Научная статья на тему 'РЕСУРСНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ И СТИЛИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИИ ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ (ОГЭ/ЕГЭ)'

РЕСУРСНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ И СТИЛИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИИ ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ (ОГЭ/ЕГЭ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экзаменационный стресс / совладающее поведение / копинг-стратегии / ресурсы совладающего поведения / examination stress / coping behavior / coping strategy / resources of coping behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терехова Оксана Ивановна, Богданова Мария Владимировна

Актуальность обсуждаемого в статье вопроса обусловлена тем, что экзаменационный стресс является для старшеклассников одним из сильных факторов стресса. Проблема, на которой сконцентрировано внимание в данной статье, касается ресурсов совладающего поведения старшеклассников, позволяющих справиться с трудной жизненной ситуацией, в частности исследовать взаимосвязь между используемыми копинг-стратегиями и эффективностью совладающего поведения, определяемой как достижение желаемого результата (оценки за экзамен) при низком или среднем уровне тревожности старшеклассников. В соответствии с предложенной классификацией, выбор старшеклассниками копинг-стратегий, относящихся проблемно-ориентированным, будет свидетельствовать о более высокой ресурсной обеспеченности, в то время как выбор копинг-стратегий, относящихся к эмоционально-доминантному стилю совладания, свидетельствует о низкой ресурсной обеспеченности старшеклассников в ситуации подготовки и сдаче государственных экзаменов. Основное место в статье занимает анализ эмпирических данных по опроснику «Юношеская копинг-шкала» Э. Франдерберг и К. Льюиса. Цель эмпирического исследования – проверить гипотезу о том, что существует взаимосвязь между ресурсной обеспеченности старшеклассников в ситуации подготовки и сдачи государственных экзаменов (ОГЭ/ЕГЭ) с эффективностью совладающего поведения старшеклассников. Результаты регрессионного анализа подтвердили гипотезу частично. Полученные результаты факторного анализа указывают на то, что только небольшая часть старшеклассников находится в кластере, отражающем достаточное количество ресурсов (6,1 % выборки), а значительная часть старшеклассников (54,3% выборки) испытывает недостаток ресурсов в ситуации подготовки и сдачи государственных экзаменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Терехова Оксана Ивановна, Богданова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLES OF COPING BEHAVIOR OF STUDENTS IN THE SITUATION OF PREPARATION AND PASSING THE STATE EXAMINATIONS

The relevance of the issue discussed in the article is due to the fact that the examination stress is one of the strongest stress factors for high school students. The problem on which the attention is concentrated in this article concerns the resources of coping behavior of high school students, allowing to cope with a difficult life situation, in particular, to investigate the relationship between coping strategies used and the effectiveness of coping behavior, defined as the achievement of the desired result (assessment for the exam) at a low or medium level of anxiety of high school students. In accordance with the proposed classification, the choice of high school coping strategies related to problem-oriented, will indicate a higher resource availability, while the choice of coping strategies related to the emotional dominant style of coping, indicates a low resource availability of high school students in the situation of preparation and delivery of state exams. The main point in the article is the analysis of empirical data on the questionnaire «Junior coping scale» Frangenberg E., and K. Lewis. The purpose of the empirical study is to test the hypothesis that there is a relationship between the resource provision of high school students in the situation of preparation and passing state exams (OGE/exam) with the effectiveness of coping behavior of high school students. The results of the regression analysis confirmed the hypothesis partially. The obtained results of the factor analysis indicate that only a small part of high school students is in a cluster that reflects a sufficient number of resources (6.1 % of the sample), and a significant part of high school students (54.3% of the sample) lacks resources in the situation of preparation and passing state exams.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ И СТИЛИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИИ ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ (ОГЭ/ЕГЭ)»

УДК 159.923

РЕСУРСНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ И СТИЛИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИТУАЦИИ ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ (ОГЭ/ЕГЭ)

Терехова О. И.1, Богданова М.В.1

1 ФГАОУ ВО «Тюменский Государственный Университет» Институт Психологии и Педагогики 625007, Проезд 9 Мая, д. 5,г. Тюмень, Россия

Для корреспонденции: Терехова Оксана Ивановна, аспирант, Кафедра общей и социальной психологии, Институт Психологии и Педагогики, Тюменский государственный университет; 625007, г. Тюмень, Проезд 9 Мая, д. 5; e-mail: matsalosan@mail.ru

Богданова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и социальной психологии, Институт Психологии и Педагогики, Тюменский государственный университет; 625007, г. Тюмень, Проезд 9 Мая, д. 5;

e-mail: bogdanova-mv@yandex.ru

For correspondence: Terehova Oksana Ivanovna, Post-graduate Student, Department of General and Social Psychology, Tyumen State University, Tyumen, Russia,

e-mail: matsalosan@mail.ru

Bogdanova Mariya Vladimirovna, Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Russia, e-mail: bogdanova-mv@yandex.ru

РЕЗЮМЕ

Актуальность обсуждаемого в статье вопроса обусловлена тем, что экзаменационный стресс является для старшеклассников одним из сильных факторов стресса. Проблема, на которой сконцентрировано внимание в данной статье, касается ресурсов совладающего поведения старшеклассников, позволяющих справиться с трудной жизненной ситуацией, в частности исследовать взаимосвязь между используемыми копинг-стратегиями и эффективностью совладающего поведения, определяемой как достижение желаемого результата (оценки за экзамен) при низком или среднем уровне тревожности старшеклассников. В соответствии с предложенной классификацией, выбор старшеклассниками копинг-страте-гий, относящихся проблемно-ориентированным, будет свидетельствовать о более высокой ресурсной обеспеченности, в то время как выбор копинг-стратегий, относящихся к эмоционально-доминантному стилю совладания, свидетельствует о низкой ресурсной обеспеченности старшеклассников в ситуации подготовки и сдаче государственных экзаменов. Основное место в статье занимает анализ эмпирических данных по опроснику «Юношеская копинг-шкала» Э. Франдерберг и К. Льюиса. Цель эмпирического исследования - проверить гипотезу о том, что существует взаимосвязь между ресурсной обеспеченности старшеклассников в ситуации подготовки и сдачи государственных экзаменов (ОГЭ/ЕГЭ) с эффективностью совладающего поведения старшеклассников. Результаты регрессионного анализа подтвердили гипотезу частично. Полученные результаты факторного анализа указывают на то, что только небольшая часть старшеклассников находится в кластере, отражающем достаточное количество ресурсов (6,1 % выборки), а значительная часть старшеклассников (54,3% выборки) испытывает недостаток ресурсов в ситуации подготовки и сдачи государственных экзаменов.

Ключевые слова: экзаменационный стресс, совладающее поведение, копинг-страте-гии, ресурсы совладающего поведения.

STYLES OF COPING BEHAVIOR OF STUDENTS IN THE SITUATION OF PREPARATION AND PASSING THE STATE EXAMINATIONS.

Terehova O. I., Bogdanova M.V.

SUMMARY

The relevance of the issue discussed in the article is due to the fact that the examination stress is one of the strongest stress factors for high school students. The problem on which the attention is concentrated in this article concerns the resources of coping behavior of high school students, allowing to cope with a difficult life situation, in particular, to investigate the relationship between coping strategies used and the effectiveness of coping behavior, defined as the achievement of the desired result (assessment for the exam) at a low or medium level of anxiety of high school students. In accordance with the proposed classification, the choice of high school coping strategies related to problem-oriented, will indicate a higher resource availability, while the choice of coping strategies related to the emotional dominant style of coping, indicates a low resource availability of high school students in the situation of preparation and delivery of state exams. The main point in the article is the analysis of empirical data on the questionnaire «Junior coping scale» frangenberg E., and K. Lewis. The purpose of the empirical study is to test the hypothesis that there is a relationship between the resource provision of high school students in the situation of preparation and passing state exams (OGE/exam) with the effectiveness of coping behavior of high school students. The results of the regression analysis confirmed the hypothesis partially. The obtained results of the factor analysis indicate that only a small part of high school students is in a cluster that reflects a sufficient number of resources (6.1 % of the sample), and a significant part of high school students (54.3% of the sample) lacks resources in the situation of preparation and passing state exams.

Key words: examination stress, coping behavior, coping strategy, resources of coping behavior.

Для становления системы жизнеобеспечения личности подростка представляется важным наличие и развитие ресурсов совладающего поведения [1,6]. Наиболее трудной и значимой для большинства старшеклассников ситуацией, требующей совладающего поведения, является ситуация подготовки и сдачи государственных экзаменов (ОГЭ/ЕГЭ).

Ситуация сдачи государственных экзаменов старшеклассниками в широком смысле - выбор самих экзаменов, усилия, направленные на подготовку к экзамену, непосредственный процесс тестирования, полученные результаты и в итоге возможность продолжить обучение в выбранном среднем или высшем учебным заведении - является не только ситуацией оценки знаний, но тем значимым событием, которое во многом определяет дальнейший жизненный путь учащегося. В результате ситуация сдачи государственных экзаменов приобретает для старшеклассников ту повышенную значимость, которая согласно теории Лазаруса и Фолкмана [3] порождает стресс, но многие учащиеся оказываются неспособны справиться со стрессом, что отрицательно сказывается как на их физическом, так и на психическом здоровье.

Согласно последним исследованиям российских и зарубежных ученных, экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся, оказывая негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы школьников [4]. Хронический стресс, испытываемый старшеклассниками в процессе подготовки к государственным экзаменам, может приводить к истощению адаптационных ресурсов личности и, в результате вызывать различные нарушения в системе психической адаптации школьников[5,6].

Неуспешная сдача государственного экзамена нередко становится психотравмиру-ющим фактором, может являться пусковым механизмом реактивной депрессии и даже становиться причиной суицидального поведения.

Исследователями Гапоновой С.А., Пасынковой Н.Б. также доказано, что высокий уровень стресса негативно влияет на протекание процессов мышления и памяти, и может отрицательно влиять на результат экзаменов, поскольку способность справляться со стрессовыми факторами в ситуации сдачи экзамена имеет для окончательного результата не меньшее значение, чем определенный уровень подготовки и способностей, которыми обладают учащиеся [7, 8].

Ученные считают, что именно в юношеском возрасте, когда у старшеклассников активно формируются копинг-ресурсы, копинг-стратегии, приобретает актуальность развитие эффективных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций [9, 10]. В ситуации сдачи государственных экзаменов исследователи Симатова О.Б, Космакова И.Н. обращают

внимание на взаимосвязи продуктивности копинг-стратегий и результатов государственных экзаменов [11].

Это отражает общую тенденцию, когда внимание учителей, родителей и самих учащихся направлено на достижение результатов - получение старшеклассниками определенных оценок (баллов). Совладание со стрессом является желательным, но не обязательным элементом подготовки к экзамену.

Согласно концепции стресса, разработанной С. Фолкман и Р. Лазарусом, эффективным совладание можно назвать не только при разрешении трудной ситуации (достижении определенных результатов), но и при отсутствии напряжения и дискомфорта. Кроме того, исследования показывают наличие корреляции в отношении испытуемой учащимися тревожности и ухудшении результатов экзаменов [3].

Проблема эффективности используемых копинг-стратегий актуальна и для зарубежных исследователей. Так разработчики опросника «Юношеская копинг-шкала» Э. Франдер-берг и К. Льюис [12] выделяют продуктивные, непродуктивные и социальные копинг-стра-тегии.

Используя кластерный и факторный анализ, российские ученные обнаружили в выделенных кластерах несоответствие состава используемых подростками копинг-стратегий классификации стратегий совладания на продуктивные, непродуктивные и социальные стили.

Холодная М. А., Берестнева О. Г., Муратова Е. А. [14] предложили иную классификацию, учитывающую оценку двух критериев - как совладание с тревожностью, так и разрешимость ситуации (достижение желаемых результатов).

Рис. 1. Классификация стилей совладания в зависимости от оценки ситуации.

В зависимости от оценки преодолимости/непреодолимости и разрешимости/неразрешимости ситуации российские ученые выделяют четыре стиля: 1) социотропный стиль (социальная поддержка, друзья, принадлежность, отвлечение), 2) проблемно-ориентированный стиль (решение проблемы, работа и достижения, профессиональная помощь, общие действия), 3) мобилизационному стилю (активный отдых, позитивный фокус, уход в себя, игнорирование), 4) эмоционально-доминантный - несовладание, разрядка, беспокойство, самообвинение, духовность, чудо.

Таким образом, эффективность совладания у старшеклассников при подготовке и сдаче государственных экзаменов, можно определить как достижение желаемого результата (оценки за экзамен) при низком или среднем уровне тревожности учащихся. Соответственно можно предположить, старшеклассники, которые наиболее ресурсно обеспечены, и оценивают свои возможности как достаточные для того, чтобы справиться с трудной ситуацией и своим психоэмоциональным состоянием, будут достигать высоких оценок, испытывая наименьшее напряжение, в то время, как старшеклассники, которые будут ощущать, что у них не хватает ресурсов справится с поставленной задачей, будут испытывать высокий уровень тревожности и получать более низкие баллы. В соответствии с предложенной классификацией, выбор старшеклассниками копинг-стратегий, относящихся проблемно-ориентированным, будет свидетельствовать о более высокой ресурсной обеспеченности, в то время как выбор копинг-стратегий, относящихся к эмоционально-доминантному стилю совладания, свидетельствует о низкой ресурсной обеспеченности старшеклассников в ситуации подготовки и сдаче государственных экзаменов.

Цель исследования выявить связь ресурсной обеспеченности старшеклассников в ситуации подготовки и сдачи государственных экзаменов (ОГЭ/ЕГЭ) с эффективностью совладающего поведения старшеклассников, определяемой как достижение желаемого результата (оценки за экзамен) при низком или среднем уровне тревожности старшеклассни-

Гипотезы исследования

Эффективность совладания, определяемая как достижение желаемого результата (оценки за экзамен) при низком или среднем уровне тревожности старшеклассников, имеет связь с разными стилями копинг-стратегий, применяемыми старшеклассниками при подготовке и сдаче государственных экзаменов (ОГЭ/ЕГЭ).

Характеристика выборки

92 испытуемых (42 учеников 11-х классов и 34 учеников 9-х классов среднеобразова-тельных школ г. Тюмени, 16 студентов первого курса ТюмГУ)

МЕТОДЫ

Опросник «Юношеская копинг-шкала» (Adolescent Coping Scale, ACS), разработанный в 1993 г. Эрикой Фрайденберг и Рамоном Льюисом, русскоязычная адаптация сделана в 2002 году Т.Л. Крюковой), опросник «Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний» Барышева А.Ю.

Обработка данных осуществлялась с помощью программ Statistica и SPSS Statistics. Был применен кластерный, факторный и регрессионный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

По итогам использования кластерного анализа (рис.2) было обнаружено, что ко-пинг-стратегии, используемые старшеклассниками при подготовке и сдаче государственных экзаменов, объединились в четыре кластера, которые можно описать как:

1) социальный (социальная поддержка, друзья, принадлежность, общие действия, профессиональная помощь);

2) эмоционально-доминантный (несовладание, разрядка, игнорирование, самообвинение, уход в себя);

3) проблемно-ориентированный (решение проблемы, работа и достижения, позитивный фокус, отвлечение);

4) мобилизационный (беспокойство, чудо, духовность, активный отдых).

Рис. 2. Результаты кластеризации копингов, используемых старшеклассниками при подготовке и сдаче государственных экзаменов.

Tree Diagram for 1 S Variables Warrf's method 1 -Pearson г

Co ц_поддер>жа ДР узья Принадлежность О 6 щ_дей стеи п Проф_помощь Реш_проблемы □ тЕгечение Работа_дости*ения Позит_ф о кус Беспокойстве Чудо ДуХЛЕНССТЬ Акт И отдых НессЕгадание Раарчдка Самообвинение Игн о ри р с Еа н и е Уход_в_се&я

□, □ 0,5 1.0 1.5 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0

Linkage Шйапсе

В общем кластеризация подтверждает выделение четырех групп, но выделенные кластеры по своему содержанию не вполне соответствуют модели, представленной костромской школой (Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А.), и требуют дальнейшего уточнения.

По результатам применения факторного анализа было обнаружено пять значимых факторов, которые охватывают 70,15 % выборки.

Первый фактор (таб. 1) включает в себя такие копинг-стратегии как профессиональная помощь, социальная поддержка, общие действия, друзья, принадлежность и решение проблемы, его можно назвать социальным копинг-стилем.

Таблица 1. Копинг-стратегии, входящие в первый фактор (объем фактора26,49%)

Копинг-стратегии Социальный стиль

Проф_помощь 0,83

Соц_поддержка 0,79

Общ_действия 0,73

Друзья 0,68

Принадлежность 0,61

Самообвинение -0,11

Представляют интерес результат исследования Нижегородцевой Н.Н. и Тарасовой С.С., показывающие, что у подростков со средним уровнем осознанной саморегуляции наряду со стратегиями «планирование решения проблем» и «принятие ответственности» преобладающей является также стратегия «самоконтроль», в то время как подростки с высоким уровнем осознанной саморегуляции в дополнение к двум первым стратегиям (планирование решения проблем, принятие ответственности) используют копинг-стратегию «поиск социальной поддержки»[15]. Такие данные могут говорить о том, что социальный копинг-стиль появляется в онтогенезе позже, когда подросток осозннано начинает искать и привлекать ресурсы социального окружения.

Второй фактор (таблица 2) состоит из следующих копинг-стратегий: разрядка, игнорирование, несовладание, самообвинение, уход в себя. Во втором факторе представлены эмоциональные копинг-стратегии, связанные с негативными переживаниями по поводу ситуации сдачи государственных экзаменов, и их можно отнести к эмоционально-доминантному стилю совладания.

Таблица 2. Копинг-стратегии, входящие во второй фактор(16,13%)

Копинг-стратегии Эмоционально-доминантный стиль

Разрядка 0,80

Игнорирование 0,78

Несовладание 0,70

Самообвинение 0,56

Уход в себя 0,53

Третий фактор (таблица 3), включает в себя такие стратегии как духовность, активный отдых, позитивный фокус, эти стратегии можно рассматривать как эмоциональные стратегии, направленные на формирование более позитивного эмоционально-физического состояния, и с этой точки зрения их можно назвать мобилизационными стратегиями.

Таблица 3. Копинг-стратегии, входящие в третий фактор(11,64%)

Копинг-стратегии Мобилизационный стиль

Духовность 0,81

Активный отдых 0,80

Позит_фокус 0,62

Четвертый фактор (таблица 4) состоит из таких стратегий как беспокойство, чудо, принадлежность. Представляется, что, включенная разработчиками опросника Юношеская копинг-шкала, такая стратегия как беспокойство, может отражать как переживаемый испытуемым уровень стресса, связанный с ситуацией, так и общий уровень тревожности испытуемого. Данные копинг-стратегии скорее относятся к эмоционально-доминантному стилю совладания.

Таблица 4. Копинг-стратегии, входящие в четвертый фактор(9,7%)

Копинг-стратегии Эмоционально-доминантный стиль

Беспокойство 0,74

Чудо 0,66

Принадлежность 0,62

Пятый фактор (таблица 5) содержит две копинг-стратегии: работа, достижение, стратегия, которую ученные относят к проблемно-ориентированному стилю совладания, и отвлечение, стратегия, которая ученными считается либо непродуктивной, либо условно-продуктивной.

Таблица 5. Копинг-стратегии, входящие в пятый фактор(6,17%)

Копинг-стратегии Проблемно-ориентированный стиль

Работа, достижения 0,79

Отвлечение 0,62

Сочетание в одном факторе двух таких разных стратегий, может объясняться тем, что испытуемые, которые умеют продуктивно работать, достигать решения поставленных задач, умеют также осмысленно переключаться на другие виды деятельности. В пользу этого предположения можно привести данные исследования Коломеец Л.А. [2] о том, что способность воспринимать свою жизнь, как наполненный смыслом, интересный и эмоционально насыщенный процесс (шкала опросника Смысло-жизненные ориентации Д.А. Леонтьева)

у старшеклассников положительно коррелирует с такими копинг-стратегиями как решение задач ( г=0,25) и социальное отвлечение (г=0,29).

Регрессионный анализ результатов (среднего балла) государственных экзаменов, уровня тревожности, испытываемый старшеклассниками в ситуации сдачи государственных экзаменов, и применяемых старшеклассниками копинг-стратегий, выявил следующие взаимосвязи: обратную корреляцию между средним баллом, полученным на государственных экзаменах, и такой копинг-стратегией как игнорирование (г= - 0,15) (таблица 6).

Таблица 6. Результаты регрессионного анализа (зависимая переменная: ср_балл_ОГЭ)

Модель Нестандартизованные коэффициенты Стандартизованные коэффициенты t Знч.

В Стд. Ошибка Бета

1 (Константа) 4,821 ,260 18,533 ,000

Игнорирование -,015 ,005 -,367 -2,765 ,008

А также прямую корреляцию между уровнем тревожности и такими копинг-стратегия-ми как профессиональная помощь (г= 0,047) и беспокойство (г=0,054).

Регрессионный анализ стилей совладания, используемых старшеклассниками в ситуации подготовки и сдачи государственных экзаменов, и среднего балла, полученного на экзамене, не выявил взаимосвязи.

По результатам регрессионного анализа уровня тревожности старшеклассников, испытуемого в ситуации подготовки и сдачи государственных экзаменов, и стилей совла-дания, была выявлена прямая корреляция между уровнем тревожности и социотропным стилем совладания старшеклассников (г=0,04).

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кластеризация подтверждает выделение четырех стилей совладания - социотроп-ного (социального), эмоционально-доминантного, проблемно-ориентированного и мобилизационного, но выделенные кластеры по своему содержанию не вполне соответствуют модели, представленной костромской школой (Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А.) и нуждаются в дальнейшем уточнении.

2. В результате факторизации были выделены пять кластеров, из анализа которых следует, что значительная часть старшеклассников в ситуации подготовки и сдачи государственных экзаменов ищет социальной поддержки (26,5% выборки), примерно такое же количество старшеклассников испытывают беспокойство и негативные переживания, то есть ощущают недостаток ресурсов (16,13% выборки), каждый десятый старшеклассник пытается оптимизировать свое эмоционально-физическое состояние (11,6 % выборки), и только небольшая часть старшеклассников находится в кластере, отражающем достаточное количество ресурсов (6,1 % выборки).

3. Старшеклассники, испытывая тревожность в ситуации подготовки и сдачи государственных экзаменов, чаще по сравнению с другими видами копингов используют стратегию поиска социальной поддержки, о чем свидетельствует прямая корреляция между уровнем тревожности и социотропный стилем совладания в общем, и копинг-стратегий обращение за профессиональной помощью в частности. Выделение фактора, включающего в себя социально-ориентированные стратегии, который использует около 26 процентов испытуемых, позволяет говорить о большой значимости социальной поддержки для старшеклассников в ситуации подготовки и сдачи государственных экзаменов. В дальнейшем планируется более подробно изучить в каких видах социальной поддержки нуждаются старшеклассники.

4. Выявленные в результате регрессионного анализа корреляции частично подтверждают гипотезу об эффективности совладания: обнаружена обратная корреляция между средним баллом ЕГЭ и копинг-стратегией игнорирования, а также прямая корреляция между уровнем тревожности и социотропным стилем совладания старшеклассников.

ОГРАНИЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В отношении применяемого опросника «Юношеская копинг-шкала» (Adolescent Coping Scale, ACS) Э. Фрайденберг и Р. Льюиса справедливы замечания, которые исследователи высказывают относительно опросниковых методик [16]. Так Ж. Брайт и Ф. Джонс [17] отмечают, что ответы испытуемых на вопросы носят ретроспективный характер, и испытуемые могут отмечать не столько свое реальное поведение, сколько свое представление о том, как лучше поступать в такой ситуации. Не исключено, что фактор социальной желательности может вносить искажения в ответы испытуемых.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты данного исследования могут найти применение в психологии и педагогике, в частности для составления психологической программы подготовки к государственным экзаменам.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest: We have no conflict of interest to declare.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданова М.В., Доценко Е.Л. Саморегуляция личности: от защит к созиданию. Тюмень: Мандр и Ка, 2010. - 204 с.

2. Коломеец Л.А. Особенности проявления копинг-стратегий старшеклассников в стрессовых ситуациях.// Теория и практика общественного развития. 2015. №17.С.216-219.

3. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York, 1984. -218 p.

4. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Автореферат дис. д-ра пси-хол. наук / Ю.В. Щербатых. - СПб., 2001. - 32 с

5. Дерягина Л.Е., Шипилева Н.В., Гудков А.Б., Пащенко В.П., Булатецкий С.В., Ермакова Н.В. Взаимосвязь уровня тревожности и регуляторного профиля ритма сердца у курсантов в условиях проведения экзаменов.// Экология человека. 2017. - №12. С.21-24.

6. Исаева Е.Р. Совладающее со стрессом и защитное поведение личности при расстройствах психической адаптации различного генеза. дис. д-ра психол. наук.- СПб., 2010.- 367 с.

7. Гапонова С. А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы: монография / С. А. Гапонова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нижегор. гос. пед. ун-т. Н.Новгород, 2004. - 197 с.

8. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Н. Б. Пасынкова // Психологический журнал. 1996. - Т. 17. №1. - С. 169-174.

9. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома. КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 296 с.

10. Станибула С.А. Копинг-стратегии: развитие в онтогенезе// Развитие личности. Проблемы психологии и педагогики. 2017, №3, стр. 195-204

11. Симатова О.Б, Космакова И.Н. Взаимосвязь продуктивности копинг-стратегий у старшеклассников и результатов ЕГЭ. // Теория и практика общественного развития. 2014. №3. С.96-98.

12. Стрижиус Е.И. Динамика тревожности в старшем школьном возрасте: Автореферат канд. пси-хол. наук. / Стрижиус Е.И. - М. 2013. - 19 с.

13. Frydenberg E., Lewis R. Adolescent coping styles and strategies. Is there functional and dysfunctional coping? // Australian J. of Guidance and Counceling, 1991. P. 35-43.

14. Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте: к проблеме конструктной валидности опросника «Юношеская копинг-шкала» // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 143-156.

15. Нижегородцева Н.Н., Тарасова С.С. Совладающее поведение подростков с разным уровнем осознанной саморегуляции // Ярославский педагогический вестник. 2017. - №2. С. 211-215.

16. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь. 2004. - 166с.

17. Jones F., Bright J. Stress: Myth, Theory and Research. Harlow: Prentice Hall (England), 2001. - 328 p.

REFERENCES

1. Bogdanova M.V., Docenko E.L. Samoregulyaciya lichnosti: ot zashit k sozidaniyu. Tyumen: Mandr i Ka, 2010. - 204 s.

2. Kolomeec L.A. Osobennosti proyavleniya koping-strategij starsheklassnikov v stressovyh situaciyah.// Teoriya i praktika obshestvennogo razvitiya. 2015. №17.S.216-219

3. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York, 1984. -218 p.

4. Sherbatyh Yu.V. Vegetativnye proyavleniya ekzamenacionnogo stressa:

5. Avtoreferat dis. d-ra psihol. nauk / Yu.V. Sherbatyh. - SPb., 2001. - 32 s.

6. Deryagina L.E., Shipileva N.V., Gudkov A.B., Pashenko V.P., Bulateckij S.V., Ermakova N.V. Vzaimosvyaz urovnya trevozhnosti i regulyatornogo profilya ritma serdca u kursantov v usloviyah provedeniya ekzamenov.// Ekologiya cheloveka. 2017. - №12. S.21-24.

7. Isaeva E.R. Sovladayushee so stressom i zashitnoe povedenie lichnosti pri rasstrojstvah psihicheskoj adaptacii razlichnogo geneza. dis. d-ra psihol. nauk.- SPb., 2010.- 367 s.

8. Gaponova S. A. Funkcionalnye psihicheskie sostoyaniya studentov v obrazovatelnom prostranstve vysshej shkoly: monografiya / S. A. Gaponova; M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii, Nizhegor. gos. ped. un-t. N.Novgorod, 2004. - 197 s.

9. Pasynkova N. B. Svyaz urovnya trevozhnosti podrostkov s effektivnostyu ih intellektualnoj deyatelnosti / N. B. Pasynkova // Psihologicheskij zhurnal. 1996. - T. 17. №1. - S. 169-174.

10. Kryukova T.L. Psihologiya sovladayushego povedeniya v raznye periody zhizni. Kostroma. KGU im. N.A. Nekrasova, 2010. - 296 s.

11. Simatova O.B, Kosmakova I.N. Vzaimosvyaz produktivnosti koping-strategij u starsheklassnikov i rezultatov EGE. // Teoriya i praktika obshestvennogo razvitiya. 2014. №3. S.96-98.

12. Frydenberg E., Lewis R. Adolescent coping styles and strategies. Is there functional and dysfunctional coping? // Australian J. of Guidance and Counceling, 1991. P. 35-43.Stanibula S.A. Koping-strategii: razvitie v ontogeneze// Razvitie lichnosti. Problemy psihologii i pedagogiki. 2017, №3, str. 195-204

13. Strizhius E.I. Dinamika trevozhnosti v starshem shkolnom vozraste: Avtoreferat kand. psihol. nauk. / Strizhius E.I. - M., 2013. - 19 s.

14. 14.Holodnaya M.A., Berestneva O.G., Muratova E.A. Struktura strategij sovladaniya v yunosheskom vozraste: k probleme konstruktnoj validnosti oprosnika «Yunosheskaya koping-shkala» // Voprosy psihologii. 2007. № 5. S. 153-156.

15. Nizhegorodceva N.N., Tarasova S.S. Sovladayushee povedenie podrostkov s raznym urovnem osoznannoj samoregulyacii // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2017. - №2. S. 211-215.

16. Ababkov V.A., Perre M. Adaptaciya k stressu. Osnovy teorii, diagnostiki, terapii. SPb.: Rech, 2004. -166s.

17. Jones F., Bright J. Stress: Myth, Theory and Research. Harlow: Prentice Hall (England), 2001. - 328 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.