Научная статья на тему 'Современная антропология как образовательный проект'

Современная антропология как образовательный проект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1928
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / КУЛЬТУРНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СТРАТЕГИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зеленков Анатолий, Тегако Лидия

В статье раскрывается междисциплинарный статус современной антропологии, которая синтезирует значительный объем знаний о человеке, накопленных в философии, науке и культуре XX-XXI вв. Представлены разработанные на этой основе перспективные стратегии развития высшего образования в сфере современной антропологии, обозначены достижения белорусских ученых в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern antropology as an educational project

The modern anthropology which carries out interdisciplinary synthesis of knowledge of the person, saved up in philosophy, science and culture of XX-XXI centuries, reveals in the article. The perspective strategies of higher education in the field of modern anthropology developed on this philosophical and scientific basis are presented here, and also achievements of the Belarusian scientists in this area are designated.

Текст научной работы на тему «Современная антропология как образовательный проект»

Современная антропология

как образовательный проект

Анатолий Зеленков,

заведующий кафедрой философии и методологии науки факультета философии и социальных наук БГУ, доктор философских наук, профессор

Лидия Тегако,

главный научный сотрудник отдела антропологии и экологии Института истории НАН Беларуси, доктор медицинских наук, профессор

Одна из отличительных особенностей современной науки - наличие в ней очевидных тенденций развития универсальных методологий и междисциплинарности. Это наглядно обнаруживается в функционировании и динамике

антропологического знания.

Резюме. В статье раскрывается междисциплинарный статус современной антропологии, которая синтезирует значительный объем знаний о человеке, накопленных в философии, науке и культуре ХХ-ХХ1 вв. Представлены разработанные на этой основе перспективные стратегии развития высшего образования в сфере современной антропологии, обозначены достижения белорусских ученых в этой области.

Ключевые слова: антропология, культурная и социальная антропология, экология человека, междисциплинарные стратегии высшего образования.

Предмет современной антропологии трактуется весьма произвольно и, как правило, варьируется в широком диапазоне версий и интерпретаций, однако практически все авторы подчеркивают его комплексность. Антропология объединяет в себе не только человеческий род, но и различные народы; не только духовность, но и разные типы ментальностей; не только жизнь человека как метафизический конструкт, а еще и разнообразные ее проявления, определяемые спецификой нравственного, психологического, эстетического, витально-повседневного типов мировосприятия. Иными словами, лишь благодаря систематическому рассмотрению всех этих различий и особенностей можно увидеть человека в его реальной целостности, в единстве многообразных его качеств и проявлений [1]. «Социально-философская антропология как научная и учебная дисциплина появляется в результате междисциплинарного взаимодействия философской антропологии и социальной философии, с одной стороны, и социальной и культурной антропологии, с другой стороны» [3].

Уровень и характер синтеза знаний и методов антропологической направленности существенно варьируются в зависимости от предметной и операциональной специ-

фики того или иного массива информации, описывающего человека. Вместе с тем практически любой ракурс анализа структуры и генезиса социальной антропологии как научной и учебной дисциплины позволяет зафиксировать ее сложную, многоуровневую организацию, в которой взаимодействуют и взаимопроникают философские, гуманитарные и социальные компоненты.

Как наука со специфическими методами исследования антропология выделилась в конце XIX - начале XX в. В России и СССР традиционно развивалась физическая антропология с ее разделами - морфологией, антропогенезом и расоведением. Ко второй половине XX в. наука о человеке обогатилась новыми методами: в программу изысканий стали включаться групповые факторы крови, дерматоглифика, особенности зубной системы, обмен веществ, гормональный фон, то есть антропология приобрела статус морфофизиологической дисциплины.

Отличительной чертой советской антропологической науки являлась ее более узкая, нежели у зарубежной, трактовка - физическая антропология от начала ее становления до недавнего времени была единственной дисциплиной, обозначавшейся термином «антропология». В странах дальнего зарубежья она подразделялась на физическую, или биологию человека, и культурную. В советской науке содержание культурной антропологии раскрывалось рядом отдельных отраслей знания, среди которых ведущая роль принадлежала этнографии и археологии.

Современная антропология располагает комплексными знаниями о различных уровнях жизнедеятельности человека, о влиянии на него природных, социальных и культурных факторов. Используя данные ряда естественных и социальных наук для подтверждения своих выводов, антропология выступает как интегративная наука. Наиболее тесно связаны с ней такие разделы биологических знаний, как генетика, сравнительная морфология, сравнительная физиология, общая биология, общая экология и ряд других. Из гуманитарных можно назвать археологию, этнологию, психологию, демографию и т.д.

В результате интеграции знаний о человеке появился ряд новых междисциплинарных разделов и субдисциплин. В отечественной науке (у нас в Беларуси с 1995 г.) утвердился термин «культурная антропология». Имеется в виду наука, изучающая формирование культуры и обосновывающая концепцию понимания современной цивилизации в ее развитии. Выделяется направление, называемое психологической антропологией, которое, по мнению члена-корреспондента РАМН профессора Б. А. Никитюка, изучает психосоматическое единство организма, этно-расовые вариации мозга и биологические основы индивидуально-психологических различий. На стыке педагогики, этнографии, антропологии и социологии развиваются педагогическая антропология и этно-педагогика, в которых человек рассматривается в аспекте социализации и обучения с учетом специфики различных этносов.

Достаточно широко используется термин «социальная антропология», впервые примененный Дж. Фрезером для обозначения направления, изучающего особенности социальной организации у различных народов мира. В странах СНГ она часто воспринимается как часть философской антропологии, раскрывающей сущность и формы существования человека в системе природной и социальной реальности.

С проблемами здоровья человека, обоснованием форм и критериев его гармонического развития, дифференцированных в соответствии с возрастом, полом, этно-тер-риториальной принадлежностью, профессией и другими факторами, связаны медицинская и валеологическая антропология, а также экология человека, изучающая закономерности взаимодействия людей с факторами среды обитания. Одним из междисциплинарных направлений, связанных с биологической антропологией, является эргономика, или промышленная антропология, постигающая деятельность человека в системе организации производственной деятельности.

В нашей республике антропологическая наука начала развиваться позже, чем в других странах СНГ. В 1965 г. в Институте этнографии и фольклора АН БССР приступили к подготовке специалистов-антропологов, со временем здесь был создан отдел антропологии и экологии, позднее он был переведен в Институт истории, этнографии и фольклора НАН Беларуси (ныне - Институт истории). Сегодня этот отдел является единственным в республике центром, который осуществляет научные исследования и участвует в подготовке специалистов по профилю «антропология». В 1998 г. цикл работ по экологическим аспектам изменчивости и адаптации, опубликованных специалистами отдела, был отмечен Государственной премией Республики Беларусь.

В 1990-е гг. возрастает интерес к антропологической науке со стороны высшей школы. В 1994 г. в России утверждена новая специальность - «социальная антропология». Государственный образовательный стандарт по ней предполагал комплексную подготовку специалистов, которые бы обладали знаниями, навыками и компетенциями, необходимыми для успешного выполнения научно-исследовательских, учебно-воспитательных, организационно-управленческих, экспертно-консультативных и других функций.

Преподавание антропологии вводится на различных факультетах БГУ. В БГПУ им. М. Танка антропология включается в учебные планы факультетов естествознания и исторического. Ежегодно при активном участии сотрудников Института истории НАН проводятся международные конференции на актуальные темы антропологии и экологии человека, в них принимают участие ведущие отечественные специалисты, ученые стран ближнего и дальнего зарубежья. В научно-исследовательской деятельности большим подспорьем являются гранты. В 1998-1999 гг. осуществлялась работа по теме «Роль биосоциальных факторов в популяционной

изменчивости генодемографической структуры и соматических признаков в связи с процессами адаптации». Грант был поддержан Министерством образования Республики Беларусь, к исследованию привлекались и студенты, которые участвовали в экспедициях, выступали с докладами на конференциях. В итоге было опубликовано 18 научных работ.

Ученые НАН и кафедры философии и методологии науки факультета философии и социальных наук БГУ уже более 15 лет занимаются исследованиями в области современной социальной антропологии, причем одним из приоритетов выступает злободневная проблематика изучения механизмов адаптивного поведения человека в различных социокультурных и природных условиях жизнедеятельности. Такой социально-экологический акцент позволяет представить жизнь современника как сущностно определяемую факторами социокультурной нестабильности, вызовами и угрозами в его отношениях с природной средой обитания. Степень и интенсивность этих факторов особенно возрастают, когда человек оказывается вовлеченным в пространство повседневности, погруженным в заботы обыденной жизни с ее универсальной презумпцией адаптации и выживания. Поскольку сегодня достаточно широко распространено мнение о том, что антропология есть прежде всего наука о повседневной жизни людей, уходящая своими корнями в архаические структуры человеческой ментальности и подсознания, постольку становится очевидной необходимость междисциплинарного синтеза знаний в категориальных структурах современной социальной антропологии, призванной сформулировать принципы адаптивного поведения индивида в условиях социоприродной нестабильности.

В 2012 г. в Белгосуниверситете была начата подготовка студентов в рамках практико-ориентированной магистратуры по специальности «философия и социальная антропология», органично синтезирующая четыре исследовательских стратегии в области антропологической проблематики, каждая из которых получила достаточную апробацию в образовательных технологиях.

В качестве первого содержательного компонента фигурирует физическая (или медицинская) антропология, в которой особое внимание акцентируется на проблемах адаптации человека к экстремальным условиям жизнедеятельности в социально и экологически деформированных ареалах обитания. Данное направление широко представлено в Институте истории НАН Беларуси и, в частности, активно развивается коллективом отдела антропологии и экологии [4].

Вторая исследовательская стратегия сформирована на основе значительного опыта в области социальной экологии и экологии культуры, накопленного в последние годы сотрудниками кафедры философии и методологии науки факультета философии и социальных наук БГУ. Отличительная особенность этих исследований состоит в проведении системных историко-культурных реконструкций типов экосознания различных этносов и на-

родов мира с целью выявления их антропологической составляющей и ее влияния на формы и методы традиционного и современного природопользования [2].

В качестве третьего компонента программы выступает социологическая концепция антроподинамики, сконцентрированная на механизмах социокультурной адаптации личности в условиях транзитивного социума. Проблема человеческих ресурсов в современных типах коммуникации и деятельности, детерминированная потребностями реформирующегося общества, его политическими приоритетами, экономическими потребностями и социокультурными предпочтениями, активно исследуется и разрабатывается сотрудниками и преподавателями факультета философии и социальных наук БГУ.

Четвертое направление программы представлено комплексом этнологических и этнографических исследований и разработок, которые широко адаптированы в опыте преподавания различных дисциплин антропологической направленности на историческом факультете БГУ.

Системная конфигурация перечисленных стратегий позволила разработать комплексную программу подготовки специалистов в области современной социальной антропологии и обозначить перспективные векторы развития антропологических изысканий в условиях нестабильных и транзитивных социумов. Важно, что в данной программе последовательно реализован принцип междисциплинарного конституирования социальной антропологии, который на институциональном уровне сопрягается с современными технологиями коллективного творчества в рамках межведомственных исследовательских и образовательных структур.

Вместе с тем уже первый опыт реализации этого проекта убедительно продемонстрировал необходимость органического синтеза двух фундаментальных традиций изучения проблемы человека: в рамках конкретных научных дисциплин антропологической направленности и в формах собственно философской рефлексии. Обстоятельный анализ актуальности такого синтеза и наиболее перспективных направлений его реализации представлен в [5].

Принято считать, что идея специального выделения в структуре философского знания антропологической составляющей или раздела, посвященного философской интерпретации бытия человека, возникла в ХVШ ст. и принадлежит И. Канту. Эту точку зрения разделяют многие исследователи, отмечая, что именно он впервые в истории философии системно обосновал необходимость особого раздела, в котором должна специально рассматриваться проблема уникальности человеческого бытия, а сам человек интерпретироваться как бесконечно сложный и загадочный объект интеллектуального умозрения. За несколько тысячелетий существования философии мыслителями различных эпох и цивилизаций, школ и направлений философско-антропологической мысли было выдвинуто и обосновано немало оригинальных концепций о сущности, предназначении и смысле бытия

человека в мире. В них убедительно показано, что философское самопознание нельзя трактовать как чисто логический и рационально-дискурсивный процесс. Скорее он должен быть представлен как неизбывная устремленность индивида на внутреннее самоощущение, некое экзистенциальное самочувствие. Соответственно, для философии человек - всегда тайна, предощущение непостижимости, метафизической неисчерпаемости. Ни наука, ни религия, никакие иные формы культуротворчества не в состоянии аутентично постичь эту тайну и выразить ее сущность в символических кодах культуры. Лишь философия способна приближаться к этой цели, если она разделяет и исповедует чувство изумления перед тайной бытия человека.

Исходя из этой имманентно иррационалистической установки, М. Бубер считает, что антропологическая тема не может быть универсальной и в равной мере присутствовать в любой системе философских представлений о мироздании. Она активизируется лишь в особые эпохи, под воздействием драматических обстоятельств истории и усилий постичь ее неуловимую логику. Философ различал эпохи «обустроенности и бездомности», или, в иной терминологии, «человеческие и внечеловеческие» периоды истории. В эпоху обустроенности человек живет во Вселенной как дома, испытывая чувства благополучия и единства с миром вещей. Он пребывает в состоянии гармонии с Космосом, оценивая и рассматривая себя как микрокосм. Классический пример такой гармоничной эпохи - Античность как очевидное воплощение идеалов истины, красоты и благополучия. Конечно, в такие времена проблема человека не является доминирующей в философии. Она уходит на периферию интеллектуальной жизни, уступая место искусству и ценностям обыденного сознания. Однако в истории таких гармоничных эпох было очень немного. Как правило, в ней доминировали периоды «бездомности», когда мир человека оказывался хрупким и уязвимым, подверженным хаосу нестабильности, исполненным драматических событий и испытаний. Именно в такие времена философия неизменно обращала свой взгляд на феномен человека и пыталась осмыслять таинственные пути его бытия в мире.

В философии ХХ в. представлено множество концепций и идей антропологической направленности: персонализма (Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Рикер и др.), психоаналитической теории (З. Фрейд, А. Адлер, К.-Г. Юнг, Э. Фромм и др.). В конце 1920-х гг. в ряде стран Западной Европы возникает особое течение, претендующее на создание синтетической концепции человека во всей полноте его бытия,- «философская антропология». Основные идеи и методологические установки новой концепции восходят к работам М. Шелера, А. Гелена, Г. Плеснера. Эти исследователи на базе огромного массива научных данных о человеке и основных философских его интерпретаций предприняли весьма амбициозную попытку создать фундаментальную науку о сущности человека и формах ее проявления в различных сферах бытия.

Одна из особенностей философской антропологии -активное использование новых научных данных о человеке, и прежде всего - накопленных в науках биомедицинского профиля. В частности, А. Гелен разрабатывает так называемый антропо-биологический подход, в рамках которого определяет человека как незавершенное и «биологически недостаточное существо». В этом одна из причин социокультурной эволюции человека, позволившей ему возвыситься над миром животных и компенсировать свою биологическую уязвимость с помощью культурных ресурсов и возможностей техносферы. Исследовательская программа философской антропологии впервые на системной основе и с привлечением новейших научных данных о человеке выдвигает задачу разработки междисциплинарной стратегии изучения человека как уникального феномена во Вселенной.

Осознание безусловной конструктивности и эвристич-ности синтеза философских и конкретно-научных знаний о человеке стало дополнительным импульсом дальнейшего развития сотрудничества между специалистами Белгосуниверситета и отдела антропологии и экологии Института истории НАН Беларуси. Так, на базе Института в мае 2014 г. организован филиал кафедры философии и методологии науки БГУ. Данная инициатива существенно активизирует работу по подготовке специалистов в практико-ориентированной магистратуре. Во-первых, она создаст гораздо более эффективные возможности для учебной, производственной и преддипломной практик, выполнения магистерских диссертаций. Во-вторых, позволит более активно и целенаправленно привлекать сотрудников отдела антропологии и экологии к чтению лекций и проведению практических занятий, руководству курсовыми и дипломными работами студентов, а также их магистерскими диссертациями. В-третьих, на системной основе можно будет организовать внедрение результатов совместных научных исследований и разработок в учебный процесс и тем самым обеспечить повышение квалификации преподавательского состава кафедры на базе отдела антропологии и экологии Института истории НАН.

See: http://innosfera.org/2014/11/anthr_imp

Литература

1. Бубер М. Два образа веры.- М., 1995. С. 162.

2. Зеленков А. И. Экологическая мысль народов мира и формы ее конституирования в современной культуре // Cztowiek - Srodowisko - Ku ltu ra w polsko-bia toruskim dialogu /A. Zelenkov, W. Anohina, W. Lenart [et al.]; red. naukowa: A. Zelenkov, W. Lenart.- Puttusk: WSH im. A. Gieysztora, 2004. С. 89-114.

3. Резник Ю. М. Социальная антропология как учебная дисциплина // Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология. 1998, № 1. С. 164.

4. Тегако Л. И. Основы антропологии и экологии человека / Л. И. Тегако, И. И. Саливон.- Мн., 1997.

5. Тегако Л. И. Современная антропология / Л. И. Тегако, А. И. Зеленков.- Мн., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.