Научная статья на тему 'СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1715
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / Великая Отечественная война / кинематограф / патриот / герой. / USSR / The Great Patriotic War / cinema / patriot / hero.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Асият Магомедовна Гасанова

В кратком сообщении представлен анализ деятельности советского кинематографа в первые годы войны. Автором отмечены трудности и успехи этого периода в истории советского кино. С привлечением ряда источников, показаны методы и способы создания образа воина-освободителя, ставшего образцом для патриотизма советских людей в первые годы ВОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET CINEMATOGRAPHY DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

In the brief report presents an analysis of the activities of Soviet cinema in the first years of the war. The author noted the difficulties and successes of this period in the history of Soviet cinema. With the involvement of a number of sources, studies the methods of creating the image of a liberator warrior, who became a model for the patriotism of the Soviet people in the early years of the Great Patriotic War

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

ACTA HISTORICA: труды по историческим и обществоведческим наукам

Т.4. август 2021

СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ*

Гасанова Асият Магомедовна студент,

Исторический факультет ФГБУ ВПО Дагестанский государственный университет, Махачкала, РФ. asiyat_gasanova_99@mail.ru

Аннотация:

В кратком сообщении представлен анализ деятельности советского кинематографа в первые годы войны. Автором отмечены трудности и успехи этого периода в истории советского кино. С привлечением ряда источников, показаны методы и способы создания образа воина-освободителя, ставшего образцом для патриотизма советских людей в первые годы ВОВ. Ключевые слова:

СССР, Великая Отечественная война, кинематограф, патриот, герой.

Asiyat M. Gasanova student, the History faculty The Dagestan State University,

Makhachkala, Russian Federation albiona.gasanova@mail.ru

Annotation:

In the brief report presents an analysis of the activities of Soviet cinema in the first years of the war. The author noted the difficulties and successes of this period in the history of Soviet cinema. With the involvement of a number of sources, studies the methods of creating the image of a liberator warrior, who became a model for the patriotism of the Soviet people in the early years of the Great Patriotic War.

Keywords:

USSR, The Great Patriotic War, cinema, patriot, hero.

В 2021 году исполняется 80 лет с начала Великой Отечественной войны, в момент изменившей все сферы жизни советского народа. Война стала не только самым значимым событием, но и выступила в качестве главной темы в отечественном кинематографе, выполняя важную социальную функцию. Чем дальше в прошлое уходят события военных лет, тем большую роль играет кино в процессе формирования образов прошлого, тем ценнее становятся свидетельства ее участников, фронтовые письма, фотографии, военные документы. Особое место в этом ряду занимает кинохроника, запечатлевшая защитников Родины, яростные сражения с врагом, неповторимые по накалу эмоций победные дни. Экран за годы войны сформировал образ войны в исторической памяти поколений.

Проблематика и эстетика военных картин существенно изменилась по сравнению с мирным временем. Однако многие историки признают, что кинематограф военных лет был одним из самых свободных за всю историю советского кино. Он подарил стране и миру такие шедевры, как «Радуга» Марка Донского, «В 6 часов вечера после войны» Ивана Пырьева, «Жди меня» Александра Столпера, «Два бойца» Леонида Лукова, «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и множество других фильмов, вошедших в историю отечественного и зарубежного кинематографа.

Фильмы, снимавшиеся в тяжелейших условиях эвакуации крупнейших киностудий из Москвы и Ленинграда в Казахстан и Среднюю Азию, требовали большого творческого напряжения и немалых затрат - не только производственных, но и эстетических, да и просто человеческих. Перед режиссерами вставал вопрос, хватит ли у них сил снимать, когда хочется стрелять и быть вместе с идущими в

DOI: https://doi.org/10.24411/2658-3836-2021-41029 * © Гасанова Асият Магомедовна

_ © РОО « Ассоциация педагогов Республики Дагестан

' м м Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

ACTA HISTORICA: труды по историческим и обществоведческим наукам

атаку. Но, несмотря на всю тяжесть процесса создания фильмов, кинопроизводство не остановилось. Идеологическая сила кино прекрасно осознавалась и органами власти, и самими кинематографистами: народ необходимо не только информировать о том, что происходит на фронте, но и вдохновлять на победу. Вот как об этом периоде говорил известный режиссер Г.В. Александров: «Нуждами фронта и тыла с первых дней войны жила и наша художественная кинематография. Был пересмотрен план производства художественных и документальных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины» [1, с. 268].

Так, в 1942 году на экраны вышел масштабный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Авторами фильма стали Илья Копалин и Леонид Варламов. Они обработали и смонтировали в единую картину съемки 15-ти фронтовых операторов. На подлинных кадрах - жизнь и борьба, фронт и тыл, смерть и разгром, победа и поражение. В своих воспоминаниях И. Копалин рассказывал, что работали над фильмом сутками, в суровые декабрьские дни - в нетопленных комнатах монтажа. Этот труд был высоко оценен правительством Советского Союза, авторы получили Сталинскую премию. В США фильм показали в 1943 году под названием «Москва наносит ответный удар». Уникальная документальная история о трагедии и героизме советского народа не оставила равнодушной Американскую киноакадемию: впервые русские документалисты удостоились «Оскара»1.

Еще в начале Великой Отечественной перед кинематографистами была поставлена и идеологическая задача — поднять боевой дух армии и народа, вселить уверенность в грядущей и неминуемой победе. Первое место по значимости занимала кинохроника, оперативно рассказывающая о ходе военных действий, работе тыла, жизни страны в условиях военного времени. Из операторов формировались фронтовые киногруппы, которые фиксировали на пленку бои и быт солдат для регулярных выпусков кинохроники. «Нас было 252 фронтовых кинооператора, снимавших на всем огромном фронте Великой Отечественной — от Баренцева моря до Черного. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых — ранены или контужены, иногда не единожды. Три с половиной миллиона метров кинопленки, отснятой нами за те 1418 дней войны, были, что называется, на «вес крови». Теперь эта кинопленка на вес золота... Мы, фронтовые операторы, лезли очертя голову в самое пекло боя, чтобы снять настоящую войну, не думая в тот момент, что жизнь твоя может оборваться в одно мгновение», — вспоминал кинооператор Семен Школьников2. На киностудии «Воентехфильм» снимались учебные фильмы. Самым легким и мобильным видом кино были короткометражные агитационные новеллы, объединенные в так называемые «Боевые киносборники». В этих небольших зарисовках прославлялись боевые качества советских воинов, воспевался непоколебимый дух советского народа, высмеивались трусость и жестокость фашистских оккупантов.

Сегодня с удивлением, уважением, а порой и с восхищением оглядываешь культурное пространство военного времени. Фронтовые бригады, блокадный театр, новые учебные и научно-исследовательские учреждения, Центральная объединенная киностудия в Алма-Ате, способная осуществить такой проект, как «Иван Грозный». Неиссякаемый творческий потенциал народа, понимание того, что культура - тоже оружие, на которое не нужно жалеть средств. В такой драматической, противоречивой системе развивался кинематограф, складывались судьбы его мастеров, рождались фильмы.

Съемки новых и новых фильмов шли все время, с самого начала войны и до ее конца было отснято более 100 художественных лент. Кинематографисты работали в

Том. 4. август 2021

специальный выпуск

самых тяжелых условиях, когда не хватало не только необходимой техники и декораций для съемок — не хватало даже еды, чтобы накормить шатающихся от голода актеров. «...Голодали мы отчаянно. Сильной поддержкой тут были «локши» — фальшивые продуктовые карточки. Их изготовляли ребята-художники. С этими карточками мы шли в городскую столовую, к которой были прикреплены. Благо у нас были «локши». Брали по десять мисок супа. После слива жидкости лапша едва покрывала дно одной миски. Чтобы получить эту еду, надо было выстоять очередь из пяти-шести человек за каждым, уже сидящим за столом едоком. Голодный ждал, пока пятеро других на его глазах поглощали суп. Дело нередко заканчивалось обмороками»2.

15 ноября 1941 года СНК СССР с целью рационализации рабочего процесса принял решение о слиянии эвакуированных киностудий в единую Центральную объединенную киностудию (ЦОКС) в Алма-Ате, и город на время войны стал киностолицей СССР. Созданная на базе Алма-Атинской студии кинохроники и эвакуированных «Мосфильма» и «Ленфильма» ЦОКС сняла 80 процентов всех картин, выпущенных в стране в военные годы. В коридорах ЦОКС можно было встретить Дзигу Вертова, Михаила Ромма, Сергея Эйзенштейна, Юлия Райзмана, Ивана Пырьева, Леонида Трауберга и многих других известных людей из мира кино [2, с. 275].

Советский кинематограф в годы войны создал обобщенный художественный образ великого народа-победителя, самоотверженно сражавшегося с фашизмом за свою Родину, за свою культуру и будущее.

Приложение:

1. Советский кинематограф в годы ВОВ // Живая история / URL: https://xn— 7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai/blog/271-kinematograf-vov.html (дата обращения 10.05.2021)

2. Кино для победы // Культура РФ. / URL: https://www.culture.ru/materials/104904/kino-dlya-pobedy (дата обращения 10.05.2021)

Список литературы:

1. Александров Г.В. Эпоха и кино. М., 1983.

2.Зоркая Н.М. История отечественного кино. ХХ век. М., 2014.

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Кафедры истории России XX-XXI веков, ФГБУ ВПО Дагестанский государственный университет Труженикова Людмила Анатольевна.

Статья поступила: 27.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.