СОВОКУПНЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА НА ПРОИЗВОДСТВЕ КАК АЛЬТЕРНАТИВА «СЕМИ ИНСТРУМЕНТАМ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА» А. А. Демиденко, И. Н. Омельченко, Д. И. Коршунов
На основании анализа и сравнения «Семи инструментов контроля качества продукции и производственных процессов» предлагается совокупный метод, устраняющий слабые стороны существующих подходов при их применении изолированно друг от друга. Совокупный метод базируется на трех наиболее удачных инструментах: диаграммы Исикавы, рассеивания, Парето, и интегрирует наиболее эффективные этапы каждого из них. В статье представлен алгоритм применения предложенного метода и проведен его анализ относительно преимуществ и недостатков по оценочным критериям, характерным для всех инструментов управления качеством: область применения метода; способ сравнения данных; поставленные цели; вид сбора данных; объем выборки; способы анализа и представления данных; форма выполнения анализа; вариативность и особенности построений диаграммы; способ оценки эффективности; способ проверки правильности выполнения метода. Предложенный метод может универсально применятся относительно любых ситуаций, но достоверность этого заявления необходимо проверить на практике
Ключевые слова: управление качеством, методы оценки и управления качеством, сравнение методов управления качеством, анализ эффективности методов управления качеством, метод графики, диаграмма Исикавы, метод Парето, диаграмма рассеивания (разброса), метод «Гистограмма», метод «Контрольный листок», метод «Контрольные карты», метод расслоения данных
В современной мировой экономике, в связи с отсутствием технических барьеров в торговле и финансовых отношениях, распределении труда, приводит к тому, что успешность стала, определяется способностью соответствовать и удовлетворять требования потребителей. В связи с этим, принципиально значение приобретают новые подходы к оценке и управлению процессом контроля качества продукции.
В настоящий момент на практике активно применяются семь простых методов анализа и управления качеством продукции, получивших название японских [5], так как именно в Японии они были впервые систематизированы и представлены в виде единой концепции [1]: 1) графики; 2) диаграмма Исикавы; 3) диаграмма Парето; 4) диаграмма рассеивания (разброса); 5) гистограммы; 6) контрольные карты (КК) и контрольные листки (КЛ); 7) расслоение (стратификация) данных.
Эти методы позволяют сохранить связь со статистикой и дают возможность профессионалам пользоваться результатами этих методов и при необходимости совершен-
ствовать их [3], [5]. «Семь инструментов контроля качества» предназначены для анализа количественных данных о качестве продукции, с помощью математической статистики, доступные всем участникам производственного процесса и применяются на всех этапах жизненного цикла продукции. Каждый метод имеет свои недостатки, и свои преимущества перед другими инструментами управления качества, как это было наглядно показано в статье Демиденко А.А., Омельченко И.Н., Коршунова Д.И. «Анализ методов оценки и управления процессом контроля качества на производстве» [5]. Если рассматривать их в системе, то можно удовлетворить требования МС ISO 90002011 и получить универсальный метод. Эти методы управления качества на практике в основном используются исполнителями первой линии для контроля и улучшения конкретных процессов.
В статье Демиденко А.А. [5] представлен анализ сравнения каждого из методов друг с другом, их область применения, слабые и сильные стороны, разница в подходе к анализу данных и особенности построения.
Рис. 1. Совокупный метод
В этой статье произведена попытка устранить слабые звенья в цепи инструментов управления качеством, путем предложения совокупного метода учитывающего все
сильные и слабые стороны существующих методов.
Цель исследования:
• Разработать совокупный метод анализа и управления процессом контроля каче-
ства продукции компенсирующий недостатки самостоятельного применения «Семи инструментов контроля качества продукции», путем их поэтапной интеграции.
Следует отметить, что каждый из методов имеет свои отличительные особенности, присущие только ему, но они являются общими инструментами для решения проблемы. Можно сказать, что метод решения неэффективных этапов основных инструментов управления качеством продукции или производственных процессов заключается в более новой их компоновке для соблюдения требований МС К0-9000 и облегчения процесса внедрения корректирующих мер на производстве. В качестве решения предложено взять характерные черты из наиболее эффективных методов и заключить их в одно целое. В результате предлагается совокупный метод (рис.1), учитывающий все сильные и слабые стороны существующих методов анализа и управления качеством.
Проведя анализ схемы совокупного метода (рис.1) можно предложить использовать в процессе реализации предложенного метода 5 блоков, состоящий из вышерассмотрен-ных методов анализа и управления процессом контроля качества.
Предложенный метод состоит из 5 блоков (рис.2.):
1. В зависимости от преследуемых целей определяются виды проблем и анализируем их, за тем строится столбчатый график понесенных потерь из-за этих проблем, в нем виды проблем располагаются в порядке убывания потерь, затем строем линии кумулятивной суммы.
2. Первый сбор рабочей группы - определяет причины возникновения проблем. Для каждого вида проблем определяются причины их появления, затем они ранжируются (на диаграмме чем дальше расположена
причина от самого вида проблемы, тем меньше ее влияние на проблему).
3. Второй сбор рабочей группы - собор данных об установленных причинах возникновении проблем (на всех этапах жизненного цикла), их анализ и их проверка методом диаграммы рассеивания.
4. Внедрение корректирующих мер в рабочий процесс, строится график с построением линии кумулятивной суммы.
5. Комплексная проверка эффекта от применения корректирующих мер - повторное построение графика потерь от видов проблем.
Оценка предлагаемого совокупного метода анализа и управления процессом контроля качества проводится по следующим критериям, единым для всех инструментов управления качеством на всех этапах построения (табл. 5):
1) область применения метода;
2) способ сравнения данных;
3) поставленные цели;
4) вид сбора данных;
5) объем выборки;
6) способы анализа и представления данных;
7) форма выполнения анализа;
8) вариативность и особенности построений диаграммы;
9) способ оценки эффективности;
10) способ проверки правильности выполнения метода.
Данные представленные в табл.5 показывают, какие характерные черты совокупного метода являются его сильной стороной, а какие недостатком метода. На основании всего этого можно установить, в чем преимущество и недостатки совокупного метода и в чем его преимущество и недостатки перед «Семью инструментами управления качеством».
Рис.2. Структура предполагаемого совокупного метода анализа и управления процессом
контроля качества
Оценка предлагаемого совокупного метода анализа и управления процессом контроля
качества
Критерии оценки Характерные черты «+»/«-»
Область применения метода ^ анализ факторов +
разработка и внедрение корректирующих мер +
выбор направления работы +
подтверждение эффективности +
Область сравнения данных ^ временное +
частотное
корреляционное
Цели применения графиков ^ выявление взаимосвязи между проблемой и причинами ее возникновения. +
визуальное представление причинно-следственных связей. +
экономия времени и ресурсов при повторном возникновении проблемы и смене персонала, участвующего в процесс. +
выявление причин несоответствий, влияния различных факторов на показатели качества процесса. +
сортировка, группировка общих данных, статистика проблем на подгруппы. +
наглядное представление групп данных. +
разделение вопросов на немногочисленные (существенные) и многочисленные (несущественные). +
строится для одного результата работы в зависимости от различных факторов, для поиска факторы, наиболее влияющие на данный показатель работоспособности. +
Сбор данных руководители подразделений собирают данные собранные линейным персоналом в процессе работы. +
в команду по разработке ПСД включаются непосредственные исполнители работ (руководители подразделений) +
Объем выборки 50 ... 1000 измерений (число факторов размещенных на оси абсцисс, должно составлять 7.. .19) -
Анализ и представление данных выявление и систематизация факторов влияющих на определенный результат процесса, вызывающих какую либо проблему при его реализации. +
удерживая причинный фактор под контролем, можно достичь стабильности характеристики, так как этот фактор оказывает большое влияние на характеристику. +
между отдельными факторами значительно облегчается контроль процесса с технологической, временной и экономической точек зрения. +
можно осуществлять контроль только одной (любой) из двух характеристик. -
после качественного анализа у=Дх) приступают к количественному, используя методы: • медиан, сравнений, - эти два метода предназначены для оценки наличия и характера корреляции у и х, отсутствуют сложные расчеты • сравнения графиков измерения значений у и х во времени или контрольных картах. +
графическое представление опытных данных о результатах различных видов деятельности, процессов, облегчающих принятие решений о наиболее важных причинах получения этих результатов. +
при большем количестве изучаемых объектов (деталей), необходимо разделить их на группы (по стоимости). +
Форма выполнения методов анализа качества командное выполнение
Продолжение таблицы
В ариативность построения ПСД построенная для отдельной проблемы (результата) +
ПСД детализированная для отдельных (главных) факторов (причин), если выявлено много факторов (для ряда операций процесса). +
графики корреляционной зависимости: • прямая корреляция • обратная корреляция • отсутствие корреляции • криволинейная корреляция
построение для различных типов одной продукции, выпускаемой предприятием (различных моделей автомобилей), позволяет сравнить степень совершенства различных типов продукции. +
построение для одного типа продукции в различные промежутки времени, позволяет оценить эффективность работы предприятия по совершенствованию этой продукции. +
Способ оценка эффективности использования метода повторное построение диаграммы Парето через некоторое время после внедрения мероприятий. +
Способ проверки правильности выполнения метода оценка достоверности (критерий Стьюдента гух 6 [—1; +1]) +
«+», «-» - указывают на преимущества и недостатки характерных черт метода.
По мнению авторов, предлагаемый метод объединяет наиболее информационно емкие черты каждого из методов и способен универсально использоваться в любой ситуации, но для того что бы с уверенностью это заверить необходимо провести его детальную проработку и исследования.
Однозначно можно сказать, что этот метод будет иметь три главных недостатка: для его проведения необходимо большое количество человек, в некоторых случаях лишняя работа, и много времени затраченного для его проведения. Но в результате появляется возможность на этапе разработки вычислить ошибки в сборе данных и недобросовестных работников, получить общую картину всех несовершенств в каждом отделе и ранжировать их. А по окончанию работы проверить эффект от выбранной стратегии. В отличие от вышерассмотренных методов, предложенный метод логически замыкается на (блоке 5) проверке эффективности проведенных корректирующих мер. Пройдя все этапы реализации предложенного метода, на предприятии появится полностью готовый и
автоматизированный механизм, не зависимый от смены сотрудников и руководящего состава, не требующий много времени и сил в последующей его реализации.
Литература
1. Драчев, О.И. Статистические методы управления качеством [Текст] : учебное пособие / О.И. Драчев, А.А. Жилин. - Старый Оскол: ТНТ, 2011. - 148 с.
2. Кане, М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебное пособие [Текст] / М.М. Кане, Б.В. Иванов. В Н. Корешков и др. - СПб.: Питер, 2008. -560 с.
3. Кане, М.М. Управление качеством продукции в машиностроения: учебное пособие [Текст] / М.М. Кане, А.Г. Суслов, О.А. Горленко и др. - Машиностроение, 2010. -416 с.
4. Гумеров, А.Ф. Управление качеством в машиностроении [Текст] : учебное пособие / А.Ф. Гумеров, А.Г. Схиртладзе, В.А. Гречишников и др. - Старый Оскол: ТНТ, 2011. - 168 с.
5. Демиденко, А.А. Анализ методов оценки и управления процессом контроля качества на производстве [Текст] / А.А. Де-миденко, И.Н. Омельченко, Д.И. Коршунов -Организатор производства. - 2015. - №3. - С. 38-47
6. Панде, П. Что такое «Шесть сигм»? Революционный метод управления качеством [Текст] / П. Панде, Л. Холп; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 - 158 с.
7. Шпак, С. В. Управление новым продуктом в системе TRM [Текст] / С.В. Шпак // Методы менеджмента качества. Сер. Стандарты и качество, 2005. - №1. - С. 58-73
8. Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: Логистикоориентированное проектирование бизнеса [Текст] /А.Д. Канчавели, А.А. Колобов, И.Н. Омельченко и др. - Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001.- 600 с.
9. Колобов, А.А. Экономика инновационной деятельности наукоемких предприятий [Текст] / А.А. Колобов, В.В. Кочетов, Н.В. Злобина, С.П. Спиридонов. - М.: Кно-рус, 2007. - 272 с.
10. Герасимов, Б.И. Управление качеством [Текст] : учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.В. Злобина, С.П. Спиридонов. - М.: Кнорус, 2007. - 272 с.
Демиденко Александр Александрович, доктор экономических наук, профессор, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (г. Москва, Российская Федерация), [email protected]
Омельченко Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор, руководитель НУК ИБМ, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (г. Москва, Российская Федерация), [email protected]
Коршунов Дмитрий Игоревич, аспирант, руководитель НУК ИБМ, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (г. Москва, Российская Федерация), [email protected]
THE AGGREGATED METHOD OF ANALYSIS AND INDUSTRIAL QUALITY CONTROL MANAGEMENT AS AN ALTERNATIVE TO «SEVEN TOOLS
OF QUALITY CONTROL»
А. А. Demidenko, Moscow State Technical University, named after N.E.Bauman, Moscow, Russian Federation, [email protected]
I.V. Omelchenko, Moscow State Technical University, named after N.E.Bauman, Moscow, Russian Federation, [email protected]
D. I. Korshunov, Moscow State Technical University, named after N.E.Bauman, Moscow, Russian Federation, [email protected]
On the basis of analysis and comparison of «seven tools of monitoring product quality and production processes», the aggregated method has been proposed, which eliminates the shortcomings of existing approaches being used in isolation from each other. The aggregated method is based on three most successful tools, namely, Ishikawa diagrams, scatterings and Pareto method, integrating the most effective stages of each tool. The article presents the algorithm of applying the proposed method, and conducts the analysis of its advantages and disadvantages, based on evaluation criteria, which are typical for all tools of quality management. These are: the area of application; the method of data comparison; the goals, the way of data collecton; sample size, the methods of data analysis and presentation; the form of analysis; variability and peculiarities of diagram plotting; the method of efficiency assessment; the way of checking the proper execution of the
method. The proposed method can be universally applied in any situation, however, this statement must be verified in practice
Key words: quality management, methods of evaluation and quality management, the comparison of quality management methods, the efficiency analysis of quality management methods, the method of graphics, Ishikawa diagram, Pareto method, the diagram of scattering (dispersion), the method of histograms, the method of checklists, the method of control cards, the method of data separation
References
1. Drachev O.I., Zhilin A.A. Statisticheskie metody upravlenija kachestvom : uchebnoe posobie [The statistic methods of quality management: a training manual]. - Stary Oskol: TNT, 2011. - 148 p.
2. Kane M.M., Ivanov B.V., Koreshkov V.N. Sistemy, metody i instrumenty menedzhmenta kachestva: uchebnoe posobie [Systems, methods and tools of quality management: a training manual]. - St.-Petersburg: Piter, 2008. - 560 p.
3. Kane M.M., Suslov A.G., Gorlenko O.A. Upravlenie kachestvom produkcii v mashi-nostroenija: uchebnoe posobie [Product quality management in machine construction: a training manual]. - Mashinostroenie, 2010.-416 p.
4. Gumerov A.F., Skhirtladze A.G., Grechishnikov V.A. Upravlenie kachestvom v mashi-nostroenii : uchebnoe posobie [Quality management in machine construction: a training manual]. -Stary Oskol: TNT, 2011. - 168 p.
5. Demidenko A.A., Omelchenko I.N., Korshunov D.I. Analiz metodov ocenki i upravlenija processom kontrolja kachestva na proizvodstve [The analysis of evaluation and quality control management methods in production]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production] 2015. -№3. - 38-47 pp.
6. Pande P., Halp L. Hto takoe «SHest' sigm»? Revoljucionnyj metod upravlenija kachestvom [What is «Six Sigma»? The revolutionary method of quality management]. Transl. from English. -M.: Alpina Business Books, 2005 - 158 p.
7. Shpak S.V. Upravlenie novym produktom v sisteme TRM [Managing a new product in the TRM system]. Metody menedzhmenta kachestva. Ser. Standarty i kachestvo [Methods of quality management. Standards and quality], 2005. - №1. - 58-73 pp.
8. Kanchaveli A.D., Kolobov A.A., Omelchenko I.N. Strategicheskoe upravlenie organizacion-no-jekonomicheskoj ustojchivost'ju firmy: Logistikoorientirovannoe proektirovanie biznesa [The strategic planning of organizational and economic sustainability of the firm: logistic-oriented business planning]. - The Publishing House of Moscow State Technical University, named after N.E.Bauman, 2001.-600 p.
9. Kolobov A.A., Kochetov V.V., Zlobina N.V., Spiridonov S.P. Ekonomika innovacionnoj dejatel'nosti naukoemkih predprijatij [The economics of the innovative activity of science-based enterprises]. - Moscow: Knorus, 2007. - 272 p.
10. Gerasimov B.I., Zlobina N.V., Spiridonov S.P. Upravlenie kachestvom : ucheb. posobie [Quality management: a training manual]. - Moscow: Knorus, 2007. - 272 p.