Научная статья на тему 'СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАКАСИИ)'

СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАКАСИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
663
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СКАУТЫ / ПИОНЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ТИМУРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / РКП(Б) (РОССИЙСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (БОЛЬШЕВИКОВ)) / ВКП(Б) (ВСЕСОЮЗНАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (БОЛЬШЕВИКОВ)) / КПСС (КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА) / РКСМ (РОССИЙСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЁЖИ) / ВЛКСМ (ВСЕСОЮЗНЫЙ ЛЕНИНСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЁЖИ) / ВПО (ВСЕСОЮЗНАЯ ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА) / ХАКАСИЯ / VOLUNTEERISM / VOLUNTARY MOVEMENT / SCOUTS / PIONEER MOVEMENT / TIMUROVTSY MOVEMENT / RCP (B) (RUSSIAN COMMUNIST PARTY (BOLSHEVIKS)) / CPSU (ALL-UNION COMMUNIST PARTY (BOLSHEVIKS)) / CPSU (COMMUNIST PARTY OF THE SOVIET UNION) / RKSM (RUSSIAN COMMUNIST YOUTH UNION) / VLKSM (ALL-UNION LENINIST COMMUNIST YOUTH UNION) / VPO (ALL-UNION PIONEER ORGANIZATION NAMED AFTER V.I. LENIN) / KHAKASSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведева Надежда Николаевна

В статье рассматривается эволюция волонтёрского движения в РФ на примере отдельно взятого субъекта - Хакасии. В дореволюционной России волонтёрское движение было представлено скаутами, деятельность которых была непродолжительной. На смену скаутам пришли пионеры, отряды которых имелись во всех школах Советского Союза. Годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни массовое детское движение, получившее название тимуровского по имени главного героя из повести детского писателя А. Гайдара «Тимур и его команда». Пионерское и тимуровское движения представляют собой советский опыт волонтёрского движения. Хакасия имела статус автономной области (ХАО) в составе Красноярского края. Первые пионерские отряды появились в области в 1920-е гг., в предвоенные годы отмечался рост численности пионеров. В военные годы в Хакасии, как и по всей стране, тимуровское движение стало необычайно популярным среди детей. Основная цель тимуровцев - оказание помощи семьям участников войны. Они рассматривали свою альтруистическую деятельность как способ борьбы с фашистской агрессией. В этом проявился патриотизм советских детей. В последующие годы спектр деятельности тимуровцев значительно расширился. Первоначально тимуровское движение развивалось независимо от пионерского, хотя среди тимуровцев было немало пионеров и октябрят. В послевоенный период изменился его статус: оно стало рассматриваться как составная часть пионерского движения. Несмотря на эти изменения, добровольцы по-прежнему оказывали помощь нуждающимся на безвозмездной основе. Их деятельность продолжалась до конца 1980-х гг. В настоящее время в связи с развитием волонтёрского движения советский опыт добровольчества является востребованным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET EXPERIENCE OF THE VOLUNTEER MOVEMENT (ON THE EXAMPLE OF KHAKASSIA)

The article considers the evolution of the volunteer movement in the Russian Federation on the example of Khakassia. In pre-revolutionary Russia, the volunteer movement was represented by scouts, whose activities were short-lived. The scouts were replaced by pioneers, whose detachments were available in all schools of the Soviet Union. The years of the Great Patriotic War brought to life a mass children's movement, called Timurovsky after the main character from the story of the children's writer A. Gaidar “Timur and his team”. The Pioneer and Timur movement represent the Soviet experience of the volunteer movement. Khakassia had the status of an Autonomous region (KhAR) within the Krasnoyarsk territory. The first Pioneer detachments appeared in the region in the 1920s. in the pre-war years, there was an increase in the number of pioneers. During the war years in Khakassia, as well as throughout the country, the Timur movement became extremely popular among children. The main goal of Timurovtsy members is to provide assistance to the families of war participants. They viewed their altruistic activities as a way of fighting fascist aggression. The patriotism of Soviet children was shown in this. In the following years, the range of activities of Timurovtsy members has expanded significantly. Initially, the Timurtsy movement developed independently of the Pioneer movement, although there were many pioneers and Octoberists among the Timurovtsy members. In the post-war period, its status changed: it was considered as an integral part of the Pioneer movement. Despite these changes, volunteers continued to provide free assistance to those in need. Their activities continued until the end of the 1980s. Currently, due to the development of the volunteer movement, the Soviet experience of volunteerism is in demand.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХАКАСИИ)»

Оригинальная статья / Original article УДК 061.23:364(571.513)

DOI: https://doi.org/10.21285/2415-8739-2020-3-253-265

Советский опыт волонтёрского движения (на примере Хакасии)

© Н.Н. Медведева

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Россия

Аннотация: В статье рассматривается эволюция волонтёрского движения в РФ на примере отдельно взятого субъекта -Хакасии. В дореволюционной России волонтёрское движение было представлено скаутами, деятельность которых была непродолжительной. На смену скаутам пришли пионеры, отряды которых имелись во всех школах Советского Союза. Годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни массовое детское движение, получившее название тимуровского по имени главного героя из повести детского писателя А. Гайдара «Тимур и его команда». Пионерское и тимуровское движения представляют собой советский опыт волонтёрского движения. Хакасия имела статус автономной области (ХАО) в составе Красноярского края. Первые пионерские отряды появились в области в 1920-е гг., в предвоенные годы отмечался рост численности пионеров. В военные годы в Хакасии, как и по всей стране, тимуровское движение стало необычайно популярным среди детей. Основная цель тимуровцев - оказание помощи семьям участников войны. Они рассматривали свою альтруистическую деятельность как способ борьбы с фашистской агрессией. В этом проявился патриотизм советских детей. В последующие годы спектр деятельности тимуровцев значительно расширился. Первоначально тимуровское движение развивалось независимо от пионерского, хотя среди тимуровцев было немало пионеров и октябрят. В послевоенный период изменился его статус: оно стало рассматриваться как составная часть пионерского движения. Несмотря на эти изменения, добровольцы по-прежнему оказывали помощь нуждающимся на безвозмездной основе. Их деятельность продолжалась до конца 1980-х гг. В настоящее время в связи с развитием волонтёрского движения советский опыт добровольчества является востребованным.

Ключевые слова: волонтёрство, добровольческое движение, скауты, пионерское движение, тимуровское движение, РКП(б) (Российская Коммунистическая партия (большевиков)), ВКП(б) (Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков)), КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза), РКСМ (Российский Коммунистический Союз Молодёжи), ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи), ВПО (Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина), Хакасия

Информация о статье: поступила в редакцию 29 апреля 2020 г.; поступила после рецензирования и доработки 14 мая 2020 г.; принята к публикации 1 июня 2020 г.

Для цитирования: Медведева Н.Н. Советский опыт волонтёрского движения (на примере Хакасии) // Известия Лаборатории древних технологий. 2020. Т. 16. № 3. С. 253-265. https://doi.org/10.21285/2415-8739-2020-3-253-265

Soviet experience of the volunteer movement (on the example of Khakassia)

© Nadezhda N. Medvedeva

Khakass State University named after N.F. Katanov, Abakan, Russia

Abstract: The article considers the evolution of the volunteer movement in the Russian Federation on the example of Khakassia. In pre-revolutionary Russia, the volunteer movement was represented by scouts, whose activities were short-lived. The scouts were replaced by pioneers, whose detachments were available in all schools of the Soviet Union. The years of the Great Patriotic War brought to life a mass children's movement, called Timurovsky after the main character from the story of the children's writer A. Gaidar "Timur and his team". The Pioneer and Timur movement represent the Soviet experience of the volunteer movement. Khakassia had the status of an Autonomous region (KhAR) within the Krasnoyarsk territory. The first Pioneer detachments appeared in the region in the 1920s. in the pre-war years, there was an increase in the number of pioneers. During the war years in Khakassia, as well as throughout the country, the Timur movement became extremely popular among

children. The main goal of Timurovtsy members is to provide assistance to the families of war participants. They viewed their altruistic activities as a way of fighting fascist aggression. The patriotism of Soviet children was shown in this. In the following years, the range of activities of Timurovtsy members has expanded significantly. Initially, the Timurtsy movement developed independently of the Pioneer movement, although there were many pioneers and Octoberists among the Timurovtsy members. In the post-war period, its status changed: it was considered as an integral part of the Pioneer movement. Despite these changes, volunteers continued to provide free assistance to those in need. Their activities continued until the end of the 1980s. Currently, due to the development of the volunteer movement, the Soviet experience of volunteerism is in demand.

Keywords: volunteerism, voluntary movement, scouts, Pioneer movement, Timurovtsy movement, RCP (b) (Russian Communist party (Bolsheviks)), CPSU (all-Union Communist party (Bolsheviks)), CPSU (Communist party of the Soviet Union), RKSM (Russian Communist Youth Union), VLKSM (All-Union Leninist Communist Youth Union), VPO (all-Union Pioneer Organization named after V.I. Lenin), Khakassia

Article info: received April 29, 2020; revised May 14, 2020; accepted June 1, 2020.

For citation: Medvedeva N.N. (2020) Soviet experience of the volunteer movement (on the example of Khakassia). Izvestiya Laboratorii drevnikh tekhnologii = Reports of the Laboratory of Ancient Technologies. Vol. 16. No. 3. P. 253-265. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2415-8739-2020-3-253-265

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения во все времена являлась актуальной, её актуальность очевидна и в настоящее время. Воспитание патриотизма у молодых россиян, нравственное становление подростков вновь становятся приоритетными для современной системы образования, обратившейся к идейному наследию СССР. Советский опыт патриотического воспитания был представлен пионерскими и тимуровскими организациями, которые являются непосредственными предшественниками современных волонтёров.

Пионерская организация возникла на основе скаутского движения, существовавшего ещё в дореволюционной России. Скаутизм, по мнению большевиков, - буржуазное явление, неприемлемое для советских детей. Однако идеи скаутинга оказались настолько привлекательными для школьников страны Советов, что кардинально изменив его идеологию, партийное руководство рекомендовало использовать скаутские методы воспитания в форме пионерского движения. Как указывает один из современных исследователей данной проблематики В.А. Кудинов, внутри детского движения могли быть различные временные и ситуативные движения по интересам. В пионерской организации это было тимуровское движение (Кудинов, 1994. С. 6)1.

1 Кудинов В.А. Общественные организации детей и молодёжи в России в XX веке: дис. ... на соискание учёной

Во всех школах Советского Союза существовали отряды тимуровцев, шефствовавших в первую очередь над ветеранами Великой Отечественной войны. Тимуровское движение, являясь частью пионерского движения, носило политизированный характер и было подчинено коммунистической идее, выразителем которой являлся ВЛКСМ (Медведева, Фёдоров, 2019. С. 4). Движение юных волонтёров, становление и бурное развитие которого пришлось на годы Великой Отечественной войны, просуществовало несколько десятилетий и прекратилось в конце 1980-х годов, когда рухнула вся советская система. Тимуровцы всего необъятного Советского Союза, в том числе и Хакасии, были романтиками, энтузиастами, альтруистами, нацеленными на оказание бескорыстной помощи всем людям, нуждавшимся в ней.

6 декабря 2017 г. Президентом РФ В.В. Путиным был подписан Указ, который провозгласил 2018 год Годом добровольца (волонтёра). Президентский Указ стал точкой отсчёта в развитии массового волонтёрского движения в новейшей истории России. Вслед за президентским Указом Государственная Дума РФ 26 января 2018 г. приняла Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-

степени доктора исторических наук. Кострома, 1994. 367 с.

рации по вопросам добровольчества (волон-тёрства)».

Ещё ранее, в 2014 г., была утверждена концепция «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В Хакасии была принята аналогичная программа «Молодежь Хакасии (2015-2020 годы)». Наличие разработанных программ свидетельствует о том, что государственные структуры разных уровней намерены всемерно поддерживать волонтёрское движение в стране и регионе и, следовательно, у него есть перспектива дальнейшего развития.

Французское слово «volontaire» дословно обозначает лицо, добровольно поступившее на военную службу. В настоящее время термин используется в более широком смысле: волонтёр -это доброволец, человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественной деятельностью, альтруист.

Тема волонтёрства как научная проблема оказалась недостаточно теоретически разработанной. В отечественной историографии представлены его отдельные эпизоды на примере скаутских организаций, пионерских и тимуровских отрядов. Их деятельность анализировалась преимущественно с точки зрения педагогической науки, что вполне оправданно, но часто без исторического контекста.

История российского волонтёрства или добровольчества относится к началу XX столетия. В царской России среди подростков были необычайно популярны скаутские организации, их история отражена в немногочисленных публикациях дореволюционных авторов (Жуков, 1918). Детскому и молодежному движению в Советской России посвящено небольшое количество исследований, написанных с точки зрения марксистско-ленинской идеологии (Дружины идут по «ступеням», 1960; Ухъянкин, 1961; Яковлев, 1962; Эстафета пионерских поколений, 1972; Фурин, Симонова, 1977; История ВЛКСМ..., 1978 и др.). Детское движение, представленное пионерскими дружинами и отрядами, рассматривалось партийными идеологами как единственно возможное в условиях советской тоталитарной системы.

Перестройка 1980-х гг. завела Советский Союз в глубокий системный кризис, в таком же кризисе оказалась и Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. В условиях развернувшейся гласности в 1987 г. в стране прошла общесоюзная дискуссия по теме «Какой быть пионерской организации?». Результаты дискуссии поразили руководителей ВПО: 90 % пионеров не чувствовали себя хозяевами своей организации, они были подчинены чужой воле - воле взрослых («Эй, кто с нами?!», 1990. С. 3). И это стало одной из причин, наряду с другими, ликвидации пионерской организации.

В 1990-е - начале 2000-х гг. с учётом изменившихся методологических подходов в исторической науке детское движение вновь привлекло

внимание исследователей из Костромы В.А. Куди-

1 2 нова и Улан-Удэ А.Н. Балакирева . Они проследили эволюцию детского движения в СССР, начиная со скаутов до пионеров эпохи перестройки, не обошли вниманием и тимуровцев.

В начале 2000-х гг. педагогическая наука вновь обратилась к проблеме волонтёрского движения, рассматривая его как один из методов нравственного воспитания подростков (Паршина, 2009; Паршина, Трофимова, 2011 и др.), активизировались социологические исследования этого молодёжного феномена (Сычёва, 20173 и др.). По мнению Ю.В. Паршиной, «добровольчество - общечеловеческая ценность, показатель социального здоровья общества» (Паршина, 2009. С. 108).

На региональном уровне аналитических работ по рассматриваемой проблематике крайне мало. В советский период в Хакасии изучалась преимущественно история пионерской организации с позиций классового подхода (Полетаева, 1972; Ануфриев, Сухих, 1982 и др.). В последние годы в регионе много внимания стало уделяться волонтёрству,

2 Балакирев А.Н. Становление и развитие детского движения в Бурятии (1923-1991 гг.): автореф. дис. ... на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Улан-Удэ, 2006. 23 с.

3 Сычёва А.В. Добровольческое движение современной российской молодёжи как фактор развития гражданского общества: автореф. дис. ... на соискание учёной степени кандидата социологических наук. Тула, 2017. 286 с.

свидетельством тому являются многочисленные публикации в местной периодике, научно-практические конференции («Система патриотического воспитания в Республике Хакасия: проблемы, традиции, потенциал, перспективы», 2012 и др.). Результаты деятельности советских и современных волонтёров представлены в научно-популярном издании «Волонтёрство в Хакасии: история и современность», которое в систематизированном виде представило этапы развития и формы волонтёрского движения в отдельно взятом регионе РФ (Медведева, Фёдоров, 2019).

Первыми волонтёрами в дореволюционной России являлись скауты, идеология которых оформилась в начале XX века. В «Педагогической энциклопедии» этому термину даётся следующее определение: «скаутизм (от англ. scout - разведчик) - одна из самых распространённых форм буржуазного детского и юношеского движения, основанная на специально разработанной системе воспитания, получившей название "скаутинг"»4. Главная цель скаутского движения - воспитать у подрастающего поколения преданность своей стране. Основателем нового движения, принявшего массовый характер, стал британский полковник Р. Ба-ден-Поуэлл, который на основе практического опыта сформулировал основные принципы и законы скаутов. Программа их патриотического воспитания была выражена в лозунге «Всегда и везде помогать людям», подкреплявшемся клятвой: «Во всякое время помогать ближним» (Баден-Поуэлл, 1918. С. 53).

Скаутское движение просуществовало в России сравнительно недолго: с 1909 по 1926 гг. Уже в 1917 г. в рядах российских скаутов, организации которых существовали в 143 городах с общей численностью 50 тыс. человек , произошёл идейный раскол: значительная часть скаутов выступила на стороне контрреволюции - это были «белые» скауты, другая часть поддержала большевиков, соответственно, их стали называть «красными» скаутами.

4 Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. М.: Советская энциклопедия, 1966. Т. 3. С. 854.

В годы Гражданской войны российские скауты помогали разыскивать бездомных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали помощь нуждающимся на безвозмездной основе. Однако скаутское движение, несмотря на несомненную пользу для страны, ещё не оправившейся от разрухи, голода и военных потерь, при новой власти было обречено на уход с исторической арены: в постмонархической России скауты победившей партией рассматривались как оппозиционное движение.

Большевистское руководство страны проявляло беспокойство о своей будущей смене, которую должна была представлять принципиально новая детская организация. У истоков нового движения стояли видный партийный деятель, педагог-марксист Надежда Константиновна Крупская и один из идеологов русского скаутизма, поддержавший РКП(б) Иннокентий Николаевич Жуков. Н.К. Крупская, внимательно изучив систему воспитания английских скаутов, предложила создать детскую организацию «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию» (Крупская, 1959. С. 48). Ярым противником этой идеи выступил историк-марксист М.Н. Покровский, однако большинство коммунистов поддержало Крупскую. Концепция, разработанная Н.К. Крупской и И.Н. Жуковым, составила теоретическую основу нового движения в Советской России - пионерского, объединявшего подростков рабоче-крестьянского происхождения.

Первые пионерские отряды появились в феврале - апреле 1922 г. в разных промышленных районах Москвы. 19 мая 1922 г. II Всероссийская конференция РКСМ приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Этот день стал отмечаться советскими детьми как день рождения пионерской организации (История ВЛКСМ ..., 1978. С. 118). В первые годы её существования пионеры совместно с комсомольцами боролись с беспризорностью, участвовали в коммунистических субботниках, помогали в уборке урожая, собирали средства на строительство детских домов (Яковлев, 1962).

В 1920-1930-е гг., когда СССР приступил к модернизации промышленности, сельского хозяйства, духовной сферы, в обществе отмечались небывалый подъём, энтузиазм, молодое поколение не могло оставаться в стороне от решения глобальных задач Советского государства. Страна нуждалась в добровольных помощниках и ВКП(б) совместно с ВЛКСМ сумели мобилизовать школьников, реализуя тем самым принципы патриотического и трудового воспитания советской школы. Это был новый этап в развитии добровольчества в Советской России.

Дальнейшая эволюция добровольческого (волонтёрского) движения в Советском Союзе связана с массовым патриотическим детским движением, получившем название «тимуровского». Оно оформилось в 1941 г. как самостоятельное, независимое от пионерского движения. Большую роль в формировании тимуровского движения сыграла повесть детского писателя Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда» (Гайдар, 1940), ставшая широко известной во многих странах мира. «В сущности, Гайдар написал нечто большее, чем киносценарий, чем детская повесть. Он придумал для ребят новую игру, увлекательную, трогательную, основанную на наших лучших чувствах - любви к Родине, любви к советскому человеку, на самом крепком товариществе, игру, воспитывающую в участниках правдивость, смелость, изобретательность, физическую ловкость и выносливость, душевную чуткость и стойкость - качества, которые мы так хотим видеть в наших детях» (Эстафета пионерских поколений, 1972. С. 225).

После выхода в свет книги, радиотрансляций и одноимённого фильма главный герой повести Тимур Гараев - благородный, честный, справедливый пионер стал примером для подражания для многих советских школьников. Важно было использовать этот стереотип в воспитательных целях: для строительства коммунистического общества стране нужны были высоконравственные люди - честные, порядочные, трудолюбивые, справедливые, бескорыстные, с повышенным чувством ответственности (Медведева, Фёдоров, 2019. С. 17). Пример детской самоорганизации, без участия и контроля

со стороны взрослых положил начало массовому патриотическому движению. Его целью являлось оказание помощи людям, нуждавшимся в ней, на безвозмездной основе.

Длительное время в общественном сознании советских людей понятие «тимуровец» ассоциировалось с понятием «пионер», а тимуровское движение отождествлялось с пионерским. У тимуровцев не было своей атрибутики, они широко использовали пионерскую атрибутику: красные звёзды, пионерские галстуки, это привело к ошибочным заключениям об идентичности пионеров и тимуровцев. В одной из школ Костромской области была предпринята попытка создания особого логотипа - значка тимуровцев: красный кружок, в центре которого зелёная буква «Т». Но идея костромских школьников не получила поддержки, по мнению руководства ЦК ВЛКСМ в этом не было необходимости: есть красный галстук и пионерский значок, которые и являются символами пионеров-тимуровцев (Дружины идут по «ступеням», 1960. С. 21).

По версии современных историков, у руководства партии и страны появились серьёзные опасения по поводу того, что тимуровцы станут популярнее пионеров, что с идеологической точки зрения было недопустимо. Доктор исторических наук, профессор В.А. Кудинов в своей диссертации «Общественные организации детей и молодежи в России в ХХ веке» доказывает, что, хотя тимуровское движение и называлось пионерским, пионером-тимуровцем к началу войны был лишь каждый четвертый из 20 миллионов детей пионерского возраста. Владимир Андреевич приводит данные о том, что из-за формализма в организации работы школьники массово выходили из рядов пионерии, но вместе с тем продолжали участвовать в тимуровском движении. К 1945 г., по его данным, тимуровцами в СССР были порядка 3 миллионов детей (Кудинов, 1994. С. 172)1.

Другой исследователь А.Н. Балакирев в своей работе «Становление и развитие детского движения в Бурятии (1923-1991)» приводит статистику, характеризующую отношение детей к пионерии и тимуровцам на примере Бурятии: там за военные

годы количество пионеров сократилось в 5 раз, но при этом численность тимуровских организаций, напротив, увеличилась в 3 раза и достигла 25 тысяч человек (Балакирев, 2006. С. 21)2. Такое положение дел отмечалось не только в Бурятии, но и по всей стране.

В Хакасии, которая в дореволюционный период входила в состав Минусинского уезда Енисейской губернии, скаутского движения не существовало, о скаутах, вероятнее всего, значительная часть местного населения и не знала. Причины тому были разные: отдалённость от центра страны, малочисленность населения, низкий уровень образования.

По мере укрепления Советской власти на местах происходили серьёзные изменения в русле большевистской идеологии. 24 июля 1925 г. ЦК РКП(б) принял специальное постановление «О пионерском движении», призванное активизировать создание детских политизированных организаций, которые, по мнению Советского руководства, должны были укрепить завоевания Октября. Коммунистам и комсомольцам рекомендовалось развивать пионерское движение, «продолжая планомерное расширение организаций преимущественно за счёт деревни и детей коренных национальностей нацобластей»5. Указанное постановление способствовало быстрому росту пионеров во всех национальных регионах СССР, в том числе и в отдалённой Хакасии.

Отряды местных пионеров оформились в начале 1920-х гг. Например, первый отряд численностью в 15 человек был организован в июне 1922 г. в Черногорских копях (Полетаева, 1972. С. 210). В с. Чебаки Ширинского района отряд юных пионеров с общим числом 60 человек был создан в 1925 г. (Государственное Казённое Учреждение Республики Хакасия «Национальный архив» (далее: ГКУ РХ «НА»). П-12. Оп. 62. Д. 39. Л. 9.). В январе 1927 г. в Хакасии уже насчитывалось 45 пионерских отрядов, которые объединяли 1146 пионеров (Ануфриев, Сухих, 1982. С. 32). В предвоенные годы

5 Директивы и постановления по вопросам пионерского движения. Изд. Академии педагогических наук. М., 1959. С. 13.

«юные помощники строительства социализма» в Абакане безвозмездно трудились на закладке парка, на строительстве железнодорожного клуба, выезжали на уборку урожая, вели атеистическую работу, т. е., как и все добровольцы страны, проводили большую общественно полезную работу.

С началом Великой Отечественной войны тимуровские команды создавались в каждой пионерской дружине, отряде школ Хакасской автономной области. Среди активных тимуровских команд выделялись абаканские школы № 1, 2, 10, 11, 30 (Полетаева В. Тимуровцы в годы войны // Советская Хакасия. 1972. 11 января). Все они рассматривали тимуровскую работу как свой личный вклад в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков.

В Хакасии тимуровское движение приобрело невиданные масштабы, все дети, независимо от возраста, хотели стать добровольцами. В военные годы в области было немало известных лидеров местных тимуровцев: Валя Михайловский, Валя Похотина, Саша Гетц и многие другие (Полетаева В. Тимуровцы в годы войны // Советская Хакасия. 1972. 11 января). Добровольцами руководил Абаканский городской комитет комсомола, который ежедневно предоставлял им адреса фронтовиков. С тимуровцами 5 «а» класса школы № 1 г. Абакана работу проводила классный руководитель, комсомолка В.А. Устинова (Полетаева В. Тимуровцы в годы войны // Советская Хакасия. 1972. 11 января). На этом примере необходимо сделать особый акцент: в военные годы деятельностью школьников-тимуровцев в разных уголках страны руководили комсомольские активисты. Несмотря на стремление тимуровцев к самостоятельности, всё-таки необходимы были руководство и контроль со стороны старших товарищей и эту роль взяли на себя комсомольцы, опекавшие школьников.

Абакан военных лет - маленький провинциальный городок, находившийся в глубоком тылу, но военное время заставило местных жителей: и взрослых, и детей, ощутить дыхание страшной войны. Как свидетельствуют архивные материалы, когда на железнодорожную станцию Абакан (предположительно, конец 1941 - начало 1942 г.) прибыл состав с детьми из блокадного Ленинграда

(411 человек), одними из первых юных ленинградцев встречали местные тимуровцы, оказавшие им радушный приём. Несмотря на трудные условия жизни, скудное питание самих юных волонтёров, они преподнесли детям героического Ленинграда специально собранные для них продукты и овощи (ГКУ РХ «НА». П-12. Оп. 11. Д. 7. Л. 67).

Дела местных тимуровских команд в условиях военного времени стали более разнообразными: искали квартиру для эвакуированной женщины с детьми, писали под диктовку письма на фронт, нянчили маленьких детей в семьях фронтовиков, ходили пилить и колоть дрова семьям воинов Красной Армии. Для пожилой больной женщины, которую надо было обеспечить топливом на зиму, одна из тимуровских команд Абакана отправилась разгружать вагоны на железную дорогу. «Работали весело, дружно. Утром перебрали уголь, погрузили его в короб, поставленный в санки, а через час из трубы знакомого домика вился веселый дымок» (Полетаева В. Тимуровцы в годы войны // Советская Хакасия. 1972. 11 января).

Тимуровцы 7«в» класса абаканской школы № 11 во главе с Павликом Клименко взяли шефство над семьей фронтовика Лябишева, жена и сын которого были больны. Ребята оказали им большую помощь: привезли уголь, принесли дров, замазали щели в стенах, засыпали завалинки. Из школьной столовой тимуровцы стали ежедневно приносить семье фронтовика хлеб. Для детей фронтовиков абаканские тимуровцы собрали перед началом очередного учебного года (1942/1943) большое количество школьных учебников и детских книг. Добровольцы абаканских школ № 2 и 30 оказывали постоянную помощь нескольким семьям фронтовиков.

Образцовым тимуровцем являлся абаканский школьник Миша Рузанов. В своей заметке в местную газету «Советская Хакасия» он написал: «Я, тимуровец 7 класса школы № 10, вместе с другими ребятами участвую в сборе металлолома, местного удобрения и семян для посева. Нынешней весной я обязуюсь помочь двум семьям красноармейцев: вскопаю им огороды, посажу картошку, прополю её. Кроме того, я буду помогать им заготавливать

топливо к зиме. Призываю всех тимуровцев взять на себя высокое обязательство и с честью его выполнить» (Тимуровцы в годы войны // Советская Хакасия. 1942. 7 апреля). Эта инициатива с большим энтузиазмом была подхвачена и другими тимуровцами области.

В начальной школе № 1 г. Черногорска активно вели работу 45 тимуровцев, оказавшие помощь 20 семьям красноармейцев. Кроме этого, за год они собрали 21 килограмм цветного и 1080 килограммов черного металла, послали подарки бойцам Красной Армии на фронт.

Во всех сельских школах Хакасии тоже создавались тимуровские отряды. Интересные сведения об их деятельности представлены в рубрике «Из истории тимуровского движения», посвящённой тимуровцам 1942-1944 гг. Автор публикации В. Рацлаф, заведующий архивом Боградского района, убедительно доказывал, что сельские тимуровцы ничуть не отставали от своих городских сверстников, а, возможно, выполняли более значимые народнохозяйственные задачи.

Учащиеся Боградской средней школы оказали большую помощь колхозу имени Бограда. В дни подготовки к весеннему севу они во внеурочное время (уроки шли по расписанию) помогли колхозу отсортировать семена, собрать в качестве удобрения золу и навоз. На заготовке зерна работало 8 ученических бригад, ими было засыпано в амбары 1171 центнер зерна, за что правление колхоза вынесло тимуровцам благодарность за добросовестный труд. Отличились учащиеся Боградской школы в сборе колосьев, собрав 20 центнеров (Рацлаф В. Оглянемся назад. // Знамя Советов. 1987. 24 сентября).

Ценную инициативу проявили пионеры Уйбат-ской школы Хакасии. Они призвали школьников Красноярского края выкармливать для Красной Армии домашних птиц, поросят, кроликов, овец. И всюду инициатива нашла горячий отклик. Только в Хакасии за 1941-1942 гг. школьники выкормили 15 400 кур и гусей, 213 кроликов, 301 поросёнка, 11 телят, 23 овцы (Ануфриев, Сухих, 1982. С. 75).

В тимуровском движении принимали участие и учащиеся младших классов - октябрята, которые

под руководством учителей выполняли посильную для их возраста работу: занимались починкой одежды школьников, вооружившись молотками, щипцами и гвоздями, укрепляли разболтавшиеся шарниры у парт, дверей, налаживали к дверям крючки (Рацлаф В. Оглянемся назад. // Знамя Советов. 1987. 24 сентября).

В годы войны весь советский народ, следуя призыву партии о единстве фронта и тыла, оказывал помощь Красной Армии, участвуя в сборе средств на постройку военной техники: танков, самолётов. Местные тимуровцы Боградской средней школы на постройку танковой колонны «Красный колхозник» внесли 4498 рублей, учащиеся Сонской школы - 7900, Знаменской начальной сельской школы - 2713 рублей.

Важным моментом в военно-патриотическом воспитании советских школьников являлась пропагандистская работа о сущности германского фашизма. Так, в 1942 г. среди 17 тимуровских команд учителями Сонской средней школы была проведена беседа по поводу зверств фашистских захватчиков, вызвавшая бурную дискуссию (Рацлаф В. Оглянемся назад. // Знамя Советов. 1987. 24 сентября).

Партийные и комсомольские органы уже тогда взяли под строгий контроль работу местных тимуровских отрядов. Так, в отчёте за 1941/1942 учебный год отмечалось, что хорошо работали тимуровские команды многих школ области, но особенно - тимуровцы Балахчинской средней школы Ширинского района. Они систематически обслуживали 12 семей красноармейцев, заготовив для них на зиму 94 куб. дров (ГКУ РХ «НА». П-12. Оп. 11. Д. 7. Л. 91об.).

В военное время во много раз возросла потребность в лекарственно-техническом сырье - это стало ещё одним направлением работы тимуровцев Сибири. Только в 1942-1943 гг. пионерами Красноярского края было собрано и сдано 14 тонн 719 кг лекарственных растений, 126 тонн 418 кг ягод и грибов, 7 тонн шиповника, 3 тонны 600 кг почек берёзы (Народное образование., 1970. С. 58-59). Тимуровцы Хакасии тоже внесли свою лепту: добровольцами Ширинского района было

собрано 850 кг лекарственных трав, тимуровцы Июской школы собрали 9 пудов пьяной травы (научное название Термопсис ланцетный) и 15 кг полевого лука (ГКУ РХ «НА». П-12. Оп. 11. Д. 7. Л. 136).

В тыловом Абакане под госпитали были отведены школы № 1, 3, 10, 30, фельдшерско-акушерская школа, педагогическое училище (учебный корпус и общежитие), учительский институт, а также здание «Хакасзолота». В г. Черногорске под госпитали приспосабливались здания средней и неполной средней школ, гостиница треста «Хакас-уголь». Кроме того, госпиталями стали хирургические отделения больниц городов Абакана и Черно-горска, а также лесозавода пос. Усть-Абакан. Профсоюзная организация предоставила для больных и раненых воинов курорт «Озеро Шира», где потом разместился эвакогоспиталь № 2511 на 800 коек (Чебодаев, 2005. С. 55).

Вместе со взрослыми заботу о раненых воинах проявляли школьники-тимуровцы Хакасии. Они помогали убирать палаты, писали по просьбам раненых письма их родственникам и близким, подавали больным воду, лекарства, мыли посуду и многое другое, считая своим долгом оказать посильную помощь раненым фронтовикам.

Таким образом, тимуровцы Хакасии, как и всей страны, в военные годы оказывали неоценимую помощь советским гражданам в тылу и на фронте. Это был их трудовой фронт. В условиях острого дефицита рабочих рук, вызванного мобилизацией взрослого населения на фронты войны, детская инициатива оказалась очень своевременной. А само тимуровское движение, возникшее стихийно, рассматривалось в обществе как проявление патриотизма детей в военных условиях, когда весь советский народ поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками. Неслучайно историк А.Н. Балакирев назвал тимуровцев военного времени «маленькими волонтёрами Великой войны» (Балакирев, 2015. С. 19).

В конце 1940-х - начале 1950-х гг. в обстановке усилившегося культа личности Сталина, возобновившихся репрессий работа пионерских организаций замкнулась рамками школы, пионерская работа рассматривалась как часть учебной работы,

что снижало интерес пионеров к общественно полезной деятельности. Произошли кардинальные изменения в статусе тимуровцев: их движение было официально объявлено «подвидом» пионерской деятельности и больше никогда не упоминалось как самостоятельное детское движение. Отныне деятельность тимуровского движения регламентировалась «Положением о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина», тимуровцы руководствовались инструкциями, указаниями, решениями пленумов и съездов ЦК ВЛКСМ (Теория и методика., 1979). В последующие годы тимуровское движение становилось всё более массовым, широким и по форме, и по содержанию.

В послевоенные годы тимуровцы Хакасии работали по разным направлениям. Об этом свидетельствуют материалы сохранившегося, красочно оформленного отрядного дневника 5 «Г» класса за 1975 г. школы № 7 из г.Черногорска. Они действовали под девизом «Если галстук горит на груди, будь всегда и во всём впереди!». Черногорские тимуровцы участвовали во всех Всесоюзных акциях: «Пионерские рельсы - БАМу!» (сбор металлолома), «Поиск-75» - акция, приуроченная к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне и др. Тимуровцы шефствовали над тремя детскими садами Черногорска: разучивали с детьми песни, стихи, танцы, игры, готовили к праздникам костюмы. 36 пионеров-тимуровцев собрали 180 кг макулатуры. За активную работу они были удостоены Почётной грамоты, в их адрес звучали слова благодарности от граждан, которым они помогали (ГКУ РХ «НА». П-12. Оп. 45. Д. 93. Л. 25).

Руководитель Всесоюзного штаба Тимура, созданного в 1972 г. при редакции журнала «Пионер», С.А. Фурин и Л.С. Симонова на общесоюзном уровне отметили образцовые тимуровские отряды страны, в их числе была указана средняя школа № 16 г. Черногорска (Фурин, Симонова, 1977. С. 84). Это событие стало предметом особой гордости тимуровцев Хакасской автономной области.

Монопольно правившей партией в стране был выдвинут новый лозунг «Каждый пионер - тимуровец!». На практике это означало, что все пионеры, независимо от их желания, обязаны были стать

членами тимуровских отрядов. К примеру, в 19781979 г. в Аскизском районе существовала 31 пионерская дружина, объединявшая 222 пионерских отряда и 4642 пионера (ГКУ РХ «НА». Ф. 23. Оп. 35. Д. 16. Л. 43), насчитывалось 147 тимуровских команд (ГКУ РХ «НА». Ф. 23. Оп. 33. Д. 31. Л. 36). Эти данные только по одному, отдельно взятому району Хакасии демонстрировали полную реализацию партийного лозунга «Каждый пионер - тимуровец!». Дружина имени Зои Космодемьянской Лесоперевалочной средней школы брала на себя обязательство «Боремся за звание каждого отряда быть тимуровским» и такое обязательство брали все пионерские дружины района. Отчёты о работе тимуровцев заслушивались на педагогических советах Усть-Камыштинской средней школы, директор которой Н.И. Медведев считал, что работа тимуровцев является важным элементом учебной и воспитательной работы.

В конце 1970-х гг. в районах области проводились слёты добровольцев, проходившие в торжественной обстановке с выносом пионерского знамени, сдачей рапортов. Открытие и закрытие слётов сопровождалось коллективным исполнением гимна тимуровцев «Гайдар шагает впереди!» На этих мероприятиях подводились итоги тимуровской работы, лучшим отрядам вручались грамоты. Показательным является «Обращение» делегатов районного слета тимуровцев ко всем пионерам района», подготовленное тимуровцами Боградско-го района: «Юные ленинцы! Мы, делегаты II районного слета тимуровцев Боградского района, мы все из разных школ, но дела у нас одинаковые! Мы шефствуем над обелисками памяти павших, над престарелыми и ветеранами войны, помогаем тем, кто нуждается в нашей помощи. Мы стараемся учиться так, чтобы школа гордилась нашими успехами, оказывали помощь тем, кто учится слабо.

Мы обращаемся к вам:

- не оставляйте без внимания тех, кому нужна ваша помощь. С каждым годом ветеранов войны становится все меньше и меньше, а вашего внимания к ним должно быть все больше и больше;

- не проходите мимо нарушителей общественного порядка, нарушителей школьной дисциплины. Давайте им решительный бой;

- будьте как Тимур, честными, смелыми, всегда говорите правду в глаза, смело критикуйте свои недостатки и недостатки товарищей;

- пусть всегда ведут нас по жизни "Тимуровец сегодня, тимуровец завтра, тимуровец всегда"» (ГКУ РХ «НА». Ф. 25. Оп. 36. Д. 15. Л. 4).

Всесоюзный марш «Всегда готов!», начавшийся в 1970 г., включал разные маршруты, в том числе маршрут «Тимуровец». Перед пионерами Советского Союза была поставлена задача: «Выразить сыновью благодарность, долг старшему поколению, которое в лихую годину испытаний защитило Советское Отечество». Тимуровская работа всей советской пионерии велась под девизом «Салют, Победа!». Все тимуровские команды школ Аскиз-ского района готовили операцию «Красные звёзды Тимура», приуроченную к 25-летию Победы над фашистской Германией. Кроме этой масштабной акции, был разработан цикл праздничных мероприятий во всех школах района.

Пионерская дружина имени Володи Дубинина Аскизской средней школы в течение учебного года вела поисковую работу по выявлению ветеранов Великой Отечественной войны, тимуровцы собирали сведения об их боевом пути, их фотографии. К 9 мая добровольцы разнесли 85 пригласительных билетов на праздничные мероприятия (ГКУ РХ «НА». Ф. 23. Оп. 35. Д. 16. Л. 50, 93). Волонтёры Вершино-Тейской 8-летней школы оформили стенд «Равнение на подвиг», организовали совместные мероприятия по проведению смотра песни и строя, военно-патриотической игры «Зарница», где консультантом был В.А. Белокрылов, встретивший День Победы в 1945 г. в поверженном Берлине (ГКУ РХ «НА». Ф. 23. Оп. 33. Д. 31. Л. 33-35).

В Аскизском районе, одном из первых в Хакасии, был открыт мемориальный комплекс, посвя-щённый павшим землякам в Великой Отечественной войне. Там установлены памятники Героям Советского Союза М.И. Чебодаеву и П.Ф. Попову. На строительство памятника в районе был объявлен сбор средств, не остались в стороне и тиму-

ровцы Вершино-Тёйской школы, перечислившие 40 рублей.

Волонтёры 1970-х гг. проявляли изобретательность, проводя нестандартные мероприятия. Так, тимуровцы указанной школы установили шефство над поселковой библиотекой, где они ремонтировали книги, разносили книги по квартирам, привлекали новых читателей и беседовали с нарушителями правил пользования книгами. Ещё одним объектом шефства «тимуров», как их называли местные жители, являлся книжный магазин, продукцию которого - книги, открытки и сувениры -распространяли среди населения. Тимуровцы отчитались о собранной сумме почти в 100 рублей. Остальные «тимуры» школы помогали по хозяйству ветеранам и престарелым жителям посёлка: заготавливали дрова, мыли полы, расчищали дворы от снега.

Участница анкетирования Светлана Александровна Болганова, работавшая после окончания Абаканского пединститута старшей пионервожатой в 1982-1986 гг., отмечает, что все пионеры дружины считали себя тимуровцами. С азартом выполняли любую работу в домах ветеранов войны и труда, о чём с гордостью отчитывались на классных сборах и сборах дружины. В начале 1970-х гг. она сама, будучи школьницей, принимала участие в тимуровском движении, вместе с другими добровольцами ухаживала за больной женщиной, проживавшей на территории их зоны пионерского действия. У С.А. Болгановой была хорошая возможность сравнить тимуровцев 1970-х и 1980-х гг., по её наблюдениям, принципиальной разницы не было. Тимуровцы искренне считали, что они обязаны помочь тем людям, которым эта помощь была необходима. Откладывая свои детские дела, после школьных уроков, они направлялись туда, где их уже ждали. Случаев отказа не было, напротив, пионеры-тимуровцы гордились тем, что им доверяли ответственные поручения.

Перечисление разнообразных видов работы показывает, насколько был широк диапазон деятельности тимуровских отрядов в послевоенный период: это и экологическое направление, и поисковая работа, и благоустройство населённых пунк-

тов, и помощь народному хозяйству. Однако приоритетными в работе советских волонтёров и в стране, и в регионе являлись забота и оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны. В этом проявился феномен Гайдара, идеи которого о принципах безвозмездности и добровольности в детском движении были поддержаны школьниками всей страны. Советские пионеры и тимуровцы предвосхитили деятельность современных волонтёров по многим направлениям.

Проведённое в 2019 г. среди жителей Республики Хакасия анкетирование, охватившее 150 человек разных социальных слоёв, разных возрастных групп населения: от школьников до пенсионеров, показало, что все участники положительно оценивают тимуровское движение, считая, что его нужно возрождать. Типичными ответами анкетируемых были: «Тимуровцы - волонтёры из СССР», «Тимуровцы - образцовые пионеры», «Тимуровцы - участники детского патриотического движения по оказанию помощи семьям участников Великой Отечественной войны», «Движение во многом похожее на скаутское движение». Большинство респондентов верно уловили главный смысл тимуровского движения - это форма волонтёрского движения.

Однако при всех положительных отзывах несколько человек из числа студентов дали неожиданный для их возраста ответ: «Тимуровцев заставляла работать система» и этот вывод подтверждается заключениями учёных. В настоящее время, когда в исторической науке произошёл отказ от партийных стереотипов в отношении детского тимуровского движения, изменились его оценки: от восторженного до критического. На опредёлённом этапе началась эксплуатация Советским государством детского энтузиазма. Как справедливо пишет

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ануфриев А.М., Сухих М.Ф. Пионерский салют. Страницы истории Красноярской краевой пионерской организации 1922-1982 гг. Красноярск: Книжное изд-во, 1982. 160 с.

Баден-Поуэлл Р. Юный разведчик / пер. с англ., 3 изд. Петроград: Изд-во Т-ва В.А. Березовского, 1918. 334 с.

доктор исторических наук В.А. Кудинов: «... на заводах и фабриках работало свыше 3-х млн детей школьного возраста, в сельском хозяйстве - примерно 6 млн, в общей сложности 9 млн детей. На детей не распространялись положения о социальной защите: оплата больничных, увечье на производстве, выдача трудовых книжек» (Кудинов, 1994. С. 15)1. В годы тяжелейшей войны привлечение школьников порой к очень тяжелому труду было распространённым явлением и в какой-то степени было оправданно. Но в послевоенный период пионеры и тимуровцы собирали металлолом, макулатуру, помогали с уборкой урожая и многое другое, по сути выполняли народнохозяйственный план. Колоссальное сокращение рабочих рук, вызванное массовыми репрессиями, людскими потерями в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, вынуждало Советское правительство искать источники бесплатной рабочей силы. «Поэтому обращались к энтузиазму молодёжи, романтизируя трудные условия неквалифицированного труда. На бесплатный труд нацеливали и пионеров» (Там же. С. 196)1. Учитывая просчёты в развитии тимуровского и пионерского движения, нельзя допустить, чтобы добровольный труд современных волонтёров был превращён в рутинную обязанность на безвозмездной основе, как это произошло с пионерами-тимуровцами.

В условиях новой политической реальности и создания гражданского общества в современной России вновь появилась возможность использования позитивного опыта советских волонтёров. Как указывает в автореферате диссертации исследователь А.В. Сычёва: «Добровольческое движение выступает наиболее привлекательной и эффективной формой вовлечения молодежи в решение социальных задач» (Сычёва, 2017. С. 3)3.

References

Anufriev A.M., Sukhikh M.F. (1982) The pioneer salute. Pages of the history of the Krasnoyarsk Regional Pioneer Organization 1922-1982 gg. Krasnoyarsk: publishing House. 160 p. (In Russ.)

Baden-Powell R. (1918) The Young Scout, TRANS. from English. Petrograd: Ed. V.A. Berezovsky. 334 p. (In Russ.)

Балакирев А.Н. Тимуровцы: маленькие волонтёры Великой войны // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2015. № 7. С. 19-22.

Гайдар А.П. Тимур и его команда. М., 1940. 89 с.

Дружины идут по «ступеням». М. : Молодая гвардия, 1960. 176 с.

Жуков И.Н. Искусство скаута-разведчика. Петроград: Изд-во Т-ва В.А. Березовского, 1918. 122 с.

История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. М., Просвещение, 1978. 352 с.

Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 11-ти т. Т. 5. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1959. 688 с.

Медведева Н.Н., Фёдоров И.В. Волонтёрство в Хакасии: история и современность. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2019. 100 с.

Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти. Изд-во Красноярского пед. института, 1970. 198 с.

Паршина Ю.В. Волонтерское движение и его истоки в России // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. Педагогические науки. 2009. № 9(43). С. 106-109.

Паршина Ю.В., Трофимова Н.М. Воспитание подростков в волонтерской организации // Воспитание школьников. 2011. № 5. С. 46-49.

Полетаева В.А. Первые отряды юных ленинцев в Хакасии // Учёные записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Сер. История. 1972. С. 209-222.

Теория и методика пионерской работы. М.: Просвещение, 1979. 272 с.

Ухъянкин С.П. Пионеры-тимуровцы. М.: Знание, 1961. (Сер. 11. Педагогика. 20). 32 с.

Фурин С., Симонова Л. Юным тимуровцам. М. : Молодая гвардия, 1977. 112 с.

Чебодаев П.И. Военный вклад Хакасии в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Абакан: Кооператив «Журналист», 2005. 168 с.

«Эй, кто с нами?!» М.: Молодая гвардия, 1990.

112 с.

Эстафета пионерских поколений. М. : Молодая гвардия, 1972. 559 с.

Яковлев В.Г. Рождение пионерской организации им. В. И. Ленина. М., 1962. 64 с.

Balakirev A.N. (2015). Young volunteers: young volunteers of the great war. Vestnik Buryatskogo gosudarstven-nogo universiteta. Ser. Pedagogika. Filologiya. Filosofiya = Bulletin of the Buryat state University. Ser. Pedagogy. Philology. Philosophy. No.7. P. 19-22. (In Russ.)

Gaidar A. (1940) Timur and his team. Moscow. 89 p. (In Russ.)

(1960) Squads go on "steps". M.: "Young guard". 176 p. (In Russ.)

Zhukov I.N. (1918) Art of the scout-scout. Petrograd: Ed. V.A. Berezovsky. 122 p. (In Russ.)

(1978) History of the Komsomol and the all-Union Pioneer Organization named after V.I. Lenin. Moscow: Enlightenment. 352 p. (In Russ.)

Krupskaya N.K. (1959) Pedagogical essays: In 11 vol. Moscow: Academy of pedagogical Sciences of the RSFSR. Vol. 5. 688 p. (In Russ.)

Medvedeva N.N., Fedorov I.V. (2019) Volunteering in the Republic of Khakassia, history and modernity. Abakan: Khakass State University named after N.F. Katanov. 100 p. (In Russ.)

(1970) Popular education in the Krasnoyarsk territory during the years of Soviet Power. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk pedagogi cal Institute. 198 p. (In Russ.)

Parshina Y.V. (2009) The Volunteer movement and its origins in Russia. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta. Ser. Pedagogicheskie nauki = Proceedings of Volgograd State Pedagogical University. Pedagogical Sciences series. No. 9 (43). P. 106-109. (In Russ.)

Parshina Yu.V., Trofimova N.M. (2011) Education of teenagers in a volunteer organization. Vospitanie shkol'nikov = Education of school children. No. 5. P. 46-49. (In Russ.)

Poletaeva V.A. (1972) The First detachments of young Leninists in Khakassia. Uchenye zapiski Khakasskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta yazyka, literatury i istorii. Ser. Istoriya = Scientific Notes of Khakass Research Institute of Language, Literature and History. Ser. History. P. 209-222. (In Russ.)

(1979) Theory and methods of pioneer work. Moscow: Prosveshchenie. 272 p. (In Russ.)

Ukhyankin S.P. (1961) Pioneers-Timurovtsy. Moscow: Knowledge. (Ser. 11. Pedagogy. 20). 32 p. (In Russ.)

Furin S., Simonova L. (1977) To Young Timurovtsy. Moscow: "Young guard". 112 p. (In Russ.)

Chebodaev P.I. (2005) Military contribution of Khakassia to the victory in the Great Patriotic War of 1941-1945. Abakan: Cooperative "Journalist" LLC. 168 p. (In Russ.)

(1990) "Hey, who's with us?!" Moscow: "Young guard". 112 p. (In Russ.)

(1972) Relay of Pioneer generations. Moscow: "Young guard". 559 p. (In Russ.)

Yakovlev V.G. (1962) The Birth of the Pioneer Organization named after V.I. Lenin. Moscow. 64 p. (In Russ.)

Критерии авторства

Н.Н. Медведева выполнила исследовательскую работу, на основании полученных результатов провела обобщение, подготовила рукопись к печати, имеет на статью авторские права и несет полную ответственность за ее оригинальность.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Сведения об авторе Медведева Надежда Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории России,

Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф. Ката-нова,

655017, г. Абакан, проспект Ленина, 90, Россия, e-mail: medvedevann18@mail.ru

Attribution criteria

N.N. Medvedeva completed research work, based on the results obtained, made a generalization, prepared the manuscript for publication, has copyrights to the article and is fully responsible for its originality.

Conflict of interest

The author declares no conflict of interest.

The author has read and approved the final manuscript.

Information about the author Nadezhda N. Medvedeva,

Cand. Sci. (History), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Russian history, Khakass state University named after N.F. Katanov, 90, Lenin Avenue, Abakan 655017, Russia, ^ e-mail: medvedevann18@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.