эпидемиологических норм, трансграничных перемещений, проведение массовой иммунизации населения) во второй половине 2022 года модель борьбы с пандемией представляла собой систему контроля, созданную федеральным центром совместно с руководством земель. Фактически органам охраны правопорядка и коммунальным инстанциям на местах были делегированы обязанности регулятора, контролирующего соблюдение населением карантинных рекомендаций на фоне региональных различий к требованиям и отсутствия четкого определения правовых рамок. В подобной ситуации с агрессивным поведением несогласных с используемыми Берлином регулятивными мерами антиваксеров сталкивались, в первую очередь, представители органов власти, которые непосредственно следят за исполнением предписаний в местах массового скопления людей, заведениях общественного питания, на транспорте и при проведении различных мероприятий. Пандемия способствовала увеличению количества противоправных действий в отношении сотрудников полиции (2021 г. - 39649 тыс.; 2020 г. - 38960 тыс. деликтов) [12]. Основные деяния - нанесение легких/тяжелых телесных повреждений, вербальные оскорбления и угрозы. Наряду с правоохранителями с немотивированными проявлениями грубости и агрессии сталкивались также работники медицинских и спасательных служб.

Основной формой общественного протеста в отношении действий политического руководства Германии по борьбе с COVID-19 стали массовые демонстрации, которые зачастую проводятся стихийно без соответствующих разрешений и аккумулируют представителей различных социально-политических групп и ценностно-правовых установок - от левых и правых экстремистов, сторонников конспирологических теорий до борцов за климат и интернет-блогеров. На акциях звучат призывы к насильственной смене государственного строя и физическому устранению представителей высшего политического руководства [15]. Некоторые участники увязывают распространение коронавируса с процессами глобализации, открытостью границ и несовершенством миграционной политики ввиду большого количества инфицированных среди выходцев из семей мигрантов и проживающих в стране иностранцев, в частности мусульман. Наиболее крупными собраниями, которые сопровождались столкновениями с правоохранителями, стали проводившиеся с конца 2021 года по начало 2022 года во всех федеральных землях преимущественно в небольших городах (например, Фрайберг, Альтен-

бург, Грайц, Нойбранденбург, Швайнфурт) т.н. еженедельные массовые прогулки [6]. По данным Федерального министерства внутренних дел и по делам Отечества, в отдельных случаях демонстранты привлекали несовершеннолетних в качестве «живого щита», призывая митингующих приносить холодное оружие в целях оказания сопротивления полицейским. Активно используются нашивки в виде шестиконечной звезды Давида с надписью «не вакцинирован» и транспаранты с лозунгами «предатели народа», «лживая пресса», «мы - народ», «гражданское неповиновение». У движения инакомыслящих есть и свои лидеры (самые известные - повар-веган турецкого происхождения А. Хильдман, певец К. Найдо, драматург А. Ленц, врач-отоларинголог Б. Шифманн), часть из которых отбывают сроки наказания за совершенные в ходе массовых мероприятий правонарушения или вынуждены продолжать свою пропаганду удаленно, скрываясь от немецких органов правосудия за рубежом (в частности, на территории Венгрии, Канады, Польши, Черногории). За пределами Германии находятся порядка 600 неонацистов, из которых порядка 150 участвовали в массовых несанкционированных акциях (во второй половине 2020 года) и совершили политически мотивированные противоправные действия [10, с. 12].

Пандемия коронавируса поспособствовала усилению экстремистских и расистских тенденций в органах охраны правопорядка, что на практике выражается излишним полицейским контролем представителей национальных меньшинств, проявлениями дискриминации по этническому принципу, увеличением случаев превышения служебных полномочий в рамках проверочных мероприятий на предмет соблюдения населением карантинных предписаний и разгона несанкционированных акций. Другим следствием можно назвать обострение праворадикальных течений у представителей органов охраны правопорядка. Продолжаются служебные проверки по линии МВД ФРГ в отношении правоохранителей из различных подразделений, дислоцированных в разных регионах Германии, на предмет наличия действий экстремистского характера в распространяемом контенте через закрытые чаты в мессенджерах и социальных сетях. Данная проблема не обошла стороной разведывательные органы и бундесвер, включая элитные части. Широкое медийное освещение получила информация о созданной группе радикально настроенных инакомыслящих в управлении военной разведки. На экстремизм проверяются порядка 1 400 военнослужащих [11]. По оценкам специалистов, основная опасность заключается в том, что в Германии укрепляются контакты действующих сотрудников с высоким уровнем военно-профессиональной подготовки, доступом к конфиденциальной информации и оружию с правыми экстремистами из числа гражданских лиц. Отсутствие

симметричной реакции со стороны государства и усиление позиций подобного «тандема» может стать новым вызовом внутренней безопасности.

Что касается криминализации на фоне пандемии, то можно отметить сохраняющийся с 2020 года тренд на поэтапное снижение общего количества правонарушений. Вместе с тем данные из профильного доклада Ведомства уголовной полиции «Воздействие пандемии COVID-19 на криминогенную ситуацию в Германии» свидетельствуют об увеличении численности деликтов в сферах здравоохранения (различные нарушения положений Закона о профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями человека), информационно-коммуникационных технологий, финансов и кредита [19]. Выросло количество политически мотивированных деяний (основные направления - преступления в сфере здравоохранения; против государства, его символов и учреждений; агрессивные действия в отношении сотрудников полиции и политических оппонентов). Сократились показатели уличного криминала и масштабов деятельности организованных преступных групп. Минимизации террористической угрозы и иных рисков внутренней безопасности способствовали введенные в целях противодействия пандемии беспрецедентные карантинные меры (выход из дома/квартиры и ограничение контактов, запрет на проведение мероприятий с большим количеством участников). В случае возможного ухудшения эпидемиологической ситуации и необходимости ужесточения ограничений в перспективе не исключается возможность повторения случаев агрессивного поведения и преступлений, напрямую связанных с коронавирусными ограничениями и негативным эмоциональным фоном. Среди многочисленных случаев вербальных оскорблений, стычек в общественном транспорте или местах массового скопления людей наиболее резонансным стало убийство летом 2021 года работника заправочной станции после сделанного одному из клиентов замечания о необходимости соблюдать масочный режим [8].

Украинский кризис и протестное движение в Германии

Взятый федеральным правительством курс на всеобъемлющую поддержку киевского режима и открытую конфронтацию с Россией выступает дополнительным вызовом для внутриполитических и социально-экономических процессов в Германии. Основное бремя за действия Берлина по эскалации украинского кризиса ложится на рядовых граждан, которые наряду с последствиями пандемии COVID-19 сталкиваются со значительным удорожанием энергоресурсов и товаров первой необходимости, снижением качества жизни, рецессией, ростом геополитической напряженности. Не добавляет позитивных эмоций усиление внешнего миграционного давления,

которое выразилось в массовом приезде в страну более 1 млн украинских беженцев, которым требуется финансовая и медицинская поддержка, помощь при первичной регистрации и размещении [5]. Первоначальная эйфория и готовность немцев безвозмездно помогать прибывшим на контрасте с сообщениями СМИ о «псевдобеженцах» и несправедливом распределении финансовых средств, что оттесняет на второй план потребности местного населения, постепенно сменяется усталостью и недовольством. На фоне призывов официальных властей к гражданам солидаризироваться для преодоления энергокризиса и сплотиться для поддержки Киева на альтернативных общественных мероприятиях, которые проводятся немцами, несогласными с текущим политическим курсом Берлина, звучат лозунги против действий федерального правительства в экономической, политической и социальной сферах. Инакомыслящие призывают отказаться от поставок оружия Украине, наносящих национальной экономике вред санкций, выстраивать добрососедские и мирные отношения с Россией, проводить независимый от США и НАТО внешнеполитический курс. В данном контексте показательными являются митинги в городах преимущественно востока страны, включая Вит-тенберг, Дрезден, Йену, Лейпциг, Магдебург, Плауэн, Хемниц, а также западных метрополиях - Кельне, Мюнхене и Франкфурте-на-Майне, на которых демонстрируются флаги нашей страны и скандируются пророссийские лозунги. Согласно представленной федеральными землями статистике, в период с конца августа по начало ноября 2022 года в стране проведено более

4 400 мероприятий, посвященных климатической и энергетической повестке, пандемии коронавируса и украинскому кризису [18]. Допускаем, что отсутствие у правящих элит готовности принимать во внимание альтернативные точки зрения в условиях нарастания социально-экономической напряженности будет способствовать процессам фрагментации общества. По аналогии с периодом действия наиболее жестких коронавирусных ограничений основной негатив и агрессия вновь будут направлены в сторону представителей коммунальных властей и правоохранительных органов.

Правоохранители отмечают постепенный переход протестного элемента из крупных городских агломераций в провинцию [14]. Тенденция объясняется дефицитом возможностей организации досуга и событий, более высокой мобилизационной базой населения вследствие интенсивных межличностных контактов. В митингах наряду с причисляющими себя к т.н. движению «инакомыслящих» участвуют члены партии «АдГ» и объединения «ПЕГИДА» [2], представители ультраправых движений (национал-демократическая партия Германии, «III путь», «правые», «свободная Саксония») и других общественных объединений, состоящих из футбольных бо-

лельщиков, спортсменов или эзотериков. В отдельных случаях используется практики насильственных действий в отношении политических деятелей, медицинского персонала и работников социальной сферы. В 2020-2021 гг. уже проводились акции устрашения - факельные шествия и митинги рядом с местами проживания руководителей регионального уровня. С подобной формой «выражения общественного мнения» столкнулись как премьер-министры федеральных земель Мекленбург-Передняя Померания и Саксония, так и министры, курирующие в региональных парламентах вопросы обеспечения безопасности и здравоохранения. Экстремисты пытаются ин-струментализировать протестные настроения для продвижения собственной политической повестки, увеличения численности сторонников, сохранения в стране небольших очагов нестабильности и формирования гетерогенного общественного недоверия. Указывается на тесное взаимодействие радикалов центральной Германии, в особенности на уровне федеральных земель Саксония, Саксония-Ангальт и Тюрингия, а также информационную поддержку протестующих со стороны сочувствующих правоохранителей. В социальных сетях и мессенджерах создаются специальные группы и чаты, которые объединяют как сугубо убежденных антиваксеров, так и просто недовольных качеством жизни и находящихся в постоянном конфликте с обществом немцев. Другими каналами продвижения антисистемной позиции являются собственные малотиражные СМИ, интернет-сайты, сервисы онлайн-видеохостинга. Как отмечает депутат бундестага от Христианско-демократического союза Т. Фрай, государство должно для пресечения подобных мероприятий действовать комплексно, включая юридическое признание акций запугивания госслужащих отягощающим обстоятельством, привлечение к ответственности участников и проведение судебных процессов в отношении организаторов [1].

Опасностью для внутриполитической стабильности и национальной безопасности правоохранители называют т.н. «рейхсбюргеров» - самоназванных граждан Германского рейха в границах 1937 года [3], которые отказываются признавать легитимность современной Германии и политического строя, используют собственные документы и законодательную базу, готовы сопротивляться действующим властям вплоть до совершения государственного переворота. В движении «инакомыслящих» они классифицируются как экстремистское и радикальное крыло, которое находится под наблюдением МВД и федерального ведомства по защите конституции. Показательными стали полицейские рейды в декабре 2022 года, когда на территории Германии было задержано 23 человека по подозрению в подготовке

насильственного свержения существующего общественного строя и создании террористической организации.

Перспективы усугубления внутренних противоречий, утраты коммуникационных возможностей и нарастания конфронтационного потенциала вызывают обеспокоенность у политических элит и экспертов. Данная тематика неоднократно озвучивалась высшим руководством государства. Федеральный канцлер О. Шольц в своих выступлениях регулярно призывал граждан сплотиться и «держать друг друга под руку» на фоне возникших трудностей, включая рост цен на продукты питания, энергокризис, инфляцию и сохраняющиеся коронавирусные риски [20]. В рождественской речи 2022 года федеральный президент Ф.-В. Штайнмайер акцентировал необходимость выстраивать диалог между сторонниками и противниками подходов по борьбе с пандемией в целях сохранения единства страны. С аналогичных позиций высказывалась федеральный министр внутренних дел и по делам Отечества Н. Фезер, отмечая востребованность критики в адрес властей в демократическом обществе при условии ее осуществления согласно положениям действующей нормативно-правовой базы. Уполномоченный правительства Германии по делам восточных федеральных земель К. Шнайдер отмечает высокий уровень подготовки правых экстремистов в качестве организаторов про-тестных акций и недоработки федерального центра, который длительное время занимал выжидательную позицию, не пытаясь выработать механизмы для преодоления сложившейся ситуации. С другой стороны, в региональных политических элитах стараются разграничивать участников подобных мероприятий, воздерживаясь от паушальных обвинений в экстремизме. По мнению министра внутренних дел федеральной земли Бранденбург М. Штюбгена, большинство протестных акций проходят мирно, и митингующие не являются сторонниками радикальных течений. С аналогичных позиций высказывается министр внутренних дел федеральной земли Тюрингия Г. Майер, призывая усилить региональное взаимодействие и обмен информацией для противодействия проникновению в ряды демонстрантов правых радикалов, готовых к применению насилия [16].

Актуальные миграционные процессы - потенциал для внутриполитической дестабилизации

Несмотря на отсутствие алармистских высказываний со стороны политического руководства Германии и «громких» публикаций в СМИ по аналогии с событиями европейского миграционного кризиса 2014-2015 гг., усиление внешнего давления на Германию требует актуализации механизмов управления миграционными процессами. По итогам 2022 г. количество при-

бывших в поисках убежища иностранцев достигло 1 млн 290 тыс. чел. (80% из них - выходцы из Украины), что при отсутствии эффективного регулирования создает дополнительные вызовы для внутриполитической стабильности и национальной безопасности [4].

В данном контексте особую актуальность получают положения о миграционной политике коалиционного договора Социал-демократической партии, «Зеленых» и Свободной демократической партии, которые сформировали правительство ФРГ в 2021 году [13]. Особого внимания требуют вопросы переформатирования порядка рассмотрения поданных ходатайств на получение статуса беженца, который подразумевает ускоренную обработку обращений, унификацию судебных решений и процедуры рассмотрения документов. Несмотря на сохраняющуюся приверженность курсу на стимулирование практики добровольного возвращения на родину, предполагается интенсифицировать усилия по принудительной депортации преступников и потенциальных правонарушителей, что, в первую очередь, касается выходцев из кризисных регионов Ближнего Востока и Северной Африки. С весны 2023 г. упрощается процедура воссоединения семьи для лиц, находящихся под субсидиарной (дополнительной) защитой. Наряду с супругами, несовершеннолетними детьми и их родителями в страну теперь беспрепятственно смогут въехать братья и сестры мигрантов вместе с родителями. Востребованы усилия на треках интеграции, обеспечения равного доступа к образованию и трудовой деятельности, расширения прав выходцев из семей с миграционным фоном. Будет создана стратегия разнообразия в обществе совместно с представителями объединений мигрантов, функционирующих в государстве. Повышение научно-исследовательского потенциала ФРГ увязывается с упрощением порядка въезда и пребывания, обучения иностранных студентов.

Из других зафиксированных в документе приоритетов постепенно реализуются меры по усовершенствованию системы получения гражданства, включая проработку вопроса о закреплении права на наличие иного дополнительно к немецкому. Для легально проживающих в стране иностранцев до 5 лет сокращен срок, необходимый для получения гражданства. Родившиеся в семьях иностранцев дети получают гражданство в случае проживания одного из родителей в стране 5 и более лет. Поэтапно реформируется система получения немецкого паспорта представителями семей с миграционным фоном и потомками прибывших в страну иностранцев-гастарбайтеров после Второй мировой войны. Обострились риски обеспечения национальной безопасности на фоне попыток проникновения под видом беженцев участников боевых действий и поэтапного укрепления позиций этнических преступных сообществ. С аналогичных позиций высказываются в полицейской службе Европейского

союза, фиксируя попытки нелегального ввоза в страны запада оружия и боеприпасов с территории Украины [9]. Значимой внутренней угрозой государству является любая форма экстремизма (правый/левый расизм, исламизм, теории заговора), которая требует комплексного противодействия.

Спустя полтора года после прихода к власти раздел коалиционного договора, посвященный тематике миграции, продолжает вызывать широкую дискуссию в общественно-политических кругах Германии. По оценкам Хри-стианско-демократического союза, формулировки документа свидетельствуют о повороте в миграционной политике, включая отказ от продвигавшегося ранее социал-демократами подхода по управлению и ограничению трансграничных перемещений людей. Особую обеспокоенность вызывает заинтересованность стимулировать т.н. притягивающие внешнюю миграцию факторы. Ключевой проблемой является упразднение установленного в 2018 году максимального лимита (до 1 тыс. чел. ежемесячно) для прибывающих в рамках процедуры воссоединения семей мигрантов, что допускает возможность приглашения находящимися в Германии беженцами своих родственников из стран происхождения. Поэтапное расширение критериев получения убежища и упрощение процедуры получения гражданства Германии ведет к увеличению количества иностранцев, прибывающих с подобными целями в страну и появлению дополнительных трудностей при интеграции в социум, что подтверждается украинским сюжетом. Процесс приема беженцев с Украины сопряжен с трудностями, включая регистрацию, размещение, предоставление социальных гарантий и организацию учебного процесса ввиду значительного количества среди прибывших несовершеннолетних, а также усовершенствование системы функционирования интеграционных курсов и преподавания немецкого языка [21, с. 59]. Эксперт в сфере миграции Й. Ол-тмер отмечает, что миграция не рассматривается новым правительством как угроза для безопасности, которая требует симметричной реакции. С аналогичных позиций высказывается специализирующаяся на миграционных процессах социолог С. Гесс, отмечая недостаточные изменения в контексте выработки новых механизмов национальной миграционной политики. Зампредседателя экспертного совета по вопросам интеграции и миграции Германии Д. Тим указывает на отсутствие конкретных предложений со стороны Берлина относительно переформатирования европейской миграционной политики (например, сохранение практики обработки ходатайств на получение статуса беженца на внешних границах ЕС, пересмотр критериев безопасных стран происхождения и др.). По мнению общественного объединения «ProAsyl», положения документа свидетельствуют о смещении ответственности за принятие решений о предоставлении гуманитарной защиты на страны, которые образу-

ют внешние границы Евросоюза и широко используют практику насильственного выдворения беженцев из страны. Другой аспект - значительные социально-экономические преференции украинским беженцам (в частности, отсутствие необходимости ходатайствовать о получении убежища, право на непрерывное пребывание в стране один год с возможностью продления, получение медицинской помощи, упрощенный допуск на рынок труда), что не находит понимания у выходцев из других государств, которые также прибыли в Германию в целях получения защиты и испытывают трудности с определением правового статуса, получением государственной поддержки [17].

Полагаем целесообразным отметить, что нарастание в среднесрочной перспективе социально-экономических проблем в комплексе с последствиями коронавируса и усилением геополитической неопределенности при дистанцировании элит от решения актуальных вопросов внутриполитической повестки будет способствовать повышению радикализации и конфликтогенности в немецком социуме. По аналогии с периодом острой фазы пандемии и санитарно-эпидемиологических ограничений нельзя исключать повторения случаев открытой демонстрации населением недовольства политическим курсом, в т.ч. выплеска неконтролируемой агрессии в отношении представителей власти и органов охраны правопорядка. В данном контексте сохранение внутреннего единства и стабильности не может опираться сугубо на публичную обструкцию и силовое противодействие деятельности представителей т.н. движения «инакомыслящих», а поиска вариантов диалога в целях недопущения его дальнейшей маргинализации, криминализации и расширения базы сторонников. Особое внимание необходимо уделить пресечению попыток экстремистов различной идеологической ориентации и целевой направленности укрепить в движении свои позиции, сместив акценты на комплексное недовольство текущей обстановкой в стране, включая вопросы миграции и безопасности.

Миграционный трек как потенциальный фактор дестабилизации внутриполитической ситуации в ФРГ приобретает в условиях украинского кризиса серьезное значение. Руководствуясь актуальной политической конъюнктурой и принципами европейской солидарности, Берлин фокусируется на приеме и оказании всеобъемлющей поддержки беженцам с Украины, включая предоставление значительных социально-правовых гарантий, лимитируя при этом поддержку и вызывая непонимание у выходцев из других кризисных регионов, находящихся в стране и нуждающихся в защите. Актуализировалась задача усовершенствования интеграционных курсов и иных адаптивных программ с учетом качественно-количественных изменений миграционного потока. За прошедшие после парламентских выборов полтора года правительство Германии несколько продвинулось в плане реализации сформулированных в

коалиционном договоре положений по регулированию миграции. В частности, поэтапно решаются обозначенные в документе задачи по реформированию института гражданства, упрощению процедуры воссоединения семьи для некоторых категорий беженцев и критериев осуществления трудовой деятельности. При этом отсутствуют серьезные сдвиги в плане реализации концепции добровольного возвращения в страну исхода лиц, которым отказано в получении убежища. Усиливаются риски проникновения под видом беженцев потенциальных правонарушителей, террористов и расширения возможностей для контрабанды оружия. На европейском треке не наблюдается консенсуса в отношении продвигаемого Берлином курса по переформатированию общей миграционной политики, основанной на принципах равного распределения ответственности по финансированию, размещению и интеграции прибывающих, а также противодействия вторичной миграции в рамках Евросоюза.

Литература

1. Антиваксеры в Германии: что делать с агрессивным меньшинством? URL: https://www.dw.com/ru/antivaksery-v-frg-chto-delat-s-agressivnym-menshinstvom/a-60040999 (дата обращения 08.02.2023).

2. О движении ПЕГИДА и проблемах миграционной политики в ФРГ. URL: https://www.imemo.ru/news/events/text/o-dvizhenM-pegida-i-problemah-migratsionnoy-politiki-v-frg (дата обращения 03.01.2023).

3. Рейхсбюргеры: кто это такие, и готовят ли они вооруженный мятеж в Германии. URL: https://rtvi.com/stories/reyskhbyurgery/ (дата обращения 20.03.2023).

4. Acht von zehn Schutzsuchenden kommen aus der Ukraine. URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/pressemitteilungen/DE/2023/01/asylantraege2022. html (дата обращения 14.02.2023).

5. Aktuelle Zahlen aus dem Auslaenderzentralregistetr. URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/kurzmeldungen/DE/2022/10/ukraine-zahlen.html (дата обращения 15.03.2023).

6. Corona-Demos: wie Rechtsextreme die Proteste radikalisieren. URL: https://www.morgenpost.de/politik/article234270611/corona-proteste-rechtsextreme-polizei-querdenker-greiz.html (дата обращения 25.03.2023).

7. COVID-19: Fallzahlen in Deutschland und weltweit. URL: https://www.rki.de/DE/Content/InfAZ/N/Neuartiges_Coronavirus/Fallzahlen.html (дата обращения 20.03.2023).

8. Die Gewalt der «Maskengegner». URL: https://www.tagesschau.de/investigativ/ndr-wdr/gewalt-maskengegner-101.html (дата обращения 13.03.2023).

9. Europol statement on the cooperation with Ukraine // Официальный сайт полицейской службе Европейского союза. URL: https://www.europol.europa.eu/media-press/newsroom/news/europol-statement-cooperation-ukraine (дата обращения 07.01.2023).

10. Pasewalck S. Migration und Flucht im (deutschen) Gegenwartstheater. Sujet -Subjekt - Stimme // Dynamische Gesellschaften - dynamische Kulturen. Sprachliche Verständigung im globalen Zeitalter. Universität Tampere. 2017. P. 135-154

11. Geheimdienste besorgt über Rechtsextremismus in Behoerden. URL: https://www.zeit.de/gesellschaft/zeitgeschehen/2021-10/verfassungsschutz-rechtsextremismus-bundeswehr-behoerden-netzwerke-geheimdienst (дата обращения 20.03.2023).

12. Gewalt gegen Polizei. URL: https://www.bka.de/DE/Presse/Listenseite_Pressemitteilungen/2022/Presse2022/221013_ PM_BLB_Gewalt_Gegen_PVB.html (дата обращения 03.02.2023).

13. Koalitionsvertrag 2021-2025 zwischen der SPD, BUENDNIS 90/DIEGRUENENundFDP. URL: https://www.spd.de/koalitionsvertrag2021/ (дата обращения 10.02.2023).

14. Polarisierung mobilisiert starker. URL: https://www.tagesschau.de/inland/innenpolitik/proteste-energiepreise-101.html (дата обращения 10.02.2023).

15. Proteste in Ostdeutschland. URL: https://www.tagesschau.de/inland/proteste-ostdeutschland-energiekrise-101.html (дата обращения 20.03.2023).

16. Protest Ost, Problem Ost? URL: https://www.tagesschau.de/inland/innenpolitik/ost-innenminister-101.html (дата обращения 21.03.2023).

17. Regierung muss flüchtlingspolitische Verbesserungen aus Koalitionsvertrag umsetzen. URL: https://www.proasyl.de/news/2023-regierung-muss-fluechtlingspolitische-verbesserungen-aus-koalitionsvertrag-umsetzen/ (дата обращения 06.01.2023).

18. Sie wollen der Bevölkerung Angst einjagen. URL: https://www.tagesschau.de/inland/extremisten-bei-demonstrationen-101.html (дата обращения 04.02.2023).

19. Veränderte Kriminalitätslage durch Corona. URL: https://www.behoerden-spiegel.de/2022/08/10/veraenderte-kriminalitaetslage-durch-corona/ (дата обращения 12.03.2023).

20. Wenn wir uns unterhaken, sind wir stark. URL: https://www.zeit.de/politik/deutschland/2022-07/olaf-scholz-zusammenhalt-bevoelkerung-inflation?page=12 (дата обращения 05.01.2023).

21. Zauer M. Integrationsprozesse, wirtschaftliche Lage und Zufriedenheit tuerkeis-taemmiger Zuwanderer in Nordrhein-Westfalen, Ergebnisse der Mehrthemenbefragung 2013, eine Analyse in Kooperation mit dem Ministerium für Arbeit, Integration und Soziales des Landes Nordrhein-Westfalen. Stiftung Zentrum für Türkeistudien und Integrationsforschung (ZfTI). Essen, 2014. 59 p.

References

1. Antivaksery v Germanii: chto delat' s agressivnym men'shinstvom? URL: https://www.dw.com/ru/antivaksery-v-frg-chto-delat-s-agressivnym-menshinstvom/a-60040999 (data obrashcheniya 08.02.2023).

2. O dvizhenii PEGIDA i problemakh migratsionnoi politiki v FRG. URL: https://www.imemo.ru/news/events/text/o-dvizhenii-pegida-i-problemah-migratsionnoy-politiki-v-frg (data obrashcheniya 03.01.2023).

3. Reikhsbyurgery: kto eto takie, i gotovyat li oni vooruzhennyi myatezh v Germa-nii. URL: https://rtvi.com/stories/reyskhbyurgery/ (data obrashcheniya 20.03.2023).

4. Acht von zehn Schutzsuchenden kommen aus der Ukraine. URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/pressemitteilungen/DE/2023/01/asylantraege2022.html (data obrashcheniya 14.02.2023).

5. Aktuelle Zahlen aus dem Auslaenderzentralregistetr. URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/kurzmeldungen/DE/2022/10/ukraine-zahlen.html (data obrashcheniya 15.03.2023).

6. Corona-Demos: wie Rechtsextreme die Proteste radikalisieren. URL: https://www.morgenpost.de/politik/article234270611/corona-proteste-rechtsextreme-polizei-querdenker-greiz.html (data obrashcheniya 25.03.2023).

7. COVID-19: Fallzahlen in Deutschland und weltweit. URL: https://www.rki.de/DE/Content/InfAZ/N/Neuartiges_Coronavirus/Fallzahlen.html (data ob-rashcheniya 20.03.2023).

8. Die Gewalt der «Maskengegner». URL: https://www.tagesschau.de/investigativ/ndr-wdr/gewalt-maskengegner-101.html (data obrashcheniya 13.03.2023).

9. Europol statement on the Cooperation with Ukraine. Ofitsial'nyi sait poli-tseiskoi slu-zhbe Evropeiskogo soyuza. URL: https://www.europol.europa.eu/media-press/newsroom/news/europol-statement-cooperation-ukraine (data obrashcheniya 07.01.2023).

10. Pasewalck S. Migration und Flucht im (deutschen) Gegenwartstheater. Sujet -Subjekt - Stimme. Dynamische Gesellschaften - dynamische Kulturen. Sprachliche Verständigung im globalen Zeitalter. Universität Tampere. 2017. P. 135-154

11. Geheimdienste besorgt über Rechtsextremismus in Behoerden. URL: https://www.zeit.de/gesellschaft/zeitgeschehen/2021-10/verfassungsschutz-rechtsextremismus-bundeswehr-behoerden-netzwerke-geheimdienst (data obrashcheniya 20.03.2023).

12. Gewalt gegen Polizei. URL: https://www.bka.de/DE/Presse/Listenseite_Pressemitteilungen/2022/Presse2022/221013_PM_ BLB_Gewalt_Gegen_PVB.html (data obrashcheniya 03.02.2023).

13. Koalitionsvertrag 2021-2025 zwischen der SPD, BUENDNIS 90/DIEGRUENENundFDP. URL: https://www.spd.de/koalitionsvertrag2021/ (data obrashcheni-ya 10.02.2023).

14. Polarisierung mobilisiert starker. URL: https://www.tagesschau.de/inland/innenpolitik/proteste-energiepreise-101.html (data ob-rashcheniya 10.02.2023).

15. Proteste in Ostdeutschland. URL: https://www.tagesschau.de/inland/proteste-ostdeutschland-energiekrise-101.html (data obrashcheniya 20.03.2023).

16. Protest Ost, Problem Ost? URL: https://www.tagesschau.de/inland/innenpolitik/ost-innenminister-101.html (data obrashcheniya 21.03.2023).

17. Regierung muss flüchtlingspolitische Verbesserungen aus Koalitionsvertrag umsetzen. URL: https://www.proasyl.de/news/2023-regierung-muss-fluechtlingspolitische-verbesserungen-aus-koalitionsvertrag-umsetzen/ (data obrashcheniya 06.01.2023).

18. Sie wollen der Bevölkerung Angst einjagen. URL: https://www.tagesschau.de/inland/extremisten-bei-demonstrationen-101.html (data obra-shcheniya 04.02.2023).

19. Veränderte Kriminalitätslage durch Corona. URL: https://www.behoerden-spiegel.de/2022/08/10/veraenderte-kriminalitaetslage-durch-corona/ (data obrashcheniya 12.03.2023).

20. Wenn wir uns unterhaken, sind wir stark. URL: https://www.zeit.de/politik/deutschland/2022-07/olaf-scholz-zusammenhalt-bevoelkerung-inflation?page=12 (data obrashcheniya 05.01.2023).

21. Zauer M. Integrationsprozesse, wirtschaftliche Lage und Zufriedenheit tuerkeis-taemmiger Zuwanderer in Nordrhein-Westfalen, Ergebnisse der Mehrthemenbefragung 2013, eine Analyse in Kooperation mit dem Ministerium für Arbeit, Integration und Soziales des Landes Nordrhein-Westfalen. Stiftung Zentrum für Türkeistudien und Integra-tionsforschung (ZfTI). Essen, 2014. 59 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.