Научная статья на тему 'Тренинг тембра голоса в преподавании сценической речи в средних специальных и высших учебных заведениях культуры и искусств'

Тренинг тембра голоса в преподавании сценической речи в средних специальных и высших учебных заведениях культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОВЫСОТНЫЙ РЯД ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ / РЕЗОНИРОВАНИЕ / ТЕМБРОВАЯ ОКРАСКА / ИНТОНЕМЫ / ЭМОТИВНЫЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ / ВОЛЮНТАТИВНЫЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ / ЗОНЫ ЗВУЧАНИЯ / VOWEL SOUNDS PITCH / RESONANCE / TIMBRE COLORATION / INTONEMS / EMOTIVE / INTELLECTUAL / PICTORIAL / AREA OF SOUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриев Г. С.

В статье описывается начальный этап работы по усовершенствованию интонационных возможностей голоса; приводятся упражнения вертикаля резонирования гласных звуков татарской речи; сведения об интонемах, участвующих в оформлении художественного стиля речи; даются акустические и артикуляционные характеристики конкретных тембровых окрасок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING OF THE VOICE IN ELOCUTION TEACHING IN SECONDARY SPECIAL AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS

The article discusses the initial phase of work to improve the intonation possibilities of the voice, which consists of the elaboration of the reflex air kit, force air flight, and timbre qualities, skills cast emotive, intellectual, descriptive, valuation intonems. The author provides sample exercises of vertical sound 9 vowels of Tatar speech, and 4 sounds in foreign words according to the pitch of the resonance, the instructions for connecting the registers of the voice. The article contains specific information about the articulatory and acoustic characteristics of tone colors intonems involved in the artistic style of the speech.

Текст научной работы на тему «Тренинг тембра голоса в преподавании сценической речи в средних специальных и высших учебных заведениях культуры и искусств»

9. Makarova O.YU. Vospitatel'nye sredstva v pedagogike dorevolyucionnoj Rossii / / Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2011. №6. S. 139.

10. Makarova O. YU. Pedagogicheskaya sistema professional'nogo vospitaniya studentov medicinskih vuzov: dis... d-ra ped. nauk: 13.00.08 : zashchishchena 03.09.2014 - Kazan' - 2014. - 402 s.

11. Medicinskij rabotnik. - 1930. - № 14.

12. Mohova Anna Vladimirovna Kadrovaya politika sovetskogo gosudarstva v 1930-h gg. V sfere zdravoohrane-niya (na primere Hakasii) // Izvestiya AltGU. 2010. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/kadrovaya-politika-sovetskogo-gosudarstva-v-1930-h-gg-v-sfere-zdravoohraneniya-na-primere-hakasii (data obrashcheniya: 09.09.2018).

13.Bellah R. Civil Religion inAmerica / / Daedalus. - 1967 . - №1.-P.22-27.

УДК 792.1.

Г.С. Нуриев

ТРЕНИНГ ТЕМБРА ГОЛОСА В ПРЕПОДАВАНИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

В статье описывается начальный этап работы по усовершенствованию интонационных возможностей голоса; приводятся упражнения вертикаля резонирования гласных звуков татарской речи; сведения об инто-немах, участвующих в оформлении художественного стиля речи; даются акустические и артикуляционные характеристики конкретных тембровых окрасок.

Ключевые слова: звуковысотный ряд гласных звуков, резонирование; тембровая окраска; интонемы, эмотивные, интеллектуальные, волюнтативные, изобразительные; зоны звучания.

G.S. Nuriev, THE TRAINING OF THE VOICE IN ELOCUTION TEACHING IN SECONDARY SPECIAL AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS

The article discusses the initial phase of work to improve the intonation possibilities of the voice, which consists of the elaboration of the reflex air kit, force air flight, and timbre qualities, skills cast emotive, intellectual, descriptive, valuation intonems. The author provides sample exercises of vertical sound 9 vowels of Tatar speech, and 4 sounds in foreign words according to the pitch of the resonance, the instructions for connecting the registers of the voice. The article contains specific information about the articulatory and acoustic characteristics of tone colors intonems involved in the artistic style of the speech.

Keywords: vowel sounds pitch; resonance; timbre coloration, intonems, emotive, intellectual, pictorial; area of

sound.

Интонационное разнообразие речи во многом зависит от умения найти эмоциям соответствующие им звуковое оформление. Будущие актеры - студенты первого курса - еще не способны выражать голосом свои внутренние впечатления. Поэтому для развития выразительных средств голоса требуется тренировка акустических, артикуляционных характеристик гласных звуков, мелодических пиков отдельных единиц интонации.

Первые уроки воспроизведения акустических данныхлитературной речи, как советуют выдающиеся педагоги [1,с. 51-153;2,c. 172-194; 3,c.159-264; 4,c.277-278; 5,с.132],начинаем с постановки озвученного дыхания.

Данный вид работ включает в себя следующие ступени.

1.Выработка рефлекторного добора воздуха. Выдох осуществляется при мягкой атаке - теплом типе выдыхания.

Навык озвученного дыхания закрепляется восемью комплексами ды-хательных упражнений [6,c. 1- 47].

2.Выработка силы, полётности и тембровых качеств голоса.

Сила, «полётность» достигается усилением озвученного дыхания го-ловным резонатором, резонаторами носоглотки и особенно грудным резонатором - акустической системой, увеличивающей и обогащающей звук.

Добиться работы резонирующих полостей помогает комплекс упражнений «Резонирующее тело» [7,c. 1-39]. Данные упражнения основаны на звукоряде гласных по высоте тона резонирования. Систематические тренировки воспроизведения звуковысотного ряда гласных звуков в различных положениях, с разными тембровыми задачами позволяют ощутить объемность звука, усилить его звонкость и тембровые качества.

3.Выработка навыков произнесения акустических данных конкретных интонем.

Для закрепления отличительных признаков интонационных единиц, обращаемся к 4 семантическим группам интонем (мы будем придерживаться классификации интонем,данной доктором

педагогических наук,профессором О.В.Филипповой) [8,с. 267-273]:

Это: 1) эмотивные интонемы, которые соотносятся с эмоциями (гнев, радость, восхищение, восторг, испуг, нежность, обида, печаль, равнодушие, удивление, недовольство (презрение) и т.д.). Актерам важно знать отличительные признаки этих интонем, чтобы в нужной ситуации моделировать требуемую тембровую составляющую интонации.

2) Изобразительные интонемы служат для выражения личностного восприятия физических свойств предметов, явлений и психических процессов. Для обозначения изобразительных интонем используются имена прилагательные, наречия, деепричастия. Основная акустическая черта их связана с темпом речи.

3) К интеллектуальным интонемам относятся интонемы актуальности, связи, важности, утверждения, вопроса, основные акустические характеристики которых - мелодические пики и паузы.

4) К волюнтативным интонемам, цель которых - воздействие на волю слушателя, относятся интонемы совета, приказа, просьбы, предупреждения, разрешения и т.д.

Принимая различные позы, произносим гласные звуки (считаем до 8). Складываем руки как рупор. Постоянно следим за вибрацией того или иного участка тела, прямым положением позвоночника.

1.Стоя на коленях, наклоняем корпус вперёд, лбом касаемся пола. Позвоночник прямой, копчик - высокая точка. Произносим звук [у]. (Рис. 1, 1а). Интонемы "равнодушия", "презрения" , "восхваления", "восхищения" ( тон звука переходит из одгого регистра в другой). Тренируем все валюнтатив-ные интонемы, обращая внимание на их звучание на границе среднего и верхнего регистров (вариант: нижнего и среднего).

й

2.Стоим на коленях, туловище - параллельно полу, произносим звук[ы],[ы].(Рис.2,2а).Тренируем интонемы "неодобрения", "обиды" - звучим на верхнем регистре диапазона, увеличивается сила голоса.

3.Из положения стоя на коленях садимся, поджимая под себе ноги, голову кладём на колени, позвоночник согнут, произносим ди-фтонг[ый]. (Рис.3,3а).Интонемы "противопоставления", "отрицания", "недовольства" - порождаются своеобразным движением губ и положением мышц носа, работаем на трех регистрах.

4. Из положения стоя на коленях садимся на согнутые ноги, произносим звук [о]. Произнеся широкий[о] в заимствованных словах, туловище наклоняем вперёд и качаемся влево-вправо, вперёд-назад. (Рис. 4, 4а,4б). Тренируем интонемы "недовольства" (презрения) - артикуляция порождается медленным движением губ в стороны и расширением ноздрей носа; звучание на нижнем регистре. Интонема "равнодушия" - убывающая сила звучания, небрежная артикуляция; " радости" - тон голоса часто меняется на верхнем регистре. Волюнтативные интонемы оформляются следующим образом: "совета" - придерживаемся тона в диапазоне выше среднего регистра; "приказа" - сильный звук и звучание на высоком (вариант: на нижнем) регистре, четкая дикция; "просьбы" - тон голоса меняется на самых верхах верхнего регистра , ласковый тембр голоса, «огубленная» дикция, язык в передней части рта.С[о] тренируем интонему удовлетворения: а) О^о^оЬ (повышая тон); б) Оhh!Оhh!Оhh! (понижая тон). Так же тренируем интонемы "обиды", "предупреждения", "разрешения". и др.

Рис. 1. Рис. 1а. Рис.2 Рис.2а

Рис. 3.

Рис. 3а

Рис. 4.

Рис. 4а.

Рис. 4б

5.Стоим на коленях, вытягивая туловище, произносим звук [а°], [а]. (Рис. 5, 5а). Интонемы: а) гнева (сильный звук; на верхнем или нижнем регистре диапазона напряженного звучания добиваемся твердой атакой выдоха); б) испуга (шумная атака выдоха при звучании, тон голоса меняется незначительно); в) нежности (тембр голоса образуется приближением языка к небу). Стоим прямо. Руки ниже уровня плеч, протянуты вперёд. При произнесении звука «а» руки раскрываются в стороны. Интонемы: а) "приветствие" (тон постепенно повышается): 'Ъа^а^а!" б) "восхищение": hай-hай-hай!;"неодобрение", "недоверие": ай^ай^ай! "одобрение": А-а-а! (тон постепенно повышается, руки раскрываются вверх.;в) "всхлипывание": Ах!-хах!-хах! (тон голоса постепенно понижается, сила звучания убывает);г) "доброжелательность": Йарар-йарар-йарар.(ладно!) (монотон, сила звука убыва-ет);д) "согласие": Йарар-йарар-йарар! (монотон, сила звука увеличвается руки опускаются ладонями вниз.

Рис. 5.

Рис. 5 а.

Рис. 6.

Рис. 6а.

6. Встаём на ноги, наклоняем туловище вперед примерно на 60°, произносим звук [у].(Рис.6,6а).Тренируем интонемы "сожаления""нежности" и "просьбы"; вопросы-ответа, всевозможные интеллектуальные, изобразительные (обращаем внимание на долготу звучания, на разных регистрах) интонемы .

7. Стоя, немного наклоняем туловище вперед (15°), произносим звук [е] (Рис. 7, 7а). Ладони сложены "трубочкой", приближены к губам (рис.10). Активизируем движение мышц диафрагмы, почувствовав сильную резонирующую волну на ладонях, "направляем" звук вперед. Тренируем ин-тонемы "просьбы", "предупреждения", "разрешения", "вопроса-ответа", "печали", "нежности", "обиды"

"радости", "совета"/'приказа", "просьбы", "предупреждения", "разрешения" и др.

Рис. 7.

Рис. 7а.

Рис. 8.

Рис. 8а.

8. Стоя, немного наклоняем туловище назад (15°), произносим звук [э]. (Рис. 8, 8а). Руки на уровне рта ладонями вниз. Небная занавеска приподнята, края губ округлены. Почувствовав на ладонях резонирование, медленно вытягиваем руки вперед. Нараспев, на речь. Интонемы "вопрос" -выражается повышением тона, "утвердительная" - конечным понижением тона. "переспрос", "подытоживание-недовольство" , "обида" - используется верхний регистр диапазона, сильный звук.; "равнодушие" - сила звука убывает, небрежная артикуляция.

9. Стоя сгибаем ноги в коленях и наклонем туловище назад примерно на 45°, произносим звук [э]. Заимствованные слова с оборотным (широким) [э] туловище наклоняем только слегка (15°). (Рис. 9, 9а). Руки согнуты в локтях, ладони соединены на уровне подбородка (рис.8). Края губ округлены. Произнося короткий звук «э» руки резко продвигаем вперед. Интонемы "нежности", "испуга", "равнодушия", "презрения", "обиды" и т.д.

Рис. 9. Рис. 9а. Рис. 10. Рис.10а Рис. 10б.

10. Стоим прямо, ноги на ширине плеч, произносим звук [и]. (Рис. 10, 10а,10б). Во время звучания, массируем пальцами лоб, раскрывая руки, направляем звук в намеченные точки. Нараспев, на речь. В быстром и медленном темпах, убыстряя и снижая темп. Тренируем интонемы всех семантических групп.

При выполнении упражнений округлое, объемное звучание гласных достигается за счет дыхания, а не от перенапряжения связок. Для этого необходимо округлить губы, придать им подобие рупора. Произносим мягкие гласные татарского языка, имитируя артикуляцию среднеязычных твердых гласных звуков. При выполнении упражнения должна работать одновременно все резонаторы: на высоких нотах произносим твердые гласные - работает грудной резонатор; на низких произносим мягкие гласные - сильнее работает головной резонатор.

Таким образом меняем поле звучания, соединяем регистры.

Учитывая место вибрации, соединяем между собой разные гласные звуки в сочетании с согласными. Усиливаем ту или другую зону резонирования: например, звучим на нижнем регистре:

1.у-о; о-у. 2. у-ый; ый-у.

Звучим на среднем регистре: 3. у-а; а-у; ай^ай; Звучим на верхнем регистре:

1. у-е; а-и. 2. у-и; ый-и. 3. а-и; о-и; у-а-нь;

Переходим из одного регистра в другой, принимая позу соответствующего гласного звука: по нотам соль-до-ми-соль1 октавы.

1. и - э - э - е; 2. и - э - э - э; 3. у - е - а-у; 4. ум, ом - ом - ым,ыйм; 5. мум - мам - мим- мом;6. лум

- лом,лом - лым; 7.лыйм - лам- лим - лум.

Перемещаем зоны звучания:

1. звукосочетание "ул" в зоне "и"; 2. звукосочетание "он" в зоне "э";

3. звукосочетание "ун" в зоне "у";4. Звукосочетание "мул" в зоне "е";

5. звукосочетание "нан" в зоне "и";6.звукосочетание "мон," в зоне "и".

«Полётность» звука достигается тем, что подбородок опущен ниже обычного, глотка свободная, звук «опирается» на мышцы брюшного пресса и диафрагму, в которой как бы сосредотачивается вся активность звучания.

Начальные упражнения «Вертикалярезонирования гласных звуков» из комплекса «Резонирующее тело» позволяют получить энергию с помощью правильного дыхания на опоре, образовать звук в генераторной системе и усилить в резонаторной, добиваться эстетических качеств голоса.

Литература

1.Станиславский. К. С. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения: Дневник ученика. СПб. : Азбука , Азбука-Аттикус,2012. 448 с.

2.Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург: Диамант, 1992. - 320 с.

3.Промптова И. Ю. Интонационная выразительность актера. Культура сценической речи. - М.: ВТО, 1979.

- С. 159 - 264.

4.Васильев Ю.А. Сценическая речь: ощущение - движение -звучание. Вариации для тренинга: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. - СПб.: СПбГАТИ, 2012.- 342 с.: ил.

5.Черная.Е.И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и го-лос:Учебное пособие. - СПБ.: Изда-тельство"Лань"; Издательство "Планета музыки"; 2012-176 с: илл.

6.Калимуллин Ф.Х Упражнения на дыхание (Под ред. д. филол.н. Г.С.Нуриева). - Казань : «Вестфалика», 2009. - 48 с.

7.Нуриев Г.С. Резонирующее тело. Учебно-методическое пособие. - Казань: «Вестфалика», 2008. - 40 с.

8.Филиппова О.В. Единицы интонации // Риторика (Под ред. Н.А. Ипполитовой). - М.: Проспект, 2010. -

448 с.

References

l.Stanislavskij. K. S. Rabota aktera nad soboj v tvorcheskom processe vo-ploshcheniya: Dnevnik uchenika. SPb. : Azbuka , Azbuka-Attikus,2012. 448 s.

2.Kozlyaninova I. P., CHareli EH. M. Tajny nashego golosa. - Ekaterinburg: Diamant, 1992. - 320 s.

3.Promptova I. YU. Intonacionnaya vyrazitel'nost' aktera. Kul'tura scenicheskoj rechi. - M.: VTO, 1979. - S. 159 -

264.

4.Vasil'ev YU.A. Scenicheskaya rech': oshchushchenie - dvizhenie -zvuchanie. Variacii dlya treninga: Uchebnoe posobie. Izd 2-e, ispr. - SPb.: SPbGATI, 2012.- 342 s.: il.

5.CHernaya.E.I. Osnovy scenicheskoj rechi.Fonacionnoe dyhanie i go-los:Uchebnoe posobie. - SPB.: Izdatel'stvo"Lan'"; Izdatel'stvo "Planeta muzyki"; 2012-176 s: ill.

6.Kalimullin F.H. Uprazhneniya na dyhanie (Pod red. d. filol.n. G.S.Nurieva). - Kazan' : «Vestfalika», 2009. - 48 s.

7.Nuriev G.S. Rezoniruyushchee telo. Uchebno-metodicheskoe posobie. - Kazan': «Vestfalika», 2008. - 40 s.

8.Filippova O.V. Edinicy intonacii / / Ritorika (Pod red. N.A. Ippolitovoj). - M.: Prospekt, 2010. - 448 s.

УДК378

Л.Ю. Сироткин

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

В статье раскрывается потенциал интеграции педагогических технологий в образовательном процессе. Утверждается, что педагогические ресурсы интеграции реализуются во взаимодействии с процессами дифференциации и индивидуализации. На примере интеграции технологии проблемно-развивающего обучения и антропоцентрической технологии воспитания морального выбора раскрывается интеграционный ресурс проектирования и использования педагогических технологий в образовательных учреждениях различного типа.

Ключевые слова: интеграция, дифференциация, индивидуализация, педагогические технологии, обучение, воспитание, развитие, проблемная ситуация, конфликтная ситуация, моральный выбор

L.YU. Sirotkin PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES INTEGRATION INTO EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF CULTURE

The article reveals the potential of pedagogical technologies integration into educational process. It asserts that the pedagogical resources of integration are realized in interaction with the processes of differentiation and individualization. The author shows the integrational resource of designing and pedagogical technologies use in educational institutions of various types on the example of integration of technology of problem-developing education and anthropocentric technology of moral choice introduction.

Keywords: integration, differentiation, individualization, pedagogical technologies, education, upbringing, development, problem situation, conflict situation, moral choice

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понимание интеграции многозначно. Для педагогики и образования представляется важным по меньшей мере пять значений интеграции как процесса. Первое значение связано с тем, что инте-гративный процесс предполагает взаимопроникновение, уплотнение, унификацию и оптимизацию, что в итоге придает образовательному процессу стимул ускорения и интенсифицирует его протекание. Второе предполагает сопряжение различных видов деятельности и типов общения. Третье значение указывает на взаимосвязи содержания и структуры в относительно автономных частях образования. Четвертое обозначает проявление интеграционных процессов через дифференциацию. Пятое значение предполагает процесс, обусловленный различными (нередко противоречивыми) объективными и субъективными факторами деятельности и отношений. Отсюда следует общетеоретическое положение, которое обосновывается в данной статье; оно гласит, что педагогические ресурсы интеграции оптимально реализуются во взаимодействии с процессами дифференциации и индивидуализации. Это означает, что интеграция обеспечивает целостность, которая задает качественную определенность образовательному процессу и обеспечивает его наивысшую результативность. На уровне образовательного процесса в высших учебных заведениях культуры результат формулируется в понятиях компетентности, но им не ограничивается. Целостность, обеспечиваемая интеграцией педагогических технологий, невозможна без дифференциации и индивидуализации процессов обучения, воспитания и развития. Целостность выражается не только в пространственной организованности педагогического процесса, но и в индивидуальной самоорганизованности его участни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.