ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 778.5+8 - 22
СОВЕТСКАЯ КИНОКОМЕДИЯ 1920-Х ГГ. КАК ФЕНОМЕН СМЕХОВОй КУЛЬТУРЫ
© Г. н. РЯБОВА
Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского, кафедра изобразительного искусства и культурологии e-mail: ryabogalina@yandex.ru
Рябова Г. Н. - Советская кинокомедия 1920-х гг. как феномен смеховой культуры // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 54-57. - В статье рассматривается феномен советской кинокомедии 1920-х гг. как проявление смеховой культуры. Выделены особенности комедийного жанра эпохи нэпа, определены факторы, влиявшие на становление и развитие советской кинокомедии как феномена смеховой культуры.
Ключевые слова: смеховая культура, советская кинокомедия, факторы становления кинокомедии.
Ryabova G. N. - Soviet comedy film of the 1920-s as the phenomenon of laugh culture // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 54-57. - The article touches upon the phenomenon of the Soviet comedy film of the 1920-s as a laugh culture expression. It stresses the peculiarities of the NEP epoch comedy genre and determined the factors that produced a great impact on the formation and development of the Soviet comedy as the phenomenon of laugh culture.
Keywords: laugh culture, soviet comedy film, factors of film formation.
Комедия как жанр родилась, как известно, в Древней Греции из праздников в честь бога Диониса. Древняя комедия была тесно связана с земледельческими праздниками, поэтому она отличалась грубостью, нередко содержала непристойности. Современная исследовательница смеха М. Т. Рюмина отмечает: «Смех древней комедии носил такой же бранный и эротический характер, как и смех земледельческих ритуалов» [9; 161]. С течением времени комедия выработала свои собственные приёмы для создания комического эффекта. Это карикатура, пародия, разоблачение обмана [9; 162]. К началу XX в. театральная комедия имела богатую и длительную историю. кинокомедия в этот период только зарождалась.
Становление кинокомедии происходило одновременно со становлением самого нового вида искусства - кинематографа. Поэтому кинокомедия, конечно, опиралась на приёмы и опыт театральной комедии, а также на традиции народных театров и карнавалов.
Первые комедии, как в мире, так и в России были немыми. Причём российский кинематограф стал развиваться чуть позднее зарубежного, выступавшего для отечественной комедии в качестве образца. Можно утверждать, что к началу 1920-х гг. отечественная кинокомедия ещё не сложилась. Сюжеты комедий были весьма примитивными, что отразилось в названиях. Известный историк кино Н. А. Лебедев, характеризуя дореволюционные комедии, отмечал: «Они строились на грубых, зачастую скабрезных ситуациях - драках,
падениях, раздеваниях («Пожарный и служанка», «Том Пус флиртует», «Изъян в костюме», «Состязания тещ»)» [3].
Итак, становление отечественной кинокомедии приходится на 1920-е гг., период нэпа. Это была особенная в экономическом и культурном плане эпоха. Главными её чертами были многообразие художественных стилей и направлений, продолжавших традиции Серебряного века, значительная свобода творчества, открытость для культурного диалога с зарубежными деятелями киноискусства.
Своеобразие социокультурной ситуации 1920-х гг. наложило свой отпечаток и на смеховую культуру, в том числе на кинематограф. Двадцатые годы XX в. отмечены расцветом комедийного жанра в СССР, поэтому это время по праву называют «золотым веком» отечественной кинокомедии [2]. Вместе с тем можно утверждать, что отечественные комедии этого периода не были и не могли быть в полном смысле советскими, так как сама эпоха была переходной по своей сути. Она включала культурные элементы как дореволюционного времени, так и новой советской культуры. По справедливому замечанию современного искусствоведа Е.
В. Сальниковой, культура первого послереволюционного десятилетия была ещё досоветской [10; 16]. Поэтому во многих комедиях первой половины двадцатых годов совершенно отсутствует идеология, нет классового подхода, ставшего впоследствии характерной чертой советского искусства. К числу таких комедий
можно отнести «Шахматную горячку» режиссёров В. Пудовкина и Н. Шпиковского (1925 г.), «Ягодку любви» А. Довженко (1926 г.), «Поцелуй Мэри Пикфорд»
С. Комарова (1927 г.) и др. В этих фильмах практически отсутствуют символы советской эпохи. Приметами времени выступают лишь надпись «Народный суд» в фильме «ягодка любви» и фигуры милиционеров в «Шахматной горячке» и той же «ягодке любви».
В то же время нельзя сказать, что кинематограф в целом, и комедии в частности, обходили стороной идеологические вопросы. Наряду с «нейтральными» по идейному содержанию комедиями на экраны кинотеатров выходили и такие, в которых утверждались новые социалистические ценности, звучала прямая агитация. Так, например, в комедиях «Закройщик из Торжка» я. Протазанова (1925 г.) и «Девушка с коробкой» Б. Барнета (1927 г.) обозначена тема эксплуатации нэпманами бедных людей, а также содержится призыв покупать государственные облигации. Именно благодаря облигациям счастливым образом разрешаются личные проблемы героев, достигается счастье. Но и в том и другом фильмах счастье выглядит как материальное благополучие. Особенно ярко это прослеживается в финале фильма «Закройщик из Торжка», когда Петя Петелькин и его невеста Катя покупают богатые наряды. По внешнему облику они напоминают нэпманов.
явная пропаганда преимуществ советского социалистического строя присутствует в фильме «Переполох», снятого режиссёром А. Левшиным в 1928 г. Действие происходит в селе Глухарёво, жителям которого пришло предписание отправить одного из крестьян на курорт "в порядке разверстки". Развёрстка для крестьян имеет негативный смысл, а слово «курорт» им непонятно. Поэтому в качестве «жертвы» курортной развёрстки они выбрали сухорукого Захара. Жена, считая, что муж погиб, собралась замуж за пономаря. Но вернувшийся с курорта подлечившийся Захар расстроил предстоящую свадьбу [6].
Были и такие комедии, содержание которых противоречило идеям и задачам большевистского руководства и социалистического строительства. К их числу можно отнести фильмы «Сон Тараса» Ю. Желябужского (1919 г.), «Комбриг Иванов» А. Разумного (1923 г.), «Карьера Спирьки Шпандыря» режиссёров Б. Светлова и В. Гардина (1926 г.)
Комедия «Сон Тараса» относится к разряду агитационных, она преследовала цель показать преимущества порядков в Красной Армии перед царской. Однако содержание комедии отражает мысль об отсутствии дисциплины в Красной Армии, так как красноармеец пьёт на посту самогон, спит, но его за это не наказывают [2].
В основу сюжета фильма «Комбриг Иванов» была положена поэтическая повесть Г. Лелевича «Повесть о комбриге Иванове». Комбриг, поселившись на постой у попа, влюбился в хозяйскую дочку: «И впрямь девицей хоть куда / Была задорная поповна,
- / Умна, красива, молода. / Как избежать тут дел греховных?» [4].
Далее совсем обычная история, которую можно рассматривать как конфликт поколений: родители не дают согласия на брак, настаивая на венчании. Неординарность ситуации лишь в том, что это брак лихого командира Красной Армии с поповной. устроив публичный диспут о Боге, комбриг склонил свою невесту к гражданскому браку без венчания [4]. Следует заметить, что сюжет фильма не отражал реального положения дел и, самое главное, политики большевиков по отношению к церкви. Уже с 1922 г. выходила газета «Воинствующий безбожник», начались гонения на церковь, был арестован патриарх Тихон. В комедии поп и показан смешным и слабым, но это беззлобный юмор. В тридцатые годы XX в. появление такой комедии было маловероятно, так как союз командира Красной Армии с дочкой священника был уже невозможен по идеологическим и классовым соображениям, он мог стоить не только служебной карьеры, но и свободы. Иными словами, данный сюжет в более позднее время был бы неправдоподобен. Об отсутствии ярко выраженной идейной пропаганды говорит и тот факт, что комедия с успехом шла в США под названием «Красотка и большевик» [2].
Наконец, комедия «Карьера Спирьки Шпандыря» создаёт привлекательный образ вора, роль которого исполнил Л. Утесов. Актёрский талант и, вероятно, всё-таки режиссёрская задумка способствовали тому, что симпатии зрителей были на стороне вора Спирьки, а не на стороне нормальных людей, которые, кстати, показаны глупыми и необразованными [1].
Рассмотренные примеры указывают на то, что единый культурный язык советской эпохи ещё не сложился. Не было жёсткого партийного диктата в области киноискусства, последнее развивалось под влиянием многих факторов.
Во-первых, это опыт зарубежного кинематографа. В первых советских кинокомедиях много сходных черт с американскими кинолентами. Например, фильмы «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Л. Кулешова (1924 г.), «Папиросница от Моссельпрома» Ю. Желябужского (1924 г.), «Ягодка любви» А. Довженко (1926 г.), «Подозрительный багаж» Г. Гричер-Черновера (1926 г.), «Поцелуй Мэри Пикфорд» С. Комарова (1927 г.), так или иначе отсылают зрителя к американскому кино.
Так, в фильмах «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» и «Подозрительный багаж» авторы напрямую связывают сюжет с Америкой. В первом фильме американского сенатора мистера Веста, приехавшего в СССР, сопровождает телохранитель-ковбой; во втором советский инженер, командированный в Америку, влюбляется в кинозвезду. [7].
Герои фильмов «Ягодка любви» и «Поцелуй Мэри Пикфорд» имеют сходство с персонажами Чарли Чаплина, а финал фильма «Ягодка любви» неожиданностью своей развязки напоминает финалы рассказов О.’Генри.
Кинокомедия «Папиросница от Моссельпрома» отражает, в общем-то, американскую мечту: из безвестной продавщицы папирос героиня превращается
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.
в кинозвезду. Кроме того, здесь снова «присутствует» Америка в образе заокеанского бизнесмена, ставшего любовником лоточницы Зинки.
Связь с американской культурой прослеживается и через включавшиеся в первые советские комедии документальные кадры с участием зарубежных актёров. Такой приём был использован в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд». При этом необходимо заметить, что сама американская киноактриса долгие годы даже не подозревала о «своём участии» в советской комедии.
В фильме «Шахматная горячка» также были использованы документальные кадры, но уже чемпионата мира по шахматам 1925 г., проходившего в Москве. Всемирно известный гроссмейстер Х. Р. Капабланка сыграл в этом фильме роль самого себя.
Во-вторых, фактором, повлиявшим на становление советской кинокомедии, были культурные новации Серебряного века. Большое влияние на становление советской кинокомедии в эти годы оказал авангард. В начале 1920-х гг. возникло творческое объединение ФЭКС (Фабрика Эксцентрического Актёра). В него вошли молодые режиссёры и актёры. Основателями ФЭКС считают Г. Козинцева и Л. Трауберга. Манифесты авангардистов кино включали своеобразные лозунги типа «Зад Шарло нам дороже рук Элеоноры Дузе!» [2]. Именем Шарло называли в те годы Чарли Чаплина, а Элеонора Дузе - известная итальянская актриса театра. Вообще авангард в кино характеризуется теми же чертами, что и в других видах искусства. Участники ФЭКС выступали против классического искусства, а «в спектаклях и ранних фильмах Козинцева и Трауберга - Похождения Октябрины (1924), Мишки против Юденича (1925) - вовсю бушевали стихии карнавальных и площадных зрелищ» [2].
В-третьих, мощным фактором развития кино выступала советская власть. В 1920-е гг. складывалась политика большевиков в области культуры и искусства, определялись ценностные ориентиры и доминанты. В мае 1918 г. Московский кинокомитет был преобразован во Всероссийский, который был подчинён непосредственно Наркомпросу РСФСР. Председателем комитета был назначен старый большевик фотоспециалист Д. И. Лещенко [3]. В 1919 г. на VIII съезде РКП(б) кино рассматривалось как одно из средств внешкольного образования. В новой программе партии также указывалось на необходимость государственной поддержки различных учреждений культуры, в том числе и кинематографа [8; 432].
В 1922 г. В. И. Ленин изложил свои взгляды на кинематограф в «Директиве по киноделу». В данном документе чётко была сформулирована идея о необходимости контроля за кинематографом со стороны Наркомпроса. «Все ленты, которые демонстрируются в РСФСР, должны быть зарегистрированы и занумерованы в Наркомпросе. - писал председатель совнаркома. - Для каждой программы кинопредставления должна быть установлена определённая пропорция:
а) увеселительные картины специально для рекламы и для дохода (конечно, без похабщины и контрреволюции)» [5; 360].
Приведённые факты указывают на образовательное и воспитательное значение кинематографа для новой власти. В работах лидеров большевиков и в партийных документах также указывалось на необходимость использования театра и кинематографа, конкретно комедии, в воспитательных целях. Так, например, Л. Д. Троцкий писал о театре: «...нашему театру до зарезу необходим свежий революционно-бытовой репертуар и в первую голову советская комедия. Нам нужны свой «Недоросль», своё «Горе от ума», свой «Ревизор» [11; 184]. Комедия рассматривалась им как средство утверждения советского строя, как способ борьбы со старыми и новыми пороками. [11; 185]. Не вызывает сомнения тот факт, что аналогичными были и требования к кинокомедии.
Важным моментом становления кинокомедии является выработка художественных средств, формирования выразительного киноязыка. Кинокомедия использует во многом те же средства для создания комичности, что и театр и литература. В то же время кино имеет больше технических возможностей.
Из традиционных приёмов комического широко использовался гротеск. Так, в «Шахматной горячке» подчёркивая увлечённость всего общества шахматами в период международного турнира, проходившего в Москве в 1925 г., авторы показывают, что шахматы вытеснили всё, даже любовь. Главный герой забыл о собственной свадьбе. Подруга героини, наставляя невесту, говорит, что самое опасное для семейной жизни
- шахматы. Шахматами в фильме увлечены все: дети, сидящие на горшках, постовой, аптекари, продавцы в магазинах. Гротеск проявляется и во внешнем облике главного героя. Носки, галстук, кепка, носовой платок, шарф - всё в шахматную клетку. Даже свадебный торт имеет вид шахматной доски, украшенной соответственно шахматными фигурами.
Имеет место в комедии и посрамление героев. Так, Верочка не может покончить с собой, потому что аптекарь по ошибке выдал ей шахматную фигуру вместо флакона с ядом. Наконец, отчаявшаяся героиня встречает, казалось бы, единомышленника. Но здесь имеет место обман. Думается, что зрители той эпохи сразу понимали подвох и комичность ситуации. В роли «ненавистника» шахмат выступает гроссмейстер Х. Р. Капабланка. Под его влиянием произошло чудесное превращение героини в поклонницу данной игры.
Главным приёмом комедии «Ягодка любви» А. Довженко является обман и его раскрытие. Фильм отражает новый взгляд на женщину. В данной комедии женщина не столько страдающая сторона, сколько активная устроительница своей жизни. Она ловко обманывает героя, но этот обман раскрывается только в самом конце комедии. Неожиданность развязки усиливает комизм ситуации. Жан Колбасюк узнаёт, что матерью ребёнка, из-за которого он согласился узаконить брак, является тётя героини. Происходит посрамление героя.
Обе комедии имеют сходство с народным театром. И в том и в другом случае главный герой отличается незадачливостью. В «Шахматной горячке» он, торопясь в ЗАГС, задевает ногой за деревянную опору,
и на него опрокидывается ведро с побелкой. В комедиях «Ягодка любви» и «Девушка с коробкой» имеют место сцены с потасовками.
Ещё одним приёмом, применявшимся в советских комедиях рассматриваемого периода, были пантомима, выразительная мимика актёров, клоунада и эксцентричность. Балансируя на лестнице на одной ноге, сметает пыль с окна и потолка домработница Марфушка в фильме «Девушка с коробкой». Гога Палкин в фильме «Мэри Пикфорд» стоит на голове, поднимается под купол студии, исполняет трюки с велосипедом на канате.
С появлением звука эра немого кино закончилась, но талантливая игра актёров, тонкий юмор лучших комедий 1920-х гг. и сегодня находят своего зрителя, способного всё это оценить. Советские кинокомедии являются отражением эпохи, культурным достоянием страны, а самые лучшие и мировым достоянием.
Таким образом, советская кинокомедия 1920х гг. рождалась практически на пустом месте, так как до революции этот жанр не получил сколько-нибудь значительного развития. Обилие кинолент и созвездие имён талантливых режиссёров и сценаристов позволяют назвать двадцатые годы XX в. «золотым веком» советской комедии, немого кино. Яркой чертой комедийного жанра кино этого периода был идейный плюрализм, культурное многообразие.
На становление комедии оказали влияние зарубежный опыт, культура Серебряного века, политика большевиков в области культуры и искусства. Распространёнными приёмами для создания комического эффекта были гротеск, разоблачение обмана, пантомима, клоунада.
Советские комедии эпохи немого кино не потеряли актуальности и сегодня.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карьера Спирьки Шпандыря [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ sov/9307/annot.
2. Комедия в советском кино // Энциклопедия отечественного кино. Россия/СССР/СНГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russiancinema. ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=6&text_ element_id=44
3. Лебедев Н. А. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918 - 1934 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliotekar.rU/kino/1.htm
4. Лелевич Г. Повесть о комбриге Иванове [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ljpoisk.ru/ апЛгуе/4598539Ъш1
5. Ленин В. И. Директивы по киноделу // Полное собрание сочинений. М.: Политиздат, 1970. Т. 44. 726 с.
6. Переполох [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/12548/ annot.
7. Подозрительный багаж [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ sov/10183/annot.
8. Ленин В. И. Программа РКП(б) // Полное собрание сочинений. М.: Издательство политической литературы, 1969. Т. 38. 580 с.
9. Рюмина М. Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 320 с.
10. Сальникова Е. В. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 472 с.
11. Троцкий Л. Д. Литература и революция. М.: Политиздат, 1991. 400 с.