Научная статья на тему 'Становление школ-интернатов в южноуральском регионе в середине 1950начале 1960-х годов'

Становление школ-интернатов в южноуральском регионе в середине 1950начале 1960-х годов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабрина А. В.

В данной статье анализируется появление и активное распространение нового типа учебного заведения школ-интернатов. Особое внимание уделяется рассмотрению государственно-партийной политики в области организации этих школ и ее реализации в Южноуральском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foundation of boarding schools in the South Urals region in the mid 1950-early 1960 s

The article is devoted to the analysis of emergence and active spreading of a new type of educational establishments boarding schools. Special attention is given to considering the state and party policy in the field of organization and its practical realization in the South Urals region.

Текст научной работы на тему «Становление школ-интернатов в южноуральском регионе в середине 1950начале 1960-х годов»

Становление школ-интернатов в Южноуральском регионе в середине 1950 - начале 1960-х годов

А. В. Шабрина, аспирантка, Оренбургский ГАУ

Образование всегда являлось одной из важнейших сфер жизни общества, оказывавших влияние на развитие страны в целом. Партийно-государственное руководство относилось к образовательной отрасли с особым вниманием. Изменения в системе образования, как правило, становились неотъемлемой частью каждого крупного политического поворота во внутренней жизни страны. Не стало исключением и хрущевское время.

Одним из новшеств в сфере образования стало появление и активное распространение во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг. нового типа учебного заведения — школ-интернатов. Они считались наиболее эффективными учреждениями для воспитания «строителей нового общества». Хрущев рассматривал школы-интернаты как важный механизм для построения коммунизма. Подобного типа учебные заведения (пришкольные интернаты) существовали в стране и до начала реформы, но основное их назначение было в обеспечении доступности школы, особенно в сельской местности, когда школа обслуживала несколько населенных пунктов. В таких условиях интернаты были необходимы для проживания в

них детей, которые не могли ежедневно добираться в школу из-за удаленности своего места проживания. На ХХ съезде КПСС Хрущев предложил создание нового типа школ-интернатов как образца политехнической школы. Главное отличие интерната, по мнению Хрущева, должно было состоять в том, что в указанном учебном заведении почти все заботы не только об обучении, но и о школьном и внешкольном воспитании, об организации досуга учащихся ложились на государство. В школе-интернате больше возможностей для приобщения школьников к общественно-полезному труду [1].

В сентябре 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об организации школ-интернатов как нового типа общеобразовательных учреждений, призванных решать на более высоком уровне задачи подготовки всесторонне развитых, образованных «строителей коммунизма». Часть школ-интернатов намечалось открыть путем переоборудования и перепрофилирования некоторых типовых общеобразовательных школ по всей стране. В них предполагалось построить дополнительные здания для размещения общежитий. Другую часть школ-интернатов планировалось создать путем постройки полностью новых зданий по специальным проектам.

1. Система расположения школ-интернатов в Челябинской области к 1960 г. представлялась следующим образом (табл. 1): [2]

Для учебных целей и общежитий Только для учебных целей Только для общежитий

Специально 15 10 15

выстроенные здания

Бывшие школьные 3 7 1

здания и здания

других учебных

заведений - 1 1

Здания детских

домов

Другие здания 5 - 12

Из таблицы видно, что большинство школ-интернатов находилось в специально построенных зданиях и зданиях бывших школ и других учебных заведений, однако учебных помещений в некоторых школах было недостаточно, и школы-интернаты по этой причине проводили занятия в две смены. Так, в школе-интернате № 1 города Копейска 59 учащиеся 5—7 классов учились во вторую смену. В г. Коркино школа-интернат № 1 занятия проводила в две смены и более 150 учащихся 1—4 классов обучались во вторую смену.

Успеваемость в школах-интернатах Челябинской области в среднем составляла 93%. Довольно высокие показатели давали Челябинская школа-интернат № 1 — 98,4%, Коркинская № 1 — 98%, Троицкая № 1 — 97,5%, Златоустовская № 1, Ка-рабашская и Красногродская школы-интернаты.

Качественная же успеваемость не превышала 30%. Знания большинства учащихся только удовлетворительные. Отличников в школах-интернатах от 10 до 27 человек в каждой. Причина коренилась в том, что данные учебные заведения комплектовались в основном воспитанниками со слабыми знаниями. Например, в Карабашской школе-интернате 40% состава учащихся были второгодниками и переростками.

Проживали учащиеся в большинстве школ-интернатов в специально построенных общежитиях. В Челябинской области около 66% обучающихся в школах-интернатах детей проживало в подобного рода общежитиях, 10% — в бывших школьных зданиях и других учебных заведениях, 3% — в зданиях детских домов и 21% — в других зданиях [3]. В Чкаловской области строительство таких общежитий велось для школ-интернатов в городах Орске и Бузулуке, с количеством мест на 510 человек, на что было выделено 2797 тыс. руб. [4].

Из постановления об организации школ-интернатов следовало, что в среднем каждая школа-интернат должна быть рассчитана на одновременное обучение и проживание от двухсот до шестисот воспитанников [5]. В Челябинской области из имеющихся 20 школ-интернатов в 16 контингент

учащихся составлял свыше 200 чел. в каждой, и только в четырех школах проживало меньшее количество учащихся, а именно: в школе-интернате № 2 г. Копейска проживало 177 чел., в Златоустовской школе-интернате № 2 — 130 чел., в школе № 6 Металлургического района г. Челябинска — 151 чел. и в школе № 4 г. Магнитогорска — 120 чел. [6].

К 1 сентября 1956 г. функционировало уже более 250 школ-интернатов в стране [7]. В Чкалов-ской области было к этому времени открыто три школы-интерната в гг. Орске, Бузулуке и Чкалове [8], в которых обучалось 426 чел. [9]. Для работы в них подбирались опытные учителя и воспитатели, которые предварительно проходили подготовку на специальных курсах. Поступавшие в школы-интернаты по заявлениям родителей или попечителей дети обеспечивались в них питанием, одеждой, обувью, учебниками и школьнописьменными принадлежностями. Над первыми школами-интернатами, по указанию партийных органов, взяли шефство коллективы крупнейших предприятий и учреждений. Они снабжали эти заведения новым оборудованием для мастерских, выделяли специалистов для руководства техническими кружками.

Специальным постановлением Совета Министров РСФСР, принятым в апреле 1957 г., утверждалось положение о школе-интернате, которое стало нормативной базой для регулирования правовых отношений, связанных с функционированием данного типа учебно-воспитательного учреждения. Оно устанавливало цели и задачи школ-интернатов, порядок их открытия и приема детей. Важным условием зачисления ребенка в интернат называлась добровольность этого решения. Этим отличались школы-интернаты эпохи Хрущева от подобных им учебных заведений начала 1920-х гг. для беспризорных детей, куда их помещали решением ВЧК-ОГПУ. С родителей взималась умеренная плата за содержание детей в школах-интернатах. Сироты, а также дети из многодетных семей по решению органов управления народным образованием могли находиться в интернате на бесплатной основе [10].

Первые итоги существования школ-интернатов были подведены уже через три года после принятия решения об их создании — в 1959 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по развитию школ-интернатов в 1959— 1965 гг.», принятое в мае 1959 г., констатировало, что за небольшой период школы-интернаты получили широкое признание учащихся. Они характеризовались как наиболее удачная форма воспитания и обучения детей. В данном постановлении ставилась задача к 1965 г. резко увеличить количество учащихся этих учреждений, доведя его до 2 млн. чел. Согласно указанному постановлению, в Челябинской области по состоянию на начало

1960 г. действовало 19 школ-интернатов Министерства просвещения и 1 — Министерства путей сообщения (табл. 2).

2. Число школ-интернатов и количество учащихся 1960 г.

Число школ-интернатов Количество учащихся в школах-интернатах

1958/1959 1.02.1960 1958/1959 1.02.1960

Министерство просве щения 14 19 3993 6097

Министерство путей сообщения 1 1 309 309

Из приведенных данных следует, что по сравнению с началом 1958 учебного года число школ-интернатов увеличилось на 5. За период всего с начала 1959/60 учебного года по 1 февраля 1960 г. вновь было открыто 2 школы-интерната. Контингент учащихся в школах-интернатах Министерства просвещения против начала 1958/1959 учебного года увеличился на 2104 чел. По Министерству путей сообщения держался на одном уровне [11]. К началу 1962/1963 учебного года в области действовало уже 25 школ-интернатов с количеством учащихся 8648 чел. [12].

Как видно из таблицы 3, по Министерству просвещения наибольшее число учащихся было в первых — шестых классах. Старшие классы в связи с тем, что школы-интернаты работали только третий год, не были укомплектованы, так как школы-интернаты в основном организовывались с первого по четвертый классы. Одной из причин небольшого количества учащихся старших классов в школах-интернатах являлось еще и то, что многие учащиеся после окончания седьмого класса поступали в средние учебные заведения и на работу [13].

По Министерству путей сообщения набор в первый класс не осуществлялся, а количество учащихся второго и третьего года обучения снижено,

что в архивных данных объяснялось недостатком помещений.

Большинство школ-интернатов имели неплохую материальную базу для правильной организации учебной и воспитательной работы. Но в некоторых школах-интернатах не имелось оборудованных мастерских, ощущалась нехватка кабинетов, в частности, в школах-интернатах № 5 г. Челябинска, Бакальской и Кособродской недостаточно было кабинетов для обучения, т.к. часть зданий занимали детские сады.

Положительной стороной внедрения школ-интернатов являлось то, что сначала в них планировалось направлять детей из неполных семей, сирот, бедных и обездоленных ребят, а уже впоследствии предполагалось поместить туда и остальную массу детей и подростков. Лишенные нормальной заботы и обеспечения, обездоленные дети получали в школах-интернатах все необходимое.

В целом же принятие решения о создании школ-интернатов связано с особенностями мировоззрения, политических убеждений высшего партийно-государственного руководства и самого Хрущева. Идея создания школ-интернатов отражала стремление переместить ребенка в некое идеальное учебно-воспитательное учреждение. В нем ребенок должен был проводить большую часть времени, так как «новый человек» мог воспитываться только в коллективе.

Литература

1 ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза: стенографический отчет. Т. 1. М.: Политическая литература, 1956. С. 83.

2 Государственный архив Челябинской области (ГАЧО). Ф485. Оп 17. Д 337. Л. 105.

3 Там же. Л. 106.

4 Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Ф. 371. Оп. 19. Д. 1163. Л. 10.

5 ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза: стенографический отчет. Т. 1. М.: Политическая литература, 1956. С. 82-83.

6 ГАЧО. Ф. 485. Оп 17. Д. 337. Л. 106.

7 Пыжиков, А. В. Реформирование системы образования в СССР в период «оттепели» // Вопросы истории. 2004. № 9. С. 95-104.

8 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 18. Д. 1643. Л. 1.

9 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 19. Д. 198. Л. 1.

10ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза: стенографический отчет. Т. 1. М.: Политическая литература, 1956. С. 83.

11 ГАЧО. Ф. 485. Оп. 17. Д. 337. Л. 104.

12 ГАЧО. Ф. 1000. Оп. 1. Д. 2182. Л. 1.

13ГАЧО. Ф. 485. Оп. 17. Д. 237. Л. 102-103.

3. Контингент учащихся к началу 1963/1963 учебного года

Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Министерство просвещения

Всего классов 202 33 26 31 32 28 23 15 10 4 -

Контингент 6097 900 797 942 991 847 701 445 288 105 1*

учащихся

Министерство путей сообщения

Всего классов 10 - 1 1 2 2 2 2 - - -

Контингент 309 - 35 33 60 60 60 61 - - -

учащихся

* проживал в интернате, обучаясь при этом в другой школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.