Научная статья на тему 'Совместная творческая деятельность студентов в рамках прохождения педагогической практики как эффективный способ формирования коммуникативных способностей будущих педагогов'

Совместная творческая деятельность студентов в рамках прохождения педагогической практики как эффективный способ формирования коммуникативных способностей будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Н.В.

Статья посвящена вопросу формирования коммуникативных способностей студентов в процессе обучения педагогическим специальностям в художественных образовательных учреждениях. Также в статье раскрывается творческая специфика совместной работы студентов в ходе педагогической практики, показана эффективность различных заданий педагогической практики как способов формирования коммуникативных способностей. В статье описывается опыт организации коллективной творческой деятельности студентов омского филиала ВШНИ. Статья будет интересна преподавателям педагогических дисциплин и методики обучения изобразительному искусству, руководителям педагогической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совместная творческая деятельность студентов в рамках прохождения педагогической практики как эффективный способ формирования коммуникативных способностей будущих педагогов»

Юдина Н.В., преподаватель Омского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)», koroleva_n@bk. ru

Yudina N. V., teacher of Omsk branch of the Higher School of Folk Arts, email: koroleva_n@bk.ru

Совместная творческая деятельность студентов в рамках прохождения педагогической практики как эффективный способ формирования коммуникативных способностей будущих педагогов Joint creative activity of students in the framework of the pedagogical practice as an effective way to form the communicative abilities of future teachers

Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования коммуникативных способностей студентов в процессе обучения педагогическим специальностям в художественных образовательных учреждениях. Также в статье раскрывается творческая специфика совместной работы студентов в ходе педагогической практики, показана эффективность различных заданий педагогической практики как способов формирования коммуникативных способностей. В статье описывается опыт организации коллективной творческой деятельности студентов омского филиала ВШНИ. Статья будет интересна преподавателям педагогических дисциплин и методики обучения изобразительному искусству, руководителям педагогической практики.

Abstract. The article is devoted to the formation of communicative abilities of students in the process of pedagogical specialties teaching in art educational institutions. The article also reveals the creative specificity of students during the work in the course of pedagogical practice, shows the effectiveness of various tasks of pedagogical practice as a way of forming communicative abilities. The article describes the experience of organization of collective creative activities of students of Omsk branch VSNI. The article will be interesting to teachers of pedagogical disciplines and methods of teaching fine arts, heads of pedagogical practice.

Ключевые слова. Коммуникативные способности, педагогическая практика, коллективное творчество, внеклассное мероприятие, педагогическая деятельность, педагогическое творчество, сотрудничество.

Keywords: Communication skills, pedagogical practice, collective creativity, extracurricular activities, pedagogical activity, pedagogical creativity, cooperation.

Личностно-ориентированный подход в системе современного образования подразумевает важность развития коммуникативных способностей личности. Это объясняет целесообразность поиска наиболее эффективных способов их развития. В задачи педагогической практики студентов специальностей «Живопись» и «Декоративно-прикладное

искусство и народные промыслы» входит формирование и развитие такой общепрофессиональной компетенции, как умение продуктивно общаться с коллегами. Данная компетенция должна быть сформирована в процессе совместной деятельности. Педагогическая практика включает следующие виды деятельности, предполагающие взаимодействие студентов:

• организация и проведение массового внеклассного мероприятия;

• подготовка и проведение уроков по одной общей теме;

• взаимные посещения и анализ уроков.

Перечисленные виды деятельности имеют творческий характер и являются для студентов первым опытом коллективной педагогической деятельности. Цель статьи - обосновать включения совместной педагогической деятельности в педагогическую практику как способ формирования коммуникативных способностей.

Каждое из указанных выше заданий педагогической практики будет рассмотрено отдельно и проанализировано на предмет эффективности применения с целью формирования таких профессионально-значимых личностных качеств, как коммуникативные способности.

Организация и проведение массового внеклассного мероприятия как коллективная творческая деятельность студентов

Одним из основных заданий педагогической практики является организация внеклассного мероприятия. Нельзя не согласиться с А.Е. Дмитриевым, который утверждает, что «творчество пронизывает самые разнообразные виды деятельности будущих педагогов, обеспечивает новый, более высокий уровень подготовки учителя и повышение качества учебно-воспитательного процесса учебных заведений» [2, с. 5].

Обычно студенты принимают решение проводить общее внеклассное мероприятие, распределяя между собой обязанности и роли в его подготовке и проведении. Такой подход к организации мероприятия определяет следующие его компоненты (этапы):

• разработка сценария;

• подготовка всех необходимых материалов;

• режиссура мероприятия;

• репетиции;

• проведение мероприятия;

• анализ проведенного мероприятия.

Рассмотрим перечисленные этапы на примере двух мероприятий, проведенных студентами Омского филиала ВШНИ. Мероприятия были проведены в ходе педагогической практики в детской художественной школе «Модерн» г. Омска.

Школа ежегодно проводит областной конкурс авторской открытки. Студентам было предложено организовать мастер-классы по изготовлению открыток на торжественном мероприятии награждения победителей конкурса (рис. 1).

Для решения поставленной цели студентам было необходимо решить следующие задачи:

- изготовить варианты открыток (каждый студент выполнял один образец);

- отобрать оптимальные образцы открыток для проведения мастер-классов;

- подготовить необходимые материалы для проведения мастер-классов, учитывая количество участников (70 человек);

- распределить обязанности на время проведения мероприятия;

- провести 4 мастер-класса по изготовлению авторской открытки.

Каждая из перечисленных задач требует от практикантов взаимодействия, коммуникативных способностей. Даже в процессе индивидуальной работы, при выполнении вариантов открыток, студентам необходимо договариваться, чтобы избежать повторов.

При отборе оптимальных вариантов открыток для мастер-классов студенты руководствовались следующими

критериями:

- время выполнения одной открытки 5-7 мин;

- доступность материалов;

- простота выполнения;

- эффектность и эстетический вид.

Проанализировав все варианты открыток по данным критериям, студенты

Рис. 1. Подготовка мастер-класса

пришли к единому мнению и выбрали 4 образца для проведения мастер-

классов. Данный отбор потребовал

проявления таких объективность,

1А V « 1 Ж

Рис. 2. Проведение мастер-класса

качеств, как корректность, этичность, умение отстаивать свою точку зрения.

Далее следовал один из самых трудоемких этапов - подготовка материалов. Необходимо было выполнить шаблоны и заготовки для четырех мастер-классов. Студенты распределились на 4 группы, каждая группа отвечала за подготовку и проведение одного мастер-класса (рис. 2).

Рис. 3. Праздник «День здоровья»

Другим положительным

примером организации массового внеклассного мероприятия стала подготовка и проведение праздника «День здоровья» в детской художественной школе «Модерн», организованный в форме «Квест» (рис. 3). Студенты определили задачи:

- разработать сценарий праздника;

- продумать содержание каждой станции квеста;

- подготовить материалы, необходимые для организации станций;

- провести репетицию праздника в соответствии со сценарием;

- подготовить грамоты и призы для участников мероприятия, продумать церемонию награждения;

- провести мероприятие в соответствии со сценарием.

Все этапы подготовки и проведения праздника представляют элементы коллективного творческого дела. Творчество можно рассматривать не только как деятельность личности по созданию материальных и духовных ценностей, но и как процесс достижения результата, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности, и в котором она сама развивается [2, с. 32]. Именно таким процессом оказалась для студентов организация праздника. Потребовалось проявить самые разнообразные профессиональные качества и способности. А именно: умение адекватно оценивать свои силы и грамотно распределять обязанности; знание основ возрастной психологии, технологий активного обучения; способность к импровизации; актерские и ораторские способности; умение работать в команде; ответственность.

Таким образом, организация внеклассного мероприятия для большого числа участников определенно имеет творческий характер и непосредственно влияет на развитие коммуникативных способностей студентов.

Развитие коммуникативных способностей студентов в процессе подготовки уроков по общей тематике

Проведение пробных уроков - основной вид деятельности педагогической практики. Студенты самостоятельно выбирают тему урока в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом педагога образовательного учреждения. Постановка цели и задач урока, определение методов обучения, обеспечение урока наглядными материалами требует творческого подхода со стороны педагога. Профессиональная деятельность педагога представляет собой сложный многоплановый процесс, воплощающий в себе своеобразное единство науки и искусств, логического и эмоционального, рационального и чувственного [3, с. 10].

Рассмотрим общение студентов в процессе подготовки уроков, проведенных студентами 4 курса специальности «Живопись театрально-декорационная», которые были проведены в группе младшего школьного возраста (8-9 лет). Тема занятия - открытка «Рыцарь» - ко Дню защитника отечества. Совместная деятельность студентов заключалась в определении целей и задач уроков и разработке наглядных пособий. Целью первого урока стало создание композиции открытки с изображением рыцаря. Основной задачей - пропорциональное построение фигуры средневекового воина в доспехах. В ходе второго урока дети должны были создать композицию в технике акварели с последующей доработкой графическими материалами. Для иллюстрации содержания нового учебного материала студентами были изготовлены наглядные пособия (рис. 4).

Рассмотрев таблицу, можно увидеть, что содержание уроков целесообразно и последовательно, а наглядные пособия определены содержанием и являются результатом продуктивного сотрудничества студентов. Что, в свою очередь, показывает результативность формирования профессиональных компетенций будущих педагогов._

Содержание учебного материала

а

о &

Поэтапное построение фигуры рыцаря. История рыцарских доспехов

а

о &

Этапы работы в технике акварели с доработкой фломастерами. Передача материальности в изображении рыцарских доспехов

Наглядные пособия

Рис. 4. Наглядные пособия

Взаимные посещения и анализ уроков как способ развития коммуникативных способностей студентов Важной составляющей педагогической практики является посещение студентами уроков и их последующий анализ. Наблюдая за работой своих коллег, подмечая положительный опыт и делая выводы из неудачных моментов, будущий педагог развивается и совершенствует свои профессиональные качества. Студенты анализируют работу друг друга по

критериям, которые можно сопоставить с основными этапами урока: организационный момент; мотивационный компонент; целеполагание; сообщение нового материала; основной практический этап; подведение итогов; рефлексия. Кроме того, учитывается фронтальная и индивидуальная работа, оформление классной доски, применение различных методов обучения, стиль общения и общая педагогическая культура.

Следует отметить, что анализ урока включает и рефлексию студента, проводившего урок. Самоанализ и оценка со стороны коллег в совокупности формируют адекватную самооценку, развивают умение аргументировать свой взгляд на педагогические процессы и явления. «Профессиональная деятельность, пишет Т.А. Головятенко, основная форма активности субъекта, главная сфера творческой самореализации педагога, предоставляющая ему возможность удовлетворять разнообразные потребности, раскрывать свои способности, утверждать себя как личность, достигать определенного социального статуса» [1, с. 27]. Последнее возможно только посредством оценки социума.

Рассмотрев основные задания педагогической практики с точки зрения взаимодействия студентов между собой и формирования коммуникативных способностей, можно сделать некоторые умозаключения:

1. Творчество пронизывает практически любое задание педагогической практики;

2. профессиональная деятельность педагога требует сотрудничества с коллегами;

3. организация внеклассных мероприятий способствует развитию коммуникативных способностей;

4. разработка целей и задач для уроков по одной общей тематике является элементом совместного педагогического творчества и положительно влияет на формирование коммуникативных способностей;

5. Взаимное посещение студентами пробных уроков друг друга, наблюдение и анализ этих уроков являются эффективными способами развития адекватной самооценки и навыков формулирования своей точки зрения.

Литература

1. Головятенко Т.А. Подготовка педагогов к реализации субъектно-деятельностных образовательных технологий. - М.: РосНОУ, 2013. - 192 с.

2. Дмитриев А.Е. Моделирование и реализация технологий формирования готовности учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности. - М.: МПГУ, 2012. - 336 с.

3. Зудина Е.В. Курс по выбору «Импровизация в профессионально-педагогической деятельности»: учеб. пособие для студ. пед. спец. учрежд. высш. и средн. проф. образования / под ред. Н.К. Сергеева. - Волгоград: Перемена, 2012. - 117 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.