Научная статья на тему 'СОВЕТСКАЯ ШКОЛА В ПЕРИОД "ОТТЕПЕЛИ"'

СОВЕТСКАЯ ШКОЛА В ПЕРИОД "ОТТЕПЕЛИ" Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа / «оттепель» / СССР / БССР / система / образование

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Бездель В.Е.

В статье рассматривается совокупность факторов, влиявших на развитие советской школы в период «оттепели». Среди этих факторов автор выделяет: преодоление последствий войны и оккупации, НТР, нехватку квалифицированных кадров в сфере экономики, представления Н.С. Хрущева о том, каким должен быть советский человек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКАЯ ШКОЛА В ПЕРИОД "ОТТЕПЕЛИ"»

В. Е. Бездель

Кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой правоведения и социально-гуманитарных дисциплин Витебского филиала Международного университета «МИТСО»

Советская школа в период «оттепели»

В статье рассматривается совокупность факторов, влиявших на развитие советской школы в период «оттепели». Среди этих факторов автор выделяет: преодоление последствий войны и оккупации, НТР, нехватку квалифицированных кадров в сфере экономики, представления Н.С. Хрущева о том, каким должен быть советский человек.

Ключевые слова: школа, «оттепель», СССР, БССР, система, образование.

Попытки реформирования системы школьного образования были характерны для всего периода существования СССР. Изначально это было связано с необходимостью создания новой, советской, школы в противовес царским гимназиям. В послевоенный период советское общество развивалось под знаком восстановления разрушенной войной экономики, «выхода» общества из войны и возврата к мирной жизни.

Серьезной социальной проблемой были беспризорные и безнадзорные дети, которые в годы оккупации фактически не учились в школах. Возвращение детей и подростков за школьные парты являлось элементом возврата к мирной жизни, привычному наполнению детской жизни, т.е. учебы в школах. Фактором, способствующим реформированию школы, являлась научно-техническая революция, достижения в которой зависели от уровня образования, финансирования школы.

Не будем забывать, школа в любом обществе - это площадка реализации интересов государства по воспитанию подрастающего поколения. В СССР, в БССР в том числе, лидеры государства стремились к созданию коммунистического общества. Причем достигалась эта цель не только функционированием особой экономической и политической модели, отличной от западной. Н.С. Хрущев был убежден в необходимости скорейшего создания духовных предпосылок для перехо-

да к коммунизму. А в этом процессе главную роль играла школа.

Система воспитания и образования после 1917 г. стала площадкой противостояния государственного и личного. И если в образовательном процессе ведущая роль государства не оспаривалась (т.е. создание, финансирование, содержательный аспект школы), то в воспитательном доминировала и реализовы-валась идея о приоритете государственного воспитания над семейным.

Посредством реализации школьной, образовательной политики происходило формирование нового советского человека, с присущими только ему чертами: особым отношением к труду, обществу, строителя коммунизма.

В системе школьного образования в начале 50-х гг. ощущалось влияние последствий войны и оккупации, все проблемы развития школы так или иначе были связаны с преодолением различных материальный трудностей [1, с. 187]. С другой стороны, обороты набирала научно-техническая революция и противостояние двух общественно-политических систем. Немаловажным была и личность руководителя советского государства Н.С. Хрущева, у которого было свое видение дальнейшего развития советского государства и школьного образования, в частности.

Совокупность обозначенных выше обстоятельств повлияла на решения, принятые

на ХХ съезде в контексте школьной политики: введение всеобщего среднего образования, укрепление материально-технической базы школы, особенно в сельской местности, отмена платы за обучение в старших классах, укрепление связи школы с жизнью, создание школ-интернатов для постоянного пребывания в них детей, имеющих, где учителя-воспитатели будут «инженерами душ подрастающего поколения» [6, с. 80, 81 - 83].

На XXI съезде КПСС НС. Хрущев остался верен намеченным предыдущим съездом направлениям развития советской школы. Декларировалась новая цель развернутого строительства коммунистического общества, и роль труда, советской школы в достижении этой цели была определена очень четко: «Тесная связь обучения с жизнью, с производством, с практикой коммунистического строительства должна стать ведущим началом изучения основ наук в школе, основой воспитания подрастающего поколения в духе коммунистической нравственности»; «нам надо повысить роль государства и общества в воспитании детей, усилить помощь семье со стороны государства и общества» [3, с. 50].

Данные идеи получили дальнейшее развитие в законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положившего начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг. Главной целью реформы была объявлена подготовка «образованных людей, хорошо знающих основы наук и вместе с тем способных к систематическому физическому труду», технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Самым сложным при реализации реформы было соблюсти баланс общего, политехнического, профессионального образования, основанного на сочетании труда и обучения и отдыха, гармоничного развития детей. На проблему психологии трудового воспитания обратил внимание еще В.А. Су-хомлинский, а главный редактор журнала «Вопросы психологии» А.А. Смирнов прямо предупреждал педагогов, что «нельзя... превращать труд в тяжелое бремя, вызывающее отвращение к себе и всяческое противодействие» [4, с. 219].

Негативным последствием реформы 1958 г. (совмещение обучения и работы на

производстве), о котором практически не говорили, стало переутомление школьников и падение успеваемости и дисциплины, а сами учащиеся стали считать производственное обучение второстепенным делом. В 1961 г. Совет министров БССР констатировал, что школьники не могут организовать свое время и поручил Научно-исследовательскому институту педагогики Министерства просвещения БССР подготовить предложения по упорядочению режима дня учебной и внеклассной работы учащихся [2, с. 5].

В 1962 г. прошел XXII съезд КПСС, где рассматривался ряд важных вопросов: Проект Кодекса строителя коммунизма, осуществление общего и политехнического среднего (одиннадцатилетнего) образования для всех детей школьного возраста. И опять же ключевая роль в этом отводилась школе: «воспитывая учащихся в духе коммунизма, школа должна прививать им лучшие качества и привычки, готовить к добросовестному труду по способностям, к разумному пользованию общественными благами, к неуклонному соблюдению норм коммунистической морали и правил общежития» [7].

В первой половине 60-х гг. XX в., вплоть до отставки Н.С. Хрущева, продолжалась реформа 1958 г., реализация идеи школ-интернатов. Отставка Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. привела к частичному закрытию школ-интернатов, а в последующий период их число неукоснительно уменьшалось. Количество таких школ в БССР было мало по сравнению с общеобразовательными школами: 120 против более 4000 неполных средних и средних. Таким образом, они не могли оказать существенного влияния на образовательный процесс, стать примерами для общеобразовательных школ. Скорее произошло наоборот. В первой половине 60-х годов в обычных школах республики уменьшилось количество неуспевающих учеников, увеличилось количество учителей с высшим образованием, улучшилось материальное обеспечение. Как отмечает Иванова Г.М., за ними окончательно закрепился статус учебных заведений, куда по просьбе родителей зачисляются дети, для воспитания которых в семье нет необходимых условий [5, с. 179].

Таким образом, в период оттепели система школьного образования развивалась под влиянием совокупности факторов: пре-

одоления последствий войны и оккупации, НТР, нехватки квалифицированных кадров в сфере экономики, представлений Н.С. Хрущева о том, каким должен быть советский человек.

Библиографический список:

1. Бездель, В.Е. Основные направления государственной политики в отношении детей, определенные ХХ съездом КПСС / В.Е. Бездель // Проблемы социально ориентированного инновационного развития белорусского общества и профсоюзы: материалы XXV Международной научно-практической конференции, г. Гомель, 5 февраля 2021 г. / Гомельский филиал Международного университета «МИТСО»; под общ. ред. С. Д. Колесникова. - 2021. - С. 187 - 189.

2. Бездель, В.Е. Политехническое обучение в школах БССР в 50-е гг. ХХ в. / В.Е. Бездель // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. педагогические науки. - 2021. - № 7. - С. 2 - 6.

3. Внеочередной XXI съезд КПСС. 27 января - 5 февраля 1959 г года. Стенографический отчет. Т. 1. - М., 1959 г.

4. Гребенев, И.В. Трудовое воспитание в советской школе: парадоксы становления и развития / И.В. Гребенев, Д.Д. Сомова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Педагогические науки. -2015. - № 3. - С. 215 - 223.

5. Иванова, Г.М. Советская школа в 1950 - 1960-е годы / Г.М. Иванова. - М. : Фонд «Московское время», 2018. - 432 с.

6. ХХ съезд КПСС : стенографический отчет. Т. 1. - М. : Государственное изд-во политической литературы, 1956. - 640 с.

7. XXII съезд КПСС : стенографический отчет. - Т. 1 - 3. - М. : Госполитиздат, 1962.

©Бездель В. Е.,2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.