УДК 658.512.012(083.84) JEL: М11, О22
DO110.25513/1812-3988.2018.4.87-94
СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ:
СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ
М.А. Романенко
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 10 сентября 2018 г.
Дата принятия в печать 25 сентября 2018 г.
Ключевые слова
Проект, управление проектами, методологический подход, методологическая концепция
Аннотация. Обобщаются методологические подходы к управлению проектами, дается описание их содержания и эволюционного развития, а также обосновывается необходимость их комплексного использования на практике. Основным методологическим приемом исследования избран комплексный подход. Предложено описание сущности методологий применительно к теории и практике управления проектами, показаны преимущества каждой методологии и возможности комплексного использования их всех. Также впервые проводится эволюционный анализ развития этих методологий, показаны принципы итеративности и комплексности эволюции методологий. Разработана и предложена спиралеобразная модель эволюции методологий управления проектами. Делается вывод об эволюционной закономерности: в современных условиях методологии должны использоваться совместно, дополняя друг друга. Если базовые методологические подходы уже давно и успешно используются в отношении управления проектами, то новые методологические концепции находятся только в начале пути своего развития. В частности, предложено описание характера использования применительно к управлению проектами таких концепций, как ресурсная, ценностно-ориентированная, устойчивого развития, непрерывного изменения. Наряду с классическими и базовыми методологиями эти новые надстроечные концепции привносят определенное специфическое содержание в управление проектами. Делается вывод о важности дальнейшего использования в совокупности всех рассмотренных в статье методологий управления проектами.
A SET OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO PROJECT MANAGEMENT: THE NATURE AND EVOLUTION OF DEVELOPMENT
M.A. Romanenko
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Article info
Received
September 10, 2018 Accepted
September 25, 2018
Keywords
Project, project management, methodological approach, methodological concept
Abstract. The aim of the study was to summarize the methodological approaches to project management, to describe their content and evolutionary development, and to justify the need for their integrated use in practice. The main methodological method of the study is an integrated approach. The author offers a description of the essence of methodologies in relation to the theory and practice of project management, shows the advantages of each methodology and the possibility of integrated use of all these methodologies. The author first conducted an evolutionary analysis of the development of these methodologies, shows the iterative and the complexity of the evolution of methodologies. A spiral model of evolution of project management methodologies is developed and proposed. There is made a conclusion about the evolutionary regularity: in modern conditions, the methodologies should be used together, complementing each other. While basic methodological approaches have long been successfully applied to project management, new methodological concepts are only at the beginning of their development. In particular, the author proposes a description of the nature of the use in relation to project management concepts such as: resource, value-oriented, sustainable development, continuous change. Along with classical and basic methodologies, these new built-in concepts bring some specific content to project management. There is made a conclusion about the importance of further use of all project management methodologies considered in the article.
© М.А. Романенко, 2018
Управление проектами, как перспективная практика организации деятельности предприятий, использует различные методологии, к основным из которых можно отнести системную, процессную, компетентностную, функционально-инструментальную. Этим методологиям соответствуют аналогичные по названию подходы. Кроме того, применительно к управлению проектами развиваются и иные частные методологические концепции, например, ресурсная, ценностно-ориентированная и иные концепции. Но зачастую эти методологии используются в отрыве друг от друга, иногда организации придерживаются единственной методологии. Актуальной научной и практической проблемой является недостаточное согласование этих методологий, осмысление их роли в развитии управления проектами. Недооценка каких-либо методологий и, как следствие, не использование их в деятельности организаций, ведет к обеднению практики управления проектами.
Исходя из поставленной проблемы, целью исследования стал анализ эволюции, содержания и взаимосвязей методологических подходов к управлению проектами организаций. На основе этого покажем необходимость и намечающиеся тенденции к комплексному использованию разных подходов, таких как: системный, процессный, поведенческий, ресурсный, ценностно-ориентированный, непрерывного развития, устойчивости развития, т. е., данное исследование придерживается комплексной методологии, позволяющей рассмотреть различные подходы в их взаимосвязях.
Методологию трактуют как «способ описания, анализа, оценки, построения и развития какого-либо явления или объекта теоретической или практической деятельности» [1; 2]. Методология представляет определенный подход, совокупность принципов, идей, методов и методик исследования объекта. Стали уже классическими и общенаучными такие подходы, как системный, функциональный, инструментальный, процессный, поведенческий и иные. Но вместе с тем, есть только зарождающиеся или активно формирующиеся, уточняемые методологии. Их правильнее называть методологическими концепциями. В данном исследовании в качестве таких зарождающихся и развиваемых рассмотрены концепции: ресурсная, устойчивого развития, непрерывного развития, ценностно-ориентированная.
Названные нами подходы в той или иной степени представлены в научных исследованиях. Идеологами системного подхода являются такие исследователи, как А.А. Богданов, Л. фон Берталанфи, Э. де Боно, Л. ла Руш, Г. Саймон, П. Друкер, А. Чандлер, С.А. Черно-гор и др. [3-7].
Идеи процессного подхода находят отражение в работах В. Шухарта, Э. Деминга, Д. Джурана, М.Е. Портера и др. [8-12].
Обратимся к краткому описанию сути ставших классическими в проектном управлении методологических подходов.
С позиций системного подхода управление проектами - это система или подсистема в более крупных системах предприятия, внешней среды. Известно, сто система представляет собой совокупность элементов, находящихся в определенных связях и образующих целостность. В качестве элементов системы управления проектом могут быть рассмотрены цели управления, объекты и субъекты управления, приемы и методы управления, этапы управления, совокупность компетенций в системе управления.
Принципиально иное видение управления проектами с позиций процессного подхода. В этом случае управление проектами представляется как последовательная смена стадий, этапов, действий. Все эти микроэлементы находятся также в определенной логике динамического развития.
Компетентностный подход трактует проект и управление им как набор важных компетенций. В частности, чтобы проект стал успешным, необходимо наличие профессиональных компетенций у команды проекта и ключевых компетенций в управлении проектом. Изучение управления проектами с позиций компе-тентностного подхода часто происходит одновременно с использованием поведенческого подхода [13].
Функционально-инструментальный подход позволяет представить управление проектом как набор разнообразных функций и инструментов, например: построения ресурсных планов, формирования проектной культуры, построения матриц ответственности и прочих.
Если провести эволюционный анализ, то можно сказать, что первоначально в проектном управлении развивались системный, далее процессный и функционально-инструментальный подходы. Компетентностный подход, который
строится на базе исследования управления проектами как системы, процесса и набора функций и технологий, появился позже. Однако такие эволюционные ступени развития методологии управления проектами условны. Будет верным тезис о том, что развитие данных подходов осуществляется спиралеобразно. Сначала происходило становление фрагментов основ этих подходов, затем в результате непрерывного развития эти подходы обновлялись и наполнялись новым содержанием, выходя на новый виток спиралеобразного развития. Таким образом, эволюция этих подходов происходит непрерывно и нарастающими темпами, посредством перехода от одного витка спирали к другому. На данный момент все обозначенные подходы актуальны и продолжают развиваться.
Зарождение и развитие этих подходов осуществлялось на принципах, во-первых, итерационного влияния их друг на друга и, во-вторых, нарастания тенденции к комплексности их реализации. Первый принцип итерационности развития означает, что зарождающаяся система управления проектами почти сразу наполнялась процессным и инструментальным содержанием. И, наоборот, появление новых процессов управления проектами и новых методических, технологических приемов данного управления систематизировались и приводились в определенную системную упорядоченность и системную модель проектного управления.
Второй принцип нарастания комплексности развития означает, что по мере эволюции подходы всё более тесно пересекаются, взаимопроникают друг в друга. Они не могут уже развиваться обособленно друг от друга. Развитие каждого в отдельности подхода происходит с высокой степенью условности. Разумеется, каждый подход на новом витке своего развития обогащается и наполняется новым содержанием. Например, функционально-инструментальный подход постоянно позиционирует новые практики, новые функции и инструменты, созданные посредством совершенствования опыта проектного управления. Процессный подход позволяет актуализировать описание разнообразных процессов управления проектами и портфелями проектов согласно динамике современных практик. Появляются всё новые компетенции специалистов в области проектного управления, развивая компетент-ностный подход. Однако такое, относительно
самостоятельное, развитие на данный момент требует дополнения комплексным развитием всех подходов в совокупности. Тенденция к возрастанию комплексности развития подходов обусловлена следующими факторами:
1) каждый из выделенных подходов имеет свои преимущества и недостатки, комплексность их использования позволяет достичь синергии позитивных характеристик, преимуществ подходов и нивелировать их слабые характеристики или ограничения в методологических возможностях;
2) практика управления портфелями проектов становится всё более сложной и разнообразной, требующей для своего успешного развития привлечения многих методологических подходов.
То есть, тенденция возрастания комплексности развития подходов обусловлена как теоретическими предпосылками, так и практическими.
Общую схему закономерностей эволюции подходов к управлению проектами автор представляет на рисунке. Эта схема показывает спиралеобразное развитие подходов, итерационный характер развития, взаимное влияние подходов друг на друга, появление и нарастание комплексности. Кроме того, показана тенденция, согласно которой базовые методологии управления проектами начинают дополняться вспомогательными методологиями. Остановимся на этой тенденции подробнее.
Системный, процессный, функционально-инструментальный и компетентностный - это базовые методологические подходы. Они задают общие принципы и механизмы построения управления проектами. Они выполняют роль общей конструкции управления проектами. При этом каждый подход привносит что-то свое в понимание этой конструкции. Системный подход отвечает на вопрос: «Что из себя представляет управление проектами?» Или, если расшифровать этот вопрос: «Из каких элементов состоит управление проектами, в каких они находятся взаимосвязях и как эти элементы и всё управление проектами взаимодействует с внешней средой?» Процессный подход отвечает на вопрос: «Как осуществляется управление проектами?» Или, более развернуто: «С помощью каких этапов, какой последовательности действий осуществляется управление проектами, как разные элементы управления проектами разворачиваются в виде после-
довательности действий во времени?» Функционально-инструментальный подход отвечает на вопрос: «С помощью чего и для чего осуществляется управление проектами?» Или, более подробно: «Какие методики, практические инструменты, документы и прочее позволяют реализовать управление проектами и какую
роль они выполняют?» Поведенческий, компе-тентностный подход отвечает на вопрос: «Кто должен управлять проектами?» Или, развернуто: «Субъект управления проектами - что он должен делать и какими компетенциями должен обладать?»
вспомогательные методологии базовые
Комплексность Методологий
Спиралеобразная эволюция подходов к управлению проектами
Наряду с базовыми методологическими подходами в последние годы развиваются еще и вспомогательные методологии. К ним отнесем концепцию устойчивого управления проектами, концепцию управления ценностями проекта, ресурсную концепцию, концепцию непрерывного развития управления проектами и управления изменениями, а также возможные иные концепции. Отметим, что только концепция устойчивого управления, в том числе
проектами, представлена в документах и публикациях явно и развернуто [14-18].
Остальные концепции изложены в источниках косвенно и в неявном виде. Однако очевидность их эволюционного роста и частота высказываний, свидетельствующих в пользу их необходимости, привели к тому, что автор обобщает идеи из разных источников и позиционирует эти концепции как методологии проектного управления.
Отметим специфику вспомогательных методологических концепций. Если базовые методологии задают каркас управления проектами, определяют обязательные сущностные и содержательные компоненты и взаимосвязи между ними, то вспомогательные методологии привносят определенные акценты в содержании управления проектами, задают те или иные принципы функционирования и развития данного каркаса. Вспомогательные методологии надстраиваются по отношению к базовым, они продолжают базовые методологии, наполняя их определенным содержанием и принципами. Образно говоря, вспомогательные методологии придают окрас управлению проектами.
Проиллюстрируем это на примере популярной методологической концепции устойчивого управления проектами. Данная концепция создана и позиционируется в мировом сообществе международной организацией GPM Global (Глобальное «зеленое» управление проектами), ведущей свою деятельность в 145 странах мира.
Данная методология пропагандирует и позволяет реализовать идею о том, что управление проектами должно строиться таким образом, чтобы получать совокупный экономический, социальный и экологический эффекты не только в текущей, но и долгосрочной перспективе. Это направление наращивает свою популярность благодаря использованию ресурсосберегающих технологий, социальной ответственности бизнеса, экологичности, заботе о потребностях будущих поколений и многим другим ценностям современного бизнеса.
Международной организацией GPM Global разработан и предложен к использованию стандарт «Методы устойчивого управления проектами», с помощью которого сертифицируются компании и специалисты для получения статуса грин проджект менеджеров и компаний с грин проджект менеджментом. Данный стандарт еще называют стандартом GPM P5, так как он задает 5П: персонал, планета, прибыль, процесс и продукт. В центре внимания стандарта - воздействие влияния процессов и результатов (продуктов) портфеля проектов на окружающую среду (планета, экология), общество (социум, персонал) и финансовые показатели организации и местную экономику (прибыль). Стандарт был создан международной ассоциацией управления проектами
IPMA в 2010 г. Он дополняет стандарты ISO и десять принципов глобального договора ООН.
Методология устойчивости развития и устойчивого «зеленого» управления проектами, несмотря на её огромную популярность, является надстроечной. Она пронизывает принципами устойчивого проектного менеджмента систему правления проектами, его процессы и технологии, его функциональные инструменты, методики, наделяет субъектов управления проектами определенными компетенциями, необходимыми для реализации устойчивости. То есть, не меняя системную, процессную, инструментальную и компетентностную сущность и содержание управления проектами, методология устойчивого развития предопределяет направленность функционирования и развития всех компонентов, процессов и инструментов управления проектами. В частности, методология устойчивости связана с построением определенным образом и анализом процессов управления проектами (процессный подход), структурированием основных элементов проекта и демонстрацией связей между ними (системный подход), использованием определенных методологических инструментов, в частности, PRiSM (функционально-инструментальный подход).
Следующая вспомогательная методологическая концепция - ценностно-ориентированная. В международной практике концепция ценностно-ориентированного проектного управления постепенно развивается и набирает обороты [19]. В общих чертах сущность концепции в том, чтобы рассматривать ценности как один из основных приоритетов какой-либо деятельности, как важнейший фактор и (или) цель деятельности, следовательно, необходимо управлять ценностями различных субъектов, процессов, элементов систем через оценку, учет, развитие ценностей и создание условий для их достижения.
Эта концепция становится популярной в различных отраслях и сферах менеджмента. Управление по ценностям сегодня эволюционирует в управлении человеческими ресурсами, в стратегическом менеджменте, в маркетинговой концепции менеджмента. В проектном менеджменте данная концепция реализуется, с одной стороны, как одна из методологий построения проектного управления, с другой стороны, как одна из функциональных областей, именуемая «управление стейкхолде-
рами». Концепция ценностно-ориентированного управления проектами объединяет эти два направления.
Следующая вспомогательная методология - концепция непрерывного развития и управления изменениями в проектах. Аналогично предыдущей концепции, данная концепция реализуется, с одной стороны, с помощью общей методологии проектного управления, с другой стороны, с помощью одной из функциональных областей - управления изменениями.
Если говорить об управлении изменениями, то данная область предполагает внесение коррективов в те или иные параметры проекта и процессы управления им в ситуации происходящих изменений как в самом проекте, так и в его среде. В частности, изменения в сроках реализации проекта могут привести к изменениям в целях и показателях качества процессов и результатов проекта. Аналогично любые изменения провоцируют соответствующие корректировки характеристик проекта и управления им. На эти изменения надо не просто реагировать, а управлять ими.
Управление изменениями как функциональная область является лишь частным проявлением общей методологии непрерывного развития проектной деятельности и управления проектами. Данная методологическая концепция означает, что управление проектами должно подвергаться систематическому аудиту, диагностике состояния, поиску слабых мест и резервных возможностей, разработке корректирующих мер для оптимизации данной управленческой деятельности с целью роста ее эффективности. Сегодня уже невозможно, разработав систему управления проектами, эксплуатировать её долгое время без существенных изменений.
Подводя итоги, сформулируем несколько резюмирующих выводов.
Во-первых, современная теория и практика проектного управления строится на определенных базовых методологиях, которые час-
то неоправданно используются предприятиями изолированного друг от друга. Основная идея статьи заключается в возможности и необходимости комплексного подхода, при котором различные методологии должны применяться в совокупности, дополнять друг друга. Автором показано содержание классических методологий - системного, процессного, функционального-инструментального, поведенческого подходов. Представлены связи между ними и при условии их комплексного использования продемонстрированы преимущества в виде цельного развития проектного управления.
В-вторых, представлены новые методологические концепции, которые по отношению к базовым методологиям выступают в роли дополняющих подходов, придающих управлению проектами определенное содержание и направленность развития. В числе таких новых методологий следующие концепции: ресурсная, ценностно-ориентированная, непрерывного развития и устойчивого развития. Автором продемонстрировано содержание этих концепций применительно к управлению проектами.
В-третьих, автор провел эволюционный анализ развития управления проектами в рамках разных методологических подходов и концепций. Сделан вывод о том, что теория и практика управления проектами эволюционирует в виде спирали, закладывая, а затем развивая черты системного, процессного, поведенческого, функционально-инструментального объекта. На каждом новом витке методологии всё больше взаимопроникают друг в друга, дополняются новыми методологическими концепциями. Это придает управлению проектами черты сложноорганизованного объекта, а также способствует его лучшему пониманию в целях его оптимизации с теоретических и практических позиций. По большому счету осознание всей совокупности методологий и ее использование на практике будет способствовать более успешному управлению проектами предприятий.
Литература
1. Гуляихин В. Н. К вопросу о методологии диссертационных работ в юридической науке // NB: Вопросы права и политики. - 2012. - № 1. - С. 92-106.
2. Лубовский Д. В. Введение в методологические основы психологии. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2007. - 224 с.
3. Черногор С. А. Введение в синергологию и сложные системы моделирования. - М. : Наука, 2008. - 346 с.
4. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М. : Наука, 1997. - 444 с.
5. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами : пер. с англ. - М. : Альпина Паблишерз, 2007. - 424 с.
6. PorterM. E. Competitive Advantage. - New York : Free Press, 1998. - 580 p.
7. Алимова Н. К. Процессный подход - революция в управлении? // Стандарты и качество. -2006.- № 5. - С. 10-14.
8. Суязов В. И. Процессный подход в управлении инновационным развитием предприятия // Инновационная деятельность. - 2009. - № 3. - С. 20-23.
9. Куликов С. Б. Основы философского анализа науки: методология, смысл и цель : моногр. -Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2005. - 184 с.
10. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. - М. : Гиппо, 2010. - 384 с.
11. Palan R. Competency Management: A practitioner's guide. - Kuala Lumpur : Specialist Management Resources Sdn Bhd, 2003. - 119 p.
12. Беликова И. Ю. Применение компетентностного подхода при подготовке управленческих кадров малого бизнеса // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. - 2012. - № 1 (17). - С. 79-85.
13. Чернышова Л. И. Зарубежный опыт развития компетентностного подхода // Креативная экономика. - 2010. - № 1 (37). - С. 61-68.
14. Carboni J., González M., Hodgkinson J. PRiSM. Project integrating Sustainable Methods : The GPM® Reference Guide to Sustainability in Project Management. - GPM Global, 2013. - 162 p.
15. RobertsonM. Sustainability Principles and Practice. - 2nd ed. - Routledge, 2017. - 418 p.
16. Cohen S., Eimicke W., Miller A. Sustainability Policy. Hastening the Transition to a Cleaner Economy. - Jossey-Bass, 2015. - 288 p.
17. Sustainability in Project Management / G. Silvius et al. - 1st ed. - Routledge, 2012. - 182 p.
18. Considering sustainability in project management decision making; An investigation using Q-methodology / G. Silvius et al. // International Journal of Project Management. - 2017. - № 35. -P. 1133-1150.
19. Бушуев С. Д., Бушуева Н. С. Механизмы формирования ценности в деятельности проектно-управляемых организаций // Вост.-Европ. журн. передовых технологий. - 2010. - Т. 1, № 2 (43). -С.4-9.
References
1. Gulyaihin V.N. K voprosu o metodologii dissertatsionnykh rabot v yuridicheskoi nauke [On the methodology of dissertations in legal science]. NB: Voprosy prava ipolitiki, 2012, no. 1, pp. 92-106. (in Russian).
2. Lubovskii D.V. Vvedenie v metodologicheskie osnovy psikhologii [Introduction to the methodological foundations of psychology], Moscow, Moscow Psychological and Social Institute publ., Voronezh, MODEK publ., 2007, 224 p. (in Russian).
3. Chernogor S.A. Vvedenie v sinergologiyu i slozhnye sistemy modelirovaniya [Introduction to synergy and complex modeling systems], Moscow, Nauka publ., 2008, 346 p. (in Russian).
4. Yudin E.G. Metodologiya nauki. Sistemnost'. Deyatel'nost' [Science methodology. System. Activity], Moscow, Nauka publ., 1997, 444 p. (in Russian).
5. Deming W.E. Out of the Crisis, Moscow, Al'pina publ., 2007, 424 p. (in Russian).
6. Porter M.E. Competitive Advantage, New York, Free Press, 1998, 580 p.
7. Alimova N.K. Protsessnyi podkhod - revolyutsiya v upravlenii? [Process approach - a revolution in management?]. Standards and Quality, 2006, no. 5, pp. 10-14. (in Russian).
8. Suyazov V.N. Process approach in an enterprise innovation development. Innovation Activity, 2009, no. 3, pp. 20-23. (in Russian).
9. Kulikov S.B. Osnovy filosofskogo analiza nauki: metodologiya, smysl i tsel' [Fundamentals of philosophical analysis of science: methodology, meaning and purpose], Monograph, Tomsk, Tomsk State Pedagogical University publ., 2005, 184 p. (in Russian).
10. Spencer L.M., Spencer S.M. Competence at Work, Moscow, Gippo publ., 2010, 384 p. (in Russian).
11. Palan R. Competency Management, A practitioner's guide, Kuala Lumpur, Specialist Management Resources Sdn Bhd publ., 2003, 119 p.
12. Belikova I.Yu. Application of competence approach to preparation of cadres for management of small business. Tomsk State University Journal of Economics, 2012, no. 1 (17), pp. 79-85. (in Russian).
13. Chernyshova L. Foreign experience of Competence Approach. Creative Economy, 2010, no. 1 (37), pp. 61-68. (in Russian).
14. Carboni J., González M., Hodgkinson J. PRiSM. Project integrating Sustainable Methods, The GPM® Reference Guide to Sustainability in Project Management, GPM Global publ., 2013, 162 p.
15. Robertson M. Sustainability Principles and Practice, 2nd ed., Routledge publ., 2017, 418 p.
16. Cohen S., Eimicke W., Miller A. Sustainability Policy. Hastening the Transition to a Cleaner Economy, Jossey-Bass publ., 2015, 288 p.
17. Silvius G., Schipper R., Planko J., Brink J., Köhler A. Sustainability in Project Management, Routledge publ., 2012, 182 p.
18. Silvius G., Kampinga M., Paniagua S., Mooi H. Considering sustainability in project management decision making; An investigation using Q-methodology. International Journal of Project Management, 2017, no.35, pp.1133-1150.
19. Bushuyev S.D., Bushuyeva N.S. Mechanisms of forming of value in activity of the design-managed organizations. Eastern-European Journal of Enterprise Technologies, 2010, Vol. 1, iss. 2 (43), pp. 4-9. (in Russian).
Сведения об авторе
Романенко Михаил Алексеевич - канд. юрид. наук, докторант
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: mihail.romanenko@gmail.com
About the author
Romanenko Mikhail Alexeevich - Candidate of Legal sciences, Doctoral Student Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: mihail.romanenko@gmail.com
Для цитирования
Романенко М. А. Совокупность методологических подходов к управлению проектами: сущность и эволюция развития // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 4 (64). - С. 87-94. - й01: 10.25513/1812-3988.2018.4.87-94.
For citations
Romanenko M.A. A set of methodological approaches to project management: the nature and evolution of development. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 4 (64), pp. 87-94. DOI: 10.25513/18123988.2018.4.87-94. (in Russian).