Научная статья на тему 'Современная эстетика и социальная антропология в процессе анализа индустрии моды. Международная конференция. Ханчжоу, КНР, 22-24 сентября 2017 г'

Современная эстетика и социальная антропология в процессе анализа индустрии моды. Международная конференция. Ханчжоу, КНР, 22-24 сентября 2017 г Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
86
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Петров Александр Викторович, Ванг Цзе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная эстетика и социальная антропология в процессе анализа индустрии моды. Международная конференция. Ханчжоу, КНР, 22-24 сентября 2017 г»

НГООТСШ

Банг Цзе, A.B. Петров

СОВРЕМЕННАЯ ЭСТЕТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА ИНДУСТРИИ МОДЫ

Международная конференция

Ханчжоу, Китайская Народная Республика, 22-24 сентября 2017 г.

© Петров Александр Викторович - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; исполнительный директор, Российско-китайский Центр сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург; e-mail: petroval4@yandex.ru

© Ванг Цзе - Ph.D. (искусствоведение, социальная литература), профессор, декан Института гуманитарных наук, Шанхайский университет транспорта (Цзяо Тун), Шанхай, Китай

В конце сентября 2017 г. в Ханчжоу (КНР), в Чжэцзянском институте средств массовой информации и коммуникаций, состоялось знаменательное для общественных наук современного Китая событие - первая широкомасштабная международная конференция, посвященная вопросам эстетики и антропологии глобальной индустрии моды. Эта конференция примечательна не только пока непривычной для китайских социальных

наук теме - изучение моды, но и составом ее участников - более 100 специалистов: философов, антропологов, искусствоведов, социологов, культурологов - из Китая, Великобритании, Франции, Германии, России, Ирландии, Италии, Бельгии, Словении. В течение двух дней специалисты со всей планеты обсуждали вопросы развития комплексных социальных исследований современных особенностей индустрии моды в мире и КНР.

о

3

ю О

mm тг вшшит

АИ-ИЙХЛ CENTRE Г^ГдеШШ

Участники Международной конференции в Ханчжоу.

Тематика докладов включала: социально-философские и социально-антропологические основания исследования моды, исследования общего состояния индустрии моды в мире, в странах Запада и Востока, влияние норм и ценностей общества потребления на моду и социально-экономическое развитие, влияние моды на формирование культурного капитала и конструирование социальной реальности в различных обществах, мода и процесс урбанизации, мода и современное промышленное производство, мода и современная индустрия культуры и развлечений, мода и развитие новых форм искусства, мода в средствах массовой информации, а также роль индустрии моды в процессах экономической и культурной глобализации.

Конференция стала великолепной площадкой для обмена разными, порой противоположными мнениями о взаимовлиянии индустрии моды и современного общества, которое принято именовать «обществом потребления». В ходе конференции также состоялся ряд отдельных круглых столов, посвященных социологии литературы, социологии дизайна, музыковедению и изучению средств массовой коммуникации, кино и моде, телевидению и моде. Данное мероприятие позволило ученым из разных стран, культур, политических систем лучше понять взгляды друг друга на роль индустрии моды в развитии современных обществ.

Одним из центральных вопросов, в той или иной мере затронутых почти во всех докладах и сообщениях на конференции, стал вопрос о влиянии процесса культурной глобализации посредством индустрии моды на различные социальные группы и общества и изучение реакции этих обществ на глобальную социокультурную трансформацию, изучение противоречий, которые вызваны подобной трансформацией.

Растущее влияние культурной глобализации может проявляться в подавлении национальных культур «традиционных» обществ во имя триумфа «мирового общества потребления» - «современного» общества, тем самым создавая проблему сохранения социокультурной идентичности в различных социальных системах. Но под влиянием «культурной глобализации» находятся как развитые, так и развивающиеся страны. Этот факт в какой-то мере «уравнивает» последствия радикальных глобальных социокультурных преобразований для обществ этих стран в различных сферах, правда, не снимая имеющихся и усугубляющихся противоречий.

Совсем недавно социальные изменения, связанные с культурной глобализацией, интерпретировались исключительно как позитивные для всех обществ. Почему? Есть несколько причин для такой точки зрения. Первая причина - «неизбежность» экономической глобализации и, вместе с этим процессом, глобальных (радикальных) социокультурных изменений. «Неизбежность» глобализации на протяжении многих лет была предметом как научных исследований, так и, в большей степени, успешной рекламы и пропаганды, необходимой глобальным товаропроизводителям и торговым компаниям, формирующим тем самым особый дискурс индустрии моды. Во-вторых, процессы социокультурной глобализации позитивно воспринимаются многими людьми во всем мире, поскольку эти процессы рассматриваются как проявление распространения «цивилизованного» образа жизни (связанного с общим повышением уровня и, главное, качества жизни, с приобщением все большего количества социальных групп к ценностям общества потребления и артефактам индустрии моды) во всех «традиционных» обществах. В-третьих, культурная глобализация - это процесс, который должен спасти человечество от межгосударственных, межобщинных, межкультурных конфликтов. Поскольку культурная глобализация, основанная на принципах унифицирующего мультикультурализма и «массовой культуры», культуры консьюмеризма и индустрии моды, создает условия для, безусловно, прогрессивного беспрепятственного развития межкультурных коммуникаций, межкультурного, а также международного товарного обмена (ведь даже современное производство товаров и услуг давно стало частью «массовой культуры» и отражением динамики символов «общества потребления»). Обычно все эти проявления представляются исключительно как новая эра в истории всего человечества - эпоха новой массовой культуры, новизна которой заключается в стремительном перемещении потребления в цифровую реальность, сферу уже безраздельного господства ценностей индустрии моды. Само собой разумеется, эта эпоха «кардинально меняет» жизнь людей во всех современных обществах. А традиционная жизнь многих народов превращается в «современный прогрессивный образ жизни» (постиндустриальный, социально справедливый, бесконфликтный).

Но является ли массовая культура новой прогрессивной культурной формой? Является ли глобализация культуры но-

о

вым процессом, который также представляет новую бесконфликтную и социально справедливую эпоху в истории человечества? «Культурная глобализация» - это совсем не новый процесс, как многие гиперглобалисты пытались недавно утверждать, поскольку интенсивный межэтнический и межцивилизационный социокультурный обмен осуществлялся на протяжении тысячелетий и составляет сущность всей социальной истории. «Культурная глобализация» (в первую очередь в толковании большинства сторонников парадигмы неолиберальной модернизации) на самом деле представляет собой не что иное, как процесс глобального распространения различных видов и отраслей индустрии культуры (прежде всего, индустрии моды), что, несомненно, влияет на национальные культуры и национальную социокультурную идентичность. А поскольку система социально-экономических коммуникаций по поводу моды превратилась в мощный тренд развития общества в «традицион-

ных» индустриальных странах (США и Западная Европа), было бы правильнее говорить о глобальной экспансии западной культуры и индустрии моды, сопровождающейся распространением иллюзий тотальной позитивности подобных изменений. Социальные последствия расширения этой экспансии для разных стран будут существенно различаться. Они будут обусловлены возможностями социокультурной трансформации и особенностями интеграции норм и ценностей, приходящих извне, их приспособления к существующим целям материального и духовного развития разных стран и обществ. В этой связи изучение тех противоречий, которые порождает глобальное распространение индустрии моды, становится важной задачей обществоведов разных стран, в том числе и современного Китая, который старается занять свое, подобающее его возрастающей экономической мощи, место в системе современных обществ.

А.В. Петров

развитие социологического образования в университетах китая и россии

российско-китайский семинар

ханчжоу, китайская народная республика, 25 сентября 2017 г.

© Петров Александр Викторович - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; исполнительный директор, Российско-китайский Центр сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург; e-mail: petroval4@yandex.ru

О

3

ю О

Представители общественных наук России и Китая всегда уделяли внимание необходимости изучения разных сторон жизни российского и китайского обществ, и сотрудничество между ними имеет давние традиции. Однако сотрудничество между социологами России и Китая получило новый, мощный импульс к развитию лишь 15 лет назад, после подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Именно тогда социологи научных центров при Правительстве КНР и социологи Санкт-Петербургского государственного универ-

ситета приняли решение о начале реализации долговременного проекта сравнительных социологических исследований, который продолжается и по сей день. За эти годы было сделано не мало: реализован ряд совместных научно-исследовательских и учебных программ, организовано и проведено более 30 совместных конференций, семинаров, круглых столов, результаты исследований ежегодно публикуются в российских и китайских научных изданиях1. Пришло время для подведения некоторых итогов и определения перспективных направлений развития дельней-шего сотрудничества.

1 Петров А.В. Развитие российско-китайских научных коммуникаций в области организации сравнительных социологических исследований: к 15-ой годовщине подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР // Мировая архитектоника и российско-китайские отношения. (Сборник статей) / Под ред. Н.Г. Скворцова, А.В. Петрова, Цзи Чжэнцзюя, Сюй Сянмэй. - СПб.: Астерион, 2017. - С. 141-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.