Научная статья на тему 'СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ЕСЕНИН: ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА "ГЕНИЯ МЕСТА" В ЛОКАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ'

СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ЕСЕНИН: ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА "ГЕНИЯ МЕСТА" В ЛОКАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
158
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ГЕНИЙ МЕСТА" / С. ЕСЕНИН В РЯЗАНСКОМ КРАЕ / ЛОКАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ТЕКСТЫ КУЛЬТУРЫ / ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА / ТОПОНИМЫ / ЭРГОНИМЫ / КОНСТАНТИНОВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК С.А. ЕСЕНИНА / "GENIUS OF PLACE" / S. YESENIN IN THE RYAZAN REGION / LOCAL MEMORY / CULTURAL TEXTS / URBAN SCULPTURE / TOPONYMS / ERGONYMS / KONSTANTINOVO / STATE MEMORIAL MUSEUM OF S.A. YESENIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лыгорева Наталья Михайловна

У каждого места, у каждого населенного пункта, будь то город или деревня, есть своя неповторимая история, память и судьба. Накопленный в них культурный, символический и духовный капитал есть «гений места». Исходя из того, что данный концепт одновременно указывает на обладание конкретной местности неким гением, способным передаваться избранным творческим личностям, и на саму личность, гений которой экстраполируется на данную местность, можно с уверенностью говорить о неразрывной и взаимообусловленной связи Рязанского края и личности Сергея Есенина. В данном случае образ С.А. Есенина рассматривается как персонификация концепта genius loci. Объектом исследования является связь между образом поэта и Рязанью посредством различных механизмов воспроизводства социальной памяти. В статье так же анализируется трансформация образа «гений места», фундированного личностью поэта, в советский и постсоветский период. Источниками для исследования послужили следующие формы фиксации локальной социальной памяти: издания туристического характера о Рязанской области с середины 50-х годов ХХ века по сегодняшний день, зрительные ландшафтные образы Рязани, городские топонимы и эргонимы, связанные с именем Сергея Есенина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET AND POST-SOVIET YESENIN: TRANSFORMATION OF THE IMAGE OF THE "GENIUS OF PLACE” IN LOCAL SOCIAL MEMORY

Every place, every locality, whether it is a city or a village, has its own unique history, memory, and destiny. The cultural, symbolic and spiritual capital accumulated in them is the "genius of the place". Based on the fact that this concept simultaneously indicates the possession of a specific area by a certain genius that can be passed on to selected creative individuals, and on the personality itself, whose genius is extrapolated to this area, we can confidently say that the Ryazan region and the personality of Sergei Yesenin are inseparably and mutually dependent. In this case, the image of Sergei Yesenin is considered as a personification of the concept Genius loci". The object of research is the connection between the image of the poet and Ryazan through various mechanisms of reproduction of social memory. The article also analyzes the transformation of the image of the "genius of the place", founded by the poet's personality, in the Soviet and the post-Soviet period. The research sources of the local social memory are as follows: tourist publications about the Ryazan region from the mid-50s of the twentieth century to the present day, visual landscape images of Ryazan, urban toponyms and ergonyms associated with the name of Sergei Yesenin.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ЕСЕНИН: ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА "ГЕНИЯ МЕСТА" В ЛОКАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ИСТОРИЯ КНИГИ

СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ЕСЕНИН: ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА «ГЕНИЯ МЕСТА» В ЛОКАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ

DOI: 10.24412/2310-1679-2020-10206

Наталья Михайловна ЛЫГОРЕВА,

ученый секретарь Государственного музея-заповедника С.А.Есенина, Рязанская область, Россия

e-mail: lygoreva.n@mail.ru

У каждого места, у каждого населенного пункта, будь то город или деревня, есть своя неповторимая история, память и судьба. Накопленный в них культурный, символический и духовный капитал есть «гений места». Исходя из того, что данный концепт одновременно указывает на обладание конкретной местности неким гением, способным передаваться избранным творческим личностям, и на саму личность, гений которой экстраполируется на данную местность, можно с уверенностью говорить о неразрывной и взаимообусловленной связи Рязанского края и личности Сергея Есенина. В данном случае образ С.А.Есенина рассматривается как персонификация концепта genius loci. Объектом исследования является связь между образом поэта и Рязанью посредством различных механизмов воспроизводства социальной памяти. В статье так же анализируется трансформация образа «гений места», фундированного личностью поэта, в советский и постсоветский период. Источниками для исследования послужили следующие формы фиксации локальной социальной памяти: издания туристического характера о Рязанской области с середины 50-х годов ХХ века по сегодняшний день, зрительные ландшафтные образы Рязани, городские топонимы и эргонимы, связанные с именем Сергея Есенина.

Ключевые слова: Genius loci, «гений места», С.Есенин в Рязанском крае, локальная память, тексты культуры, городская скульптура, топонимы, эргонимы, Константиново, Государственный музей-заповедник С.А.Есенина.

SOVIET AND POST-SOVIET YESENIN: TRANSFORMATION OF THE IMAGE OF THE "GENIUS OF PLACE" IN LOCAL SOCIAL MEMORY

Natalya M. Lygoreva, scientific secretary, State memorial museum of S.A. Yesenin, Ryazan region, Russia

e-mail: lygoreva.n@mail.ru

Every place, every locality, whether it is a city or a village, has its own unique history, memory, and destiny. The cultural, symbolic and spiritual capital accumulated in them is the "genius of the place". Based on the fact that this concept simultaneously indicates the possession of a specific area by a certain genius that can be passed on to selected creative individuals, and on the personality itself, whose genius is extrapolated to this area, we can confidently say that the Ryazan region and the personality of Sergei Yesenin are inseparably and mutually dependent. In this case, the image of Sergei Yesenin is considered as a personification of the concept Genius loci". The object of research is the connection between the image of the poet and Ryazan through various mechanisms of reproduction of social memory. The article also analyzes the transformation of the image of the "genius of the place", founded by the poet's personality, in the Soviet and the post-Soviet period. The research sources of the local social memory are as follows: tourist publications about the Ryazan region from the mid-50s of the twentieth century to the present day, visual landscape images of Ryazan, urban toponyms and ergonyms associated with the name of Sergei Yesenin.

Keywords: Genius loci, "genius of place", S. Yesenin in the Ryazan region, local memory, cultural texts, urban sculpture, toponyms, ergonyms, Konstantinovo, state memorial museum of S.A. Yesenin.

Сегодня Рязанская область на культурно-символической карте России прежде всего ассоциируется с именем Сергея Есенина, а фраза «Константиново — родина великого русского поэта» уже превратилась в клише. Несомненно, С.Есенин и село Константиново неразрывно связаны, но и Рязань, хотя поэт не является уроженцем города, хранит память о нем.

Место, будь то город или отдаленная деревушка, — одна из базовых и важнейших культурных форм. И у каждого места есть своя неповторимая история, память и судьба. Этот культурный, символический и духовный капитал и есть «гений места». Еще в религии Древнего Рима возник образ genius loci — духа-покровителя, который соединяет материальную среду и эмоциональные феномены, этой средой порождаемые.

Устойчивое словосочетание «гений места» активно используется в различных сферах гуманитарного знания. Если genius loci, или «гений места», рассматривать как концепт, который одновременно указывает на обладание конкретной местности неким «гением», способным передаваться избранным творческим личностям, и на саму личность, гений которой экстраполируется на данную местность, то можно с уверенностью говорить о неразрывной и взаимообусловленной связи Рязанского края и личности Сергея Есенина.

В данной статье будет проанализирована трансформация образа «гений места», фундированного личностью С.Есенина, в советский и постсоветский периоды. Источниками исследования послужили образцы городской скульптуры, топонимы, эргонимы, статьи в периодических изда-

ниях города Рязани, путеводители, фотоальбомы, буклеты о Рязанской области с середины 50-х годов ХХ века по сегодняшний день, а также интернет-ресурсы туристической направленности.

Анализируемые в статье тексты, скульптуры, наименования и топонимы рассматриваются автором статьи как способы фиксации образа «гения места» в социальной памяти.

Концепт «гений места» определяет сложные отношения между культурой, творимой человеком, и природой, взаимодействие личности и гения, находящее отражение в различных сферах жизни человека, а формы проявления genius loci создают тексты культуры. Если взять за основу утверждение И.А.Едошиной, «"гений места" как текст культуры содержит явленное и скрытое, феноменальное и ноуменальное не просто в их взаимообусловленности, но указывает на невозможность бытия вне "духа" конкретной топики... это сочетание предельно конкретного (местности) и предельно абстрактного (духа) создают особое пространство текста, рожденное "гением места"» [5], то, изучая концепт genius loci, необходимо говорить о творческой личности и географической местности в их неразрывной взаимосвязи.

Место влияет на восприятие человеком мира, способствует развитию его художественного вкуса и творческих способностей. Безусловно, село Константиново, его природа, его история, его дух, его «гений» оказали сильнейшее влияние на развитие поэтического дарования Сергея Есенина. В то же время Рязанский край обрел всемирную известность благодаря творчеству великого лирика, воспевшего малую родину в произведениях, поэтому мы можем говорить, что Сергей Есенин является персонификацией концепта genius loci.

В нашем случае «гений места» как текст культуры представляет собой единое целое, включающее в себя множество компонентов: это и образ Сергея Есенина в различных формах его функционирования (как местный житель, уроженец рязанской земли, как литературная и общественная личность), и творческое наследие поэта, и культурный ландшафт территории (Рязанская область и в частности село Константиново). При этом необходимо отметить, что образ «гений места» находится в постоянной динамике. Этому факту во многом способствуют механизмы воспроизводства социальной памяти, к которым относятся: устная культурно-антропологическая традиция (иными словами, народное творчество), визуальные образы (иконографические и кинематографические, материализованные или существующие только в воображении), социальное действие (воспроизведение памяти через навыки) и, конечно, все виды текстов (включая художественные и мемуарные).

Итак, рассмотрим образ Сергея Есенина как персонификацию концепта genius loci в контексте механизмов воспроизводства локальной социаль-

ной памяти в Рязанском регионе. И, поскольку образ «гений места» представляет собой творческую личность и место в их неразрывной связи, предметом исследования является и образ поэта, и образ его малой родины — села Константинова, и в целом Рязанский край, как это фиксируется в советском нарративе: «Рязанщина — родина Сергея Есенина. Рязанская земля, ее природа, ее люди были для поэта источником творческого вдохновения» [13].

Тексты

Во всех изученных текстовых источниках о Рязанской области середины ХХ века в большей или меньшей степени фигурирует имя знаменитого земляка. Интересно отметить, что Сергей Есенин предстает не столько конкретной исторической личностью, сколько абстрактным образом «замечательного советского поэта», творца, певца русской природы и родины: «Лирика Есенина под стать рязанской природе, в которой соединились широта подстепья и задумчивая, тихая прелесть лесной мещёрской стороны» [14]. Эта тенденция отмечается даже в изданиях экономическо-географического характера, где основной темой является социальное развитие Рязанского региона: «Из кремля в сторону Оки открывается великолепный вид на Приокскую пойму с ее заливными лугами. Видна извилистая, широкая и полноводная Ока. За ней, в голубой дымке, синеют мещёрские леса — "дали рязанские", воспетые уроженцем рязанской земли поэтом Сергеем Есениным» [4]. Как мы видим, уже в советских изданиях восприятие образа поэта и его творчества имело черты «гения места» Рязанского края.

Практически во всех путеводителях по Рязанской области, проанализированных в ходе исследования, в неразрывной связи с образом С.А.Есенина встречается и информация о селе Константинове, причем задолго до появления там музея и, собственно, последующей музеефикацией места. Это могло быть либо краткое упоминание: «Недалеко от города в селе Константиново провёл свои детские годы поэт Сергей Есенин» [15], либо достаточно подробная информация о селе, иллюстрированная фотографией дома Есениных, пейзажной зарисовкой и стихотворными строками, как в книге Ю.Е.Соколовского «По Оке» 1964 года. При этом необходимо отметить, что весь текст создает образ советского писателя — певца родины: «Есенин в своем творчестве прошел сложный и противоречивый путь... В его поэзии нам дороги произведения, в которых воспеты благородные помыслы и высокие чувства, любовь к Родине и человеку-труженику» [17]. Как бы ни было сильно влияние советской идеологии на подачу информации, тем не менее это первые попытки рассказать о поэте, его творчестве и его малой родине не в литературоведческих текстах, а в массовой литературе туристического характера. И уже этот факт показывает начало трансформации образа «гения места» в локальной социальной

памяти. На смену абстрактному образу поэта — певца родины приходит реальная историческая личность — Сергей Есенин, уроженец Рязанского края.

После открытия в Константинове в 1965 году музея С.А.Есенина характер нарратива о «гении места» значительно изменился. Теперь на передний план выходит информация о поэте как о великом земляке, делая акцент на популяризацию туристических маршрутов по Рязанской области. В путеводителе 1968 года «На земле Рязанской» указывается: «Паломников в Константинове не убавляется. Отовсюду бывают, в том числе и из-за рубежа» [9]. При этом туристы обозначаются словом «паломники», что, очевидно, придает месту черты объекта поклонения. В 70-е годы ХХ века активно разрабатываются экскурсии по Мещере, по Оке и ее старицам, основной туристической точкой которых становится Константиново. Например, туристская схема «Рязанская Мещёра» однозначно указывает на главную туристическую точку несмотря на то, что она находится за пределами мещёрского ареала: «От Солотчи можно совершить немало интересных походов и экскурсий... особенно популярно среди туристов путешествие на родину С. Есенина, в село Константиново» [10].

У всех рассмотренных изданий этого периода характерной чертой является демонстрация положительных изменений социального характера, связанных с образом С.А.Есенина: «У Константинова на берегу открылась в 1965 году пристань, где останавливаются пассажирские пароходы. Строится автодорога на Рыбное. Появился нарядный гастрономический магазин "Ока" — из стекла, белого металла и цветных пластиков. Закончен архитекторами проект константиновской гостиницы. Это будет комплекс: двухэтажная гостиница с окнами на реку, большим светлым холлом, клуб с фойе, комнаты для репетиций, зрительный зал на 220 мест» [10].

В путеводителях различных форматов содержится информация о музее С.Есенина, об экспозициях и о развивающейся инфраструктуре села: «Для посетителей музея создано немало удобств. К их услугам комфортабельная гостиница, кафе "Русская быль" оригинальной архитектуры. С каждым годом растет поток экскурсантов в это памятное место литературной России. Специальные экскурсионные теплоходы следуют сюда по маршруту Москва — Константиново. К местной пристани причаливают "Ракеты", быстроходные суда "Заря", которые доставляют почитателей поэзии С.А.Есенина» [8]. В этот же период отмечается тенденция включать в издания туристической направленности цитаты из книги отзывов музея: «Много знаем о жизни и творчестве поэта, но такой простой обстановки, такого совершенно народного духа во всём, что к нему относится, просто не ожидали» [3]. Таким образом, «памятное место литературной России» в какой-то мере начинает затмевать собственно личность

Сергея Есенина, выводя на передний план родину великого русского поэта как «мемориал его имени, который создан в Константинове» [5], что указывает на дальнейшую трансформацию «гения места» и, соответственно, образа Сергея Есенина.

С 80-х годов ХХ века появляются путеводители, фотоальбомы и другие издания, посвященные конкретно музею С.А.Есенина в Константинове. Рязанская область в культурном плане всё больше начинает ассоциироваться именно с «гением места» в образе великого русского поэта. При этом следует отметить, что, в основном говоря о Рязанском крае, Есенина связывают именно с Константиновом, при этом редко говоря о Спас-Кле-пиках, где поэт жил и учился на протяжении трех лет. Информация об этом встречается в небольшом обънме и лишь в некоторых из рассмотренных изданий.

В начале ХХ1 века в текстовых источниках о Рязанской области появляется тенденция представлять образ Сергея Есенина, и, соответственно, Константиново в качестве главной достопримечательности региона. Практически во всех рассмотренных нами текстовых источниках, фигурирует четко структурированная информация об экспозициях музея-заповедника, туристических услугах и небольшой по объему материал биографического характера о личности поэта. «Гений места» в различных его проявлениях трансформируется в туристический продукт. Наиболее показательным примером современного отношении к родине С.А.Есенина, к образу «гения места», на мой взгляд, может служить высказывание П.А.Марцева: «Но Есенин-то воспевал родной край, потому что любил его, а нам, чтобы полюбить Константиново, надо чтобы тут всё было как в ухоженном московском парке. Если сделать село как в начале ХХ века, большинство туристов охватит чувство неустроенности и некомфорта, а ведь они едут отдыхать и наслаждаться красотой - поэзии и вообще. И послушать, и покушать!» [7]. Таким образом, сегодня образ «гения места» в массовой культуре ассоциируется с туристической достопримечательностью Рязанского региона. В культурно-индустриальном подходе на первый план выходят его брендовые, маркетинговые, рыночно-стимулирующие черты.

Но, как уже говорилось выше, концепт genius loci имеет сложную структуру со множеством взаимосвязанных компонентов. Говоря о Сергее Есенине, следует рассматривать не только его тесную связь с селом Константиново и с природой Рязанской области. Объектом исследования становится и другие аспекты, например, связь между образом поэта и Рязанью посредством различных механизмов воспроизводства социальной памяти.

Городская скульптура

Кроме текстов, локальная социальная память фиксируется в визуализациях концепта genius loci в форме зрительных ландшафтных обра-

зов. В данном случае обратимся к образу Сергея Есенина в городской скульптуре.

Первый скульптурный образ С.Есенина появился 23 мая 1958 года. В фойе театра, носящего имя поэта, был установлен мраморный бюст работы скульптора И.Г.Онищенко. Событие было отражено в местной прессе. Газеты «Приокская правда» и «Рязанский комсомолец» писали, что на открытии бюста присутствовали родные и друзья поэта, московские и рязанские литераторы, работники искусства и представители общественности. В 2014 году интерьерный памятник был убран из фойе и возвращен на прежнее место лишь в 2020 году. Следует отметить, что данное событие вызвало не менее широкий общественный интерес, чем шестьдесят два года назад, когда впервые появилось это скульптурное изображение.

В сердце Рязанского края 2 октября 1975 года на набережной реки Тру-беж был установлен памятник великому русскому поэту работы народного художника СССР, лауреата Ленинской и государственной премии, академика А.П.Кибальникова, ставший одной из главных достопримечательностей Рязани. Во всех туристических изданиях о городе, начиная с 1976 года, встречаются изображения скульптуры. Интересно отметить, что в редких путеводителях советского периода давалась информация о скульпторе, чаще подписи гласили: «Памятник С.А.Есенину». Лишь в 2000-е годы в подобных изданиях стала встречаться более подробная информация об авторе и истории создания скульптуры: «По замыслу автора этот памятник должен был красоваться на... острове под Кремлем. И размерами предполагался в пять раз больше!.. говорят, чтобы соблюсти масштабно-визуальные параметры, скульптор намеренно вытянул Есенину шею. Но тогдашнее партийное руководство области такому гигантизму решительно воспротивилось. В результате вызрело соломоново решение — памятник отлили в таком вот виде и установили на набережной» [6].

На сегодняшний день памятник С.А.Есенину на набережной реки Тру-беж — центр парковой зоны, ставшей излюбленным местом отдыха рязан-цев и гостей города. Именно здесь проходят торжественные митинги, посвященные дню рождения великого русского поэта, сюда приезжают свадебные процессии, и молодожены по традиции возлагают цветы к памятнику. Как и в советское время, скульптурное изображение С.А.Есенина работы А.П.Кибальникова — визитная карточка Рязани.

В городском парке находится еще одна достопримечательность, которая редко фигурирует в туристических путеводителях, но хорошо знакомая рязанцам. Это бюст С.А.Есенина работы скульптора А.П.Усаченко и архитектора Н.Н.Истомина, установленный в 1995 году. Лишь в одном издании, путеводителе «Два дня в городе», была обнаружена краткая историческая справка: «Бюст был создан в 1975 году к 80-летию поэта и

первоначально установлен на его родине в селе Константинове. После проведения перепланировки территории музея-заповедника в селе Константинове, осуществленного к празднованию 100-летия со дня рождения поэта, бюст был перенесен в Рязань и торжественно открыт 1 октября 1995 года в верхнем городском саду, расположенном напротив концертного зала им. С.А.Есенина». По прошествии двадцати пяти лет этот образец городской скульптуры стал неотъемлемой частью внешнего облика Рязани. Располагаясь в парковой зоне в самом центре города, скульптурное изображение С.А.Есенина работы А.П.Усаченко неизменно вызывает интерес не только жителей, но и гостей города.

Как в середине ХХ века, так и в настоящее время зрительные ландшафтные образы, как один из способов фиксации локальной социальной памяти, имеют большое значение. Трепетное отношение жителей города к образу С.А.Есенина выражается, в частности, и в традиции возлагать цветы к вышеобозначенным скульптурным объектам.

Топонимы и эргонимы

Соглашаясь с высказыванием Н.П.Анциферова «город - для изучения самый конкретный культурно-исторически организм» [1], заметим, что именно в населенных пунктах (не только в городах) социальная память, закодированная в образах и символах, проявляется в полном объеме.

Одним из ярких примеров увековечивания образа Сергея Есенина являются факты присвоения имени великого земляка учреждениям города Рязани. Сведения об этом фигурируют в печатных изданиях и советского, и постсоветского периода.

Первым учреждением, которому было присвоено имя поэта, стал летний театр. Соответствующее постановление бюро Рязанского обкома КПСС вышло 9 ноября 1956 года. Об этом факте свидетельствует мемориальная доска следующего содержания: «Театр имени Сергея Есенина. Построен коллективом строительного управления № 2 министерства строительства предприятий нефтяной промышленности СССР при активном участии строительных организаций, промышленных предприятий и трудящихся г. Рязани. Начальник строительства - инженер Кобцев Е.Ю. проект архитекторов Рязанской областной проектной конторы. Строительство начато 20 мая и окончено 30 октября 1956 года». В период активной урбанизации, развития промышленности, возведения советского города в Рязани в короткий срок перестраивают летний театр и присваивают ему имя выдающегося поэта, хотя он не является уроженцем города и ярким представителем советской власти. Инициаторами выступили первые лица города, направившие письмо на имя секретаря ОК КПСС А.Н.Ларионова, где говорилось, что «учитывая пожелания трудящихся города Рязани об увековечивании памяти поэта-земляка Сергея Есенина, Рязанский горком КПСС и горисполком входят с предложением в бюро обкома КПСС присво-

ить летнему театру имя Сергея Есенина». Об этом событии информировал читателей корреспондент центральной газеты «Советская культура» Г.Назаров в статье «Театр имени Сергея Есенина» 15 ноября 1956 года [2]. Это событие произошло задолго до появления музея С.А.Есенина, и, на мой взгляд, является показателем большой народной любви и памяти. Театр имени Сергея Есенина стал одной из главных достопримечательностей Рязани и, начиная с 1957 года, фигурирует во всех фотоальбомах и туристических путеводителях. При этом в некоторых изданиях приводится достаточно подробная историческая справка: «В начале 30-х годов в городском парке было построено большое тесовое помещение, названное летним театром. Здесь обычно проходили гастроли различных музыкальных коллективов. В 1956 году тесовый сарай снесли и на его месте построили здание театра имени Сергея Есенина» [12]. С течением времени название учреждения культуры несколько раз менялось, и на сегодняшний день это Рязанская областная филармония.

В 80-е годы ХХ века имя великого уроженца Рязанской области было присвоено Рязанскому государственному педагогическому институту (ныне Рязанский государственный университет) и Центральной городской библиотеке. В периодических изданиях и изданиях туристической направленности информация об этих фактах встречается крайне редко даже в постсоветский период. Центральной городской библиотеке имя С.А.Есенина было присвоено в 1988 году по инициативе ее первого директора Е.Н.Екимовой, о чем вышла небольшая заметка в газете «Рязанский комсомолец».

Первая (и единственная) обнаруженная статья о присвоении имени поэта Рязанскому педагогическому институту вышла в специальном выпуске «Рязанских известий» в мае 1995 года под заголовком «Имени Сергея Александровича Есенина». В ней использованы материалы из личного архива профессора В.В.Шахова, на тот момент заведующего кафедрой РГПИ, рассказывающие об отношении видных деятелей науки и культуры, общественных деятелей СССР к присвоению учреждению имени С.А.Есенина. Также упоминание о данном факте встречается в книге Валентина Сафонова «Вечный город над Окой», вышедшей в свет в 1994 году: «В 85-м педагогическому, бывшему тогда в ранге института, было присвоено имя Сергея Есенина. Нет, великий лирик никогда не значился среди его студентов, но есть, существует одна особинка — или изюминка. на которую нельзя не обратить внимания. педагогический стал заботливым родителем и пестуном большинства местных поэтов и прозаиков» [16]. Инициатором присвоения институту имени поэта выступил И.Н.Гаврилов. Об этом пишет В.В.Шахов: «Игорь Николаевич понимал всю трудность осуществления дерзкого замысла, тем боле, что "первые лица" области не одобрили "сомнительную" инициативу. Пришлось обратиться

за всенародной поддержкой». Так инициатива общественности обрела весомость высокого государственного решения [11].

Еще одно явление можно рассматривать как механизм воспроизведения социальной памяти — улица, названная в честь великого русского поэта. Н.П.Анциферов, придававший большое значение топонимике города, писал: «Городские названия — язык города. Они сообщают о всех областях его жизни. Они рассказывают о его росте, о его связях с другими городами, о его нуждах. В нём живет память о прошлом» [1]. И действительно, именно в названии улиц содержится закодированная информация о социальных, культурных и исторических событиях. Улица Сергея Есенина (позже трансформировавшаяся в улицу Есенина) появилась в Рязани в 1965 году, к 70-летию со дня рождения поэта, в результате переименования улицы Ряжской. Информация об этом факте встречается в большинстве путеводителей по Рязани конца 60-х годов ХХ века и газетных статьях, где важное место отводится рассказу об изменении внешнего облика советского города. Но вместе с тем в одном из путеводителей постсоветского периода встречается информация о том, каким долгим и непростым оказался процесс присвоения имени Есенина: «Трудно внедрить в сознание властей предержащих инициативу, рожденную в низах. Сколько копий сломали, сколько перьев притупили, пока наконец-то одна из улиц не стала называться в честь Сергея Есенина! А ведь уже весна была на дворе, уже оттепель, уже сняли запрет и с имени поэта, и с его сочинений. Ладно, дело прошлое, да и венец у него яркий. Засверкала изумрудным зернышком улица Сергея Есенина среди обилия других, поименованных тугоухими бюрократами в память двух Карлов — Маркса и Либкнехта» [7].

Во всех выше обозначенных случаях присвоение имени Сергея Александровича Есенина было сопряжено с различными трудностями. И решающим фактором становилось мнение общественности, в котором проявлялась локальная социальная память. Перед нами примеры того, как облик города, его культурная и социальная составляющие определяются «гением места», персонифицированным в образе Сергея Есенина.

Но если в советский период присвоение имени Сергея Есенина было довольно рискованной затеей, то в начале XXI века образ «гения места» и, в частности, имя Сергея Есенина (в разных вариациях) стало использоваться в маркетинговых технологиях в качестве популярного локального бренда. На сегодняшний день только в городе Рязани существует ресторан «Есенин», отель «Есенин», кафе «Ясень», на вывеске которого размещен портрет С.Есенина. На улице, носящей имя поэта, появилось ТСЖ «Есения». До недавнего времени на одной из центральных улиц — улице Почтовой — располагалось кафе «Стойло пегаса», в интерьере которого была размещена мини-выставка о поэте и его окружении.

Итак, в ходе исследования были проанализированы различные способы фиксации образа «гения места» в социальной памяти в советский и постсоветский период. В результате изучения текстовых источников, городской скульптуры, топонимики и эргонимики, хранящих в себе фиксированную информацию социальной памяти, можно проследить, как происходила трансформация образа «гения места» в период с 50-х годов ХХ века по сегодняшний день.

Так, особенностью советских текстов туристической направленности о Рязанском регионе середины 50-х годов до появления музея в селе Константинове является частое упоминание Сергея Есенина как абстрактного рязанского (местного) лирика. В 60-е годы ХХ века в изданиях наблюдается всплеск интереса к личности, биографии С.Есенина и его произведениям. После появления в селе Константинове музея в 1965 году туристическая достопримечательность начинает затмевать историческую личность. В текстах позднего советского и постсоветского периода вся информация о знаменитом рязанском поэте и его малой родине представляется в контексте функционирования музея, выводя на первый план его брендовые, маркетинговые, рыночно-стимулирующие черты.

Все образцы городской скульптуры как визуализация концепта «гений места», анализируемые в статье, были созданы в советский период, хотя одно скульптурное изображение было установлено в городском парке в постсоветское время. Информация об объектах фигурирует в путеводителях как неотъемлемая часть туристических маршрутов города Рязани, начиная с середины ХХ века по сегодняшний день. При этом отмечается изменение характера предоставляемой информации. В более ранних источниках городские скульптуры отмечались в перечне туристических достопримечательностей без указания подробных сведений. В постсоветский период в изданиях туристической направленности зафиксированы более подробные сведения об истории создания скульптурных изображений С.А.Есенина. На сегодняшний день образцы городской скульптуры, в которых зафиксирована локальная социальная память, стали неотъемлемой частью облика Рязани. Они являются центральными объектами парковых комплексов и местами поклонения для почитателей творчества С.А.Есенина.

Наиболее ярким воплощением социальной памяти являются топонимы и эргонимы. Начиная с середины ХХ века имя Сергея Есенина присваивается улице и учреждениям города Рязани. В советский период процесс переименования происходил по народной инициативе и был сопряжен с большими трудностями. В постсоветский период наблюдается активное использование имени и образа великого русского поэта в маркетинговых технологиях в качестве популярного локального бренда.

Нельзя однозначно определить характер произошедших изменений, но можно с уверенностью говорить о том, что на сегодняшний день ведется активная популяризация имени С.А.Есенина, его творческого наследия и, соответственно, образа «гения места». И если во второй половине ХХ века Сергея Есенина позиционировали исключительно как лирического поэта, певца «страны берёзового ситца», то в постсоветский период стала проявляться вся многогранность С.А.Есенина: Есенин-лирик, Есенин-личность, Есенин-гражданин. Это происходит в том числе благодаря различным способам фиксации образа «гения места» в социальной памяти.

Литература

1. Анциферов Н.П. «Непостижимый город...» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина / Сост. М.Б.Вербловская. СПб.: Лениздат, 1991. 335 с.

2. Блудов Ю.В. Рязанскому концертному залу имени С.А.Есенина - полвека // Современное есениноведение. 2006, № 5. С. 297-300

3. Вагнер Г.К., Чугунов С.В. Рязанские достопамятности, 1973. 136 с.

4. Дворов И. Рязань. Экономико-географический очерк. Рязанское книжное издательство, 1961. 174 с.

5. Едошина И.А. «Genius Loci» как текст культуры // Вестник КГУ им. Н.А.Некрасова. 2012, № 5. С. 48-53

6. Манов Ю. Рязанская область. «Большое золотое кольцо»: путеводитель. Рязань, 2010. 274 с.

7. Марцев П.А. Москва — Рязань: путеводитель для автомобилистов. М., 2011. 201 с.

8. На земле Рязанской: путеводитель. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Московский рабочий, 1976. 304 с.

9. На земле Рязанской: путеводитель. М.: Московский рабочий, 1968. 240 с.

10. Рязанская Мещёра: туристская схема/ Главное упр. Геодезии и картографии при совете министров СССР; Ред. Коротков Б.С. М., 1971. 1 л., слож. втрое.

11. Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина: история становления и развития (к 100-летию образования вуза) / под общей ред. А.А.Зимина. Рязань: Русское слово, 2015. 479 с.

12. Рязань: путеводитель / ред. Л.Дудурова. М.: Московский рабочий, 1966. 181 с.

13. Рязань: фотоальбом. М.: Московский рабочий, 1977. 127 с.

14. Рязань: фотоальбом / ред. Л.Дудурова. М.: Московский рабочий, 1968. 119 с.

15. Рязань: фотоальбом / сост. А.Л.Шефер. М.: Изд-во м-ва коммун. хоз-ва РСФСР, 1959. 92 с.

16. Сафонов В. Вечный город над Окой: путеводитель по времени и по улицам Рязани. Рязань: Новое время, 1995. 127 с.

17. Соколовский Ю.Е. По Оке: путеводитель. М.: Изд-во «Транспорт», 1964. 141 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.