Научная статья на тему 'СОВЕТСКО-СЕВЕРОКОРЕЙСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1953-1991 ГГ.)'

СОВЕТСКО-СЕВЕРОКОРЕЙСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1953-1991 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экономика КНДР / советско-северокорейские отношения / Советский Союз / Северная Корея / экономические отношения / Экономика КНДР / советско-северокорейские отношения / Советский Союз / Северная Корея / экономические отношения

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хренов Валентин Валерьевич, Ростовская Мария Дмитриевна

Предметом исследования является экономическое взаимодействие СССР с КНДР после завершения Корейской войны. Нижней границей хронологических рамок является 1953 год, когда было подписано перемирие в Корейской войне. В качестве верхней границы выбран 1991 год, который ознаменовался распадом Советского Союза и крахом биполярной системы. Послевоенное восстановление экономики Северной Кореи осуществлялось в большей степени именно с помощью советской техники и технологий, с привлечением советских инженеров и ученых, которые не только участвовали непосредственно в строительных работах, но и помогали обучать будущих северокорейских специалистов. Актуальность исследования заключается в том, что современная экономика Северной Кореи по сей день сохраняет основу, созданную во многом благодаря экономической помощи со стороны Советского Союза. Кроме того, в настоящее время как современная Россия, так и другие страны мира пристально следят за развитием ядерной программы КНДР, в разработке которой в свое время участвовал Советский Союз, помогая в подготовке специалистов-ядерщиков. В данной статье предпринята попытка рассмотреть основные этапы советско-северокорейских экономических отношений в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET-NORTH KOREAN ECONOMIC RELATIONS IN THE POST-WAR PERIOD

The subject of the study is the economic interaction of the USSR with the DPRK after the end of the Korean War. The lower limit of the chronological framework is 1953, when the armistice in the Korean War was signed. 1991 was chosen as the upper limit, which was marked by the collapse of the Soviet Union and the collapse of the bipolar system. The post-war economic recovery of North Korea was carried out to a greater extent with the help of Soviet equipment and technologies, with the involvement of Soviet engineers and scientists who not only participated directly in construction work, but also helped train future North Korean specialists. The relevance of the study lies in the fact that the modern economy of North Korea to this day retains the foundation created largely thanks to economic assistance from the Soviet Union. In addition, at present, both modern Russia and other countries of the world are closely monitoring the development of the DPRK's nuclear program, which the Soviet Union once participated in, helping to train nuclear specialists. This article attempts to examine the main stages of Soviet-North Korean economic relations during this period.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКО-СЕВЕРОКОРЕЙСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1953-1991 ГГ.)»

ВВЕДЕНИЕ

Победа во Второй мировой войне значительно укрепила позиции СССР на международной арене, однако в условиях складывавшейся системы биполярного мира, оппонентом в которой для Советского Союза стали США, перед советским руководством встала новая задача – укрепление и наращивание мощи социалистического лагеря. Значительная роль, которую СССР сыграл в освобождении Корейского полуострова, создала благоприятные условия для усиления влияния Советского Союза на занятую им территорию Кореи к северу от 38-ой параллели и для дальнейшего развития экономического сотрудничества с образовавшейся там в 1948 году Корейской Народно-Демократической Республикой.

Еще в 1945-1948 годах Советский Союз принял на себя роль наставника для Северной Кореи по многим вопросам послевоенного экономического развития, что нашло отражение в первом же обращении командования войсками 25-й армии 1-го Дальневосточного фронта сразу после освобождения полуострова: корейцев активно призывали восстанавливать разрушенные фабрики и заводы, строить новые предприятия, упорно трудиться на благо собственного будущего под гарантией защиты производств со стороны Советской Армии [1, С. 7].

Для помощи Корее в преодолении разрушительных последствий периода японского протектората советское командование приняло решение создать специальную Советскую Гражданскую Администрацию, призванную помогать корейцам в разрешении гражданских дел, в восстановлении экономики и повышении культурного уровня Северной Кореи [2, С. 35]. Главой данного органа был назначен генерал-майор А. А. Романенко, прибывший на территорию Кореи в сентябре 1945 года с другими военными специалистами разных профилей.

Кроме того, из Советского Союза было командировано 138 специалистов различных отраслей, которые за два месяца осенью 1945 года провели полное обследование предприятий Северной Кореи, составили их документацию, провели паспортизацию оборудования и подготовили полный доклад о состоянии северокорейской промышленности [3, С. 145]. Это позволило оценить ущерб, нанесенный годами колониального гнета, и в кратчайшие сроки получить представление об уровне хозяйства в условиях нехватки местных специалистов.

Советская сторона уже на начальном этапе сотрудничества с Северной Кореей начать помогать в подготовке и воспитании квалифицированных кадров управления и различных отраслей промышленности, особенно, в сфере транспорта. Благодаря работе советского железнодорожного полка уже в 1947 году корейский железнодорожный транспорт стал рентабельным [4, С. 34]. Так, еще до оформления КНДР как государства Советский Союз выстраивал отношения с Северной Кореей в соответствие с принципами интернационализма, оказывал ей большую экономическую поддержку, во многом задавая курс переменам в корейском хозяйстве.

Официальное оформление советско-северокорейские экономические отношения получили в марте 1949 года, когда в рамках визита правительственной делегации КНДР в Москву было подписано Соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве двух стран. Соглашение предполагало развитие и укрепление торговых отношений СССР и КНДР «на началах сотрудничества, равноправия и взаимной выгодности», регулярное определение объема взаимных поставок товаров и обмен опытом организации ведения промышленности и сельского хозяйства [5]. В дополнение к данному документу были подписаны следующие договоры: соглашение о предоставлении кредита на 47,7 млн. рублей для оплаты поставляемого Корее оборудования и других товаров, соглашение о товарообороте и платежах между КНДР и СССР и соглашение об оказании технической помощи КНДР [6, С. 170]. Но начавшаяся в июне 1950 года Корейская война внесла свои коррективы. За годы войны экономика КНДР вновь пострадала: значительная часть промышленности была выведена из строя, были разрушены коммуникации, транспортные линии, многие школы и больницы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

После заключения перемирия в Корейской войне в сентябре 1953 года в Москву прибыла правительственная делегация КНДР во главе с Ким Ир Сеном. Советский Союз не только согласился отменить или отложить выплаты непогашенных задолженностей КНДР, но и принял решение выделить на безвозмездной основе один миллиард рублей на восстановление важнейших производственных объектов в Северной Корее [7, P. 3]. Кроме того, была заключена договоренность о поставках из СССР оборудования для ремонта связи и железных дорог [8]. В ходе визита в Советский Союз северокорейская организация получила возможность увидеть и ознакомиться с некоторыми советскими «достижениями социалистического строительства»: делегаты посетили восстановленный Сталинград и Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина [9]. В целом, в 1948-1956 годах СССР оказывал наибольшую поддержку КНДР среди стран социалистического лагеря.

Ситуация изменилась после смерти Сталина и последующего курса на десталинизацию, провозглашенного новым советским руководством в лице Хрущева. Его выступление на XX съезде КПСС в 1956 году с докладом «О культе личности и его последствиях» подорвало авторитет СССР и привело к расколу социалистического лагеря. Несмотря на то, что северокорейское руководство вплоть до 1961 года не комментировало выступление Хрущева, как и пресса КНДР не освещала его, в советско-северокорейских отношения наметился серьезный пробел [10, P. 45]. В условиях растущих потребностей страны и необходимости скорейшего восстановления народного хозяйства делегация КНДР во главе с Ким Ир Сеном нанесла визит в Советский Союз в 1956 году. Данная поездка была осуществлена в рамках масштабного «турне» Ким Ир Сена по странам социалистического блока для получения экономической и политической поддержки. Делегация Северной Кореи находилась в СССР в июле 1956 года, и посетила не только Москву, но и промышленный город Свердловск, в котором Ким Ир Сену удалось побывать на Уралмашзаводе. Однако переговоры по итогам пребывания северокорейской делегации не дали таких плодотворных результатов, какие ожидались руководством КНДР: сторонам лишь удалось договориться об увеличении поставок из Советского Союза в КНДР и расширении помощи в увеличении мощностей Хыннамского завода [11].

Вероятно, визит в Свердловск повлиял на развитие сотрудничества КНДР с региональными предприятиями СССР. Таким предприятием стал, в частности, Уральский завод тяжелого машиностроения. Известно, что в 1957-1958 годах завод работал над изготовлением среднелистового стана «1800» для металлургического завода имени Ким Чака и большого заказа для Мадонского цементного завода [12, С. 145-146]. Сотрудничество не прошло беспроблемно: Уралмашзавод столкнулся с рядом трудностей в процессе выполнения работы, связанных с задержками производства и отгрузкой оборудования, однако такой опыт был важен для обеих сторон.

Кроме того, осуждение северокорейской стороной нового политического курса Хрущева сопровождалось расколом в отношениях СССР и Китая, в поддержке которого обвиняли Ким Ир Сена, что также повлияло на дистанцирование двух государств.

Таким образом, следующим периодом в советско-северокорейских отношениях стали 1956-1980-е годы, характеризующиеся постепенным охлаждением контактов между двумя странами. Северная Корея достаточно вольно подходила к своим долговым обязанностям перед СССР, итогом чего стало резкое сокращение военной и финансовой поддержки с его стороны. С 1956 года Советский Союз перестал оказывать безвозмездную поддержку КНДР, сократилось также количество выдаваемых займов. В июле 1957 года руководство СССР отклонило просьбу КНДР об отсрочке платежа, однако в конце 1958 года в условиях роста напряженности в советско-китайском конфликте, рассчитывая на поддержку северокорейского правительства, СССР пошел на уступки и согласился предоставить КНДР помощь в виде поставок нержавеющей стали, аналог которой государство не могло получить из Китая, а также машин и тракторов, в которых нуждалась Северная Корея [13, С. 288].

В 1960 году вновь было подписано соглашение о расширении мощностей металлургического завода имени Ким Чака, а также о поддержке 13 других проектов и энергетики [14, С. 256].

Формирование идеологического комплекса чучхе также являлось фактором охлаждения отношений между СССР и КНДР, так как советская сторона критически относилась к проявлениям культа личности Ким Ир Сена в КНДР. Понятие «интернационализм», изначально понимающееся в контексте взаимоотношений стран социалистического блока как теплые чувства к Советскому Союзу, как к покровительствующей стране, в начале 1960-х годов приобрело националистический оттенок из-за активной позиции Хрущева в вопросах коллективного лидерства [10, С. 48].

Однако в 1965 году наметились перемены в советской политике по отношению к Северной Корее: во время визита Косыгина в КНДР стало ясно, что СССР намерен поменять прокитайскую ориентацию Кореи на просоветскую, для чего возобновит оказывать техническую поддержку КНДР. После этого был заключен ряд экономических и торговых соглашений, а в марте того же года северокорейская делегация посетила Советский Союз для решения проблемы поставок нефти, так как нефтеперерабатывающая отрасль, как было подчеркнуто со стороны КНДР, была исключительной областью, которую мог обеспечить только СССР [15, С. 67].

В целом, в данный период экономические отношения между двумя государствами развивались по кривой в зависимости от изменения внешнеполитической ориентации КНДР с СССР на КНР. Формулу торгово-экономического баланса Северной Кореи можно выразить следующим образом: объем торговли КНДР с Советским Союзом колебался в обратной зависимости от объема торговли с Китаем [16, P. 280]. Кроме того, для данного периода характерно зависимое положение КНДР в советско-северокорейских торговых отношениях, так как из СССР импортировались в страну необходимые и ключевые товары для промышленного строительства Северной Кореи [17, С. 149].

Тем не менее, несмотря на нестабильный характер отношений и идеологические разногласия двух государств, навеянные сменой политических курсов как СССР, так и КНДР, торговые отношения между ними продолжали развиваться, хоть и экономическая поддержка со стороны Советского Союза значительно сократилась. В 1960 году между КНДР и СССР было заключено Соглашение о торговле и мореплавании, в соответствии с которым обе стороны предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации во всех таможенных и налоговых вопросах [18, С. 176]. Торговые представительства обеих стран обязались содействовать увеличению товарооборота и развитию торгово-экономических отношений между СССР и КНДР, а также получили все привилегии и права, присвоенные дипломатическим представительствам [18, С. 182].

Летом 1961 года северокорейская делегация во главе с Ким Ир Сеном вновь посетила Советский Союз, что во многом было связано с началом реализации Семилетнего плана в КНДР, целью которого стало достижение социалистической индустриализации с приоритетом на развитие тяжелого машиностроения. По итогам визита был заключен важный Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и КНДР, сконцентрированный, в первую очередь, на внешнеполитической поддержке государств в случае военных конфликтов, и затрагивающий развитие экономических связей между двумя странами [19]. Однако на практике приостановка экономической помощи со стороны Советского Союза, недовольного сближением Пхеньяна и Пекина, стала одним из факторов того, что Семилетний план пришлось продлить на три года [16, С. 289].

В июне 1966 года было заключено еще одно соглашение, представляющее ценность в контексте советско-северокорейский экономических отношений: Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве в строительстве и расширении промышленных и других объектов. По данному договору советская сторона обязалась в течение 1966-1972 годов выполнять проектные работы для ряда предприятий металлургической, энергетической, нефтяной и химической промышленности, командировать в Северную Корею своих специалистов для помощи в промышленном строительстве, содействовать в обучении корейских рабочих. Кроме того, СССР предоставил КНДР кредит в размере 160 млн. рублей по ставке 2% годовых сроком на 10 лет для оплаты оказанных советскими специалистами услуг, а для непогашенных корейской стороной платежей была предоставлена отсрочка без начисления процентов [20, С. 245].

Внушительный экономический рост Южной Кореи сподвигнул правительство КНДР выработать новый шестилетний план развития экономики (1971-1977 гг.), для реализации которого Северной Корее требовалась значительная поддержка извне. Несмотря на регулярные приезды высокопоставленных делегаций в Москву и Пхеньян, за 1971-1977 годы Советский Союз довольно неохотно предоставил КНДР 633 млн. долларов в виде займов, в то время как Китай предложил государству ссуду на сумму 126,6 млн. долларов, а также освободил КНДР от выплаты долгов на сумму около 200 млн. долларов [16, P. 292]. Тем не менее, и советская, и китайская поддержка была не такой щедрой, как в предыдущие периоды, что обуславливается как нежеланием удовлетворять жадные аппетиты КНДР, так и проблемами внутри самих государств.

Первая половина 1980-х годов стала периодом активизации торговых отношений между СССР и КНДР [21, С. 50]. Во многом оживлению торговли способствовал визит Ким Ир Сена в Москву в 1984 году, итогом которого стало заключение пакта о торгово-экономических отношениях с Советским Союзом [22]. Усилия северокорейской стороны были направлены на приобретение передовых технологий для обеспечения скорейшего экономического развития. По пути на родину северокорейская делегация вновь посетила Уралмашзавод в Свердловске, где в это же время велась работа над изготовлением детали для установки непрерывной разливки стали, которую должны были отправить в КНДР [23]. В книге отзывов музея завода северокорейскими гостями было подчеркнуто, что сотрудничество со свердловским предприятием вносило значительный вклад в развитие связей между СССР и КНДР [23].

Дальнейшее развитие переговоры получили в лице Председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова и Премьера Административного совета КНДР Кан Сен Сана, который прибыл в СССР в декабре 1985 года по приглашению советского правительства [24]. В совместном коммюнике объявлялось о совокупности мер долгосрочного экономического сотрудничества на период 1986-1990 годов, многие из которых так и не были реализованы на практике из-за ухудшения отношений между КНДР и СССР и распада Советского государства в 1991 году.

Однако уже в ходе переговоров 1986 года между Ким Ир Сеном и Михаилом Горбачевым возникло недопонимание и неприятие точек зрения друг друга относительно решения «Корейского вопроса»: советское руководство констатировало, что северокорейское правительство застряло в «устаревшей парадигме догматизма» и нуждается в реформах [25, P. 641].

Таким образом, период с 1956 года до середины 1980-х годов характеризуется общим ослаблением советско-северокорейских отношений из-за появившихся идеологических разногласий, несмотря на продолжающееся активное, но не стабильное экономическое сотрудничество двух государств с временным оживлением в первой половине 1980-х годов.

На протяжении следующих годов вплоть до крушения Советского Союза в 1991 году СССР и КНДР все больше дистанцировались друг от друга. Северная Корея в своей политике максимально сконцентрировалась на принципах чучхе, опоры на собственных силах, в то время как в СССР с 1985 года начала разворачиваться Перестройка, которая привела к изменению интересов Советского Союза на Корейском полуострове. Новые принципы внешней политики, провозглашенные Горбачевым, предполагали приоритет общечеловеческих ценностей и деидеологизацию международных отношений, что было также скептически оценено со стороны КНДР. На перемены в советских интересах на Корейском полуострове повлияли внутренние изменения в самой Южной Корее: государство постепенно превращалось в мощную региональную державу со стремительно растущей экономикой и разрастающимися интернациональными связями, кроме того, в Республике Корея росли антиамериканские настроения, что также позволяло рассматривать ее в качестве потенциального партнера для СССР [25, P. 640].

Переориентация на установление дипломатических отношений с Республикой Корея в рамках реализации политики «нового мышления» привела к сокращению торговли между СССР и КНДР, кроме того, из Северной Кореи отзывали советских специалистов, следствием чего стало окончание совместного проекта по строительству АЭС [21, С. 51].

В это время в советских газетах начинают появляться сообщения с совершенно новой риторикой в духе нового политического мышления: так, в сообщении, опубликованном в газете «Известия», Ф. И. Шабшина делает акцент на том, что на протяжении долгого времени национальные интересы СССР не являлись значимым фактором в формировании политики по корейскому вопросу, из-за чего приходилось отказываться от выгодных экономических контактов с Южной Кореей, чего не делали многие страны социалистического блока [26]. Автор связывает признание РК с повышением международного авторитета Советского Союза в перспективе, что свидетельствует о смене внешнеполитического курса в отношении Корейского полуострова.

Тем не менее, официальное установление отношений между СССР и Южной Кореей в 1990 году было воспринято в КНДР крайне болезненно и повлекло за собой разрыв экономических отношений с Москвой, что ни для Северной Кореи, ни для Советского Союза оказалось невыгодным, так как многие северокорейские предприятия оказались запущены, а сам СССР перестал получать продукцию, производившуюся на предприятиях, в строительстве которых он участвовал [21, С. 55].

ВЫВОДЫ

Таким образом, советско-северокорейские экономические отношения переживали несколько взлетов и падений, обусловленных сменами политического климата между двумя государствами. Специфика экономического сотрудничества между КНДР и СССР заключается в том, что широкие и искренние принципы интернационализма, на которых изначально были построены двухсторонние отношения, в той или иной степени сохранялись на протяжении всего развития советско-корейского сотрудничества, и доля советской экономической помощи всегда была одной из доминирующих для КНДР.

Список литературы

1. Обращение командования войсками 25-й армии 1-го Дальневосточного фронта к освобожденному народу Кореи 15 августа 1945 года // Отношения Советского Союза с народной Кореей. 1945-1980. Документы и материалы. М.: Наука, 1981. С. 6-7.

2. Лебедев, Н.Г. Заря свободы над Кореей // Во имя дружбы с народом Кореи. Воспоминания и статьи. Институт народов Азии АН СССР. М.: Наука, 1965. С. 13-52.

3. Ванин, Ю.В. Советский Союз и Северная Корея, 1945–1948. М.: Институт востоковедения РАН, 2016.

4. Ким, Г.Ф. Экономическое и культурное строительство в Корейской Народно-Демократической Республике (1945-1950 годы) // Вопросы истории. 1954. № 6. C. 27-42.

5. Крепнет советско-корейская дружба // Правда. 21.03.1949. № 80.

6. Тригубенко, М.Е. Корейская Народно-Демократическая Республика. М.: Наука, 1985.

7. Armstrong, C.K. The destruction and reconstruction of North Korea, 1950–1960 // Asia-Pacific Journal. 2010. Vol. 6. №. 51. P. 1-9.

8. Советско-корейское коммюнике о переговорах между Советским Правительством и Правительственной Делегацией Корейской Народно-Демократической Республики // Правда. 20.09.1953. №263.

9. Выступление Председателя Кабинета Министров Корейской Народно-Демократической Республики Ким Ир Сена на аэродроме при отъезде из Москвы // Правда. 26.09.1953. №269.

10. Lee, Chong-Sik. North Korea: Between Dogmatism and Revisionism // Brigham Young University Studies. 1971. Vol. 12. №. 1. P. 39-54.

11. Советско-корейское коммюнике о переговорах между Советским правительством и правительственной делегацией КНДР // Правда. 13.07.1956. №195.

12. Хренов, В.В. Проблемы экспорта продукции Уралмашзавода в Корейскую Народно-Демократическую Республику в 1957-1958 гг. // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. №. 2. С. 143-148.

13. 임방순, 한마크만균. 중-소 분쟁 초기 중국의 대북한 원조: 1956~1960년을 중심으로. [Им Пансун, Хан Макымангюн. Помощь Китая Северной Корее на раннем этапе китайско-советского конфликта: 1956-1960 гг. Пусан: Бугёнъдэхаккё инмунсахвегвахакёнгу]. 2015. Т. 16. №3. С. 267-298.

14. 崔洛弼. 蘇ㆍ北韓의 經濟協力關係 現況과 그 展望 [Чой Накпиль. Экономическое сотрудничество между Советским Союзом и Северной Кореей; текущая ситуация и перспективы. Чонджу]. 1990. Т. 20. №. 12. С. 245-264.

15. 임방순. 중, 소 분쟁 격화기 중, 소의 대북한 원조경쟁과 북한의 자주노선: 1961~1967 [Им Пансун. Китайско-советская конкуренция за помощь Северной Корее во время усиления китайско-советского конфликта 1961-1967 гг. Сеул: Сахвегвахакёнгу]. 2016. Т. 24. №. 1. С. 50-76.

16. Park, Jae Kyu. North Korea's political and economic relations with China and the Soviet Union: From 1954 to 1980 // Comparative Strategy. 1984. Vol. 4. №. 3. P. 273-305.

17. 전영선. 북한의 대외문화 교류와 문화외교 연구-해방 이후 북한 민주건설시기의 북-소 문화교류를 중심으로 // 중소연구. [Чжон Ёнсон. Исследование культурного обмена и культурной дипломатии в Северной Корее с акцентом на период демократического строительства Северной Кореи после освобождения. Сеул: Джунсоёнгу]. 2011. Т. 35. №. 1. С. 143-163.

18. Договор о торговле и мореплавании между СССР и КНДР 22.06.1960 // Отношения Советского Союза с народной Кореей. 1945-1980. Документы и материалы. М.: Наука, 1981. С. 176-183.

19. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой // Правда. 07.07.1961. №188.

20. Соглашение между правительством СССР и правительством КНДР об экономическом и техническом сотрудничестве в строительстве и расширении промышленных и других объектов 20.06.1966 // Отношения Советского Союза с народной Кореей. 1945-1980. Документы и материалы. М.: Наука, 1981. С. 240-245.

21. Забровская, Л.В. Влияние перестройки на характер отношений СССР и КНДР // Россия и АТР. 2016. №. 1 (91). С. 46-56.

22. Советско-корейские переговоры // Правда. 24.05.1984. №146.

23. Партийно-государственная делегация КНДР в Свердловске // Вечерний Свердловск. 25.06.1984.

24. С официальным дружественным визитом // Правда. 25.12.1985. №359.

25. Kim, Hakjoon. The process leading to the establishment of diplomatic relations between South Korea and the Soviet Union // Asian Survey. 1997. Vol. 37. №. 7. P. 637-651.

26. Шабшина, Ф.И. Можно ли развязать «корейский узел»? // Известия. 01.09.1989. № 245.

References

1. Obrashhenie komandovanija vojskami 25-j armii 1-go Dal'nevostochnogo fronta k osvobozhdennomu narodu Korei 15 avgusta 1945 goda // Otnoshenija Sovetskogo Sojuza s narodnoj Koreej. 1945-1980. Dokumenty i materialy. M.: Nauka, 1981. S. 6-7.

2. Lebedev, N.G. Zarja svobody nad Koreej // Vo imja druzhby s narodom Korei. Vospominanija i stat'i. Institut narodov Azii AN SSSR. M.: Nauka, 1965. S. 13-52.

3. Vanin, Ju.V. Sovetskij Sojuz i Severnaja Koreja, 1945–1948. M.: Institut vostokovedenija RAN, 2016.

4. Kim, G.F. Jekonomicheskoe i kul'turnoe stroitel'stvo v Korejskoj Narodno-Demokraticheskoj Respublike (1945-1950 gody) // Voprosy istorii. 1954. № 6. C. 27-42.

5. Krepnet sovetsko-korejskaja druzhba // Pravda. 21.03.1949. № 80.

6. Trigubenko, M.E. Korejskaja Narodno-Demokraticheskaja Respublika. M.: Nauka, 1985.

7. Armstrong, C.K. The destruction and reconstruction of North Korea, 1950–1960 // Asia-Pacific Journal. 2010. Vol. 6. №. 51. P. 1-9.

8. Sovetsko-korejskoe kommjunike o peregovorah mezhdu Sovetskim Pravitel'stvom i Pravitel'stvennoj Delegaciej Korejskoj Narodno-Demokraticheskoj Respubliki // Pravda. 20.09.1953. №263.

9. Vystuplenie Predsedatelja Kabineta Ministrov Korejskoj Narodno-Demokraticheskoj Respubliki Kim Ir Sena na ajerodrome pri ot#ezde iz Moskvy // Pravda. 26.09.1953. №269.

10. Lee, Chong-Sik. North Korea: Between Dogmatism and Revisionism // Brigham Young University Studies. 1971. Vol. 12. №. 1. P. 39-54.

11. Sovetsko-korejskoe kommjunike o peregovorah mezhdu Sovetskim pravitel'stvom i pravitel'stvennoj delegaciej KNDR // Pravda. 13.07.1956. №195.

12. Hrenov, V.V. Problemy jeksporta produkcii Uralmashzavoda v Korejskuju Narodno-Demokraticheskuju Respubliku v 1957-1958 gg. // Koreevedenie v Rossii: napravlenie i razvitie. 2021. T. 2. №. 2. S. 143-148.

13. 임방순, 한마크만균. 중-소 분쟁 초기 중국의 대북한 원조: 1956~1960년을 중심으로. [Im Pansun, Han Makymangjun. Pomoshh' Kitaja Severnoj Koree na rannem jetape kitajsko-sovetskogo konflikta: 1956-1960 gg. Pusan: Bugjon#djehakkjo inmunsahvegvahakjongu]. 2015. T. 16. №3. S. 267-298.

14. 崔洛弼. 蘇ㆍ北韓의 經濟協力關係 現況과 그 展望 [Choj Nakpil'. Jekonomicheskoe sotrudnichestvo mezhdu Sovetskim Sojuzom i Severnoj Koreej; tekushhaja situacija i perspektivy. Chondzhu]. 1990. T. 20. №. 12. S. 245-264.

15. 임방순. 중, 소 분쟁 격화기 중, 소의 대북한 원조경쟁과 북한의 자주노선: 1961~1967 [Im Pansun. Kitajsko-sovetskaja konkurencija za pomoshh' Severnoj Koree vo vremja usilenija kitajsko-sovetskogo konflikta 1961-1967 gg. Seul: Sahvegvahakjongu]. 2016. T. 24. №. 1. S. 50-76.

16. Park, Jae Kyu. North Korea's political and economic relations with China and the Soviet Union: From 1954 to 1980 // Comparative Strategy. 1984. Vol. 4. №. 3. P. 273-305.

17. 전영선. 북한의 대외문화 교류와 문화외교 연구-해방 이후 북한 민주건설시기의 북-소 문화교류를 중심으로 // 중소연구. [Chzhon Jonson. Issledovanie kul'turnogo obmena i kul'turnoj diplomatii v Severnoj Koree s akcentom na period demokraticheskogo stroitel'stva Severnoj Korei posle osvobozhdenija. Seul: Dzhunsojongu]. 2011. T. 35. №. 1. S. 143-163.

18. Dogovor o torgovle i moreplavanii mezhdu SSSR i KNDR 22.06.1960 // Otnoshenija Sovetskogo Sojuza s narodnoj Koreej. 1945-1980. Dokumenty i materialy. M.: Nauka, 1981. S. 176-183.

19. Dogovor o druzhbe, sotrudnichestve i vzaimnoj pomoshhi mezhdu Sojuzom Sovetskih Socialisticheskih Respublik i Korejskoj Narodno-Demokraticheskoj Respublikoj // Pravda. 07.07.1961. №188.

20. Soglashenie mezhdu pravitel'stvom SSSR i pravitel'stvom KNDR ob jekonomicheskom i tehnicheskom sotrudnichestve v stroitel'stve i rasshirenii promyshlennyh i drugih ob#ektov 20.06.1966 // Otnoshenija Sovetskogo Sojuza s narodnoj Koreej. 1945-1980. Dokumenty i materialy. M.: Nauka, 1981. S. 240-245.

21. Zabrovskaja, L.V. Vlijanie perestrojki na harakter otnoshenij SSSR i KNDR // Rossija i ATR. 2016. №. 1 (91). S. 46-56.

22. Sovetsko-korejskie peregovory // Pravda. 24.05.1984. №146.

23. Partijno-gosudarstvennaja delegacija KNDR v Sverdlovske // Vechernij Sverdlovsk. 25.06.1984.

24. S oficial'nym druzhestvennym vizitom // Pravda. 25.12.1985. №359.

25. Kim, Hakjoon. The process leading to the establishment of diplomatic relations between South Korea and the Soviet Union // Asian Survey. 1997. Vol. 37. №. 7. P. 637-651.

26. Shabshina, F.I. Mozhno li razvjazat' «korejskij uzel»? // Izvestija. 01.09.1989. № 245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.