Рецензии
Советское градостроительство: от «золотого века» архитектурного авангарда к неоклассике
Ю.Л. Косенкова. Советское градостроительство. 1917-1941: коллективная монография в 2-х книгах / Отв. ред. Ю.Л.Косенкова. - М.: Прогресс-Традиция, 2018.: кн.1. -820 с. : ил.; кн. 2 - 672 с. : ил.
Задача воссоздания стереоскопической целостной картины истории градостроительства в СССР остаётся в актуальной повестке дня российской науки, несмотря на интенсивные непрерывные с начала 1990-х годов историко-теоретические исследования этого этапа советского градостроительства. Эту задачу в значительной мере решает и вышедшая в 2018 году в издательстве «Прогресс-Традиция» монография «Советское градостроительство. 1917-1941», подготовленная коллективом авторов в составе: А.Г. Вайтенс, Ю.П. Волчок, А.Г. Вяземцева, С.С. Духанов, И.А. Казусь, Ю.Л. Косенкова, Е.В. Конышева, М.Г. Меерович, Э.Писториус, Т.Н. Самохина, Ю.Д. Старостенко, А.С.Щенков, Г.Н. Яковлева. Автор концепции издания и ответственный редактор Ю.Л. Косенкова во Введении сформулировала идею монографии и своего рода развёрнутую аннотацию, раскрывающую содержание книги: «...коллективная монография не является в узком смысле "академическим" изданием. Но в то же время нельзя не отметить, что исследования, вошедшие в монографию, сугубо академичны по свои научным подходам, базируются на обширных массивах новых исторических материалов, в том числе архивных, и отличаются, насколько это возможно, приверженностью к традиции точного, документально подтверждённого знания.
Исследования. не только имеют концептуальный характер, они также существенно восполняют имеющиеся многочисленные фактические пробелы в знании об объекте исследования - советском градостроительстве довоенного периода».
Монография, изданная в двух книгах, включает шесть исследовательских разделов, в седьмом разделе собраны
документальные приложения. Четыре раздела составили содержание первой книги: Раздел 1. Градостроительство в контексте политики советского государства; Раздел 2. Москва: формирование «градостроительного эталона» страны советов; Раздел 3. Унифицирующее начало в градостроительстве и его преломления; Раздел 4. Городской контекст.
Первый раздел по существу раскрывает основную, базовую черту градостроительной деятельности в Советской стране на этапе активных поисков путей развития в первые послевоенные годы. Открывает этот раздел текст Ю.Л. Косенковой, в котором автор сосредотачивается на выявлении и по возможности реконструкции процесса создания системы управления градостроительными процессами в условиях полного огосударствления градостроительного процесса. Заключается повествование выводом о том, что «. ..после революции, на фоне демократических лозунгов, исподволь начался разворачиваться обратный процесс: жёсткая централизация, подчинение при-
Совгород Большой Свердловск. Схема расположения пригородных территорий сельскохозяйственного назначения (колхозов, совхозов и ферм). Проект. 1932
162 3 2018
нимаемых решении сиюминутнои узко понимаемой экономической выгоде, и, главное, постепенная смена приоритетов власти: во главу угла ставилось уже не благо народа, а развитие военно-промышленного комплекса».
Далее авторы последовательно рассматривают процессы трансформации градостроительных идей начала века, в том числе концепции города-сада, практические шаги по связи районирования страны с задачами развития приоритетных отраслей экономики.
Эволюция теоретических преставлений в условиях укореняющихся требований власти по организации форм новой жизни, нового быта приводит к дальнейшему уходу все шире распространяющихся типов рабочих посёлков от говардов-ского прототипа, от мировых тенденций развития градостроительства. Противостояние «урбанистов» и «дезурбанистов», дискуссии о социалистическом расселении, теоретические
идеи трансформации города сада... завершились принятием постановления ЦК ВКП(б) «О работе по перестройке быта» от 16 мая 1930 г., декретировавшим, «необходимость в данный момент максимального сосредоточения ресурсов на быстрейшей индустриализации страны.». Теоретизирование профессионального цеха с широким участием общественности было резко остановлено указаниями вести запланированную работу по осуществлению программы индустриализации.
Обращаясь к фактическим материалам, исследователи представляют процесс формирования идей социалистического расселения и практического воплощения представлений власти о роли градостроительства. Своего рода фиксацией успехов в деятельности по промышленному районированию и расселению стали решения XVII съезда ВКП(б) 1934 года, отметившего, что «.устанавливаемая программа размещения производительных сил во втором пятилетии обеспечивает. более равномерное размещение производительных сил и приближение промышленности к источникам сырья. завершение экономического районирования страны в целом».
Сталинградский промышленный район. Схема размещения промышленных предприятий и соцгородов
Карта коллективизации сельского хозяйства СССР (Европейская часть) с указанием мест расположения, создаваемых МТС. 1929
Процесс индустриализации сопровождается гигантской работой по строительству новых «социалистических городов»: Нижний Тагил, Большой Свердловск, Магнитогорск, Макеевка, Запорожье, Щегловск (Кемерово).
Воплощение идей пространственной организации индустриально-жилых образований сопровождается поисками новой типологии жилища, построением сети обслуживания (графические схемы их приведены в книге на примере соц-города Бобрики).
Второй раздел монографии посвящён уникальной роли Москвы - «градостроительному эталону» страны Советов.
Ансамбли как вектор развития столицы, проекты реконструкции Москвы (1918-1925), генплан столицы 1935 года
в процессе формирования как своего рода лаборатория градостроительных идей, причём идей нередко противоположных, взаимоисключающих. Авторы подчёркивают, как создаваемая модель городской структуры постепенно становится «автономной от творческой воли архитектора». Завершается раздел анализом результатов воплощения идеи ансамбля в градостроительстве советских городов.
Третий раздел, в определённой мере развивая выводы предшествующего, раскрывает опыт градостроительной деятельности в Петрограде-Ленинграде, регионах России и городах союзных республик, а также проблемы и варианты планировки и застройки сельских поселений. Представлен-
ный опыт сопоставительного описания приёмов решения градостроительных задач даёт возможность читателям ознакомиться со всем спектром форм застройки городов разного типа, с разной историей: от городов на чистом месте до исторических, построенных при этом на одних и тех же базовых принципах.
Соцгород Бобрики. Школьная сеть
Соцгород Бобрики. Сеть транспортных магистралей
164 3 2018
Москва. Проект Генерального плана 1935 г. Фрагмент перспективы
Завершающий первую книгу раздел «Городской контекст» посвящён осмыслению теоретических предпосылок организации жизни городов СССР в условиях социалистической действительности.
Очень важным аспектом этого раздела стала глава о роли архитектурно-градостроительного наследия в советском городе довоенного периода . На примере застройки городов автор демонстрирует всю сложность ситуаций реализации проектных решений на относительно свободных пригородных участках и в условиях вторжения в старый город новых зданий, отмечая программный характер преобразований, повлиявших на развитие уже послевоенного города.
Особое место в разделе принадлежит теме «Жилище в структуре советского города 1920-1930-х гг.».
I Орск. Проект квартала первой очереди. Арх. М. Стам, Г. Шмидт и др. 1932
Москва. Проект реконструкции площади Свердлова. Планировочная мастерская № 2. Арх. И.В. Ткаченко, В.В. Шило. 1936
Конкурсный проект планировки Путиловского района Пе- Проект планировки Барнаула. Перспектива центральной трограда. Генплан. Арх. Л.М. Тверской и Н.А. Троцкий. 1-я площади. Запсибпроект. 1937 премия. 1920
В целом четвёртый раздел - это взгляд изнутри, теоретико-практическое осмысление происходящих изменений в исторически сложившихся городах.
Книга вторая включает пятый и шестой разделы.
Пятый раздел «Организация градостроительства и методология проектирования городов» посвящён организационной стороне градостроительной деятельности, неразрывной его связи с содержанием процесса формирования законодательной базы, конкурсным проектированием, различными подходами к проектированию городов, его методологии в условиях меняющейся динамики общественно-политической жизни.
В шестом разделе предпринята попытка рассмотреть советское градостроительство в контексте мировых градостроительных процессов. Анализ логично начинается с обзора тенденций развития градостроительства в странах Европы и Америки в 1920-1930-е годы, затем раскрываются возможные аспекты влияния зарубежного опыта на практику городского планирования и жилищного строительства, практическое участие зарубежных архитекторов в проектировании в СССР.
Завершают раздел две, оригинально построенные главы, реконструирующие архитектурно-градостроительную практику в «зеркале» печати: опыт СССР в зарубежной и западный опыт в советской печати.
Исключительно важное место в монографии занимает раздел VII «Архивные документы и материалы». В Приложении 1 собраны архивные документы 1918-1930-х годов по советскому градостроительству. В приложении 2 дан краткий хронологический перечень основных постановлений, инструкций и распоряжений по градостроительству (1917-1941). Приложение 3 представляет постановления, инструкции и распоряжения по градостроительству (1917-1941). Все три приложения составлены Ю.Л. Косенковой. Приложение 4, построенное на документах Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории и посвящённое архитектурно-градостроительной жизни Москвы 1930-х годов, составлено Ю.Л. Косенковой по архивным записям Т.Н. Самохиной.
В условиях продолжающегося изучения истории советского градостроительства роль этих систематизированных и ранжированных в логике повествования документов важна и придаёт общему описанию особую документальную окраску.
В целом, главы, как и отдельные страницы советской градостроительной истории, составляют многогранную сложную картину, в значительной мере впервые раскрывающую многомерность и противоречивость процесса становления и воплощения политики государства в сфере планировки, освоения и управления поселениями на огромных территориях страны, реализации социально-экономических и административно-политических целей, влияния культурных и технологических аспектов на процесс развития.
В научный оборот введён целый ряд новых материалов, позволивших авторам не только реконструировать в той или иной мере процесс, но и предложить ряд его новых оценок, порой полемических в своей новизне, но опирающихся на
предложенную исследователями источниковедческую базу и глубокий многосторонний анализ происшедшего.
Ещё раз подчеркну исключительно важную, систематизирующую роль в создании монографии признанного исследователя истории советского градостроительства члена-корреспондента РААСН, доктора архитекторы Ю.Л. Косенковой.
Монография иллюстрирована в том числе впервые публикуемыми фотографиями и схемами, имеет развитый справочный аппарат. В совокупности материалов монография представляет сегодня наиболее полную попытку раскрытия феномена советского градостроительства 1920-1930-х годов. Безусловно, этот труд окажет существенное влияние как на развитие последующих научных исследований, так и на понимание процессов в градостроительстве нашей страны, изучение историко-культурного наследия XX века.
Академик РААСН Г.В. Есаулов
Проект реконструкции Москвы. Жилкомбинат «Октябрь». Генплан. Бригада арх. Э. Мая. 1932
166 3 2018