УДК 94
В.В. ХРЕНОВ1 М.Д. РОСТОВСКАЯ2
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина,
2 г. Екатеринбург, Россия
ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКО-СЕВЕРОКОРЕЙСКОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Хренов Валентин Валерьевич, канд. ист. наук, доцент, Ростовская Мария Дмитриевна, студент, Кафедра востоковедения, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
E-mail: [email protected]
Аннотация. После освобождения Корейского полуострова от японской оккупации Советский Союз начал играть важную роль в послевоенном развитии его северной части. Советская сторона призывала корейцев восстанавливать и открывать разрушенные японцами заводы, фабрики и предприятия, создавать новые производственные организации и возрождать торговлю. Советская армия, в свою очередь, обещала охранять имущество корейских предприятий и оказывать всестороннюю поддержку их развитию. Советский Союз стал первым государством, признавшим КНДР. Вскоре после заключения Соглашения о перемирии в Корее, в сентябре 1953 года в Москву прибыла правительственная делегация КНДР во главе с Ким Ир Сеном, где в ходе совместных переговоров был выработан комплекс мер в области науки и техники для восстановления народного хозяйства. Задачи, поставленные перед молодым государством для преодоления экономической отсталости, создали базу для научно-технического сотрудничества между Северной Кореей и СССР. Связи в области науки и техники сохранялись между двумя государствами вплоть до распада Советского Союза в 1991 году. В данной статье подробно рассматривается специфика научно-технического сотрудничества КНДР и СССР и методы его осуществления.
Ключевые слова и фразы: советско-корейские отношения, экономика КНДР, Корейская Академия Наук, Академия Наук СССР, история Северной Кореи, наука КНДР.
Благодарности: Данная работа осуществлялась при поддержке Базовой университетской программы исследований Кореи через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2019-OLU-2250001).
Для цитирования: Хренов В.В., Ростовская М.Д. Особенности советско-северокорейского научно-технического сотрудничества // Корееведение в России: направление и развитие. 2020. Т. 1. № 1. С. 165-172.
V.V. KHRENOV1 M.D. ROSTOVSKAYA2
1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin,
2 Ekaterinburg, Russia
FEATURES OF THE SOVIET-NORTH KOREAN SCIENTIFIC AND TECHNICAL COOPERATION
Valentin V. Khrenov, Ph.D in Historical Sciences, associate professor, Maria D. Rostovskaya, student, Department of Oriental Studies, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin
E-mail: [email protected]
Abstract. After the liberation of the Korean Peninsula from Japanese occupation, the Soviet Union began to play an important role in the post-war development of its Northern part. The Soviet side called on the Koreans to restore and open factories and enterprises, which had been destroyed by the Japanese, create new organizations and revive trade. The Soviet army promised to protect the property of Korean enterprises and provide all-round support for their devel-
opment. The Soviet Union became the first state that recognized the DPRK. Soon after the conclusion of the Korean War Armistice Agreement, in September 1953 a government delegation of the DPRK headed by Kim Il Sung arrived in Moscow, where a set of measures in the field of science and technology for the restoration of the national economy was discussed. The tasks set the young state to overcome economic backwardness created the basis for scientific and technical cooperation between North Korea and the USSR. Scientific and technical cooperation between the USSR and the DPRK continued until the collapse of the Soviet Union in 1991. This article discusses the specifics of scientific and technical cooperation between the DPRK and the USSR and the methods of its implementation.
Keywords and phrases: Soviet-Korean relations, economy of the DPRK, Academy of Sciences of the DPRK, Academy of Sciences of the USSR, History of North Korea, science of the DPRK.
Acknowledgment: This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).
For citation: Khrenov W, Rostovskaya M.D. Features of the soviet-north Korean scientific and technical cooperation // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2020. Vol. 1, № 1. P. 165-172.
Введение
В послевоенные годы перед Корейской Народно-Демократической республикой встал целый комплекс задач, связанных с преодолением последствий периода японского протектората. В стране была разрушена транспортная система, выведены из строя основные заводы, шахты, рудники и горнодобывающие предприятия, которые составляли оплот экономики северной части Корейского полуострова. Нехватка квалифицированных кадров, связанная с губительными реформами образования, проводившимися японцами, а также с разрушением образовательных учреждений в годы войны, стала серьезным препятствием для корейцев в преодолении научно-технического и экономического упадка.
В то же время перед Советским Союзом после окончания Второй Мировой войны встала необходимость укрепления международного социалистического лагеря. Сразу же после освобождения Кореи Советский Союз начал призывать корейцев к усердному труду для восстановления крупных предприятий и заводов, для строительства новых фабрик, гарантируя всестороннюю поддержку и помощь северокорейскому народу в развитии экономики. Новизна исследования заключается в обращении к основным направлениям (практическому и академическому) и особенностям научно-технического сотрудничества СССР и КНДР.
Академическое сотрудничество КНДР и СССР
Важнейшим событием для северокорейской науки стало открытие Академии Наук КНДР
в декабре 1952 года, прообразом которой являлась Академия Наук Советского Союза. Корейцы с воодушевлением перенимали советский опыт в области организации и оборудования исследовательских центров. Об ориентации руководства КНДР на научный обмен с СССР говорят следующие факты: в научных центрах Академии наук КНДР активно разрабатывались проблемы последнего труда Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», шла работа над созданием журнала, в котором публиковались бы переводы научных работ и статей советских ученых [Тян, 1953, С. 10]. Взаимодействие исследовательских центров и лабораторий в рамках сотрудничества Академий Наук стало одним из основных направлений научно-технического сотрудничества этих двух стран.
Большое значение в контексте научного обмена имел вклад советской стороны в библиотечный фонд Академии Наук Северной Кореи. Именно книги и периодические издания из советских научно-исследовательских центров составили первичный литературный костяк Академии Наук КНДР. Документально сотрудничество двух организаций было оформлено в октябре 1957 года, когда было подписано соглашение о научном сотрудничестве между Академией Наук КНДР и Академией Наук СССР [Соглашение о научном сотрудничестве между Академией Наук СССР и Академией Наук КНДР, 1981, С. 139]. Данное соглашение предусматривало обмен научными наработками и результатами проводимых опытов, планами изданий, справочными и научными материалами, а также совместное установление тем для общих исследований
и поддержание коммуникации между специалистами. Члены обеих Академий Наук обязались приглашать на конференции, совещания, съезды и научные сессии представителей другой страны. Документ предусматривал взаимную поддержку двух стран в мировом научном сообществе. Отдельные статьи соглашения были посвящены организации командировок для предоставления научно-консультативной помощи, чтения лекций и докладов, и возможности повышения квалификации в обеих странах. Данное соглашение имело большую практическую ценность и сделало научно-техническое сотрудничество КНДР и СССР более интенсивным и плодотворным. В 1969 году было заключено новое соглашение между двумя Академиями, которое утвердило порядок проведения командировок для специалистов обеих стран и план реализации совместных научных разработок и патентов на них [Суринов, 1982, С. 70]. Активный научный обмен сопровождался регулярными визитами ученых СССР в КНДР для чтения лекций и докладов. Кроме того, в территориальные воды Северной Кореи часто заходили научные суда Академии Наук СССР для совместной работы в областях морских и рыболовных исследований.
Одним из ключевых направлений сотрудничества Академий Наук КНДР и СССР стала реализация ядерной программы. Первые шаги в данном направлении начались еще в 1955 году, когда корейские специалисты из Академии наук КНДР приняли участие в крупной международной конференции в Москве, посвященной мирному использованию атомной энергии [Josephson, 2005, P. 111]. Уже в конце 1950-х годов в Северную Корею были командированы советские ученые ядерщики, которые проводили лекции и консультации для молодых корейских специалистов, организовывали семинары по ядерной физике в учреждениях Академии Наук КНДР и в некоторых северокорейских университетах. Так, например, в 1957 году в Северную Корею был направлен физик Игорь Михайлович Граменицкий для помощи корейским академикам в исследовании ядерных взаимодействий с толстослойными фотоэмульсиями [Clay, Mansourov, 1999, P. 30].
В 1959 году между СССР, КНДР и Китаем было подписано еще одно соглашение, касающееся развития ядерной энергетики. По данному соглашению Советский Союз согласился помочь с созданием научно-исследовательского центра
вблизи Йонбёна, а также поддержать разработку учебных программ для кафедр ядерной физики Промышленного университета имени Ким Чака и Университета имени Ким Ир Сена [Josephson, 2005, Р. 111].
В 60-е гг. ХХ в. северокорейское руководство ставит задачу интенсифицировать работу в области ядерных технологий. В стране в достаточном количестве имелись необходимые ресурсы, однако не было финансовой базы для реализации ядерных программ. В 1984 году в СССР прибыла правительственная делегация из Северной Кореи [Правда, 1984. №146, С. 1]. В ходе совместных переговоров были рассмотрены вопросы создания новых производственных объектов в КНДР, продолжением чего стало заключение в 1985 году соглашения между Северной Кореей и СССР, которое предусматривало строительство четырех энергоблоков АЭС типа ВВЭР-440 [Козлов, 2018, С. 56]. По данному соглашению, Советский Союз предоставлял КНДР долгосрочный кредит для оплаты работ советских специалистов. Сотрудничество в области ядерных разработок координировалось, в первую очередь, через взаимодействие Академий Наук двух стран.
Другим направлением, в области которого проходило сотрудничество между Академиями Наук СССР и КНДР, стало исследование космического пространства. Астрономический совет Академии Наук СССР совместно с Пхеньянской астрономической обсерваторией Академии Наук КНДР с 1975 года обменивались результатами наблюдений за искусственными спутниками Земли [Суринов, 1982, С. 70]. Северокорейская обсерватория получала от советских астрономов сложное оборудование и современные приборы.
Академиками двух государств активно велись океанологические исследования. В 1982-1983 годах Тихоокеанский океанологический институт Дальневосточного научного центра Академии Наук СССР совместно со специалистами из Северной Кореи провели исследования геологического строения дна в морских акваториях, прилегающих к восточному побережью Кореи и к району Приморья СССР [Гаевский, 1984, С. 86]. Результаты, полученные в ходе экспедиций на исследовательских судах «Первенец» и «Профессор Богоров» имели большое значение для понимания происхождения Японского моря [Гаевский, 1984, С. 86]. Также в 1983 году в Академии Наук СССР активно работали ученые
из Северной Кореи в сферах геофизики, ботаники, горного дела, геологии и химии.
Сотрудничество между Академиями Наук СССР и КНДР проходило не только в технических, но и в общественных и гуманитарных науках. Специалисты из Института востоковедения, Института экономики, Института экономики мировой социалистической системы Академии Наук СССР и корейские экономисты, и обществоведы регулярно посещали друг друга, делились своими наработками и способствовали укреплению научно-технических связей двух стран [Суринов, 1982, С. 71]. Межакадемическое сотрудничество двух государств являлось одной из основополагающих составляющих научно-технического обмена КНДР и СССР.
Практическая сторона советско-северокорейского научно-технического сотрудничества
Сотрудничество в области науки и техники между СССР и КНДР имело не только академический, но и практический характер. Практическая сторона была подчинена трудоемким задачам по восстановлению разрушенных производств, сельского хозяйства, инфраструктуры Северной Кореи. Вскоре после заключения Соглашения о перемирия в Корейской войне, в сентябре 1953 года в Москву прибыла правительственная делегация КНДР во главе с Ким Ир Сеном [Правда. 1953. №263. С. 4]. На переговорах обсуждались вопросы послевоенного восстановления народного хозяйства Северной Кореи. Советский Союз принял решение выделить на безвозмездной основе один миллиард рублей на восстановление важнейших производственных объектов. Деньги пошли, в первую очередь, на реорганизацию предприятий и возрождение промышленного комплекса: были восстановлены Супхунская гидроэлектростанция, металлургический завод в Чхончжине, сталелитейный завод в Сончжине, завод цветных металлов в Нампхо, завод химических удобрений в Хыннаме, Мадонский цементный завод, Пхеньянская радиостанция и ряд заводов легкой промышленности. Транспортная система, уничтоженная в годы войны, нуждалась в восстановительных работах. В 1953 году между СССР и КНДР было заключено соглашение о поставках оборудования для возрождения железнодорожного транспорта и связи [Правда. 1953. №263. С. 4]. Таким образом, при помощи Железнодорожной части Красной армии была восста-
новлена железная дорога, связывающая Корею с Китаем, отремонтированы тысячи вагонов и поездных составов, а также был отстроен Чен-чжинский паровозоремонтный завод [Ким Г. Ф., 1954, С. 34].
Нехватка квалифицированной рабочей силы являлась серьезным препятствием для процветания молодого государства. Помощь Советского Союза заключалась не только в предоставлении займов и поставках оборудования, но и в командировании в Северную Корею своих инженеров. Непосредственное участие в восстановлении корейской промышленности принимали советские специалисты, ученые, инженеры, электрики и техники. В течение второй половины 50-х годов в КНДР было командировано свыше 1500 советских кадров, а в министерствах и ведомствах в качестве советников работало около 60 высококвалифицированных советских специалистов [Боцин, 1965, С. 182].
Советские профессионалы внесли огромный вклад в оживление цементного завода в Сынхо-ри. Инженер Е.С. Ковалев руководил восстановлением обжигательных печей и производством в восстановленных цехах. Его практическая научная деятельность была связана с аспектами перехода работы завода с сухих методов на влажные [Те, 1954, С. 36]. Другой инженер, В.М. Ломовцев, сначала руководил проектным бюро завода, а затем командовал строительными бригадами. Силами советских специалистов не только была восстановлена работа обжигательных печей, но и обеспечен новый режим их работы с учетом всех показателей. Для оказания технической помощи на металлургическом заводе в Хванхэ в КНДР прибыла группа советских специалистов во главе с Д.Д. Бурдаковым [Пак Сен Хи, 1954, С. 27]. Благодаря введению способа использования шлакового порошка был увеличен срок службы мартеновских печей, что положительно сказалось на развитии мощностей завода. Советские специалисты регулярно выступали с докладами и читали лекции для работников завода, повышая уровень их квалификации. С помощью советских специалистов проходило восстановление цеха блюминга на базе Кансенского сталелитейного завода. При поддержке инженера Фомичева удалось спроектировать модель трехзонной нагревательной печи, увеличить мощности завода и износостойкость оборудования [Ким Ун Еп, 1954, С. 28].
На восстановительные работы Супхунской гидроэлектростанции приехало около ста советских работников «Гидроэнергопроекта», заводов «Электросила» и «Металлический» с новыми частями турбин, трансформаторов, с комплектом энергетического оборудования и механизмов. Проектная документация по восстановлению ГЭС также была разработана советскими инженерами. Министерство электроэнергетики КНДР передало советскому министерству электростанций знамя, на котором были написаны слова благодарности за помощь в отстройке гидроэлектростанции [Боцин, 1965, С. 185].
Советский Союз оказал большую техническую поддержку КНДР в восстановлении Намп-хо - важнейшего портового и металлургического центра. Советские специалисты не только разработали план восстановительных работ, но и предоставили земельные снаряды, скреперные установки, металлические баржи, лебедки, экскаваторы, транспортные средства, насосы и другое оборудование. Более 70 советских техников и строителей помогали восстанавливать завод цветных металлов в Нампхо [Боцин, 1965, С. 188]. СССР предоставлял КНДР материалы для судостроения. Рыболовные суда и речной транспорт активно сооружались с советской помощью в портах Нампхо, Вонсана, Чендина, Кимчака [Пак Сын Нок, 1954, С. 20].
Отсутствие какой-либо механизации сельскохозяйственного производства и скудная техническая база тормозили развитие народного хозяйства КНДР. С помощью Советского Союза началась масштабная работа в области технического перевооружения сельского хозяйства. Советские специалисты в области машиностроения разработали документацию машин и тракторов, в соответствии с которыми в КНДР выпускались первые тракторы и автомашины марок «Чхоллима-28» и «Сынни-58» соответственно [Грязнов, 1979, С. 163]. Были организованы машинопрокатные станции и госхозы, велась идео-логическо-воспитательная работа с крестьянами, направленная на то, чтобы они поняли преимущества и необходимость коллективизации. Совместные достижения в химической отрасли способствовали развитию производства азотных удобрений. Ученые, командированные в КНДР из Советского Союза, помогали корейцам внедрять высокоурожайные методы ведения сельского хозяйства, выводить новые высокосортные
семена, развивать животноводство и улучшать качество ветеринарной работы [Пак Сын Нок, 1954, С. 20].
Определяющую роль в сотрудничестве в сфере химии сыграло совместное восстановление азотно-тукового завода в Хыннаме. Работами по строительству и освоению производства химического завода также руководили советские инженеры. Так, например, предложение советского специалиста П.А. Звигунова о переключении колонн синтеза аммиака на двухцикличную схему позволило увеличить добычу аммиака в сутки почти в полтора раза [Боцин, 1965, С. 192]. Для увеличения производственных возможностей и исследования запасов серного колчедана в Северную Корею была приглашена группа советских экспертов. Впоследствии производство азотных удобрений на базе Хыннамского завода вышло на такой уровень, что позволило КНДР не только прекратить его импорт, но и экспортировать минеральные удобрения за рубеж. За 1954-1960-е гг. Советский Союз не только помог заново отстроить промышленные объекты, пострадавшие в период японского протектората и в годы войн, но и построить восемь совершенно новых заводов и фабрик [Choi Nak Pil, 1990, P. 252].
Особенности становления науки КНДР в контексте сотрудничества с СССР
Следует отметить, что советско-северокорейское сотрудничество в области науки и техники оказало большое влияние на становление и развитие науки КНДР в целом. Это связано с тем, что изначально успехи Советского Союза во всех областях воспринимались в КНДР в качестве идеала, к которому было необходимо стремиться. Северокорейская наука стала развиваться в соответствии с тенденциями, по которым в свое время развивалась наука СССР. Во-первых, это подчинение науки экономическим целям и задачам: северокорейская плановая экономика, как и экономика СССР, ставила в приоритет развитие тяжелой промышленности за счет других отраслей. Научная деятельность привязывалась к производству и разворачивалась в условиях восстановления разрушенной промышленности и строительства новых производственных объектов, а разработки в области сельского хозяйства проводились в условиях разворачивавшейся в стране коллективизации.
Во-вторых, это появление у науки «воспитательной» функции, в соответствии с которой наука в Северной Корее становилась инструментом для создания «нового социалистического общества». Для этого проводились идеологическая пропаганда и агитация, ставящая в пример для подражания, например, советскую «стаханов-щину» - практику превышения рабочими норм производительности труда для достижения максимальной эффективности производства и наращивания темпов промышленного роста. В Северной Корее в качестве модели «социалистического соревнования» наибольшее распространение получило движение Чхоллима, названного так по имени мифологического коня, символизирующего быстроту, прогресс, неукротимое движение вперед, высокую производительность при максимальной экономии. Движение вступило в силу с 1959 года: работникам были предоставлены стимулы к производству, включая специальные премии и похвалы [Kim, 1965, P. 260]. Северокорейское руководство посещало различные предприятия и заводы с агитационными программами, которые, в конце концов, дали свой результат: за год был существенно повышен выпуск доменных печей, всего за 75 дней северокорейскими рабочими было проложено 85 километров железнодорожных путей [Josephson, 2005, P. 128].
В-третьих, это приоритет развития технического образования. Данная тенденция была обусловлена практическими задачами, которые ставило перед собой руководство Северной Кореи. Несмотря на то, что изначально гуманитарные институты Академии Наук КНДР развивались лучше технических ввиду недостатка сложного оборудования для проведения практических и лабораторных работ, постепенно с советской помощью удалось вывести преподавание таких важных дисциплин, как физика, химия и математика на необходимый уровень [Josephson, 2005, P. 22].
Наследие советской идеологии проявилось в методологии и направленности системы обучения в Северной Корее. В контексте нового курса такие предметы, как история Трудовой партии КНДР и философия чучхе стали базой северокорейских учебных программ. Гуманитарные предметы, по аналогии с советской системой образования, стали инструментом идеологического воспитания [Lankov, 1998, P. 103]. Отсюда можно вывести четвертую особенность становления северокорейской науки, а именно специ-
фику развития историографии. Историческая наука и ее преподавание, по аналогии с советской традицией, играло важнейшую роль в формировании идеологического мышления северокорейского народа. Советская историография, в силу своих особенностей восприятия и интерпретации исторических событий, в настоящее время выделяется в качестве отдельной методологии. Военный период для советского общества характеризовался послаблением режима, из-за чего в послевоенные годы советское правительство ужесточило контроль над исторической наукой с целью вернуть утраченное влияние. Активно проводились кампании по борьбе с космополитизмом, репрессиям подвергались ученые, ставившие в своих трудах под сомнение самобытность отечественного исторического развития, критиковались работы без достаточной идеологической части. История как наука в СССР стала орудием политической пропаганды и социалистического воспитания.
Историография КНДР с начала 1960-х гг. переживала те же тенденции, что и советская историческая наука. Наращивание идеологической мощи чучхе привело к массовым чисткам в академических кругах, историческое развитие Кореи было пересмотрено и, фактически, переписано в соответствие с новой националистической доктриной. Из учебных пособий сознательно исключались упоминания о каком-либо иностранном влиянии на историю Корейского полуострова, подчеркивалась исключительность и первородство корейской нации. Концепция чучхе не только трансформировала представления об историографии в Северной Корее, но и фактически сфальсифицировала всю историю Корейского полуострова. Если в послевоенные годы Советский Союз упоминался в периодических изданиях исключительно в положительном ключе и назывался «освободителем» корейского народа, то с середины 1960-х его роль в освобождении Кореи от японских колонизаторов начинает замалчиваться. Совокупность традиционных общественных наук, характерных для советской системы образования, постепенно уступала по значению такой дисциплине, как история революционной деятельности Ким Ир Сена. Кроме того, отрицалось и влияние марксистско-ленинской школы на развитие северокорейской историографии, которая, в сущности, составляла ее базу. Такой подход к исторической науке в целом характерен
для государств тоталитарных и авторитарных политических режимов.
Выводы
Таким образом, сотрудничество между Советским Союзом и Северной Кореей развивалось в двух направлениях: академическом и практическом. Академическое сотрудничество было связано с деятельностью Академий Наук двух стран, с книгообменом между ними, с совместной работой ученых. Круг интересов для общих исследований был довольно обширным: ядерная энергетика, астрономия, океанология, общественные и гуманитарные науки.
Практическая сторона сотрудничества между СССР и КНДР в области науки и техники обуславливалась задачами послевоенного восстановления народного хозяйства в Северной Корее.
Благодаря советским специалистам, приезжавшим в КНДР для работы на производственных объектах, удалось восстановить и отстроить множество важных заводов и фабрик, провести работу по механизации и автоматизации сельского хозяйства, а также повысить квалификацию корейских рабочих.
В ходе развития научно-технических связей между двумя странами формировался облик северокорейской науки в целом. Она подчинялась строго экономическим целям государства, в соответствии с которыми должна была воспитывать «новое социалистическое общество» КНДР. Техническое образование ввиду масштабных производственных задач развивалось быстрее и больше ценилось, гуманитарные науки же приобретали идеологическую специфику и подоплеку.
Список литературы
1. Боцин, М. Г. Братское сотрудничество / М.Г. Боцин. - Текст: непосредственный // Во имя дружбы с народом Кореи. Воспоминания и статьи. Институт народов Азии АН СССР. - М.: Наука, 1965. - С. 180-200.
2. Гаевский, В. А. Контакты Академии Наук СССР с научными учреждениями КНДР / В.А. Гаевский. -Текст: непосредственный // Вестник РАН. 1984-9-82. С. 86-87 URL: http://www.ras.ru/FStorage/FileInfo.aspx-?id=431c17fb-1ae6-4ddb-9bdc-550310d57a9b (дата обращения: 30.07.2020).
3. Грязнов, Г. В. Строительство материально-технической базы социализма в КНДР / Г.В. Грязнов. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1979. -240 с. - Текст: непосредственный.
4. Ким, Г. Ф. Экономическое и культурное строительство в Корейской Народно-Демократической Республике (1945-1950 годы) / Г.Ф. Ким. - Текст: непосредственный // Вопросы истории. - 1954. - № 6. - C. 27-42.
5. Ким, Ун Еп. Новый цех блуминга / Ким Ун Еп. - Текст: непосредственный // Новая Корея. - 1954. -№11. - С. 28-29.
6. Козлов, В. В. Российская атомная энергетика за рубежом / В.В. Козлов. - М.: Ваш формат, 2018. - 215 с. -Текст: непосредственный.
7. Пак, Сен Хи. Наши друзья на металлургическом заводе в Хванхэ / Пак Сен Хи. - Текст: непосредственный // Новая Корея. -1954. - №7. - С. 26-27.
8. Пак, Сын Нок. В рекордно короткие сроки восстанавливаются наши предприятия / Пак Сын Нок. -Текст: непосредственный // Новая Корея. - 1954. - №8. - С. 20-21.
9. Соглашение о научном сотрудничестве между Академией Наук СССР и Академией Наук КНДР // Отношения Советского Союза с народной Кореей. 1945-1980. Документы и материалы. - М.: Наука, 1981. - С. 139143. - Текст: непосредственный
10. Суринов, И. А. Развивается сотрудничество Академий Наук СССР и КНДР / И.А. Суринов. - Текст: непосредственный // Вестник РАН, 1982-11-70. - С. 70-71. URL: http://www.ras.ru/FStorage/FileInfo.aspx-?id=d91040e1-317a-4810-9699-c97e25e0dcb7 (дата обращения: 30.07.2020).
11. Те, Ден Гук. Великая помощь / Те Ден Гук. - Текст: непосредственный // Новая Корея. - 1954. - №6. -С. 35-36.
12. Тян, Дю Ик. Первые шаги Академии Наук КНДР / Тян Дю Ик. - Текст: непосредственный // Новая Корея. -1953. - №5. - С. 9-10.
13. Choi, Nak Pil. A Relation of Economic Cooperation between Soviet Union and North Korea; the Current Situation and Prospect / Choi Nak Pil. - Текст: непосредственный // Research Institute of Industry and Economy Academic Journal. - 1990. - Vol. 20. - P. 245-264.
14. Clay, J. M. The North Korean nuclear program: security, strategy and new perspectives from Russia / J.M. Clay, A.Y. Mansurov ed. -Routledge, 1999. - 288 p. - Текст: непосредственный.
15. Josephson, P. R. Totalitarian Science and Technology / P.R. Josephson. -Amherst, 2005. - 181 p. - Текст: непосредственный.
16. Kim, J. A. The «Peak of Socialism» in North Korea: The Five and Seven Year Plans / J.A. Kim. - Asian Survey, 1965. - P. 255-269. - Текст: непосредственный.
17. Lankov, A. N. Soviet Influence on the North Korean Education System and Educational Practice / A.N. Lan-kov. - Текст: непосредственный // SNU Journal of Education Research. 1998. - Vol. 8. - P. 97-118.
References
1. Bocin, M. G. Bratskoe sotrudnichestvo / M.G. Bocin. - Tekst: neposredstvennyj // Vo imya druzhby s narodom Korei. Vospominaniya i stat'i. Institut narodov Azii AN SSSR. - M.: Nauka, 1965. - S. 180-200.
2. Gaevskij, V. A. Kontakty Akademii Nauk SSSR s nauchnymi uchrezhdeniyami KNDR / V.A. Gaevskij. - Tekst: neposredstvennyj // Vestnik RAN. 1984-9-82. S. 86-87 URL: http://www.ras.ru/FStorage/FileInfo.aspx?id=431c17fb-1ae6-4ddb-9bdc-550310d57a9b (data obrashcheniya: 30.07.2020).
3. Gryaznov, G. V. Stroitel'stvo material'no-tekhnicheskoj bazy socializma v KNDR / G.V Gryaznov. - M.: Nauka, Glavnaya redakciya vostochnoj literatury, 1979. -240 s. - Tekst: neposredstvennyj.
4. Kim, G. F. Ekonomicheskoe i kul'turnoe stroitel'stvo v Korejskoj Narodno-Demokraticheskoj Respublike (19451950 gody) / G.F. Kim. - Tekst: neposredstvennyj // Voprosy istorii. - 1954. - № 6. - C. 27-42.
5. Kim, Un Ep. Novyj cekh bluminga / Kim Un Ep. - Tekst: neposredstvennyj // Novaya Koreya. - 1954. - №11. -S. 28-29.
6. Kozlov, V. V. Rossijskaya atomnaya energetika za rubezhom / VV. Kozlov. - M.: Vash format, 2018. - 215 s. -Tekst: neposredstvennyj.
7. Pak, Sen Hi. Nashi druz'ya na metallurgicheskom zavode v Hvanhe / Pak Sen Hi. - Tekst: neposredstvennyj // Novaya Koreya. -1954. - №7. - S. 26-27.
8. Pak, Syn Nok. V rekordno korotkie sroki vosstanavlivayutsya nashi predpriyatiya / Pak Syn Nok. - Tekst: neposredstvennyj // Novaya Koreya. - 1954. - №8. - S. 20-21.
9. Soglashenie o nauchnom sotrudnichestve mezhdu Akademiej Nauk SSSR i Akademiej Nauk KNDR // Otnosh-eniya Sovetskogo Soyuza s narodnoj Koreej. 1945-1980. Dokumenty i materialy. - M.: Nauka, 1981. - S. 139-143. -Tekst: neposredstvennyj
10. Surinov, I. A. Razvivaetsya sotrudnichestvo Akademij Nauk SSSR i KNDR / I.A. Surinov. - Tekst: neposredstvennyj // Vestnik RAN, 1982-11-70. - S. 70-71. URL: http://www.ras.ru/FStorage/FileInfo.aspx?id=d91040e1-317a-4810-9699-c97e25e0dcb7 (data obrashcheniya: 30.07.2020).
11. Te, Den Guk. Velikaya pomoshch' / Te Den Guk. - Tekst: neposredstvennyj // Novaya Koreya. - 1954. -№6. -S. 35-36.
12. Tyan, Dyu Ik. Pervye shagi Akademii Nauk KNDR / Tyan Dyu Ik. - Tekst: neposredstvennyj // Novaya Koreya. - 1953. - №5. - S. 9-10.
13. Choi, Nak Pil. A Relation of Economic Cooperation between Soviet Union and North Korea; the Current Situation and Prospect / Choi Nak Pil. - Tekst: neposredstvennyj // Research Institute of Industry and Economy Academic Journal. - 1990. - Vol. 20. - P. 245-264.
14. Clay, J. M. The North Korean nuclear program: security, strategy and new perspectives from Russia / J.M. Clay, A.Y. Mansurov ed. -Routledge, 1999. - 288 p. - Tekst: neposredstvennyj.
15. Josephson, P. R. Totalitarian Science and Technology / P.R. Josephson. -Amherst, 2005. - 181 p. - Tekst: neposredstvennyj.
16. Kim, J. A. The «Peak of Socialism» in North Korea: The Five and Seven Year Plans / J.A. Kim. - Asian Survey, 1965. - P. 255-269. - Tekst: neposredstvennyj.
17. Lankov, A. N. Soviet Influence on the North Korean Education System and Educational Practice / A.N. Lankov. - Tekst: neposredstvennyj // SNU Journal of Education Research. 1998. - Vol. 8. - P. 97-118.
Дата поступления /Received 05.10.2020 Дата принятия в печать/Accepted 23.11.2020
© Хренов В.В., Ростовская М.Д., 2020 © Khrenov V.V., Rostovskaya M.D., 2020