УДК 378
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ *
QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN EDUCATION IN THE CONTEXT OF MODERN CONCEPTS OF QUALITY MANAGEMENT
Гусятников Виктор Николаевич
Gusyatnikov Viktor Nikolayevich
доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной математики и информатики, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов
PhD (Physics and Mathematics), professor, head of the department of applied mathematics and IT, Saratov socio-economic institute (branch) of Ple-khanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Безруков Алексей Иосифович
Bezrukov Alexei losifovich
кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов
Cand.Sc.(Economics), associate professor of the department of applied mathematics and IT, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekha-nov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Каюкова Инна Викторовна
Kayukova Inna Viktorovna
старший преподаватель кафедры информационных систем в экономике, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов
senior lecturer of the department of information systems in economy, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Статья посвящена применению современных методов управления качеством образовательного процесса. Отмечаются разнообразие и противоречивость предъявляемых различными заинтересованными сторонами требований. Для выявления, согласования и систематизации требований предлагается применять метод У-диаграммы, обычно использующийся в программной инженерии. Система компьютерного тестирования анализируется как подсистема системы менеджмента качества. Для непрерывного совершенствования системы тестирования предлагается использовать статистический метод анализа результатов тестирования.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект №14 06-00339).
Ключевые слова: качество образования, формирование требований к услуге, система управления качеством, V-диаграмма, статистические методы.
The paper deals with the use of modem methods of quality management in education. The authors reveal a contradictory nature and variety of requirements from various interested parties. In order to identify, discuss and systematize those requirements the authors suggest applying the method of V-diagrams commonly used in software engineering. Computer testing system is considered a subsystem of quality management system. To continuously improve the testing system it is proposed to use statistical method for analysis of the test results.
Keywords: quality of education, development of service requirements, quality management system, V-diagram, statistical methods.
На современном этапе развития общества, когда ключевой отраслью экономики становится индустрия знаний, повышение качества образования является актуальной задачей. Качественное образование сегодня - это важный фактор безопасности и конкурентоспособности государства. При этом, как показывает мировой опыт, качество образования определяется не столько количеством денежных средств, вложенных в образование, сколько наличием продуманной, рациональной системы управления качеством [4, с. 27-31].
В последние годы реформы в российской системе образования, включающие повсеместное введение ЕГЭ и принятие новых образовательных стандартов, подвергаются жесткой критике. Методы контроля знаний и умений, применяемые в ЕГЭ, противопоставляются традиционным формам контроля и объявляются чуть ли не главной причиной застоя в повышении качества образования. Однако проблема
состоит не в том, что новые образовательные технологии и стандарты делают акцент на формализации процесса образования и уменьшают роль личного взаимодействия преподавателя и обучающегося. Проблема заключается в правильной интеграции новых технологий и стандартов в существующую образовательную среду.
Цель статьи - показать подходы к построению системы управления качеством образования и место современных технологий тестирования в этой системе.
Общие подходы к построению системы менеджмента качества (СМК) хорошо известны и изложены в стандартах серии ISO 9000. Схема построения СМК представлена на рис. 1.
Спецификой сферы образования является то, что она затрагивает потребности большого количества заинтересованных сторон. Соответственно, при формировании требований к системе образования необходимо учитывать
—N
Постоянное улучшение системы
менеджмента качества
V, /
Рис. 1. ISO 9001-2008. Структура системы управления качеством
запросы весьма разнородных групп потребителей, таких как: государство, работодатели, общество, руководство учебных заведений, преподаватели и сами обучающиеся, выпускники, а также поступающие в учебное заведение и их родители. Все потребители преследуют различные цели и вкладывают в понятие «качество образования» разное содержание.
Необходимым условием построения эффективной системы управления качеством при выпуске продукции или оказании услуги является формирование полной системы требований к ней, а также обеспечение постоянного мониторинга степени удовлетворенности ее качеством всех групп потребителей.
Требования общества в целом к системе образования состоят в том, что образование должно способствовать развитию всего общества, быть доступным, максимально использовать человеческий потенциал, снижать в обществе напряженность и т. д. Запросы общества должны находить свое отражение в государственной политике в сфере образования и системе государственных требований.
Государство формирует свои требования на нескольких уровнях. Требования к квалификационному составу обучающихся находят свое отражение в государственном заказе учебным заведениям на обучение специалистов всех уровней подготовки. Требования к качеству подготовки выпускников и к условиям реализации образовательных программ содержатся в федеральных государственных образовательных стандартах, включающих перечень компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся. Проверка степени соответствия качества образования требованиям стандартов осуществляется в рамках процедур аккредитации и лицензирования.
Требования работодателей к качеству образования изложены в профессиональных стандартах, разработанных в последние годы для различных областей деятельности. Соответствие качества образования требованиям профессиональных стандартов и степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов проверяется в ходе производственной практики и государственной итоговой аттестации. В последние годы этой стороне деятельности учебных заведений уделяется повышенное внимание со стороны контролирующих органов образования в лице Рособрнадзора.
Требования преподавателей и администрации учебных заведений к качеству обучения учитываются в ходе разработки образовательных программ, методических материалов, фондов оценочных средств, локальных норма-
тивных и распорядительных актов внутри учебного заведения.
Абитуриенты и их родители заинтересованы в получении престижной профессии, обеспечивающей им в будущем интересную работу, карьерный рост и материальный достаток. Требования абитуриентов учебные заведения учитывают при формировании учебных планов и планов приема на те или иные специальности. Обострившаяся в последние годы конкуренция на рынке образовательных услуг заставляет вузы как можно более полно учитывать эти требования.
Сами обучающиеся формулируют свои требования, выбирая вуз и специальность. В ходе обучения они могут уточнять требования, включая в свою индивидуальную траекторию обучения дисциплины по выбору, входящие в вариативную часть учебных планов. Для лучшего удовлетворения индивидуальных требований обучающихся необходимо предоставить им возможность влияния на содержание учебных планов и отдельных дисциплин.
Необходимо отметить, что требования различных заинтересованных сторон проявляются на разных этапах жизненного цикла (ЖЦ) оказываемой образовательной услуги. Степень удовлетворенности этих групп потребителей также оценивается на разных этапах ЖЦ в различные моменты времени. Например, госаккредитация проводится один раз в шесть лет, работодатель может оценить качество подготовки только по окончании обучения, абитуриент оценивает качество образования, еще не начав учиться, преподаватели и обучающиеся оценивают качество в процессе обучения.
Для формирования целостной, структурированной системы требований и построения системы контроля их выполнения удобно использовать так называемую V-модель, приведенную на рис. 2. Данная модель широко используется при формировании требований и тестировании сложных программных систем.
При построении сложных систем требования в ходе реализации системы преобразуются в показатели качества, которые подразделяются (в терминологии стандартов серии ISO 9126) на три группы: показатели качества при использовании, внешние и внутренние показатели. Аналогичный подход в данной работе применен для анализа и систематизации требований и показателей качества образования.
Требования общества, работодателей и абитуриентов, как конечных потребителей образовательных услуг, отнесены к показателям качества при использовании и находятся на верхнем уровне У-модели.
Формирование требований
Уровни качества
Проверка соответствия
Рис. 2. У-образная схема формирования требований и контроля их выполнения
На втором уровне У-модели формируются требования государства в виде законодательной базы и требований Министерства образования в форме образовательных стандартов и распорядительных документов соответствующего уровня. Требования на втором уровне должны быть сформированы с учетом требований верхнего уровня. Как правило, эти требования четко определены, допускают формальную проверку соответствия и могут быть отнесены к показателям внешнего качества.
На третьем и четвертом уровнях У-модели формируются требования учебных заведений, преподавателей и студентов к образовательной услуге, которые реализуются в виде образовательных программ, учебных планов, рабочих программ дисциплин, фондов оценочных средств, положений и распорядительных актов уровня учебного заведения, регламентирующих все стороны учебного процесса. Эти требования должны формироваться с учетом требований второго уровня и могут быть отнесены к показателям внутреннего качества.
Данная модель позволяет определять и уточнять требования всех заинтересованных сторон, а также подтверждать соответствие оказанной услуги предъявляемым требованиям.
Еще одним условием эффективной работы СМК учебного заведения является наличие подсистемы мониторинга и измерения, предоставляющей объективные и достоверные данные о достигнутом уровне качества, на осно-
вании которых принимаются управляющие решения.
Согласно современным концепциям управления качеством, управляющие решения должны приниматься на основании объективной и актуальной информации. При управлении учебным процессом постоянно принимаются решения об уровне подготовленности студентов (рис. з). Это могут быть оперативные решения преподавателя о завершении изучения одной темы и переходе к следующей, оценка знаний в ходе промежуточного контроля (сессии), а так же решения об уровне компетенций выпускника вуза при его итоговой аттестации.
В системе менеджмента качества вуза система тестирования фактически является средством инструментального контроля [6, с. 56-90]. Вследствие этого к ней должны быть предъявлены требования как к системе контроля (оценены погрешность и достоверность измерений, определён статус контроля и т. д.). Как и другие компоненты СМК, система тестирования должна постоянно совершенствоваться [5, с. 66-71].
Отметим, что достигнутый уровень подготовленности студента является латентной (скрытой) характеристикой, которая может быть оценена по ответам студента на устном или письменном экзамене, результатам его тестирования, результатам защиты курсовых проектов, отчетов о практике и т. д. [3, с. 35-37]-
Рис. 3. Схема взаимодействий СМК вуза
Современные компьютерные системы тестирования, как правило, оснащенные качественными банками тестовых заданий различной формы с низким уровнем угадывания и высокой дифференцирующей способностью, представляют собой быстрый, достаточно эффективный и не очень затратный по времени метод оценивания знаний студентов. В настоящее время применяются компьютеризированные системы тестирования (ACT, ФЭПО и др.), формируются банки тестовых заданий (БТЗ).
К сожалению, отсутствие системных требований к заданиям, вносимым в банк, а так же контроля его содержимого снижает объективность оценки знаний [l, с. 32_34]- Изменение и корректировка тестовых заданий, как правило, осуществляется преподавателем только на основе своих впечатлений, чего явно недостаточно для постоянного совершенствования системы контроля.
За годы использования Адаптивной системы тестирования (ACT) во многих вузах накоплена значительная информация о результатах тестирования, которая используется только один раз при оценке уровня подготовленности студента. Статистический анализ этой информации может быть применен для оценки самих тестов и совершенствования БТЗ. Нами разра-
ботана методика, позволяющая на основании статистического анализа результатов тестирования выявить некорректно сформулированные тестовые задания и оценить дефицит заданий требуемой сложности в банках тестовых заданий [2, с. 1407]. Основная идея методики - проанализировать зависимость вероятности успешного выполнения каждого задания от уровня подготовленности студентов, определенного по совокупности всех заданий теста. На рис. 4 приведены типовые примеры такой зависимости.
На левом графике изображена зависимость для корректного задания. Вероятность правильного ответа монотонно растет с ростом уровня подготовленности отвечающих студентов. На правом графике изображена аномальная зависимость: слабо подготовленные студенты справляются с заданием лучше отличников. Содержательный анализ таких заданий показал, что в их формулировках имеются некорректности.
Методика позволяет выявить некорректные и подозрительные задания, подвергнуть их содержательному анализу, а по его результатам отредактировать или удалить задание из банка. Применение такой методики позволит постоянно совершенствовать банки тестовых
Рис. 4. Зависимость вероятности правильного ответа от уровня подготовленности обучающегося для корректного (а) и некорректного (б) задания
заданий, повышать объективность и достоверность результатов тестирования.
Формирование из вчерашнего школьника компетентного специалиста, способного самостоятельно принимать решения, используя весь багаж знаний, - задача очень сложная и многогранная. Для ее решения необходимо уметь выявлять, согласовывать и систематизировать множество разнообразных требований, предъявляемых как к выпускникам, так
и к самому процессу образования. Для обеспечения этого процесса необходимо использовать современные методы менеджмента качества, хорошо зарекомендовавшие себя в других отраслях. В данной статье на примере одной цепочки взаимосвязанных методов и решений демонстрируется возможность применения методов, заимствованных из практики управления большими информационными проектами.
Библиографический список (References)
1. Гусятников В.Н., Безруков А.И., Каюкова И.В. Количественные методы оценки уровня компетенций для систем управления качеством образования // Современные технологии управления. 2015. № 3 (51). С. 30-35-
Gusyatnikov V.N., Bezrukov A.I., Kayukova I.V. (2015) Kolichestvennyye metody otsenki urovnya kompetentsiy dlya sistem upravleniya kachestvom obrazovaniya [Quantitative Methods of Assessing Performance for Quality Management System in Education] // Sovremennyye tekhnologii upravleniya. № 3 (51). P. 30-35.
2. Гусятников B.H., Безруков А.И., Каюкова И.В. Методы оценки уровня формируемых компетенций на основе модернизированной модели Раша // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1704.
Gusyatnikov V.N., Bezrukov A.I., Kayukova I.V. (2014) Metody otsenki urovnya formiruyemykh kompetentsiy na osnove modernizirovaimoy modeli Rasha [Methods of Assessing Performance Level Based on the Updated Rush Model] // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. № 6. P. 1704.
3. Гусятников B.H., Безруков А.И., Каюкова И.В. Многомерная модель тестирования для измерения уровня формируемых компетенций // Междисциплинарные исследования в области математического моделирования и информатики. Материалы 2-й научно-практической internet-конференции. 2013. С. 34-40.
Gusyatnikov V.N., Bezrukov A.I., Kayukova I.V. (2013) Mnogomernaya model' testirovaniya dlya izme-reniya urovnya formiruyemykh kompetentsiy [A Multivariate Testing Model for Measuring Education Performance] // Mezhdistsiplinarnyye issledovaniya v oblasti matematicheskogo modelirovaniya i informatiki. Materialy 2-y nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii. P. 34-40.
4. Гусятников B.H., Безруков А.И., Соколова Т.Н. Проблемы формирования компетенций в области информационной безопасности // Информационная безопасность регионов. 2014. № 2. С. 27-31.
Gusyatnikov V.N., Bezrukov A.I., Sokolova T.N. (2014) Problemy formirovaniya kompetentsiy v oblasti informatsionnoy bezopasnosti [Problems of Providing Education in the Field of Information Security] // Informat-sionnaya bezopasnost' regionov. № 2. P. 27-31.
5. Гусятников B.H., Каюкова И.В., Соколова Т.Н. Статистические методы формирования банков тестовых заданий // Математическое моделирование в экономике, страховании и управлении рисками : сборник материалов IV Международной молодежной научно-практической конференции : в 2-х томах. Т. 1. 2015. С. 66-71.
Gusyatnikov V.N., Kayukova I.V., Sokolova T.N. (2015) Statisticheskiye metody formirovaniya bankov testovykh zadaniy [Statistical Methods for Compiling Tset Banks] // Matematicheskoye modelirovaniye v eko-nomike, strakhovanii i upravlenii riskami : sbornik materialov IV Mezhdunarodnoy molodezhnoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii: v 2-kh tomakh. Vol. 1. P. 66-71.
6. Каюкова И.В. Разработка математических методов и моделей анализа и прогнозирования качества обучения в вузе на основе компетентностного подхода : дне. ... канд. экон. наук / Волгоградский государственный технический университет. Волгоград, 2014.
Kayukova I.V. (2014) Razrabotka matematicheskikh metodov i modeley analiza i prognozirovaniya kachestva obucheniya v vuze na osnove kompetentnostnogo podkhoda : dis.... kand. ekon. nauk [Development of Mathematical Methods and Models of Analysis and Forecasting of Quality of Teaching in Higher Education Institutions on the Basis of Competence Approach: abstract for the degree of Candidate of Sciences (Economics)] / Volgogradskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet. Volgograd.