Педагогика. Образование
БСЯ dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-3/152-162
УДК 159.923:316.356.4 И. И. Черемискина
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Совладеющее поведение у студентов разных этнических групп
Обучение иностранных студентов в российских вузах становится все более распространённой практикой, и их число ежегодно растет. На Дальнем Востоке России по сравнению с центральными вузами обучаются студенты преимущественно из Юго-Восточной Азии. Эти студенты на первом курсе сталкиваются с двойным стрессом, связанным не только с адаптацией к новой социальной роли, но и с социокультурной адаптацией в новой стране, где обычаи и традиции кардинально отличаются от привычных им. Возникает острая необходимость проведения мероприятий по адаптации этих студентов. По нашему мнению, подобные мероприятия должны разрабатываться с учетом этнически обусловленных личностных ресурсов в преодолении стрессовых ситуаций. Целью исследования явилось изучение и описание стратегий совладающего поведения у студентов разных этнических групп, в частности китайских, лаосских и русских. Предмет исследования - стратегии совладающего поведения. Новизна исследования заключается в применении проективных методов, исключающих сравнение результатов с нормами, полученными на российской выборке, как обычно бывает при использовании опросников. В результате доказано, что российские студенты в стрессовых ситуациях более активны и агрессивны, склонны прибегать к помощи окружающих, что способствует преодолению этих ситуаций. Китайские студенты ведут себя пассивно, эмоций стараются не проявлять и склонны обвинять себя в случившемся. Лаосские студенты в стрессе проявляют пассивность и спокойствие, склонны обесценивать такие ситуации и в конфликте замыкаются. Выявленные особенности могут приводить к проблемам во взаимодействии иностранных студентов и в целом к низкой академической успеваемости, следовательно, требуются развитие и наращивание более адаптивных стратегий совладающего поведения. Другими словами, полученные результаты целесообразно учитывать в процессе создания программ адаптации иностранных студентов.
Ключевые слова и словосочетания: даптация к обучению, адаптационный стресс, стратегии совладающего поведения, российские, китайские и лаосские студенты.
Черемискина Ирина Игоревна - канд. психол. наук, доцент кафедры философии и юридической психологии; e-mail: [email protected] 152
I. I. Cheremiskina
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Coping behavior among students of different ethnic groups
The training of foreign students in Russian universities is becoming an increasingly common practice and their number is growing every year; in the Far East of Russia, in comparison with central universities, students are mainly from Southeast Asia. These first-year students face double stress associated not only with adaptation to a new social role, but also with sociocul-tural adaptation in a new country, where customs and traditions are fundamentally different from their usual ones. There is an urgent need for measures to adapt these students, which, in our opinion, should be developed taking into account ethnically determined personal resources in overcoming stressful situations. The aim of the study was to study and describe coping behavior strategies in students of different ethnic groups, in particular, Chinese, Laotian and Russian students. The subject is coping strategies. The novelty of the study lies in the use of projective methods that exclude the comparison of the results with the norms obtained in the Russian sample, as is usually the case when using questionnaires. As a result, it was proved that Russian students in stressful situations are more active and aggressive, tend to resort to the help of others, which helps to overcome these situations. Chinese students behave passively, try not to show emotions and tend to blame themselves for what happened. Lao students show passivity and calmness in stress, tend to devalue such situations and become isolated in conflict. The identified features can lead to problems in the interaction of foreign students and, in general, to low academic performance, therefore, the development and build-up of more adaptive coping strategies is required. That is, the results obtained can be taken into account in the process of creating adaptation programs for foreign students.
Keywords: adaptation to learning, adaptation stress, coping strategies, Russian, Chinese and Lao students.
Введение
Современное высшее образование в России предполагает привлечение иностранных студентов, которым этот вариант обучения (зарубежное образование) предоставляет широкие возможности благодаря различным формам финансирования, грантам и стипендиям, множеству программ обучения. Также, если рассматривать коммерческий вариант обучения, его стоимость в вузах России значительно ниже, чем в других странах. Тем не менее, важно учитывать, что на первых этапах обучения иностранные студенты, в отличие от российских, испытывают двойной стресс, связанный с адаптацией. Этот стресс вызван не только адаптацией к новой социальной роли, но и аккультурацией, то есть они как носители разных культур адаптируются к российским обычаям и традициям, да и в целом условиям жизни.
В вузах Дальнего Востока России, по сравнению с центральными регионами, среди иностранных студентов существенно преобладают представители Юго-Восточной Азии, в частности китайцы. Их этнопсихологические характеристики значимо отличаются от российских, что создает дополнительные сложности
153
этнокультурной адаптации студентов и требует разработки программ адаптации [14].
Создание и внедрение программ адаптации иностранных студентов должны опираться на объективные данные относительно имеющихся у этих студентов особенностей стратегий совладания со стрессом. Многие авторы в своих работах указывают на имеющиеся особенности совладающего поведения у студентов разных этнических групп [11; 16; 7; 12], однако эмпирические исследования, позволяющие о них говорить, зачастую проводятся с помощью опросников, которые зарекомендовали себя в отечественной психодиагностике и адаптированы авторами исследований с помощью процедуры двойного перевода. Все же оценка результатов проводится на основании имеющихся российских социокультурных норм. Целью данного исследования явилось изучение и описание стратегий совладающего поведения у студентов разных этнических групп. В круг задач вошли изучение современного состояния проблемы совладающего поведения у студентов разных этических групп в период адаптации к учебной деятельности, проведение эмпирического исследования и формулировка основных выводов, которые могут быть учтены в процессе составления и реализации программ адаптации иностранных студентов. Особенностью представленного исследования является использование проективных и полупроективных методик, что позволило избежать соотнесения результатов с нормами и, на наш взгляд, более объективно оценить поведенческий и эмоциональный компоненты совладания со стрессом. Также в нашем исследовании приняли участие студенты из Лаоса. Описание их этнопсихологических особенностей в стрессовых ситуациях в научной литературе практически не встречается. Таким образом, можно говорить об актуальности и практической значимости полученных результатов в контексте существующих проблем адаптации иностранных студентов и необходимости создания социально-психологических программ по их преодолению с целью сохранения контингента учащихся. Новизна полученных результатов обусловлена используемыми методами и методиками, не традиционными для подобного рода исследований, проведена выборка сравнения результатов. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что студенты из стран Юго-Восточной Азии характеризуются специфическими особенностями совладающего поведения, обусловленными этническими характеристиками.
Предмет исследования
Совладающее поведение Р. Лазарус и С. Фолкман определяли как когнитивные и поведенческие стили, используемые человеком для того, чтобы справиться со специфическими внутренними и/или внешними требованиями, превышающими ресурсы человека. Основными особенностями подхода названных авторов являются представления о том, что эти стили изменчивы, сила воздействия стимула оценивается преимущественно субъективно, а объективные обстоятельства имеют меньшее значение, чем эта оценка [1]. По мнению данных ученых, стратегии совладающего поведения, или копинг-стратегии, позволяют человеку выйти из стрессовой ситуации с наименьшим вредом, следовательно, они служат для поддержания баланса между окружающей действительностью
154
и ресурсами человека [8]. Также Р. Лазарус и С. Фолкман разработали классификацию копингов, в частности, они предложили разделять две основных ко-пинг-стратегии - проблемно-ориентированную и эмоционально-ориентированную. Каждая из этих стратегий подразделяется еще на некоторые виды, которые обусловливают успешность человека в преодолении стресса. Совладающее поведение следует рассматривать не только как поведение, направленное на преодоление стресса, но и как преодоление ситуаций фрустрации. В трудах Н. Д. Левитова фрустрация рассматривается как состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно таковыми понимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели [10]. Ученый подчеркивает, что фрустрация всегда указывает на чувство разочарования по поводу травмирующей ситуации рухнувших планов [Там же]. Л. Ф. Бурлачук отмечал, что исходя из большинства определений необходимым признаком фрустрационной ситуации является «... наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преодолеть преграду, препятствующую этому достижению» [2].
Как уже было указано, адаптация к вузу русских и иностранных студентов происходит по-разному. Основными факторами стресса у иностранных студентов выступают: новая образовательная и социальная среда, отличные от прежних академические требования, кроме этого, возникают проблемы, связанные с психологической автономией, экономической независимостью и формированием идентичности. Кроме вышеперечисленных стрессоров, студенты зачастую сталкиваются с дополнительными стрессорами: культурный шок, дискриминация, приспособление к неизвестным культурным нормам, ценности и обычаи, языковой барьер, различные системы образования, финансовые трудности, плохие условия проживания, изоляция и одиночество, тоска по дому, потеря прежнего круга общения и его поддержки [3]. Данные стрессоры влияют на приспособление студентов, прибывших из других стран, а также на их процесс обучения и благополучия. Чувство невключенности, неприятия или непонимания местными студентами и принимающим обществом в целом могут нарушить процесс аккультурации и привести к эмоциональным проблемам у иностранных студентов [13]. Ряд социокультурных и языковых барьеров связан с нехваткой взаимодействия иностранных студентов с местными студентами и профессорами. Впоследствии это влияет и на их академическую успеваемость [Там же].
Описание этнокультурных особенностей русских, китайцев и лаосцев, представленное разными авторами [4; 5; 6; 15; 17], позволяет сделать предположение, что в ситуации стресса и фрустрации русские будут отличаться большей экспрессивностью и агрессивностью. Для них характерна активность в принятии решений и выборе способа разрешения сложной ситуации. Китайцы будут проявлять сочувствие и внимание по отношению к партнеру, скорее предпочтут сами оказать какую-либо помощь, нежели попросят ее от другого человека. Лаосцы проявят пассивность в принятии решений, предпочтут компромиссы и избегут обвинений и проявлений агрессии в адрес партнера. Описанные особенности позволили сформулировать гипотезу эмпирического исследования.
155
Методы исследования
Эмпирическое исследование совладающего поведения у студентов разных этнических групп проводилось на базе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в начале учебного года у первокурсников. Эмпирическую группу составили 22 русских студента, 20 китайских студентов и 9 студентов из Лаоса. Предметом исследования выступили стратегии совладаю-щего поведения. В качестве методического обеспечения были выбраны две методики: фрустрационный тест С. Розенцвейга (в модификации Т. В. Тарабриной) и рисуночный тест «Человек под дождем» Е. С. Романовой и Т. И. Сытько. Проективные методики построены на основе принципа проекции, который в общем виде представляет собой проникновение во внешний мир элементов внутреннего мира человека, а именно свойственного самому человеку опыта взаимодействия с окружающим миром. В процессе применения проективных методик участники исследования не подозревают о предмете диагностики и не могут давать социально желаемые ответы, в отличие от процедуры прохождения опросников. При применении проективных методик исследователи ориентируются на выявление определенных признаков, свидетельствующих о выраженности искомых психологических качеств у самого респондента. Чаще всего проективные методики не имеют нормативных значений, что позволяет избежать сравнения полученных результатов с имеющимися социокультурными нормами, которые могут быть получены авторами методик на весьма специфических выборках. Данный факт ограничивает их применение на иных выборках. Несмотря на указанные выше достоинства проективных методик, которые стали основанием для их выбора в данном исследовании, к ним существует инструкция, требующая перевода для иностранных студентов, а также требования к переводу и ответам самих студентов на ситуации в фрустрационном тесте. В качестве переводчиков выступили преподаватели, работающие с данными студентами, общающиеся с ними на английском и китайском языках. Методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга (в модификации Т. В. Тарабриной) представляет собой 24 рисунка, на которых один из персонажей оказался в ситуации фрустрации. Респондентам предлагается от лица этого персонажа высказаться, записав свой ответ на бланке. Далее ответы маркируются по типам реакции и делается вывод о преобладающем типе реакций в ситуации фрустрации у респондента. Рисуночная методика «Человек под дождем» Е. С. Романовой и Т. И. Сытько преследует цель оценки готовности человека к совладанию с возникающими трудностями, дает возможность оценить личностные резервы и особенности применяемых защитных механизмов. Респонденту предлагается лист чистой белой бумаги, комплект цветных карандашей и дается инструкция нарисовать человека. Когда этот рисунок окончен, ему предлагается второй лист бумаги и дается инструкция нарисовать человека под дождем. Оценка рисунков проводится по наличию в них определенных признаков, которые, по мнению авторов методики, свидетельствуют о стратегиях совладающего поведения респондентов. Это, например, цветовая гамма рисунков, эстетика, размер фигуры, стиль поведения под дождем, средства защиты от дождя, атрибуты дождя и т.д. Таким образом,
156
использованные в исследовании методики полностью соответствуют обозначенному предмету и позволяют избежать недостатков, которые сопровождают применение традиционных опросников в рамках исследования студентов, не говорящих на русском языке.
Основная часть
Полученные данные по методике фрустрационных реакций С. Розенцвейга представлены в таблице.
Таблица
Соотношение показателей по направленности и типу реакции у студентов
разных этнических групп
Выборка Направленность реакции Кол-во баллов % Тип реакции Кол-во баллов %
Русские студенты (22 человека) Е 206,5 39,5 ОБ 160,5 30,8
I 156 30 ЕБ 169,5 32,5
М 159 30,5 № 191,5 36,7
1=521,5 1=521,5
Китайские студенты (20 человек) Е 132 27,5 ОБ 170 35,4
I 177 36,9 ЕБ 162 33,8
М 171 35,6 № 148 30,8
1=480 1=480
Лаосские студенты (9 человек) Е 60,5 28 ОБ 91,5 42,4
I 76,5 35,4 ЕБ 66 30,6
М 79 36,6 № 58,5 27
1=216 1=216
Общая тенденция в группе русских студентов по направлению реакции имеет следующий вид: Е>М>1. Очевиден вывод, что для них в ситуации фрустрации наиболее характеры экстрапунитивные - внешне-обвинительные реакции, когда ответственность и вина за сложившуюся ситуацию перекладывается на другого человека или же на само препятствие. Такой результат говорит о готовности этих студентов демонстрировать свое недовольство, гнев, негодование, открыто выражать свои эмоции по поводу сложившейся ситуации. В большинстве случаев они не боятся обратиться за помощью к товарищу или использовать его ради разрешения возникшей неприятной ситуации.
Импунитивные и интропунитивные реакции по частоте встречаемости у русских респондентов имеют незначительные расхождения (I = 30%; М = 30,5%) и встречаются реже, чем экстрапунитивные (Е = 39,5%). Следовательно, в ситуациях фрустрации они стараются избегать ответственности за сложившиеся трудности,
157
стремятся обесценить саму ситуацию. Так как им свойственно открыто проявлять свои эмоции, такой тип поведения может служить своеобразным защитным механизмом от глубоких негативных переживаний, связанных с чувством вины.
Общая тенденция в группе русских студентов по типу реакции представлена следующим образом: КР>ЕБ>СБ. Для них наиболее характерным является необходимо-упорствующий тип реакции, когда важно найти решения или выход из сложившейся ситуации. Вероятно, они способны находить различные пути решения трудностей, достигать компромиссов и позитивно настраиваться на исход происходящего. Пути решения проблемы могут варьироваться: использование собственных ресурсов, ресурсов другого человека, главная задача - «исправить ситуацию».
Общая тенденция по направлению реакции у китайских студентов выглядит следующим образом: 1>М>Е. Для китайских студентов наиболее характерны ин-тропунитивные и импунитивные реакции (I = 36,9%; М = 35,6%). В ситуации фрустрации они чаще склонны брать вину за сложившиеся обстоятельства на себя, даже если объективно они не имеют никакого отношения к случившемуся. Их ответственность за происходящее и способность не терять самокритичность в стрессовой ситуации позволяют делать выводы на будущее. Низкие показатели экстрапунитив-ной реакции (Е=27,5) подчеркивают особенности китайского воспитания и культуры. Китайские студенты предпочитают скрывать свои чувства и переживания, стараются быть сдержанными в проявлении эмоций. Для них неприемлемо открыто демонстрировать свой гнев и раздражение по отношению к другому человеку, обвинять его в случившемся. Такой тип реагирования предполагает самостоятельное разрешение проблемных ситуаций или же обесценивание их. Китайским студентам нелегко попросить помощи у другого человека, даже когда это необходимо.
Общая тенденция поведения китайских студентов по типу реакции: СБ>ЕБ>КР. Для них в ситуации фрустрации главную роль играют они сами, их осознание ситуации, принятие или непринятие вины и ответственности за случившееся, а также и само препятствие, его восприятие как значительное/незначительное. Как показали результаты, одинаково по частоте встречаются реакции эго-защитные и препятственно-доминантного типа, что может говорить о сниженном стремлении к разрешению трудных ситуаций.
Общая тенденция в группе лаосских студентов по направлению реакции имеет вид: М>1>Е. Импунитивные и интропунитивные реакции имеют незначительные различия (М = 36,6; I = 35,4), в то время как экстрапунитивные реакции у респондентов встречаются гораздо реже (Е=28). Вероятно, лаосцы стремятся обесценить стрессовую для них ситуацию, согласиться и принять ее или надеются, что со временем она сама разрешится. Когда сложившиеся обстоятельства требуют незамедлительного разрешения, то, скорее всего, они предпочитают взять всю ответственность на себя, не обвиняя другого человека и не прося его о помощи. Подавление внутренней агрессии и самообвинение часто препятствуют продуктивному решению фрустрирующей ситуации.
Общая тенденция поведения лаосских студентов по типу направления: СБ>ЕБ>КР. Чаще всего лаосские студенты фиксируются на препятствии СБ=42,4) и реже всего на разрешении ситуации (ЫР=27), это говорит о том, что лаосским
158
студентам сложно настроить себя на позитивный исход событий, находить компромиссы, самостоятельно принимать решения и подстраиваться под сложившуюся ситуацию. Они расценивают препятствие как значимое или незначимое, уделяя большее внимание самому наличию этого препятствия, нежели его разрешению.
Таким образом, студенты из Юго-Восточной Азии в ситуации фрустрации демонстрируют отличные от русских студентов реакции. Русские студенты отличаются большей агрессивностью и направленностью внешних реакций на других людей. Китайские и лаосские студенты чаще проявляют интропунитивные и импунитивные реакции, что говорит об их эмоциональной восприимчивости, о надежде на то, что все изменится к лучшему. Они чаще считают себя виноватыми в случившемся и предлагают свою помощь. Вероятно, у китайских и лаосских студентов в ситуации фрустрации активируется установка на самостоятельное преодоление препятствий, в то время как у русских респондентов - на преодоление препятствий за счет другого человека, внешних ресурсов.
Анализ результатов проведения методики «Человек под дождем» проводился с помощью выявления и анализа признаков, свидетельствующих о стиле сов-ладающего поведения, позволяющих судить о конструктивности или неконструктивности способов совладания со стрессом. Например, наличие в рисунке защитных предметов от дождя и преобладание разных цветов будут свидетельствовать о том, что респондент использует конструктивные способы совладания со стрессом. Если же на рисунке человек промокает под дождем, вокруг него есть лужи и преобладает монохром, то это может означать неконструктивное поведение в стрессовой ситуации [9].
Полученные результаты свидетельствуют о том, что русские студенты во время фрустрирующей ситуации чаще «застревают» в ней, переживают из-за чувства собственной беспомощности, нуждаются в защите со стороны другого человека, в одобрении собственных поступков. Однако они отличаются верой в позитивный исход событий, способностью мириться со сложившейся ситуацией. Китайские студенты чаще, чем лаосские проявляют пассивность поведения, переживают тревожность, страх, ощущение собственного бессилия. Для них главное держать ситуацию под контролем, быть заранее готовым к неблагоприятным ситуациям, для преодоления жизненных трудностей им важна поддержка и общение. Лаосские студенты отличаются прагматичностью и эмоциональной сдержанностью, у них выше способность к активным действиям в разрешении ситуаций, при этом исход событий они чаще воспринимают в негативном свете.
Выводы
Таким образом, можно говорить о том, что совладающее поведение у студентов разных этнических групп имеет качественные отличия. Русские студенты в стрессовой ситуации ведут себя более активно и агрессивно, нацелены на разрешение проблемной ситуации, стараются найти выход из сложившегося положения, используя при этом ресурсы других людей. Эмоционально реагируя на стресс, русские часто склонны принимать поспешные решения, использовать неэффективные способы совладания со стрессом. Китайские студенты в стрессовой ситуации ведут себя более пассивно, избегают проявления инициативы
159
в решении ситуации, но охотно предлагают свою помощь (ведомые). Внешне стараются не проявлять эмоций, испытывают сильную тревогу и неуверенность в собственных силах. Склонны обвинять себя в случившемся, даже если объективно они не причастны к ситуации. Лаосские студенты в стрессовой ситуации проявляют пассивность и спокойствие. Предпочитают обесценивать сложившуюся ситуацию с помощью рационализации или веры в лучший исход событий. С собеседником стараются поддерживать позитивную атмосферу, при возникновении конфликта лаосцы замыкаются. Научная новизна полученных результатов заключается в описании особенностей совладающего поведения лаосских студентов, являющихся редкой эмпирической группой, а также в сравнении полученных данных с данными китайских и русских студентов.
Гипотеза эмпирического исследования нашла подтверждение. Выявленные параметры совладающего поведения студентов разных этнических групп являются следствием их этнокультурных особенностей. Студенты из стран Юго-Восточной Азии в меньшей степени, по сравнению с российскими студентами, способны к активным действиям в стрессовых и фрустрирующих ситуациях, что может приводить к длительным сложностям в адаптации, конфликтному взаимодействию с российскими студентами и другим психологическим проблемам. Полученные результаты могут лечь в основу корректировки мероприятий по социокультурной адаптации иностранных студентов.
1. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27, № 1. - С. 122-133.
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. - Киев: Наукова Думка, 1989. - 200 с.
3. Бухалко А. Д. Адаптация иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе: проблемы и критерии оценки. - Текст: электронный // МНКО. - 2018. -№5 (72) // Cyberleninka: [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-inostrannyh-studentov-k-obucheniyu-v-rossiyskom-tehnicheskom-vuze-problemy-i-kriterii-otsenki (дата обращения: 13.08.2020).
4. Верпатова О. Ю. Исследование этнических автостереотипов современной российской молодежи как одно из элементов этнического сознания (на примере молодежи г. Твери) // Научно-технические вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2008. - № 50. - С. 204-210.
5. Коновалова Ю. О. Китайский национальный характер и этнические стереотипы // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного уни-верситеата экономики и сервиса. - 2014. - №2. - С. 110-115.
6. Крысько В. Г. Этническая психология. - Москва: Академия, 2002. - 320 с.
7. Куваева И. О. Кросскультурные различия преодоления стресса (на примере русских, турецких и китайских студентов) // Всероссийский форум молодых ученых: сборник материалов. - Екатеринбург, 2017. - С. 99-103.
8. Лазарус Р. С. Психологический стресс и копинг-процессы. - Москва: Юнити, 2010. - 137 с.
9. Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 336 с.
10. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. - 1967. - №6. - С. 118-129.
160
11. Лыкова H. М., Караведо И. Р. Стили совладающего поведения латиноамериканских и китайских студентов в период адаптации к условиям новой социокультурной среды. -Текст: электронный // Вестник РУДК Серия: Психология и педагогика. - 2010. - №1 // Cyberleninka: [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stili-sovladayuschego-povedeniya-latinoamerikanskih-i-kitayskih-studentov-v-period-adaptatsii-k-usloviyam-novoy-sotsiokulturnoy-sredy (дата обращения: 13.0S.2020).
12. Лю Цзинцзин. Когнитивно-поведенческие предикторы социально психологической адаптации студентов-первокурсников к вузу: на примере российских и китайских студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Санкт-Петербург, 201б. - 204 с.
13. Шбивачева Е. Проблемы адаптации иностранных студентов в вузе. - Текст: электронный // Высшее образование в России. - 200б. - №12 // Cyberleninka: [сайт]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n7problemy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-vuze (дата обращения: 13.0S.2020).
14. Психологическое сопровождение межкультурной адаптации иностранных студентов в полиэтническом образовательном пространстве ДВФУ: групповые формы работы: монография / под ред. H. В. Виничук. - Владивосток: Дальневост. федер. ун-т, 2013. - 114 с.
15. Тен H. В. Представления современных китайцев о русском народе и его основных чертах // Этнографическое обозрение. - 2010. - № 4. - С. 1S9-200.
16. Чеботарева Е. Ю. Кросс-культурные особенности копинг-стратегий российских и французских студентов в контексте психологического благополучия. - Текст: электронный // Известия Сарат. ун-та. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. - 201S. - №2 // Cyberleninka: [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kross-kulturnye-osobennosti-koping-strategiy-rossiyskih-i-frantsuzskih-studentov-v-kontekste-psihologicheskogo-blagopoluchiya (дата обращения: 13.0S.2020).
17. Юй Ч., Фэн Д. К типологии китайской культуры в аспекте теорий межкультурной коммуникации // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 130S-1311.
Транситерация
1. Bodrov V. A. Problema preodoleniya stressa. Ch. 1: «Coping stress» i teoreticheskie pod-hody k ego izucheniyu // Psihologicheskij zhurnal. - 200б. - T. 27, № 1. - S. 122-133.
2. Burlachuk L. F., Morozov S. M. Slovar'-spravochnik po psihodiagnostike. - Kiev: Naukova Dumka, 19S9. - 200 s.
3. Buhalko A. D. Adaptaciya inostrannyh studentov k obucheniyu v rossijskom tekhniche-skom vuze: problemy i kriterii ocenki. - Tekst: elektronnyj // MNKO. - 201S. - №5 (72) // Cyberleninka: [sajt]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-inostrannyh-studentov-k-obucheniyu-v-rossiyskom-tehnicheskom-vuze-problemy-i-kriterii-otsenki (data obrashcheniya: 13.0S.2020).
4. Verpatova O. Yu. Issledovanie etnicheskih avtostereotipov sovremennoj rossij-skoj molodezhi kak odno iz elementov etnicheskogo soznaniya (na primere molodezhi g. Tveri) // Nauchno-tekhnicheskie vestnik informacionnyh tekhnologij, mekhaniki i optiki. - 200S. - № 50. - S. 204-210.
5. Konovalova Yu. O. Kitajskij nacional'nyj harakter i etnicheskie stereotipy // Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo uni-versiteata eko-nomiki i servisa. - 2014. - №2. - S. 110-115.
6. Krys'ko V. G. Etnicheskaya psihologiya. - Moskva: Akademiya, 2002. - 320 s.
7. Kuvaeva I. O. Krosskul'turnye razlichiya preodoleniya stressa (na primere russkih, tureckih i kitajskih studentov) // Vserossijskij forum molodyh uchenyh: sbornik materia-lov. - Ekaterinburg, 2017. - S. 99-103.
1б1
8. Lazarus R. S. Psihologicheskij stress i koping-processy. - Moskva: Yuniti, 2010. - 137 s.
9. Lebedeva L. D., Nikonorova Yu. V., Tarakanova N. A. Enciklopediya priznakov i in-terpretacij v proektivnom risovanii i artterapii. - Sankt-Peterburg: Rech', 2006. - 336 s.
10. Levitov N. D. Frustraciya kak odin iz vidov psihicheskih sostoyanij // Voprosy psi-hologii. - 1967. - №6. -S. 118-129.
11. Lykova N. M., Karavedo I. R. Stili sovladayushchego povedeniya latinoamerikanskih i kitajskih studentov v period adaptacii k usloviyam novoj sociokul'turnoj sredy. - Tekst: elektronnyj // Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika. - 2010. - №1 // Cyber-leninka: [sajt]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7stili-sovladayuschego-povedeniya-latinoamerikanskih-i-kitayskih-studentov-v-period-adaptatsii-k-usloviyam-novoy-sotsiokulturnoy-sredy (data obrashcheniya: 13.08.2020).
12. Lyu Czinczin. Kognitivno-povedencheskie prediktory social'no psihologicheskoj adaptacii studentov-pervokursnikov k vuzu: na primere rossijskih i kitajskih studentov: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07. - Sankt-Peterburg, 2016. - 204 s.
13. Nabivacheva E. Problemy adaptacii inostrannyh studentov v vuze. - Tekst: elektronnyj // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2006. - №12 // Cyberleninka: [sajt]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-vuze (data obrashcheniya: 13.08.2020).
14. Psihologicheskoe soprovozhdenie mezhkul'turnoj adaptacii inostrannyh studentov v poli-etnicheskom obrazovatel'nom prostranstve DVFU: gruppovye formy raboty: mono-grafiya / pod red. N.V. Vinichuk. - Vladivostok: Dal'nevost. federal. un-t, 2013. - 114 s.
15. Ten N. V. Predstavleniya sovremennyh kitajcev o russkom narode i ego osnovnyh cher-tah // Etnograficheskoe obozrenie. - 2010. - № 4. - S. 189-200.
16. CHebotareva E. YU. Kross-kul'turnye osobennosti koping-strategij rossijskih i francuzskih studentov v kontekste psihologicheskogo blagopoluchiya. - Tekst: elektronnyj // Izvestiya Sarat. un-ta. Ser.: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. - 2018. - №2 // Cyberleninka: [sajt]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kross-kulturnye-osobennosti-koping-strategiy-rossiyskih-i-frantsuzskih-studentov-v-kontekste-psihologicheskogo-blagopoluchiya (data obrashcheniya: 13.08.2020).
17. Yuj Ch., Fen D. K tipologii kitajskoj kul'tury v aspekte teorij mezhkul'turnoj kommuni-kacii // Molodoj uchenyj. - 2015. - №9. - S. 1308-1311.
© И.И. Черемискина, 2020
Для цитирования: Черемискина И. И. Совладающее поведение у студентов разных этнических групп // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2020. - Т. 12, № 3. - С. 152-162.
For citation: Cheremiskina I. I. Coping behavior among students of different ethnic groups, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2020, Vol. 12, № 3, pp. 152-162.
DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-3/152-162 Дата поступления: 15.08.2020.
162