УДК 378.046:378.66
О. Ю. Макарова, Д. В.Горбунова СОВЕТСКАЯ ВЫСШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА В 30-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ
В статье рассматривается социально-политическая обстановка в СССР в тридцатые годы XX века и образовательная политика в условиях реформаций. Акцентируется внимание на развитие высшего медицинского образования. Актуальность заявленной темы определяется тем, что поиск оптимальной модели высшего медицинского образования, разработка программы деятельности и принципов её реализации предполагают обращения к историческому опыту.
Ключевые слова: система подготовки медицинских кадров, факультеты многопрофильных вузов, учебные и научно-исследовательские центры, отбор студентов, студенческие научные общества, проблемы здравоохранения.
O. Yu. Makarova, D.V. Gorbunova, THE SOVIET MEDICAL HIGH SCHOOL IN THE 30S OF XXth CENTURY
The article deals with the socio-political environment in the USSR in the 30s of the XXth century and the educational policy in the context of reforms. The article is focused on the development of high medical schools. The relevance of the topic is justified by the fact that the search for an optimal model of medical higher education, the development of the program of activities and the principles of its implementation require further reference to historical experience.
Keywords: system of medical staff training, departments of multidisciplinary higher education institutions, academic and scientific research centres, students selection, student scientific societies, health protection-related problems
Начальный период XX века в России характеризовался неоднозначной атмосферой в социуме, экономической и, в особенности, политической сфере. Февральская буржуазно-демократическая революция и октябрьская социалистическая революция, произошедшие в 1917 году, стали причиной перемены социально-политического строя в стране, а последовавшая за ними Гражданская война (1917-1922 гг.) принесла многочисленные жертвы среди народонаселения и привела к тотальному развалу народного хозяйства. Как следствие этих потрясений, неоднократно ставился вопрос не только о целостности Российского государства, но и о его существовании. Результатом произошедших перемен явилось радикальное изменение политических догматов и социального строя, экономической сферы и культуры. Всё это значительным образом отразилось как на теоретическом, так и на практическом развитии образования. Вопреки тому, что главным принципом становилась «модернизация образовательного процесса», смысл, вложенный в эту концепцию, существенно различался, исходя из основных идей и концепций, преследуемых политиками: «одни хотели с помощью школы задержать революционные и демократические процессы, «подморозить» Россию. Другие же видели в детях «работников будущего» и стремились максимально развить в них гражданские качества». [1, с.3]
Главным основополагающим принципом в отечественной педагогике начала XX века выступал педоцентризм - такая организация учебного процесса обучения, при котором центральная роль отводилась ребёнку и его склонностям и заинтересованности, учебный план становился вариативным, роль учителя отходила на второй план. Предполагалось, что модель познания через деятельность, ориентация на свободное творчества учителя и учащихся гораздо эффективнее, чем заучивание переданной информации.
«Другим мощным импульсом, стимулировавшим развитие отечественной педагогики, стала пришедшая из Германии и Америки парадигма трудовой школы». [1, с.3] Данная концепция была признана советским правительством как наиболее соответствующая идеалам социализма. Под трудовой школой понимался принцип формирования народного образования, основа которого заключалась в ориентации на современные требования жизни, трудовой деятельности и потребности трудящихся, структурирование всего учебно-воспитательного процесса на основе трудовой деятельности и активной самодеятельности обучающихся. То есть ключевой целью образования выступала подготовка к труду.
На рубеже 20-30-х годов в связи со сменой руководства Народного комиссариата просвещения РСФСР произошло кардинальное изменение курса развития образования. Если в 1930-31 годах курс на вовлечение обучающихся в производительный труд в ущерб учёбе ещё продолжался, то осень 1931 года знаменовалась очередной сменой парадигм. Это время отметилось возвратом к «школе учёбы», так жёстко критиковавшейся в 20-х годах. Образовательная система приобретала поступательную, системную направленность: вводились общеустановленные учебные программы, приобретение знаний становилось систематизированным, вводилось твёрдое расписание и способ оцени-
вания знаний, вернулась классно-урочная система работы.
Глубокое реформирование советского строя в тридцатые годы затронуло и образовательную политику высшей школы. Ключевая идея реформирования высшего образования заключалась в преобразовании и профилировании.
В отличие от образования в европейских странах, которое изначально ориентировалось на развитие университетов, советская образовательная политика выбрала путь существенного увеличения числа профессионально ориентированных ВУЗов. Это было продиктовано требованиями форсированной подготовки высококвалифицированных кадров, необходимых для государства.
В 1929 году Пленум ЦК ВКП (б) принял решение о реорганизации всей системы образования по отраслевому принципу. Постановление ЦИК и СНК СССР «О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов» от 1930 года явилось утверждением решения. Оно предписывало преобразовывать факультеты многопрофильных университетов в самостоятельные специализированные учебные заведения, а руководство ими передавать в ведение соответствующих наркоматов.
К 1927 в РСФСР числилось 90 вузов (114,2 тысяч студентов) и 672 техникума (123,2 тысяч учащихся). В 1932 насчитывалось уже 832 вуза, тем не менее, проблема заключалась в том, что большая часть из них имела узкоотраслевую направленность, а число обучающихся могло не превышать 100 чел. [10] Кроме того передовые бригадные методы обучения, наряду с сокращёнными сроками обучения, показали свою неэффективность и не смогли обеспечить качественную подготовку специалистов. Поэтому было решено восстановить проверенную временем систему. Таким образом, в 1932-1933 гг. произошло возвращение традиционных методов обучения в высших учебных заведениях, и к тому же расширена специализация. Благодаря этому шагу в 1933-1938 гг. вузы выпустили 450 тыс. специалистов. В 1934 году были учреждены учёные степени кандидата и доктора наук и учёные звания ассистента, доцента и профессора. К 1940 году насчитывалось уже 481 высшее учебное заведение. [10]
С 1933 г. роль социального происхождения для поступления в вузы начала постепенно снижаться: в вузы перестали принимать «парттысячников» и «профтысячников» - коммунистов и передовиков производства по ходатайствам партий и профсоюзов. Студентов стали отчислять из вузов за неуспеваемость, а не за социальное происхождение. В результате этих изменений социальный портрет студенчества изменился, процент служащих увеличивался, а доля выходцев из рабочих снижалась. Возросло и количество учащихся женщин. [9]
Благодаря указанным мерам во многом была ликвидирована почва для социальных конфликтов и противоречий внутри вузовской корпорации. К концу 30-х годов она приобрела советскую идентичность. Тем более болезненным ударом и испытанием для вновь обретённой лояльности стали необоснованные репрессии и сопровождающие их кадровые «чистки». «Развитие высшей советской школы носило характер невиданного в мировой практике быстрого количественного роста (число вузов выросло со 129 в 1927 г. до 480, или более чем в 4 раза) при столь же невиданном качественном ухудшении». [13] Ухудшение, несомненно, было неизбежным, поскольку на фоне значительного увеличения количества вузов наблюдалась катастрофическая нехватка квалифицированного преподавательского состава, административного персонала, аудиторий, библиотек, необходимого лабораторного оборудования. [9]
Тем более, оно было неизбежным, поскольку сопровождалось целым рядом кампаний по изгнанию из вузов по политическим мотивам многих лучших преподавателей, а иногда и студентов, «не освоивших марксистское учение». Что касается абитуриентов, их отбор осуществлялся главным образом с учётом приемлемого социального происхождения, часто невзирая на невысокий уровень знаний и подготовки. По качеству обучения новообразованные вузы часто не отличались по существу от техникумов. Однако, при всех недостатках, неоспоримым плюсом являлось то, что высшее образование стало доступно более широкому кругу молодых людей, поскольку оно в то время было бесплатным. А это, в свою очередь, благоприятно сказывалось на развитие общества. Высшие учебные заведения появились и в отстающих регионах (средняя Азия, Закавказье), хотя качество образования было намного ниже, чем в центральных регионах.
Рассматривая подготовку медицинских кадров в 1930-е годы в СССР, следует отметить, что по решению руководства страны произошло глобальное отделение медицинских факультетов от классических университетов и становление их как отдельных институтов. Это было продиктовано тем, что при быстром темпе индустриализации и коллективизации, появлении колхозов в стране ощущалась острая нехватка специалистов медицинского профиля. [5]
В № 208 Известий ЦИК Союза ССР и ВЦИК от 4 сентября 1934 г. отмечалось: «Со стороны народных комиссариатов здравоохранения не уделялось должного внимания подготовке лечащих врачей, которые прежде всего необходимы для города и особенно для деревни, - при чрезмерном расширении в медицинских учебных заведениях подготовки врачей нелечебных специальностей (врачей-гигиенистов и др.) Преподавание в медицинских институтах не обеспечивало основательной общемедицинской подготовки. Основным медицинским дисциплинам (нормальная и патологическая анатомия и физиология, биологическая химия, клинические предметы) отведено в преподавании явно недостаточное место». [7] Также отмечалась недостаточная обеспеченность учебной литературой, критиковалась организация работы клиник при медицинских институтах относительно образовательных и научно-исследовательских аспектов.
22 апреля 1930 года, на основании приказа НКП №230, из состава МГУ был выделен медицинский факультет и на его базе был образован 1-й Московский медицинский институт, перешедший в ведение Наркомздрава РСФСР с 1 июня того же года.
В 1930 году по постановлению СНК РСФСР №132 от 5 ноября 1930 года медицинский факультет Казанского государственного университета был реорганизован в самостоятельный институт. [4] В составе новообразованного института было два факультета: лечебный и санитарно-гигиенический. В декабре 1932 г. был организован педиатрический факультет.
Существенному реформированию подверглась также и методика преподавания и оценивания знаний - путём сокращения числа и изменения ряда дисциплин предполагалось сократить сроки обучения (до 3,5) и тем самым увеличить число выпускаемых врачей. Кроме того модель подготовки врачей становилась двухэтапной, предполагавшей практическую стажировку в лечебных учреждениях в течение 1 года. Приём студентов-первокурсников осуществлялся 2 раза в год. [11]
Однако подобная интенсификация обучения не дала положительных результатов. Напротив, было отмечено понижение успеваемости студентов и качества подготовки выпускников. Преследуя цель качественно улучшить подготовку специалистов медицинского профиля, в 1934 году были введены единые учебные программы, предполагавшие пятилетний срок обучения на всех факультетах медицинских институтов, специализацию на V курсе; также увеличились государственные ассигнования на выплату стипендий, научно-исследовательскую работу и т.д. [2]
К 1935 г. по всей стране насчитывалось 55 самостоятельных медицинских институтов. Помимо лечебных и санитарно-гигиенических факультетов, были выделены фармацевтические, педиатрические и стоматологические факультеты. В этом же году была введена клиническая ординатура и аспирантура. [12]
Говоря об общегосударственном значении системы подготовки медицинских специалистов, следует подчеркнуть, что вопрос о медицинском образовании был ключевым ещё на IV Всероссийском съезде здравотделов Москвы в 1922 году. В результате обсуждения первостепенной задачей было признано качественное улучшение медицинского образования, отходя от количественных установок. Численность медицинских работников по сравнению с 1913 годом к 1930 году выросла на 41%. Две трети от общего числа врачей приходилось на Российскую Федерацию [3, с.3].
Существенной проблемой также было то, что степень обеспеченности медицинским персоналом в разных регионах страны существенно различалась. Количественное увеличение врачей не являлось адекватным решением данной проблемы - было необходимо взвешенное распределение медицинских кадров по регионам.
Кроме того, в первые годы нэпа многие вузы были переведены на финансирование из местного бюджета, что повлекло к нехватке учебного оборудования, учебников и учебных пособий, помещений. Но эти проблемы нашли своё решение в последующие предвоенные годы.
Ещё одним благоприятным фактором, способствующим качественному развитию высшего образования, явилось возрождение с тридцатых годов научных студенческих обществ. Их возрождение активно поощрялось администрацией и комитетами комсомола, поскольку в те годы развитие научного потенциала являлось приоритетной задачей государства, а более эффективного способа вовлечения молодёжи в научную деятельсность и обмен опытом среди начинающих учёных, чем научные студенческие общества, не было предложено. В связи с этим власти пришлось пойти на смягчение своих взглядов и создание в вузах студенческих научных организаций. [8]
В 1937 году было организовано специальное ведомство по делам руководства высшей школы - Комитета по высшей школы. Комитет заменил главк в составе Наркомпроса. В 1938 году состоялось первое Всесоюзное совещание работников высшей школы. С докладом выступил Председатель СНК В. Молотов, а в заключительной части прозвучало выступление И. Сталина. Оба события были
нестандартными и подтверждали то, что власти уделяли особое внимание вопросам высшей школы. В результате этих совещаний поднялся престиж как высшей школы в целом, так и преподавательского состава. [6]
Следует отметить, что данный исторический этап характеризуется становлением советского патриотизма (начиная с 1930-х гг.). Советский патриотизм, ставший основой воспитательной политики в обществе, базируется на идеологии марксизма-ленинизма, он рассматривается как «патриотизм высшего типа» и включает следующие идеологемы: «безграничная неукротимая любовь к Родине», «превосходство советского строя», «непримиримость к врагам Родины, мира и демократии», «пролетарский интернационализм», «советская национальная гордость», «социалистический гуманизм», «социалистический оптимизм», «коммунистическое отношение к общественной собственности».
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в данный период отмечается кардинальной реформацией высшего образования, что явилось решением глобальных проблем развития высшей школы. Несомненно, тридцатые годы XX века можно назвать новым уровнем в развитии высшей медицинской школы. Несмотря на многочисленные трудности, государство смогло обеспечить страну врачебными кадрами и создать такую систему здравоохранения и социального обеспечения, которая помогла советскому народу выдержать самые суровые испытания в годы Великой отечественной войны.
Литература
1. Богуславский М. В. XX век российского образования [Электронный ресурс] / М.В. Богуславский. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5929200785.html
2. Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. От революции до второй мировой войны. Ленин и Сталин. 1917-1941 гг. / пер. с итал. И.Б. Левина. - М. : Междунар. отношения, 1990. - С. 523.
3. Бюллетень Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. - 1924. - №2-3
4. Высшие учебные заведения города Казань [Электронный ресурс] URL: http: / /www.kazanhighschools.ru/hs/kgmu/86-istoriya.html (дата обращения 22.08.18)
5. Грибовский М. В. Реформа высшей медицинской школы на рубеже 1920-1930-х годов / / Вопросы образования. - 2006. - №3. - С. 141-152.
6. Ермолаев И. П. Очерки истории Казанского университета / под ред. И.П.Ермолаев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 373 с. - (Учен. Зап. Казан. ун-та. Т.144).
7. Исторические материалы [Электронный ресурс] URL: http://istmat.info/node/41631 (дата обращения 22.08.18)
8. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки / В.Т.Лисовский. - М. : Высш. шк., 1990.
- 302 с. (168)
9. Макарова О.Ю. Воспитательные средства в педагогике дореволюционной России // Современные проблемы науки и образования. 2011. №6. С. 139.
10. Макарова О. Ю. Педагогическая система профессионального воспитания студентов медицинских вузов: дис... д-ра пед. наук: 13.00.08 : защищена 03.09.2014 - Казань - 2014. - 402 с.
11. Медицинский работник. - 1930. - № 14.
12. Мохова Анна Владимировна Кадровая политика советского государства в 1930-х гг. В сфере здравоохранения (на примере Хакасии) // Известия АлтГУ. 2010. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovaya-politika-sovetskogo-gosudarstva-v-1930-h-gg-v-sfere-zdravoohraneniya-na-primere-hakasii (дата обращения: 09.09.2018).
13. Bellah R. Civil Religion in America // Daedalus. - 1967. - № 1. - P.22-27.
References
1. Boguslavskij M. V. XX vek rossijskogo obrazovaniya [EHlektronnyj resurs] / M.V. Boguslavskij. - M. : PER SEH, 2002. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5929200785.html
2. Boffa Dzh. Istoriya Sovetskogo Soyuza. T. 1. Ot revolyucii do vtoroj mirovoj vojny. Lenin i Stalin. 1917-1941 gg. / per. s ital. I.B. Levina. - M. : Mezhdunar. otnosheniya, 1990. - S. 523.
3. Byulleten' Narodnogo komissariata zdravoohraneniya RSFSR. - 1924. - №2-3
4. Vysshie uchebnye zavedeniya goroda Kazan' [EHlektronnyj resurs] URL: http: / /www.kazanhighschools.ru/hs/kgmu/86-istoriya.html (data obrashcheniya 22.08.18)
5. Gribovskij M. V. Reforma vysshej medicinskoj shkoly na rubezhe 1920-1930-h godov / / Voprosy obrazovaniya.
- 2006. - №3. - S. 141-152.
6. Ermolaev I. P. Ocherki istorii Kazanskogo universiteta / pod red. I.P.Ermolaev. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2002. - 373 s. - (Uchen. Zap. Kazan. un-ta. T.144).
7. Istoricheskie materialy [EHlektronnyj resurs] URL: http://istmat.info/node/41631 (data obrashcheniya 22.08.18)
8. Lisovskij V.T. Sovetskoe studenchestvo: sociologicheskie ocherki / V.T.Lisovskij. - M. : Vyssh. shk., 1990. - 302 s.
9. Makarova O.YU. Vospitatel'nye sredstva v pedagogike dorevolyucionnoj Rossii / / Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2011. №6. S. 139.
10. Makarova O. YU. Pedagogicheskaya sistema professional'nogo vospitaniya studentov medicinskih vuzov: dis... d-ra ped. nauk: 13.00.08 : zashchishchena 03.09.2014 - Kazan' - 2014. - 402 s.
11. Medicinskij rabotnik. - 1930. - № 14.
12. Mohova Anna Vladimirovna Kadrovaya politika sovetskogo gosudarstva v 1930-h gg. V sfere zdravoohrane-niya (na primere Hakasii) // Izvestiya AltGU. 2010. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/kadrovaya-politika-sovetskogo-gosudarstva-v-1930-h-gg-v-sfere-zdravoohraneniya-na-primere-hakasii (data obrashcheniya: 09.09.2018).
13.Bellah R. Civil Religion inAmerica / / Daedalus. - 1967 . - №1.-P.22-27.
УДК 792.1.
Г.С. Нуриев
ТРЕНИНГ ТЕМБРА ГОЛОСА В ПРЕПОДАВАНИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
В статье описывается начальный этап работы по усовершенствованию интонационных возможностей голоса; приводятся упражнения вертикаля резонирования гласных звуков татарской речи; сведения об инто-немах, участвующих в оформлении художественного стиля речи; даются акустические и артикуляционные характеристики конкретных тембровых окрасок.
Ключевые слова: звуковысотный ряд гласных звуков, резонирование; тембровая окраска; интонемы, эмотивные, интеллектуальные, волюнтативные, изобразительные; зоны звучания.
G.S. Nuriev, THE TRAINING OF THE VOICE IN ELOCUTION TEACHING IN SECONDARY SPECIAL AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS
The article discusses the initial phase of work to improve the intonation possibilities of the voice, which consists of the elaboration of the reflex air kit, force air flight, and timbre qualities, skills cast emotive, intellectual, descriptive, valuation intonems. The author provides sample exercises of vertical sound 9 vowels of Tatar speech, and 4 sounds in foreign words according to the pitch of the resonance, the instructions for connecting the registers of the voice. The article contains specific information about the articulatory and acoustic characteristics of tone colors intonems involved in the artistic style of the speech.
Keywords: vowel sounds pitch; resonance; timbre coloration, intonems, emotive, intellectual, pictorial; area of
sound.
Интонационное разнообразие речи во многом зависит от умения найти эмоциям соответствующие им звуковое оформление. Будущие актеры - студенты первого курса - еще не способны выражать голосом свои внутренние впечатления. Поэтому для развития выразительных средств голоса требуется тренировка акустических, артикуляционных характеристик гласных звуков, мелодических пиков отдельных единиц интонации.
Первые уроки воспроизведения акустических данныхлитературной речи, как советуют выдающиеся педагоги [1,с. 51-153;2,c. 172-194; 3,c.159-264; 4,c.277-278; 5,с.132],начинаем с постановки озвученного дыхания.
Данный вид работ включает в себя следующие ступени.
1.Выработка рефлекторного добора воздуха. Выдох осуществляется при мягкой атаке - теплом типе выдыхания.
Навык озвученного дыхания закрепляется восемью комплексами ды-хательных упражнений [6,c. 1- 47].
2.Выработка силы, полётности и тембровых качеств голоса.
Сила, «полётность» достигается усилением озвученного дыхания го-ловным резонатором, резонаторами носоглотки и особенно грудным резонатором - акустической системой, увеличивающей и обогащающей звук.
Добиться работы резонирующих полостей помогает комплекс упражнений «Резонирующее тело» [7,c. 1-39]. Данные упражнения основаны на звукоряде гласных по высоте тона резонирования. Систематические тренировки воспроизведения звуковысотного ряда гласных звуков в различных положениях, с разными тембровыми задачами позволяют ощутить объемность звука, усилить его звонкость и тембровые качества.
3.Выработка навыков произнесения акустических данных конкретных интонем.
Для закрепления отличительных признаков интонационных единиц, обращаемся к 4 семантическим группам интонем (мы будем придерживаться классификации интонем,данной доктором