Научная статья на тему 'Современная бюджетная политика Российской Федерации'

Современная бюджетная политика Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
821
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / MACROECONOMIC INDICATOR / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGET POLICY / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ПРОГНОЗ / FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сивченко А.И.

This paper examines Russia's budget policy, the main forecast indicators that are used in drafting the main financial document of the state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сивченко А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN BUDGETARY POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This paper examines Russia's budget policy, the main forecast indicators that are used in drafting the main financial document of the state.

Текст научной работы на тему «Современная бюджетная политика Российской Федерации»

СОВРЕМЕННАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.И. Сивченко, студент

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

Аннотация. В данной работе рассматривается бюджетная политика России, основные прогнозные показатели, которые используются при составлении главного финансового документа государства.

Ключевые слова: макроэкономический показатель, бюджетная политика, экономика, прогноз.

Стабилизационная экономическая политика, проводимая Россией с середины 2014 г. в ответ на внешние шоки, вызванные падением цен на сырье, позволила национальной системе хозяйствования частично адаптироваться к неблагоприятным геополитическим условиям. Результат мероприятий данного курса - снижение нефтяной зависимости, выраженное в уменьшении доли нефтегазового сектора в экономике и, соответственно, укрепление сектора. Кризисные явления в настоящий момент присутствуют, но благодаря взвешенной и целенаправленной государственной политике в отечественной системе хозяйствования наблюдаются положительные тенденции, а вместе с ними потенциальные перспективы роста. В таких сложных условиях целью отечественной

экономической политики будет расширение потенциала устойчивого развития страны.

Несомненно, устойчивость бюджетной системы зависит от грамотного бюджетного Планирования. Федеральный закон от 05.12.2017 N 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов разработаны на основе базового варианта Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. [1]

Сопоставление макроэкономических проектируемых показателей двух документов представлено в следующей табл. 1.

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Цена на нефть марки «Юралс», долл. США за баррель (в среднем за год) сценарное условие 45,6 40,8 41,6 42,4

прогноз 49,9 43,8 41,6 42,4

Курс доллара среднегодовой, руб. за 1 долл. США сценарное условие 64,2 69,8 71,2 72,7

прогноз 59,4 64,7 66,9 68,0

Темпы роста ВВП, в % к предыдущему году сценарное условие 102,0 101,5 101,5 101,5

прогноз 102,1 102,1 102,2 102,3

Индекс промышленного производства, % сценарное условие 102,0 102,2 101,9 101,9

прогноз 102,1 102,5 102,5 102,5

Темпы роста объема инвестиций в основной капитал, % сценарное условие 102,0 102,2 102,0 102,1

прогноз 102,1 104,7 105,6 105,7

Таблица 1. Сравнение прогнозных макроэкономических показателей, представленных в Сценарных условиях и Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 гг.

Как видно из данных табл. 1, Прогноз намного более оптимистичен по сравнению со сценарными условиями по всем представленным макроэкономическим параметрам, определяющим среди которых является цена на нефть. Подобный анализ позволил скорректировать бюджетообразующий показатель в Прогнозе до 49,9 долл. США за баррель. Более того, в октябре 2017 цена на нефть продолжила укрепляться, что подтверждает целесообразность корректировок.

Соответствующие прогнозные изменения сырьевых параметров определяют укрепление курса доллара. От доллара как от основной валюты международных расчетов зависят цены на приобретаемое зарубежное оборудование, товары, услуги, что во многом определяет потенциальный уровень инфляции.

Важность прогнозирования нефтяных цен сложно переоценить, поскольку в России темпы изменения валютного курса находятся в обратной зависимости соответствующих корректировок сырьевого рынка. В свою очередь валютный курс определяет одну из ключевых характеристик развития отечественной экономики - соотношение импорта и экспорта.

Согласно прогнозу 2017-2020 гг. в структуре экспорта по основным группам товаров не наблюдается серьезных трансформаций. Прогнозируется небольшое уменьшение удельного веса топливно-энергетических товаров: с 53,7% в 2017 г. до 48,3% в 2020 г., однако их доля по-прежнему останется на высоком уровне.

Объемы импорта в свою очередь прогнозируются на уровне 234,8 млрд долл. США в 2018 г, 238 млрд - в 2019 г, 241 млрд долл. США - в 2020 Прирост физической величины импорта товаров составит в 2018 4,5%, в 2019 г. - 3% и в 2020 г. 2,6%. [2]

Немаловажным показателем, корректирующим номинальные объемы ВВП с учетом изменения покупательной способности денежных средств, является инфляция. Индикатор пользуется «общественным спросом», поскольку его уменьшение или увеличение прямо влияет на реальный объем государственных расходов и оказываемых государственных услуг.

Макроэкономические показатели, рассмотренные ранее, закладываются в основу составления бюджетной политики России и влияют непосредственно на формирование статей бюджета. Основные параметры федерального бюджета Российской Федерации в период с 2017 по 2020 г представлены в табл. 2. Согласно данным табл. 2 динамика основных параметров бюджета Российской Федерации на 20182020 характеризуется постепенным снижением доли доходов по отношению к ВВП (с 16% в 2017 до 14,8% в 2020 г), а также сокращением доли общего объема расходов в ВВП с 18,4% в 2017 до 15,6% в 2020 г. При этом наблюдается последовательный номинальный рост доходов бюджета в абсолютном выражении с 14 720 млрд руб. в 2017 до 16 285 млрд руб. 2020 г.

Таблица 2. Основные параметры федерального бюджета РФ

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

млрд руб. Доля ВВП,% млрд руб. Доля ВВП,% Млрд руб. Доля ВВП,% Млрд руб. Доля ВВП,%

Доходы 14720 16,0 15258 15,7 15555 15,1 16285 14,8

Расходы 17007 18,4 16529 17,0 16374 15,9 17155 15,6

Дефицит 2287 2,5 1271 1,3 819 0,8 870 0,8

ВВП 92224 - 97462 - 103228 - 110237 -

Объем расходов снизится в 2018 по отношению к 2017 на 479 млрд руб., в 2019 еще на 155 млрд руб., после чего наблюдается значительное увеличение расходов до

17 155 млрд руб. в 2020 г. С учетом более стремительного увеличения доходов по сравнению с объемом расходов дефицит

бюджета в абсолютном выражении будет постепенно сокращаться. [3]

В кризисных условиях с учетом нестабильностью сырьевого рынка и степени влияния западных экономических санкций на первый план в рамках проведения экономической политики выходит эффективное грамотное долгосрочное планирование. В связи с этим при составлении и утверждении бюджетов на разных уровнях власти необходимо преследовать достижение целей и решение задач, сформулированных в стратегических документах. Согласно ч. 3 ст. 11 Закона «О стратегическом планировании в РФ» одним из документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках прогнозирова-

Как видно из табл. 3, прирост промышленного производства 2016-2020 гг. согласно прогнозу-2030 должен составить в среднем 3,4% предыдущему году. Совокупная величина экспорта в 2020 г, согласно прогнозу-2030, составит 705 млрд дол. США. Объем импорта в рамках Про-гноза-2030 установлен на уровне 574 млрд США в 2020 г., однако согласно актуальным оценкам, данный показатель будет равен 241 долл. США, млрд, что в 2,4 раза меньше указанной величины, в долгосрочном прогнозе. Средняя цена на нефть, 2016-2020 гг. прогнозировалась на 113 долл. США за баррель. Следует еще отметить, что стоимость нефти - это один из ключевых бюджетообразующих показателей прямо или косвенно влияющий на остальные макроэкономические параметры.

ния, является прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

Прогноз-2030 - это комплексный документ стратегического планирования, содержащий глубокий анализ 2001 - 2012 гг. и перспективное исследование возможностей российской экономики в 2013 - 2030 гг. Этот прогноз определяет не только значения целевых индикаторов, но и обусловливает зависимость ВВП, а следовательно - и бюджетных характеристик от изменения макроэкономических показателей.

Рассмотрим и проанализируем основные целевые показатели, разработанные Минэкономразвития России и указанные в Прогнозе-2030, в таблице 3.

Согласно данным Росстата и прогнозным нефтяным ценам, средняя стоимость нефти в 2016-2020 г. составит около 43-45 долл. США о баррель, что ниже закладываемого и долгосрочный прогноз значения в 2,5 раза. [4]

В рамках обобщения сказанного можно отметить, что нестабильность цен на нефть и валютный курс, подкрепленные влиянием западных экономических и политических санкций, оказывают ключевое воздействие на основные параметры бюджетной системы РФ. Зависимость отечественной экономики от нефтяного рынка создает риск не достижения целевых значении таких макроэкономических показателей, как индекс промышленного производства, инвестиции в основной капитал, объемы экспорта и импорта.

Таблица 3. Целевые показатели базового сценария Прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ_

Наименование 2011-2015 гг. 2016-2020 гг. 2021-2025 гг. 2026-2030 гг.

Цена на нефть «Юралс» (средняя за период), долл. США за баррель 104 113 127 151

Прирост промышленного производства, % 3,7 3,4 3 2,9

Прирост инвестиций в основной капитал, % 7,3 6,6 5,5 4,8

Экспорт, млрд долл. США 534 705 989 1438

Импорт, млрд долл. США 426 574 765 1067

Прирост ВВП, % 4,0 4,4 4,0 3,7

Библиографический список

1. Блохина И. М. Эффективность бюджета Краснодарского края / И. М. Блохина, А. С. Вертий, В. А. Черкашин // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 2. № 3. С. 99-104.

2. Блохина И. М. Основные направления бюджетной политики Российской Федерации / И. М. Блохина // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса Сборник статей по материалам 71 -й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2015 год. Ответственный за выпуск А. Г. Кощаев. 2016. С. 660-661

3. Блохина И.М. Основные факторы развития глобальных финансовых центров / И.М. Блохина, И.А. Неводова, А.Р. Газизов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 5. С. 48-50

4. Козаева О. Т., Санакоева Ж. А. Государственный финансовый контроль: формы осуществления, недостатки и методы совершенствования // Экономика и предпринимательство. 2017. №7. С. 102-104

MODERN BUDGETARY POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION A.I. Sivchenko, student

Kuban state agrarian university I.T. Trubilina (Russia, Krasnodar)

Abstract. This paper examines Russia's budget policy, the main forecast indicators that are used in drafting the main financial document of the state.

Keywords: macroeconomic indicator, budget policy, economy, forecast.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.