< СО
О
и и
< о.
МИГРАЦИОННЫЙ ВЫЗОВ ЕС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: ПРОЯВЛЕНИЕ СОЛИДАРНОСТИ ИЛИ УГРОЗА СПЛОЧЕННОСТИ?
© МАТЮХОВА Е.И., 2020
МАТЮХОВА Елизавета Игоревна, старший лаборант-исследователь Сектора международных организаций и глобального политического регулирования Отдела международно-политических проблем.
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, РФ, 117997 Москва, Профсоюзная, 23 (lizamat@imemo. щ), ORCЮ: 0000-0002-2782-4013.
Матюхова Е.И. Миграционный вызов ЕС в условиях пандемии СОУЮ-19: проявление солидарности или угроза сплоченности? Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2020, № 4, сс. 94-107. РО!: 10.20542/а1Т|'-2020-4-94-107
DOI: 10.20542/аА]-2020-4-94-107 УДК: 325.1(4)
Статья поступила в редакцию 21.12.2020.
Статья посвящена анализу новых аспектов миграционного вызова, перед которым оказался Европейский союз в связи с распространением коронавирусной инфекции, его влиянию на сплоченность стран - участниц ЕС, а также инициатив на европейском и страновом уровнях по поиску ответов на этот вызов. Отмечается, что пандемия СОУЮ-19 выступает в качестве триггер-системного фактора, способствующего обострению ключевой для ЕС миграционной проблемы. Перед государствами-членами стоит задача применения инклюзивных методов регулирования миграционных потоков, поскольку миграция является важным ресурсом развития, учитывая демографические тенденции в Евросоюзе. На основании анализа текущих событий сделан вывод о том, что ЕС и государства-члены принимают различные меры по улучшению положения мигрантов и беженцев, однако им не удается в полной мере гарантировать мигрантам и беженцам защиту здоровья, достойные и стабильные условия жизни, социальное обеспечение и доступ к рынку труда.
Ключевые слова: Европейский союз, Европейская комиссия, миграция, СОУЮ-19, пандемия, мигранты, беженцы, лица, ищущие убежища, Всемирная организация здравоохранения.
Нынешняя драматическая ситуация в мире, вызванная пандемией СОУЮ-19, изменила глобальный политический, социальный и экономический ландшафт. Она усугубила не только некоторые старые вызовы, но и создала новые, в борьбе с которыми объединяется международное сообщество. Бесспорно, угроза распространения коронавирусной инфекции не могла не ударить и по такой исключительно важной для любого государства и общества сфере, как прием, размещение и интеграция мигрантов. В новых реалиях закрытия границ, карантинных мер, а также страха перед распространением вируса, экономические и социальные последствия пандемии естественным образом ведут к ужесточению миграционной политики во всем мире.
Хорошо известно, что миграционная проблема является ключевой именно для Европейского союза (ЕС), поскольку это региональное интеграционное объединение благополучных в социально-экономическом плане государств с достаточно сильной и стабильной экономикой, высоким уровнем и качеством жизни привлекает огромное число мигрантов и беженцев со всего мира. Естественным образом подобный феномен масштабной, преимущественно инокультурной, миграции даже в условиях обычной
эпидемиологической обстановки требует создания и поддержания эффективной ^^ системы управления. Как раз поэтому неудивительно, что в настоящее время, в разгар пандемии СОУЮ-19, вопросы результативного регулирования миграционных потоков и интеграции мигрантов приобретают еще большее значение. Пандемия делает акцент на необходимости совершенствования прежде всего государственного управления с учетом интересов мигрантов и беженцев. Исключение же этой категории лиц из программы мероприятий по информированию и профилактике коронавирусной инфекции крайне нежелательно и может подорвать эффективность общественного здравоохранения, что угрожает благополучию, стабильности и безопасности конкретных государств-членов и всего Союза.
(Л
Вместе с тем на сегодняшний день эксперты часто говорят о "трех огромных разочарованиях" [1], которые за последние десятилетия обрушились на страны -участницы Евросоюза. В первую очередь, к ним относят финансовый кризис 2008 г. и миграционный кризис 2015 г., преодолев которые, государства-члены прошли проверку на прочность, а Евросоюз остается успешным региональным интеграционным объединением. Но, как результат напряженного и трудного сотрудничества в кризисных ситуациях, в политическим дискурсе все чаще встают вопросы об угрозах сплоченности стран ЕС (второе "разочарование").
Теперь пандемия COVID-19 - третий "удар" по ЕС - еще более меняет тон дискуссий по проблемам миграции, что может сыграть негативную роль, усилив разногласия между государствами-членами касательно дальнейшей коммунитаризации общей миграционной политики ЕС - регулированию миграционной проблемы на общеевропейском уровне.
Пандемия, как и предыдущие кризисы, снова выдвинула на первый план типичные для Евросоюза проблемы, а именно проявление национального эгоизма, особенно по вопросам управления границами, постоянное балансирование между проявлением солидарности и продвижением исключительно национальных интересов отдельными государствами-членами. Тем самым новый кризис усиливает риски дальнейшего ослабления доверия граждан к институтам ЕС, что негативно сказывается на достижении согласия между национальными элитами Союза.
С критикой модели управления в ЕС выступают в Соединенных Штатах. Например, эксперты неправительственного некоммерческого аналитического центра правоконсервативного толка Институт Гейтстоуна высказывают мнение, что государства- ^U члены, «далекие от того, чтобы объединиться и противостоять пандемии в качестве единого блока, инстинктивно возвращаются к преследованию национальных интересов, резко понижая уровень уникальной "мягкой силы" стран ЕС» [2]. С ними согласны и некоторые ведущие СМИ Европейского союза, в том числе немецкий журнал Der Spiegel, оценивая эффективность общей миграционной политики ЕС: плата за нецелесообразную миграционную политику уже была чрезвычайно высока - острейшие разногласия в Ес, усиление правых популистов и радикалов во многих странах, например, в Германии это набирающая популярность партия "Альтернатива для Германии", а также потеря традиционными партиями значительной части своего электората, в том числе из-за вопроса о беженцах. Теперь Евросоюз находится в еще более сложном положении, решая насущные задачи регулирования миграции и стремясь не расколоть еще больше и без того разделенные общества ЕС [3].
Вновь предпринимаются популистские попытки использовать этот "третий удар по ЕС" для получения политической выгоды, результатом чего могут стать подозрительность и ксенофобия по отношению к мигрантам и беженцам, поскольку для популистов открывается прекрасная возможность использовать еще более циничную риторику против глобализации и политики "открытых дверей" для притока мигрантов и беженцев.
Как результат, в Евросоюзе создается благоприятная атмосфера для роста инцидентов в отношении мигрантов и беженцев на расовой и этнической почве, которых
<
Z О
о
СО
О =1
и и
< Q.
могут обвинять в распространении коронавирусной инфекции. Так, многие выходцы из Китая или похожие внешне на них подверглись нападениям на улице по причине того, что вирус считается преимущественно китайским. В условиях продолжающейся пандемии в Нидерландах общество стало свидетелем многих случаев проявления ненависти: некоторые общежития были осквернены оскорбительными надписями, а голландский студент китайского происхождения получил ножевые ранения [4].
Именно поэтому особенно важно, чтобы государства прилагали дополнительные усилия для борьбы с ксенофобией. Те же Нидерланды уже предприняли шаги по предотвращению такого рода случаев, поддержав неправительственную организацию Article 1 Midden Nederland (Article 1 MN), которая выступает против любой дискриминации, в том числе расовой и этнической, и запустила в интернете кампанию #Jijteltmee (голл. "Ты важен"), призывая поддержать всех, кто "сталкивается с оскорблениями, дискриминацией и неравными возможностями во время пандемии COVID-19", привлекая внимание к своей акции через социальные сети. Организация также проводит онлайн-конференции, где отвечает на различные вопросы и приглашает известных и авторитетных общественных деятелей поделиться своим опытом в плане борьбы с дискриминацией.
Интересна позиция расположенного в США и Бельгии некоммерческого аналитического центра Института миграционной политики, эксперты которого утверждают, что распространение вируса вновь выявило состояние уязвимости миграционной политики ЕС, поскольку пандемия повергла системы предоставления убежища Евросоюза "в состояние хаоса" [5]. Нидерланды, а также другие страны ЕС, во время первой волны распространения коронавирусной инфекции приостановили регистрацию и собеседование просителей убежища, ведь процедура предоставления убежища не предполагает соблюдения норм социальной дистанции. Правительство Мальты заявило, что более не может гарантировать спасение мигрантов на море или их высадку на своей территории в чрезвычайных ситуациях, поскольку ей не хватает ресурсов для проведения подобных операций.
Именно поэтому для более эффективного финансирования в контексте вспышки COVID-19 Европейская комиссия представила проект по внесению поправок в общий бюджет ЕС 2020 г. с тем, чтобы, в частности, оказать финансовую помощь Греции, на территории которой расположены несколько лагерей приема беженцев и мигрантов. Однако международная правозащитная организация Privacy International, которая занимается мониторингом соблюдения права на неприкосновенность личной жизни в разных странах мира, утверждает, что, "к сожалению, предлагаемое распределение средств не обеспечит мигрантам безопасность и доступ к здравоохранению, однако еще более усилит контроль и надзор за ними". Во многом это связано с тем, что 220 млн евро направлены на создание пяти новых многоцелевых центров приема и идентификации беженцев в Греции в 2020 г., 10 млн евро на программы добровольного возвращения мигрантов на родину и содействия реинтеграции, 50 млн евро на покрытие расходов на развертывание пограничных и полицейских служб на внешней границе Греции и / или Болгарии в рамках Фонда внутренней безопасности, 10 млн евро на работы агентства ЕС по безопасности внешних границ Frontex, 10 млн евро. Европейской службе поддержки лиц, претендующих на получение убежища, для размещения экспертов в Греции, то есть такое распределение бюджетных средств ЕС не решает проблемы, возникшие в результате пандемии [6]. Вместо этого распределение бюджетных средств ЕС вновь направлено на усиление надзора и контроля над мигрантами в еще одной попытке лучшего регулирования миграции.
Несмотря на огромное количество норм ЕС, определяющих общие правила предоставления убежища, отдельные государства-члены по-прежнему ориентируются в первую очередь на национальную повестку дня. Так, та же Греция объявила о приостановлении рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища [7]. Однако в отношении других стран, например, Германии можно наблюдать позитивную тенденцию в плане регулирования приема мигрантов и беженцев. Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев изменило политику приема заявлений в
целях соблюдения социальной дистанции и поэтому в настоящее время принимает ^^ заявления только в письменной форме (в электронном виде или по почте) [8]. Ведомство сосредоточивает свои усилия по предоставлению убежища на принятии решений по возможности без проведения очных собеседований. Уже в марте 2020 г. было принято 11 тыс. решений по новым правилам.
Стоит отметить, что германское государство уже сталкивалось с подобной проблемой в разгар миграционного кризиса в 2015-2016 гг., который показал, что задержка регистрации создает серьезные риски не только для общественной безопасности, но и замедляет работу системы предоставления убежища после ее возобновления.
ПОЛИТИКА СТРАН-УЧАСТНИЦ В ОТНОШЕНИИ БЕЖЕНЦЕВ И ЛИЦ, ИЩУЩИХ УБЕЖИЩЕ
Эти меры сопровождались естественным резким уменьшением количества ходатайств о предоставлении убежища. Как показывают статистические данные, несмотря на увеличение числа впервые поданных заявок в первые два месяца 2020 г. по сравнению с предыдущими двумя годами, с марта по июль ежемесячное количество заявок было значительно ниже, чем в предыдущие два года. Несмотря на рост числа ежемесячных заявлений в июне и июле, цифры остаются намного ниже показателей 2018 и 2019 гг. Особенно большое снижение наблюдается в Германии (на 39 тыс. заявок меньше, чем в среднем было получено за предыдущие два года), Франции (на 33 тыс. меньше) и Италии (на 18 тыс. меньше). Интересно отметить, что наряду с этой общей тенденцией к снижению количества заявок, их количество в Испании и Румынии в 2020 г. было выше среднего показателя за предыдущие два года [10].
Следствием ограничения движения становится актуализация серьезных проблем для мигрантов и беженцев, чье и без того уязвимое положение может еще более ухудшиться. В связи с введением жестких мер по борьбе с СОУЮ-19, таких, например, как нормы социальной дистанции, чрезвычайное положение, работа большинства программ по оказанию помощи мигрантам и беженцам приостановилась на неопределенный срок, что естественным образом негативно сказывается на жизни этой категории людей.
Что касается жилищных вопросов, то и здесь мигранты и беженцы сталкиваются с трудновыполнимой задачей социальной дистанции, поскольку проживание в лагерях, в
О
to Z
О
ее О
Пандемия СОУЮ-19 непропорционально глубоко затронула уязвимые категории людей по всему ЕС, в том числе, потому что одним из самых существенных последствий распространения коронавирусной инфекции стало ограничение мобильности людей. Страны Шенгенской зоны закрывают свои национальные границы, вследствие чего приостанавливается действие "четырех свобод" внутри ЕС, то есть свободное перемещение товаров, услуг, капитала и людей. Сам факт того, что национальные и даже административные границы вновь появились в Европейском союзе, является вызовом основополагающим целям ЕС, хотя понятно, что это вынужденная и временная мера. Тем не менее, когда ситуация обостряется с каждой новой волной пандемии, каждое государство вынуждено в первую очередь заботиться о здоровье и безопасности своих граждан.
<
17 марта 2020 г. Европейский совет пришел к соглашению о временном ограничении поездок из третьих стран. Например, приказ Министерства внутренних дел Испании INT/270/2020 устанавливает критерии для отказа во въезде в Европейский союз и ^^ ассоциированные с ним страны Шенгенской зоны. Гражданам третьих стран будет отказано во въезде в ЕС, за исключением: трансграничных работников; медицинских работников или специалистов по уходу за пожилыми людьми; лиц, которые имеют документально подтвержденные свидетельства об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажора); лиц, въезд которым разрешен по гуманитарным соображениям [9].
О ш
ее
СО
О =1
и и
< Q.
особенности с крайне неудовлетворительными санитарно-гигиеническими условиями, не позволяет соблюдать подобные меры предосторожности. Получается, данная категория людей находится в безвыходном положении, потому что они не могут ни вернуться к себе на родину вследствие либо ограничения передвижения и закрытых границ, либо даже по причинам политической обстановки в стране гражданства, ни оставаться в лагерях, где риск заражения коронавирусной инфекцией остается на чрезвычайно высоком уровне.
Один из беженцев в интервью, опубликованном в американском журнале Foreign Policy, выражает свое недовольство миграционной политикой в ЕС, отмечая, что "нынешний кризис показывает, что мы, беженцы, в настоящее время не представляем важности для стран ЕС", поскольку западные общества сейчас озабочены только собой. Он говорит также о невысоком качестве медицинских услуг, предоставляемых беженцам, которые получают лишь дешевые лекарственные средства без соответствующего определения диагноза [11]. Специалист по гуманитарным вопросам международной организации "Врачи без границ" Орели Поньте отмечает, что многие беженцы, поддаваясь страху быть арестованными или депортированными, вообще не сообщают о своих симптомах, которые могут быть связаны с COVID-19, создавая огромную опасность для всего общества.
Недовольны проводимой политикой и мигранты, и беженцы, проживающие в центрах приема в Италии [12]. Работая не покладая рук на предприятиях, где порой рабочая нагрузка удвоилась, чтобы поддерживать растущий спрос, вызванный карантином и паникой, недовольные написали открытое письмо местным и региональным властям с призывом улучшить условия труда и жизни, чтобы уменьшить вероятность передачи COVID-19.
Плоды бездействия в отношении регулирования работы лагерей беженцев можно уже наблюдать на территории ЕС. К примеру, Греция ввела карантин в лагере беженцев в Рицоне, где 20 из более чем 2 тыс. его жителей получили положительный результат на COVID-19. На Мальте более тысячи жителей миграционного центра были отправлены на карантин после того, как восемь человек заразились коронавирусом.
Продолжает расти число погибших среди тех, кто пытается добраться до благополучной Европы по Средиземному морю. Во время Пасхи правительство Мальты отказалось спасать лодку с беженцами. В течение нескольких дней правительство связывалось по телефонной связи с лодкой, люди умоляли по крайней мере спасти детей, но безрезультатно [13]. Между тем, по официальной информации, лодка с мигрантами пропала без вести.
Европейский союз уже сталкивалась с подобным исходом в 2015 г., когда Чехия, Польша и Венгрия, нарушив нормы ЕС, отказались принять просителей убежища из Италии и Греции. Данный случай показывает, насколько острой проблемой является миграционная политика для стран-участниц и насколько различно отношение каждой страны к проблеме формирования общей миграционной политики и ее дальнейшей коммунитаризации.
Неудивительно, что подобная миграционная политика в отношении беженцев илиц, ищущих убежища, толкает людей на то, чтобы проникнуть на территорию ЕС нелегально. Даже до пандемии COVID-19 нерегулярная миграция процветала именно потому, что у мигрантов было недостаточно возможностей для легального переезда. Естественно, что в условиях нестабильной эпидемиологической ситуации таких возможностей у них становится еще меньше. Теперь беженцы в большинстве своем пересекают международные границы без документов или медицинских проверок, подвергая еще более серьезному риску себя, своих попутчиков и всех, кто окажется на их пути. Стоит обратить внимание и на исследования европейской сети неправительственных организаций Европейский совет по делам беженцев и вынужденных эмигрантов, который еженедельно публикует на своем сайте бюллетени, где анализирует последние события в области миграции. Так, в бюллетене от 30 октября 2020 г. Совет подчеркивает,
что первая волна СОУЮ-19 и последующие ограничения были использованы в качестве ^^ предлога многими европейскими странами, чтобы попытаться отказать в праве предоставления убежища в ЕС и отказать в правах беженцам. В качестве примера сеть приводит публикацию подробных сведений о противозаконной деятельности Frontex, когда агентство было замешано в морских операциях по "оттеснению" беженцев, пытающихся проникнуть в ЕС через греческую морскую границу [10].
Для улучшения ситуации в области предоставления убежища в апреле 2020 г. Европейская комиссия опубликовала Руководство по выполнению соответствующих положений ЕС в области предоставления убежища, процедур возвращения, а также по переселению во время пандемии коронавируса, в котором Евросоюз подчеркнул настоятельную необходимость координации со стороны всех стран-участниц для максимального увеличения потенциального воздействия мер, принимаемых на национальном уровне [15]. Главная цель Руководства заключается в выполнении в максимально возможной степени непрерывных процедур при полном обеспечении защиты здоровья людей и основных прав во время пандемии СОУЮ-19 в соответствии с Хартией Европейского союза об основных правах.
1Л
<С ее
О
<
Руководство охватывает:
- политику предоставления убежища (регистрация, подача заявлений, методы и способы проведения собеседований, касающиеся условий приема);
- переселение (практические условия для плавного возобновления процедур переселения);
- возвращение (практические меры, направленные на облегчение выполнения процедур возвращения в текущих обстоятельствах, поддержание добровольного возвращения и реинтеграцию, защиту мигрантов от непредвиденных последствий ограничительных мер, гарантию доступа к основным услугам).
Тем самым СОУЮ-19 влияет на политику ЕС в области предоставления убежища и миграции. Во-первых, вспышка пандемии еще больше ограничила возможности людей искать убежище в странах Евросоюза. Во-вторых, способность ЕС проводить общую политику в области убежища и миграции была ослаблена в значительной степени ^^ некоординированными действиями стран-участниц. После вспышки коронавирусной инфекции государства-члены аналогичным образом ввели временный пограничный контроль, действуя в логике национальных интересов.
О
ПОЛИТИКА СТРАН ЕВРОСОЮЗА Ш
В ОТНОШЕНИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ
Тяжелыми являются последствия пандемии и для трудовых мигрантов вследствие сложной экономической ситуации, поскольку они очень часто становятся первыми кандидатами на увольнение, возможно, по причинам их уязвимого статуса или краткосрочного (временного) трудового контракта. Они также больше страдают от проблем, связанных с условиями труда, оформлением больничного листа, социальными пособиями, средствами индивидуальной защиты, здравоохранением, жильем [16] и др. Но даже в таких условиях они вынуждены продолжать работать, рискуя своим здоровьем и здоровьем окружающих. Многие трудовые мигранты, особенно низкоквалифицированные, не имеют возможности работать на дому. В большинстве случаев они должны физически ходить на работу, подвергая себя большему риску заражения и распространения СОУЮ-19, к тому же многие из них не имеют доступа к надлежащему и финансово необременительному медицинскому обслуживанию.
Однако есть и другая проблема на рынке труда. Иногда мобильные граждане ЕС высказывают желание уйти с работы для того, чтобы не заразиться и остаться здоровыми. С такой проблемой столкнулась сельскохозяйственная индустрия Германии, где сезонные рабочие из Болгарии, Румынии или Польши1 предпочли оставаться дома после
1 В данном контексте имеется в виду трудовая миграция внутри ЕС, то есть передвижение граждан ЕС внутри Союза при смене места жительства, места работы или в поисках рабочей вакансии.
< CQ
О =1
и и
< Q.
начала пандемии [17]. Поэтому в настоящий момент обострилась проблема нехватки персонала для сбора урожая, по поводу чего уже выразила свою обеспокоенность министр сельского хозяйства Германии Юлия Клёкнер. С целью стабилизации ситуации министр предложила предоставить временную работу безработным, а также признанным лицам, ищущим убежища (которые еще не имеют разрешения на работу), но только из определенных безопасных с точки зрения распространения там коронавирусной инфекции третьих стран, таких как Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Северная Македония, Черногория, Сербия (эти западнобалканские страны имеют статус кандидатов на вступление в ЕС) и Сенегал.
Тем не менее в странах Евросоюза в связи с подобной политикой растет напряженность по поводу того, должны ли такие работники пересекать границы для сбора урожая и если да, то в каком количестве и при каких условиях [18]. Принимающие страны разрываются между страхом потерять урожай, опасением ввоза коронавирусной инфекции и озабоченностью быть обвиненными в том, что иностранцы отнимают рабочие места.
В Италии обсуждается возможность предоставления амнистии не имеющим документы иммигрантам, а также определенную форму социальной защиты и защиты здоровья, поскольку государство серьезно озабочено нехваткой рабочей силы в сельском хозяйстве. В свою очередь, Португалия объявила, что предоставит временный вид на жительство всем лицам, ищущим убежища, чье заявление еще не было рассмотрено. Швеция объявила о 12-месячном продлении нескольких программ интеграции на рынке труда, позволяющих мигрантам продлить свои трудовые контракты. Правительство Ирландии ввело пособие по безработице, которое выплачивается по фиксированной ставке в размере 350 евро в неделю (по крайней мере до 8 июня 2020 г.) [19]. Интересно отметить, что данное пособие могут получить и регулярные, и нерегулярные мигранты, что вызвало огромную поддержку со стороны международного сообщества. Кроме того, правительство Ирландии заявило о возможности пройти бесплатный тест на COVID-19 вне зависимости от того, является ли человек гражданином или нет. Португалия последовала примеру Ирландии и объявила, что все мигранты, беженцы и лица, ищущие убежища, в настоящее время проживающие в стране, имеют те же права, что и граждане государства в вопросах лечения коронавирусной инфекции. Тем самым правительства Ирландии и Португалии побуждают мигрантов обращаться за официальной медицинской помощью, что может снизить уровень заболевших.
Не стоит недооценивать роль трудовой миграции в Европейском союзе даже в такой трудный период, когда десятки тысяч людей остаются без работы и тем самым без средств к существованию. Перед лицом такой серьезной демографической проблемы, как старение населения, многие государства - члены ЕС еще до распространения COVID-19 остро нуждались в определенных секторах и отраслях экономики в рабочей силе различной квалификации из третьих стран. Например, Федеральное агентство по труду Германии опубликовало "Белый список" (Positivliste), в котором перечислены профессии и специальности, в которых страна более всего нуждается. Согласно документу, в наибольшей степени нехватка квалифицированных работников по различным специальностям ощущается в области здравоохранения [20]. По данным на декабрь 2018 г., абсолютно все земли Германии остро нуждаются в квалифицированных работниках и специалистах в таких социальных областях, как здравоохранение, акушерство, сестринское дело, уход за пожилыми людьми, проведение физиотерапевтических процедур. Естественно, в разгар пандемии врачи и медицинские работники оказались еще более востребованными.
В конце марта Европейская комиссия опубликовала Руководящие принципы, касающиеся осуществления свободного передвижения работников во время вспышки COVID-19, где перечислен перечень профессий, работникам которых разрешено пересекать границы, поскольку они "выполняют критически важные задачи, которые связаны с оказанием первостепенных услуг". В этот перечень входят, в частности, медицинские работники, персонал по уходу, ученые в отраслях, связанных со здоровьем, работники фармацевтической и медицинской промышленности [21]. Государства-
члены должны разрешать трудовым мигрантам въезжать на территорию принимающей страны и иметь беспрепятственный доступ к месту работы.
Профессор Лондонского университета королевы Марии Франческо Фазани заявляет об особой важности работников ключевых специальностей в Евросоюзе, число которых приблизительно составляет 31% занятых лиц трудоспособного возраста. Согласно таблице ниже, к пяти крупнейшим категориям ключевых работников ЕС относятся преподаватели, квалифицированные сельскохозяйственные рабочие, младшие специалисты в области науки и техники, работники по уходу, а также обслуживающий персонал [22]. Однако их доля на рынке труда варьируется в различных государствах-членах. Например, во Франции, Швеции и Финляндии ключевые работники составляют 40% от общей численности рабочей силы, тогда как в Польше, Словении и Болгарии они составляют только 17%, 12% и 13% соответственно.
Таблица. Работники ключевых профессий по стране рождения (все государства - члены ЕС за исключением Мальты, 2018 г.)
КЛЮЧЕВЫЕ СОТРУДНИКИ ПО ПРОФЕССИЯМ И МЕСТУ РОЖДЕНИЯ
(Л
Операторы машин Младшие сотрудники в области науки и инженерии Мусорщики Работники сферы услуг Работники по уходу
Квалифицированные работники лесного хозяйства, рыболовства и охотники
Квалифицированные работники сельскогохозяйства
Рабочие в горной промышленности, строительстве, производстве, транспорте
Специалисты-техники поэксплуатации ИКТ Работники пищевой промышленности Водители и операторы электростанций Обслуживающий персонал Преподаватели Специалисты в области ИКТ Специалисты в области науки и техники Старший медицинский персонал Младший медицинский персонал
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
■ Рожденные в третьих странах
■ Рожденные в стране-участнице ЕС и работающие в другой стране-участнице - Рожденные в стране-участнице ЕС и там же работающие
Источник: составлено автором по данным Атласа миграции 2020 г. [10]
Важно отметить, что мигранты являются важной частью ключевых работников ЕС и составляют 13% [23]. Они представляют особенно большую долю всех ключевых работников в Австрии, Италии, Германии, Швеции и Ирландии. Почти во всех странах -участницах ЕС мигрантов из третьих стран больше, чем мобильных граждан Евросоюза, выполняющих основные рабочие роли. Наибольшая доля работников, имеющих мигрантское происхождение, являются обслуживающим персоналом, рабочими в горнодобывающей промышленности, строительстве, производстве, транспорте, операторами машин, а также работниками по уходу. Хотя значительная часть трудовой деятельности прекращена или переведена в онлайн-формат, остается необходимым выполнять ряд функций офлайн для того, чтобы сохранить стабильность и порядок во время па ндемии. Как раз данная категория людей выполняет эти важнейшие для
1Л
О
ее О
< г
о о
ш
сс
< Сй
О =1
и и
государства и общества задачи. Аналитик международной неправительственной организации Amnesty International Маттео де Беллис отмечает, что пандемия показала, насколько сильно общества ЕС полагаются на "низкоквалифицированных" работников, которых теперь именуют "ключевыми работниками", многие из которых являются именно мигрантами [24].
ОКАЗАНИЕ СТРАНАМИ-УЧАСТНИЦАМИ ПОМОЩИ МИГРАНТАМ И БЕЖЕНЦАМ
К марту 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила глобальную пандемию, а к середине декабря было заражено более 75 млн человек и официально установлено полтора миллиона смертей во всем мире [25]. В этой связи интересным представляется изучение и оценка доли мигрантов в общем количестве зараженных для проведения более эффективной миграционной политики. Среди подтвержденных случаев во время пика пандемии (с 13 марта по 7 мая) в Швеции 32% случаев заражения коронавирусной инфекцией были обнаружены среди иммигрантского населения, в то время как среди местных жителей - 19%), а в Дании иммигранты из стран с низкими доходами составили 18% инфицированных, что в два раза больше, чем доля зараженных среди граждан. Однако в некоторых странах не зарегистрировано более высокой заболеваемости среди мигрантов. Например, в Италии данные Национального института здравоохранение показали, что только 5% случаев касались иностранцев, что составляет лишь около половины их доли в населении [26].
Генеральный секретарь Совета Норвегии по делам беженцев Ян Эгеланн призывает государства ЕС "не оставлять тех, кто живет за пределами их стран" для обеспечения защиты наиболее уязвимых групп населения, а именно беженцев. Он предлагает расширять масштабы деятельности в области водоснабжения, санитарии и гигиены, совершенствовать меры в области здравоохранения и предпринимать другие необходимые шаги, с тем чтобы помочь избежать катастрофы [27].
В разгар пандемии Европейская комиссия продолжила разрабатывать и осуществлять различные меры, направленные на улучшение положения мигрантов и ^^ беженцев. Для того, чтобы люди не оставались без помощи, организации гражданского общества занимаются переводом и передачей жизненно важной информации практически на всех языках мира. Еврокомиссия делает ставку на развитие информационных мероприятий, которые, как правило, включают в себя перевод и распространение официальных документов в области здравоохранения, плакатов, новых правил и другой необходимой информации.
^^ Интересно отметить высокую активность гражданского общества в странах
Евросоюза. Пандемия показала, что граждане ЕС могут объединяться, чтобы помочь друг другу в сложной ситуации. Они выдвигают различные инициативы, прежде всего на муниципальном уровне, иногда даже - среди соседей по району, кварталу, призванные предоставлять полезную информацию, помогая мигрантам оставаться в безопасности, поддерживать их связь с государством, исполнительными властями на местах, а также информируют о том, что нужно делать, чтобы сократить негативные последствия пандемии для здоровья и занятости.
В конце марта 2020 г. шведские активисты создали сайт Tellcorona, где люди, в том числе звезды спорта, телеведущие, артисты и другие знаменитости, добровольно выкладывают короткие ролики на различных языках мира, чтобы помочь большему числу людей понять чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения и тем самым помочь предотвратить передачу инфекции.
В середине апреля 2020 г. Португалия проявила инициативу в том, чтобы помочь трудовым мигрантам в районе Алгарве, где они работают не только в туристическом, но и в сельскохозяйственном секторах. В ходе мероприятия люди бесплатно получили индивидуальные комплекты защиты, состоящие из масок, перчаток и
дезинфицирующего геля. Кроме того, государство выпустило листовки о COVID-19, ^^ доступные на португальском, английском, бенгальском, хинди, непальском и урду.
Италия при поддержке Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев разработала специальную карту услуг для беженцев и просителей убежища [28], где каждый человек сможет на территории государства найти необходимый центр для получения услуг по интернету, не выходя из дома. Так, беженцу нужно в специальной графе выбрать регион, а также один из десяти центров услуг в определенных сферах, в том числе в здравоохранении (центры по противодействию вирусу), в оказании административной и юридической помощи и др.
Активное участие в оказании помощи принимают и профсоюзы, которые по всему Евросоюзу защищают права всех трудовых мигрантов, предоставляя им всю необходимую информацию и некоторые услуги. Например, в Германии были созданы специальные "горячие линии", ориентированные на оказание консультаций по вопросам увольнения, временного прекращения работы и потери дохода.
Для минимизации трудностей, вызванных сокращением социального контакта, когда в мире действует режим самоизоляции, что особенно трудно для мигрантов и беженцев, Евросоюз организуют различные мероприятия в онлайн-формате. Так, из-за пандемии все университеты в Польше приостановили очные занятия. В такой ситуации иностранные студенты могут чувствовать себя особенно одиноко. Поэтому центральная информационная служба для международных сотрудников, гостей и студентов в Варшавском университете Welcome Point совместно с волонтерским центром инициировали специальный проект, ориентированный на иностранных студентов, в ходе которого организуются онлайн-беседы. В Швеции некоммерческая ассоциация Kompis Sverige (швед. "Друг Швеции", англ. Buddy Sweden) организует встречи для содействия социальной и языковой интеграции новоприбывших. В ответ на пандемию коронавируса, которая повлияла на возможность встречаться лично, организация в настоящее время запускает Language Buddy Online - онлайн-службу языковой подготовки.
Цифровые мероприятия становятся все более популярными, однако, возможно, ^^ что значительная часть мигрантов и беженцев не имеет для этого ресурсов -мобильного интернета, доступа к компьютеру и/или необходимых навыков, что создает дополнительные проблемы для осуществления эффективной миграционной политики.
2020 г. также стал годом Нового пакта о миграции и убежище, объявленного в Евросоюзе с целью выработки нового всеобъемлющего подхода к миграции. Пакт реагирует на сложности миграции и устанавливает баланс между ответственностью и солидарностью между государствами-членами. В то же время важной частью является то, что в документе признается, что государства-члены имеют разное географическое положение и различные опыт и взгляды, которые необходимо принимать во внимание и согласовать [10]. Заместитель председателя Еврокомиссии Маргаритис Схинас назвал Пакт "трехэтажным домом", основами которого являются сотрудничество с третьими странами по вопросам миграции и развития в целях сокращения миграционных потоков; проведение ускоренных процедур пересечения границ и возвращения, позволяющие быстро выделять тех, кто нуждается в защите; усиление разделения ответственности в ЕС за людей, нуждающихся в защите [29].
В связи с распространением коронавирусной инфекции в Пакте упоминается такая область, как новые кризисы и форс-мажорные обстоятельства. Для увеличения эффективности стран-участниц справляться с подобными обстоятельствами, как COVID-19, было принято предложение о возможности создания механизма солидарности, конкретных отступлениях от законодательства в случае форс-мажорных обстоятельств и предоставлении статуса немедленной защиты в кризисных и форс-мажорных ситуациях [30]. Однако эксперты Кемаль Кирищи, Мурат Эрдоган, Нихал Эминоглу утверждают, что в Пакте мало учитывается то, как C0VlD-19 повлияет на политику ЕС в области миграции и предоставления убежища,
О Э
1Л
Z О
ее О
<
О ш
сс
< CQ
О =1
и и
< о.
поскольку пандемия оказывает серьезное воздействие на способность принимающих стран управлять присутствием беженцев и обеспечивать их защиту [31].
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ
Таким образом, вследствие нынешней ситуации неудивительно, что COVID-19 будет иметь долгосрочные миграционные последствия еще очень продолжительное время, даже после того, как люди, системы здравоохранения и экономики восстановятся. Скорее всего пандемия повлияет не только на размер миграционных потоков, но и на их состав и ключевые характеристики, поскольку меняются маршруты, используемые мигрантами и беженцами, и решения о том, когда переехать [10].
Член Европейского парламента, посетивший самый большой лагерь беженцев в Евросоюзе на острове Лесбос в Греции, Эрик Марквардт заявляет, что все, что сейчас творится с миграционной политикой ЕС, - это "позор для ЕС, Евросоюз мог бы сделать гораздо больше, чтобы помочь этим людям, но нашим правительствам все равно". А Европейская конфедерация профсоюзов ETUC призывает Ее и национальные правительства проявить солидарность и принять необходимые меры для защиты этой уязвимой категории людей в период распространения вируса. В подобных условиях функционирования Евросоюза иммигранты постигли более высокие потери в отношении заболеваемости COVID -19, с более высоким риском заражения и более высокой смертностью несмотря на то, что в среднем у них более молодой возраст. В долгосрочной перспективе необходимы дальнейшие исследования для оценки долгосрочного воздействия на общее состояние здоровья иммигрантов, в том числе на их психическое здоровье.
Бывший премьер-министр Италии Энрико Летта заявляет, что сегодня Евросоюз сталкивается с кризисом, который существенно отличается от других, поскольку развитие кризиса непредсказуемо. Он также подчеркнул, что пандемия может повлиять на "европеизм", который и без того очень сильно пострадал за последние кризисы. По его мнению, коммунитаристский дух Европы сегодня слабее, чем 10 лет назад. А бывший советник комиссара по вопросам расширения ЕС Хизер Граббе выразила обеспокоенность по поводу того, что каждый кризис снижает доверие стран-участниц друг к друг. Так, пандемия актуализировала дебаты кризиса еврозоны, возродив стереотипы о "расточительных" южных европейцах и "трудолюбивых" северянах [32].
Генеральный секретарь международной католической благотворительной организации Caritas Europa Мария Найман считает, что мигранты могут внести гораздо больший вклад в принимающее общество, но существующие проблемы слишком часто мешают как их полному потенциалу, так и их вкладу в жизнь общества. ЕС прилагает ограниченные усилия, чтобы гарантировать мигрантам достойные и стабильные условия жизни, социальное обеспечение и доступ к рынку труда. Кризис COVID-19 — это момент, чтобы дать толчок этой столь необходимой беспроигрышной ситуации, а не положить ей конец [33].
Важным представляется и вопрос вакцинации мигрантов и беженцев. В настоящее время многие страны разрабатывают и планируют свою стратегию вакцинации. В этой связи доступ для всех к вакцине является новой проблемой. Несколько организаций призвали правительства включить мигрантов в распределение вакцин. Так, Международная организация по миграции настоятельно призывает правительства включить мигрантов в стратегии общественного здравоохранения и планы вакцинации [34].
Сейчас становятся особенно актуальными вопросы проявления большей осторожности в отношении открытости, мобильности и миграции. Однако Европейский союз понимает, насколько для него важна миграция, поскольку трудовые мигранты играют важнейшую роль в выполнении основных функций в обществах ЕС, пострадавших от эпидемии. Поэтому срочно предпринимаются меры по улучшению условий жизни иностранных рабочих. В отношении беженцев и лиц, ищущих убежище, ЕС планирует
предоставить помощь для защиты здоровья и безопасности людей, попавших в лагеря, ^^ что важно не только для их защиты, но и для сдерживания распространения самого вируса.
Главы государств и правительств государств - членов Европейского союза подчеркнули необходимость совместного подхода и тесной координации, масштабы глобальной угрозы заостряют настоятельную необходимость такой координации действий ЕС [35]. В ином случае последствия могут быть слишком драматическими для Евросоюза. Так, бывший президент Европейской комиссии Жак Делор, который внес огромный вклад в развитие европейской интеграции, заявлял в свое время, что отсутствие солидарности представляет "смертельную опасность для Европейского Союза" [32]. Заглядывая вперед, ЕС должен рассматривать социальную защиту как прочную основу, на которой выстроит инклюзивные, устойчивые и более устойчивые общества [36].
О
Все еще остается неясным вопрос о том, как пандемия повлияет на единство ЕС и какие трансформации претерпит Союз в связи с новыми и вновь обострившимися проблемами. Также сложно предсказать, каким может быть долгосрочное воздействие нынешнего состояния дел на положение мигрантов. Но одно очевидно, что государствам-членам необходимо сплотиться, чтобы совместными усилиями предпринять серьезные шаги для урегулирования миграционной проблемы. Ведь в условиях кризиса в связи с пандемией мигранты и беженцы рискуют своим здоровьем и жизнью ради служения принимающему обществу. Неопределенное положение многих мигрантов, беженцев и их семей в Европейском союзе и по всему миру еще больше ставит под угрозу всеобщее здоровье и снижает вероятность того, что они могут предложить свои умения и навыки в качестве решения проблемы будущего развития: от здравоохранения до социального и экономического восстановления. Поэтому многие эксперты предлагают использовать именно инклюзивный подход, основанный на участии всего общества, который необходим для эффективного ответа на пандемию.
1Л
Z
О
сс
О
<
о о
список ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
1. D. Marjanovic. Hoce li koronavirus kriza uciniti ono sto nisu financijska iz 2008. i migrantska iz 2015. -srusiti Europsku uniju? Advance, 18.03.2020. Available at: https://www.advance.hr/tekst/tri-razocaranja-i-svijet-sutrasnjice-hoce-li-koronavirus-kriza-uciniti-ono-sto-nisu-financijska-iz-2008-i-migrantska-iz-2015-srusiti-europsku-uniju/ (accessed 10.04.2020).
2. Kern S. Coronavirus: The European Union Unravels. Gatestone Institute. 27.03.2020. Available at: https:// www.gatestoneinstitute.org/15803/coronavirus-european-union-unravels (accessed 10.05.2020).
3. Hoffman С. Europas Brutalität. Der Spiegel, 07.03.2020. Available at: https://magazin.spiegel.de/ SP/2020/11/169828666/index.html (accessed 10.05.2020).
4. Lau J. Coronavirus Sparks a Rising Tide of Xenophobia Worldwide. The World University Rankings, 23.03.2020. Available at: https://www.timeshighereducation.com/news/coronavirus-sparks-rising-tide-ofxenophobia-worldwide (accessed 10.04.2020).
5. Beirens H. The COVID-19 Pandemic Suggests the Lessons Learned by European Asylum Policymakers after the 2015 Migration Crisis Are Fading. Migration Policy Institute. April 2020. Available at: https://www. migrationpolicy.org/news/pandemic-lessons-learned-europe-asylum-fading (accessed 12.04.2020).
6. The EU Needs to Provide Assistance to Migrants Affected by Covid-19. But Their Latest Proposal Does Nothing of the Kind. Privacy International, 02.04.2020. Available at: https://privacyinternational.org/news-analvsis/3582/eu-emeraencv-fund-greece (accessed 12.04.2020).
7. Wallis E. Which Migrant Services in Europe are Suspended or Reduced Due to COVID-19? Infomigrants, 18.03.2020. Available at: https://www.infomigrants.net/en/post/23524/which-migrant-services-in-europe-are-suspended-or-reduced-due-to-covid-19 (accessed 12.05.2020).
8. Auswirkungen der Corona-Pandemie auf Asylverfahren und Asylverfahrensberatung. Bundesamt für Migration und Flüchtlinge. Available at: https://www.bamf.de/DE/Themen/AsylFluechtlingsschutz/ InformationenGefluechtete/informationengefluechtete-node.html (accessed 12.05.2020).
9. Immigration Update: Spain COVID-19 New Restrictions. Santa Fe Relocation, 02.04.2020. Available at: https://www.santaferelo.com/en/mobility-insights/news-and-blog/immigration-update-spain-i-covid-19-the-newest-restrictions-to-enter-the-european-union-or-schengen-area/ (accessed 12.04.2020).
10. Atlas of Migration - 2020. European Commission. Available at: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/ atlas-migration-2020 (accessed 18.12.2020).
11. Feroz E. In Europe, the Lives of Refugees Are on Hold. Foreign Policy, 20.04.20. Available at: https:// foreignpolicy.com/2020/04/20/europe-refugees-coronavirus-deportations-health-care/ (accessed 12.04.2020).
12. Overcrowded Reception Centres and Informal Settlements Make Migrants Vulnerable to COVID-19. European
< CÜ
O =1
u u
< Q_
Commission. 17.03.2020. Available at: https://ec.europa.eu/migrant-integration/news/overcrowded-reception-centres-and-informal-settlements-make-migrants-vulnerable-to-covid-19 (accessed 12.04.2020).
13. Goßner C. EU Asylum Policy: In Search of Solidarity in Times of Coronavirus. Euractiv, 29.04.2020. Available at: https://www.euractiv.com/section/justice-home-affairs/news/eu-asylum-policy-in-search-of-solidarity-in-times-of-coronavirus/ (accessed 11.04.2020).
14. A COVID Lockdown Should Not Mean Light is Not Shed on What Is Happening in Europe. ECRE Weekly Bulletin, 30.10.2020. Available at: https://www.ecre.org/editorial-a-covid-lockdown-should-not-mean-light-is-not-shed-on-what-is-happening-in-europe/ (accessed 10.12.2020).
15. COVID-19: Guidance on the Implementation of Relevant EU Provisions in the Area of Asylum and Return Procedures and on Resettlement. European Commission. 16.04.2020. Available at: https://ec.europa.eu/ info/sites/info/files/guidance-implementation-eu-provisions-asylum-retur-procedures-resettlement.pdf (accessed 18.12.2020).
16. Overlooked: Migrant Workers in the COVID-19 Crisis. ETUC. 16.04.2020. Available at: https://www.etuc.org/ en/document/overlooked-migrant-workers-covid-19-crisis (accessed 11.04.2020).
17. Starzmann P. „Die Ernte ist in Gefahr". Der Tagesspiegel, 17.03.2020. Available at: https://www.tagesspiegel. de/wirtschaft/coronakrise-bringt-landwirte-an-ihre-grenzen-die-ernte-ist-in-gefahr/25650368.html (accessed 11.04.20).
18. Carroll R., Jones S., Tondo L., Connolly K., Gillet K. Covid-19 Crisis Stokes European Tensions over Migrant Labour. The Guardian, 11.05.2020. Available at: https://www.theguardian.com/world/2020/may/11/covid-19-crisis-stokes-european-tensions-over-migrant-labour (accessed 11.05.2020).
19. COVID-19 Pandemic Unemployment Payment. Gov.ie. 16.06.2020. Available at: https://www.gov.ie/en/ service/be74d3-covid-19-pandemic-unemployment-payment/ (accessed 11.05.2020).
20. Positivliste Zuwanderung von Fachkräften in Ausbildungsberufe. Bundesagentur für Arbeit. September 2019. Available at: https://nida-duisburg.de/wp-content/uploads/2019/09/Positivliste.pdf (accessed 31.03.2019).
21. Guidelines Concerning the Exercise of the Free Movement of Workers During COVID-19 Outbreak. European Commission. 30.03.2020. Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ PDF/?uri=CELEX:52020XC0330(03)&from=EN (accessed 11.05.2020).
22. Fasani F., Mazza J. Immigrant Key Workers: Their Contribution to Europe's COVID-19 Response. European Commission, 23.04.2020. Available at: https://knowledge4policy.ec.europa.eu/publication/immigrant-key-workers-their-contribution-europes-covid-19-response en (accessed 11.05.2020).
23. Fasani F. Immigrant Key Workers in Europe: The COVID-19 Response That Comes From Abroad. VOX CERP Policy Portal, 05.04.2020. Available at: https://voxeu.org/article/covid-19-immigrant-workers-europe (accessed 11.05.2020).
24. De Bellis M. The COVID-19 Pandemic Can Teach Us Compassion for Migrants and Refugees. Amnesty International. 11.05.2020. Available at: https://www.amnesty.org/en/latest/news/2020/05/before-covid19-europe-lacked-empathy-for-migrants-the-pandemic-can-teach-us-compassion/ (accessed 11.05.2020).
25. WHO Coronavirus Disease (COVID-19) Dashboard. World Health Organization. Available at: https://covid19. who.int/(accessed 18.12.2020).
26. What is the Impact of the COVID-19 Pandemic on Immigrants and Their Children? OECD. 19.10.2020. Available at: http://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/what-is-the-impact-of-the-covid-19-pandemic-on-immigrants-and-their-children-e7cbb7de/ (accessed 20.10.2020).
27. Coronavirus Will Decimate Refugee Communities if We Don't Act Now. Norwegian Refugee Council. 16.04.2020. Available at: https://www.nrc.no/news/2020/march/coronavirus/ (accessed 11.05.2020).
28. JUMA MAP. Refugees Map Services. Available at: https://www.jumamap.com/ (accessed 11.05.2020).
29. On the new EU Pact on Migration and Asylum. Caritas Europe. 29.09.2020. Available at: https://www.caritas. eu/on-the-new-eu-pact-on-migration-and-asylum/ (accessed 11.11.2020).
30. Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council Addressing Situations of Crisis and Force Majeure in the Field of Migration and Asylum. COM/2020/613 final. European Commission. 23.09.2020. Available at: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/proposal for a regulation of the european parliament and of the council addressing s (accessed 11.11.2020).
31. Kiri§ci K., Erdogan M., Eminoglu N. The EU's "New Pact on Migration and Asylum" Is Missing a True Foundation. Brookings. 06.11.2020. Available at: https://www.brookings.edu/blog/order-from-chaos/2020/11/06/the-eus-new-pact-on-miaration-and-asylum-is-missina-a-true-foundation/ (accessed 11.11.2020).
32. Rankin J. Coronavirus Could be Final Straw for EU, European Experts Warn. The Guardian, 01.04.2020. Available at: https://www.theguardian.com/world/2020/apr/01/coronavirus-could-be-final-straw-for-eu-european-experts-warn (accessed 11.05.2020).
33. Nyman M. Why COVID-19 Shows that Migrants' Integration in Europe is as Important as Ever. Euronews, 18.12.2020. Available at: https://www.euronews.com/2020/12/18/why-covid-19-shows-that-migrants-integration-in-europe-is-as-important-as-ever-view (accessed 18.12.2020).
34. "Include Migrants in Vaccine Plans," IOM Urges at Regional Health Conference. International Organization for Migration. 27.11.2020. Available at: https://www.iom.int/news/include-migrants-vaccine-plans-iom-urges-regional-health-conference (accessed 11.12.2020).
35. COVID-19: Guidance on the Implementation of Relevant EU Provisions in the Area of Asylum and Return Procedures and on Resettlement. European Commission. 16.04.2020. Available at: https://ec.europa.eu/ info/sites/info/files/guidance-implementation-eu-provisions-asylum-retur-procedures-resettlement.pdf (accessed 11.05.2020).
36. Social Platform Statement on the COVID-19 Pandemic. Social Platform. 27.03.2020. Available at: https://www. socialplatform.org/news/social-platform-statement-on-the-covid-19-pandemic/ (accessed 11.10.2020).
MIGRATION CHALLENGES IN THE EU AMID THE CO VID-19 PANDEMIC: FOSTERING SOLIDARITY OR THREATENING THE COHESION?
(Analysis and Forecasting. IMEMO Journal, 2020, no. 4, pp. 94-107)
Received 21.12.2020.
Elizaveta I. MATIUKHOVA, ([email protected]), ORCID: 0000-0002-2782-4013,
Primakov Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences
(IMEMO), 23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russian Federation.
Keywords: European Union, European Commission, migration, COVID-19, pandemic, migrants, refugees, asylum seekers, World Health Organization.
About the author:
Elizaveta I. MATIUKHOVA, Research Assistant, Sector of International Organizations and Global Political Governance, Department of International Political Problems.
DOI: 10.20542/afij-2020-4-94-107
D
to Z
O
The article discusses the formation and adaptation of migration policies in the European Union Member States under the impact of COVID-19. Prior to the pandemic, migration was already a very acute issue for the Member States, because the attitudes of each country towards formulating a common migration policy and its further communitarisation were quite different. Not surprisingly, amid the spread of the infection, a phenomenon such as migration has an even greater impact on the development of the entire European regional integration project. Due to the introduction of strict measures against coronavirus, such as social distance standards and states of emergency, most migrant and refugee assistance programs have been suspended indefinitely, with an immediate negative impact on the lives of these people. However, one thing all countries agree on is that migrants contribute greatly to EU life and development, as they constitute 13% of the key workforce. Therefore, new safe working practices need to be adopted. Another key issue under consideration is developing coherent asylum-seeker and refugee policies. These two categories constitute a large part of the Union's migration flows; however, the EU experience in this area has not been very successful. Thus, in the midst of COVID-19, effective migration management becomes even more important. The pandemic stresses the need for better public administration with migrants and refugees in mind. As a consequence, it is not surprising that COVID-19 will have a long-term impact on migration. Basing on the analysis of current developments, the author concludes that although the EU has taken some initiatives to improve the situation of migrants and refugees, it cannot fully guarantee them health protection, decent and stable living conditions, social security and access to the labor market.
CC
O
< z
o
o 111
CC