Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АВСТРИИ: ОСОБЕННОСТИ И ТРЕНДЫ'

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АВСТРИИ: ОСОБЕННОСТИ И ТРЕНДЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
318
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграционные процессы / Австрия / национальная безопасность / украинский кризис / социальноэкономические проблемы / криминализация / принимающий социум / migration processes / Austria / national security / Ukraine crisis / social-economic problems / criminalization / host societyНадеждин Александр Евгеньевич

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Надеждин Александр Евгеньевич

В статье рассмотрены актуальные миграционные процессы в Европейском союзе с акцентом на Австрию. Проведен анализ предпосылок и факторов, ставших причинами демографических и социальных изменений в обществе после Второй мировой войны и способствующих сохранению миграционной привлекательности Австрии на текущем этапе. Обобщены нормативно-правовые инструменты регулирования миграции, включая вопросы пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, особенности функционирования интеграционных механизмов и обеспечения национальной безопасности. В условиях нарастания внешнего миграционного давления на Евросоюз проанализированы подходы Вены к управлению миграционными процессами, которые традиционно характеризуются жесткой позицией и зачастую контрастируют с официальным курсом Брюсселя, в особенности в отношении приема беженцев. Австрийцы в целях пресечения неупорядоченных трансграничных перемещений людей, вторичной миграции и минимизации угроз национальной безопасности активно взаимодействуют с сопредельными государствами и странами-миграционными донорами. На внутриполитическом треке особый интерес для анализа представляет новое явление – массовое прибытие украинских граждан. Данный поток беженцев в качественно-количественном отношении значительно отличается от «традиционной» миграции (гендерная принадлежность, образовательный и социальный уровень, значительное количество несовершеннолетних). Несмотря на жесткость своей миграционной политики, Австрия вынуждена оперативно искать варианты решения комплекса проблем, связанных с размещением и финансированием пребывания выходцев из Украины, а также аргументировано разъяснять электорату причины сохраняющихся негативных социально-экономических изменений в условиях избранного внешнеполитического курса. Побочным эффектом предоставления широких социально-правовых гарантий украинцам наряду с низким уровнем интеграции в социум является рост недовольства титульного населения и мигрантов, прибывших из других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION PROCESSES IN AUSTRIA: FEATURES AND TRENDS

The article deals with the current migration situation in the European Union with an emphasis on Austria. The article analyzes the key prerequisites and factors that caused demographic and social changes in Austrian society after World War II, contribute to the preservation of the migration attractiveness of the state at the current stage. The regulatory and legal instruments for regulating migration, including the stay and employment of foreign citizens, as well as the parameters of the functioning of integration mechanisms and ensuring national security against the background of the crisis events of 2015 are summarized. In the context of increasing external pressure on the European Union, Vienna's approaches to managing migration processes are analyzed, which are traditionally characterized by a tough position and often contrast with the official course of Brussels, especially with regard to the reception of refugees. Austrians, in order to prevent irregular cross–border movements of people and secondary migration, minimize threats to national security, actively interact with neighboring states and countries – migration donors. On the domestic political track, of particular interest is the situation associated with a new phenomenon – the mass arrival of Ukrainian refugees. This flow is qualitatively and quantitatively significantly different from traditional migration (gender, educational and social level, significant number of minors). Despite the rigidity of its migration policy, Austria is forced to quickly look for solutions to a complex of problems related to the accommodation and financing of the stay of immigrants from Ukraine, as well as to explain to its electorate the reasons for negative socio-economic changes in the conditions of the chosen foreign policy course. A side effect of providing broad social and legal guarantees to Ukrainians, along with a low level of integration into society, is the growing discontent of the titular population and migrants who arrived from other countries.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АВСТРИИ: ОСОБЕННОСТИ И ТРЕНДЫ»

ДЕМОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

DOI I0.l9l8l/demis.2023.3.3.4 EDN WMTTMN

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АВСТРИИ: ОСОБЕННОСТИ И ТРЕНДЫ

Надеждин А. Е.

Министерство иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия E-mail: 3039210@mail.ru

Для цитирования: Надеждин, А. Е. Миграционные процессы в Австрии: особенности и тренды // ДЕМИС. Демографические исследования. 2023. Т. 3, № 3. С. 57-70. DOI 10.1918l/demis.2023.3.3.4 EDN WMTTMN.

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные миграционные процессы в Европейском союзе с акцентом на Австрию. Проведен анализ предпосылок и факторов, ставших причинами демографических и социальных изменений в обществе после Второй мировой войны и способствующих сохранению миграционной привлекательности Австрии на текущем этапе. Обобщены нормативно-правовые инструменты регулирования миграции, включая вопросы пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, особенности функционирования интеграционных механизмов и обеспечения национальной безопасности. В условиях нарастания внешнего миграционного давления на Евросоюз проанализированы подходы Вены к управлению миграционными процессами, которые традиционно характеризуются жесткой позицией и зачастую контрастируют с официальным курсом Брюсселя, в особенности в отношении приема беженцев. Австрийцы в целях пресечения неупорядоченных трансграничных перемещений людей, вторичной миграции и минимизации угроз национальной безопасности активно взаимодействуют с сопредельными государствами и странами-миграционными донорами. На внутриполитическом треке особый интерес для анализа представляет новое явление - массовое прибытие украинских граждан. Данный поток беженцев в качественно-количественном отношении значительно отличается от «традиционной» миграции (гендерная принадлежность, образовательный и социальный уровень, значительное количество несовершеннолетних). Несмотря на жесткость своей миграционной политики, Австрия вынуждена оперативно искать варианты решения комплекса проблем, связанных с размещением и финансированием пребывания выходцев из Украины, а также аргументировано разъяснять электорату причины сохраняющихся негативных социально-экономических изменений в условиях избранного внешнеполитического курса. Побочным эффектом предоставления широких социально-правовых гарантий украинцам наряду с низким уровнем интеграции в социум является рост недовольства титульного населения и мигрантов, прибывших из других стран.

Ключевые слова: миграционные процессы; Австрия; национальная безопасность; украинский кризис; социально-экономические проблемы; криминализация; принимающий социум.

Миграционные процессы являются неотъемлемой частью глобализации и оказывают воздействие на жизнедеятельность общества, в первую очередь, на политические, социокультурные и экономические аспекты. Основные трудности связаны с неконтролируемыми трансграничными перемещениями людей, которые несут риски как для стран выбытия (отток трудоспособного населения, сокращение темпов экономического роста, демографические изменения), так и прибытия (снижение стоимости рабочей силы в стране, дополнительные финансовые издержки, криминализация и рост напряженности в принимающем обществе и др.) [х, с. 14]. Проблема нелегальной миграции сохраняет актуальность для стран-членов ЕС. По данным Агентства Евросоюза по безопасности внешних границ «Фронтекс», за первые шесть

Введение

месяцев 2023 г. зафиксировано 132 370 попыток незаконного пересечения границ ЕС (максимальный показатель с 2016 г.)1. Основные направления следования иностранцев - центрально-средиземноморский и западно-балканский маршруты. Наряду с выходцами из Сирии, Афганистана, Кот-д'Ивуар, Марокко нелегально границы Европейского союза пытаются пересечь и украинские граждане.

Усиление внешнего миграционного давления продолжает испытывать Австрия, чью привлекательность можно объяснить комплексом факторов, включая высокий уровень жизни, развитую систему социальных гарантий, устоявшиеся позиции национальных диаспор. Несмотря на традиционно жесткие подходы к регулированию миграции и обеспечению национальной безопасности, обусловленные в т. ч. событиями европейского кризиса 2015 г., Австрия в настоящий момент сталкивается с миграционными процессами высокой интенсивности и структурной неоднородности. Так, по данным Федерального статистического ведомства Австрии, за первые 6 месяцев 2023 г. иностранными гражданами подано 28 491 ходатайство на получение статуса беженца, большинство из которых прибыли из стран мусульманского мира (в 2022 г. поступило 112 272 аналогичных обращения)2. Геополитическая напряженность, прежде всего, в контексте событий на Украине и Ближнем Востоке, провоцирует опасения дальнейшего усиления миграционных потоков на территорию страны.

Источники и методы исследования

Эмпирической базой настоящей публикации стали официальные статистические данные государственных учреждений Европейского союза и Австрии, профильные нормативно-правовые документы и доклады, аутентичные материалы немецкоязычных СМИ, которые позволили выявить тенденции, масштабы и специфику актуальных миграционных процессов. При подготовке статьи использовался сравнительно-исторический метод для анализа изменения структуры миграционных процессов в обществе-реципиенте в конкретный промежуток времени и определения основных этапов формирования государственной политики в данной сфере. Причинно-следственный анализ позволил определить специфику и качественно-количественные характеристики миграционных процессов в Австрии.

В рамках отечественной германистики вопросы, непосредственно связанные с миграционными процессами в современной Австрии, включая их качественно-количественные показатели, инструменты политико-экономического регулирования и тенденции развития в полной мере не исследованы, а скорей выступают элементом изучения в рамках общеевропейских исследований. Среди российских ученых, фокусирующихся непосредственно на изучении Австрии, необходимо отметить Ф. М. Максимычева, А. А. Синдеева, А. М. Филитова, В. Я. Швейцера.

Австрия и актуальные миграционные процессы

По данным Федерального статистического ведомства Австрии, за последние десять лет в демографической структуре наблюдается постепенный прирост количества выходцев из семей с миграционными корнями (20x2 г. -1,57 млн человек или 18,8% от общей численности населе-

1 Central Mediterranean top migratory route into the EU in first half of 2023 // Frontex. European Border and Coast Guard Agency : [site]. URL: https://frontex.europa.eu/media-centre/news/news-release/ central-mediterranean-top-migratory-route-into-the-eu-in-first-half-of-2023-XtMpdL (accessed on 20.08.2023).

2 Anzahl der Asylanträge in Österreich von 2013 bis 2023 // Statista : [сайт]. URL: https://de.statista. com/statistik/daten/studie/293189/umfrage/asylantraege-in-oesterreich/ (дата обращения: 25.07.2023).

ДЕМОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН • FOREIGN DEMOGRAPHICS ния; 2015 г. - 1,81 млн или 21,4%; 2021 г. - 2,24 млн или 25,4%; 2022 г. - 2,4 млн или 26,4%)3 (рис. 1).

30

2012 201.3 2Ш4 2015 2016 2017 201В 2019 2020 2021 2022

Рис. 1. Доля выходцев из семей с миграционными корнями в населении Австрии

В 2012-2022 ГГ.

Fig. 1. Proportion of the population with a migrant background in Austria in 2012-2022

Источник: составлено автором на основе данных Statista4

В настоящий момент первое поколение мигрантов (родившиеся за рубежом) составляет 1,63 млн человек, второе поколение (родившиеся на территории страны в семье прибывших из-за рубежа) - 605 тыс. человек (рис. 2).

Бургснланд =-_ M.ffio"

Нижняя Лвсгрин MHV

Кар] [HTM я ^■■■Hl

Штария .|ШИЕа

Иерхкяя Австрия 1~ . ... Г^ АЧа Тироль

Зальцбург' .

Вена ' " '"Д'УГ

0,00% 5.00% 10,00% 15,00% 20.00% 25,00% 30,00% 35.00% 40.00%

Рис. 2. Доля иностранцев в населении Австрии по федеральным землям в 2023 г. Fig. 2. Proportion of foreigners in the population in Austria by federal state in 2023

Источник: составлено автором на основе данных Statista5

3 Выходец из семьи с миграционными корнями (нем. «mit Migrationshintergrund») -гражданин, оба родителя которого родились за рубежом. Лица, у которых один из родителей родился в Австрии, не подпадают под данную категорию.

4 Anteil der Bevölkerung mit Migrationshintergrund in Österreich von 2012 bis 2022 // Statista : [сайт]. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/294028/umfrage/bevoelkerungsanteil-mit-migrationshintergrund-in-oesterreich/ (дата обращения: 12.07.2023).

5 Anteil der Ausländer an der Bevölkerung in Österreich nach Bundesländern zu Jahresbeginn 2023 // Statista : [сайт]. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/293150/umfrage/auslaenderanteil-in-oesterreich-nach-bundeslaendern/ (дата обращения: 12.07.2023).

Из этой диаграммы следует, что максимальная концентрация иностранцев наблюдается в столице Австрии ввиду широкого спектра возможностей для трудоустройства, высокого уровня жизни, наличия развитой инфраструктуры для проживания (I млн 982 тыс. человек). Порядка 20% иностранцев присутствует в населении Форальберга (406 тыс.), Зальцбурга (I56 тыс.), Тироля (771 тыс.), что связано с проживающими потомками иностранных рабочих, прибывших в 1960-е гг. на промышленные объекты данных федеральных земель, а также волной беженцев из республик бывшей Югославии. Минимальное количество (менее 12%) - в федеральных землях Нижняя Австрия (I млн 718 тыс.) и Бургенланд (30I тыс.) (рис. 3).

250 ООО 200 000 150 000

100 000

" на 0 i .0 ! .201J на 0 ! ,01.2023

Рис. 3. Численность иностранных граждан, проживающих в Австрии (тыс. человек) Fig. 3. Number of foreign citizens living in Austria (thousand people)

Источник: составлено автором на основе данных Австрийского интеграционного фонда6

Таким образом, за хо лет значительный прирост выявлен среди выходцев из третьих стран. Так, численность сирийцев на фоне кризисных событий выросла в 30 раз, украинцев - хх,7 раз, афганцев - 3,8 раз, иранцев - 2,26 раз. Увеличение количества румын в 2,76 раз, болгар - 2,7х раз, венгров - 2,69 раз, словенцев - 2,45 раз связано, в первую очередь, с расширением Евросоюза в 2004 и 2007 гг. и распространения его законодательства на указанные страны. В абсолютном значении среди проживающих в Австрии иностранцев лидируют обладатели немецких паспортов (225 тыс.), румынских (х47 тыс.), сербских (х2х тыс.), турецких (хх9 тыс.), хорватских (юх тыс.), венгерских (99 тыс.), боснийских (98 тыс.), сирийских (82 тыс.) и украинских (79 тыс.). Актуальная численность граждан России составляет 35,5 тыс. человек (увеличение - х,з раза)7.

6 Statistiken // Österreichischer Integrationsfonds : [сайт]. URL: https://www. integrationsfonds.at/ statistiken/ (дата обращения: 12.07.2023).

7 Mehr als ein Viertel der österreichischen Gesamtbevölkerung hat Migrationshintergrund // Statistisches Jahrbuch Migration & Integration 2022 : [сайт]. URL: https://www.statistik.at/fileadmin/ announcement/2022/07/20220725MigrationIntegration2022.pdf (дата обращения: 26.07.2023).

«Миграционная» составляющая австрийского общества неразрывно связана с историей становления государственности. В годы своего существования Австро-Венгерская империя была активным участником трансграничных миграционных потоков, выступая в качестве крупного донора и реципиента. В стране сформировались меньшинства чехов и словаков, хорватов, венгров, словенцев, цыган. После Второй мировой войны для восстановления разрушенного народного хозяйства Австрия инициировала процесс привлечения иностранных рабочих на основе соглашения Рааб-Олаха, согласно которому вводились квоты для промышленных секторов и принцип ротации трудящихся8. В данном контексте возможно провести параллели с использованием зарубежной рабочей силы в послевоенной Германии для реализации концепции «экономического чуда» федерального канцлера ФРГ Л. Эрхарда. Австрийцами были заключены соглашения о наборе гостевых работников с Испанией (х9б2 г.), Турцией (х9б4 г.), Югославией (х9б5 г.) и параллельно в странах исхода создавались профильные центры набора персонала [2]. Изначальный план, который подразумевал временное трудоустройство с последующим возвращением мигрантов в страну происхождения, не был реализован. В х990-е гг. (пиковая фаза - х990-х993 гг.) страна столкнулась с самым массовым после окончания Второй мировой войны притоком беженцев из кризисных регионов. Основными триггерами стали распад СФРЮ и обострение экономико-политической ситуации на Ближнем Востоке и Северной Африке. Вступление Австрии в Евросоюз в х995 г. ввиду выгодного географического расположения - на основных маршрутах трансграничного перемещения из средиземноморского в центральный регион - поспособствовало усилению миграции из сопредельных государств Восточной и Южной Европы. В дальнейшем страна сталкивалась с притоком беженцев на фоне боевых действий в Афганистане и Ираке. Как представляется, такие процессы оказали значительное влияние на текущую демографическую ситуацию и социальную структуру социума.

К основным приоритетам миграционной политики Австрии в конце девяностых - начале двухтысячных годов можно отнести выработку механизмов по трудоустройству квалифицированной рабочей силы из третьих стран и адаптации прибывших иностранцев в рамках концепции «интеграция до иммиграции» [3, с. 42]. В практическом плане этот подход нашел отражение в усовершенствовании нормативно-правовой базы. Так, в х997 г. состоялось объединение двух действовавших ранее законов - «Закона об иностранцах» и «Закона о пребывании», направленное на усовершенствование системы въезда и пребывания. Внесены изменения в «Закон о гражданстве», фиксирующие необходимость владения немецким языком и ужесточение критериев приобретения гражданства. Запущенная в 2002 г. система упорядоченного приема т. н. «ключевых» специалистов, деятельность которых имеет значение для экономики государства, и основанная на принципе квотирования, заложила базу для запуска в дальнейшем т. н. «красно-бело-красной карты». Данный инструмент посредством определенной бальной модели (квалификация, опыт, возраст, владение иностранными языками, учеба в стране) формирует

8 Migration und Wirtschaft // Integrationsfonds : [сайт]. URL: https://www. integrationsfonds. at/ publikationen/oeif-fact-sheets-archiv/ (дата обращения: 12.07.2023).

условия для привлечения на рынок труда зарубежных специалистов9. Особое внимание госорганы стали уделять усовершенствованию интеграционных механизмов. Наряду с ужесточением контроля за посещением прибывшими интеграционных курсов в 2007 г. запущена профильная платформа для координации взаимодействия исполнительных и законодательных органов власти с институтами гражданского общества, ответственных за вопросы интеграции. В дальнейшем она стала основой национального плана действий по интеграции, в котором впервые в австрийской истории обозначены цели и задачи, приоритетные направления политики в данной сфере, направленные как на создание «окна возможностей» для прибывших и инструментов минимизации дискриминационных практик и противодействия ксенофобии, так и закрепление обязанностей мигрантов перед принимающим обществом. Документ содержит такие тематические блоки, как образование, социальную сферу, здравоохранение, межкультурную коммуникацию, ценностно-правовые установки, региональную специфику, осуществление трудовой деятельности, жилищное хозяйство. В 2009 г. были внесены изменения в законодательство в сфере предоставления статуса беженца [4].

В 2015 г. Австрия столкнулась с небывалым в истории страны миграционным кризисом. По данным Федерального статистического ведомства, были поданы 88 340 ходатайств на получение статуса беженца (2014 г. - 25 700 аналогичных обращений). Из них 10% поступили от несовершеннолетних без сопровождения взрослых. Большинство иностранцев прибыли из Сирии, Афганистана и Ирака. В пиковую фазу Австрия приняла 7% от общего потока иностранцев, которые ходатайствовали о получении статуса беженца в ЕС несмотря на то, что основная масса следовала транзитом в Германию и страны Северной Европы. Подобная ситуация нашла отражение в значительном приросте популярности у населения правопопулистских партий. По результатам электоральных кампаний «Австрийская партия свободы» (далее - АПС) смогла значительно улучшить свои позиции в землях Штирия 26,8% (+16,1% к показателям 2009 г.), Верхняя Австрия 30,36% (+15,07%) и Вена 30,79% (+5,02%)10. Обострение миграционной проблематики и нарастание внутриполитической напряженности потребовали от правительства сраны оперативной корректировки плана действий. Как справедливо отмечает известный специалист В. Я. Швейцер, позиция австрийского руководства не совпадала с концепцией федерального канцлера ФРГ А. Меркель «открытых дверей» и «культуры приветствия», а подразумевала ужесточение миграционного законодательства [5, с. 85]. В частности, осенью 2015 г. в одностороннем порядке была возобновлена процедура погранконтроля с сопредельными государствами. Парламент Австрии оперативно одобрил закон, позволяющий правительству вводить режим ЧП в случае обострения ситуации с беженцами, которая обозначена в нем как «угроза общественному порядку и внутренней безопасности». Установлены количественные ограничения для впускаемых в страну иностранцев в качестве беженцев с постепенным доведением ежегодных показателей до 25 тыс. В 2017 г. одобрен интеграционный закон,

9 Zuwanderung aus nicht EU-Staaten // Advantage Austria : [сайт]. URL: https://www. advantageaustria.org/ru/zentral/business-guide/arbeiten-in-oesterreich/zuwanderung-aus-nicht-eu-staaten/ Zuwanderung_aus_Nicht-EU-Staaten.ru.html (дата обращения: 04.07.2023).

10 Wahlanalyse im Detail // Sora : [сайт]. URL: https://www.sora.at/themen/wahlverhalten/ wahlanalysen/ltw-bgld15.html (дата обращения: 04.07.2023).

который формирует правовую основу интеграции непосредственно иностранцев, подавших ходатайство на получение статуса беженца или нуждающихся в субсидиарной (вспомогательной) защите лиц в возрасте старше 15 лет. Таким образом, все прибывшие обязаны подписывать т. н. согласие на участие в осуществляемой государством интеграции, подразумевающей регулярное посещение и окончание специальных курсов по изучению традиций страны пребывания и немецкого языка с получением сертификатов. Отказ от посещения учебных занятий несет для беженцев правовые издержки, в т. ч. сокращение объемов оказываемой финансовой поддержки. При федеральном министерстве по делам Европы, интеграции и внешних сношений функционирует экспертный совет по интеграции и мониторингу процессов в сфере миграции.

Рис. 4. Динамика поданных ходатайств на получение статуса беженца в Австрии

в 2013-2023 гг.

Fig. 4. Dynamics of submitted applications for refugee status in Austria in 2013-2023

Источник: составлено автором на основе данных Statista11

Как видно из данного графика (рис. 4), численность поданных ходатайств на получение статуса беженца своего пика достигла в период миграционного кризиса 2015 г. Последующее сокращение количества подобных обращений (2016-2020 гг.) можно объяснить как снятием общеевропейской напряженности, так и ужесточением Австрией инструментов собственной миграционной политики. Новый «рекорд» установлен в 2022 г., что объясняется в целом усилением внешнего миграционного давления на Европейский союз и соответственно государства, находящиеся на главных маршрутах следования беженцев.

Основной структурной проблемой является интеграция прибывших. По оценкам федерального министра по делам женщин и интеграции С. Рааб, отсутствует прогресс в плане интеграции в социум почти 30 тыс. иностранцев, которые подали ходатайство на получение статуса беженца. В подобной ситуации основные риски министр усматривает в укреплении параллельных обществ с воспроизведением эле-

11 Anzahl der Asylanträge in Österreich von 2013 bis 2023 // Statista : [сайт]. URL: https://de.statista. com/statistik/daten/studie/293189/umfrage/asylantraege-in-oesterreich/ (дата обращения: 12.07.2023).

ментов стран исхода и собственными нормативно-правовыми установками12. Другим вызовом становится криминальная «активность» иностранных граждан. По данным МВД Австрии, в 2022 г. в качестве подозреваемых в совершении различных деликтов проходили 128 594 человека [6]. Среди правонарушителей преобладали выходцы из Румынии, Германии, Сербии, Турции, Венгрии и Сирии. Проблемой является усиление экстремистских тенденций в миграционном сообществе. Как следует из проведенного ведомством федерального канцлера и МВД Австрии исследования, в среде мигрантов существует три вида экстремизма, схожесть которых заключается в отрицании принципов плюралистического общества. Наиболее опасным представляется насильственный экстремизм, цели которого достигаются радикальными физическими действиями и создают благоприятную среду для терроризма. Активистский экстремизм, основанный на побуждении в различных формах людей к противоправным действиям, выражается путем проведения несанкционированных протестных акций13. Пассивный экстремизм выражается в отчуждении от общества путем создания автономных социальных структур для формирования собственной идеологии. Так, значительный экстремистский потенциал фиксируется у прибывших в страну беженцев с Северного Кавказа. Имеются трудности с выходцами из арабского мира ввиду наличия среди них последователей радикальных религиозных течений. Среди выходцев из Турции не выявлено последователей джихадистской идеологии, но при этом генерируются представители различных объединений - от «Серых волков» и «Милли гюреш» - до курдских этнических криминальных структур и противников президента Турции Р. Эрдогана. Выходцы из Балканского полуострова в целом демонстрируют высокую устойчивость к экстремизму ввиду ряда национальных и региональных особенностей, в т. ч. доминирования светского варианта ислама в странах исхода [7, с. 97-99].

В настоящий момент Австрия, сталкиваясь с увеличением транзитного миграционного потока через Балканский полуостров, выступает за поэтапное ограничение масштабов неупорядоченной миграции в ЕС за счет использования «жестких» элементов безопасности (усовершенствование системы охраны и патрулирования границ, введение строгого пограничного контроля, увеличения штатных возможностей пограничных ведомств). Вена находится среди тех членов ЕС, которые требуют от Брюсселя наращивать ассигнования на модернизацию пограничной инфраструктуры, включая наблюдение с воздуха и ввод в эксплуатацию нового оборудования. Поддерживает принцип квотирования мигрантов и солидарна с позицией государств, образующих внешний пограничный контур Евросоюза, в т. ч. в вопросе использования европейских финансовых средств для увеличения штата пограничников и средств патрулирования на границе Болгарии с Турцией. В целом, как и другие партнеры по ЕС, австрийцы заинтересованы в создании упорядоченной системы привлечения квалифицированных мигрантов и придерживаются позиции о необходимости выработки условий для интеграции прибывающих и активизации усилий по поддержке стран первого въезда, включая предоставление гуманитарной помощи в кризисных

12 Parallelgesellschaften: Wien wehrt sich gegen Kritik von Ministerin Raab // Der Standard : [сайт]. URL: https://www.derstandard.at/story/2000118037764/parallelgesellschaftenwien-wehrt-sich-gegen-kritik-von-ministerin-raab (дата обращения: 10.07.2023).

13 Neue Studie über Extremismus in Migranten-Communitys // Der Standard : [сайт]. URL: https://www.derstandard.at/story/3000000175427/neue-studie-ueber-extremismus-in-migranten-c (дата обращения: 01.08.2023).

регионах и развитие кооперации со странами исхода. Австрия стремится отстаивать собственные интересы в принципиальных вопросах миграции, избирательно следуя миграционному курсу Брюсселя. Так, примером является проводимые на регулярной основе трехсторонние встречи глав Австрии, Венгрии и Сербии для обсуждения проблематики противодействия нелегальной миграции на уровне стран-соседей. На подобном мероприятии в июле 2023 г. заключен «Меморандум о понимании», подразумевающий ужесточение выдачи сербских въездных виз для выходцев из т. н. безопасных стран происхождения и усовершенствование практического взаимодействия по технической защите венгерской границы14. В рамках двусторонних отношений с другими государствами ЕС миграционной повестке уделяется серьезное внимание. Интенсивно развиваются контакты с Германией и Швейцарией, направленные на расширение кооперации на треке противодействия нелегальной миграции в рамках двусторонних контактов (в первую очередь, взаимодействие погранведомств и полиции, противодействие преступным сообществам, специализирующимся на перевозке людей, ускоренная процедура реадмиссии)15. Развивается взаимодействие с третьими странами. В частности, заключено соглашение о миграции и мобильности с Индией, направленное на противодействие неупорядоченным трансграничным перемещениям, реадмиссию и интенсификацию взаимодействия в рамках набора трудовых мигрантов, студенческих обменов и оптимизации оформления въездных документов.

Австрия и украинский кризис

Усиление миграционного давления наряду с активизацией центрально-средиземноморского маршрута связано со значительным увеличением беженцев из Украины. Двигаясь в фарватере общеевропейской политики по всеобъемлющей поддержке киевского режима, федеральный канцлер К. Нехаммер изначально заявил о проактивной позиции Вены в отношении приема украинцев16. С марта 2022 г. по февраль 2023 г. в стране были зарегистрированы 97 047 беженцев (70% - женщины, 30% - мужчины), большинство из которых концентрируется в столичном регионе. В структуре миграционного потока, который в качественно-количественном отношении отличается от событий 2015 г., преобладают разделенные семьи, состоящие из женщин в сопровождении несовершеннолетних и пожилые люди. Маршрут следования из Украины в Австрию пролегает по территории одного континента через безопасные страны (Польша, Словакия, Венгрия или Чехия). Сформулированы правовые условия для предоставления беженцам временной защиты, оформления разрешения на легальное пребывание сроком до одного года с возможностью продления, а также выдачи т. н. «голубой карты для изгнанного лица» - документа, который обеспечивает доступ на местный рынок труда, получение медицинской помощи и страховки,

14 Treffender Hardliner // Tagesschau : [сайт]. URL: https://www.tagesschau.de/ausland/europa/ migrationsgipfel-oesterreich-100.html (дата обращения: 10.07.2023)

15 Schallenberg: A Milestone in Relations with India - Signing the Migration and Mobility Agreement // BMEIA : [site]. URL: https://www.bmeia.gv.at/en/the-ministry/press/news/2023/05/ schallenberg-a-milestone-in-relations-with-india-signing-the-migration-and-mobility-agreement/ (accessed on 19.07.2023).

16 Bundeskanzler Nehammer: "Es ist jederzeit möglich, den Krieg zu beenden" // Bundeskanzleramt : [сайт]. URL: https://www.bundeskanzleramt.gv.at/bundeskanzleramt/nachrichten-der-bundesregierung/2022/03/bk-nehammer-es-ist-jederzeit-moeglich-den-krieg-zu-beenden.html (дата обращения: 22.08.2023).

участие в образовательном процессе сопровождающих детей. Украинцы перед выходом на рынок труда обязаны регистрироваться по упрощенной форме в государственной службе занятости Австрии без сдачи дополнительных экзаменов, что отличает их от других беженцев в плане процесса трудоустройства (по данным за январь 2023 г. трудоустроены порядка 8 300 человек). Ходатайство о трудоустройстве украинцев уполномочен также вносить и потенциальный работодатель. До 31 марта 2024 г. продлен срок временной защиты, что является триггером для изучения немецкого языка и поиска работы. Прибывшие получают юридическую и психологическую консультации. Государственная программа базовой помощи беженцам (по данным МВД, ее основные реципиенты - 48 600 украинцев и 15 300 сирийцев) подразумевает выплаты для семьи не более 330 евро на оплату коммунальных услуг и аренду жилья, на одинокого человека - 165 евро. 80% прибывших проживают в частных домовладениях, 20% - в местах компактного размещения17. Наблюдаются трудности с функционированием соответствующих языковых интеграционных программ и школьного образования для детей беженцев ввиду дефицита учебных материалов и специалистов, владеющих немецким и украинским языками. На фоне ограниченного желания выходить на локальный рынок труда циркулирующие в местных СМИ сообщения относительно трудностей с функционированием механизмов адаптации, неправомерного получения прибывшими государственной поддержки способствуют нарастанию негативного фона в обществе. В частности, появляются сообщения о передвигающихся по Австрии на автомобилях представительского класса с украинскими номерами и проживающих в дорогих отелях «беженцах». Как вытекает из проведенного Венским университетом социологического исследования, коренные жители обращают внимание на настороженное и даже предвзятое отношение приехавших украинцев по отношению к нуждающимся в помощи из других государств, особенно из стран мусульманского мира18. Выходцы из Украины проводят неформальные границы «свой-чужой» по финансовому и образовательному статусу, систематически подчеркивают свою культурную, географическую и историческую близость к общеевропейской семье, акцентируют отсутствие намерений оставаться в Австрии на длительный период времени. Большинство прибывших хочет жить в Вене или пригородах ввиду желания поддерживать максимально комфортный уровень жизни, использовать весь спектр возможностей для занятости, образования и организации досуга, а также дефицита в сельской местности пунктов раздачи питания и транспорта. Проблемой является обеспечение полноправного доступа к рынку труда украинских женщин за счет расширения компетенций государственных институтов по подбору вариантов сопряжения профессиональной деятельности и выполнения обязанностей по уходу за прибывшими детьми или пожилыми членами семьи. Сохраняются трудности с оптимизацией моделей функционирования дошкольных и средних полных образовательных заведений с учетом специфики и качественно-количественных характеристик нынешнего миграционного потока.

В сложившейся ситуации австрийские эксперты обращают внимание на возникшие сложности в интеграционной политике. Руководствуясь опытом прошлых

17 92.000 ukrainische Flüchtlinge in Österreich: Nur 8262 haben einen Job // DerStandard : [сайт]. URL: https://www.derstandard.at/story/2000143880766/immer-mehr-ukrainever1:riebene-wollen-fix-in-oesterreich-bleiben (дата обращения: 15.07.2023).

18 Studie Ukraine-Vertriebenein Österreich ein Jahr nach Kriegsbeginn // Europaeische Komission : [сайт]. URL: https://ec.europa.eu/migrant-integration/system/files/2023-08/D0rfler-Bolt%2C%20 Kaindl%20%282023%29%20-%20Ukraine-Vertriebene%20in%20Österreich%20ein%20Jahr%20 nach%20Kriegsbeginn.pdf (дата обращения: 04.08.2023).

периодов увеличения миграционного давления (в частности, на фоне распада Югославии и войн на Балканах, «Арабской весны» и кризисных событий в БВСА), они прогнозируют, что часть прибывших в среднесрочной перспективе не вернется в страну исхода, а останется в стране на ПМЖ. Как отмечает специалист в сфере политических исследований Венского университета В. Джиич, речь в первую очередь идет о семьях с маленькими детьми, которые прибыли в Австрию, смогли социализироваться и готовы начать новую жизнь19. В данном контексте целесообразно сместить фокус с классической интеграционной политики с акцентом на встраивание прибывших в социум на обеспечение приема и их размещение, выработку эффективных моделей изучения немецкого языка, создание условий доступа к образованию, медуслугам, нострификацию дипломов для осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной на родине специальностью (большинство беженцев заняты неполный трудовой день в сфере низкоквалифицированного труда - уборка помещений, сельское хозяйство, гастрономия). В австрийском отделении гуманитарного фонда «Ка-ритас» призывают предоставить украинцам гарантии долгосрочного пребывания, прежде всего, в плане труда и легального статуса при том понимании, что прибывшие тоже должны демонстрировать заинтересованность в интеграции. Министр по цифровым и экономическим вопросам М. Кохер анонсировал упрощение критериев доступа на рынок труда за счет предоставления украинцам таких же возможностей, как у австрийцев и представителей других стран ЕС20.

Чувствительным для любого принимающего общества и коренного населения является вопрос финансирования беженцев и возрастающей нагрузки на бюджет [8]. В целом официальные власти стараются лишний раз не публиковать подобную информацию, чтобы не будоражить общественное мнение. Как следует из ответа МВД на запрос депутата австрийского парламента от АПС Х. Амесбауэра, в 2022 г. содержание беженцев обошлось в 339,8 млн евро (в среднем расходы на одного беженца - 22 евро в день). При этом наблюдается поэтапное сокращение расходов в данной сфере (2018 г. - 466 млн; 2019 г. - 335 млн)21.

Заключение

Как видим, миграционная проблематика сохраняет свою актуальность, выступая фактором, дестабилизирующим ситуацию в Европейском союзе. Сохраняется тренд на увеличение масштабов неупорядоченной миграции в Европу через акваторию Средиземного моря и страны Балканского полуострова. К «традиционным» направлениям добавился новый маршрут следования беженцев с территории Украины.

«Благодаря» своим притягивающим факторам (высокий уровень жизни, система социальных гарантий, исторические особенности, позиции национальных диаспор), которые формировали облик страны, Австрия вновь оказывается в эпицентре миграционных процессов, которые характеризуются высокой интенсивностью и неоднородностью. Вена традиционно увязывает вопросы обеспечения безопасности с миграцией, придерживаясь жесткой позиции в отношении основных принципов

19 Optimismus in unsicheren Zeiten // Mein Bezirk : [сайт]. URL: https://www.meinbezirk.at/ waidhofenthaya/c-lokales/optimismus-in-unsicheren-zeiten_a6100106 (дата обращения: 30.07.2023).

20 Sind die steigenden Arbeitslosenzahlen in Österreich ein Alarmzeichen? // Kleine Zeitung : [сайт]. URL: https://www.kleinezeitung.at/wirtschaft/6295020/Arbeitsminister-Kocher_Sind-die-steigenden-Arbeitslosenzahlen-in (дата обращения: 20.08.2023).

21 Soviel kostet Oesterreich ein Fluechtling pro Tag // Vienna : [сайт]. URL: https ://www. vienna. at/ so-viel-kostet-oesterreich-ein-fluechtling-pro-tag/8040346 (дата обращения: 20.08.2023).

политики ЕС в данной сфере, включая противодействие ее нелегальной форме, квотирование беженцев, депортацию иностранцев, которым отказано в получении убежища, усовершенствование систем пограничного контроля. Приоритетом является привлечение на национальный рынок труда квалифицированной рабочей силы и обязательная интеграция прибывших иностранцев. Вместе с тем на данном этапе, руководствуясь актуальной политической конъюнктурой, Австрия реализует масштабную кампанию по приему и всеобъемлющей поддержке беженцев из Украины. В настоящий момент страна столкнулась с двумя различными по своей качественно-количественной структуре потоками - с традиционным из кризисных регионов БВСА и новым - с территории Украины, что требует верификации используемых инструментов для минимизации рисков негативного воздействия миграции на внутриполитические процессы. Предоставление широкого спектра, зачастую чрезмерных социально-правовых гарантий выходцам из Украины сопряжено как со значительной финансовой нагрузкой и ограничением возможностей их полноценной интеграции в принимающий социум, так и с ростом недовольства среди коренного населения и других иностранцев, легально находящихся на территории страны. Реализация концепции «открытых дверей» применительно к украинцам имеет свои издержки. В частности, первоначальный расчет на поэтапный выход на рынок труда вновь прибывших и возвращение в страну исхода не оправдался. Так, по данным проведенного Австрийским интеграционным фондом социологического исследования, в настоящий момент только 13% женщин планируют вернуться в страну исхода (в первой половине 2022 г. подобной позиции придерживались 30% респондентов) .

Список литературы

1. Рязанцев, С. В. Миграционный кризис: понятие и критерии // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1, № 1. С. 7-16. DOI 10.19181/demis.2021.1.1.1. EDN KIBTEH.

2. Нестерова, А. А. Эволюция подходов к привлечению иностранной рабочей силы в странах Европейского союза: Опыт Австрии // Журнал международного права и международных отношений. 2015. № 4. С. 70-75. EDN CBZOG .

3. Biffl, G. Migration und Arbeit / G. Biffl, P. Huber: Wien : Österreichische Akademie der Wissenschaften, 2023. 319 s. ISBN 978-3-7001-9327-2. DOI 10.1553/9780EAW93265.

4. Nationaler Aktionsplan fuer Integration. Wien : Bundeskanzleramt, 2007. 374 s.

5. Швейцер, В. Я. Политические проблемы современной Австрии [монография]. Москва : Институт Европы РАН, 2022. 114 с. ISBN 20978-5-98163-187-0. DOI 10.15211/report52022 391.

6. Polizeiliche Kriminalstatistik 2022. Die Entwicklung der Kriminalitaet in Oesterreich. Wien : Bundesministerium Inneres. Bundeskriminalamt, 2023. 84 s.

7. Karabegovic, D. Bosnian Studies. Perspectives from an Emerging Field / D. Karabegovic, A. Karamehic-Oates. Missouri : University of Missouri Press, 2023. 310 p. ISBN 978-0-8262-2273-2.

8. Мовкебаева, Г. А. Современный миграционный кризис и его последствия / Г. А. Мовкебае-ва, О. С. Маланченко // Вестник КазНУ Серия международные отношения и международное право. 2016. Т. 73, № 1. С. 19-23. EDN XBNXBX.

Сведения об авторе:

Надеждин Александр Евгеньевич, кандидат политических наук, первый секретарь, МИД России, Москва, Россия.

Контактная информация: e-mail: 3039210@mail.ru: ORCID ID: 0000-0002-4294-5972: РИНЦ Author ID: 1140825: Web of Science Researcher ID: AAD-5855-2022.

Статья поступила в редакцию 01.07.2023: принята в печать 28.08.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MIGRATION PROCESSES IN AUSTRIA: FEATURES AND TRENDS

Alexander E. Nadezhdin

The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: 3039210@mail.ru

For citation: Nadezhdin, Alexander E. Migration Processes in Austria: Features and Trends. DEMIS. Demographic Research. 2023. Vol. 3, No. 3. Pp. 57-70. DOI 10.1918l/demis.2023.3.3.4.

Abstract. The article deals with the current migration situation in the European Union with an emphasis on Austria. The article analyzes the key prerequisites and factors that caused demographic and social changes in Austrian society after World War II, contribute to the preservation of the migration attractiveness of the state at the current stage. The regulatory and legal instruments for regulating migration, including the stay and employment of foreign citizens, as well as the parameters of the functioning of integration mechanisms and ensuring national security against the background of the crisis events of 2015 are summarized. In the context of increasing external pressure on the European Union, Vienna's approaches to managing migration processes are analyzed, which are traditionally characterized by a tough position and often contrast with the official course of Brussels, especially with regard to the reception of refugees. Austrians, in order to prevent irregular cross-border movements of people and secondary migration, minimize threats to national security, actively interact with neighboring states and countries - migration donors. On the domestic political track, of particular interest is the situation associated with a new phenomenon - the mass arrival of Ukrainian refugees. This flow is qualitatively and quantitatively significantly different from traditional migration (gender, educational and social level, significant number of minors). Despite the rigidity of its migration policy, Austria is forced to quickly look for solutions to a complex of problems related to the accommodation and financing of the stay of immigrants from Ukraine, as well as to explain to its electorate the reasons for negative socio-economic changes in the conditions of the chosen foreign policy course. A side effect of providing broad social and legal guarantees to Ukrainians, along with a low level of integration into society, is the growing discontent of the titular population and migrants who arrived from other countries.

Keywords: migration processes; Austria; national security; Ukraine crisis; social-economic problems; criminalization; host society.

References

1. Ryazantsev, S. V. Migration Crysis: Concept and Criteria. DEMIS. Demographic Research. 2021. Vol. 1, No. 1. Pp. 7-16. DOI 10.19181/demis.2021.1.1.1. (In Russ.).

2. Nesterova, A. A. Evolution of Approaches Towards Attraction of Foreign Labour Force in the EU Countries: Austrian Experience. Journal of International Law and International Relations. 2015. No. 4. Pp. 70-75. (In Russ.).

3. Biffl, G. Migration und Arbeit [Migration and Labour] / G. Biffl, P. Huber. Wien : Oesterreichischen Akademie der Wissenschaften, 2023. 319 p. ISBN 978-3-7001-9327-2. DOI 10.1553/9780EAW93265. (In Germ.).

4. Nationaler Aktionsplan fuer Integration [National Action Plan for Integration]. Wien : Bundeskanzleramt, 2007. 374 p. (In Germ.).

5. Shveitser, V. Ya. Political Problems of Modern Austria. Moscow : Institute of Europe of the RAS, 2022. 114 p. ISBN 20978-5-98163-187-0. DOI 10.15211/report52022 391. (In Russ.).

6. Polizeiliche Kriminalstatistik 2022. Die Entwicklung der Kriminalitaet in Oesterreich [Police Crime Statistics2022. The Development of Crime in Austria]. Wien : Bundesministerium Inneres. Bundeskriminalamt, 2023. 84 p. (In Germ.).

7. Karabegovic D. Bosnian Studies. Perspectives from an Emerging Field / D. Karabegovic, A. Karamehic-Oates. Missouri : University of Missouri Press, 2023. 310 p. ISBN 978-0-8262-2273-2.

8. Movkebaeva, G. A. Contemporary Migration Crysis in Europe and its Consequences / G. A. Movkebaeva, O. S. Malanchenko. KazNUBulletin. International Relations and International Law Series. 2016. Vol. 73, No. 1. Pp. 19-23. (In Russ.).

Bio note:

Alexander E. Nadezhdin, Candidate of Political Sciences, First Secretary, The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Contact information: e-mail: 3039210@mail.ru: RSCI Author ID: 1140825: ORCID ID: 0000-0002-4294-5972: Web of Science Researcher ID: AAD-5855-2022.

Received on 01.07.2023; accepted for publication on 28.08.2023. The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.