Научная статья на тему 'СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДИКТОР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ'

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДИКТОР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СОВЛАДАНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / ДЕПРЕССИВНОСТЬ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПСИХОМЕТРИКА / STRESS / COPING / ANXIETY / HOSTILITY / DEPRESSION / WELL-BEING / PSYCHOMETRY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Раздорская Е.Е., Косоногов В.В.

Статья посвящена опыту разработки методики разнообразия способов совладания на основе проблемных задач. Предлагается новая переменная - разнообразие совладания, которое высчитывается как количество разных ответов, которые испытуемые дают при решении проблемных задач. На основе результатов опроса, проведенного среди 40 испытуемых возраста 20-25 лет, были получены приемлемые внутренние психометрические свойства. При проверке внешней валидности значимой оказалась модель, в которой когнитивно-аффективная составляющая депрессии и ситуативная тревожность положительно связаны с общим количеством ответов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING BEHAVIOR AS A PREDICTOR OF MENTAL HEALTH

The article is devoted to an attempt of developing a method for measuring the diversity of coping strategies in participants on the basis of problem tasks. We introduce a new variable, the diversity of coping, that is defined a number of diverse answers that participants give in problem tasks. We analyzed the data of 40 participants, aged 20-25. Internal psychometric values were acceptable. External validity tests showed that the cognitive-affective subscale of depression and situational anxiety were positively related to the number of different answers.

Текст научной работы на тему «СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДИКТОР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

УДК 159.9. 072

Совладающее поведение как предиктор психического здоровья

Елена Е. Раздорская, Владимир В. Косоногов

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация Аннотация

Статья посвящена опыту разработки методики разнообразия способов совлада-ния на основе проблемных задач. Предлагается новая переменная - разнообразие совладания, которое высчитывается как количество разных ответов, которые испытуемые дают при решении проблемных задач. На основе результатов опроса, проведенного среди 40 испытуемых возраста 20-25 лет, были получены приемлемые внутренние психометрические свойства. При проверке внешней валидности значимой оказалась модель, в которой когнитивно-аффективная составляющая депрессии и ситуативная тревожность положительно связаны с общим количеством ответов.

Ключевые слова

стресс, совладание, тревожность, враждебность, депрессивность, благополучие, психометрика

UDC 159.9. 072

Coping behavior as a predictor of mental health

Elena E. Razdorskaya, Vladimir V. Kosonogov

South Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation

Abstract

The article is devoted to an attempt of developing a method for measuring the diversity of coping strategies in participants on the basis of problem tasks. We introduce a new variable, the diversity of coping, that is defined a number of diverse answers that participants give in problem tasks. We analyzed the data of 40 participants, aged 20-25. Internal psychometric values were acceptable. External validity tests showed that the cognitive-affective subscale of depression and situational anxiety were positively related to the number of different answers.

Keywords

stress, coping, anxiety, hostility, depression, well-being, psychometry

Введение

В современном, динамично развивающемся, мире человек сталкивается со стрессовыми ситуациями различного характера, поэтому такое умение личности как совладание приобретает все большее значение. Данная тенденция прослеживается в ряде глобальных процессов и одновременно находит свое отражение в частной жизни индивидов. При исследовании различных возрастных групп стало очевидно, что люди реагируют на стресс по-разному. На разных возрастных этапах состояние усугубляется возрастными особенностями, различными внутренними конфликтами и различного рода внешними конфронтациями [Lazarus, Kanner, Fоlkman, 1980].

Определение совладания тесно связано со значением слова «стресс». Продолжительное время находился во главе системы, изучающей стресс. З. Фрейд в своих трудах впервые упомянул термин «защита», что является родоначальником нынешнего научного направления, изучающего совладание человека со стрессовыми ситуациями [Фрейд, 1992]. После смерти З. Фрейда изучение продолжила А. Фрейд, дочь великого ученого [Фрейд, 2003]. Она сделала большие успехи в классификации информации по данной теме. В своих трудах «Я и защитные механизмы» классифицировала причины тревоги и опасности, разобрала 10 защитных механизмов, используемых в стрессовых ситуациях. А. Маслоу считает, что совладание как процесс сопряжен с желанием человека бороться с проблемами, суметь их устранить. Совладание, по его мнению, характеристика личности, рожденная под влиянием общества [Маслоу, 2003].

Существует еще один термин, введенный в научные определения копинг-стратегии или способы совладания. Его авторами являются Лазарус и Фолкман в границах трансактной модели стресса. [Lazarus, Kanner, Fölkman, 1980]. Следуя этому учению, стресс и переживаемые эмоции считаются результатом взаимодействия жизненных процессов и человека. Ученые представили свою версию определения термина совладание. Совладание - постоянно изменяющееся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности. Принцип совладания с жизненными трудностями состоит в том, чтобы преодолеть эти трудности, либо сделать так, чтобы последствия для личности оказались наименьшими, либо избежать той или иной ситуации, или вовсе смириться. Совладание может быть определено как векторное направление, которое дает возможность справиться с проблемами на жизненном пути способами, соответствующими особенностям личности. Данное осознанное поведение направлено на изменение ситуации, если она

контролируемая, и на принятие, если не поддается контролю. Виды совладания признаются как отдельные части осознанного поведения.

Э. Хайм [Heim, 1988] обозначил в своих трудах механизмы совладания нескольких типов. В качестве источника стресса он брал онкологические заболевания. И провел классификацию стратегий совладания и их проявлений: 1. Адаптивный (протест, оптимизм) 2. Частично адаптивный (эмоциональная разрядка, пассивная кооперация) 3. Неадаптивный (подавление эмоций, покорность).

Резюмировав определения совладания, можно проследить единый у всех ученых смысловой стержень, на котором держатся механизмы, стратегии и характеристики способов поведения.

Особенно важно исследование копинг-стратегий у молодёжи. Они наиболее уязвимы, эмоциональны. И чаще всего подвержены негативным последствиям стресса. С. А. Хазова в своих трудах изложила наиболее распространенные способы совладания среди данной социальной группы [Хазова, 2013]: —боязнь ответственности;

—желание отстраниться от проблемы, переложить на других принятие решений;

—применение деструктивных способов совладания.

Регулирование собственного поведения развивается именно в молодом возрасте. Формируется умение самоконтроля. Если данные умения развиваются у подростка правильно, то саморегулирование жизненных ситуаций проецируется и на стрессовые. По этой характеристике молодые люди делятся на несколько групп:

—личность с высоким уровнем саморегуляции (самостоятельно принимает решения, легко адаптируется к ситуации);

—средний уровень саморегуляции (характеристики на порядок ниже); —низкий уровень (зависимость от внешних факторов, неустойчивый взгляд на ситуации).

Проанализировав выше изложенную информация можно сделать вывод, что чем выше уровень саморегуляции, тем лучше и безболезненней проходит совладание со стрессом.

Борьба с кризисными ситуациями стала основной темой исследования в последние десятилетия. Психологи различают и анализируют показания, полученные при исследованиях совладания в различных социальных сферах, таких как семейные отношения, серьезные заболевания, профессиональная сфера, учебная деятельность. Специалисты подробно обследовали качества личности, препятствующие или помогающие применению известных механизмов совладания в стрессовых ситуациях.

Чтобы установить, какие способы совладания наиболее часто применяются определенной возрастной или социальной группой, разработаны и применяются

специальные опросники. Наиболее известными и эффективными являются опросники Лазаруса, Амирхана, и COPE.

Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса [Lazarus, 2006, Крюкова, Куфтяк, 2007] содержит 50 вопросов, позволяющих выявить наиболее часто используемые в сложных ситуациях способы совладания. Опросник включает 8 шкал, которые отражают стратегии совладающего поведения.

Конфронтативный способ совладания. Она дает способность личности предприимчиво и активно бороться с трудностями. Отстаивать свои интересы.

Дистанцирование подразумевает менее активную и заинтересованную борьбу со стрессом. Происходит переосмысление проблемы, умаление ее значимости. Человек использует шутки, старается отстраниться от создавшейся ситуации.

Самоконтроль - сдерживание эмоций, подавление переживаний от создавшейся ситуации, минимизация негативного влияние на сознание.

Поиск социальной поддержки - это способ совладания наиболее распо-странен среди подростков. Под этими способом Лазарус понимает решение проблем с помощью внешних ресурсов, с помощью чего-то или кого-то кроме себя. Помощь может быть информационной, материальной, действенной.

Принятие ответственности. Приходит осознание своей роли в решении проблемы. Человек испытывает ответственность за ситуацию. Уровень данной стратегии может привести к несправедливой оценки своих действий, мыслей.

Противоположность предыдущей стратегии является бегство-избегание. При данной стратегии происходит отрицание значимости ситуации. Ограждение сознания от негативных эмоций при помощи фантазирования, отстранения.

Планирование решения проблем. При данной стратегии происходит тщательный разбор ситуации и выделение способов как можно решить создавшуюся проблему.

Положительная переоценка. Подразумевает переосмысление ситуации и влияние ее в положительном аспекте. Поиск выгоды для себя в данной проблеме: развитие силы воли, личностный рост.

Испытуемый выбирает односложный ответ о том, насколько часто он применяет каждый из способов совладания (никогда/редко/иногда/часто)

При разработке опросника COPE [Carver, Scheier, Weintraub, 1989, Иванов, Гаранян, 2010] были взяты за основу некоторые представления Р. Лазаруса и собственные взгляды на самоконтроль. Данная методика помогла исследовать способы совладания со стрессом у подростков с отклонениями. Также опросник COPE использовали в психолого-психиатрических экспертизах в отношении преступников. Опросник содержит 60 вопросов (например, «Я шучу над произошедшим»), на которые испытуемый также выбирает односложный ответ о том, насколько часто он применяет каждый из способов совладания (часто/ изредка/иногда/нет). Указанный опросник позволяет изучить широкий диапазон копинг-стратегий продуктивных и непродуктивных.

«Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана [Иванов П. А., Гаранян Н. Г., 2010] построен на принадлежности возможных решений трем группам стратегий: разрешению проблем, поиску социальной поддержки и избеганию. Здесь испытуемый также выбирает односложный ответ о том, какой из способов со-владания он предпочитает (полностью согласен/согласен/не согласен).

Теоретическим фундаментом для методики являются три группы разновидности поведения человека в стрессовой ситуации: стратегия разрешения проблем (используются все психологические ресурсы для преодоления стресса), стратегия поиска социальной поддержки (человек рассчитывает только на помощь со стороны), стратегия избегания (человек справляется со стрессом, решая избежать проблему, обойти ее, не предприняв никакой возможности для решения).

Таким образом, почти во всех известных нам опросниках совладания, включая наиболее используемые, испытуемому перечисляют все виды совладания и просят отметить, насколько часто он использует каждый из них.

В рамках данного исследования разработан новый опросник, в котором от испытуемых требуется давать собственные подробные ответы на предложенные вопросы, содержащие проблемные задачи, который могут вызывать у них состояние стресса.

Цель данного исследования - разработка методики измерения разнообразия способов совладания на основе проблемных задач.

В качестве испытуемых выступил 40 человек 20-25 лет, обучающиеся Южного Федерального Университета.

Методы исследования

Разработанный опросник разнообразия совладания включает 25 проблемных задач бытового повседневного характера. Все они разнообразны по сюжету, но имеют общую отрицательную эмоциональную составляющую и классифицируются как потенциально стрессовые (например, «Вам нужно заниматься уроками, но соседи сверху сильно шумят» или «Вы пришли на дружескую встречу, но друг не явился и не предупредил»).

Поскольку варианты ответов отсутствуют, испытуемый должен самостоятельно придумать ответ на каждый поставленный вопрос «Как можно поступить в данном случае?» (например, «докажу свою правоту», «смирюсь», «перестану общаться», «пожалуюсь родителям»). Научная новизна состоит в том, что испытуемый должен сам найти ответы без подсказок, что, предположительно, более достоверно отражает картину его способов совладания. За любой ответ, в котором испытуемый описывает совладающий поступок, он получает 1 балл. Чем больше ответов даёт испытуемый, тем более разнообразным считается его совладание. Выдержка из одного опросного листа (девушка 23 года) представлена на Рис. 1 (здесь испытуемая получает 17 баллов за 9 вопросов)

Рис 1. Пример проблемных задач и ответов на них из опросника разнообразия совладания

Методика Бека [Beck, Steer, Brown, 1996, Гаранян, 2009] заключается в определении уровня депрессии. Опросник в виде теста был представлен общественности в 1961 году. При этом уже были известны основные симптомы депрессии. После сравнения списка симптомов и клиническим описанием, были созданы 21 вопрос-утверждение, чаще всего встречающихся среди жалоб людей. Опросник разбит на пункты, которые содержат по 4 утверждения. Те, в свою очередь, распределены в порядке увеличения соотношения симптома к степени тяжести депрессии. Процедура исследование может быть упрощена тем, что опросный

лист отдается испытуемому на руки, он заполняет ее самостоятельно. Каждый пункт оценивается от 0 до 3 баллов, в зависимости от тяжести симптома. Общее максимальное количество баллов 62. Уменьшение баллов происходит в связи с улучшением состояния.

Опросник реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Хани-на [Ханин, 1976] содержит две шкалы - ситуативной и личной тревожности. Варианты ответов: никогда, почти никогда, часто, почти всегда. Количество вопросов - 40. Шкала тревоги Спилбергера-Ханина заключает в себе способ определения уровня тревожности в данный момент. Измерение данного показателя важно, так как он является причиной изменения поведения человека. Данная методика является единственной, которая измеряет уровень тревожности сразу в нескольких проекциях - как состояние и как личностное свойство.

Обработка результатов происходит в несколько этапов:

— определение тревожности;

— на основе показаний уровня тревожности составить рекомендации для коррекции поведения испытуемого;

— сравнение показателей в ситуативной тревожности и личностной тревожности, их анализ в зависимости от того или иного фактора (например, гендерная принадлежность).

Опросник враждебности Басса-Дарки [Buss, Durkee, 1957, Ениколопов, 1990] предназначен для измерения уровня враждебности испытуемых. Имеет 8 шкал: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Испытуемому необходимо ответить в общей сложности на 75 вопросов. Варианты ответа -«да», «нет». А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности. Последнюю он описал как «.. реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». При создании опросника, систематизирующего агрессию и враждебность, авторы выделили следующие виды реакций:

— раздражение;

— обида;

— негативизм;

— физическая агрессия;

— косвенная агрессия;

— подозрительность;

— чувство вины;

— вербальная агрессия.

Опросник составлялся по двум принципам:

— вопрос может относиться только к одной форме агрессии;

— вопрос формируется так, чтобы ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник К. Рифф [Ryff, 1989] подразумевает под собой шкалу психологического благополучия. Под благополучием понимается ощущение осмысленности существования индивида, ощущением счастья, удовлетворенности. Методика претерпевала несколько изменений своего содержания. Самым используемым является опросник из 84 пунктов, на каждую из 6 шкал приходится 14 утверждений. В 2005 году опросник был переведен на русский язык Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко [Шевеленкова, Фесенко, 2005]. В данном авторстве использовалось понятие «уровень актуального психологического благополучия». Методика, предложенная К. Рифф, определяет уровень актуального психологического благополучия. В то время как идеальное благополучие не может быть исследовано за отсутствием методик для данного показателя. Таким образом, чтобы максимально исследовать уровень идеального психологического состояния, испытуемым предлагается выполнить тест так, словно он полностью удовлетворен жизнью. Опросник активно используется в разных странах для исследования самых различных сфер психологического благополучия.

Данные опросники использовались для проверки внешней валидности разработанного нами опросника.

Результаты

Измерено общее количество разных ответов испытуемых (среднее = 37,33; СКО=7,59; 1,49 ответа на один вопрос в среднем). Ответы распределены нормально (по Колмогорову-Смирнову, d = 0,10; р > 0,05). Внутренняя согласованность отличная (по Кронбаху, а=0,88; расщеплённая по Гуттману = 0,82). Трудность ответов (которая рассчитывалась как количество среднее количество ответов на каждый вопрос) также была распределена нормально (по Колмогорову-Смирнову, d = 0,13; р > 0,05; среднее = 1,49, размах = 1,28-1,80), то есть лёгкие и трудные вопросы встречались редко, большинство вопросов были средними по трудности. Эти показатели говорят о приемлемых внутренних психометрических свойствах, то есть о внутренней пригодности опросника.

Для проверки внешней валидности, был проведён регрессионный анализ связи общего количества ответов испытуемых и тревожности, враждебности, депрессивности и благополучия. Значимой ^ = 3,39; р = 0,04; R2 = 0,17) оказалась модель, в которой когнитивно-аффективная составляющая депрессии (|3 = 0,30) и ситуативная тревожность (|3 = 0,20) положительно связаны с общим количеством ответов. То есть чем больше ответов даёт на проблемные задачи, тем более он депрессивен (по когнитивно-аффективной составляющей) и тревожен (по ситуативной составляющей). Допускаем, что это может свидетельствовать о наличии подобных стрессовых ситуаций в повседневности депрессивных и тревожных испытуемых; соответственно, они приобрели знания о разнообразных действий в таких ситуациях.

Заключение

Предлагаемый опросник показал внутреннюю и внешнюю пригодность и может быть использован для изучения совладающего поведения. Дальнейшие исследования будут направлены на улучшение методики в части отнесения каждого ответа испытуемых к разнообразным разрядам совладания (противостояние, избегание, переосмысление и др.), что отразит частоту каждого способа совладания, и на сопоставление их с тревожностью, враждебностью, депрессивностью и благополучием.

Конфликт интересов

Авторы статьи заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литературы

Гаранян Н. Г. Депрессия и личность: обзор зарубежных исследований. Часть II //Социальная и клиническая психиатрия. - 2009. - Т. 19. - №. 3. - С. 80-90.

Ениколопов С. Н. Опросник Басса-Дарки // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - 1990. - С. 6-11.

Иванов П.А., Гаранян Н.Г. Апробация опросника копинг-стратегий (COPE) // Психологическая наука и образование. - 2010. - №1. - С. 82-93.

Крюкова ТЛ., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - М. : 2007. № 3. - С. 93-112.

Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб..: Питер. - 2003.

Никитина Т.П., Моисеенко Е.И., Сабирова А.В. Показатели качества жизни у детей 8-18 лет с острым лимфобластным лейкозом в длительной клинико-ге-матологической ремиссии // Вестник Межнационального центра исследования качества жизни. - 2004. - №3-4. - С. 63-69.

Фрейд А. Эго и механизмы защиты //М.: Эксмо. - 2003.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М. : Ренессанс, 1992.

Хазова С. А. Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования //Вестник Костромского государственного университета. - 2013. -Т. 19. - №. 5.

Ханин ЮЛ. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л.: ЛНИИФК, 1976. - 18 с.

Шевеленкова Т.Д., Фесенко Т.П. Психологическое благополучие личности. // Психологическая диагностика. 2005 - №3 - с. 95-121.

References

Buss, A. H., & Durkee, A. (1957). An inventory for assessing different kinds of hostility. Journal of Consulting Psychology, 21(4), 343.

Beck, A. T., Steer, R. A., & Brown, G. K. (1996). Beck depression inventory-II. San Antonio: The Psychological Corporation.

Carver, C. S., Scheier, M. F., & Weintraub, J. K. (1989). Assessing coping strategies: A theoretically based approach. Journal of Personality and Social Psychology, 56, 267-283.

Heim E. (1988). Coping und adaptivitat: gift es geeignetes oder undeeionetes coping? Psychother. Psychosomatik Medizinische Psychol.. 1, 8

Lazarus R.S., Kanner A.D., Folkman S. (1980). Emotions: a cognitive phenomenological analysis In: Emоtiоn. Theоry, Research and Experience. N.Y., pp. 185-217

Lazarus, R. S. (2006). Stress and emotion: A new synthesis. Springer Publishing Company.

Ryff, C. D. (1989). Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 57(6), 1069-1081.s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.