Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ В 2020 Г. ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ'

ИЗМЕНЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ В 2020 Г. ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
178
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ПАНДЕМИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / МИГРАНТЫ / КОРОНАВИРУС / COVID-19 / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / БЕЖЕНЦЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беспалова Людмила Николаевна, Якубова Лала Алиевна

В статье исследуются вопросы влияния пандемии новой коронавирусной инфекции на миграционные процессы в Европейском союзе, в том числе - на интеграцию и адаптацию мигрантов. Сделан вывод о том, что реформирование миграционной политики и модернизация системы социального обеспечения призваны были способствовать минимизации последствий пандемии. Наиболее важные меры властей ЕС были связаны с упрощением процедуры получения иммиграционного статуса и разрешения на работу в ситуации режима повышенной готовности; проведением реконструкции инфраструктуры лагерей беженцев и реорганизацией пустующих объектов, подходящих для размещения лиц; увеличением объемов социальной помощи, направляемой беженцам, безработным, мигрантам и малообеспеченным категориям населения; снижением налогов для лиц с низкими доходами и предприятий, нанимающих мигрантов на работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING THE MIGRATION SITUATION IN THE EUROPEAN UNION IN 2020 UNDER THE IMPACT OF THE PANDEMIC

The article examines the impact of the novel coronavirus pandemic on migration processes in the European Union, including integration and adaptation of migrants. It is concluded that the reform of migration policy and the modernization of the social security system were designed to help minimize the consequences of the pandemic. The most important measures of the EU authorities were related to the simplification of the procedure for obtaining immigration status and work permits in a situation of high alert; carrying out the reconstruction of the infrastructure of the refugee camps and the reorganization of empty facilities suitable for accommodating persons; an increase in the volume of social assistance directed to refugees, the unemployed, migrants and low-income categories of the population; tax cuts for low-income individuals and businesses that employ migrants.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ В 2020 Г. ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ»

УДК 94(4): 325.111 «2020» DOI: 10.24412/2308-264X-2022-5-222-226

БЕСПАЛОВА Л.Н., ЯКУБОВА Л.А. ИЗМЕНЕНИЕ МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ В 2020 Г. ПОД ВЛИЯНИЕМ ПАНДЕМИИ

Ключевые слова: миграция, пандемия, Европейский союз, мигранты, коронавирус, COVID-19, миграционная политика, беженцы.

В статье исследуются вопросы влияния пандемии новой коронавирусной инфекции на миграционные процессы в Европейском союзе, в том числе - на интеграцию и адаптацию мигрантов. Сделан вывод о том, что реформирование миграционной политики и модернизация системы социального обеспечения призваны были способствовать минимизации последствий пандемии. Наиболее важные меры властей ЕС были связаны с упрощением процедуры получения иммиграционного статуса и разрешения на работу в ситуации режима повышенной готовности; проведением реконструкции инфраструктуры лагерей беженцев и реорганизацией пустующих объектов, подходящих для размещения лиц; увеличением объемов социальной помощи, направляемой беженцам, безработным, мигрантам и малообеспеченным категориям населения; снижением налогов для лиц с низкими доходами и предприятий, нанимающих мигрантов на работу.

BESPALOVA, L.N., YAKUBOVA, L.A.

CHANGING THE MIGRATION SITUATION IN THE EUROPEAN UNION IN 2020 UNDER THE IMPACT OF THE PANDEMIC

Key words: migration, pandemic, European Union, migrants, coronavirus, COVID-19, migration policy, refugees.

The article examines the impact of the novel coronavirus pandemic on migration processes in the European Union, including integration and adaptation of migrants. It is concluded that the reform of migration policy and the modernization of the social security system were designed to help minimize the consequences of the pandemic. The most important measures of the EU authorities were related to the simplification of the procedure for obtaining immigration status and work permits in a situation of high alert; carrying out the reconstruction of the infrastructure of the refugee camps and the reorganization of empty facilities suitable for accommodating persons; an increase in the volume of social assistance directed to refugees, the unemployed, migrants and low-income categories of the population; tax cuts for low-income individuals and businesses that employ migrants.

Пандемия новой коронавирусной инфекции оказала огромное влияние на социально-экономическую ситуацию во всем мире, в том числе на одну из важнейших проблем современности - миграционные процессы, интеграцию и адаптацию мигрантов. В этой связи вызывает интерес миграционная ситуация в государствах Европейского союза, которые в течение длительного периода были и остаются привлекательными для внешней миграции. Как известно, период 2014-2015 гг. принес с собой серьезный миграционный кризис в Европе в связи с нелегальным пересечением европейских границ массовыми потоками беженцев из государств Африки и Ближнего Востока. Международная организация по миграции приводит данные, в соответствие с которыми в европейские страны в 2015 г. прибыло более 1 млн беженцев. Основная доля мигрантов приходилась на Сирию и Афганистан, Ливию и Ирак. При этом порядка четверти миллиона беженцев прибыли в Европу из африканских стран. В 2017 г. в Европейском союзе находились от 3,9 до 4,8 млн нелегальных иммигрантов. Миграционный кризис 2015 г. показал неготовность стран-членов ЕС к консолидированному и эффективному управлению в условиях кризисной ситуации, во многом спровоцировал внутренний раскол в обществе в связи с отношением к мигрантам, очевидную социальную напряженность [1].

Для предотвращения масштабных социальных и экономических потерь руководство государств Европейского союза осуществляло беспрецедентные шаги по регулированию общественных и социально-экономических отношений, принятию оперативных мер в сфере миграционной политики. При этом начавшаяся в 2020 году эпидемия коронавируса наложила на указанную политику серьезный отпечаток, потребовав своевременной реакции на складывавшиеся санитарно-эпидемиологические условия.

Трио, осуществляющее с июля 2020 г. председательство в Совете Европейского Союза -Германия, Португалия и Словения - объявило сферу миграции одним из приоритетов своей деятельности. При этом вторая половина 2020 г. стала одним из самых сложных периодов в истории Евросоюза. Экспертам пришлось внести в запланированные ранее мероприятия изменения, связанные с необходимостью преодоления последствий пандемии коронавируса [2, с. 18]. Одновременно необходимо было продолжить реформы в ряде сфер деятельности Евросоюза, начатые в прошлые годы, особенно в сфере нелегальной миграции. За 2015-2019 гг. в решении миграционных проблем был достигнут определенный прогресс. За пять лет были разработаны и

запущены механизмы по противодействию нелегальному проникновению на территорию ЕС иностранных граждан, претендующих на получение статуса беженцев, и, одновременно, -интеграции в социально-экономическую сферу стран Евросоюза тех, кто получил разрешение на пребывание. Новый состав Еврокомиссии ещё летом 2019 г. пообещал продолжить совершенствование миграционной политики и принять Пакт о миграции и убежище, предусматривающий регулирование рамочных положений управления миграционными процессами, принятие специальных мер в кризисных ситуациях, эффективную защиту внешних границ (включая усиление проверок мигрантов на границах и борьбы с криминальными группами), содействие легальной миграции и достижение прогресса в реформе Дублинского регламента [3, с. 7-8]. Однако пандемия внесла коррективы в текст Пакта о миграции и убежище. В новом его варианте, представленном осенью 2020 г., были введены предварительная идентификация и регистрация мигрантов на внешней границе Евросоюза. Предполагалось, что они будут включать медицинский контроль, идентификацию мигранта и дактилоскопию с последующей регистрацией результатов в дактилоскопической базе данных Евродак с тем, чтобы иметь возможность быстро принять решение о предоставлении убежища или о высылке претендента ещё до его въезда на территорию Евросоюза. Заметим, что такая ускоренная «приграничная процедура» рассмотрения заявления об убежище предусматривалась лишь для тех мигрантов, чьё досье вызывало сомнения [4, с. 75].

Пандемия СО"УГО -19 на самом деле способствовала выявлению проблем и трудностей как в европейской миграционной политике, так и в системе социального обеспечения в целом. В большинстве стран Европейского союза для людей с неурегулированным миграционным статусом традиционно существовали ограничения для получения медицинской помощи, отсутствовало право на субсидированную помощь для покрытия медицинских услуг, кроме экстренных случаев. Если до 2020 г. массовый наплыв мигрантов и беженцев в европейские страны вызывал опасения, связанные с усилением социальной напряженности в обществе и угрозой терроризма, то в условиях распространения коронавирусной инфекции тревогу вызывали уже возможные вспышки заболевания и стремительное распространение инфекции за пределы лагерей беженцев и районов их временного размещения [5].

Сложившаяся в европейских странах практика приема иммигрантов и беженцев с низким социально-экономическим статусом способствовала превращению их в маргинальные группы, населяющие бедные районы пригородов с неразвитой инфраструктурой, высокими показателями преступности и высокой плотностью населения, что затруднило соблюдение социального дистанцирования. К существующим проблемам целесообразно добавить еще высокий риск превращения этих районов в очаги распространения инфекции. В категорию населения, подверженного высокому риску инфицирования, попали также те, кто был занят в теневом секторе европейской экономики (в основном это мигранты). В связи с кризисом, затронувшим многие сферы, они теряли работу, жилье, не могли позволить себе полноценно питаться, попадали в переполненные ночлежки [6]. Так, в средствах массовой информации широко освещалась проблема вспышки Со"^-19 на скотобойнях, где были заняты мигранты. В основном там работали выходцы из Восточной Европы, размещенные, по большей части, в переполненных общежитиях казарменного типа. Главная вспышка была зафиксирована в июне 2020 г. в Германии и была связана с крупнейшей бойней в Европе в Реда-Виденбрюк (Северный Рейн-Вестфалия). Из 7.000 рабочих более 1.550 здесь дали положительный результат на Со"^-19 [7].

Аналогичные проблемы наблюдались и в других приютах для беженцев, поскольку там было практически невозможно соблюдать дистанцию и правила гигиены, о чем свидетельствовали многочисленные случаи заболевания Covid-19 в таких убежищах. Так, проведенные исследования оценили, что риск дальнейшего заражения в коммунальном жилище после одного случая заболевания составляет 17%, что считается высоким процентом [7].

Очевидно, что мигранты подвергались гораздо более высокому риску заражения коронавирусом, чем местное население по причине наличия целого ряда факторов. К ним относились, прежде всего, низкий уровень доходов, неблагоприятные жилищные условия, высокая концентрация на рабочих местах, не позволявшая обеспечивать физическую дистанцию. Мигранты практически всегда не обладали достаточным уровнем образования и квалификации -как следствие, обладали меньшими шансами на удаленную работу. К факторам риска также можно

отнести пользование мигрантами доступным общественным транспортом. Таким образом, они имели вероятность заражения в два раза больше. Показатели смертности от коронавируса среди мигрантов также были более высокими по сравнению с другими слоями населения.

Необходимо отметить и то, что мигранты были заняты в основном в сфере обслуживания, строительной сфере и сельском хозяйстве, которые являются жизнеобеспечивающими отраслями европейской экономики. Примечателен тот факт, что мигранты также были трудоустроены в качестве младшего медицинского персонала, ухаживали за больными в больницах и на дому, выполняли работу по ведению домашнего хозяйства. В период пандемии возрос спрос на их услуги в связи с ростом численности инфицированных. Уход на дому способствовал более ранней выписке пациентов, сокращению нагрузки на систему здравоохранения, что явилось причиной обращения Международной организации работников в сфере услуг на дому в апреле 2020 г. к правительствам европейских стран с просьбой предусмотреть исключение для работников указанных отраслей при пересечении национальных границ [8].

Вклад мигрантов в экономику стран Европейского союза трудно переоценить. В результате закрытия границ в период пандемии сезонные рабочие, по большей части - мигранты, не имели возможности приехать на работу. В результате, возник кризис при сборе урожая, вызванный нехваткой сборщиков. Рабочие были лишены дохода. Возникла необходимость более четкой регламентации труда рабочих из числа мигрантов в условиях пандемии, особенно в части их передвижения. Значительная нехватка рабочей силы была зафиксирована, в частности, в Германии. В связи с этим, Европейская комиссия в марте 2020 г. в соответствующем руководстве определила порядок приезда сезонных рабочих на свои рабочие места. Однако регулятивные меры подобного характера имели только временный характер. Сложившаяся ситуация требовала принятия системных долгосрочных решений в части совершенствования модели сезонной миграции в странах Европейского союза, обеспечения прав мигрантов и охраны их здоровья [8].

Важной проблемой в условиях пандемии стала потеря мигрантами работы. Ситуация была дополнительно осложнена отсутствием возможности вернуться на родину из-за введенных ограничений на поездки, потерей основного источника дохода и оснований для легального пребывания на территории страны Евросоюза. Но даже если у таких мигрантов появилась бы возможность возвращения в страны исхода, то это крайне неблагоприятно сказывалось бы на экономической активности стран ЕС в части дефицита рабочей силы после отмены ковидных ограничений [9].

Из-за напряженной ситуации на рынке труда, сложившейся в период пандемии, беженцы и мигранты жили в постоянном страхе за существование. Многие из них выполняли временную работу, трудились на условиях кадрового лизинга или нанимались на ограниченный срок в низкооплачиваемые сектора, что позволяло работодателям увольнять их без каких-либо затруднений. Согласно данным о количестве безработных в Германии, регулярно предоставляемым Федеральным ведомством по вопросам труда (Bundesanstalt für Arbeit, BA), кризис, спровоцированный Covid-19, стал особенно заметен с апреля 2020 г., когда доля безработных увеличилась на 18,6%. В мае 2020 г. безработица и вовсе выросла на 25,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом, если безработица среди наемных работников с немецким гражданством в апреле 2020 г. увеличилась на 16 %, то для иностранцев этот показатель составил 25,3%, а для работников из стран, которым Германия предоставляет убежище, даже на уровне 26,2%. В мае 2020 г. безработица среди граждан Германии выросла на 22,9% по сравнению с 2019 годом, среди иностранцев - на 33,0%, а среди граждан, получивших убежище, - на 31,9%. Наряду с уже упомянутыми причинами, еще одним важным аспектом являлось, что многие из мигрантов работали в секторах, наиболее пострадавших от кризиса, таких как гостиничный и ресторанный бизнес, а также туризм. Так, по данным Федерального ведомства по вопросам труда, уже в 2019 г. 27,9% работников, обязанных делать взносы в фонд социального страхования в этих секторах, имели иностранное гражданство [7].

Следует обратить отдельное внимание на доступность медицинской помощи для всех категорий населения, включая мигрантов. Для здоровья всего общества крайне важно обеспечивать всеобщий охват населения услугами здравоохранения, доступными также для лиц с неурегулированным миграционным статусом и наиболее маргинализированных слоев населения. Страны, которые не смогли должным образом обеспечить доступ к медицинской и социальной

помощи для всех категорий населения, испытали сложности в сдерживании пандемии и сталкивались с более высоким количеством инфицированных. Мировые экономические кризисы прошлого свидетельствуют, что больше всего страдают люди, пребывающие в уязвимом положении, не имеющие средств и возможностей, чтобы противостоять социально-экономическим потрясениям. Правительства европейских стран гарантировали доступность профилактической помощи, товаров первой необходимости, медицинских услуг и социальной поддержки каждому. Европейские правозащитные организации указывали на необходимость обеспечения бесплатного комплексного медицинского обслуживания в случае инфицирования. Тем не менее, нужно признать, что у большинства мигрантов отсутствовала возможность получения поддержки от государственных фондов в случае заражения COVID-19.

Пандемия негативно повлияла и на социальную интеграцию мигрантов в европейских странах. Локдаун, а также закрытие предложений по интеграции, таких как языковые курсы, усилили изоляцию недавно прибывших беженцев и мигрантов, что отрицательно сказалось на их включенности в новую среду в целом, и на языковых навыках в частности. Несмотря на то, что, благодаря инвестициям Федерального ведомства по делам миграции и беженцев (BAMF), некоторые курсы в стало возможным проводить в цифровом формате, не все прежние предложения могли реализовываться дальше. К этому следует добавить, что приостановление из-за ковидных ограничений разрешений на въезд и выдачи виз в рамках процедур по воссоединению семей также стало дополнительным бременем для тех беженцев и мигрантов, у которых члены семьи остались на родине.

Существующая опасность заражения Covid-19 в сочетании с экономическим кризисом усилили проблему расизма в Европе. В ФРГ в 2020 году был зафиксирован всплеск обращений в ADS (Центральное ведомство по борьбе с дискриминацией), связанных с дискриминацией и расизмом. Об этом свидетельствовал ежегодный доклад этого профильной организации за 2020 год. ADS подтвердило в своем отчете, что с начала пандемии выросли случаи дискриминации по этническому признаку, причем особенно в отношении людей азиатского происхождения. Вспышки Covid-19 в коллективных центрах и общежитиях стали одной из основных причин маргинализация беженцев. Кроме того, меры по деглобализации, в частности закрытие границ, могли стать катализатором усиления противодействия иммиграции среди местного населения.

Рост расизма на фоне кризиса Covid -19 и экономического кризиса стал темой для исследования, проведенного в 2020 г. в Чешской Республике. Авторы пришли к выводу, что расистские настроения во время локдауна по отношению к людям из других стран (но, при этом, не к людям с миграционным прошлым) действительно усилились. Подобное исследование, проведенное в 2016 г. английскими учеными Джонстоном и Лорданом, анализирует расизм с точки зрения экономических кризисов с использованием данных из Великобритании. Авторы пришли к выводу, что высокий уровень безработицы, вызванный экономическими спадами, приводит к росту расизма. Вышеперечисленные последствия для беженцев и мигрантов могли стать серьезным препятствием на пути их интеграции [7].

Европейские объединения по защите прав иммигрантов, Организация международного сотрудничества в отношении мигрантов с неурегулированным миграционным статусом призвали правительства европейских стран к принятию регулятивных мер в сфере иммиграционной политики на период действия режима. Требования и рекомендации европейских правозащитных организаций планировалось направить на предотвращение ухудшения эпидемиологической ситуации, но вопрос о возможности их реализации в полной мере был достаточно проблематичен в связи с существующими внутри ЕС противоречиями, разновеликими векторами политического и экономического развития [10].

Руководство Европейского союза осознавало необходимость принятия программ, направленных на борьбу с пандемией, ростом теневой экономики и устранением последствий коронавируса. В марте 2020 г. Европейский парламент принял Инвестиционную программу реагирования на коронавирус, в соответствии с которой было выделено 37 млрд евро. Программа направлена на привлечение инвестиций в системы здравоохранения, предоставление финансовой помощи государствам-членам ЕС и странам, находящимся в статусе кандидатов. Для этих целей было выделено 240 млрд евро. Для борьбы с безработицей, вызванной пандемией, Европейская комиссия утвердила новую программу финансирования под названием «SURE», на которую

выделено было 100 млрд евро. Для поддержки малообеспеченных граждан Фонд европейской помощи предоставлял продуктовые и электронные ваучеры [11].

Таким образом, реформирование миграционной политики и модернизация системы социального обеспечения призваны были способствовать минимизации кризисных явлений, связанных с последствиями пандемии. Первоочередные меры в рамках реализации данных задач были связаны с упрощением процедуры получения иммиграционного статуса и разрешения на работу в ситуации режима повышенной готовности, проведения реконструкции инфраструктуры лагерей беженцев и реорганизации пустующих объектов, подходящих для размещения лиц, увеличения объемов социальной помощи, направляемой беженцам, безработным, мигрантам и малообеспеченным категориям населения; снижением налогов для лиц с низкими доходами и предприятий, нанимающих мигрантов на работу.

Литература и источники

1. What is the impact of the COVID-19 pandemic on immigrants and their children? // OECD Policy Responses to Coronavirus (COVID-19) URL: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/what-is-the-impact-of-the-covid-19-pandemic-on-immigrants-and-their-children-e7cbb7de/ (дата обращения 22.09.2022)

2. Белов В.Б. Новое трио председателей в совете ЕС // Европейский Союз: факты и комментарии. - 2020. - № 101. - С. 18-24.

3. Белов В.Б. Миграционные аспекты председательства Германии в совете ЕС. // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2020. - №4. - С. 7-14.

4. Потемкина О.Ю. Европейский союз в ожидании Пакта о миграции и убежище. // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. - 2020. - №4. - С. 71-77.

5. OECD Recent Trends in International Migration of Doctors, Nurses and Medical Students // OECD Publishing. URL: https://doi.org/10.1787/5571ef48-en (дата обращения 22.09.2022)

6. Europe Joint Statement on the COVID-19 Pandemic in Personal and Household Services (PHS) // URL: https://effat.org/in-the-spotlight/effat-effe-efsi-uni-europa-joint-statement-on-the-covid-19-pandemic-in-personal-and-household-services-phs/ (дата обращения 22.09.2022)

7. Giesing Y., Hofbauer Pérez M. Wie wirkt sich Covid-19 auf Migration und Integration aus? // Coronakrise: Analyse und Ifo-vorschläge zur Überwindung der Krise. URL: https://www.ifo.de/DocDL/sd-2020-07-giesing-hofbauer-covid-migration.pdf (дата обращения 21.08.2022)

8. COVID-19 Outbreak, workers in agriculture and food production deserve better protection // EFFAT: European Federation of Food Agriculture and Tourism Trade Unions. Brussels, 24 March 2020.

9. COVID - 19 impact on stranded migrants. International Organization for Migration. // URL: https://returnandreintegration.iom.int/en/resources/report/covid-19-impact-stranded-migrants (дата обращения 23.08.2022)

10. The COVID-19 pandemic: we need urgent measures to protect people and mend the cracks in our health, social protection and migration systems // URL: https://picum.org/wp-content/uploads/2020/03/COVID-19-Statement-March-2020.pdf (дата обращения 25.08.2022)

11. COVID-19: An opportunity to improve our welfare systems // URL: https://www.eurodiaconia.org/wordpress/wp-content/uploads/2020/04/200327_CE-Staternent_mVID19.pdf (дата обращения 08.09.2022)

References and Sources

1. What is the impact of the COVID-19 pandemic on immigrants and their children? // OECD Policy Responses to Coronavirus (COVID-19) URL: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/what-is-the-impact-of-the-covid-19-pandemic-on-immigrants-and-their-children-e7cbb7de/ (data obrashcheniya 22.09.2022)

2. Belov V.B. Novoe trio predsedatelej v sovete ES // Evropejskij Soyuz: fakty i kommentarii. - 2020. - № 101. - S. 18-24.

3. Belov V.B. Migracionnye aspekty predsedatel'stva Germanii v sovete ES. // Nauchno-analiticheskij vestnik Instituta Evropy RAN. - 2020. - №4. - S.

7-14.

4. Potemkina O.Yu. Evropejskij soyuz v ozhidanii Pakta o migracii i ubezhishche. // Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN. - 2020. - №4. - S. 71-77.

5. OECD Recent Trends in International Migration of Doctors, Nurses and Medical Students // OECD Publishing. URL: https://doi.org/10.1787/5571ef48-en (data obrashcheniya 22.09.2022)

6. Europe Joint Statement on the COVID-19 Pandemic in Personal and Household Services (PHS) // URL: https://effat.org/in-the-spotlight/effat-effe-efsi-uni-europa-joint-statement-on-the-covid-19-pandemic-in-personal-and-household-services-phs/ (data obrashcheniya 22.09.2022)

7. Giesing Y., Hofbauer Pérez M. Wie wirkt sich Covid-19 auf Migration und Integration aus? // Coronakrise: Analyse und Ifo-vorschläge zur Überwindung der Krise. URL: https://www.ifo.de/DocDL/sd-2020-07-giesing-hofbauer-covid-migration.pdf (data obrashcheniya 21.08.2022)

8. COVID-19 Outbreak, workers in agriculture and food production deserve better protection // EFFAT: European Federation of Food Agriculture and Tourism Trade Unions. Brussels, 24 March 2020.

9. COVID - 19 impact on stranded migrants. International Organization for Migration. // URL: https://returnandreintegration.iom.int/en/resources/ report/covid-19-impact-stranded-migrants (data obrashcheniya 23.08.2022)

10. The COVID-19 pandemic: we need urgent measures to protect people and mend the cracks in our health, social protection and migration systems // URL: https://picum.org/wp-content/uploads/2020/03/COVID-19-Statement-March-2020.pdf (data obrashcheniya 25.08.2022)

11. COVID-19: An opportunity to improve our welfare systems // URL: https://www.eurodiaconia.org/wordpress/wp-content/uploads/ 2020/04/200327_CE-Statement_TOVID19.pdf (data obrashcheniya 08.09.2022)

БЕСПАЛОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА - кандидат исторических наук, доцент Нижневартовского государственного университета (biespalova_80@mail.ru).

ЯКУБОВА ЛАЛА АЛИЕВНА - кандидат исторических наук, доцент Нижневартовского государственного университета. BESPALOVA LYUDMILA N. - Ph.D. in History, Associate Professor, Nizhnevartovsk State University (biespalova_80@mail.ru). YAKUBOVA LALA A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Nizhnevartovsk State University (lalayakubova@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.