Научная статья на тему 'Советский плакат в популяризации агрономических знаний'

Советский плакат в популяризации агрономических знаний Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
946
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПЛАКАТ / АГРОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / КРУПНОФОРМАТНОЕ ЛИСТОВОЕ ИЗДАНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ / АГИТАЦИОННЫЙ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ / ИНСТРУКТИВНЫЙ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПЛАКАТ / POSTER / AGRONOMIC KNOWLEDGE / LARGE-LEAF EDITION / VISUALIZATION IMAGES / PROPAGANDA / POLITICAL / INSTRUCTIONAL / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL POSTER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цаценко Людмила Владимировна, Цаценко Наталья Андреевна

В работе сделана попытка объединить профессиональные агрономические знания со знакомством с графическим искусством, представленном в виде плаката. Под термином «плакат» рассматривается крупноформатное листовое издание, сочетающее в себе изобразительные и шрифтовые элементы и предназначенное для осуществления графической коммуникации. Главная и основная идея плаката быстро и точно передать информацию читателю. В результате проработки материала был сформирован комплекс научно-познавательных ресурсов по истории агрономии, в том числе и истории популяризации агрономических знаний. В нашей работе плакат рассматривается как объект анализа, как материал социокультурного анализа и как инструмент сбора информации по развития агрономических знаний с помощью их визуализации. В курсе «История и методология научной агрономии» одной из компетенций студентов-магистрантов является знакомство с методологией популяризации агрономических знаний, понимание происходящих событий. В этой связи и была предпринята попытка рассмотреть советский плакат как источник информации по развития научной агрономии в период с 1917 по 1980 годы. В задачу входило проанализировать основные события этого периода, элементы технологии сельскохозяйственного производства, видовое и сортовое разнообразие агрокультур, а также событийные мероприятия аграрного сектора страны. В работе рассмотрено четыре базовых типа плакатов: агитационный, политический, инструктивный и научно-просветительский. Каждый из этих видов плакатов выполняет свою функцию. Показано, что роль плаката в популяризации агрономических знаний была огромной. Плакат охватывал все этапы агарного сектора страны, являлся историческим отражением советского периода и всегда оставался мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства. Сегодня его роль невелика, т.к. изменились способы подачи информации. Однако, его историческая роль неизменна, он послужил основой современной рекламной индустрии, в том числе и агрономических знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Цаценко Людмила Владимировна, Цаценко Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET POSTERS IN PROMOTING AGRONOMIC KNOWLEDGE

We attempt to combine professional agronomic knowledge with familiarity with graphic art presented in the form of a poster in the paper. The term "poster" is considered a large loose-leaf edition, combines visual and typographic elements and execute graphic communications. The main idea of the poster is to convey the information to the reader quickly and accurately. In the study of the material we have formed complex scientific and educational resources on the history of agricultural science, including the history of the popularization of agronomic knowledge. In our work, the poster is treated as an object of analysis, as the material of social and cultural analysis and as a tool to gather information on the development of agronomic knowledge through their visualization. In the course "History and methodology of scientific agronomy" one of the competencies of students is familiarity with the methodology popularization of agronomic knowledge, understanding of what is happening. In this regard, an attempt was made to consider the Soviet poster as a source of information on the development of scientific agriculture in the period from 1917 to 1980. The aim was to analyze the main events of this period, elements of the technology of agricultural production, species and varietal diversity of crops, as well as various events in the agricultural sector. The article considers four basic types of posters: promotional, political, instructional, scientific and educational. Each of these types of posters performs its function. The poster covered all stages of agrarian sector of the country, was a historical reflection of the Soviet period and always remained mobile, online and popular art form. Today, his role is small, because it has changed the ways of presenting information. However, its historical role unchanged, he has served as the Foundation of the modern advertising industry, including agronomic knowledge

Текст научной работы на тему «Советский плакат в популяризации агрономических знаний»

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

1

УДК 001+378(025.2)

06.00.00 Сельскохозяйственные науки

СОВЕТСКИЙ ПЛАКАТ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ АГРОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Цаценко Людмила Владимировна

д-р. биол. наук, профессор, кафедра генетики,

селекции и семеноводства

lvt-lemna@yandex. ru

ID 2120-6510

Цаценко Наталья Андреевна студент

[email protected] Кубанский государственный аграрный университет, Россия, Краснодар, Калинина 13

В работе сделана попытка объединить профессиональные агрономические знания со знакомством с графическим искусством, представленном в виде плаката. Под термином «плакат» рассматривается крупноформатное листовое издание, сочетающее в себе изобразительные и шрифтовые элементы и предназначенное для осуществления графической коммуникации. Главная и основная идея плаката - быстро и точно передать информацию читателю. В результате проработки материала был сформирован комплекс научнопознавательных ресурсов по истории агрономии, в том числе и истории популяризации агрономических знаний. В нашей работе плакат рассматривается как объект анализа, как материал социокультурного анализа и как инструмент сбора информации по развития агрономических знаний с помощью их визуализации. В курсе «История и методология научной агрономии» одной из компетенций студентов-магистрантов является знакомство с методологией популяризации агрономических знаний, понимание происходящих событий. В этой связи и была предпринята попытка рассмотреть советский плакат как источник информации по развития научной агрономии в период с 1917 по 1980 годы. В задачу входило проанализировать основные события этого периода, элементы технологии сельскохозяйственного производства, видовое и сортовое разнообразие агрокультур, а также событийные мероприятия аграрного сектора страны. В работе рассмотрено четыре базовых типа плакатов: агитационный, политический, инструктивный и научнопросветительский. Каждый из этих видов плакатов выполняет свою функцию. Показано, что роль плаката в популяризации агрономических знаний была огромной. Плакат охватывал все этапы агарного сектора страны,

UDC 001+378(025.2)

Agricultural sciences

SOVIET POSTERS IN PROMOTING AGRONOMIC KNOWLEDGE

T satsenko Luidmila Vladimirovna,

Dr.Sci.Biol., professor,

Chair of genetic, plant breeding and seeds lvt-lemna@yandex. ru ID 2120-6510

Tsatsenko Natalia Andreevna student

[email protected]

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

We attempt to combine professional agronomic knowledge with familiarity with graphic art presented in the form of a poster in the paper. The term "poster" is considered a large loose-leaf edition, combines visual and typographic elements and execute graphic communications. The main idea of the poster is to convey the information to the reader quickly and accurately. In the study of the material we have formed complex scientific and educational resources on the history of agricultural science, including the history of the popularization of agronomic knowledge. In our work, the poster is treated as an object of analysis, as the material of social and cultural analysis and as a tool to gather information on the development of agronomic knowledge through their visualization. In the course "History and methodology of scientific agronomy" one of the competencies of students is familiarity with the methodology popularization of agronomic knowledge, understanding of what is happening. In this regard, an attempt was made to consider the Soviet poster as a source of information on the development of scientific agriculture in the period from 1917 to 1980. The aim was to analyze the main events of this period, elements of the technology of agricultural production, species and varietal diversity of crops, as well as various events in the agricultural sector. The article considers four basic types of posters: promotional, political, instructional, scientific and educational. Each of these types of posters performs its function. The poster covered all stages of agrarian sector of the country, was a historical reflection of the Soviet period and always remained mobile, online and popular art form. Today, his role is small, because it has changed the ways of presenting information. However, its historical role unchanged, he has served as the Foundation of the modern advertising industry, including agronomic knowledge

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

2

являлся историческим отражением советского периода и всегда оставался мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства. Сегодня его роль невелика, т.к. изменились способы подачи информации. Однако, его историческая роль неизменна, он послужил основой современной рекламной индустрии, в том числе и агрономических знаний

Ключевые слова: ПЛАКАТ, АГРОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, КРУПНОФОРМАТНОЕ ЛИСТОВОЕ ИЗДАНИЕ, ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ, АГИТАЦИОННЫЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ИНСТРУКТИВНЫЙ И НАУЧНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПЛАКАТ

Keywords: POSTER, AGRONOMIC KNOWLEDGE, LARGE-LEAF EDITION, VISUALIZATION IMAGES, PROPAGANDA, POLITICAL, INSTRUCTIONAL, SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL POSTER

Задача высшего учебного заведения не ограничивается подготовкой специалиста для той или иной области, а также ставит задачу формирования всесторонне - развитой личности, понимающей и ценящей красоту окружающего мира, знающей произведения искусства. В работе сделана попытка объединить профессиональные агрономические знания со знакомством с графическим искусством, представленном в виде плаката. Под термином «плакат» рассматривается крупноформатное листовое издание, сочетающее в себе изобразительные и шрифтовые элементы и предназначенное для осуществления графической коммуникации. Главная и основная идея плаката - быстро и точно передать информацию читателю.

Как особый вид графического искусства плакат существует со 2-й половины XIX века. До этого плакатом называли агитационные гравюры крупного размера. Весь прошлый век плакат жил и обслуживал все информационные потребности общества, рекламирую идеи, что в основном происходило в Советском Союзе.

В результате проработки материала был сформирован комплекс научно-познавательных ресурсов по истории агрономии, в том числе и

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

3

истории популяризации агрономических знаний. В нашей работе плакат рассматривается как объект анализа, как материал социокультурного анализа и как инструмент сбора информации по развития агрономических знаний с помощью их визуализации [8]. Термин «визуализация» был введен К.Г. Юнгом. Следует отметить, что это понятие существовало задолго до того, когда его заимствовал Юнг. Под визуализацией понимается свойство человеческого сознания, способного воспроизводить видимые и невидимые образы визуального ряда в своем сознании [3,7].

Визуализация облегчает восприятие знаний и позволяет рассматривать проблемы с разных сторон, облегчает процесс обучения вследствие интеграции полученных знаний, стимулирует логическое и ассоциативное мышление студентов [6].

В курсе «История и методология научной агрономии» одной из компетенций студентов-магистрантов является знакомство с методологией популяризации агрономических знаний, понимание происходящих событий. В этой связи и была предпринята попытка рассмотреть

советский плакат как источник информации по развития научной агрономии в период с 1917 по 1980 годы. В задачу входило проанализировать основные события этого периода, элементы технологии сельскохозяйственного производства, видовое и сортовое разнообразие агрокультур, а также событийные мероприятия аграрного сектора страны.

Различают четыре базовых типа плакатов: агитационный,

политический, инструктивный и научно-просветительский . Каждый из этих видов плакатов выполняет свою функцию. Агитационный плакат -выполнялся броским, с достаточно резкими высказываниями. Политический - в его задачу входило донести главный смысл жизни советского человека. Такие плакаты можно было встретить повсюду - в школах, на вокзалах, в сельских клубах и даже приёмной директора.

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

4

Инструктивный плакат разрабатывался как пошаговая инструкция выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ, он был более специфичным по сравнению с другими типами плакатов. Научнопросветительский плакат занимался популяризацией агрономических знаний, различных событий в жизни сельского хозяйства. Большую роль в создании и дальнейшем распространении плакатов сыграли Дома крестьянина - новый для Советской России 20-х годов тип гостиниц. Роль Домов крестьянина была в организации агитации и пропаганде аграрных знаний [2]. Они занимали определенное место в системе культурнопросветительских учреждений, принимавших участие в пропаганде и распространении агрономических знаний. Основными формами

культурно-просветительной работы в Домах крестьянина были лекции, беседы, спектакли, экскурсии. Лекции и беседы пользовались большой популярностью и имели успех в том случае, когда во время устного изложения материала лектор использовал наглядные пособия. В соответствии с тематическом планом лекции можно было приобрести плакаты с лозунгами «Нет знаний - нет хлеба», «Женщины в колхозах -большая сила» «День летний год кормит!", «От худого семени не жди хорошего племени», «Не швыряйся хлебом», «С той же земли - двойной урожай», «Больше сахарной свеклы», «Разводите бураки», «У кого лен -у того и деньги» [1].

Как отмечает Дианова Е.В. (2014), для бесед по распространению сельскохозяйственных знаний в Домах крестьянина предлагались ряд тем, которые нашли отражение в советском плакате: 1) Нет знаний - нет хлеба; 2) Обработка почвы; 3) Промышленные растения (лен, конопля); 4) Земледелие; 5) Удобрения; 6) Картофель, кормовая свекла, турнепс [1].

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

5

Дома крестьянина (еще они получили название Дома колхозников) были широко распространены по всей стране. В Краснодаре Дом колхозника располагался на улице Красноармейской.

Плакат, как форма популяризации агрономических знаний, использовался в России давно, начиная XIX века. Ярким примером является плакат "О том, как Кондратий с Пантелеем свой лён продавали". Художник А. Рыбников отразил в нем элементы обработки льна, хранения и транспортировки. И издавалось это в "Центральном товариществе льноводов", 1918 г. Текст к плакату был разработан Чаяновым Александром Васильевичем (1888—1937) — российский и советский экономист, социолог, социальный антрополог, писатель-фантаст и утопист.

Изначально плакат представлялся в графическом виде, он больше походил на черно-белый рисунок, затем добавляется цвет. Однако существенное изменение в специфику аграрного плаката внес заслуженный художник России Терещенко Николай Иванович. В начале 1950-х годов Терещенко изобрел принципиально новый метод создания плаката, в основе которого лежит живописный эскиз-картина (вместо привычного карандашно-акварельного наброска) (рисунок 1, 2).

Рисунок 1 - Плакат Б. Мухина (1888-1970). Тираж 200 000.

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

6

Государственное издательство "Искусство", 1951.

Рисунок 2 - Плакат "Колхозники! С бахчей, садов и огородов богатый урожай готовьте для народа!". Художник Г. Шубина. Тираж 200 000. Размер 56,5х82 см. М.: Государственное издательство "Искусство", 1953.

В советском плакате большую роль отводили женскому труду, показывая огромную роль женщин в сельскохозяйственном производстве (рисунок 3,4).

Рисунок 3 - Плакат "Женщины в Рисунок 4 - Плакат "День летний

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

7

колхозах - большая сила". Художник Н. Ватолина. Тираж 300 000. Размер 57х83 см. М.: Государственное

издательство "Искусство", 1953.

год кормит!" Художник А. Волков. Тираж 200 000. Размер 82,5х57 см. М.-Л.: Государственное

издательство "Искусство", 1945.

Рисунок 5 - Плакат "Труженики села! Боритесь за интенсификацию сельского хозяйства!". Художник Б. Мухин. Тираж 210 000. Размер 67х94,5 см. М.: "Советский художник", 1964.

На плакате Б. Мухина "Труженики села! Боритесь за интенсификацию сельского хозяйства!" отражены элементы аграрных технологий: уборка, посев, обработка почвы, внесение удобрений, защита посевов от болезней и вредителей с помощью сельскохозяйственной авиации (рисунок 5). Много плакатов посвящено связи науки и аграрного производства: "Родным полям высокую агротехнику, любимой Родине обильный урожай!" Художник М. Соловьев, 1947 г.; "Достижения передовиков социалистического земледелия - всем колхозам!". Художник М. Соловьев, 1951; "Посев научный взойдёт для жатвы народной (Д.И. Менделеев)".

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

8

Художник В. Сурьянинов, 1964 г.; «Мичуринскую науку в колхозы»,

художник М. Глейх., 1953 (рисунок 6,7).

РО&ННМПОММ ВЫЕОТШ й ГЕОТЕХНИКУ. ЛЮБИНОЙ РОДИНЕ ОБИЛЬНЫЙ УРОЖАИ!

Г HKVKOK) дружен 1П|ЛД-

Тим оби-шем плавится >;paii. '

И поля аояотыс 8огнче дают .Для родимон Отрнны урожай !

Рисунок 6 - Плакат "Родным полям высокую агротехнику, любимой Родине обильный урожай!" Художник М. Соловьев. Тираж 200 000. Размер 86х61 см. М.-Л.:

Г осударственное издательство "Искусство", 1947.

Рисунок 7 - Плакат "Мичуринскую науку в колхозы!". Художник М. Глейх. Тираж 1 000. Размер 85,5х58,5 см. Рига.: Латвийское государственное издательство, 1953.

Часть плакатов была выполнена в качестве лозунгов-призывов: "Применяйте раздельную уборку хлебов" Художник В. Сурьянинов; «Стране больше раннего картофеля!» Художник М. Митряшкин (рисунок 8 - 9). Эти плакаты служили ресурсом визуальных знаний по отдельным технологиям возделывания агрокультур.

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

9

Рисунок 8 - Плакат "Применяйте раздельную уборку хлебов". Художник В. Сурьянинов. Тираж 150 000. Размер 78,5х55,5 см. М.: ИЗОГИЗ, 1956.

Рисунок 9 - Плакат «Стране больше раннего картофеля!». Художник М. Митряшкин. Тираж 75 000. Размер 86,5х57. М.:ИЗОГИЗ, 1957.

Большой блок информации в плакатах занимали отдельные культуры, которые были распространены уже в нашей стране или только начинали активно возделываться. Такой культурой была кукуруза, пришедшая к нам из Америки. История ее активного внедрения в культуру аграрного сектора в СССР связана с поездкой Н.С. Хрущева в 1959 в Америку. Он посетил ферму Рокуэла Гарста, где выращивалась гибридная кукуруза и которая характеризовалась очень большой урожайностью. Н.С. Хрущев призвал воспользоваться «кукурузным» опытом США. С этого же года посевы кукурузы стали расширяться. Так в 1956 году под кукурузу отводилось 18 млн. га, в 1962 г. - 37 млн. га. На какое то время «царица полей» завладела страной: кукурузные хлопья, кукурузные палочки, кукурузный хлеб, кукурузная колбаса. Появились фильмы о кукурузе, стихи и песни. Весь этот период нашел отражение и в плакатах (рисунок 10,11 ).

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

10

Рисунок 10 - Плакаты с элементами инфографики. Художники: О. Сознов; В. Елизаветский 1962 г.

Рисунок 11 - "Среди кормовых культур кукуруза - чемпион Советского Союза!". Художник Е. Колосов. Тираж 200 000. Размер 83,5 см. М.: ИЗОГИЗ, 1960 2) "Труженики сельского хозяйства РСФСР. Боритесь за годовой сбор...". Художник Б.А. Решетников. Тираж 25 000. Размер 89х57,5 см. М.: "Советская Россия", 1961.

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

11

Большинство плакатов являются иллюстрацией к тексту лозунга, таким образом, в этом случае функция плаката - напоминать колхозникам о важности проблем, которым посвящены агитационные плакаты (рисунок 12).

а " " б

Рисунок 12 - а) Плакат «Больше льна Родине ". Автор: А. Заборов Б) «Ты под небом солнечным, расцветай, подсолнечник!".

Художник Г. Шубина. М., изд. "ИЗОГИЗ", 1957 г. 85х57,5 см. — 130 000 экз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

12

На территории России лён возделывался с незапамятных времён и всегда был самым любимым растением. Позже из-за нехватки свободных посевных площадей под расширение посевов льна у ряда крупных землевладельцев возникла идея продвижения льна на юг, в южнорусские степи. До этого крестьяне степных губерний прежде не знали или не хотели знать этого растения, так как считали, что из-за обычных на юге засух лён там родиться не будет. Однако в 30-е годы 19 столетия на юге Российской Империи их скептицизм был опровергнут, когда близ Одессы были проведены первые успешные опыты по выращиванию масличного льна в засушливых условиях Вторая мировая война вызвала значительный рост интереса промышленности к дешёвым растительным маслам, что привело к росту посевных площадей, в том числе, и под масличным льном. За пять военных лет площади под льном-кудряшом в мире выросли от 4,3 млн. до почти 10 млн. га. Значительно возросли площади под этой культурой и в СССР. Например, в 1945 году только в одном Ставропольском крае посевы масличного льна достигли 8,8 % от всей площади пашни. Однако последовательное расширение в послевоенном СССР площадей под другой масличной культурой - подсолнечником, привело к постепенному снижению интереса колхозов и совхозов к выращиванию масличного льна (рисунок 12 а).

На рисунке 12 б показана процедура дополнительного искусственного опыление, позволяющая повышать урожай

подсолнечника. Дополнительное искусственное опыление проводят во время массового цветения, перенося специальной рукавицей из кроличьего меха пыльцу с растений отцовского сорта на соцветия материнского. Такой способ применялся у некоторых сортов подсолнечника с низкой автофертильностью и отсутствием достаточного количества насекомых-опылителей. Позже эту проблему предложили решать более просто, дёшево и изящно, по сравнению с необходимостью выращивания

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

13

отцовского сорта, к тому же к этому нужны были дополнительные исследования по срокам посева обоих форм, чтобы они совпадали по срокам цветения), сбора пыльцы с отцовской формы и искусственного дополнительного опыления материнского основного сорта. Проблема эта была решена тем, что на поля подсолнечника в массовом порядке стали приглашать пасечников и ставить ульи с пчёлами. И проблема с завязываемостью семянок в корзинках была решена полностью. Плюс к этому в зоне возделывания подсолнечника вот уже несколько десятилетий не утихает бум подсолнечного мёда. А потом такие автостерильные сорта практически полностью ушли из производства [4, 5 ].

При составлении плакатов учитывались местные природноклиматические условия и хозяйственные особенности данного регион. На рисунке 13 например, для Ленинградской области рекомендовали

разведение вико-овсяной мешанки, осушение болот под кормовые культуры. Также, как видно из плаката, в 1931 году возделывали подсолнечник на силос, т.е. как кормовую культуру.

Рисунок 13 - Плакат «Кормовой вопрос ленобласти» Художник Л. Чупятов. Л., изд. "ИЗОГИЗ", 1931 г. 49х68,5 см. — 8000 экз. Чупятов Леонид Терентьевич (1890—1941) — авангардный живописец, график, художник театра. Ученик К. Петрова-Водкина.

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

14

ЗЯ СОРТОВЫЕ ПОСЕВЫ ДЫ№

Рисунок 14 - Плакаты научно-просветительского характера.

Научно-просветительские плакаты содержали информацию о

выращивании культур или рассказывали о достоинствах тех или иных сортов. Как правило, кроме иллюстраций в них содержался и текст, с подробным описанием технологии возделывания или включал характеристику сортов, гибридов и т.п. (рисунок 13,14).

Плакаты выпускались большими тиражами от 8000 до 300000 тысяч, в зависимости от тематики и актуальности. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст - лозунг, сопровождавший изображение, - запоминался и призывал к действию. Агитационная функция плаката в советский период была сравнима с ролью газеты и радио.

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

15

Рисунок 15 -"Сочные корма - залог высоких удоев!" Художники - Б. Мухин, Б. Березовский. М.: ИЗОГИЗ, 1954 г.

Рисунок 16 - Плакат "Больше сахарной свеклы!". Художник Б. Решетников Тираж 30 000. Размер 81х57 см. М.: ИЗОГИЗ, 1958 г.

Плакат отражал все сферы аграрного производства, по сути был иллюстрированным ресурсом, освещающим вопросы растениеводства, кормопроизводства, затрагивал элементы технологии возделывания растений (рисунок 15,16).

В советский период было очень распространено опытничество, когда к аграрному труду привлекались школьники. Они работали несколько часов в день, 3-4 часа, осваивали технику с помощью наставников, принимали участие в выращивании сельскохозяйственных растений (рисунок 17). Звенья полеводов, состоящие из школьников 6-10 классов, соревновались между собой, кто вырастит самый высокий урожай пшеницы, ячменя, кукурузы, подсолнечника, гороха, сахарной свеклы и тыквы. В 1957 г. ученики Межборской восьмилетней школы Курганской области решили на своем учебно-опытном участке вырастить такую кукурузу, которая бы в Зауралье давала высокий урожай зрелого зерна и была устойчива против болезней. Скрещивая различные сорта кукурузы, юные опытники получили гибридную форму, которую и назвали Межборская пионерская.

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

16

Рисунок 17 - ОПЫТНИЧЕСТВО Плакат "Опыт механизаторов — колхозной молодежи!"

Художник В. Сурьянинов. М., изд. "ИЗОГИЗ", 1958 г. 83,5x57 см. — 80 000 экз.

Летом пять дней в неделю по 5—6 часов школьники трудились на колхозных полях. Совхозные и колхозные поля, животноводческие фермы, опытные участки юных селекционеров стали огромной лабораторией школы.

Опытничество развивает

наблюдательность, инициативу, творческое отношение к труду.

ОПЫТ МЕХАНИЗАТОРОВ-

Колхозной молодежи F

Большую роль в популяризации агрономических знаний играли сельскохозяйственные выставки. Во многих хозяйствах, а также школах установилась хорошая традиция: осенью после уборки урожая устраивать праздник — День урожая. Здесь демонстрировались овощи, плоды, цветы, технические и зерновые культуры, саженцы плодовых деревьев, ягодных кустарников, разнообразные коллекции, альбомы, дневники, таблицы, фотографии. С гордостью показывали юннаты плоды своего труда всем друзьям, родителям, колхозникам, ученым — всех их в этот торжественный день приглашали в школу. Заканчивался праздник угощением, приготовленным из выращенных своими руками овощей и плодов (рисунок 18).

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

17

Рисунок 18 - Афиша "2-ая Выставка огородничества, садоводства и пчеловодства". М., изд. Наркомзем, 1921 г. 110х71 см. — 3000 экз.

Таким образом, роль плаката в популяризации агрономических знаний была огромной. Плакат охватывал все этапы агарного сектора страны, являлся историческим отражением советского периода и всегда оставался мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства. Сегодня его роль невелика, т.к. изменились способы подачи информации. Однако, его историческая роль неизменна, он послужил основой современной рекламной индустрии, в том числе и агрономических знаний.

Литература

1. Дианова Е.В. Дом крестьянина как опорный пункт распространения сеслькохозяйственных знаний и кооперативного просвещения 1920-х гг. (на примере Европейского Севера) / Е.В.Дианова // Альманах современной науки и образования. 2014. - № 12 (50). -С.65-68.

2. Есикова М.М. Распространение агрономический знаний и повышение эффективности сельскохозяйственного производства в годы НЭПА //Альманах современной науки и образования. 2009. Т2(3). С.41-43.

3. Жуковский В.И., Тарасова М.В. Роль визуального мышления в высшем образовании //Искусство и образование, 2013. №3(83) - С.7-16.

4. Зеленцов С.В. Искусственное дозревание семян льна масличного как способ смещения повторных летних посевов на более ранние сроки (сообщение II) /С.В. Зеленцов, Л.Г. Рябенко, Е.В. Мошненко и др.// Масличные культуры. Научнотехнический бюллетень Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур. 2014. - №1(157-158). - С.82 - 87.

5. Зеленцов С.В. К вопросу о типе соцветия льна обыкновенного Linum usitatissimum L. /С.В. Зеленцов, Е.В. Мошненко, Л.Г. Рябенко и др.// Масличные

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

18

культуры. Научно-технический бюллетень Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур. 2012. - №3(151-152). - С. 78-91.

6. Цаценко Л.В. Роль научной иллюстрации в истории биологии / Л.В. Цаценко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - №10(084). С. 358 - 366. - IDA [article ID]: 0841210029. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/29.pdf, 0,562 у.п.л., импакт-фактор РИНЦ=0,346

7. Цаценко Л.В. Агроботаническая иллюстрация: история и современное

состояние / Л.В. Цаценко, Н.П. Лиханская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №08(092). С. 942 - 955. - IDA [article ID]: 0921308062. - Режим доступа:

http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/62.pdf, 0,875 у.п.л., импакт-фактор РИНЦ=0,346

8. Цаценко Л.В. Изображение растений, как материал для анализа в генетике и селекции /Л.В.Цаценко. Ламберт Академик Пресс. Германия.-2014.-85c.ISBN: 978-3-659-54621-1.

REFERENCES

1. Dianova E.V. Dom krest'janina kak opornyj punkt rasprostranenija sesl'kohozjajstvennyh znanij i kooperativnogo prosveshhenija 1920-h gg. (na primere Evropejskogo Severa) / E.V.Dianova // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. 2014. - № 12 (50). -S.65-68.

2. Esikova M.M. Rasprostranenie agronomicheskij znanij i povyshenie jeffektivnosti sel'skohozjajstvennogo proizvodstva v gody NJePA //Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. 2009. T2(3). S.41-43.

3. Zhukovskij V.I., Tarasova M.V. Rol' vizual'nogo myshlenija v vysshem obrazovanii //Iskusstvo i obrazovanie, 2013. №3(83) - S.7-16.

4. Zelencov S.V. Iskusstvennoe dozrevanie semjan l'na maslichnogo kak sposob smeshhenija povtornyh letnih posevov na bolee rannie sroki (soobshhenie II) /S.V. Zelencov, L.G. Rjabenko, E.V. Moshnenko i dr.// Maslichnye kul'tury. Nauchno-tehnicheskij bjulleten' Vserossijskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta maslichnyh kul'tur. 2014. - №1(157-158). - S.82 - 87.

5. Zelencov S.V. K voprosu o tipe socvetija l'na obyknovennogo Linum usitatissimum L.

/S.V. Zelencov, E.V. Moshnenko, L.G. Rjabenko i dr.// Maslichnye kul'tury. Nauchno-tehnicheskij bjulleten' Vserossijskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta maslichnyh kul'tur. 2012. - №3(151-152). - S.78-91.

6. Tsatsenko L.V. Rol' nauchnoj illjustracii v istorii biologii / L.V. Tsatsenko // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2012. - №10(084). S. 358 - 366. - IDA [article ID]: 0841210029. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/29.pdf, 0,562 u.p.l., impakt-faktor RINC=0,346.

7. Tsatsenko L.V. Agrobotanicheskaja illjustracija: istorija i sovremennoe sostojanie / L.V. Tsatsenko, N.P. Lihanskaja // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №08(092). S. 942 - 955. - IDA [article ID]: 0921308062. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/62.pdf, 0,875 u.p.l., impakt-faktor RINC=0,346.

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года

19

8. Tsatsenko L.V. Izobrazhenie rastenij, kak material dlja analiza v genetike i selekcii /L.V. Tsatsenko. Lambert Akademik Press. Germanija.-2014.- 85c.ISBN: 978-3-659-54621-1.

http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/97.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.