Научная статья на тему 'Советская свадебная обрядность в 1950–1980-х гг. : традиции и новации'

Советская свадебная обрядность в 1950–1980-х гг. : традиции и новации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1614
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ СВАДЬБА / ОБРЯДНОСТЬ / ТРАДИЦИИ / ТОРЖЕСТВО / ПРАЗДНИК / СЕМЬЯ / БРАК / ЗАГС / SOVIET WEDDING / RITUAL / TRADITION / CELEBRATION / HOLIDAY / FAMILY / MARRIAGE / REGISTRY OFFICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаповалова Янина Анатольевна

Статья посвящена становлению и развитию свадебных традиций в советское время. Автором показано, как советская свадьба из формализованной процедуры превратилась в торжество, праздник в честь создания молодой семьи. Большую роль в укреплении традиции празднования играла внешняя составляющая: различные праздничные ритуалы, свадебные наряды, обмен обручальными кольцами, подарки и поздравления от родных и близких и другое. Отмечается законодательный аспект и его влияние на утверждение обрядности. Приводятся примеры городских и сельских свадеб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet wedding ritual in the 1950–1980s: traditions and innovations

The article deals with establishment and development of the Soviet wedding traditions. The author shows how the Soviet wedding transformed from a formalized procedure to a celebration, a holiday for a young family in honor of its initiation. The important role in strengthening of the celebrating tradition played the external component: a variety of holiday rituals, wedding gowns, wedding rings exchange, gifts and greetings from friends and family. The research notes the legislative aspect and its impact on the ritual establishment. The examples of urban and rural weddings are given.

Текст научной работы на тему «Советская свадебная обрядность в 1950–1980-х гг. : традиции и новации»

УДК 94 : 316.356.2 Шаповалова Янина Анатольевна

аспирант кафедры истории и культурологии Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru

СОВЕТСКАЯ СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ В 1950-1980-Х ГГ.: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

Shapovalova Yanina Anatolyevna

PhD student of the History and Cultural Science Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru

SOVIET WEDDING RITUAL IN THE 1950-1980S: TRADITIONS AND INNOVATIONS

Аннотация:

Статья посвящена становлению и развитию свадебных традиций в советское время. Автором показано, как советская свадьба из формализованной процедуры превратилась в торжество, праздник в честь создания молодой семьи. Большую роль в укреплении традиции празднования играла внешняя составляющая: различные

праздничные ритуалы, свадебные наряды, обмен обручальными кольцами, подарки и поздравления от родных и близких и другое. Отмечается законодательный аспект и его влияние на утверждение обрядности. Приводятся примеры городских и сельских свадеб.

Ключевые слова:

советская свадьба, обрядность, традиции, торжество, праздник, семья, брак, ЗАГС.

The summary:

The article deals with establishment and development of the Soviet wedding traditions. The author shows how the Soviet wedding transformed from a formalized procedure to a celebration, a holiday for a young family in honor of its initiation. The important role in strengthening of the celebrating tradition played the external component: a variety of holiday rituals, wedding gowns, wedding rings exchange, gifts and greetings from friends and family. The research notes the legislative aspect and its impact on the ritual establishment. The examples of urban and rural weddings are given.

Keywords:

Soviet wedding, ritual, tradition, celebration, holiday, family, marriage, registry office.

Восстановление экономики после войны и возврат к мирному времени позволили уделить больше внимания бытовому аспекту жизни населения. Это нашло свое отражение в семейнобрачной сфере. Стала развиваться торжественная регистрация брака в духе советской праздничной культуры. Данный вопрос поднимался на государственном уровне еще в военное время. Так, в Указе от 8 июля 1944 г. отмечалось: «Поручить Совету Народных Комиссаров СССР утвердить мероприятия по упорядочению дела регистрации актов гражданского состояния (браков, рождений и других актов), предусмотрев введение торжественного порядка проведения регистрации, выделение для этого надлежащих помещений и их оборудование, выдачу на руки гражданам должным образом оформленных документов» [1]. Тем не менее, торжественная регистрация брака не была введена.

К этой идее в стране вернулись лишь во второй половине 1950-х гг. Для начала с 25 октября 1956 г. органы ЗАГС были выведены из подчинения МВД и переданы под управление местных советов депутатов трудящихся [2], что позволило создать подходящие условия для проведения свадеб. Постепенно эта формализованная процедура превратилась в торжество, праздник в честь создания молодой советской семьи.

Основы свадебной обрядности были заложены в стране в 1960-е гг., что совпало с формированием новой общесоюзной праздничной культуры [3]. В ряде правительственных законодательных актов акцентировалось внимание на необходимости внедрения гражданского, красочного, запоминающегося, торжественного свадебного обряда. Так, в постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июня 1960 г. предписывалось «повысить культуру в работе по регистрации актов гражданского состояния, обеспечить отделы (бюро) ЗАГС надлежащими помещениями, мебелью и инвентарем, создать необходимые условия и удобства для посетителей; использовать опыт Москвы, Ленинграда и других городов по организации работы ЗАГС, привлекать депутатов и советскую общественность к работе по регистрации актов гражданского состояния; практиковать регистрацию браков и рождений в присутствии депутатов, представителей профсоюзных и комсомольских организаций и общественности, создавая при этом праздничную, торжественную обстановку; больше уделять внимания подбору и воспитанию кадров отделов (бюро) ЗАГС» [4].

Благодаря этому большое значение стали придавать внешней составляющей процедуры: вводились праздничные ритуалы, возрождались свадебные наряды, обмен обручальными

кольцами, подарки и поздравления от родных и близких. Свидетельство о браке вручалось представителем исполкома или в его присутствии заведующим отделом ЗАГС.

Для усиления значения регистрации брака для молодоженов и всего общества стали открываться специальные Дворцы бракосочетания - богато украшенные и обставленные здания. В отличие от ЗАГС, где регистрировались рождения, смерти и разводы, в них игрались только свадьбы, причем обязательно в торжественной обстановке. Первый в СССР Дворец бракосочетания был открыт в Ленинграде 1 ноября 1959 г. [5] (рисунки 1-4), затем в 1961 г. в Москве, а позже и в других крупных городах. В них регистрировали лиц, вступающих в брак в первый раз. Идея оказалась весьма удачной - очереди из желающих сыграть свадьбу во Дворце были внушительными; при том, что регистрацию здесь проводили во все дни недели.

Рисунок 1-3 - Интерьер Ленинградского дворца бракосочетаний [6]

Рисунок 4 - Банкетный зал Ленинградского дворца бракосочетаний

Обилие постановлений, посвященных брачной обрядности, с одной стороны, подчеркивало необходимость развития этой сферы, а с другой - свидетельствовало об отсутствии активной работы в данном направлении, поскольку закрепление свадебных обрядов требовало инициативности от работников ЗАГС. Неслучайно в 1964 г. был принят очередной закон - Постановление Совета Министров РСФСР «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов» [7], в котором исполкомам на местах поручалось создать надлежащие условия для работы ЗАГС, разработать новые гражданские обряды, благоустроить помещения, предоставив для этих целей Дворцы и Дома культуры, клубы, залы заседаний, театры, а также начать строительство Дворцов счастья.

С этой же целью к работе по созданию и развитию новых свадебных традиций привлекались представители общественности. Повсеместно проводились конференции по вопросу новой обрядности. Так, например, в Краснодаре в июне 1968 г. прошла краевая конференция, посвященная вопросам развития социалистических традиций и народных обрядов [8]. На ней в очередной раз вскрылась бездеятельность органов ЗАГС в отношении внедрения новых свадебных традиций, а также подверглись критике отдельные стороны работы местных органов регистрации брака: в Хадыженском ЗАГС на окнах были решетки; в Крымском, Хостинском, Новопокровском и

Павловском ЗАГС гражданские акты регистрировались неторжественно, «буднично, по-казенному» [9].

Подобное положение сохранялось вплоть до конца 1960-х гг., так как даже в период всенародного обсуждения проекта Основ законодательства о браке и семье представители общественности вновь высказали пожелания и предложения по улучшению практики проведения регистрации в ЗАГС. Принятый позднее Кодекс о браке и семье РСФСР содержал положение, согласно которому «заключение брака при желании новобрачных должно было проводиться торжественно, а органы ЗАГС были обязаны обеспечить торжественную обстановку» [10]. Эту же мысль подчеркивало Постановление Совета Министров РСФСР от 17 октября 1969 г. [11], в котором подтверждалось право жениха и невесты на торжественную регистрацию брака и обязанность органов ЗАГС обеспечить необходимые для этого благоустроенные помещения, оборудованные мебелью и инвентарем. Регистрация брака производилась при желании в присутствии свидетелей, родственников и знакомых.

Традиция заключения брака в присутствии свидетелей была положена Кодексами законов 1918 г. об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве [12] и 1926 г. о браке, семье и опеке [13]. Согласно кодексам, если жених и/или невеста были неграмотными, требовалось присутствие двух грамотных свидетелей, которые расписывались в книге записей регистрации брака. Таким образом, первоначально свидетели гарантировали законность и добровольность брака и играли только утилитарную роль. В Кодексе 1969 г. свидетели как обязательный элемент не упоминались. Однако их присутствие стало необходимой чертой советской свадьбы, трансформировавшись в своеобразную традицию, существующую и в настоящее время.

Благодаря вниманию со стороны государства и усиливающемуся интересу общественности стала развиваться и индустрия свадебных товаров и услуг: обручальные кольца, платье для невесты, костюм для жениха, обувь, украшения, букеты, ленты, кулинария, заказ транспорта, ресторанов, фотографа и многое другое (рисунки 5-6). Все это не только позволяло лучше подготовиться к торжеству, но и способствовало созданию неповторимой праздничной атмосферы [14].

ДВОРЕЦ

ЕМКОСОЧБТЛИМЯ

-Ж/*ста и W&mtaf

jK-rrniJnHHftJi qtybtjromt, '•/. чноеочеташія

t сетяител

626 / /з '• /дбЗ».

Лаваягрм. / /£./5" tee.

■М. Hf. *МП. 31 --£1/

Рисунок 5 - Карточка с датой свадьбы из Ленинградского дворца бракосочетаний

Рисунок 6 - Свадебное приглашение образца 1969 г.

В условиях дефицита большинство свадебных предметов было невозможно приобрести, поэтому в ЗАГС после подачи заявления будущим молодоженам стали выдаваться спе-

циальные талоны (рисунок 7), которые давали возможность приобретения товаров в магазинах для новобрачных.

Свадебная индустрия, прежде всего, развивалась в столичных городах и крупных промышленных центрах. Новинки моды постепенно проникали и в регионы, где появлялись магазины и салоны для новобрачных. Открытие таких магазинов считалось большим событием, достойным освещения в краевой прессе. Например, в мае 1968 г. в Тихорецке появился магазин-салон для новобрачных «Счастье». По сообщению газеты, в нем был представлен большой выбор различных товаров, в том числе всех необходимых для свадьбы вещей [15].

Дорогая

Поздравляем

с предстоящим бракосочетанием.

В эти незабываемые дни пршлаиии'м посетить магазин «Весна» Хабаровскою универмаїа

Аяр+с мл лиш: ул. Шеачеиаи, 4, Лучшее атеяьф і ироде примет о т-84-к. Ьі( німій на илотоа.іеннг

Ч*ги роботы: с II ис. до І* ік. __ .

ОА*1 с 14 и(, де 15 ч.г. ««*»»»

Выю*»»*: некремпье, *-АР«і пеы М 14, у.1. Карда

щи ДЫНИ» Парке». М, 1С лефои 33-114*2

Наимеиоімнне ишар» к, „ Іім

/ .

,

Беї шгаиаа оГд*аа ЗАГСа, >№рц СОЧСТАПН* не* ГЙС 1 «Н 1 <-ЛГЧ.

Рисунок 7 - Талон для новобрачных

Традиционная советская свадьба представляла собой большой праздник для молодоженов, их семей и друзей. Например, так описывается свадьба начала 1980-х гг.: «Были заказаны машины свадебного кортежа во главе с флагманской, в золоченых кольцах “Чайкой”, были закуплены и цветы и ленты; на бамперы, как водится, посадили медвежонка и еще куклу величиной с годовалого ребенка; и ресторанный зал сняли; и оркестр <...>; и наряды молодым заблаговременно сшили; подарки перед началом торжества вручили; и еще по свадебному залу с подносом прошлись, собирая деньги “на обзаведение”.» [16].

Несколько отличались от городских свадеб сельские празднования: «Свадьбы на хуторе играли, как говорят, от века. Но сейчас они новые, в сто раз торжественней и веселей, чем раньше. Клуб им. М. Горького. От самого входа - ковровые дорожки, везде цветы, а ярче цветов - наряды парней и девчат. В зале - столы, устланные яствами. На сцене председатель колхоза, секретарь сельского Совета, старые казаки. И вот в разряженных легковых машинах подъехали виновники торжества. Началась торжественная регистрация. Уже никто на хуторе не говорил о церковных обрядах - венчании, крещении детей. Уже забыли о том, что когда-то не могли обойтись без попа. Все привыкли к новым, гражданским, советским празднествам» [17].

Отдельную категорию праздника представляла собой комсомольская свадьба. Например, в Новороссийске в кафе «Мир» свадьбу открыл директор завода «Красный двигатель». Перед этим молодым вручил свидетельство о браке депутат горисполкома. Молодых на свадьбе тепло поздравили, пожелали им счастливой жизни и крепкого здоровья секретарь партийного бюро завода, председатель завкома, секретарь горкома ВЛКСМ и другие [18].

Широкое внедрение свадебной обрядности влекло за собой немалые траты. В начале 1980-х гг. средняя стоимость московской свадьбы была 2 600 руб., из них 1 400 руб. давали родители жениха, 1 200 руб. - невесты [19]. Интересно, что подобные расходы рассматривались как норма, возможность выделиться в кругу родственников и друзей: «Мы не хуже <...> тех, других, третьих. <...> Свадьба раз в жизни, надеюсь. Так что можно бы и не то еще устроить» [20].

Для поднятия престижа семьи проводились праздники для пар, которые прожили вместе не один десяток лет и отмечали «серебряные» или «золотые» свадьбы. Например, в Темрюке в

местном рабочем клубе торжественно отметили золотую свадьбу сотрудников консервного завода. В этот день их чествовал весь коллектив. На вышитом рушнике молодежь преподнесла юбилярам хлеб-соль. Звучали пожелания вечной бодрости и здоровья. Счастливым супругам были вручены путевки в дом отдыха [21].

В 1980-е гг. повсеместно стали проводиться Праздники семьи. В Краснодарском крае эта традиция получила весьма широкое распространение. Ежегодный Праздник семьи, отмечавшийся в Кропоткине, в 1985 г. удостоился чести быть освещенным во всесоюзном журнале «Работница». Как сообщалось на страницах издания, в городе прошла выставка-ярмарка семейного рукоделия, выручка от которой была передана в Фонд мира; на стадионе были сыграны золотые, серебряные и просто свадьбы, чествовались новорожденные; прошли семейные состязания по футболу. Во второй день празднования по центральной улице города Красной прошел карнавал: «.лихие тройки казачьей свадьбы, гусары, дети, куклы, коляски.» [22]. Горожане выходили на улицу только семьями, с детьми и стариками: чем больше семья, тем почетней (рисунок 8).

Рисунок 8 - Праздник семьи в Кропоткине, 1985 г. [23]

Подводя итоги вышеизложенному материалу, можно сделать вывод о том, что в 1950-1960-е гг. была заложена основа советской свадебной обрядности. Если ранее заключение брака происходило неторжественно, обыденно, в помещении МВД (это называлось «распи-

саться» - поставить подпись и получить свидетельство о браке), то с конца 1960-х гг. стали играться «настоящие» советские свадьбы. Теперь это была не просто «роспись». Свадьба стала праздником со всеми присущими ему элементами: костюмами, украшениями, свадебным букетом и фотоальбомом, застольем, музыкой, танцами, играми, обрядами, традициями. Для легитимности советской брачной церемонии на свадьбах присутствовали представители местной власти. Все это позволяет говорить о том, что в рассматриваемый период были не просто заложены основы советской свадебной обрядности, органичной частью которой стали многие элементы советской свадьбы, а появилась устойчивая традиция отмечать гражданское «рождение» новой советской семьи.

Ссылки и примечания:

1. Ведомости ВС СССР. 1944. № 37.

2. Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 25 октября 1956 г. «О мерах по улучшению работы Ми-

нистерства внутренних дел СССР» // ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 315. Л. 140-146; Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 июня 1957 г. «Об организации руководства ЗАГСами» № 524 // Доступ из «КонсультантПлюс».

3. Шаповалов С.Н. Советские государственные праздники в 1941-1991 гг.: основные тенденции // Актуальные про-

блемы исторической науки: междунар. сб. науч. тр. молодых ученых. Вып. 6. Пенза, 2009. С. 174.

4. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О работе органов записи актов гражданского состоя-

ния в РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 23. Ст. 352.

5. Антонова М. В. Советская социальная политика в области семейно-брачных отношений в 1950-1960-е гг.: на

материалах Ленинграда: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2010. С. 21.

6. Рис. 1-7 представлены из личного архива автора.

7. СП РСФСР. 1964. № 3. Ст. 22.

8. Краевая конференция // Советская Кубань. 1968. 26 июня.

9. Там же.

10. Ведомости ВС РСФСР. 1969. № 32. Ст. 1086.

11. Постановление Совмина РСФСР от 17.10.1969 г. № 592 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации

актов гражданского состояния в РСФСР» // СП РСФСР. 1969. № 22. Ст. 123.

12. СУ РСФСР. 1918. № 76-77. Ст. 818.

13. СУ РСФСР. 1926. № 82. Ст. 612.

14. Шаповалов С.Н. Указ. соч. С. 175.

15. Салон для новобрачных // Советская Кубань. 1968. 18 мая.

16. Маркуша А. Ты и я. начинается семья // Наука и жизнь. 1981. № 9. С. 44.

17. Свадьба на хуторе, Тбилисский р-н // Советская Кубань. 1967. 8 ноября.

18. Заводские традиции // Советская Кубань. 1967. 27 августа.

19. ГАКК. Ф. Р-1393. Оп. 8пр. Д. 1572. Л. 89-90.

20. Маркуша А. Указ. соч. С. 44.

21. Золотая свадьба // Советская Кубань. 1967. 23 января.

22. Викторова Е. На улице Красной // Работница. 1985. № 5. С. 6-7.

23. Там же. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.