Научная статья на тему 'СОВОКУПНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АГРОЭКОТУРИЗМА'

СОВОКУПНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АГРОЭКОТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОЭКОТУРИЗМ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остапенко Инна Ивановна

Активно развивающиеся агроэкотуристские предприятия структурно отражают имеющуюся совокупность специфики региональных факторов. Это отражается различными организационно-технологическими моделями, позволяющими эффективно работать в конкретных региональных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Остапенко Инна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SET OF AGROECOTOURISM’S THEORETICAL MODELS FOR TERRITORIAL AND FUNCTIONAL ORGANIZATION

Actively developing agro-ecotourism enterprises structurally reflect the existing set of specificity of regional factors. This is reflected in various organizational and technological models that make it possible to work effectively in specific regional conditions.

Текст научной работы на тему «СОВОКУПНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АГРОЭКОТУРИЗМА»

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

УДК 72.01:339.13.379.85:338.48

СОВОКУПНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ АГРОЭКОТУРИЗМА

Остапенко Инна Ивановна

THE SET OF AGROECOTOURISM'S THEORETICAL MODELS FOR TERRITORIAL AND

FUNCTIONAL ORGANIZATION

Ostapenko Inna Ivanovna

Аннотация. Активно развивающиеся агроэкотуристские предприятия структурно отражают имеющуюся совокупность специфики региональных факторов. Это отражается различными организационно-технологическими моделями, позволяющими эффективно работать в конкретных региональных условиях.

Abstract. Actively developing agro-ecotourism enterprises structurally reflect the existing set of specificity of regional factors. This is reflected in various organizational and technological models that make it possible to work effectively in specific regional conditions.

Ключевые слова: агроэкотуризм, пространственные модели, территориальные модели, функциональные модели, организационная специфика

Key words: an agroecotourism, spatial models, territorial models, functional models, organizational specifics

Агроэкотуризм является активно развивающейся сферой предпринимательства и организации познавательно-релаксационного досуга, имеющей значительные возможности в Казахстане [2; 3; 7; 9; 16], стимулируемой соответствующими разделами государственной программы [1]. Территориально-функциональная организация этой деятельности имеет ряд специфических черт [4; 5; 6; 8; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 17], которые могут быть учтены формированием соответствующих моделей.

Предприятия, занятые агроэкотуристской деятельностью, по территориально-функциональной организации на региональном уровне организуются следующим образом: они являются адаптированной частью агропредприятия, имея общую с ним территориально-ресурсно-технологическую базу; они кооперируются с агропредприятием, имея выделенную из основного объёма для осуществления экспозиционной работы территориально-ресурсно-технологическую базу; они являются самостоятельными предприятиями с собственной территориально-ресурсно-технологической базой.

Эти три взаимозависимости описываются девятью моделями.

Модель-1 подразумевает, что агроэкотуристское предприятие адаптировано к базовому агропредприятию, осуществляющему выпуск сельхозпродукции исключительно в рамках доступной в региональном природно-климатически-ландшафтном контексте номенклатуры. Оно имеет характерные для региона сезонные циклы работы. Соответственно к экспонированию доступны только эти сезонные работы.

Модель-2 подразумевает, что агроэкотуристское предприятие адаптировано к базовому агропредприятию, осуществляющему выпуск сельхозпродукции в рамках как доступной в региональном природно-климатически-ландшафтном контексте номенклатуры, так и другой продукции, для выпуска которой предусмотрены помещения, температурно-влажностный и световой режим в которых позволяет выпускать и характерную для региона номенклатуру, но в круглогодичном режиме, и другую, природно -климатически-ландшафтно нехарактерную для региона продукцию. Предприятие имеет как характерные для региона сезонные циклы работы, так и круглогодичный цикл. Соответственно к экспонированию доступны и сезонные, и круглогодичные работы.

Модель-3 подразумевает, что агроэкотуристское предприятие адаптировано к базовому агропредприятию, осуществляющему выпуск сельхозпродукции в рамках недоступной в региональном природно-климатически-ландшафтном контексте номенклатуры, для выпуска которой предусмотрены помещения, температурно-влажностный и световой режим в которых позволяет выпускать и характерную для региона номенклатуру, но в круглогодичном режиме, и другую, природно -климатически-ландшафтно нехарактерную для региона продукцию. Предприятие имеет круглогодичный цикл работы. Соответственно к экспонированию доступны круглогодичные работы.

Модель-4 подразумевает, что агроэкотуристское предприятие кооперировано с базовым агропредприятием, осуществляющему выпуск сельхозпродукции исключительно в рамках доступной в

региональном природно-климатически-ландшафтном контексте номенклатуры. Оно, как и базовое предприятие, имеет характерные для региона сезонные циклы работы. Соответственно к экспонированию доступны только эти сезонные работы.

Модель-5 подразумевает, что агроэкотуристское предприятие кооперировано с базовым агропредприятием, осуществляющем выпуск сельхозпродукции в рамках как доступной в региональном природно-климатически-ландшафтном контексте номенклатуры, так и другой продукции, для выпуска которой предусмотрены помещения, температурно-влажностный и световой режим в которых позволяет выпускать и характерную для региона номенклатуру, но в круглогодичном режиме, и другую, природно -климатически-ландшафтно нехарактерную для региона продукцию. Предприятие имеет как характерные для региона сезонные циклы работы, так и круглогодичный цикл. Соответственно к экспонированию доступны и сезонные, и круглогодичные работы.

Модель-6 подразумевает, что агроэкотуристское предприятие кооперировано с базовым агропредприятием, осуществляющим выпуск сельхозпродукции в рамках недоступной в региональном природно-климатически-ландшафтном контексте номенклатуры, для выпуска которой предусмотрены помещения, температурно-влажностный и световой режим в которых позволяет выпускать и характерную для региона номенклатуру, но в круглогодичном режиме, и другую, природно-климатически-ландшафтно нехарактерную для региона продукцию. Предприятие имеет круглогодичный цикл работы. Соответственно к экспонированию доступны круглогодичные работы.

Модель-7 подразумевает, что агроэкотуристское предприятие самостоятельно осуществляет выпуск сельхозпродукции исключительно в рамках доступной в региональном природно -климатически-ландшафтном контексте номенклатуры. Оно имеет характерные для региона сезонные циклы работы. Соответственно к экспонированию доступны только эти сезонные работы.

Модель-8 подразумевает, что агроэкотуристское предприятие самостоятельно осуществляет выпуск сельхозпродукции в рамках как доступной в региональном природно-климатически-ландшафтном контексте номенклатуры, так и другой продукции, для выпуска которой предусмотрены помещения, температурно-влажностный и световой режим в которых позволяет выпускать и характерную для региона номенклатуру, но в круглогодичном режиме, и другую, природно-климатически-ландшафтно нехарактерную для региона продукцию. Предприятие имеет как характерные для региона сезонные циклы работы, так и круглогодичный цикл. Соответственно к экспонированию доступны и сезонные, и круглогодичные работы.

Модель-9 подразумевает, что агроэкотуристское предприятие самостоятельно осуществляет выпуск сельхозпродукции в рамках недоступной в региональном природно-климатически-ландшафтном контексте номенклатуры, для выпуска которой предусмотрены помещения, температурно-влажностный и световой режим в которых позволяет выпускать и характерную для региона номенклатуру, но в круглогодичном режиме, и другую, природно-климатически-ландшафтно нехарактерную для региона продукцию. Предприятие имеет круглогодичный цикл работы. Соответственно к экспонированию доступны круглогодичные работы.

Принципы и приёмы формирования агроэкотуристских комплексов образуются следующим образом. Формирование агроэкотуристских комплексов основывается на прогнозируемом соотношении типологически различных видов посетителей. Среди них выделяются:

- «организованный групповой экскурсант», приобретающий пакет групповых услуг, подразумевающий практическое неучастие в принятии пространственно-временных решений в процессе потребления и прогнозируемое отсутствие малейшего риска и непредвиденных ситуаций;

- «индивидуальный экскурсант», также приобретающий пакет услуг, но сформированный с учётом его персональных интересов и принимающий самостоятельно некоторые пространственно-временные решения в процессе потребления при сохранении прогнозируемого отсутствия малейшего риска и непредвиденных ситуаций;

- «экскурсант-исследователь», частично самостоятельно организующий поездку, формирующий и трансформирующий её пространственно-временную программу на основе предварительно формализованных или спонтанно в процессе поездки возникших предпочтений, частично подверженный некоторому риску и возникновению непредвиденных ситуаций;

- «экскурсант-отшельник», полностью самостоятельно организующий поездку, рассчитывающий только на свои силы и возможности, принимающий пространственно-временные решения в зависимости от конкретной ситуации, возникшей в процессе поездки, учитывающий возможность попадания в рискованные и непредвиденные ситуации.

Индивидуальные экскурсанты, экскурсанты-исследователи и экскурсанты-отшельники на некоторых мероприятиях могут присоединяться к организованным групповым экскурсантам.

В качестве разновидности каждого типа фиксируется «семейный» и «компанейский» варианты, когда родственники или знакомые либо примыкают к организованной группе, либо заказывают индивидуальный тур, либо самостоятельно организуют и редактируют программу путешествия, либо развлекаются спонтанными пространственно-временными и организационными решениями.

Различная пространственная организация агроэкотуристских комплексов базируется на взаиморасположении его образующих: агроэкоэкспозиционного комплекса, туристического комплекса и административно-сервисного комплекса. Здесь возможны пять моделей:

- Модель-1 подразумевает относительное изолированное положение агроэкоэкспозиционного, туристского и административно-сервисного комплексов;

- Модель-2 подразумевает относительно компактное положение агроэкоэкспозиционного, туристского и административно-сервисного комплексов

- Модель-3 подразумевает относительно изолированное положение агроэкоэкспозиционного комплекса и совместное расположение туристского и административно-сервисного комплексов;

- Модель-4 подразумевает относительно изолированное положение административно-сервисного комплекса и совместное расположение туристского и агроэкоэкспозиционного комплексов;

- Модель-5 подразумевает относительно изолированное положение туристского комплекса и совместное расположение административно-сервисного и агроэкоэкспозиционного комплексов;

В свою очередь структура каждого из образующих агроэкотуристского комплекса может быть представлена тремя моделями:

- Модель-1 подразумевает пространственно изолированное расположение отдельных слагаемых (дифференцированная);

- Модель-2 подразумевает сочетание пространственно изолированных и пространственно соединенных отдельных слагаемых (смешанная);

- Модель-3 подразумевает пространственно объединенное расположение отдельных слагаемых (интегрированная).

В сочетании эти модели дают 135 вариантов пространственной организации, определяемых сочетанием таких параметров как: ландшафтные особенности местности, тематическая направленность агроэкотуристского комплекса; агроэкотуристский потенциал местности и формы экспозиции; номенклатура и объем оказываемых услуг; специфика междеятельностной кооперации; сезонность или круглогодиччность агроэкотуристского потока; прогнозируемая временная стабильность, трансформируемость, расширение, уменьшение объема и номенклатуры агроэкотуристских услуг; прогнозируемая мощность производства и переработки произведенной продукции; материало -конструкционные возможности возведения необходимых для деятельности агроэкотуристского комплекса зданий и сооружений; возможности местных централизованных или индивидуальных систем инженерного обеспечения; уровень развитости местной дорожно-транспортной сети; наличие и отношения с базовым агроиндустриальным предприятием, специфика бизнес-плана.

Агроэко-туристская деятельность формируется для демонстрации посетителям различных аспектов сельскохозяйственной индустрии, акцентируя преимущественное использование в той или иной степени интенсифицированных естественно-природных процессов воспроизводства. Они включают весь технологический цикл - подготовительные работы, посадка, выращивание, текущий уход, сбор урожая, сортировка, обработка, предпродажная подготовка.

Такие комплексы могут быть устроены как на базе существующих в регионе природных циклов по сезонному принципу, так и путём демонстрации агропроизводства в искусственно созданных температурно-влажностных режимах в закрытых помещениях для круглогодичного экспонирования. В первом случае это касается в основном процессов традиционного регионального растениеводства, пчеловодства и частично животноводства в естественных природных условиях. Здесь экспонирование тематически чётко увязано с сезонными работами. Во втором случае есть возможность в любое время показать посетителям различные стадии развития животных, птиц, рыб, земноводных, моллюсков, насекомых, грибов, растений, а также соответствующие этим стадиям агротехнические мероприятия.

Соответствующий набор помещений и площадок подразумевает наличие трёх взаимоувязанных составляющих: экспозиционного комплекса, туристического комплекса, административно-сервисного комплекса. Каждый комплекс имеет в своём составе специфическим образом организованные пространства основного и вспомогательного назначения.

Экспозиционный комплекс включает производственные помещения и площадки, где организуется безопасное и удобное наблюдение посетителями различных стадий процессов получения продуктов растениеводства и животноводства (подготовка почв и дозировка удобрений, подготовка мест размещения животных, птиц, рыб, земноводных, моллюсков, насекомых, выбор племенного и семенного материала, заготовка и приготовление кормов, дозировка удобрений, посадка, разведение, выбраковка слаборазвитых экземпляров, текущий уход, уборка производственных отходов, сбор урожая, дойка, стрижка, сортировка, первичная и основная обработка, предпродажная подготовка, реализация). Важной составляющей этого комплекса является возможность не только наблюдения, но и личного участия посетителей в том или ином производственном процессе под руководством персонала (после соответствующего инструктажа, облачения в спецодежду и получение инструментария).

Туристский комплекс включает помещения и площадки, где организуется комфортное размещение посетителей для ночного и дневного отдыха (павильоны и гостиничные номера различной вместимости и взаиморасположения), их культурно-бытового обслуживания (клубы; места отправления религиозных культов; столовые; кухни-самообслуживания; прачечные) и сопутствующих развлечений (детские

игровые павильоны и площадки; физкультурно-спортивные площадки; павильоны и площадки для пикников и отдыха на природе; помещения для мастер-классов по приготовлению блюд и изготовлению сувениров на основе продукции агрокомплекса; площадки и павильоны для размещения автотранспорта посетителей).

Административно-сервисный комплекс включает помещения для работы персонала, обеспечивающего финансово-юридическую деятельность предприятия, встречу-проводы посетителей, их размещение для дневного и ночного отдыха, экскурсионное и культурно-бытовое обслуживание, сопутствующие развлечения, консультации и помощь при участии в различных процессах агропроизводства, охрану территории и безопасность пребывания на ней (офисы; экскурс-бюро; магазины продукции агрокомплекса; пункты проката инвентаря и снаряжения; помещения отдыха, питания и бытового обслуживания дежурного персонала; мастерские текущего ремонта мебели и оборудования; станции технического обслуживания автотранспортных средств посетителей с автомойками и заправочными станциями; склады материалов, инструментов, отходов, тары, упаковки, готовой продукции, расходных материалов; павильоны охраны с дозорными вышками).

Естественно, что все помещения и площадки имеют соответствующее инженерно-техническое и технологическое обеспечение (котельные; агрегатные; трансформаторные; насосные; фильтрационные; генераторные; резервуарный парк).

Основными структурными моделями агроэко-туристского комплекса являются следующие.

- Модель-1: экспозиционный и административно-сервисный комплексы организуются в структуре действующего агропредприятия, к которому добавляется туристический комплекс. Для первой модели характерна тематическая специализация экспонирования, основанная на деятельности того или иного агропредприятия, учитывая полную ресурсно-технологическую зависимость от него.

- Модель-2: экспозиционный и административно-сервисный комплексы организуются как самостоятельные единицы на базе действующего агропредприятия. К ним добавляется туристский комплекс. Для второй модели характерна тематически более широкая специализация экспонирования, использующая и возможности базового агропредприятия, и дополнительные направления, учитывающие использование ресурсов базового агропредприятия, учитывая частичную ресурсно-технологическую зависимость от него.

- Модель-3: экспозиционный, административно-сервисный и туристский комплекс объединяются в самостоятельное предприятие. Третья модель в зависимости от бизнес-концепции подразумевает как моно-, так и политематическую направленность экспонирования, основанную на самодостаточных для работы ресурсно-технологическом обеспечении.

Характерная для первой модели организация экспонирования реальных процессов агропроизводства имеет некоторую сложность из-за того, что некоторые производственные процессы, включённые в неразрывную технологическую цепочку, имеют этические ограничения и нецелесообразны для развлекательного показа в процессе агроэко-просветительской работы. Имеется в виду, например, ветеринарное обслуживание животноводства и процессы забоя скота и птицы. Поэтому экскурсионная деятельность требует соответствующей пространственно-временной увязки с реальным производством, чтобы исключить попадание посетителей в те или иные зоны во время проведения соответствующих мероприятий. Во второй модели есть возможность организовать эти процессы в составе базового агропредприятия, выделив экспозиционно-пригодные процессы в отдельные пространства. В третьей модели экспозиционно-непригодные процессы выделяются в отдельную, недоступную для посетителей зону, или организуются во время, когда комплекс закрыт для посетителей. Возможно также формирование графика экспонирования, подразумевающего отсутствие посетителей во время проведения соответствующих технологически обязательных мероприятий.

Таким образом, территориально-функциональная организация агроэкотуризма базируется на моделях, отличающихся по степени региональной ориентации производства на базовом агропредприятии и агроэкотуристском предприятии, уровню включенности агроэкотуристстского предприятия в работу базового агропредприятия. Девять моделей описывают взаимоотношения между регионально ориентированным базовым агропредприятием, комплексно ориентированным базовым агропредприятием, регионально неориентированным базовым агропредприятием и регионально ориентированным агроэкотуристским предприятием, комплексно ориентированным агроэкотуристским предприятием, регионально неориентированным агроэкотуристским предприятием. Взаимоотношения строятся на уровне включенности, кооперированности или самостоятельности. Формирование агроэкотуристских предприятий строится на базе прогнозируемого спроса среди различного типа посетителей. Пять моделей описывают взаиморасположение агроэкспозиционного, административно-сервисного и туристского комплекса. Три модели описывают пространственную организацию каждого из трёх слагаемых агроэкотуристского комплекса (интегрированная, дифференцированная, смешанная). Суммарное количество моделей организации составляет сто тридцать пять штук. Три модели описывают функциональную схему агроэкотуристского комплекса по степени взаимодействия между собой и включенности в деятельность базового агропредприятия.

Соответствующие региональной специфике комбинации этих моделей позволяют организовать эффективно работающий агроэкотуристский комплекс.

Литература:

1. Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019 - 2025 годы / Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2019 года № 360. - -URL: https://strategy2050.kz/upload/iblock/eb4/gosudarstvennaya_programma_razvitiya_turizma.pdf

2. Абдрасилова, Г.С. Архитектурно-градостроительные аспекты в развитии агротуризма в Казахстане // Материалы международной научно-практической конференции «Архитектура и градостроительное развитие курортов, зон отдыха и туристических мест», 27-28.10.2016, Баку. - С. 21-24.

3. Абилов А.Ж., Карманов Ш.Д. Рекреационная архитектура Казахстана. - Алматы: Казакпарат, 2017. - 192 с.

4. Абряндина, В., Здоров, М. Концептуальные модели агротуристской интеграции в России // Экономика сельского хозяйства России. - 2014. - № 10. - С. 50-55.

5. Баканова, А.А. Методологические основы формирования и реализации системы управления сельским туризмом в регионах Российской Федерации // Вестник Национальной академии туризма. -2012. - № 3. - С. 25-26.

6.Баканова, A.A. Организационно-экономические основы формирования и реализации сельского туризма в регионе. - Санкт-Петербург: «Д.А.Р.К.», 2010. - 184 с.

7. Борбасова, З.Н. Факторы развития агротуризма в Казахстане // Заманауи элемдеп гылым мен бшм: хальщаральщ гыл.-практ. конф. материалдары.-Том.2. Караганды: Болашак-Баспа, 2013. - С. 232235.

8. Гварлиани, Т.Е., Бородин, А.Н. Сельский и аграрный туризм как специфические виды туризма // Пространство экономики. - 2011, №4-3. - С.61-65.

9. Гуляева, Т.С. Возможности развития агротуризма в Казахстане // Вопросы географии и геоэкологии. - 2011. - № 4. - С. 43-47.

10. Зинцова, А.С. Особенности и технология организации агротуризма, туризма во Владимирской области // Экономика и социум. - 2016. - № 2 (21). - С. 355-357.

11. Макринова, Е.И., Андрианов, В.И. Организация туристской деятельности (сельский туризм) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 6. - С. 89-90.

12. Организация сельского туризма. Практические рекомендации по организации альтернативной занятости сельского населения. Выпуск 5. - Москва: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. - 170 с.

13. Пирметов, А.Х. Совершенствование организационно-управленческого процесса развития аграрного туризма // Агропродовольственная политика России. - 2016. - № 2 (50). - С. 60-64.

14. Солтанмамедов, А.А. Сельский туризм: типология и особенности организации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 28. - С. 99-102.

15. Стасюкова, Н. Модели организации сельского туризма в странах Европы /^andia^. - URL: https://pandia.ru/text/77/22/50688.php

16. Хаярова Л., Абдрасилова Г.С. К вопросу о развитии агротуризма в Казахстане // Материалы международной научно-практической конференции «Архитектура и градостроительное развитие курортов, зон отдыха и туристических мест», 27-28.10.2016, Баку. - С. 375-378.

17.Aranda, С., et. al. Rural tourism as a rural territorial development strategy: a survey for the Colombian case // Agronomia Colombiana, 2009, vol. 27, No. l. - Р.129-136.

References

1. 1. State program for the development of the tourism industry of the Republic of Kazakhstan for 2019 -2025 / Approved by the Decree of the Government of the Republic of Kazakhstan dated May 31, 2019 № 360. -

- URL: https://strategy2050.kz/upload/iblock/eb4/gosudarstvennaya_programma_razvitiya_turizma.pdf

2. Abdrasilova, G.S. Architectural and urban planning aspects in the development of agritourism in Kazakhstan // Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Arkhitektura i gradostroitel'noye razvitiye kurortov, zon otdykha i turisticheskikh mest", 27-28.10.2016, Baku. - Pp. 21-24.

3. Abilov A.ZH., Karmanov SH.D. Rekreatsionnaya arkhitektura Kazakhstana. - Almaty: Kazakparat, 2017. - 192 p.

4. Abryandina, V., Zdorov, M. Conceptual models of agritourism integration in Russia // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. - 2014. - № 10. - Pp. 50-55.

5. Bakanova, A.A. Methodological bases for the formation and implementation of the rural tourism management system in the regions of the Russian Federation // Vestnik Natsional'noy akademii turizma. - 2012.

- № 3. - Pp. 25-26.

6. Bakanova, A.A. Organizatsionno-ekonomicheskiye osnovy formirovaniya i realizatsii sel'skogo turizma v regione. - Sankt-Peterburg: «D.A.R.K.», 2010. - 184 p.

7. Borbasova, Z.N. Agrotourism Development Factors in Kazakhstan // Zamanawi' alemdegi gilim men bilim: xaliqaraliq gil.-prakt. konf. materi'aldan.-Vol.2. Qaragandi: Bola§aq-Baspa, 2013. - Pp. 232-235.

8. Gvarliani, T.E., Borodin, A.N. Rural and agrarian tourism as specific types of tourism // Prostranstvo ekonomiki. - 2011, №4-3. - Pp.61-65.

9. Gulyaeva, T.S. Opportunities for the development of agritourism in Kazakhstan // Voprosy geografii i

geoekologii. - 2011. - № 4. - Pp. 43-47.

10. Zintsova A.S. Peculiarities and technology of organization of agro-tourism, tourism in the Vladimir region // Ekonomika i sotsium. - 2016. - № 2 (21). - Pp. 355-357.

11. Makrinova, E.I., Andrianov, V.I. Organization of tourism activities (rural tourism) // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. - 2012. - № 6. - Pp. 89-90.

12. Organizatsiya sel'skogo turizma. Prakticheskiye rekomendatsii po organizatsii al'ternativnoy zanyatosti sel'skogo naseleniya. Issue 5. - Moskva: FGNU «Rosinformagrotekh», 2009. - 170 p.

13. Pirmetov, A.Kh. Improving the organizational and managerial process for the development of agricultural tourism // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. - 2016. - № 2 (50). - Pp. 60-64.

14. Soltanmamedov, A.A. Rural tourism: typology and organization features // Sborniki konferentsiy NITS Sotsiosfera. - 2014. - № 28. - Pp. 99-102.

15. Stasyukova, N. Models of organizing rural tourism in European countries //Pandia.ru. - URL: https://pandia.ru/text/77/22/50688.php

16. Khayarova L., Abdrasilova G.S. To the question of the development of agritourism in Kazakhstan // Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Arkhitektura i gradostroitel'noye razvitiye kurortov, zon otdykha i turisticheskikh mest», 27-28.10.2016, Baku. - Pp. 375-378.

17. Aranda, C., et. al. Rural tourism as a rural territorial development strategy: a survey for the Colombian case // Agronomia Colombiana, 2009, vol. 27, No. l. - P.129-136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.