Научная статья на тему 'Советская Россия и Германия на пути к Рапалло глазами британских и американских историков периода холодной войны'

Советская Россия и Германия на пути к Рапалло глазами британских и американских историков периода холодной войны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ / ГЕРМАНИЯ / ЛЕНИН / ЧИЧЕРИН / МАЛЬЦАН / СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНЦЕССИЯ / ДИПЛОМАТИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИСТОРИКИ / ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ЛЛОЙД ДЖОРДЖ / РАПАЛЛЬСКИЙ ДОГОВОР / КЕННАН / ФИШЕР / КОХАН / SOVIET RUSSIA / GERMANY / LENIN / CHICHERIN / SOVIET-GERMAN RELATIONS / CONCESSION / DIPLOMACY / INTERNATIONAL RELATIONS / HISTORIANS / GENOA CONFERENCE / LLOYD GEORGE / TREATY OF RAPALLO / KENNAN / MALTZAN / FISCHER / KOCHAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришин А. В.

В статье рассматривается подход американских и британских историков к оценкам истории подготовки и заключения Рапалльского договора, а также сама дипломатическая история Советско-Германского договора 1922 года. Рассматривается ситуация на международной арене в начале 1920-х годов. Анализируются позиции сторон и мотивы, побудившие дипломатов к заключению договора. Изучаются взгляды американских и британских историков периода Холодной войны на советско-германские отношения начала 1920-х.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet Russia and Germany on the Way to Rapallo seen by British and American Historians of the Cold War Period

The article deals with the approach of American and British historians to evaluations of history of preparation and conclusion of the Rapallo Treaty itself and the diplomatic history of the Soviet-German treaty of 1922 either. The situation on the international area in the early 1920s is considered. The positions of the parties and the motives which prompted diplomats to contract the treaty is under analysis. The views of American and British historians of the of the Cold War period on the Soviet-German relations in the early 1920s are examined.

Текст научной работы на тему «Советская Россия и Германия на пути к Рапалло глазами британских и американских историков периода холодной войны»

NAUKA- RASTUDENT.RU

электронный журнал

А

«NAUKA- RASTUDENT.RU»

Электронный научно-практический журнал

График выхода: ежемесячно

Языки: русский, английский, немецкий, французский ISSN: 2311-8814

ЭЛ № ФС 77 - 57839 от 25 апреля 2014 года

Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны

Издатель: ИП Козлов П.Е.

Учредитель: Соколова А.С.

Место издания: г. Уфа, Российская Федерация

Прием статей по e-mail: [email protected]

Место издания: г. Уфа, Российская Федерация

Малиева З.К. Поликультурное образование как фактор преодоления межнационального отчуждения молодежи // Nauka-rastudent.ru. - 2015. - No. 06 (18) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://nauka-rastudent.ru/18/2721/

© Малиева З.К., 2015 © ИП Козлов П.Е., 2015

Nauka-rastudent.ru. - 2015. - No. 06 (18)

УДК 378.02

Малиева Залина Колумбовна,

кандидат педагогических наук, доцент межфакультетской кафедры педагогики и психологии

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова Владикавказ, Российская Федерация

Поликультурное образование как фактор преодоления межнационального отчуждения молодежи

Аннотация: В статье раскрываются причины возникновения межнационального отчуждения современной молодежи в республике Северная Осетия-Алания. Анализируются основные пути решения данной проблемы. Обосновывается роль поликультурного образования как одного из механизмов преодоления межнационального отчуждения личности в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: Культура, религия, отчуждение, поликультурное образование

Multicultural education as a factor overcoming of interethnic alienation

of young people

Malieva Zalina Kolumbovna,

candidate ofpedagogical sciences, associate professor of interfaculty of the department of Pedagogy and Psychology North Ossetian state university named after K.L.Khetagurov Vladikavkaz, Russian Federation

Abstract: The development of modern global world economy is largely dependent on the demand for energy resources, particularly oil. However, the feedback is much more important. The oil industry is constantly faced with changes in expectations of producers and consumers. Economic growth is a key factor in the demand for oil in the short, medium and long term. Keywords: oil, oil demand, growth

Произошедшие в России в последние времена политические и социально-экономические преобразования, с одной стороны, и одновременное изменение парадигмы национального самосознания малых народов, населяющих Россию, с другой, привели к новым, во многом

Nauka-rastudent.ru. - 2015. - No. 06 (18) противоречивым процессам в сфере национальных и межнациональных отношений и повлияли на мировоззренческую устойчивость национального самосознания. Произошло столкновение между западноевропейской культурой (цивилизацией) и традиционными этнокультурными ценностями малых народов. Следствием этих явлений стало мировоззренческое расслоение этнического социума, часть которого выбрала «западный» образ жизни, причем у другой его части происшедшие изменения травмировали национальные чувства, защита которых подвигла социум к национализму, обострив межнациональные отношения в ряде регионов России.

Известно, что история отдельного этноса фактически не знает примеров абсолютно автономного, изолированного культурного развития, без непосредственного взаимного влияния или более менее отдаленного взаимодействия с другими этносами. Вопрос состоит в том, какова степень, результат подобного влияния-взаимодействия статусной культуры на культуру малых народов. Рассматривая в этой связи кавказские этнокультурные социумы, сформировавшиеся за последнее столетие под влиянием парадигмы европейской цивилизации (проводником идеологии которой выступала и выступает Россия), мы приходим к идее о возникших трудностях в передаче семантических смыслов культурных ценностей из одной культуры в другую. Трудность транслирования информации из одной этнической системы (культуры) в другую обуславливается тем, что этнос воспринимает смыслы и ценности иной культуры через призму своего этнокультурного миропонимания. Этим и можно объяснить сегодня странное сублимированное состояние, в которое погружено этнокультурное мировоззрение российских малых народов, часть социума которых все еще пребывает в традиционной культурной парадигме, другая же активно имитирует смыслы и ценности предложенные ей еще в ХХ веке европейской цивилизацией [2].

Nauka-rastudent.ru. - 2015. - No. 06 (18)

Вследствие возникшей проблемы появляется сообщество людей с маргинальным типом сознания и маргинальной культурой. Людей, которые покинули одну культуру и не приспособились к другой, оказавшись тем самым на периферии каждой из культур. Маргинальный этносубъект находясь в трудной социально-психологической ситуации, не чувствует себя полноценным членом ни в той, ни в другой этнокультурной группе [1,110]. В целом это более или менее дезадаптированный человек с низким уровнем образованности и гипертрофией национального самосознания, прогрессирующим отчуждением от новых интеграционных процессов в современной культурной и образовательной сфере.

Возникшую ситуацию усугубляет размытость национальной идеи этноса, той мировоззренческой парадигмы, на смыслах которой воспитывались предыдущие поколения. Потеря традиционной, узнаваемой парадигмы и непонимание новой, европеизированной лишает этнос своей целостной, осмысленной национальной идеи. На смену этнофункциональной идеи приходит эрзац идея. Чаще всего она сохраняется лишь для эпизодического совершения каких-либо этнических ритуалов, уже не являясь активной силой и не питая культурное тело этноса. Вследствие этого происходит обеднение этнической культуры, ее разложение и деструкция. Но в то же время этнос не может существовать без национальной идеи, которая формирует национальное самосознание входящих в него индивидов. В результате возникает национальное самосознание, основывающееся на мифологических стереотипах псевдоисторического пан-этнического превосходства. Как отмечал Ф. Фукуяма, человек подобного этнического самосознания стремится не к универсальному признанию его человеческого достоинства, но лишь к признанию достоинства его этнической группы. «Требования признания такого рода потенциально ведут к конфликту с другими группами, ищущими признания своего достоинства» [5,401].

Nauka-rastudent.ru. - 2015. - No. 06 (18)

Выход из сложившейся ситуации возможен при формировании новой ступени национального самосознания, структурном выстраивании в системе современного национального образования особого этнокультурного подхода, основанного на диалоге статусной и маргинальной культуры. Подобная модель поликультурного образования возможна лишь в том случае, если человек прошел не только через усвоение национальных символов своего этноса, т. е. полноценный процесс национальной социализации, но и европейский образовательный процесс, что в значительной мере и предотвращает отчуждение и возникновение хаоса в его мироощущении, т. е. ценностных оценках. Оставаясь открытым для восприятия положительных сторон культуры как своего, так и другого этноса, он в то же время не становится автоматом-конформистом, подверженным чужим влияниям и ожиданиям.

Ценности и смыслы статусной культуры становятся значимыми для индивида лишь после определения их качества через призму его личностного этнокультурного смысла. Только после акта личностного смыслообразования культурные ценности начинают в полной мере детерминировать конструктивную активность субъекта. Человек, образовательно прошедший национальную социализацию, способен «пропускать» культурное воздействие иных народов через свою национальную идеологию и систему ценностных ориентаций, используя это воздействие для обогащения культуры своего народа [1,187].

Основным фактором в успешной реализации модели поликультурного образования является применение в образовательном процессе личности социально-коммуникативного подхода. Социальная коммуникация понимается здесь как движение смыслов в социальном пространстве и времени. Под смыслами подразумеваются знания, умения, эмоции, стимулы и их производные — убеждения, идеалы, верования, ценностные ориентации. Социально-коммуникационная деятельность реализуется в образовательном

Nauka-rastudent.ru. - 2015. - No. 06 (18)

процессе в форме общения (диалог равноправных партнеров), управления (целенаправленное воздействие коммуниканта на реципиента), подражания (заимствование образцов поведения, стилей общения одними членами образовательного сообщества у других) [3,84].

При этом приобретенная в процессе психолого-педагогического взаимодействия коммуникативная культура позволяет этнической личности гармонично существовать в двух социокультурных полюсах и осуществлять свою жизнедеятельность в условиях соблюдения принятых в окружении этнических норм, дающих ей эмоциональную гармонию, возможность выстраивать свою профессиональную сферу за счет европейских культурных смыслов, с учетом меняющихся внутренних и внешних информационных обстоятельств.

Формирование личности посредством постижения в образовательном процессе объективных ценностей общечеловеческой культуры в постоянном диалоге между «своим» и «чужим» выстраивает место и назначение человека в современном мире. Многомерность культурного пространства требует отказа от единой модели образования для различных субъектов культуры и придания образовательному пространству альтернативного поликультурного характера. Новая модель поликультурного образования должна быть основана на поэтапном освоении как национальной, традиционной культуры своего региона, так и общечеловеческой, западноевропейской.

Список литературы:

1. Налчаджян А. А. Этнопсихология. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. -381 с.

2. Малиева З.К., Тахохов Б.А., Цагараев В.А. Образование. Воспитание. Культура. Пропедевтика и снятие морального отчуждения студентов на основе культурологического подхода. -Владикавказ: изд-во СОГУ, 2012. - 187 с.

Nauka-rastudent.ru. - 2015. - No. 06 (18)

3. Манкевич И.А. Социально-коммуникационный подход в системе культурологического знания /Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 83 — 87.

4. Тахохов Б.А. Межкультурная компетентность и формирование полилингвальной личности // Вестник СОГУ. - 2013. - №1. - С. 87-91

5. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек/ Ф. Фукуяма; Пер. с англ. М.Б. Левина. - М.: ООО «Издательство АСТ: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 588 с.

© Малиева З. К., 2015

Дата публикации: 13.06.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.