5. Курбонй Абулкосим. Кошонинома. Тахкик дар ахвол ва осори F^e^hr Ч,амшеди Кошонй риёзидон ва муначчими бузурги Эрон. / А. Курбонй - Техрон, 1350 (1972), чопи дуюм.
6. Мухит Таботабой, F^ct^mr Чдмшеди Кошонй, мачаллаи омузиш ва парвариш, соли 10, шумораи 3, хурдоди 1319.
7. Хрфизи Абру. Зубдат-ут-таворих. Тасхехи Саидкамоли хочй Саид Ч,аводй, / АДофизи - Техрон, 1372, чилди 2.
ВКЛАД САМАРКАНДСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИКИ
Статья посвящена становлению и развитию математики в самаркандской научной школе и ее вкладу в развитие математических знаний в целом, включая алгебраические уравнения. Формирование алгебраических уравнений в средневековых странах исламского мира имеет большое научное, историческое и культурное значение для его дальнейшего развития в странах Европы.
В статье автор подробно рассказывает о деятельности известного представителя самаркандской научной школы Гиёсиддина Джамшеда Кошани, Али Кушчи Самарканд, Казизода Руми, известных средневековых персидских и таджикских математиков, их роли в истории науки и развитие математики. Статья основана на достоверных источниках и точных исследованиях.
Ключевые слова: Кошани, Улугбек, Козизода Руми, Али Кушчи, Самарканд, история науки, научная школа, обсерватория, математика, астрономия.
CONTRIBUTION OF THE SAMARKAND SCIENTIFIC SCHOOL IN THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICS
The article is devoted to the formation and development ofmathematics in the Samarkand scientific school and its contribution to the development of mathematical knowledge in general, including algebraic equations. The formation of algebraic equations in the medieval countries of the Islamic world is of great scientific, historical and cultural significance for itsfurther development in European countries.
In the article, the author tells in detail about the activities of the famous representative of the Samarkand scientific school Giyosiddin Jamshed Koshani, Ali Kushchi Samarkand, Kazizod Rumi, famous medieval Persian and Tajik mathematicians, their role in the history of science and science. development of mathematics. The article is based on reliable sources and accurate research.
Keywords: Koshani, Ulugbek, Kozizoda Rumi, Ali Kushchi, Samarkand, history of science, scientific school, observatory, mathematics, astronomy.
Сведения об авторе:
Исмоилов Ёдгор Хофизович - старший преподаватель кафедры методика преподавании истории и право Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, кандитат исторических наук. тел.: (+992) 987665455. E-mail:ydqor.ismoilov@bk.ru
About the author:
Ismoilov Yodgor Hofizovich the senior teacher of the department methods of theaching the history and law of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, the candidate of historical science тел.: (+992) 987665455. E-mail: ydqor.ismoilov@bk.ru
СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ КАК ФЕНОМЕН СИНТЕЗА НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
Умарова З.Х
Российско-Таджикский (Славянский) университет
В Советском Союзе особое место в воспитании молодого поколения, в популяризации идей коммунизма, интернационализма, советских ценностей отводили такому жанру современного искусства, как кинематограф. Говоря о советском кино, мы, как правило, имеем в виду фильмы, созданные в советское время кинематографистами союзных республик, в том числе российские фильмы данной эпохи.
История советского кино началась с 1919 года, когда 27 августа был подписан декрет о национализации кинематографа. Процесс национализации означал полный переход киноиндустрии под монополию государства [3, с.35]. Подписание такого декрета было продиктовано стремлением контролировать деятельность киноиндустрии, так как руководство страны понимало, что кино, благодаря своим широким возможностям воздействия на сознание народа, является мощным инструментом для идеологической пропаганды. С этой целью ведомства, занимающиеся созданием фильмов и доведением их до зрителя, были отданы в подчинение отделов культуры региональных комитетов КПСС, которые, в свою очередь, были подчинены отделу агитации и пропаганды ЦК КПСС [3, с.37]
Кино по своему воздействию на сознание индивида превосходило литературу, живопись и театр. Руководители страны понимали это и рассматривали кино в качестве одного из главных инструментов формирования нового идеологического массового сознания. Таким образом, советское правительство, осознавая потенциальные возможности кинематографии, уделяло большое внимание развитию этой отрасли по всему Союзу: в союзных республиках открывались местные киностудии, были выделены немалые средства для оснащения их кинотехникой, велась подготовка кадров для развития кинематографии советских республик во ВГИКЕ (Всесоюзном государственном институте кинематографии), строились клубы и кинотеатры для демонстрации фильмов, и, конечно же, в каждой киноартели работали сотрудники из отдела пропаганды, следящие за содержанием картин и их соответствием идеологической линии страны.
Первоначально была расширена сеть киностудий по самой России, несколько позже киностудии начали создаваться в других союзных республиках. Одной из первых была открыта киностудия в Одессе, несколько позже в Киеве... А на советском Востоке самая первая киностудия была создана в Узбекистане. И первая узбекская игровая кинокартина «Вторая жена» была снята в 1927 году российским режиссером М.Дорониным [1, с.43]. В Таджикистан для съемок первого звукового игрового фильма в Сталинабадскую студию были приглашены из Москвы известные кинодеятели Лев Кулешов, АХохлова и сценарист ОБрик, которые помогли в съемках фильма «Дохунда» по роману С.Айни [2, с.197]. Их творческая деятельность в Таджикистане стала большой школой киноискусства для молодых актеров и начинающих режиссеров. В дальнейшем в деятельности киностудий периферий принимали активное участие специалисты, приглашенные как из России, так и из других республик. Таким образом, в становление и развитие советского кинематографа внесли свой вклад все союзные республики, а в становлении кинематографа Таджикистана и других братских республик главная заслуга принадлежит кинематографистам России.
Что же отличает советский кинематограф от кинематографа других стран? В чем его особенность? И можно ли его характеризовать как некий феномен, отражающий единство (синтез) национальных культур? Несмотря на то, что многие критики в последнее время обвиняют советский кинематограф в необъективном освещении той эпохи, в желании приукрасить ее, отретушировать неоднозначные страницы истории или, наоборот, показать их в искаженном виде, в выгодном для новой идеологии свете, все же хотелось отметить, что вопреки всему советские фильмы отличало, в первую очередь, их нравственное и гуманистическое содержание. Конечно, были недостатки в советских фильмах и немало, но нельзя ни в коем случае умалять их вклад в развитие мирового киноискусства, в особенности в воспитании нового человека, поскольку в своей основе они стремились к формированию образа советского человека, воплощающего в себе лучшие моральные качества. О высокой значимости советского кино также отмечает В.Б.Храмов: «Вопреки тоталитарному некомпетентному руководству, несмотря на полное отсутствие свободы творчества, советский кинематограф смог создать много выдающихся произведений, даже шедевров. И будут названы замечательные представители советского киноискусства, которые верой и правдой служили советскому строю и все-таки (опять же - несмотря...) внесли существенный вклад в историю мирового кино» [5, с.184].
Круг приоритетных тем в советских фильмах был достаточно широким. В произведениях раннего этапа формирования советского кинематографа особое место занимали сюжеты о становлении советской власти, борьбе с врагами советского народа, где образ врага был представлен в крайне негативном свете, без каких-либо полутонов. Такими чертами наделялись как белогвардейцы в российских фильмах, так и басмачи в сюжетах центральноазиатского кинематографа и др. Важное место в фильмах этого периода занимала также тема раскрепощения женщин Востока, их борьбы за свои права и свободу. К ним можно отнести казахстанскую ленту «Райхан» (реж. М.Левин, 1940), таджикские ленты «Зумрад» (реж. А.Давидсон и А.Рахимов, 1962) и «Юности первое утро» (реж. Д.Худойназаров, 1979), киргизские «Салтанат» (реж.В.Пронин, 1955) и «Девушка Тянь-Шань» (реж. А.Очкин, 1961), туркменскую «Дурсун» (реж.Е.Иванов-Барков, 1940) и другие фильмы. Тема борьбы с устаревшими традициями в кинематографе Центральной Азии была актуальной вплоть до 70-х годов ХХ века. [1, с.43]
Одной из ключевых в советских фильмах была проблема личности человека, его духовного роста, который происходил благодаря окружающему его коллективу. Советское кино стремилось глубоко раскрыть разнообразные проявления человеческого характера. Пропаганда самых лучших человеческих качеств, осуждение людских пороков основной нитью проходили через сюжеты всех фильмов этой эпохи. Особое место в советском кинематографе занимали исторические картины, освещающие переломные моменты из истории народа, воссоздающие судьбы его выдающихся личностей. Например, известные ленты об Александре Невском, Иване Грозном и Петре Первом,
фильм С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», «Тихий Дон» реж. С. Герасимова, «Освобождение» реж. Ю. Озерова и другие фильмы. Эти фильмы должны были воспитывать патриотизм, сплачивать советский народ вокруг его лидеров.
Одной из отрицательных особенностей идеологии советской эпохи, которая нашла отражение и в фильмах - это то, что они воспитывали негативное и нетерпимое отношение к религии. Дух воинствующего атеизма пронизывал всю сущность советских кинофильмов. Религиозные деятели изображались как мракобесы и первые враги советского государства. И вся эта тематика находила свое освещение в кинолентах не только российских фильмов, но и в кинематографе других братских республик. Т.е. придерживалась одна общая идеологическая линия развития кинематографа советской эпохи, линия партии.
В 60-е годы ХХ века в советских республиках начинается процесс формирования национального самосознания и поисков национальной идентичности. Этот период знаменателен тем, что в театре, кино и литературе начинают создаваться яркие, самобытные, наиболее свободные от цензуры художественные произведения. Эта тенденция захватывает почти все регионы Советского Союза -прибалтийские республики, Россию, Центральную Азию и Кавказ. На Кавказе наиболее яркие картины были созданы грузинскими и армянскими кинематографистами: «Тени забытых предков», «Легенда о Сурамской крепости» С.Параджанова, «Мольба» и «Древо желания» Т.Абуладзе, «Лурджа Магданы» Р.Чхеидзе. В Прибалтике особо отличились работы литовских режиссеров -
B.Жалакявичуса «Никто не хотел умирать», Р.Вабаласа «Лестница в небо» и «Шаги в ночи» и др. Из центральноазиатских картин особо популярными стали работы Болата Мансурова «Состязание» и Ходжакули Нарлиева «Невестка» (Туркменистан), Абдуллы Карсакбаева «Меня зовут Кожа» (Казахстан), Б.Кимьягарова «Хасани аробакаш» и «Рустам и Сухраб», Т.Собирова «Смерть ростовщика» (Таджикистан), Ш.Аббасова «Ты не сирота» (Узбекистан), из российских картин-работы А.Тарковского «Андрей Рублев», С.Бондарчука «Война и мир» и другие киноленты [1, с.45].
В вышеуказанных фильмах, показывая народную философию и юмор, образ мышления и колорит жизни, традиции и обычаи режиссеры знакомили зрителя с особенностями культуры своего народа. К популярным сюжетам фильмов, демонстрирующих характерные черты национальной культуры, относились: героический эпос, описание жизни и творческого пути выдающихся личностей, поэтов и писателей, музыкантов и художников и других деятелей культуры народов СССР. Но не вся культурная палитра находила применение в советском кинематографе. Анализируя сюжеты фильмов советской эпохи, приходишь к выводу, что в них представлены лишь те аспекты культурной жизни народа, которые вмещались в рамки советской идеологии и не имели религиозной и нежелательной политической подоплеки. Исследователь таджикского кинематографа Садулло Рахимова отметил, что национальное искусство, и, в частности кино, было социалистическим по содержанию и национальным лишь по форме [4, с.469]. Я думаю с этим утверждением можно поспорить. Многие советские фильмы, особенно картины, снятые в 70-80-х годах, несмотря на то, что не противоречили основной идеологии того времени, все же тонко и выразительно отражали особенности национальной культуры. В них нашли освещение закрепленные веками народные традиции, мудрость, красота природы, которая в сознании людей всегда вызывает ассоциации с Родиной, национальный характер, менталитет и мировосприятие тех народов, чьи жизненные перипетии представлялись на суд зрителей. Таким образом, можно привести множество примеров, которые ярко отражают особенности национальной культуры в фильмах советской эпохи.
Но, несмотря на то, что основной задачей советских фильмов была пропаганда советской идеологии, все же советский кинематограф нельзя оценивать только в данном контексте. Советское кино, безусловно, представляет собой феномен единства (синтеза) национальных культур народов, которые проживали в едином пространстве бывшего Советского Союза, в определенном культурно-историческом и социально-политическом ареале.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абикеева Г. Нациостроительство в Казахстане и других странах Центральной Азии и как этот процесс отражается в кинематографе: монография /Г.Абикеева. - Алматы: ОФ ЦЦАК, 2006.-308 с.
2. Арабова Ш. Развитие таджикского кино в первой половине ХХ в. / Ш.Арабова // Вестник университета. - 2013.-№1(40).- С. 194-202.
3. Болдырев Ю.А. Васильев С.С. Советский кинематограф: становление, практика, причины упадка / Ю.А.Болдырев,
C.С.Васильева // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал.- 2001.-№1-2. - С.35-40
4. Рахимов С. Два этапа в развитии таджикского кино как феномена национальной культуры / С.Рахимов // Очерки истории и теории культуры таджикского народа. Вып.3, -Душанбе, 2009.- С.458-517.
5. Храмов В.Б. Советское кино как феномен советской культуры / В.Б.Храмов // Теория и практика общественного развития, 2009. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskoe-kino-kak-fenomen-sovetskoy-kultury
СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ КАК ФЕНОМЕН СИНТЕЗА НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
В статье автор ставит цель исследовать советский кинематограф как феномен синтеза национальных культур народов, проживающих на территории Советского Союза. В работе прослеживается история становления советского кинематографа, отдельные этапы его развития, характерная особенность советского кино, проблемы, с которыми она сталкивалась в процессе своего развития и т.д. Особое значение в содержании статьи автор придает анализу тематик кинофильмов, которые создавались в союзных киностудиях, творчество известных кинорежиссеров и проблемы, которые они поднимали в своих картинах. Подводя итоги, автор отмечает, что многие советские фильмы, особенно картины, снятые в 70-80-х годах, несмотря на то, что не противоречили основной идеологии того времени, все же тонко и выразительно отражали особенности национальной культуры. В них нашли освещение закрепленные веками народные традиции, мудрость, красота природы, которая в сознании людей всегда вызывает ассоциации с Родиной, национальный характер, менталитет и мировосприятие тех народов, чьи жизненные перипетии представлялись на суд зрителей.
Ключевые слова: кинематограф, искусство, ценность, киностудии, цензура, ВГИК, советская эпоха, идеология.
SOVIET CINEMATOGRAPHER AS A PHENOMENON OF SYNTHESIS OF NATIONAL CULTURES
In the article, the author aims to investigate Soviet cinema as a phenomenon of the synthesis of national cultures of the peoples living on the territory of the Soviet Union. The work traces the history of the formation ofSoviet cinema, individual stages of its development, a characteristic feature ofSoviet cinema, the problems it faced in the process of its development, etc. In the content of the article, the author attaches particular importance to the analysis of the themes of films that were created in allied film studios, the work of famous filmmakers and the problems they raised in their films.
Summing up, the author notes that many Soviet films, especially films shot in the 70s and 80s, despite the fact that they did not contradict the main ideology of that time, nevertheless subtly and expressively reflected the peculiarities of the national culture. They were illuminatedfor centuries-oldfolk traditions, wisdom, beauty of nature, which in the minds of people always evokes associations with the Motherland, national character, mentality and worldview of those peoples whose life twists and turns were presented to the audience.
Keywords: cinema, art, value, film studios, censorship, Soviet era, ideology.
Сведения об авторе:
Умарова Зарина Ходжамахмадовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии Российско-Таджикского (Славянского) университета. Адрес: Республика Таджикистан, 734025, г.Душанбе, ул.М.Турсунзаде, 30, E-mail: umarova-zarina@mail.ru, Тел: (+992) 905228558
About the author:
Umarova Zarina Khodjamahmadovna- the candidate of History sciences, assistant professor of culture study chair of Russian-Tajik (Slavonic) University. Address: 30, M.Tursunzade street, Dushanbe, 734025, Republic of Tajikistan, E-mail: umarova-zarina@mail.ru, Telephone: (+992) 905228558
НИЗОМИ ФАРХДНГИИ ЧОМЕАИ СОСОНИЁН ВА АРЗИШ^ОИ ИЧТИМОЙ ВА ДИНЙ
Салимов Э.М.
Донишгощ давлатии Хууанд ба номи академик Б. Fафуров
Давлати Сосонй - давлати форсй дар Шарки Миёна ва Наздик, ки дар чои салтанати Парфия ташкил шудааст арзи хастй кардааст. Низоми фархангии чомеаи Сосониён бар арзишхои мушаххас ва идеологияи расмй асос ёфта буд. Бархилофи давраи плюрализми динй ва парокандагии давраи Парфия, хукумати Сосонй ба суи хамбастагй бо дини зардуштй харакат кард.