УДК 327
СОВЕТСКО-ИРАКСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ КУРДСКОГО НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО
ДВИЖЕНИЯ (1958 - 1968 годы)
© 2010 г. А.-С. Кхудейда
Южный федеральный университет,
ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006,
[email protected]. sfedu. ru
Southern Federal University,
B. SadovayaSt., 105/42, Rostov-on-Don, 344006,
decanat@hist. sfedu. ru
Рассматриваются советско-иракские отношения в период с 1958 по 1968 г., приводится их подробная и объективная характеристика, а также масштабы влияния на решение курдской проблемы, исследуются причины и сущность трансформации позиций Советского Союза по этому вопросу, анализируется и даётся объективная оценка достижений и неудач советской внешней политики в этом регионе.
Ключевые слова: советско-иракские отношения, курдская проблема, Мустафа Барзани, национальная независимость.
The article deals with the Soviet-Iraqi relations in the period from 1958-1968, provides detailed and objective description of the relationship at that time, the extent of the influence of the Soviet-Iraqi relations to solve the Kurdish problem, we study the causes and nature of the transformation of the positions of the Soviet Union on this issue, examines and provides an objective assessment of achievements and failures of the Soviet foreign policy in the region.
Keywords: soviet-Iraqi relations, the Kurdish problem, Mustafa Barzani, national independence.
В настоящее время мировое сообщество переживает весьма сложный и неоднозначный период своего развития. Очевидная неустойчивость и явная несостоятельность однополярного мирового устройства, нарастание мировых экономических, социальных, политических, этно-конфессиональных и иных проблем, усиление региональных противоречий, рост радика-листских и даже экстремистских политических настроений и обусловленных ими конкретных действий требуют безотлагательной выработки программы необходимых действий, призванных адекватно ответить на все вызовы времени. Объективное определение места России в современном мире, перспектив её взаимоотношений с ведущими мировыми и региональными державами невозможно без всестороннего научного анализа её обширного и разнопланового опыта межгосударственных отношений. Важное значение в этой связи имеет проблема развития советско-иракских отношений в период конца 1950-1960-х гг., когда значительно возросла роль арабского мира, государств Ближнего и Среднего Востока, обозначилось стремление Советского Союза к выработке новых подходов к своей внешнеполитической деятельности в данных регионах в свете набиравшего силу геополитического противоборства двух ведущих мировых держав и возглавляемых ими крупнейших военно-политических блоков. Несмотря на достаточно существенное освещение советской внешней политики в регионе в этот период в советской, а также отчасти в современной российской и зарубежной историографии проблема крайне непростого развития советско-иракских отношений в контексте влияния на них важной курдской проблемы не только практически не исследовалась, но даже и не формулировалась.
Целью данной статьи является анализ советско-иракских отношений в переломный период 1958-1968 гг., выяснение масштабов влияния на них курдской пробле-
мы, исследование причин и сущности трансформаций позиций по ней Советского Союза, и объективная оценка достижений и неудач советской внешней политики в регионе в то время.
В конце 1950-х гг. хашимитский королевский режим в Ираке переживал острый кризис. В июле 1958 г. в стране произошла революция, в результате которой был свергнут правящий режим и образовано первое республиканское правительство [1]. Революция была поддержана абсолютным большинством иракского народа -арабами и курдами. Сразу после переворота представители Демократической партии Курдистана (ДПК) прибыли в Киркук, в штаб революции, и заявили о решительной солидарности народных масс Курдистана с руководством республики [2]. 17 июля 1958 г. курдская делегация во глав с Генеральным секретарем ЦК ДПК Ибрагимом Ахмедом встретилась с премьером республиканского правительства Касемом и выразила свою готовность оказать всемерную поддержку новому режиму [3]. Американский публицист Форстер Хэйли, посетивший в конце июля 1958 г. Иракский Курдистан, писал: «Северный Ирак (Курдистан) поддерживает новый режим. Здесь напряженность меньше, чем в Багдаде» [4].
Советское правительство не скрывало своего удовлетворения, поскольку победа июльской революции в Ираке и провозглашение его правительством политики позитивного нейтралитета были ощутимым ударом по ближневосточным планам и позициям США, Англии и их союзников. Правительство СССР надеялось, что создание Иракской республики будет способствовать дальнейшему ослаблению империалистического лагеря и развитию дружественных отношений между СССР и Ираком.
16 июля 1958 г. Советское правительство направило правительству Иракской республики телеграмму, в которой заявило: «Правительство Союза Советских Со-
циалистических Республик, неизменно руководствуясь принципом самоопределения народов и глубоко уважая справедливые национальные устремления народа Ирака, настоящим заявляет о своем официальном признании правительства Иракской республики. Народы Советского Союза желают иракскому народу укрепить национальную независимость страны и добиться всяческих успехов в экономическом и культурном развитии своей родины» [5, с. 516]. 17 июля правительство Ирака одобрило решение о начале дипотношений с СССР «с чистого листа». В телеграмме на имя Хрущёва говорилось: «Правительство Иракской Республики с большой радостью и признательностью получило телеграмму Вашего превосходительства, в которой сообщается о признании советским правительством Иракской Республики и заявляется о полном уважении Вашим правительством права народов на самоопределение. Мое правительство полно решимости защитить независимость Ирака и внести вклад в дело укрепления мира и установления дружественных отношении со всеми миролюбивыми государствами. Искренне желая развития дружественных отношений между нашими странами, я хочу подчеркнуть, что эти отношения получат дальнейшее развитие» [6].
Нужно отметить, что улучшение отношений между Москвой и Багдадом позитивно сказалось на положении курдского народа. Лидеры движения неоднократно посещали советское посольство в Багдаде и чувствовали себя в «теплой и дружественной обстановке».
11 февраля 1959 г. посол Иракской республики Аб-дель Вахаб Махмуд встретился с Хрущёвым. По всей видимости, этот визит был необходим, чтобы объяснить позицию Ирака по поводу его отказа выйти из Багдадского пакта, о чем в августе 1958 г. писали «Известия» в статье под едким заголовком «Без Багдада, но с Вашингтоном», в которой Москва обвиняла Ирак в потакании Вашингтону [7].
В марте 1959 г. было подписано соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между СССР и Ираком, предусматривавшее советско-иракское сотрудничество в осуществлении планов развития национальной экономики Ирака в области промышленности, сельского хозяйства и транспорта. В целях содействия развитию иракской экономики советское правительство предоставило Иракской республике большой льготный кредит в 550 млн р. под 2,5 % годовых [5, с. 694-700]. Сообщение о заключении соглашения было воспринято народом Ирака с радостью. Одна из иракских газет в марте 1959 г. писала, что «экономические соглашения Ирака со странами социалистического лагеря, не ставящие каких-либо политических условий и предусматривающие оказание помощи, соответствуют его интересам...» [8].
Поскольку курдское политическое руководство тогда находилось под сильным влиянием Москвы, советское правительство посоветовало лидерам курдского движения во всем поддерживать иракское правительство премьера Касема. Поэтому ИКП и ДПК развернули энергичную деятельность в защиту завоеваний июльской революции. ДПК обратилась со специальным призывом к курдскому народу подавить мятеж египетского став-
ленника Шаввафа, имевший целью уничтожение достижений республики арабов и курдов. Были организованы курдские партизанские отряды, в частности в городах Дхок, Шейхан, Амадия, Захо и в районе Шенгала [9]. Курдские демократические силы принимали самое активное участие в подавлении мятежа, ибо считали, что достижение национальной автономии курдов в Иракской республике возможно лишь в условиях общедемократического развития Ирака. Что касается национального вопроса, то, несмотря на заявления о полном «уважении права народов на самоопределение», в курдском вопросе Касем и его правительство все больше придерживались принципа абсолютизации национального единства Ирака в такой форме, при которой игнорировались национальные права курдов. Премьер и члены правительства в своих выступлениях стали называть Ирак республикой арабов, а не арабов и курдов и причисляли последних к «северным арабам».
Благодаря революции, находившийся в изгнании лидер курдов М. Барзани 14 июля 1959 г. вернулся на родину. «Мы никогда не забудем ту поддержку, которую оказал великий советский народ нашему иракскому народу в его освободительной борьбе», - так откликнулся М. Барзани относительно роли СССР в жизни Ирака [10, с. 94]. Но к концу 1960 г. отношения между Касемом и Барзани стали накаляться, антикурдская политика правительства Касема приняла открытый характер. Как в самом Багдаде, так и в других городах страны члены и руководители ДПК подвергались гонениям и террору. Касем объявил её вне закона, арестовал немалое число курдских чиновников [11, с. 110]. После этого Советский Союз пригласил Барзани посетить Москву на годовщину Октябрьской революции. Советское правительство тем самым активно демонстрировало мировому сообществу, что курдское движение «находится под его политическим крылом». Барзани позднее напишет, что «визит в Москву для курдов был очень полезен, поскольку СССР пообещал, что в случае начала войны между иракскими властями и курдским движением Москва окажет поддержку М. Барзани» [12]. В Москве Барзани встретился с высшим советским руководством и лично с Н.С. Хрущёвым. В ходе беседы М. Барзани попросил у Москвы оказать давление на правительство Касема, чтобы оно согласилось предоставить курдам автономию [13]. Он заявил, что ситуация в Курдистане очень сложная и в ближайшее время в регионе может начаться война. Советское руководство очень уважительно относилось к курдскому лидеру М. Барзани. Поскольку в этот период отношения между СССР и Ираком несколько пошли на спад, Москва, пригласив Барзани к себе, тем самым демонстрировала Багдаду, что в случае необходимости ей есть на кого опереться в регионе. Барзани знал об этом и поэтому всячески и везде расхваливал советское руководство. «Когда мы прибыли в Советский Союз, мы нашли в этой стране всестороннюю помощь и поддержку... Мы, курдские повстанцы, изгнанные из своей страны... навсегда сохраним в своей памяти теплые воспоминания о пребывании в Советском Союзе, чувство благодарности и признательности по отношению к советскому народу» [10, с. 116]. В силу целого ряда важных внутриполитиче-
ских и внешнеполитических причин, а также под влиянием позиции СССР Барзани вступил в серьезный конфликт с Касемом и их отношения стали практический враждебными. Между тем европейская пресса называла М. Барзани «красным муллой», подчеркивая, что он является ставленником Москвы. Но в Москве этого и не скрывали, как не скрывали и то, что она недовольна Касемом. Между тем нужно отметить, что СССР использовал курдов как инструмент для давления на Касема.
СССР не мог как по политическим, так и по чисто техническим причинам поставлять курдам вооружение, но он оказывал большую политическую и финансовую поддержку курдскому национально-освободительному движению. Деньги поступали через советское посольство в Багдаде. Председатель КГБ СССР А. Шелепин в своём докладе Хрущёву обосновывал причины необходимости поддержки Барзани. Он считал, что в данном случае курдское движение выступит хорошим уравновешивающим политическим фактором для стран региона. А для этого необходим был независимый Курдистан. Это, по его словам, «конечно, создаст проблемы для Ка-сема, но вынудит его изменить свою прозападную позицию» [14]. После согласия Хрущёва на поддержку курдов 11 сентября 1961 г. в Иракском Курдистане произошла революция. 27 сентября заместитель председателя КГБ СССР П. Иватушин предложил советскому правительству осуществить следующие меры: 1) просоветским странам (Кении, Афганистану, Индии, Индонезии и др.) начать акции протеста против режима Касема; 2) встретиться с Барзани и еще раз предупредить его, чтобы он сделал все это аккуратно, чтобы европейские страны не заподозрили «руку Москвы». Последнее предложение зампреда КГБ СССР было направлено на то, чтобы в СССР было подготовлено около 500-700 военных специалистов для помощи курдскому движению в случае надобности [14]. Когда началась курдская революция, Барзани отправил в Багдад письмо в советское посольство. В нём он просил поддержки, которую Советский Союз ранее обещал оказать курдскому движению. Советское правительство начало разрабатывать план поддержки курдов, в том числе и путем поставки им вооружения. Этот план получил название «секретная миссия на Ближнем Востоке». Так, СССР отправил «помощь» курдскому движению на корабле, груженном 40 т легкого вооружения. Но оружие, которое должно было поступить в Курдистан, практически не дошло. Таким образом, «секретная миссия» оказалась проваленной [15].
В 1962 г. между Ираком и СССР было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Согласно договоренностям, на территории Ирака должна была быть размещена советская военная база. Тогда Советский Союз посоветовал М. Барзани начать переговоры с Касемом, чтобы решить курдский вопрос мирным путем. Барзани согласился начать переговоры. Они договорились встретиться на территории Иракского Курдистана, но по странному стечению обстоятельств в назначенное время по этой местности иракские ВВС нанесли бомбовые удары. Касем и его режим были по-
винны в убийстве тысяч курдских патриотов, а также мирных граждан Курдистана.
В начале 1963 г. в Ираке налицо было массовое недовольство режимом Касема, хотя оппозиция была неоднородной. Сложившейся обстановкой воспользовались силы, стремившиеся к свертыванию революционного процесса. 8-10 февраля политические противники Касема, опираясь на преданные им армейские части, совершили государственный переворот, в результате которого были созданы новые органы власти - Национальный совет революционного командования (НСРК) и правительство. Ключевые посты в них заняли члены ПАСВ (баасисты). Президентом стал Абдель Салям Ареф, премьер-министром - Ахмед Хасан аль-Бакр. Обстоятельства в то время сложились так, что, несмотря на значительное влияние левых сил в стране, к власти все же пришли правые элементы в лице партии БААС [16, с. 206].
В Советском Союзе события в Ираке назвали «государственным переворотом», носящим ярко выраженный фашистский характер. В заявлении ЦК КПСС говорилось: «К власти пришла ультрареакционная партия БААС, развязавшая в стране кампанию невиданного террора. Чудовищные злодеяния иракского режима потрясли прогрессивных людей во всем мире» [11, с. 73]. 17 февраля 1963 г. ЦК КПСС опубликовал специальное заявление, в котором решительно осудил проводимую в Ираке «политику разбоя и уничтожения лучших сынов иракского народа» [17].
Сразу после установления нового режима начались репрессии против Иракской Компартии, повлекшие большие жертвы. Но вместе с тем обострялись противоречия в лагере недавних союзников по социалистическому блоку. В частности, ПАСВ - с одной стороны, иракские насеристы и ДАН - с другой, разошлись во мнениях относительно подхода к переговорам об объединении Ирака с Египтом, проходившим в марте-мае 1963 г. 25 мая НСРК заявил о раскрытии заговора насе-ристов. Их представители были выведены из правительства, а местные организации перешли на нелегальное положение и с июня 1963 г. приняли участие в антибаа-систской политической коалиции. Конфликт между баа-систами и насеристами положил начало распаду социалистического блока. Противоречивые мероприятия правительства в экономической области вызвали сокращение экономических связей с СССР и другими социалистическими странами.
В этих условиях иракские власти хотели подписать соглашение с курдами, чтобы взять «передышку». Советский Союз заявил представителю курдской стороны Джалалю Талабани, что Москва поддерживает национально-освободительное движение курдов, ибо не хочет, чтобы это движение закончило свое существование. Между тем переговоры курдов с иракскими властями окончились безрезультатно [18]. Талиб Шавиф позднее писал, что «Советский Союз оказывал серьезное влияние на курдов и причиной ухудшения отношений между курдами и властями Ирака стала политика Москвы» [19]. Однако данная точка зрения и аналогичные ей утверждения, имеющиеся в арабской и курдской историо-
графии, представляются поверхностными и недостаточно обоснованными.
Когда в феврале 1963 г. был установлен первый баа-систский режим, «курды быстро представили ему далеко идущий план автономии региона в Курдистане. План был тут же отклонен и летом БААС начала жестокую военную кампанию в Курдистане» [20]. В этот критический момент огромное значение для судеб всего курдского народа и его борьбы за свои национальные права имела позиция Советского Союза, который решительно осудил войну против курдов и выразил полную поддержку их справедливой борьбы за автономные права. В специальном заявлении ТАСС говорилось: «Каждый честный человек в мире, который стоит за уважение принципов ООН, не может не поднять своего голоса решительного протеста и негодования против изуверской политики и действий нынешних иракских властей в отношении курдского народа. Кровавая расправа над патриотами Ирака, истребление мирного курдского населения вызывают гнев и возмущение народов Советского Союза. Советские люди питают чувства дружбы и симпатии к народам Ирака и выражают полную поддержку справедливой борьбе, которую ведет курдский народ в Ираке за свои национальные права» [21]. Позднее последовало официальное заявление Советского правительства относительно событий в северной части Ирака, в котором подчеркивалось, что права курдов на автономию вполне обоснованы, а «...удовлетворение этих справедливых требований курдского народа только укрепило бы независимость Иракского государства, способствовало бы стабилизации внутриполитического положения в стране» [22, с. 72].
Таким образом, Советский Союз решительно осудил имевшееся непосредственное иностранное вмешательство в войну против курдов.
Некоторые государства, стремившиеся к достижению своих политических целей в регионе, стали планировать прямое военное вмешательство во внутриполитические дела Ирака, в противостояние официального Багдада и лидеров курдского национально-освободительного движения. Так, в намерения Турции входил захват Мосула, а Ирана - Сулеймании. План получил название «Тигр» («Дышла»). Для осуществления этой военной операции Сирия, Турция и Иран закрыли свои границы с Ираком [23].
9 июля 1963 г. советское правительство опубликовало специальное заявление, которое министр иностранных дел СССР А.А. Громыко вручил послам Ирана, Турции и Сирии. В нем содержались требование прекратить вмешательство этих стран в события на севере Ирака и предупреждение о серьезных последствиях такого вмешательства [24]. А в заявлении советского правительства, направленном иракским руководителям, говорилось: «Вмешательство иностранных государств в события, происходящие на территории Иракского государства, касается не только Ирака. Втягивание в конфликт других сил, других государств и предоставление внешним силам, связанным с агрессивными военно-политическими блоками, плацдармов близ советских границ создают угрозу
безопасности ряда государств, в том числе и Советского Союза» [25].
Советское правительство предприняло и другие шаги с тем, чтобы остановить преступную войну против курдского народа. В частности, в письме в Совет Безопасности ООН отмечалось, что «широкие военные операции против мирных курдских городов и деревень, осуществляемые войсками, оснащенными авиацией, танками, артиллерией, которые жестоко истребляют мирное население, в том числе детей, женщин и стариков, и превращают обширные районы Курдистана в развалины, вызывают растущее возмущение во всех странах... Советское правительство считает необходимым довести до сведения Совета Безопасности, что в случае продолжения вмешательства со стороны внешних сил в события, происходящие на севере Ирака, может возникнуть необходимость созыва Совета Безопасности для принятия надлежащих мер для пресечения такого вмешательства» [26]. Как отмечалось в официальной советской прессе, «Советский Союз не может быть безразличен к тому, что происходит в непосредственной близости от его южных границ. Продолжение иностранного вмешательства в события на севере Ирака может сделать необходимым для других государств принятие мер, направленных на устранение этого вмешательства и ограждение своей безопасности» [26].
Правительства некоторых западных держав, в частности США, Англии и ФРГ, благосклонно отнеслись к политике геноцида иракских властей в Курдистане. Более того, правительства США и Англии поставляли пра-воэкстремистскому режиму в Ираке военное снаряжение, которое использовалось в войне против курдов. ФРГ оказала Ираку большую финансовую помощь.
В июле 1963 г. в Женеве Секретариат 36-й сессии Экономической и Социальной комиссии ООН распространил памятную записку и проект резолюции делегации СССР, осуждавшие политику физического уничтожения курдского народа в Ираке. В проекте резолюции отмечалось, что военные операции против курдов, живущих в северной части Ирака, по своему характеру являются актом геноцида и противоречат резолюции ООН от 11 декабря 1948 г. и Конвенции Организации Объединенных Наций 1948 г., осуждающим акты геноцида. Резолюция содержала настоятельное требование к правительству Иракской республики немедленно прекратить все военные операции против курдского народа [22, с. 72]. Однако сессия Экономической и Социальной комиссии отвергла предложение советской делегации о включении данного вопроса в повестку дня. Из 18 членов этого совета в пользу предложения Советского Союза проголосовали только СССР и Чехословакия.
Таким образом, позиция советского правительства в курдском вопросе сыграла исключительно важную роль в приостановлении массового уничтожения курдского народа, в ликвидации угрозы военного иностранного вмешательства, прежде всего членов агрессивного военно-колониального блока СЕНТО - Ирана и Турции, а также имевшей свои цели Сирии в войне против курдов.
Советская поддержка курдов после переворота 8 февраля 1963 г. в различных областях и защита инте-
ресов курдов, особенно в Организации Объединенных Наций, виделись Сирии, Турции, Ирану и тогдашнему правительству Ирака как угроза для их политики. Курдский вопрос из регионального благодаря поддержке СССР в ООН приобрёл международное звучание, и это послужило мощным стимулом для курдского движения. Информационная кампания, начатая в средствах массовой информации в СССР и других социалистических странах, была мощной поддержкой в борьбе курдов за свои национальные права.
18 ноября 1963 г., воспользовавшись сложной ситуацией в руководстве БААС, президент Абдель Салям Ареф с помощью своего брата Абдель Рахман Арефа и других верных ему офицеров совершил государственный переворот. Ареф стал полноправным хозяином страны. Были сформированы новый Национальный совет революционного командования, который возглавил президент, и правительство во главе с другом Арефа Тахер Яхьей. Переворот 18 ноября 1963 г. имел верхушечный характер и по существу был призван обеспечить необходимые условия для сохранения в стране военно-бюрократического режима. При правительстве Арефа-Яхьи Иракский Курдистан подвергался практически такой же жестокой экономической блокаде, что и при режиме баасистов. Правительство хотело «задушить повстанцев потоком беженцев и голодом». «Силой оружия им ничего не добиться, - заявил по поводу такой тактики один из курдских лидеров. - Поэтому они прибегают к последнему средству - голоду, и тут мы беспомощны» [27]. В Сулеймании, например, солдаты иракской армии обыскивали дома и конфисковали значительную часть продовольствия у каждой семьи.
Важнейшее значение для достижения соглашения между правительством Ирака и курдскими национально-демократическими силами имела позиция Советского Союза. Известно, что правительство Арефа-Яхьи предприняло некоторые позитивные шаги по нормализации отношений с Советском Союзом, а последний выступал за справедливое мирное урегулирование курдской проблемы [10, с. 207]. 10 февраля 1964 г. иракское правительство и представители курдского движения подписали соглашение «О прекращении войны в Курдистане», гарантировавшее национальные права курдов и предусматривавшее ряд позитивных мероприятий на пути к мирному урегулированию курдской проблемы. В частности, намечались освобождение лиц, осужденных в связи с событиями в Курдистане, восстановление уволенных по политическим мотивам чиновников и служащих на прежних местах работы, отмена ограничений на снабжение Курдистана продовольственными товарами, выдача компенсаций пострадавшим от военных действий и другие положительные меры [16, с. 210; 28].
Соглашение о прекращении огня в Курдистане было встречено с глубоким удовлетворением как в Курдистане, так и в СССР. Правительство Советского Союза послало телеграмму на имя президента Арефа, где прекращение войны на севере страны расценивалось как важный фактор укрепления единства Иракской республики и решения курдской проблемы [29].
17 и 16 июля в Кремле проходили беседы советских руководителей с прибывшим в Москву президентом Ирака А.Р. Арефом [30]. В это же время Баззаз предпринял некоторые шаги по укреплению позиций своего кабинета. С этой целью 27 июля 1967 г. он побывал с официальным визитом в Советском Союзе. Визит получил одобрение всех прогрессивных сил Ирака, которые выступали за тесное сотрудничество с Советским Союзом. Результаты визита были положительными. Иракская сторона информировала советскую сторону о мерах, которые «предприняло иракское правительство по урегулированию конфликта на севере Ирака мирным путем на основе признания национальных прав курдов в рамках единого иракского государства» [31]. Советский Союз выразил «удовлетворение в связи с позитивными шагами, предпринятыми иракским правительством и направленными на прекращение братоубийственной вооруженной борьбы, на урегулирование в рамках единого государства проблемы Севера Ирака на основах сохранения территориальной целостности Ирака и уважения прав его других граждан в соответствии с объявленной иракским правительством программой» [31].
Поездка Баззаза в СССР и ее позитивные результаты не предотвратили падения кабинета. Баззаза критиковали и слева и справа. После возвращения из Советского Союза 4 августа 1966 г. по настоянию президента Арефа Баззаз подал в отставку. Пост премьер-министра занял генерал в отставке Наджи Талеб. Он заявил, что новое правительство будет «выполнять программу установления мира в северной части нашей любимой страны, объявленную 29 июля 1966 г., путем обеспечения условий для развития этой зоны и признания национальных прав наших курдских братьев в иракском доме» [32].
Определенные изменения произошли и в позиции правительства Ирака по отношению к Советскому Союзу. После того как Насер сделал заявление, в котором назвал Советский Союз «самым верным другом арабов», в Ираке также стали говорить об этом [10, с. 269].
Таким образом, позиция Советского Союза в период 1958-1968 гг. по отношению к курдскому вопросу была неоднозначной, колебалась в зависимости от отношений с Ираком. Курдское руководство в этот период хотело установить стратегические отношения с Советским Союзом. ДПК считала СССР практически единственным последовательным союзником, рассчитывая на его помощь в решении курдского вопроса, в восстановлении демократии в Ираке. Однако главным и определяющим фактором, объясняющим политику СССР на всем Ближнем Востоке, являлось соперничество с США в политической, военной и экономической областях. Когда 14 июля 1958 г. Касим пришел к власти и распустил проанглийское правительство, то СССР сразу же поддержал его. Курдская проблема тогда для СССР не являлась актуальной. Но когда баасисты совершили переворот в 1963 г., восстановив антикоммунистическую систему, и начали проводить антисоветскую политику, СССР сразу стал оказывать политическое давление на иракское правительство и активно поддерживать курдов. Во время восстановления отношений СССР с Ираком в 1964 г. советское руководство изменило свою по-
литику по отношению к национально-освободительному курдскому движению. Хотя Советский Союз был в данный период за мирное решение курдской проблемы, но он, исходя из сложившегося международного положения и своих внешнеполитических интересов, активно уже не участвовал в поддержке курдского движения, особенно в его противостоянии с правительством Ирака.
Литература
1. . «ijlj"ll ^ 1958 14 ijy' tfAwji' ^ ^ .193-190^ .(1981-^)«^^ ^Ijj^i« «1-Ц Ла-
иф Абдул Хасан Джавад аль-Зубайди. Революция 14 июля 1958 г. в Ираке. Багдад ,1981. С. 190-193).
2. ^ ijjjajll i-pjj&Jl ДА«jill ^SjaJti^jUll ¿^JIIjje ijjlc.
8-1958 jj-з 14 (tfljJl^jMl l^jjS. '1963 1963 -ЦьИ
.40i>°'2002 (Миван Ареф Абдель Рахман Аль-Бади. Курдское национально-освободительное движение в южном Курдистане (Ирак), 14 июля 1958-8 февраля 1963. Эрбил, 2002. С. 40).
3. 177 i^li^jj^1 (.¿М f^V1 -176 lk^OOS'^K^J ¿jjUVW^. (Джалал Та-лабани. История и борьба. Центральное бюро информации в Патриотическом союзе Курдистана, 2005. С. 176-177).
4. The New York Times. 1958.28 July.
5. СССР и арабские страны 1917-1960 гг. М., 1961.
6. Известия. 1958. 19 июля.
7. Там же. 10 авг.
8. 1959J2J 22'lK)!I Цц?{Газета Алзаман. 1959. 22 марта).
9. 1960'j^ 9'^Wi. гдц^Газета Хабат. 1960. 9 марта ).
10. Мгои ШХ. Проблема национальной автономии курдского народа в Иракской Республике (1958-1970 гг.). Ереван, 1977.
11. Млечин Л. Шок и трепет. Кто следующий? М., 2003.
12. Барзани М. Мустафа Барзани и курдское освободительное движение (1931-1961 гг.). СПб., 2005. С. 297-299.
13. 8-1958 jj-3 14 o-^jUJl jlj«Jl ^UL, ^
tjhu i^La. i jjjliil iJ£ 11963
532о-э'1978(Кгтан Ахмад Сулейман. Внешняя политика Ирака 14 июля 1958 - 8 февраля 1963 г. Багдад, 1978. С. 532).
http:)\\www.kefaya.org. (Сайед Камаль Кадир. Бар-зани в советской разведке, документы КГБ).
Поступила в редакцию
15. Киселев А. Секретная миссия на Ближнем Востоке. М., 2000. С. 97.
16. Курдское движение в новое и новейшее время / под ред. Дж. Джали. М., 1987.
17. Ниязматов Ш.А. М. Ирано-иракский конфликт. Исторический очерк. М., 1989. С. 37.
18. '<31^1 ^и^аИ (>» >-"3.>»11 «О;?.>1 ^^ ( .33 о" ^ 1999йЧн 2—- 27 IV- (Халид Са-ид Тауфик. Международная позиция по курдскому вопросу в Ираке // Журнал университета Дохока. 1999. 27 - 29 апр. С. 33).
19. . ^ ^иЛ ^^ 8
40о°'(1999 "Яиа) 'О- у(Карим
Саид Али. Ирак 8 февраля : от диалога концепции к диалогу крови. Бейрут, 1999. С. 40).
20. Робин Дж. Апдайк. Саддам Хусейн. Ростов н/Д, 1999. С. 134-135.
21. Правда. 1963 .16 июня.
22. Аширян Ш.Ч. Национально-демократическое движение в Иракском Курдистане (1961-1968). М., 1975.
23. сЪУ чу .>11 ^ш^зИ ^'^ЬИ ' <Дх>Ь11 •Ъ*"-( 98о- '(2002'Он^)'Зг11975_1961(Масуд Барзани. Барзани и курдское освободительное движение, сентябрьская революция 1961-1975. Эрбиль, 2002. С. 98).
24. Новое время.1963. 12 июля.
25. Правда.1963. 10 июля.
26. Там же. 11 июля.
27. Федченко А.Ф. Ирак в борьбе за независимость (1917-1969). М., 1970. С. 56.
28. 1964 -Ц^ 11>(629)^1 Цц» (Газета Аль-Фджер Аль-дждид.1964.11 февр.).
29. Правда.1964. 12 февр., Х&уЛ Д^иЛ Л». Л». <
> 1.1. I.из
(Халид Халид Коджи. Советская политика и курдский вопрос в балансе. Стокгольм, 1990. С. 38).
30. Правда.1967. 19 июля.
31. Там же. 29 июля.
32. «^-лв-иллИ 'Л 11968 17 Ъу ¿Ь^1 «^ЫЬ
.200 189оа1(2002 ). (Мухаммед Карим Махди Аль-Машхадани. Абдул Рахман Аль-Баззаз и его интеллектуальная и политическая роль в Ираке до революции 17 июля 1968 года. Багдад, 2002. С. 189200).
19 января 2009 г