Научная статья на тему 'Советский суд (1945-1953 гг. )'

Советский суд (1945-1953 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4128
538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ СУД / УКАЗЫ / РЕПРЕССИИ / ТРИБУНАЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коновалова О. В.

Статья посвящена анализу процесса становления и развития судебной системы в послевоенный период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Советский суд (1945-1953 гг. )»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 34.09

О.В. Коновалова

магистрант Юридический факультет

Российский государственный университет правосудия, Ростовский филиал

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

СОВЕТСКИЙ СУД (1945-1953 ГГ.)

Аннотация

Статья посвящена анализу процесса становления и развития судебной системы в послевоенный период

Ключевые слова Советский суд, Указы, репрессии, трибунал

Победа советского народа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны. Она породила в народе надежды на лучшую жизнь, стала важным рубежом, обозначавшим наступление новой эры - эпохи послевоенного развития.

Великая Отечественная война, тяжким бременем упавшая на плечи советской страны и ее народа, не внесла особых изменений в существующую судебную систему, в материальное и процессуальное право. Сформированная в предвоенные годы и эффективно организованная, она в целом действовала по-военному, оперативно, целенаправленно, решая вопросы организации судебной власти, доказала свою устойчивость и способность к функционированию в сложных условиях военного времени. Однако оставаться в стороне от изменений, происходящих в послевоенном советском обществе, судебная система, безусловно, не могла. Так, уже в первые послевоенные годы происходила перестройка судебного аппарата применительно к условиям мирного времени. Судебная система приводилась в соответствие с законом о Судоустройстве СССР 1938 года, отменялись акты военного времени.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 сентября 1945 г. и 4 июля 1946 г. были признаны утратившими силу Указы Президиума Верховного Совета СССР об объявлении в ряде местностей СССР военного положения [2, с. 98]. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 28 сентября 1945 г. указал, что военные трибуналы при рассмотрении уголовных дел, «за исключением военных трибуналов, состоящих при оккупационных армиях, и военных трибуналов, действующих в местностях, объявленных на военном положении» должны применять процессуальные законы мирного времени и не применять отсрочки исполнения приговоров с направлением осужденных в действующую армию и повышенные санкции военного времени [2, с. 100].

Компетенция военных трибуналов, как и до войны, стала вновь определяться нормами Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1940 г. «Об изменении подсудности военных трибуналов».

Восстанавливались обычный порядок деятельности и обычная подсудность территориальных военных трибуналов. Военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта были реорганизованы в линейные и окружные суды. Транспортные коллегии Верховного Суда СССР и Верховных Судов союзных и автономных республик восстановлены.

В годы войны и после ее окончания положение с квалификацией сотрудников правоохранительных органов, судов, значительно ухудшилось. Количественные и качественные статистические данные показывали, что от трети до половины народных судей и народных заседателей не имели юридического, а некоторые, даже высшего образования, не говоря уже об опыте работы и стаже. Поэтому ЦК ВКП (б) 5 октября 1946 г. принял решение о юридическом образовании в СССР. Качественное юридическое образование и постоянное повышение квалификации юристов должны были способствовать укреплению советской законности.

Знаменательно, что с образованием, повышением квалификации судей, стали больше внимания

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

уделять и их качественным показателям. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июля 1948 г. устанавливал ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями, учрежденными при народных и специальных судах, а также при Верховном Суде СССР для повышения роли советского правосудия. 16 сентября 1948 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР устанавливался возрастной ценз в 23

года для граждан, избиравшихся народными судьями и народными заседателями. Считалось, что народный судья должен был не только обладать возрастным цензом, но и высокими морально-личностными качествами. Кроме того, перечисленные акты должны были повысить позитивный имидж советской юстиции и всей системы правоохранительных органов СССР.

Определенные изменения после окончания войны затронули и государственный строй, произошли заметные изменения в системе органов государственного управления. В марте 1946 году Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров Советского Союза, соответственно наркоматы были переименованы в министерства. Основным политическим стержнем «советской» государственности в СССР все также являлась жесткая иерархическая структура партийных комитетов, от райкомов до ЦК партии. В 1946 году особое внимание уделялось усилению общего надзора за точным исполнением законов, были сформулированы задачи прокуроров в сфере общего надзора, определены полномочия прокуроров по устранению нарушений закона, обозначены основные средства прокурорского регулирования на установленные нарушения закона. Из числа приоритетных задач прокуратуры определялись борьба с администрированием, бюрократизмом и волокитой, с незаконными штрафами и мобилизационными работами, защита прав демобилизованных и членов их семей.

После войны Президиум Верховного Совета СССР принял Указ от 7 июня 1945 года "Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией", освобождавший всех осужденных на срок до 3 лет. Остальным осужденным срок заключения сокращался вдвое, снималась судимость c лиц, осужденных на срок не более 1 года, а также не взысканные административные штрафы и все не приведенные в исполнение административные взыскания, наложенные в военное время. Осужденные по «политическим преступлениям» не подлежали амнистии, как и лица, неоднократно осужденные за растраты, кражи, грабежи и хулиганство. Данный акт имел позитивное значение, ослаблял репрессии, но в то же время проявлялась тенденция ужесточения наказаний, усиления запретительных мер, ограничений граждан в их правах, то есть мер репрессивно-карательного характера.

В развитии уголовного законодательства в первые послевоенные годы доминирующей стала тенденция регулирования уголовно-правовых отношений на общесоюзном уровне. К числу важнейших общесоюзных уголовно-правовых актов относятся принятые Президиумом Верховного Совета СССР 4 июня 1947

года Указы «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» и «Об усилении охраны личной собственности граждан». В данных Указах давалась более тщательная юридическая разработка обозначенных составов преступлений, узаконивался новый подход к понятию хищения и его уголовно-правовым последствиям, а также содержались положения, изменявшие принятые в уголовном праве понятия и категории. В частности в них давалось понятие разбоя, исключалось понятие грабежа, а кража характеризовалась как тайное или открытое похищение чужого имущества. В Указах определялись квалифицирующие признаки, которые влекли применение более суровых наказаний. Например, давалось понятие шайки. Хищение, совершенное шайкой, рассматривалось как тяжкое преступление. В 1948 г. появились Указы об усилении уголовной ответственности за изнасилование, самогоноварение и другие преступления против чести, здоровья, жизни граждан. Заботу о браке и семье объяснял Указ 1948 г., запрещавший браки с иностранцами.

В связи с принятием 9 июня 1947 года Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну» расширяется подсудность уголовных дел рассматриваемых военными трибуналами. Все дела о преступлениях, предусмотренных названным Указом, стали подсудны военным трибуналам независимо от того, кем бы ни были совершены преступления.

Принятые Указы изменили подход к определению наказаний, ужесточили судебную практику. Наличие квалифицирующих признаков влекло за собой привлечение к длительным срокам лишения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

свободы. За кражу личной собственности виновный наказывался лишением свободы на срок от 6 до 10 лет, за разбой на срок от 10 до 20 лет, а за хищение социалистической собственности на срок от 10 до 25 лет. Все это привело к тому, что много осужденных оказалось в местах лишения свободы. В 1947 году в колониях и лагерях содержалось 1 721 543 человека, в 1948 году - 2 199 535, в 1949 году - 2 536 685 человек [3 с. 54-55].

Однозначной оценки данному явлению дать нельзя. В условиях первых послевоенных лет, когда необходимо было восстанавливать разрушенную страну, важное значение имело использование дешевой рабочей силы лиц, находящихся в местах лишения свободы. В политическом плане следовало продемонстрировать поворот к демократизации режима. Есть основания считать, что с этим была связана отмена смертной казни.

26 мая 1947 года Президиум Верховного Совета СССР отменил смертную казнь, идя навстречу пожеланиям широких общественных кругов, считая, что после капитуляции Германии и Японии и улучшения международной обстановки ее применение «не вызывает необходимости в условиях мирного времени». В указе говорилось, что за преступления, наказуемые по действовавшим законам смертной казнью, следует применять в мирное время заключение в ИТЛ сроком на 25 лет. Правда, уже с 1950 года смертная казнь была восстановлена по ряду особо тяжких преступлений - для изменников Родины, шпионов и диверсантов. Интересно, что именно в сфере уголовного законодательства был принят закон, преследовавший цель укрепления мира и дружественных отношений с другими народами. Это закон Верховного Совета СССР от 12 марта 1951 года "О защите мира", предусматривавший уголовную ответственность для лиц, занимавшихся пропагандой войны.

Победоносная война, казалось бы, должна была показать, что у советской власти есть большой кредит доверия населения. Однако, несмотря на это, и после войны в обществе витали антиправительственные настроения и даже формировались подпольные молодежные организации. В 1946 году по стране прошла волна процессов по делам молодежных групп, деятельность которых была квалифицированна следователями как «антисоветская». Это были небольшие группы старшеклассников, учащихся техникумов, студентов, которые объединялись не по политическим мотивам, а с целью изучения исторической и философской литературы, но постепенно с общих вопросов переключались на политические. Общим для них был вывод о том, что сталинский режим на самом деле вовсе не тот, за который себя выдает, отсюда следовала необходимость борьбы против данного режима. В августе 1946 года группа молодежи из г. Челябинска была осуждена Верховным Судом РСФСР по ст. 58 Уголовного кодекса за «контрреволюционную деятельность» на длительные сроки заключения. Подобная кара постигла группы молодежи из Воронежа, Москвы и других городов.

Идеологическое и политическое ужесточение в послевоенные годы сопровождалось физическим террором. Подтверждением этому служат организованные и спровоцированные самим Сталиным так называемые «Ленинградское дело» (1950 год), «Мингрельское дело», «Дело Еврейского антифашистского комитета» (1952 год), «Дело врачей-отравителей» и другие, которые были нужны Сталину для поддержания среди высших руководителей атмосферы подозрительности, недоверия друг к другу, зависти и на этой основе - для еще большего укрепления своей личной власти (такова позиция Комитета партийного контроля при ЦК КПСС и института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС). Сейчас смело можно сказать, что все эти процессы имели некоторые общие черты. В частности, власть сочла нецелесообразным делать эти процессы открытыми, обществу лишь постфактум в предельно кратком виде сообщалось о приговорах. Эти процессы проходили без участия сторон обвинения и защиты, что, безусловно, значительно облегчило власти принятие нужного решения в необходимой правовой форме. Общими являлись и суровые приговоры - смертная казнь абсолютному большинству обвиняемым. При этом, основные процессуальные права подсудимых во время суда соблюдались. Вместе с тем формальное их соблюдение не меняло сути явления - суды послушно штамповали соответствующие решения политического руководства, то есть были механизмом, посредством которого власть под вывеской «правосудия» защищала себя от тех, кто, по ее мнению, представлял для нее хоть какую-нибудь опасность.

Что же касается действительных государственных преступников («Дело власовцев» (1946 год), то в отношении них действовали, как и должно было быть в таких случаях, соответствующие нормы уголовного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

процесса, но уже без той фальсификации, которая имела место в отношении руководителей, хоть в малейшей степени, прямо или косвенно, посягающих на культ личности Сталина.

Таким образом, после окончания Великой Отечественной войны судебная система СССР была перестроена к условиям мирного времени. Были упразднены чрезвычайные судебные инстанции, функционировавшие на прифронтовой территории, прежде всего военно-полевые суды, изменены в сторону сужения полномочия военных трибуналов. Правосудие, как и ранее, осуществлялось Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, судами автономных республик и автономных областей, краевыми и областными судами, окружными и народными судами. За период 1945-1953 гг. в целом была восстановлена действовавшая до начала войны судебная система, определенная на принципах Конституции СССР 1936 года и закона «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Судьи всех судов формировались на выборной основе. Можно сказать, что в условиях однопартийной идеологии и однопартийной власти все кандидатуры для избрания проходили соответствующий «однопартийный» фильтр и в практической деятельности не могли выходить за рамки административно-командной системы, поскольку являлись ее частью. В данный период времени вопрос законности по осуществлению правосудия в отношении лиц посягнувших на государственный строй старательно обходился, являясь лишь частью механизма политико-репрессивной системы, самостоятельно приговоры в отношении посягнувших на государственный строй судьи не выносили, и поэтому о независимости судов в послевоенные годы можно говорить с большой долей условности.

Со смертью Сталина, после 1953 г., начался процесс постепенного восстановления законности и исправления допущенных в прошлом нарушений и ошибок. Военными трибуналами была осуществлена большая работа по пересмотру судебных дел и реабилитации необоснованно осужденных граждан. Период 1945-1953 гг. сменился следующим периодом в истории советского суда послевоенного периода 1953-1991 гг. Список использованной литературы:

1. Суд и правосудие в СССР / Под ред. Б.А. Галкина. - М., 1981.

2. Сборник документов по истории советской военной юстиции. Сост. Гусев Л.Н.- М., 1952.

3. Дугин А.Н. Неизвестный ГУЛАГ: документы и факты. М., 1999.

4. Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М.: Рос. акад. правосудия, 2000.

5. Цечоев В.К. История суда России. Учеб. пособие. М.: Проспект, 2010.

© Коновалова О.В., 2016

УДК 342

А.А. Кротова

магистрант кафедры конституционного права России и зарубежных стран,

программа «Защита прав и свобод человека» Воронежский государственный университет, Россия, г. Воронеж

ОТЗЫВ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация

В статье рассматривается институт отзыва главы муниципального образования вид непосредственного народовластии и важный компонент муниципально-правовой культуры. Показаны правоприменительные проблемы, возникающие в процессе отзыва главы муниципального образования. Сделан вывод, что отзыв главы муниципального образования - это один из важных институтов демократического развития общества и способ реализации социальной активности населения и форма, в которой может протекать диалог власти населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.