Научная статья на тему 'Совпадение паттернов в крымском континууме (взаимодействие крымских татар и черкесов в эпоху средневековья)'

Совпадение паттернов в крымском континууме (взаимодействие крымских татар и черкесов в эпоху средневековья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРЫМСКИХ ТАТАР И ЧЕРКЕСОВ / ПАТТЕРНЫ / ЭНАНТИОМОРФИЗМ / АТАЛЫЧЕСТВО / БЕСЛЕНЕЙ / КАБАРДА / THE INTERACTION OF THE CRIMEAN TATARS AND CIRCASSIANS / PATTERNS ENANTIOMORPHISM / ATALYCHESTVO / BESLENY / KABARDA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернышева Елена Валериевна

В статье рассказывается о роли черкесской диаспоры в социокультурном развитии Крыма. Доказывается, что взаимодействие крымских татар и черкесов в эпоху средневековья ведет к актуализации сходных паттернов, формированию близких образцов поведения. Прослеживаются истоки совпадения последних, в том числе специфика языческих верований, роль и алгоритм изменения конфессиональной принадлежности. Анализируются также и различия, объясняемые прежде всего спецификой исторического и культурного развития Крыма и Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

He Coincidence of Patterns in the Crimean Continuum(The Interaction of Crimean Tatars and Circassians in the Middle Ages)

The article describes the role of the Circassian diaspora in the socio-cultural development of Crimea. It is proved that the interaction of the Crimean Tatars and Circassians in the Middle Ages leads to the actualization of similar patterns, the formation of close patterns of behavior. The sources of coincidence of the latter are traced, including the specifics of pagan beliefs, the role and algorithm of changing confessional affiliation. The differences are also analyzed, explained primarily by the specifics of the historical and cultural development of the Crimea and the Caucasus.

Текст научной работы на тему «Совпадение паттернов в крымском континууме (взаимодействие крымских татар и черкесов в эпоху средневековья)»

Чернышева Елена Валериевна1 E-mail: lenara-z@mail.ru

Совпадение паттернов в крымском континууме (взаимодействие крымских татар и черкесов в эпоху средневековья)

УДК: 94(470.621)+930.85

Аннотация:

В статье рассказывается о роли черкесской диаспоры в социокультурном развитии Крыма. Доказывается, что взаимодействие крымских татар и черкесов в эпоху средневековья ведет к актуализации сходных паттернов, формированию близких образцов поведения. Прослеживаются истоки совпадения последних, в том числе специфика языческих верований, роль и алгоритм изменения конфессиональной принадлежности. Анализируются также и различия, объясняемые прежде всего спецификой исторического и культурного развития Крыма и Кавказа. Ключевые слова:

взаимодействие крымских татар и черкесов; паттерны; энантиоморфизм; аталычество; Бесленей; Кабарда.

Сопоставление национального дискурса и основных этапов исторического развития черкесов и крымских татар способствует констатации массы сходных эпизодов и определенной идеологической близости. Это героическая эпоха средневековья - становление самостоятельного государства, органичное устройство внутренней жизни, формирование самобытной культуры, а впоследствии потеря независимости, трагедия изгнания со своей исторической родины. В крымском средневековье, давшем массу примеров позитивного взаимодействия социальных групп, особый интерес представляет активные контакты крымских татар и черкесов. В отличие от армянской общины, в которой были представлены фактически три конфессии, крымских татар, черкесов, а также представителей турецкой диаспоры, кроме сложной системы феодальных отношений, объединяла принадлежность к единой конфессиональной общности. Известно также о том, что часть выходцев из Черкесии воспользовалась возможностью остаться верными христианскому вероисповеданию. Цель работы: рассказать о взаимодействии крымских татар и черкесов, проанализировав алгоритм формирования сходных паттернов, близких образцов поведения. Вопрос происхождения черкесского народа, причем именно в крымском контексте, привлек внимание еще адыгских авторов XIX в (Султана Хан-Гирея, Шоры Ногмова и других). Они приводят легенду, согласно которой кабардинцы - это один из хазарских этносов, живший какое-то время в Таврике, но впоследствии вышедший оттуда и после миграций осевший на северо-западном Кавказе29. Известно, что адыги в действительности постепенно проникали в восточную часть Крыма. В одной из хроник говорится о феодальном владении на Керченском полуострове некоего черкесского князя-пши - Миллена. Как отмечает А. Осташко, пост золотоордынского наместника города Къырым в 80-е гг. XIV в. занимал Жанкасиус Зих или Черкес-бек (Зиха-бей). Значительное число черкесов проживало в генуэзских городах Капитанства Готии и, в первую очередь, в Каффе, администрация которой заключала с адыгскими князьями конвенции о найме воинов [15]. Черкесов, как говорится у исследователя, охотно набирали в личную охрану как генуэзские негоцианты, так и ордынские аристократы. Со временем черкесский квартал сформировался и в Каффе, а в горах недалеко от Карасубазара появился аул Баксан (совр. с. Межгорье), входивший в генуэзское консульство Солдайя.

1 Чернышева Елена Валериевна, кандидат культурологии, научный сотрудник НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова (Симферополь, Крым)

2 Термин «черкесы» является экзоэтноним. Общее самоназвание народа, объединяющее множество независимых

самоуправляющихся субэтнических групп: абадзехи, бжедуги, шапсуги, натухай, убыхи, адамеи, жанэ, мамхеги, ма-

хоши, кемиргои, кабардинцы, бесленейцы и др. В современной литературе используется 4 основных этнонима - ка-

бардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги

Клановая миграция черкесов в Крым становится особенно активной во времена Крымского ханства. Возникает множество поселений, в т.ч. каньон Черкес-Кермен у Холмовки, источник Черкес-Чокрак там же, плато Черкес-Тюз и высоты Черкез-Тау на Бельбеке, Черкес-Даг и Черкез-Кош - третья по высоте вершина на Бабугане, долина Черкес-Хош, речка Черкес-Узень и балка Черкес-Дере выше Артека, посёлок - Черкез (с. Ветрянка) на севере полуострова под Раздольным, Черкес-Эли - село на реке Альма, Черкес-Тогай - село в районе Феодосии, селение Черкес-Кир, а Эвлия Челеби упоминает ещё черкесский аул в районе Белогорска [23]. В аулы - Тиберти (совр. с. Тургеневка) и Сююрю-Таш (совр. с. Белокаменка) под Бахчисараем частично переселились с Южного берега генуэзцы, женатые на черкешенках. На черкесских княжнах женились также крымские ханы, и родовые кланы адыгских князей переезжали в Крым ко двору, вливаясь в местную знать.

Как сообщал Мартин Броневский, «Хан наиболее любит содержать при себе черкесов, ногаев и пятигорцев, которые трудолюбивы, крепки, храбры и воинственны. Отличным он назначает годовое жалованье и дает подарки; часто двор бывает наполнен ими». В разделе «Войско крымского Хана» автор указывает: «Из жителей Таврического полуострова перекопские и крымские, азовские, ногайские, черкесские данники и союзники, князья пятигорских черкесов, служащие на жаловании, равно как и вольные должны немедленно являться к Хану по его требованию и принимать участие в войне» [2]. Т.о. существовало несколько типов отношений, связывавших черкесов с ханом: одни из них - данники, а другие - союзники; кто-то получает жалованье, а кто-то вольный. Согласно записке Шагин-Гирея (последнего крымского хана), не кто-нибудь, а сам великий золотоордынский хан Узбек являлся первым воспитанником черкесов. «711-го (года) во времена Тохтага-хана, - говорится в документе, - черкесы взяли для воспитания Азбек-султана, родного племянника помянутого хана; когда же Тохтага-хан умре, а брат его заступил место, то с тех пор и поныне во всяком племени черкесском воспитают султанов и по большей части все султаны, государи наши, суть вскормленники оного народа» [26, с. 74]. Хюсейн Хезарфенн рассказывает: «И если у хана рождаются сыновья, то для воспитания, а также чтобы засвидетельствовать свою покорность, (черкесские беи) берут их и воспитывают до совершеннолетия. Некоторые сыновья ханов живут в этих местах до тех пор, пока не станут взрослыми... После совершеннолетия хан-заде, так же, как своему отцу, оказывает почтение и своему (воспитателю) аталыку. Если воспитанный таким образом хан-заде получал от великого государства власть, - пишет Хезарфенн, - то старался своего аталыка и молочного брата обогатить больше, чем других» [22].

У анонимного турецкого автора в 1740 г. говорится, что «Ханских детей мужского пола отправляют на Кавказ, откуда они возвращаются в родительский дом уже парнями» [5, с. 152].

Как утверждает Эмиддо д'Асколи, среди черкесской диаспоры сохранялось определенное количество христиан, тем более, что католики-генуэзцы продолжали вести активную проповедническую деятельность [6]. Черкесы имели свободу вероисповедания и пользовались правами самоуправления, получая ярлык и высокий статус сипахов Крымского хана. В Сююрю-Таше был построен католический храм Святого Иоанна, а первым Сююрташ-беем стал Захарий Гизольфи - сын черкесской княжны и представителя знатной итальянской фамилии. Во времена османского владычества вся территория бывших княжества Феодоро и Капитанства Готия была личным доменом султана и называлась - «Татский Иль». Всё христианское население, оставшееся в горах, называлось - таты. Среди них турецкий путешественник Эвлия Челеби отмечал тех, кто говорил «особым языком». Он также упоминал, что «.из Татского Иля хан, когда ему надо, нанимает 800 лучших стрелков» [26, с. 79]. Долгое время считалось, что этими стрелками были оставшиеся готы, однако, как полагает А. Осташко, этими стрелками, говорившими «особым языком», были черкесы, оставшиеся в горах после падения Феодоро [15]. Они великолепно владели оружием, особенно огнестрельным. Таким образом использование войск, укомплектованных из новообращенных бойцов, что было также характерно для Османской империи, Египта, Ирана происходило, в Крыму в несколько ином контексте В Крыму оружие позволялось не только новообращенным, но и иноверцам- караимам или воинам-христианам из Татского иля.

Как говорится у Султана Хан-Гирея, «древние обычаи черкесов, соблюдаемые ими и поныне и требующие вежливости в обхождении, услужливости к старшим и другие приличия общежития, так сказать, образовывают между ними особенный класс людей, которые отличаются от других благородными понятиями и вкусом. И эти-то люди - просвещеннейшие в этом народе» [21].

Отмечая в черкесской и крымскотатарской духовной культуре не только следы язычества и влияние христианства, имеющие отношение к ранним этапам развития общества, но и близость в понимании свободы, достоинства, верности, можем прийти к выводу о сходстве культур при их существенных различиях,

о своего рода совпадении паттернов. Диалог представителей двух культурных миров, двух великих цивилизаций, - Крыма и Кавказа - вывел проблему культурных контактов крымских татар и черкесов за рамки частного случая взаимодействия этнических культур. Каждая из них имела многовековое наследие, включающее в себя архаичные и относительно близкие средневековью традиции, обе они, смогли оставить позитивный след в иных культурных системах. В силу того, что черкесская культура обладает значительной многослойностью, история ее развития позволяет задуматься об элементах архаики и их роли в восприятии поликонфессиональности, о соотношении этических, религиозных и политических факторов культурогенеза. В частности, условия проживания в труднодоступных горных районах Кавказа привели к сохранению в быту его народов паттернов, унаследованных от первобытной эпохи, которые, вместе с тем, не могли не претерпеть значительных изменений. Как следствие этого допустимо рассматривать оригинальный обряд посестринства, (право выбрать цацала - названного братца), рудименты левирата -особую сердечность замужних женщин в общении с земляками и таинственность, с которой строит черкес строит отношения с собственной супругой, продолжающей первое время проживать в родительском доме. Аталычество, сыгравшее значительную роль в истории формирования крымской элиты, в частности, в жизни правящей династии, также было связано с наследием матриархата. Как полагает Ковалевский, в глубокой древности, когда фактическое отцовство было проблемным, сына, прожившего до взрослого состояния у аталыка, нужно было официально принять в семью [7, с. 28-30]. Кроме этого, взять на воспитание мальчика - означало, породнившись с его родителями, навсегда исключить возможность превращения во врага его отца. В этом контексте можно рассматривать особенности крымскотатарско-черкесских отношений, отличавшихся особой сердечностью, комплиментарностью, несмотря на то, что реальная политическая ситуация (например, в конце XVI столетия) приводила порой к вооруженному противостоянию. Не только постоянное взаимодействие, но и сходство исторической ситуации, историко-типологические закономерности способствуют воспроизводству схожих паттернов, тем более, что последние могли оказаться элементами некогда единой системы. Как в Крыму, так и на Кавказе. исследователи отмечают сохранение самых архаичных, восходящих к языческим временам, пластов культуры. Известно, что языческая религия возникла на этапе, когда отделение общества от природы было еще далеким будущим. Человек, по Гачеву, был сыном своей матери-природы, и как могущественных, одухотворенных и обладающих субъектностью существ воспринимал небесные светила, различные стихии, горы и реки, впоследствии восприятие новых смыслов, обращение в христианство или принятие ислама не означало полного отказа от прежних ценностей, Старые языческие святилища становятся местом молитвы для новообращенных христиан, а затем и мусульман. В частности, православный пещерный монастырь Качи-Кальон в Крыму, как отмечает И. Коваленко, был создан на основе существовавшего в древности языческого капища того же имени [8, с. 9]. Специфика изменения конфессиональной принадлежности, своеобразный алгоритм последнего, а также отношение к подобным переменам проиллюстрированы краеведом Гарагулей на следующем примере:

«Дед исследователя, назначенный на рубеже Х1Х-ХХ веков учителем в деревню Ашагъа Керменчик (с. Высокое) у жителей деревни, которых он идентифицировал как омусульманеных греков, наблюдал обряд ставрос (по-гречески «крест»). Человек (в данном случае - хозяин дома, где он остановился) тесно прислонился к огромному вязу, широко раскинув руки, таким образом, что тело его приняло форму креста, и простоял некоторое время. Действия повторили остальные жители деревни. Респондент сообщил, что ныне этот обряд является тщательно сохраняемой тайной, а карагач был святым деревом еще тогда, когда предки его народа не были православными. Святым дерево считается у них по-прежнему, между тем церковь Ай-Тодор Тирон, расположенная неподалеку, перестала для них быть святой после того, как ее перестроили переселенцы - представители новогреческой культуры. Как сообщал В.К. Гарагуля, его дед обнаружил разноцветные полоски материи на ветвях самог большого дерева. Хозяин произнес: "Паная! Мерьем анай! Азис!" (с татарского "Пресвятая! Мамочка Мария! Святая!" - авт.). На руинах небольшой церкви с абсидой, в центре которой находился престол из известняка лежала плита с крестами.... Каждый из пришедших срывал с дерева лист, положив его сначала на престол, а потом на плиту. После этого, каждый пришедший, обняв дерево, целовал лист, приложенный к его стволу» [3, с. 28].

На Крымском полуострове активное и разнообразное взаимодействие конфессий обусловила особая роль суфизма, лояльность суфиев к местным традициям. С одной стороны, с XI по XIII столетие можно отметить активное влияние христиан на язычников, в том числе на представителей тюркских племенных союзов. Открывающаяся вчерашним кочевникам новая среда обитания, переход к оседлому образу жизни способствовали трансформации системы ценностей. Космос вне человека и картина мира в его сознании

обусловили новое восприятие сакрального. Местом молитвы становятся старые святилища. В дальнейшем ислам как религия пережившего этап становления государства и религия большинства получает распространение и среди крымских христиан. Соответственно данным В.К. Гарагули, даже в XIX столетии можно было отметить существование такого культурного феномена, как греки-мусульмане, сохранившие приверженность прежним религиозным традициям, несущим отпечаток как христианства, так и языческого культа деревьев. Скорее всего, эта группа населения была потомками греков, не пожелавших в 1778 г. переселяться из родных мест в Приазовье и принявших мусульманскую религию, поскольку распоряжение о высылке касалось крымских христиан. Известно, что крымские азисы, являвшиеся в свое время, по словам исследователей, одной из сфер непосредственного влияния суфизма [1], были объектом поклонения и мусульман, и христиан. В частности, азис Кемаль-баба, как отмечает И. Коваленко, посещали также греки, армяне, болгары. Одним из символов добрососедских отношений исследователь считает целебные источники, которые почитало все население Крыма [8, с. 16-18, 31]. Христианской святыне иногда давалось иное название, но отношение к ней продолжало оставаться трепетным. Как говорится у Е. Маркова, «Магометане почитают священный источник христиан с такой же детской искренностью и непосредственностью, как пилигримы нашего простонародья» [12, с. 385]. Люди молились и искали исцеления у источников Сагълыкъ-сув (Козмодемьяновский), Ай-Андрит (св. Андрея), у источника Федора Студита, и у многих других. Примечательно, что несмотря на отпечаток религиозного противостояния в легенде о пещере Къыркъ-Азис, согласно которой сорок юношей были убиты в ней во время молитвы, это не мешало общему поклонению пещере и совместному мирному существованию [8, с. 42]. На Кавказе также уцелела масса языческих святилищ. В частности, в XVII столетии их описывал монах Доминиканского ордена Де Люк. Ему довелось увидеть «посвященные места, на которых валяется множество бараньих черепов, оставшихся от курбанов или жертвоприношений, совершенных здесь» Т.е. исполняющие обряд «втыкают голову барана или овцы на вершину креста и растягивают кожу на ветвях» На деревьях, растущих на этих местах, - сообщает автор, - вешают по обету луки, стрелы, мечи, и благоговение к этим святым местам так велико, что величайшие воры не прикасаются к ним [14]. Древняя религия адыгов (черкесов) была монотеистической. «Все случаи человеческой жизни», - говорится у историка Ш.Б. Ногмова, - «приписывали воле всевышнего существа миротворителя, вознося молитву «Тхашхо-гухаж» («Тхьэшхуэ гухэж»), что означало «прибегать к помощи великого в бога» [13]. Богу Тха (Тхашхо, Тхьа) не приписывался какого-либо образ, считалось, что бог вездесущ, его присутствие рассеяно по всему миру. Он творец, дающий жизнь всему сущему, бог, вознаграждающий и карающий [27]. Языческие обряды сохранялись достаточно долго, обладая значительной устойчивостью [25]. С VI века в Черкесии утверждается христианство, образуется многочисленная прослойка христианских священнослужителей. Распространение ислама в черкесских княжествах имело место не ранее XV-XVI столетий и было поэтапным процессом, в котором родоплеменные группы принимали либо отвергали решение о признании новой религии основой своего мировосприятия. Как полагает С. Хотко, поскольку Черкесия в политическом отношении представляла собой конфедерацию самоуправляюшихся областей, то и процесс принятия ислама был далеко не единовременным [24, с. 317]. Внешняя информация о приоритете мусульманской религии в Черкесии впервые появляется в первой половине XVII века. «Одни из них магометане, сообщает католический проповедник Джиованни Лукка, другие следуют греческому обряду, но первых больше». Примечательно, что доминиканец в 1629 г. описывал черкесское общество как то, в котором он совершенно свободно проповедовал католичество и, соответственно, крестил детей [14]. Хюсейн Хезарфенн (Гезарфенн) отмечал: «Последним черкесским племенем, живущим в округе Тамань, в которое великое государство назначает кадиев, являются черкесы жанэ. Ими предписания шариата в какой-то мере исполняются. Их нельзя обращать в рабство» [22]. В 1708 году кабардинское посольство к Ахмеду III даже указало на данную коллизию в Стамбуле. Они говорили, «... что большинство народа приняло ислам, в каждой деревне строятся мечети, исправно совершается пятикратная молитва. Можно ли при таких условиях требовать так много рабов и чинить притеснение?» [17, с. 15]. В то же время ученые неоднократно отмечали присутствие в культуре черкесов заметных следов христианства. На это указывал черкесский автор XIX века Хан Гирей, приводя в пример песню в честь святой Марии, в которой поют слова: «Мария Великая, Великого Бога мать», названия дней в языке адыгов, употребление изображения креста - несомненный знак христианского исповедания» [21]. Аналогичные явления - отдельные элементы христианских обрядов в культуре крымских татар - можно констатировать во фразеологизме «Мерьем ананы ашы», в традиции, согласно которой у южнобережных татар в доме умершего 40 дней горит свеча и во множестве других обычаев. Как отмечает В.Д. Смирнов, «в известных

синодальных приписках к греческому Синаксарю в числе упомянутых там разных покойников можно найти очень много тюркских имен» [18, с. 462]. В XI—XII столетиях после контактов с греками, аланами, готами многие половцы принимали христианство. Причем, как указывает ученый, многие эпитеты указывают, что эти люди принадлежали церковному клиру. Например, иеромонах Султан, монах Алачи, попадья Сююнчук, жена попа Антипы эконома. К местной знати принадлежали, по-видимому, Алачук, дочь Севаста, Барак, дочь Севаста Пула и жена Аба, Токтемир, сын Севаста Стефана. Изучая родословные, - полагал В.Д. Смирнов, - можно сделать вывод: «Немало встречается предков с тюркскими именами, тогда как дети их являются с именами христианскими, как например, Антоний, сын Кылыджа, Петр, сын Сункура, Фотий, сын Гази, Анастасий, сын Сункура, Пантелеймон, внук Яхьи и др.» [18, с. 462]. В рассматриваемых паттернах можно констатировать и определенные отличия, объясняемые прежде всего спецификой исторического и культурного развития Крыма и Кавказа. В частности, в одних и тех же служебных обрядах Хан Гирей констатировал наличие признаков христианства и идолопоклонства, связывая это обстоятельство с тем, что не все черкесы были христианами, а лишь некоторые колена, принявшие христианское исповедание по влиянию греков. «Когда эти последние не могли поддержать ими введенную веру», - говорится у исследователя, - «то они обратились в идолопоклонство, образовав особенную секту, обряды которой составились из обрядов язычества, смешанных с обрядами христианской веры. И таким образом предки нынешних черкес до принятия ими магометанской веры были опять долгое время погружены в преобразовавшееся идолопоклонство», - считает Хан Гирей [21]. Следовательно, появление нового не вело к отказу от старого вероисповедания, образа поведения, мировосприятия. Как полагает современный автор С.А. Ляушева, с принятием ислама в религиозном сознании адыгов стали уживаться вместе языческие, христианские и мусульманские представления. Сложившуюся религиозную картину можно охарактеризовать как религиозный синкретизм, причиной и основой особенностей которого послужила верность традициям. Исследовательница полагает, что у адыгов синкретизм выступал не как случайное смешение некоторых элементов различных религий, а как бессознательный отбор того, что было более приемлемо для народа, способствовало сохранению и развитию определенного склада народного характера [10]. Следовательно, мы можем наблюдать у черкесов не только терпимость в отношении к иным конфессиям, но и дифференциацию религиозного текста на отдельные элементы с их последующей интериоризацией в зависимости от соответствия определенной этической парадигме. Таким образом социокультурные системы, сложившиеся у крымских татар и у черкесов, не являлись тождественными, выдавали различные тексты и в то же время они легко преобразовывались друг в друга, что обеспечивало текстам культурную проводимость. В данном случае можно констатировать структурное разнообразие и структурное подобие - своего рода зеркальную систему по Ю.М. Лотману, являющуюся оптимальной предпосылкой для взаимодействия культур и обуславливающую взаимную комплиментарность [9]. Кроме этого следует согласиться с тем, что общинные порядки и отсутствие закрепощения, по мнению Т.М. Фадеевой, способствовали высокому нравственному состоянию крымского общества [20]. Феномен внутренней свободы, отсутствие страха перед правителями был в одинаковой степени присущ представителям крымскотатарского и черкесского народов (простой крестьянин в Крыму, как указывал Халим Гирей, мог критиковать хана [4], хан, по М Броневскому, выкупал из рабства своих воинов, приглашал за свой стол храбрецов, пусть даже простого звания [2]. О черкесах же О. де Гель писал: «Черкес благородно представляет на Кавказе последние остатки того рыцарского и воинственного духа, который пролил столько блеска на народы средних веков» [11]. Сохраненное наследниками древних цивилизаций прошло своеобразный естественный отбор, критерием которого была не способность любой ценой выживать, а умение сохранить честь и достоинство, причем зачастую и ценой собственной жизни. Тезис о гостеприимстве как основополагающем принципе этикета в одинаковой степени отнести как к черкесам, так и к крымским татарам. В то же время, в отличие от крымских татар, за пределами своей страны черкесы проявляли большую активность и социальную мобильность, чем у себя на родине. Юные черкесы поступали на службу к правителям Османской империи, Египта, а затем и России. Т.е. традиционную черкесскую культуру исследователи предлагают трактовать, с одной стороны, как опирающуюся на ценности коллективной свободы и независимости, но с другой - как культура индивидуалистическая - в смысле значимости коллективной свободы и прав человека. «Анализируя психологический аспект национального дискурса, В.Н. Сокуров связывает с данной характеристикой феномен отчуждения - дистанцирования человека от политических реалий, утраты эмоциональной связи с другими людьми и ранее значимыми политическими событиями [19]. По этому поводу Ш.Б. Ногмов писал: «Народ наш не имел гражданского устройства и не знал

выгод правительства сильного, не терпел неограниченных властителей в земле своей и думал, что лучшее благо для человека есть дикая и необузданная свобода» [13]. Генетический аспект взаимодействия рассматриваемых культур нашел отражение в том, что Крым и Кавказ формировались в едином историческом поле, были наследниками эпохи Великой Хазарии, уклад которой предопределял сохранение этнической или племенной самобытности. Последующие культурные тенденции также способствовали закреплению устойчивых представлений о соответствующем ролевом поведении и консервации традиционного права. Применение норм адата, считаемого осколком первобытной системы регулирования социальных отношений, правоприменение, основанное на сочетании норм адата и шариата, может быть рассмотрено как аналог определенное время бытующего в крымском обществе сочетания шариата с Торэ Чингизидов. В обоих случаях это сочетание допускалось при отсутствии противоречий в применении конкретной нормы. Тем не менее наследие Чингизидов - положения Ясы, явившейся в свое время основой достаточно прогрессивной правовой системы, призванной объединить народы различных вероисповеданий, практически не создавало основы для правовых коллизий, в отличие от родового права кавказцев. Например, почитание старших не противоречит нормам шариата, в отличие от кровной мести, ишиля (баранты) и других форм коллективной ответственности. Допускаемая черкесами коллективная присяга старших представителей рода как способ защитить человека от обвинения при отсутствии алиби также может найти аналоги с практикой поручительства родичей либо представителей общины в Крыму. При отсутствии алиби также обеспечивала оправдательный приговор клятва на Коране самого подсудимого. В частности, в кадиаскерских книгах зафиксированы данные р судебном процессе некоего Кузи б. Джан Османа против Акай Гази б. Хальвет Эльхнаджа по обвинению последнего в убийстве его родного сына. Опрошенный Акай Гази дал отрицательный ответ, но оказался бессилен дать ясные доказательства. На предложение принести клятву - поклялся именем Аллаха. Решение об избавлении его (от наказания) было принято и зарегистрировано (Дня текущего: конец месяца Реджеба, года 1017/1608. Свидетели присутствия: Ислам Эфенди эш-Шейх, Халиль Эфенди эль-Мюдеррис (учитель), Муртаза Халифе ибни Ток Мухаммед Халифе, Эмир Хусейн б. Сейид Хасан, Мансур эль-мухзыр, и другие) [16, с. 4].

Таким образом, многовековые постоянные контакты, конструктивный характер которых был подготовлен наследием взаимно резонирующих культур, предшествовали принятию черкесами ислама. В дальнейшем процесс взаимодействия народов находит опору в мировосприятии, построенном на монотеизме, в близости этических представлений, четкой системе моральных норм. Итогом стало формирование близких паттернов. Можно отметить не только совпадение образцов поведения, иногда - значительное, но и энантиоморфизм - зеркальное наложение систем. Сыграли свою роль и конвергентные, историко-типологические факторы, что нашло отражение в следах язычества, влиянии христианства, в понимании свободы, достоинства, власти.

Chernysheva Elena Valerievna.

He Coincidence of Patterns in the Crimean Continuum

(The Interaction of Crimean Tatars and Circassians in the Middle Ages).

Summary. The article describes the role of the Circassian diaspora in the socio-cultural development of Crimea. It is proved that the interaction of the Crimean Tatars and Circassians in the Middle Ages leads to the actualization of similar patterns, the formation of close patterns of behavior. The sources of coincidence of the latter are traced, including the specifics of pagan beliefs, the role and algorithm of changing confessional affiliation. The differences are also analyzed, explained primarily by the specifics of the historical and cultural development of the Crimea and the Caucasus.

Keywords: the interaction of the Crimean Tatars and Circassians; patterns enantiomorphism; atalychestvo; Besleny; Kabarda.

Литература

1. Абдульвап Н. Суфизм в Крыму и крымскотатарская религиозная литература: основные направления исследований / Н. Абдульвап. [Электронный ресурс]. URL: https://ilmiyqirim. blogsport.com/ 2011/ 07/ chtml

2. Броневский М. Описание Татарии / М. Броневский; пер. И. Шершневича, прим Н. Муратовой.

[Электронный ресурс]. URL: https://vostitut.info/Texts/Dokumenty/Krim /XVI/Bronevskiy/ frame taxt.htm

3. Гарагуля В. Серебряные рубли Кеппен немсе / В. Гарагуля // Вестник физиотерапии и курортологии. -2000. - №1. - С. 27-29.

4. Герай Х. Розовый куст ханов или история Крыма / Х. Герай. [Электронный ресурс]. URL: https://vostitut. info /Texts/Dokumenty/Krym/XV/ Rosovyi_kust_chanov/index.phtml?id=12918.

5. Губоглу М. Турецкий источник 1740 г. о Валахии, Молдавии и Украине / М. Губоглу / Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. - М., 1964. - C. 131-161.

6. Д'Асколи Э. Описание Черного моря и Татарии. Составил доминиканец Эмиддио Доротелли Д'Асколи, префект Каффы, Татарии и проч. 1634 г. / Э. Д'Асколи. [Электронный ресурс]. URL: https://vostitut.info/Texts/ krim/XVII/1620-1640/Askoli/frametext.htm

7. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе / М. Ковалевский; ред. А. Чепелов. - М.: Кучково поле, 2012. - 432 с.

8. Коваленко И. "Священная" природа Крыма. Очерки культово-природоохранных традиций народов Крыма / И. Коваленко; пер. с англ. Е. Мигуновой. - К.: Киевский эколого-культурный центр, 2002. - 52 с.

9. Лотман Ю. О семиосфере / Ю. Лотман / Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллин: Александра, 1992. - С. 11-24.

10. Ляушева С. Личность в традиционной культуре адыгов. - Дис____д.философ.н. Специальность 24.00.01 / С.

Ляушева. - Ростов-на-Дону, 2004. - 272 с.

11. Марзей А. Некоторые особенности черкесской цивилизации и традиционной этнической культуры / А. Марзей. [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/ media/ adygiru /nekotorye-osobenosti-cherkesskoi-adygskoi-civilizacii-i-tradicionnoi-etnicheskoi-kultury-5c3b1fffecca7e000aa232549

12. Марков Е. Очерки Крыма. Картины крымской жизни, истории и природы / Е. Марков. - СПб: Издательство «Товарищество М.О.Вольф», 1902. - 612 с.

13. Ногмов Ш. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев Шора-Бекмурзин-Ногмовым / Ш. Нгомов. - Тифлис: Тип. гл. упр. наместника кавказского, 1861. - 176 с.

14. Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин Жана де Люка, монаха Доминиканского ордена. 1625 / пер. с фр. П. Юрченко. [Электронный ресурс]. URL: https://vostlit.info /Texts/ Dokumenty//Krym/XVII/1620- 1640/Lucca/text1.phtml?id=7069

15. Осташко A. Черкесы в Крыму / А. Осташко. [Электронный ресурс]. URL: https://zek.yandex.ru/media/ hartpress/cherkesy-v-krymu--5aaeaOOaf5816693aeflaOefc

16. Рустемов О. Кадиаскерские книги Крымского ханства: исследования, тексты и переводы / О. Рустемов. -Симферополь: ГАУРК «Медиацентр имени Гаспринского», 2017. - 280 с.

17. Смирнов В. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты / В. Смирнов; ред. С. Орешкова. - В 2-х тт. - Т.2. - М.: Рубежи XXI, 2005. - 320 с.

18. Смирнов В. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII в. / В. Смирнов. -СПб.: Издательство «Университетская типография», 1887. - 824 с.

19. Сокуров В. Феномен отчуждения в историческом прошлом черкесского народа / В. Сокуров // Кавказские исследования. - 2017. - Вып. 4. - С. 161-169.

20. Фадеева Т. Тайны горного Крыма / Т. Фадеева. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. - 256 с.

21. Хан-Гирей Султан. Записки о Черкесии / Султан Хан-Гирей. [Электронный ресурс]. URL: https:// caucasusmorpheus.org/ru/wp-content/ upload/2011/06/Sultan-lhan—girey.pdf

22. Хезарфенн Х. Изложение сути законов Османской династии / Х. Хезарфенн. [Электронный ресурс]. URL: https://vostlit.info/texts/ rus4 / hezarfenn / frametext.htm

23. Хотко С. История Черкесии в средние века и в новое время / С. Хатко. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 552 c.

24. Хотко С. Черкесы и Крымское ханство / С. Хатко. [Электронный ресурс]. URL: https://www.adygvoice.ru

25. Чамокова С. Трансформация религиозных взглядов адыгов на примере основных адыгских космогонических божеств / С. Чамокова. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru /article/n/ transformatsia-religioznyh-vzglyadov-adygov-na-primere-osnovnyh-adygskih-kosmogonicheskih-bozhestv

26. Челеби Э. Книга путешествия / Э. Челеби. - М.: Изд-во Восточной литературы, 1979. - 286 с.

27. Шаззо А. Этимология слова «Тхьэ» - семантические и фонетические параллели в разных языках /А. Шаззо. [Электронный ресурс]. URL: https://nartpressru. info/index php ? newsid = 11495

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.