Научная статья на тему 'Построение моделей для анализа качества образовательного процесса на основе технологий компьютерного тестирования'

Построение моделей для анализа качества образовательного процесса на основе технологий компьютерного тестирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL PROCESS QUALITY ANALYSIS / COMPUTER TESTING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусятников Б. Н., Соколова О. Ю., Соколова Т. Н., Каюкова И. Б.

В статье рассматриваются проблемы построения системы управления качеством образовательного процесса, описывается концептуальная модель использования систем компьютерного тестирования, сформулированы требования к модулю аналитической обработки результатов тестирования студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусятников Б. Н., Соколова О. Ю., Соколова Т. Н., Каюкова И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROCESS QUALITY ANALYSIS ON THE BASIS OF COMPUTER TESTING TECHNOLOGIES

The authors consider the problems of education management system, they describe the conceptual model for computer testing and formulate basic requirements to the assessment of test results.

Текст научной работы на тему «Построение моделей для анализа качества образовательного процесса на основе технологий компьютерного тестирования»

МЛ ТЕ МЛ ТИЧЕС КИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ

УДК 37.и°04 В.Н. Гусятников,

О.Ю. Соколова, Т.Н. Соколова, И.В. Каюкова

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются проблемы построения системы управления качеством образовательного процесса, описывается концептуальная модель использования систем компьютерного тестирования, сформулированы требования к модулю аналитической обработки результатов тестирования студентов.

Ключевые слова: образовательный процесс, анализ качества образовательного процесса, технологии компьютерного тестирования.

V.N. Gusyatnikov, O.Yu. Sokolova, T.N. Sokolova, I.V. Kayukova

EDUCATIONAL PROCESS QUALITY ANALYSIS ON THE BASIS OF COMPUTER TESTING TECHNOLOGIES

The authors consider the problems of education management system, they describe the conceptual model for computer testing and formulate basic requirements to the assessment of test results.

The key words: educational process, educational process quality analysis, computer testing technologies.

Регулирование такой сферы, как образование, должно основываться на высочайшей степени ответственности перед прошлым, настоящим и будущими поколениями людей, базироваться на стратегическом подходе и осознании направляющей роли образования в достижении социально-экономического прогресса. Сегодня общепризнанно, что с конца XX в. происходят кардинальные перемены в условиях развития человеческой цивилизации, среди которых можно выделить:

- значительное повышение роли знаний в экономике;

- выход на новый уровень технологий, способных менять биосоциальную природу человека (генная инженерия, клонирование и т.д.);

- институционализацию глобального информационного пространства, обеспечивающую свободный доступ

каждого индивидуума к накопленному объему информации, знаний;

- глобализацию мировой экономики, открывающую возможности устойчивого социально-экономического роста в планетарном масштабе, но обостряющую противоречия национальных интересов.

Высказывая мнение о переходе к новой экономике - экономике, основанной на знаниях, - ученые отмечают, что фактически речь идет о третьей экономической революции. Возросшую значимость знаний в современном мире подтверждает и появление новых терминов, таких как «информационное общество», «экономика знаний».

Главным фактором прироста общественного богатства в информационном обществе является увеличе-

ние накопленного объема знаний. Освоение знаний человеком, приводящее к росту человеческого капитала, осуществляется в основном в образовательном комплексе. Результатом деятельности образовательного комплекса является новый объем знаний - прибавочный продукт экономики знаний. В этом заключается социально-экономическая сущность образовательного комплекса в информационном постиндустриальном обществе. В процессе производства нового объема знаний образовательным комплексом и передачи их обучающимся происходит повышение уровня развития человеческого капитала.

В условиях информационного постиндустриального общества и значительного повышения роли образовательного комплекса систему образования следует рассматривать как единый полифункциональный комплекс, выполняющий целый ряд важнейших функций: обеспечение различных отраслей экономики квалифицированными кадрами, создание новых технологий, проведение научных исследований и т.д. В сферу образования сегодня вовлечены огромные человеческие, финансовые и материально-технические ресурсы. В целом образовательный комплекс как важнейший сегмент общества имеет прямой контакт с более чем четвертью всего населения России. Таким образом, образовательная деятельность пронизывает все современное общество и тесно связана практически с любой сферой деятельности человека, с той или иной отраслью экономики.

Уровень образования населения России пока остается одним из немногих сохранившихся в настоящее время ресурсов устойчивого экономического роста, способствующих возвращению России в число наиболее развитых стран мира. Уровень грамотности взрослого населения составляет сейчас 99,5%, среднее число лет обучения - почти 11, численность студентов высшихучеб-ных заведений на 10 000 человек населения - 537. По этим показателям Россия не только не уступает, но и превосходит многие развитые государства.

Вместе с тем накопилось множество проблем, ставящих под угрозу сохранение высокого образовательного потенциала нации. Большинство из них либо возникли , либо значительно обострились в послерефор-менный период. При этом основными проблемами, с которыми сталкивается система высшего образования в России, сегодня являются:

1) серьезное отставание от индустриально развитых стран в освоении практически значимых научных представлений и навыков;

2) несоответствие системы профессионального образования структуре потребностей рынка труда;

3) слабая интеграция сложившейся системы образования с научной деятельностью;

4) низкая инвестиционная привлекательность высшего образования, что ведет к его ресурсному истощению, снижению конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг;

5) низкая образовательная и социальная мобильность молодежи;

6) низкая эффективность использования поступаю -щих в систему высшего образования ресурсов при всеми признанном недостаточном уровне ее финансового содержания со стороны государства.

Следует также отметить, что за последние 15 - 20 лет в системе российского образования произошли существенные изменения, касающиеся прежде всего количественных показателей системы высшего профессионального образования: наблюдается переход из состояния элитарного в массовое и доступное, сопровождающийся ростом количества студентов и количества вузов и их филиалов, активное развитие рыночных отношений привело к возрастанию объема платного образования.

По нашему мнению, независимо от изменения ко -личественных показателей образовательного комплекса наиболее важными являются качественные показатели. Именно они в наибольшей степени определяют его инвестиционную привлекательность. Система образования может эффективно функционировать, когда улучшаются качественные показатели работы и, прежде всего, повышается качество образования. Кроме того, в режиме развития, как правило, оптимизируются и количественные показатели. Важным является вы -ведение всего образовательного комплекса (регионального, России) в режим устойчивого развития.

Необходимость решения вышеперечисленных проблем обусловливает то, что в настоящий момент сфера образования в России переживает момент нового реформирования. При этом необходимо иметь в виду, что трансформация всей экономической системы, переход на рыночные отношения во всех отраслях экономики повлияли и на сферу образования, привнеся в нее рыночные отношения. Целесообразно отметить, что в развитых индустриальных странах сфера образования, а особенно система высшего образования, всегда была в большей мере изолирована от действующих рыночных механизмов. Процесс трансформации системы образования в России совпал с общемировыми и общеевропейскими тенденциями развития рыночных отношений в этой сфере.

Проблемы модернизации, реформирования образования решаются практически во всех странах. И несмотря на различие систем и подходов в этой области, их региональные и другие особенности, мировые тенденции развития образования имеют много общего:

- изменение целей и функций, усиление его инновационной составляющей, связанной с особенностями передачи культурных ценностей в динамически развивающихся странах;

- повышение качества образования в соответствии с изменяющимися реальными потребностями общества, что предполагает реализацию новых образовательных технологий, изменение всей системы подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации;

- ориентация на принципы непрерывного образования, предполагающая внедрение как новых образовательных технологий, так и поиск новых способов представления образовательных услуг, учитывающих потребности выпускников средних школ и студентов (дистанционное образование, компьютерные обучающие программы, использование сети Интернет-технологий и т.д.);

- формирование новых целей высшей школы, которая в XXI в. становится социальным институтом, удовлетворяющим потребности общества в профессиональном образовании.

При реформировании системы образования необходимо ориентироваться на Европейские стандарты и руководящие принципы Болонского процесса (г. Берген, 19 - 20 мая 2005 г), согласно которым именно поставщики высшего образования несут основную ответственность за качество образования и его гарантируют. В связи с этим учебные заведения должны демонстрировать качество своей деятельности как в стране, так и на международной арене, для чего должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчетность.

Вступление России в Болонский процесс предполагает сближение качественного уровня российского и общеевропейского образования. В Концепции модернизации российского образования и документах Болонского процесса обозначены тенденции схожести компетенций специалистов на российском и общеевропейском рынках труда. Реформирование национальной образовательной системы должно включать реформирование контроля качества образования. В этих условиях применение инновационных технологий для контроля качества образования становится объективной необходимостью.

Всякая система управления качеством в образовании должна быть основана на объективных показателях, влияющих на качество и адекватно характеризующих процесс обучения. В системе высшего образования такими формальными и легко измеряемыми и контролируемыми показателями являются квалификаци -онный состав преподавателей, площадь учебных аудиторий, обеспеченность учебными пособиями и т.д. Од -нако на качество самого обучения все эти показатели имеют опосредованное влияние. В то же время измерение качества подготовки студентов является сложной и многоплановой задачей. Оценка знаний студентов с помощью традиционного подхода не является объективным и достоверным методом, не соответствует требованию единства измерений и не позволяет строить на ее основе эффективную систему управления качеством обучения.

Технологии компьютерного тестирования студентов при правильной организации анализа полученных результатов могут стать действенным инструментом повышения качества предоставляемых вузом образовательных услуг Преимущества тестирования -объективность (исключение фактора субъективного подхода со стороны экзаменатора), массовость (возможность охвата контролем большого количества тестируемых за определенный промежуток времени), оперативность и технологичность (возможность использования машинной обработки и представления результатов тестирования), сопоставимость результатов, управляемость (использование результатов тестирования для выявления типичных ошибок, учет которых позволяет своевременно скорректировать процесс освоения учебного материала). Именно поэтому тестирование становится в последние годы ос -новным методом итоговой оценки при контроле качества образования и применяется в форме ЕГЭ в школе или в форме федерального Интернет-экзамена и тестирования по другим технологиям (например, АСТ) в вузах.

Следует отметить, что компьютерное тестирование как один из инструментов мониторинга качества образовательного процесса может использоваться на разных этапах обучения. Соответственно, разными будут и требования, предъявляемые к тестам и методам анализа результатов тестирования. Можно выделить следующие контрольные точки в процессе обучения, на которых использование компьютерных тестов будет наиболее эффективным:

1. При проведении вступительных испытаний для отбора абитуриентов, имеющих необходимый началь-ный уровень знаний по предмету. Основной проблемой тестирования на этом этапе являются жесткие ограничения по защищенности и конфиденциальности используемого банка тестовых заданий (БТЗ). Это приводит к тому, что, во-первых, БТЗ нельзя многократно использовать , а значит, получить статистику для определения меры трудности задания и выявления «плохих» тестовых заданий, во-вторых, в роли экспертов и разработчиков банка тестовых заданий выступает очень ограниченный круг лиц. В силу этой особенности полученные результаты, в отличие от результатов на следующих этапах учебного процесса, обладают наибольшей субъективностью.

2. Входной контроль уровня знаний студентов в начале изучения дисциплины с целью выявления дидактических единиц, на которые при изложении материала курса следует обратить особое внимание.

3. Текущее тестирование, используемое в процессе обучения как один из инструментов педагогического процесса. Оно должно не только оценивать степень освоения отдельными студентами и группой в целом изучаемого раздела дисциплины, но и давать возможность студенту самостоятельно повысить уровень знаний по данной теме или дисциплине.

4. Итоговое тестирование по дисциплине позволяет оценить уровень знаний студентов на соответствие рабочим планам по изучению дисциплины.

5. Тестирование по некоторым разделам одной дисциплины в рамках входного контроля по другой дисциплине (дисциплине-приемнику) для оценки уровня остаточных знаний. Исследование темпа убывания остаточных знаний позволит так выстроить учебный план, чтобы максимально эффективно использовать и углублять (расширять) знания, полученные ранее.

6. Полидисциплинарное тестирование на этапе государственной аттестации выпускников для оценки соответствия обученности студентов требованиям общества и предприятий-потребителей.

7. Тестирование остаточных знаний студентов по отдельным дисциплинам в процессе аккредитации и лицензирования вуза.

Для реализации поставленных целей должны быть разработаны качественные БТЗ, хорошо структурированные, обладающие высокой валидностью, репрезентативностью и надежностью. Кроме этого, в системе тестирования должен быть модуль аналитической обработки полученных результатов тестирования, который должен решать следующие задачи:

1. Предоставление статистики результатов по каждому тестовому заданию (количество предъявлений ТЗ -

количество правильных ответов). На основе этих данных принимается решение о редактировании банка тестовых заданий (БТЗ). В зависимости от частоты правильных ответов:

- может быть изменена мера трудности задания;

- задание может быть исключено из БТЗ (около 100% правильных ответов);

- изменена формулировка задания (100% неправильных ответов).

2. Проведение сравнительного анализа результатов, выявление зависимостей результатов позволит принимать решения по совершенствованию процесса преподавания дисциплины и оценки качества работы преподавателя. Важными, на наш взгляд, являются следующие виды анализа:

- анализ результатов по отдельным дидактическим единицам;

- сравнительный анализ результатов входного и итогового тестирования;

- сравнительный анализ результатов текущих тестирований по отдельным темам и результата итогового тестирования;

- сравнительный анализ результатов итогового тестирования и входного тестирования в рамках дисциплины-приемника.

Для выявления различных скрытых факторов, влияющих на конечный результат, в признанных международных системах тестирования, таких как PISA, PIRLS и других, широко применяется анкетирование тестируемых. Такое анкетирование позволяет качественно оценить степень влияния этих факторов на результат тестирования.

В нашем случае для повышения информативности результатов тестирования в анкету можно включить вопросы, касающиеся:

- уровня начальной подготовки по дисциплине;

- уровня знаний по смежным дисциплинам;

- мотивации студента на получение образования и достижение высоких результатов;

- методического и материально-технического обеспечения самостоятельной работы;

- уровня педагогического мастерства преподавателя и т. д.

Информационные системы компьютерного тестирования, оснащенные модулем анализа результатов, позволяют оперативно получать объективные данные, необходимые в системах управления качеством образования. На основе таких данных можно принимать обоснованные решения по совершенствованию учеб -ного процесса в вузе.

УДК 658:004 Г.Ю. Чернышова

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛЕЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

В статье рассматривается методика оценки конкурентоспособности промышленного предприятия. Для оценки групповых и интегрального показателей конкурентоспособности используется нечеткое моделирование.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, нечеткая логика, сбалансированная система показателей.

G.Yu. Chernyshova

APPRAISAL TECHNIQUES OF INDUSTRIAL ENTERPRISES COMPETITIVENESS WITH THE HELP OF ARTIFICIAL INTELLECT

The purpose of this article is to present a methodology to appraise enterprise competitiveness. The author uses fuzzy system modelling for the calculation of integrated and group parameters of competitiveness.

The key words: enterprise competitiveness, fuzzy logic, balanced scorecard.

Интеллектуальные методы предполагают использо- финансовых, так и нефинансовых показателей, причем

вание алгоритмов, моделирующих интеллектуальную де- одной из существенных проблем является построение

ятельность человека. Нечеткая логика относится к клас- и численная оценка иерархической системы этих пока-

су интеллектуальных технологий. Методы нечеткой логи- зателей. Анализ различных подходов оценки конкурен-

ки позволяют решать целый класс управленческих задач, тоспособности показывает, что чаще всего для интег-

в том числе когда необходимо получить количественную рального показателя используется аддитивная или

оценку выходных переменных при нечетких значениях мультипликативная свертка. Однако при этом не учи-

входных параметров. Направление, связанное с исполь- тываются множество качественных показателей конку-

зованием нечеткой логики, достаточно широко исследо- рентоспособности и многие числовые показатели не-

валось, однако их применению при решении конкретных возможно однозначно нормировать.

задач менеджмента уделялось меньше внимания. В качестве способа решения данной проблемы пред-

Оценка конкурентоспособности предприятия дол- лагается методика, основанная на аппарате нечетких

жна включать большое количество разнообразных как множеств. В условиях растущего дефицита количествен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.