Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
160
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новая музыка / современное сольфеджио / современная гармония / теория музыки / музыкальный слух / современная музыка / музыкальное образование / консерватория.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Локотьянова Диана Евгеньевна

в центре внимания в данной статье – положение современной академической музыки в системе профессионального музыкального образования в России. Также в статье предлагаются способы решения данной проблемы; попутно поднимаются вопросы координации уровней профессионального музыкального образования (среднее профессиональное образование – вуз).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Локотьянова Диана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

СОВРЕМЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Локотьянова Д.Е.

Локотьянова Диана Евгеньевна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра теории и истории музыки, Военный университет имения князя Александра Невского МО РФ, г. Москва

Аннотация: в центре внимания в данной статье - положение современной академической музыки в системе профессионального музыкального образования в России. Также в статье предлагаются способы решения данной проблемы; попутно поднимаются вопросы координации уровней профессионального музыкального образования (среднее профессиональное образование - вуз).

Ключевые слова: новая музыка, современное сольфеджио, современная гармония, теория музыки, музыкальный слух, современная музыка, музыкальное образование, консерватория.

Статья музыковеда Ю.Н. Бычкова «Некоторые вопросы координации музыкально-теоретического образования в училище и вузе» вышла в 1986 году [1], но проблемы и задачи, сформулированные ученым более тридцати лет назад, не просто актуальны до сих пор: проблема координации уровней музыкального образования сегодня остается насущным вопросом с рядом произрастающих из него проблем, одна из которых - положение «новой»1 академической музыки, место и роль, отводимые ей в образовательном процессе.

До сих пор довольно внушительный пласт мировой музыкальной культуры XX века (не говоря уже о музыке XXI века, а также перспективах развития современного музыкального искусства) в парадигме нынешней образовательной системы, направленной пока еще в большей степени на «консервативность», нежели на прогрессивность, по-прежнему остается не в полной мере изученным и осмысленным. Между тем, работа по устранению существующих на сегодняшний день идеологических догматов в этом направлении ведется. К примеру, некоторые отечественные вузы расширяют «горизонты музыкального обучения» путем включения в образовательный процесс соответствующих учебных программ.

В таблице ниже представлен список отечественных вузов (сначала - консерваторий в алфавитном порядке, затем еще трех московских вузов («Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова», «Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке», «Российская академия музыки имени Гнесиных»), а также дан перечень учебных программ, связанных с современным академическим музыкальным искусством в каждом из представленных в таблице музыкальных вузов. За основу взята классическая для России форма высшего образования - «специалитет»2, поскольку, с одной стороны, она сочетает в себе элементы бакалавриата и магистратуры (хоть и имеет ряд специфических черт, которые разграничивают его с программами подготовки бакалавров и магистров), с другой стороны - остается одним из самых востребованных уровней подготовки среди абитуриентов.

Обратимся к таблице. Мы видим, что в Московской государственной консерватории им. П.И Чайковского на I курсе студентам научно-композиторского факультета (музыковедение) предлагается дисциплина «Современная музыка», на IV курсе - две дисциплины - «Теория современной композиции» и «История современной отечественной музыки», на V курсе - «Музыка и современные концепции культуры». Более обширный список «современных» учебных программ московской консерватории можно заметить в графе «композиция»: «Современная музыка» (I курс); «Практический анализ новой музыки» (II курс); «Современный балетный театр» (III курс); «Современный оперный театр», «Электроакустическая композиция» (III и IV курсы); «История современной отечественной музыки», «Основы медиамузыки» (IV курс), «Массовая музыкальная культура», «Музыка и современные концепции культуры (V курс).

На исполнительских факультетах студенты начинают свое знакомство с современным музыкальным материалом преимущественно на IV курсе (за исключением симфонических дирижеров и пианистов). Исполнители осваивают одну историческую и одну теоретическую дисциплины: «История современной отечественной музыки» и «Современная музыка и новые композиторские техники» (см. Таблицу ниже).

Помимо внедрения учебных программ, о которых сказано выше, следует также отметить, что в Московской консерватории много лет существует Центр современной музыки - первый в России институт, созданный для поддержки, продвижения и изучения современной академической музыки. «Уникальная роль Центра связана с его статусом научно-творческого подразделения Московской консерватории. Он является одновременно и государственной институцией, встроенной в систему академического музыкального

1 Под словом «новая» подразумевается незвучащая академическая музыка.

2 Сведения представлены за 2-е полугодие 2021/2022 учебного года, а также за первое полугодие 2022/2023 учебного года. Автором статьи за основу анализа взяты российские консерватории, поскольку консерватория является классическим и востребованным музыкальным высшим учебным заведением. Также для осуществления анализа выбраны известные музыкальные вузы страны, на официальном сайте которых имеется возможность почерпнуть сведения об изучаемых в вузе дисциплинах.

образования, и мобильной экспериментальной платформой для новых, смелых творческих высказываний. Стремясь осмыслить и понять музыкальное «сегодня», он первым формирует повестку актуального музыкального «завтра» [11]. Подобных институтов нет в других консерваториях.

В 2003 году в Московской консерватории была основана кафедра современной музыки, целью создания которой стали разработка и внедрение в учебную практику специальных теоретических и практических курсов, посвященных музыке последнего столетия и современности [12]. «В рамках курсов анализируются наиболее значительные произведения XX-XXI веков, рассматриваются композиторские техники, систематизируются разнообразные виды нетрадиционной нотации, изучается история и современная практика важнейших фестивалей и ансамблей новой музыки, дается информация о новейших жанрах композиторского творчества» [12].

Кроме того, в Московской консерватории с 2006 года ведет свою работу научно-творческий центр электроакустической музыки - уникальное подразделение, не имеющее аналогов в России. Центр оснащен современным профессиональным оборудованием и имеет широкий спектр деятельности в области электроакустической и мультимедийной композиции. Центр оснащен современным профессиональным оборудованием и имеет широкий спектр деятельности в области электроакустической и мультимедийной композиции.

Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова ввела в образовательный процесс внушительный пласт музыкальных дисциплин, связанных с современной академической музыкой. Студенты музыковедческого и композиторского факультетов консерватории знакомятся с современной музыкой, как и в московской консерватории, более пристально, чем исполнители. Однако перечень предлагаемых «современных дисциплин» студентам-музыковедам здесь, наоборот, несколько шире, чем у композиторов. Будущие музыковеды изучают «Модерн и австро-немецкую оперу», «Массовую музыкальную культуру» (I курс), «Электронную и композиторскую музыку» (II курс), «Теорию современной композиции» (IV курс), «Историю русской музыки: XX век» (IV курс) и «Музыкальный театр XX века» (V курс). Композиторы знакомятся с дисциплинами «Современные композиторские и исполнительские техники» (II курс); «Композиторские школы XX века» (III курс); «Оратории и кантаты в музыке XX века» (III курс); изучают «Композиторскую аранжировку» (IV курс).

Между тем, студентам-исполнителям санкт-петербургской консерватории предлагаются 4-5 дисциплин, связанных с современным музыкальным искусством. Например, студенты исполнительских факультетов изучают на третьем курсе «Современную нотацию» (данная дисциплина есть также в Московской консерватории, Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки, Волгоградской консерватории имени П.А. Серебрякова и Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова), дисциплины «Композиторские техники в зарубежной музыке второй половины XX века» (III курс), «Современная зарубежная музыка» (III курс), «Современная отечественная музыка» и др. Студентам исполнительских факультетов предлагаются также, как правило, одна-две «современные» дисциплины, напрямую коррелирующие с будущей специальностью музыкантов («Современная камерная музыка: тембр, жанры, формы» (III курс) для отделений «концертные струнные инструменты» и «концертные духовые и ударные инструменты»; «Фортепианная музыка XX века» (III курс) и «Современное фортепианное искусство» (IV курс) для студентов-пианистов; на факультете «художественное руководство оперно-симфоническим оркестром изучают «Оратории и кантаты в музыке XX века» изучают», на факультете «Академическое пение» - «Современное сольфеджио»).

Почти во всех отечественных консерваториях студенты исполнительских факультетов изучают историю музыки второй половины XX - начала XXI века. Подобная учебная программа имеется в Астраханской государственной консерватории («Музыка второй половины XX - начала XXI века»), Казанской консерватории («Музыка второй половины XX века»), Ростовской консерватории имени С.В. Рахманинова («История музыки второй половины 20 начала 21 века») и Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова («История музыки второй половины 20 - начала 21 века»). Дисциплина «История современной музыки» изучается в «ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова».

В «РАМ имени Гнесиных» на четвертом курсе студентам практически всех факультетов предлагаются историческая («Современная музыка»), а также теоретическая («Анализ музыки второй половины XX -начала XXI века») дисциплины, предоставляющие возможность не только студентам научно-композиторского факультета, но также обучающимся исполнительских факультетов осмысливать «внутренние» процессы, происходящие в современном музыкальном искусстве. В данном вузе также имеется дисциплина «Гармонизация неакадемических стилей» (III курс фортепианного факультета), которая не встречается больше нигде в России.

Итак, представленная таблица наглядно демонстрирует, что современная музыка в большей степени доступна студентам научно-композиторского факультета, то есть, музыковедам и композиторам. Данная тенденция сохраняется в большинстве музыкальных вузов России. Знакомство же студентов-исполнителей с современным музыкальным искусством ограничивается, как правило, одной-двумя историческими дисциплинами и зачастую происходит на весьма позднем этапе профессионального обучения, как правило, на 4-5 курсах вуза.

Наибольшее число дисциплин по современному музыкальному искусству представлено в московской и санкт-петербургской консерваториях, а также в РАМ имени Гнесиных, Институте имени М.М. Ипполитова-

Иванова. И, все же, в большинстве музыкальных вузов страны данному вопросу отводится значительно меньше внимания.

Введение учебных программ по современной музыкальной культуре в образовательную структуру вуза все еще представлено не целостно, а как бы точечно. Да, с одной стороны, мы видим, что учебные заведения расширяют «горизонты» обучения, но с другой стороны, следует констатировать факт: музыкально-образовательная система продолжает существовать в парадигме «вчерашней реальности». До сих пор не преодолены узконормативные установки, односторонне опирающиеся на музыку ХУШ-Х1Х веков. В результате инертность музыкального образования препятствует выходу теоретической и слуховой подготовки исполнителей на современный музыкальный уровень, который так необходим для любого образовательного процесса. Тогда как именно образование, очищенное от догматов и устоявшихся предрассудков призвано поднять духовную жизнь общества на более высокую ступень.

Для освоения законов современной или, иными словами, «новой»3 музыки, обучающемуся требуется соответствующая эмпирическая база, такое развитие слуховых навыков, которые будут адаптированы под современные реалии. Требуются расширение стилистической и технической базы, оптимизация работы профессиональных музыкальных учреждений, необходимо, чтобы ссуз и вуз предстали сообщающимися сосудами, поскольку в рамках нынешней образовательной системы многие дисциплины на этапах среднего и высшего звена часто не коррелируют между собой; необходимо создание теоретико-методологического плацдарма для поступательного движения музыкальной педагогики, чтобы, наконец, полученные знания, умения и навыки обучающихся вышли за рамки классико-романтической традиции.

Инертность академического образования по отношению к современным явлениям можно наблюдать на примере учебной программы любой из музыкально-теоретических дисциплин. К примеру, на дисциплину «гармония» в среднем учебном заведении на исполнительских факультетах, как правило, отводится два с половиной года. Все это время тщательным образом обучающиеся постигают законы классической и отчасти романтической гармонии, тогда как системный взгляд на законы гармонии в музыке других веков (гармония XIX века, гармония XX века) продолжают оставаться за рамками учебно-образовательного процесса. Любопытно, что в фокус внимания обучающихся не попадает и гармония эпохи барокко. В результате в процессе обучения не выстраивается «историческая перспектива», предусматривающая изучение некоего явления, в данном случае такого мощнейшего музыкального средства как гармония, начиная с момента его появления и в перспективе дальнейшего его развития. Между тем, в теоретической науке уже имеется фундаментальный труд, уникальный по своему временному охвату и глубине - книга Ю.Н. Холопова «Гармония. Практический курс». Эта работа представляет собой учение о гармонии от эпохи барокко вплоть до XX века включительно. Трудно не согласиться с метким замечанием Юрия Николаевича о том, что «практическая гармония сегодня должна быть тем же, чем практическая гармония учебников XIX века являлась по отношению к музыке своего времени» [8, с. 8].

Так сложилось, что в музыкальных заведениях романтическую гармонию углубленно изучают, как правило, обучающиеся музыковедческих и композиторских факультетов, исполнители ее не изучают вовсе -они закрепляют на первом курсе законы гармонии эпохи классицизма и раннего романтизма. «За бортом» остается пласт современных техник композиций XX века: серийная техника, сонорная техника, додекафония, алеаторика, пуантилизм, конкретная музыка, бриколаж... Те же проблемы можно наблюдать на дисциплинах «полифония», «история отечественной музыки» и «история зарубежной музыки», «анализ музыкальных произведений» и др. В результате очень часто обучающиеся (а на выходе - профессионалы), как показывает практика, не понимают современных музыкально-звуковых явлений, невосприимчивы или мало восприимчивы ко всему новому.

Однако, необходимо избегать и другой возможной тенденции, когда все современное станет подхватываться как дань моде и транслироваться во внешний мир механистично и беспечно, без ответа на главный вопрос: «с художественной точки зрения что ценного вносит в музыкальную культуру то или иное современное явление/произведение/творение?».

Преодоление инертности - задача сложная, между тем, видятся возможными следующие варианты решения данной проблемы.

1. Введение в образовательный процесс обширного историко-теоретического материала по музыке XX-XXI веков, доступного для обучающихся всех специальностей.

2. Установление корреляции между средним и высшим учебным заведениями за счет оптимизации всего учебного процесса.

3. Введение в образовательную программу дисциплины «музыкальная критика» не только для студентов научно-композиторских факультетов, но и для исполнителей. Видится, что музыкальная публицистика может предложить ключ к пониманию современной музыки. Именно она в XIX веке являлась «двигателем»

3 Под новой музыкой в данной статье следует понимать музыку, которая не звучит: новая по музыкальному языку, музыкальным материалам, техникам, идеям. То есть, та, которая принципиально отличается от музыки, опирающейся на традиционные принципы организации музыкальной ткани - то есть, концептуально иная.

процессов в музыкальной культуре. Сегодня курс «музыкальной критики» есть в некоторых учебных заведениях, но, как правило, только у музыковедов.

Подобный курс по музыкальной критике видится возможным уже как в среднем звене, так и на уровне вуза. Курс мог бы позволить будущим профессионалам уже на этапе обучения как можно чаще обращаться к современным пластам как отечественной, так и мировой музыкальной культуры, анализировать не только концертный репертуар, но и тот ценнейший «новый» музыкальный материал, который по той или иной причине не звучит. Каждый будущий специалист сможет на практике осмысливать неизученный пласт современной музыкальной культуры в сфере своей профессиональной деятельности.

Такой подход мог бы стать своего рода трамплином, ключом к более глубинному пониманию процессов, которые происходят в современной культуре. Обучающиеся смогут стать активными участниками больших и малых событий в области современной академической музыки, будут прокладывать путь к признанию новых творческих явлений, выработают эстетическую позицию, широту общекультурного кругозора.

4. Внедрение в учебный процесс интонационного словаря XX века. Главный упор предлагается сделать на дисциплину «сольфеджио». Необходимо слуховое освоение студентами музыки XX века; включение в программу как можно большего количества высокохудожественных примеров из области современной музыки, которая зачастую отличается интонационной сложностью; введение в курс сольфеджио микрохроматики, преодоление инерции слуха, воспитанного на равномерной темперации.

6. Введение в процесс обучения прикладных компетенций, владение компьютерными технологиями -музыкальными программами, основами звукорежиссуры. Следует заметить, что с целью активного включения академического музыкального вуза в современное информационное поле, начиная с 1980-х годов, в образовательный процесс вводятся новые факультеты, кафедры, образовательные программы. Речь в данном случае идет о специальностях, находящихся на стыке музыки и техники, искусства и музыкального бизнеса4. В 2001 году в Нижегородской консерватории на факультете дополнительного образования была открыта секция «музыкальная звукорежиссура», которая в 2004 году была преобразована в кафедру. В Ростовской консерватории - «кафедра продюсерства исполнительских искусств» (2006 г.), «кафедра музыкальной звукорежиссуры и информационных технологий» (2006 г.). В «РАМ имени Гнесиных» имеется целый «факультет современной музыкальной индустрии» (2018 г.), который состоит из «кафедры менеджмента музыкального искусства» (2017 г.), «кафедры продюсерства исполнительских искусств» (2013 г.) и «кафедры музыкальной звукорежиссуры» (2020 г.)5. Кафедра «Музыкальная звукорежиссура» также есть в Санкт-петербургском гуманитарном университете профсоюзов, в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского6. Кафедра музыкально-прикладных технологий» в Казанской коннсерватории. Необходимо также отметить коммерческие вузы, такие как «Институт современного искусства», «Московская музыкальная школа»7.

С ростом цифровизации стремительно появляются новые техники, приемы, интонационное поле изменяется - где-то усложняется, где-то упрощается. Профессиональная деятельность каждого музыканта призвана охватить все эти явления. Образовательный процесс требует новых идей, выстраивания новой системы - коренного «переформатирования» структуры музыкального образования. От музыканта требуются расширение профессиональных компетенций: владение техниками, знаниями, осмысление музыкально-языковой среды, ее законов и процессов, происходящих в современной музыкальной культуре.

Результатом эффективности системы музыкального образования является всесторонне развитая музыкальная личность, не просто ориентирующаяся в огромном академическом музыкальном поле, а направляющая его и формирующая.

Таблица 1. «Учебные дисциплины по современной академической музыке в вузах России».

4 Например, «музыкальная звукорежиссура» требует от специалиста не только безупречного вкуса, тонкого слуха, творческого мышления, знания истории и теории музыки и особенностей самых разных музыкальных стилей и жанров, но и владения всевозможными технологиями звукозаписи, а также компетентности в области акустики, звукотехнического оборудования студий, современных компьютерных технологий.

5 Специальность «Звукорежиссура» была открыта в РАМ им. Гнесиных в 1987 году как отделение, а затем, кафедра ИТК (историко-теоретико-композиторского) факультета. В 2020 году стала частью Факультета Современной музыкальной индустрии.

6 Первый выпуск звукорежиссеров состоялся в 1998 году.

7 Школа современной музыки (Moscow music school), входит в состав университета креативных индустрий Universal University, объединяющего десять творческих школ, расположенных в одном кампусе на территории креативного кластера Artplay в Москве. В школе представлены программы для будущих музыкальных продюсеров, авторов и исполнителей, предпринимателей и инженеров в музыкальной индустрии; концертная и студийная звукорежиссура, системная инженерия. Образовательный метод ориентирован на создание готовых музыкальных проектов и на решение прикладных задач, актуальных современному состоянию индустрии. Программы нацелены на овладение современными звуковыми и световыми технологиями. Аудитории предназначены для работы с секвенсорами, плагинами и другим программным обеспечением, связанным с созданием музыки. Классы располагают 58 рабочими станциями iMac.

Астраханская консерватория8 Фортепиано, духовые и ударные инструменты, дирижирование, «Музыка второй половины XX - начала XXI века» (нар.инстр, 4 курс). Музыковедение «Музыка второй половины XX -начала XXI века» (4 курс) Музыкальное искусство эстрады «Музыка второй половины XX -начала XXI века» (4 курс) Академическое пение, искусство оперного пения «Музыка второй половины XX - начала XXI века» (4 курс)

Волгоградская консерватория им.П.А. Серебряк ова КФИ-2, КФИ-2, ИОП-2 «Современная гармония» БЭП-4, БФП-4, БСИ-4, БНИ-4, БАП-4, БДХ-4 «Музыка второй половины XX-начала XXI века», «Современные информационные технологии». БЭП-4 «Массовые музыкальные жанры» БФП-1 «Современная нотация». КФИ, КНИ, ИОП «Современная гармония». МАП-1 «Методология современного музыкознания».

Казанская консерватория им. Н.Г. Жиганова Фортепиано, орган «Современная нотация», «Музыка второй половины XX века» (5 курс). Концертные струнные инструменты, Концертные духовые и ударные инструменты «Музыка второй половины XX века» (5 курс). Искусство оперного пения, композиция «Музыка второй половины 20 века» (5 курс), «Современные композиторские техники» (комп, 2-4 курсы). Актерское искусство «Современное сольфеджио» (3 курс), «Музыка второй половины 20 века» (5 курс), «Современные информационные технологии».

Магнитогорская консерватория им. М.И. Глинки Искусство оперного пения Опера XX века (4 курс).

Московская Консерватория им.П.И.Чайковс кого Научно-композиторский факультет Дирижерский факультет

Музыковедение «Современная музыка» (1 курс); «Теория современной композиции» (4 курс), «История современной отечественной музыки» (4 курс); «Музыка и современные концепции культуры» (5 курс). Композиция «Современная музыка» (1 курс); «Практический анализ новой музыки» (2 курс); «Электроакустическая композиция» (3-4 курсы), «Современный оперный театр» (3-4 курсы), «Современный балетный театр» (3 курс); «История современной отечественной музыки», «Основы медиамузыки» (4 курс); «Массовая музыкальная культура» (5 курс), «Музыка и современные концепции культуры» (5 курс). Хоровое дирижирование «История современной отечественной музыки» (4 курс) Симфоническое дирижирование «Репертуар XX века» (2 курс); «История современной отечественной музыки» (4 курс).

Вокальный факультет Фортепианный факультет Оркестровый факультет

Музыкально- театральное искусство «История современной отечественной музыки» (4 курс). Орган, клавесин «История современной отечественной музыки» (4 курс). Фортепиано «Репертуар XX века» (2 курс); «Современная музыка и новые исполнительские техники», «История современной отечественной музыки» (4 курс). Струнные инструменты, духовые и ударные инструменты «Современная музыка и новые исполнительские техники», «История современной отечественной музыки» (4 кУРс).

Нижегородская консерватория им. М.И. Глинки9 Фортепианный факультет/Фортепиа но/ орган «Электронные музыкальные инструменты» (2-3 курсы), «Современная музыка» (2 курс); «Современный репертуар» (4 курс). Оркестровый факультет/ отделение духовых и ударных инструментов «Современная музыка» (2 курс); «Современный репертуар» (4 курс). Факультет народных инструментов «Современный репертуар» (4 курс). Дирижерский факультет «Современная музыка» (2 курс);

Композиция «Массовая музыкальная культура» (2 курс); Музыковедение «История современной музыки» (4 курс); «XX век в зеркале муз.т.» (5 курс).

8 Сведения представлены за 2-е полугодие 2021/2022 учебного года.

9 Данные предоставлены за первое полугодие 2022/2023 учебного года.

«Современные композиторские и исполнительские техники» (4 курс), «История современной музыки» (4 курс); «Электронная и компьютерная музыка» (5 курс), «Современный музыкальный театр» (5 курсХ

Новосибирская консерватория им. М.И. Глинки Струнные инструменты/ оркестровые струнные инструменты «Традиционная культура в современном мире»(3 курс); «Современные инновационные технологии» (4 курс). «Менеджмент в музыкальном искусстве» (4 курс). Искусство оперного пения/ академическое пение «Традиционная культура в современном мире» (3 курс); «Современное интонирование» (4 кУРсХ «Современные инновационные технологии» (4 курс). «Менеджмент в музыкальном искусстве» (4 курс). Художественное руководство академическим хором «Традиционная культура в современном мире» (3 курс); «Современные инновационные технологии» (4 курс). «Менеджмент в музыкальном искусстве» (4 курс); «Современная хоровая литература (5 кУРс). Композиция, «Традиционная культура в современном мире» (3 курс); «Гармония 20 века» (2, 5 курс), «Современные композиторские техники» (4, 5 курс) «Современные инновационные технологии» (4 курс). «Менеджмент в музыкальном искусстве» (4 курс);

Фортепиано/ орган, клавесин, исторический клавир «Современные инновационные технологии» (4 курс). «Менеджмент в музыкальном искусстве» (4 курс). Концертные духовые инструменты / оркестровые духовые и ударные инструменты «Современные инновационные технологии» (4 курс), «Менеджмент в музыкальном искусстве» (4 курс). Концертные народные инструменты «Традиционная культура в современном мире» (3 кУРс); «Современные инновационные технологии» (4 курс). «Менеджмент в музыкальном искусстве» (4 курс). Художественное руководство оперно-симфоническим дирижированием «Традиционная культура в современном мире» (3 курс); «Современные инновационные технологии» (4 курс). «Менеджмент в музыкальном искусстве» (4 курс).

Музыковедение «Традиционная культура в современном мире» (3 курс); «Современные инновационные технологии» (4 курс), «Менеджмент в музыкальном искусстве» (4 курс); «Теория современной композиции» (5 курс). Музыкальная педагогика «Традиционная культура в современном мире» (3 курс); «Современные инновационные технологии» (4 курс), «Менеджмент в музыкальном искусстве» (4 курс).

Петрозаводская консерватория им. А.К. Глазунова Все факультеты «История музыки второй половины 20 -начала 21 века» (4 курс); «Современная нотация» (5 курс). Музыковедение «Массовая музыкальная культура» (музыковедение, 4 курс + 5 курс все факультеты), Композиция «Теория современной композиции» (композиция, 4-5 курсы);

Ростовская консерватория им. С.В. Рахманинова Музыкальная педагогика «Современные дидактические технологии» (3 курс). Исполнительски е факультеты «История музыки второй половины 20 начала 21 века» (3 курс). Музыковедение/Композиция «Массовая музыкальная культура» (4 курс); «Теория современной композиции» (5 курс); «Электронная и компьютерная музыка» (5 курс, композиция). Музыкальная звукорежиссура «Массовая музыкальная культура» (4 курс)

Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова Композиция «Электронная и компьютерная музыка» (3-4 курс) «Оратории и кантаты в музыке 20 века» (4 курс). «Современные композиторские и исполнительские техники» 2 курс); «Композиторские школы 20 века» (3 курс); «Оратории и кантаты в музыке 20 века» (3 курс); «Композиторская аранжировка» (4 курс). Музыковедение «Модерн и австро-немецкая опера», «Массовая музыкальная культура» (1 курс); «Электронная и композиторская музыка» (2 курс); «Теория современной композиции» (4 курс), «История русской музыки: XX век (4 курс); «Музыкальный театр XX века (5 курс), «История русской музыки: современный этап» (5 курс), «Современная зарубежная музыка» (5 курс). Художественное руководство оперно- симфоническим оркестром «Современная зарубежная музыка» (3 курс), «Оратории и кантаты в музыке XX. Века» (4 курс), «Современная отечественная музыка» (5 курс). Музыкально-театральное искусство: Искусство оперного пения «Современное сольфеджио» (3 курс).

Искусство концертного исполнительства: концертные струнные инструменты «Современная камерная музыка: тембр, жанры, формы» (3 кУРс). «Композиторские техники в зарубежной музыке второй половины XX века» (3 курс), «Современная нотация» (3 курс), «Современная зарубежная музыка» (3 курс). Искусство концертного исполнительства: Фортепиано «Фортепианная музыка XX века» (3 курс); «Современное фортепианное искусство» (4 курс), «Современная нотация» (4 курс); «Современная отечественная музыка» (5 курс), «Современная зарубежная музыка» (5 курс). Художественное руководство академическим хором «Современное сольфеджио» (3 курс), «Современная нотация» (4 курс), «Современная отечественная музыка» (5 курс), «Компьютерная аранжировка» (5 курс), «Оратории и кантаты в музыке XX века» (5 курс). Искусство концертного исполнительства (концертные духовые и ударные инструменты) «Современная нотация» (3 курс), «Современная зарубежная музыка» (3 курс», «Современная камерная музыка: тембр, жанр, форма» (3 курс)

Саратовская консерватория им. Л.В. Собинова

Уральская Консерватория им. М.П. Мусоргского

ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова Искусство концертного исполнительства/ фортепиано/ концертные струнные инструменты/концер тные духовые и ударные инструменты/ концертные народные инструменты/искусст во оперного пения/художественно е руководство академическим хором «История современной музыки» (5 курс). Искусство народного пения «Современн ый репертуар народного певца»(4 курс). Фортепиано «Современное исполнительст во» (1 курс); «Современный музыкальный театр» Концертные народные инструменты/искус ство оперного пения/художествен ное руководство оперно- симфоническим оркестром «Введение в информационные технологии» (1 курс); Композиция «Введение в информационные технологии» (1 курс); «Современный музыкальный театр» (2 курс); «Современные композиторские и исполнительские техники» (4 курс), «История джазовой музыки» (4 курс), «Электронная и компьютерная музыка» (4-5 курсы); «История современной музыки» (5 курс).

МГИМ им. А.Г. Шнитке10 Искусство концертного исполнительства: Кафедра струнно- смычкового искусства/кафедра духовых и ударных инструментов/кафедра народного исполнительского искусства «Менеджмент в области музыкальной культуры» (4 курс) Музыкально-театральное искусство: Кафедра вокального искусства и оперной подготовки «Современные информационные технологии» (3 курс), «Менеджмент в области музыкальной культуры» (4 курс) Художественное руководство академическим хором «Современные информационные технологии» (3 курс), «Менеджмент в области музыкальной культуры» (4 курс)

Музыкально-инструментальное искусство/ оркестровые «Анализ музыки второй половины XX-начала XXI века» (4 курс). Музыкально- инструментальное искусство/ баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (баян аккордеон) «Современный репертуар для баяна, аккордеона» (3-4 курсы); «Анализ музыки второй половины XX- начала XXI века» (4 курс), «Музыкальная информатика» (4 курс). Музыкально-инструментальное искусство/ баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (домра, балалайка, гитара) «Современный репертуар для домры, балалайки и гитары» (4 курс), «Анализ музыки второй половины XX- начала XXI века» (4 курс), «Музыкальная информатика» (4 курс). Национальные инструменты народов России «Анализ музыки второй половины XX- начала XXI века» (4 курс).

Вокальное искусство/академиче ское пение «Современная музыка» (4 курс). Искусство народного пения/ сольное народное пение/хоровое народное пение «Современный эстрадный фольклоризм» (4 курс). Искусство народного пения/ хоровое народное пение «Современная подготовка и режиссура народной песни» (3 курс); «Современный эстрадный фольклоризм» (4 курс), «Анализ музыки второй половины XX-начала XXI века» (4 курс). Дирижирование «Анализ музыки второй половины XX- начала XXI века» (4 курс).

Музыкознание и музыкально-прикладное искусство/музыкальн ая педагогика «Электронные музыкальные инструменты» (дисклавир) (4 курс), «Анализ музыки второй половины XX-начала XXI века» (4 курс), «Музыкальная реклама и связи с общественностью» (4 курс), Музыкознание и музыкально- прикладное искусство/ музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ «Теория и практика современного образования» (4 курс), «Анализ музыки второй половины XX- начала XXI века» (4 курс). Музыкознание и музыкально-прикладное искусство/ компьютерная музыка и аранжировка «Электронная и компьютерная музыка» (2 курс); «Теория и практика современного образования» (4 курс), «Анализ музыки второй половины XX-начала XXI века» (4 курс). Музыкознание и музыкально-прикладное искусство/этномузыко логия «Анализ музыки второй половины XX- начала XXI века» (4 курс).

Музыкознание и музыкально-прикладное искусство/ музыковедение «Теория и практика современного Музыкознание и музыкально-прикладное искусство/менеджмент музыкального искусства

образования» (4 курс), «Анализ музыки второй половины XX-начала XXI века» (4 курс).

Список литературы

1. Бычков Ю.Н. Некоторые вопросы координации музыкально-теоретического образования в училище и вузе // Актуальные проблемы музыкального образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yuri317.narod.ru/ped/coord.htm (Дата обращения: 28.01.2023).

2. Локотьянова Д.Е. О методах оптимизации преподавания дисциплины «Гармония» // Научно-методический бюллетень Военного университета МО РФ, 2021. - № 2 (16). - С. 176-180.

3. Никольцев И.Д. Микрохроматика в системе современного музыкального мышления // автореферат на соиск. Уч.степени канд. иск-я. - М., 2013. - 24 с.

4. Современное музыкальное образование — 2019: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. И. Б. Горбуновой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. — 557 с.

5. Современное музыкальное образование 2020: материалы XIX Международной научно-практической конференции / под общ. ред. И. Б. Горбуновой. - Санкт-Петербург: РГПУ им. Герцена, 2021. - 596 с.

6. Соколов А.С. Введение в музыкальную композицию XX века: учеб. пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Соколов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 231с, [4] с. ил.: ноты.

7. Теория современной композиции: Учебное пособие. - СПб.: «Композитор», 2005.

8. Холопов Ю.Н. Введение в музыкальную композицию XX века: учеб. пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Соколов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 231с, [4] с. ил.: ноты.

9. Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс: Учебник для специальных курсов консерваторий (музыковедческое и композиторское отделения). В 2-х частях. Часть II: Гармония ХХ века. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005. - 624 с. с илл.

10. Эксперимент в сфере музыкального искусства: образование, наука, творчество: Сб. науч. статей. - Ростов-на-Дону: РГК, 2013.

11. Центр современной музыки // Студия новой музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.studionewmusic.ru/centre/about-us (Дата обращения: 28.01.2023).

12. Кафедра современной музыки // Студия современной музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.studionewmusic.ru/centre/education/department (Дата обращения: 28.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.