УДК 391:316
М.В.Яковлева Советская тема в современной моде
Статья посвящена анализу особенностей развития советской темы в современной моде. Теоретическое и практическое осмысление советского наследия в истории и направления его развития в современной культуре является важным для формирования национальной идентичности. В статье рассматривается развитие советского стиля в моде начала XXI в., исследуются другие формы актуализации советской темы в российской и зарубежной модной практике: «винтажная мода», ретроспективизм, экологическое направление; изучается интерпретация советской эстетики в творчестве ведущих отечественных и западноевропейских дизайнеров.
Ключевые слова: советский стиль, мода XXI в., современные тенденции моды, советская культура
Maria V. Yakovleva Soviet subject-matter distinction in contemporary fashion
The article dedicated to research of development of Soviet subject-matter distinction in contemporary fashion. Attention pays to theoretic comprehension of Soviet heritage in a history and the present of fashion, to « Soviet style» conception. At the article attention emphasizes at trends «vintage fashion», retrospective review and features of Soviet esthetic interpretation in leader designers creative work.
Keywords: Soviet style, fashion of 21st century, tendencies of contemporary fashion
Обращение к наследию советской эпохи становится одним из важных направлений в современной моде. Влияние эстетики советского периода можно отметить в отечественном и зарубежном дизайне, рекламе, арт-практиках. Советская тема в современной моде появилась только во втором десятилетии XXI в. Принято рассматривать несколько факторов, повлиявших на актуализацию «советской темы». К основному и наиболее значимому относят историко-культурный. Актуализация советской темы сегодня может рассматриваться в контексте процесса поиска национальной идентичности, что особо важно в условиях кризиса толерантности, размытости и неопределенности геополитики.
В России выросло целое «несоветское» поколение, для которого образ жизни советского человека, советская эстетика и идеология - это история, не являющаяся частью их личного опыта. У современной молодежи часто складывается романтическое представление о «советском времени», что не является оригинальным отношением к наследию прошлого. Любая история существует в «представлениях», в которых она часто идеализируется, это является определенного рода эскапизмом. Примером романтизации истории можно считать историзм как художественное явление XIX в. В рамках этого направления в искусстве и моде появилось множество псевдо (нео) стилей, воплощающих идеи патриотизма, которые стали отражением поиска национальной идентичности в условиях
нарастающей глобализации и унификации. Неоготика стала актуальной для искусства европейский стран, а русско-византийский стиль воплотился в искусстве России. Начиная с XIX в. историзм и ретроспективизм как принципы развития художественной сферы являются основополагающими в формировании тенденций современной моды.
Ретроспективизм как система, формирующая новое художественно-образное направление, основана на принципе цикличности, который позволяет определить и спрогнозировать появление того или иного «ретро» стиля. Основополагающая концепция1 больших «ретро-циклов» (от 25 лет) также позволяет включить наследие советской эпохи, ее эстетику, идеалы в актуальный источник вдохновения для дизайнеров. При этом малые «циклы-тренды» (1-2 года) активно используют образы героев, культовые «вещи», художественные приемы советской эпохи. Например, предметы советского быта «ковры» и «стенки» и другие символы эпохи превращаются в модные объекты для современного потребителя.
Советская тема актуальна и для поколения, рожденного еще в СССР. Для них советская тема связана с ностальгией и другими субъективными социопсихологическими факторами. Это стимулирует обращение к советскому наследию 1970-1980-х гг. Сегодня интерес к советской эпохе, ее символам, атрибутам обусловлен не только «забытостью» периода, который в дина-
мичное время современности кажется глубокой архаикой. Потребителя привлекает дух романтизма и антикварное благородство, которого не всегда хватает современности. В то же время ретро и винтаж можно рассматривать как дань уважения и восхищения историей и людьми, ее творившими. Винтажные предметы советского быта становятся модным акцентом и напоминанием о личной истории. Понятие «vintage» пришло из сферы виноделия, где оно обозначает год урожая. Под «винтажем» понимают оригинальную или аутентичную вещь не моложе двадцати лет, в которой четко прослеживается «актуальный модный образ» времен ее создания. «Винтажностью» или винтажной модой2, в свою очередь, принято называть использование одежды или аксессуаров, созданных в прошлом, но сохранивших «товарный» вид, что позволяет их носить и сегодня. Необходимо отметить, что мода на вещи, «бывшие в употреблении», появилась еще в начале XIX в., родоначальниками которой принято считать денди. Игра в элегантную небрежность, в вещи с историей, пренебрежение роскошью, самоирония были свидетельством нарастающей унификации культуры и противостояние буржуазной культуре потребления. Это стало воплощением поиска идентичности, сохранения культурного наследия, интеллектуальной элитарности. Винтажное направление в моде не является оригинальным направлением начала XXI в., так уже в 1990-х гг. мода на винтаж была ярким трендом в западноевропейских странах. Для отечественной культурной практики с тотальным дефицитом, феноменом «донашивания», кризисом в социальной и духовной сферах мода на винтаж получит актуальность только в начале XXI в.
Винтажные предметы наделены и чисто утилитарной функцией - одежду можно носить, предметы интерьера использовать по назначению. Ретроспективность современной моды, где интерпретация художественных стилей двадцати или пятидесятилетней давности, сохраняет актуальность винтажных вещей в моде. Винтажная мода, посвященная советской эпохе3, в большей степени относится к декорированию интерьера, что связано с доступностью и хорошей сохранностью предметов быта символов эпохи: ковров, хрусталя, «стенок», «библиотек», «бытовой техники», в отличие от одежды, которая перешивалась и донашивалась в 1990-е гг.
Сегодня у современных потребителей достаточно высоко ценятся как аутентичные кеды «Два мяча» фабрики «Красный треугольник», выпускавшиеся с 1965 г., так и их реплики, выпускающиеся сегодня на фабриках Е. Райкова. Культовым для современных потребителей
стал ансамбль, состоящий из синих «треников» и белой майки, как у героев кинофильма «Джентльмены удачи» (1971, режиссер А. Серый). Такие культовые вещи как «семейни-ки», «телогрейки», «ушанки» не раз вдохновляли западноевропейских дизайнеров на создание в своих коллекциях образов «дремучей» Страны Советов, а впоследствии и «криминальной» современной России. В этих контекстах советская тема часто появляется в творчестве зарубежных дизайнеров. Использование советской темы в творчестве иностранных дизайнеров является частью «русского стиля». Например, для «Русской коллекции» 1986 г. Жана-Поля Готье, источником вдохновения послужил советский конструктивизм и эскизы Варвары Степановой и Любови Поповой. В то время как отечественный дизайн чаще при обращении к «русскому стилю» использует эстетику дореволюционного искусства и образы народной культуры.
Сегодня под «советским стилем»4 понимается все многообразие художественного наследия советской эпохи 1917-1991 гг. К характеристикам стиля относят: аскетизм, минимализм, чистоту формы, преобладание функционализма и конструктивизма. В какой-то мере советский стиль был нормативным стилем, который можно определить через понятие, существовавшее еще в советскую эпоху - «советский образ жизни»5. В рамках главенства идей социализма эти понятия можно рассматривать как тождественные. Их общей чертой является аскетизм бытовой сферы, а также преобладание рационального и универсального.
В формировании советского стиля большую роль сыграло новаторское искусство авангарда и конструктивизма послереволюционной России, эстетика соц-арта, урбанизация и минимализм 1960-1970-х гг. При этом уже в советский период сам стиль рассматривался рядом граждан как «убожество», «совок». Его необходимо было «разбавлять» «трофейными» товарами, добытыми у фарцовщиков. Начиная с «перестройки» с «советскими вещами» расставались с большой радостью как символами прошлой жизни, заменяя их на китайский и турецкий ширпотреб. Такое массовое и «моментальное» уничтожение подлинных вещей эпохи сделало многие из образцов советской моды достаточно редкими.
Несмотря на популярность советской темы, отношение к ней остается неоднозначным. Так, например, парадная форма сборной спортсменов России от Bosco Sport на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро 2016 г. вызвала неоднозначное впечатление, ее сравнивали с образами Бубы Касторского, Остапа Бендера или обыкновенного официанта. В то же время стилистика авангар-
Советская тема в современной моде
да, используемая для повседневного варианта формы, была воспроизведена по просьбе ветеранов спорта, которые «просили сделать форму поскромнее»6.
Актуализация советского стиля в современной моде связана с тем, что советский стиль вписывается в рамки таких современных направлений, как минимализм и экотренд. История минимализма и стиля эколоджи, ставших яркими составляющими современной моды, неразрывно связаны с эпохами кризисов, политических, экономических и социальных неста-бильностей. Так современный минимализм с его девизом «меньше, значит лучше» стал реакцией на безудержное потребление 1990-2000-х гг., воплощая пренебрежение и отказ от роскоши. Это был поворот в моде в сторону демократизации и рациональной функциональности. Впрочем, советский стиль также формировался в контексте подобного сложного исторического процесса. Он был способом противопоставить советскую идеологию буржуазным ценностям. В условиях повседневного бытового дефицита и плановой экономики минимализм советского стиля, несомненно, воплощал идеалы советского общества.
Экологическое направление во многом созвучно с теми принципами, на которых строилась советская легкая промышленность и отношение к костюму. Экологическое направление идеологически противостоит буржуазности общества потребления, но основывается еще и на понимании жизненной необходимости сохранения и защиты окружающей среды. Советское общество декларировало отказ от вещизма, хотя, как было рассмотрено выше, на практике данной девиз не всегда находил воплощение.
В рамках экологического направления развивается мода на самостоятельно сделанные вещи, которые отличаются от фабричных и производятся без применения вредных технологий и ущемления рабочих. Важной составляющей повседневности советской эпохи были ремесленные навыки - искусство «кройки и шитья» было обязательным навыком почти каждой девушки, а «перешивание» - «перелицовка» сопутствовали жизни советской женщины на всем ее протяжении. Сегодня это явление из сферы повседневности превратилось в модное явление - ресайклинг (рециркуляция) - перешив вещей. Правда, в данном случае дизайнеров интересуют сами материалы, из которых была создана вещь. Поэтому опасность этого явления для истории костюма заключена в «уничтожении» самой вещи. В то же время это направление существует в рамках концепции «эко-тренда», где воплощает идею «второй жизни» изделия. Эко стиль сегодня также разнообразен и нахо-
дит воплощение во всех сферах индустрии моды от эко-производства и использования натуральных эко-материалов, особенности эко-дизайна, до рационального эко-потребления и практик «secondlife». Данные концепции также достаточно близки советской эпохе. Например, использование натуральных материалов. В советскую эпоху дерево, шерсть, хлопок в советской моде скорее были данностью, чем модной тенденцией, а современных технологичных материалов в производстве товаров народного потребления практически не было представлено.
Эко-дизайн - «мода без отходов» - Zero Waste Fashion, предполагает создание конструкции и последующий раскрой практически лишенный отходов материалов и лишних трудовых затрат. Такой подход стал актуальным для советской моды еще в начале ХХ в. Уникальный «универсальный» тип костюма нового времени с безотходным кроем, основанным на конструкции народного костюма, был представлен Н. Ламановой на Всемирной выставке в Париже 1925 г. Этот проект был удостоен гран-при «за национальную самобытность в сочетании с модным направлением»7. Современные дизайнеры также используют идеи советской эпохи в рамках интеллектуального эко направления моды.
Еще одним составляющим наследия советской эпохи является «Большой советский стиль»8, иногда можно встретить «Советский выставочный стиль», которым определяют эпоху сталинского ампира, имперских амбиций и идеологию страны-победителя. Для современной моды как в сфере дизайна костюма, дизайна интерьера, архитектуре - парадный, величественный ампир сохраняет свои актуальные позиции. Востребованность идей ампира связана с особенностью философии стиля, основанной и на национальном патриотизме и репрезентативности властного дискурса, например, современная концепция одежды власти «power dressing» основывается на идеях и эстетике ампира, где важной составляющей была задача подчеркнуть величие, статус владельца. В отечественной индустрии моды акцент в творчестве на стилистику ампира стал залогом коммерческого успеха и популярности у отечественного потребителя. Яркими примерами могут служить творчество В. Юдашкина, ассортимент брендов «S & S» и др.
Выставочный демонстративный характер парадного «Большого советского стиля» роднит его с европейским гламуром (англ. glamour -«шарм, очарование, обаяние»). Как и европейский гламур, отечественный выставочный стиль также возник в 1930-х гг. Отечественный стиль звезд - это стиль для передовиков народного хозяйства, доярок, свинарок, ткачих, работниц
фабрик. Для героинь Страны Советов из шелка, бархата и драгоценных мехов шили отечественные модельеры. Негласно для данного потребителя создавали наряды ведущие мировые кутюрье, только буржуазные бриллианты заменялись орденами и медалями. Советский гламур также был достаточно мощным идеологическим оружием и праздником, который отвлекал от ужасов реальности. Этот стиль стал нормативным для отечественного кинематографа. С экранов этот стиль входил в повседневность советских женщин, которые заказывали у портних или шили сами платья, как у Л. Орловой в «Цирке» (1936, режиссер Г. Александров) или у Л. Гурченко в «Карнавальной ночи» (1956, режиссер Э. Рязанов). Эта мода сегодня востребована и у дизайнеров, и в массовой культуре. Начиная с перестроечного периода создается большое число творческих проектов в ретро стиле: начиная со «Старых песен о главном» и заканчивая кинофильмом «Стиляги».
Еще одним направлением в современной моде является обращение к образам вождей революции и руководителей Советского Союза. Сегодня портреты В. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса используются при создании принтов для футболок, всевозможных аксессуаров, автомобильного тюнинга. Часто советские лидеры предстают в ироническом стиле. Например, надписи на футболках: «Ильич - икона стиля»; «Маркс и Энгельс - первые хипстеры». Такая ирония свойственна именно молодежной моде, для которой советская история выступает лишь как экзотика. По этой же причине революционная экзотика достаточно популярна в сегменте туристических сувениров, где также воплощает представления о России, ее советском прошлом и разрушает образ главного врага западного мира - «призрак коммунизма».
Сегодня советская тема достаточно ярко реализуется в отечественных и зарубежных практиках моды, хотя нормативность стилей советской моды, их идеологический аспект долгое время вызывали негативный отклик у потребителей. Для отечественных дизайнеров обращение к наследию советского периода связано с ностальгией, с сохранением национальной идентичности, воплощением патриотических
настроений. Также советская тема находит отражение в винтажной моде и реализует себя в ретро-тенденциях. Популярность советского стиля у части аудитории связана с его созвучностью экологическому направлению. Интересным является ироническая интерпретация образов советской культуры в рамках молодежной моды. В западноевропейской практике моды обращение к «советскому стилю» является частью стиля «а ля рюсс», а интерпретация образов советской эпохи, культовых вещей всего лишь «русская экзотика». В то же время актуализация советской и русской темы в моде, несомненно, отражает изменения в русской ментальности и положении России в мировой геополитике. В целом можно отметить, что воплощение «советской темы» в современном дизайне достаточно неоднородно. В нем находят развитие идеи таких новаторских направлений в искусстве, как конструктивизм и авангардизм, а также интерпретации образов героев, символов, культовых явлений Советской России, эстетика разных исторических периодов. Это связано с почти вековой советской историей и неоднозначностью ее интерпретации.
Примечания
1 См.: Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994. 160 с.
2 Козлова Е. Э. Социокультурные процессы возникновения моды винтаж: мотивация и психология потребления // Тр. СПбГУКИ. 2008. Т. 177: Мода в контексте культуры. С. 64-70.
3 Дежурко А., Богатко Ю. Морфология советской квартиры: полевое исслед. URL: http: // archi.ru (дата обращения: 06.02.2017).
4 Советский стиль / под ред. В. Зуева, Т. Евсеева, Н. Иванова. М.: Аванта +, 2011.
5 Советский образ жизни - понятие, введенное Л. И. Брежневым на XXV съезде КПСС.
6 Лозинская А. Многие не случайно вспомнили Бубу Касторского. URL: https: // gazeta.ru (дата обращения: 06.02.2017).
7 Надежда Ламанова. URL: http: // casual-info.ru (дата обращения: 06.02.2017).
8 Баркетов А. Большой советский стиль. URL: http: // pbd. su (дата обращения: 06.02.2017).