Научная статья на тему 'Советская историография по истории и культуре старообрядчества в 1920–1990 годы'

Советская историография по истории и культуре старообрядчества в 1920–1990 годы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / история / историография / археография / научное направление / традиционная культура / старообрядчество / USSR / history / historiography / archaeography / scientific investigations / traditional culture / Old Believer

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Таранец Сергей Васильевич

В статье проанализированы работы, оказавшие существенное влияние на развитие изучения старообрядчества в Советском Союзе. Источниковой базой научного изыскания стали труды выдающихся ученых советского и постсоветского времени, отражающие соответствующий период. В результате проведенного анализа установлено, что, несмотря на отрицательное отношение советской власти к религии, научные апробации по истории и культуре староверов в 20-х — начале 90-х гг. ХХ в. почти не прекращались, а в 1950–1980 гг. особое развитие получила полевая археография, осуществлявшаяся главным образом в селениях староверов — хранителей культурного наследия времен Древней Руси и средневековой России. Раскрыты основные тенденции в разработке проблем в области старообрядоведения, выявлен круг вопросов, подымаемых в познавательной деятельности, выделены группы ученых, принадлежащие к академическому и идеологическому исследовательским направлениям, определен спектр дисциплин и научных центров, в которых проводилась обработка полученного в ходе полевых экспедиций материала, изучаются результаты опытов ученых, их вклад в изучение истории и традиционной культуры старообрядцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet historiography on the history and culture of the Old Believers in 1920–1990

The article analyzes the publications that had a significant impact on the development of the study of the Old Believers in the Soviet Union. The source base of the study includes the works of prominent scientists of the Soviet and post-Soviet era, reflecting the corresponding period. The analysis shows that despite the negative attitude of the Soviet authorities to religion, scientific investigations into the history and culture of the Old Believers continued almost uninterruptedly in the 20s — early 90s of the 20th century, including field archaeological studies in the 50s — 80s, which were carried out mainly in the villages of the Old Believers as the keepers of the cultural heritage of ancient Russia and medieval Russia. The main tendencies and developments in the field of Old Believer studies are revealed, the range of questions raised by the studies is discussed, and the groups of scientists belonging to the academic and ideological directions of research are identified. In addition, the range of disciplines and scientific centers in which the material obtained during field expeditions was processed is presented, as well as the results of social experiments, their contribution to the study of the history and traditional culture of the Old Believers.

Текст научной работы на тему «Советская историография по истории и культуре старообрядчества в 1920–1990 годы»

82 Таранец Сергей Васильевич

доктор исторических наук, старший научный сотрудник, Институт украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАН Украины

Трехсвятительская ул., 4, Киев, Украина, 01001 E-mail: trimonastyrje@gmail.com

Советская историография по истории и культуре старообрядчества в 1920-1990 годы

В статье проанализированы работы, оказавшие существенное влияние на развитие изучения старообрядчества в Советском Союзе. Источниковой базой научного изыскания стали труды выдающихся ученых советского и постсоветского времени, отражающие соответствующий период. В результате проведенного анализа установлено, что, несмотря на отрицательное отношение советской власти к религии, научные апробации по истории и культуре староверов в 20-х — начале 90-х гг. ХХ в. почти не прекращались, а в 1950-1980 гг. особое развитие получила полевая археография, осуществлявшаяся главным образом в селениях староверов — хранителей культурного наследия времен Древней Руси и средневековой России. Раскрыты основные тенденции в разработке проблем в области старообрядоведения, выявлен круг вопросов, подымаемых в познавательной деятельности, выделены группы ученых, принадлежащие к академическому и идеологическому исследовательским направлениям, определен спектр дисциплин и научных центров, в которых проводилась обработка полученного в ходе полевых экспедиций материала, изучаются результаты опытов ученых, их вклад в изучение истории и традиционной культуры старообрядцев.

Ключевые слова: СССР, история, историография, археография, научное направление, традиционная культура, старообрядчество.

Для цитирования: Таранец С.В. Советская историография по истории и культуре старообрядчества в 19201990 годы // Старообрядчество. 2023. Т. 1. № 4. С. 82-99. DOI: 10.24412/2949-4001-2023-0200

Serhii V. Taranets © 83

Doctor of Historical Sciences, Senior Researcher, M.S. Hrushevsky Institute of Ukrainian Archeography and Source Studies of the National Academy of Sciences of Ukraine

Tryohsvyatitelska Street, 4, Kyiv, Ukraine, 01001 E-mail: trimonastyrje@gmail.com

Soviet historiography on the history and culture of the Old

Believers in 1920-1990

The article analyzes the publications that had a significant impact on the development of the study of the Old Believers in the Soviet Union. The source base of the study includes the works of prominent scientists of the Soviet and post-Soviet era, reflecting the corresponding period. The analysis shows that despite the negative attitude of the Soviet authorities to religion, scientific investigations into the history and culture of the Old Believers continued almost uninterruptedly in the 20s — early 90s of the 20th century, including field archaeological studies in the 50s — 80s, which were carried out mainly in the villages of the Old Believers as the keepers of the cultural heritage of ancient Russia and medieval Russia. The main tendencies and developments in the field of Old Believer studies are revealed, the range of questions raised by the studies is discussed, and the groups of scientists belonging to the academic and ideological directions of research are identified. In addition, the range of disciplines and scientific centers in which the material obtained during field expeditions was processed is presented, as well as the results of social experiments, their contribution to the study of the history and traditional culture of the Old Believers.

Keywords: USSR, history, historiography, archaeography, scientific investigations, traditional culture, Old Believers.

For citation: Taranets S.V. Soviet historiography on the history and culture of the Old Believers in 1920-1990. Old Believer, 2023, vol. 1, no. 4, pp. 82-99. DOI: 10.24412/2949-4001-2023-0200

Б последнее время одним из важных направлений исторической науки является изучение истории, культуры и повседневной жизни русского старообрядчества. В ведущих отечественных и зарубежных изданиях появились тысячи исследований, касающиеся проблем старообрядоведения, но, несмотря на явный прорыв в этой области, работ, посвященных углубленному и аргументированному изучению историографии, истории и культуры старообрядчества, весьма недостаточно, поэтому данное исследование является одной из первоначальных работ, в которой рассматриваются труды представителей двух основных советских направлений: академического, представленного учреждениями АН СССР и ведущими университетами Советского Союза и унаследовавшего лучшие традиции дореволюционной науки, и идеологического направления, в той или иной степени причастного к большевистским или коммунистическим партийным структурам и показательно ориентировавшегося на марксистскую методологию.

Объектом исследования стал комплекс научной литературы по истории и специальным историческим дисциплинам, уделявшим значительное внимание изучению русского старообрядчества в Советском Союзе в 20-х — начале 90-х гг. ХХ в., его предметом — труды известных ученых, публиковавших свои исследования большей частью на материалах археографических экспедиций, собранных ими самими или их коллегами и публиковавшихся в ведущих профильных изданиях страны. Поставлена цель выявить и проанализировать работы, оказавшие существенное влияние на развитие изучения старообрядчества в советский период. В связи с чем поставлен ряд задач, среди которых раскрытие основных тенденций в разработке советской исторической науки в области старообрядоведения, выявление круга проблем, подымаемых в научных работах, выделение групп ученых, принадлежащих к академическому и идеологическому исследовательским направлениям, определение спектра дисциплин и центров, в которых проводилась обработка полученного материала, изучение результатов изысканий ученых, их вклада в теорию и практику прежде всего полевой и камеральной археографии и т. д. Для решения поставленных задач был применен междисциплинарный метод и метод тотального выявления работ, исследования историографии советского и постсоветского периода. Методологической основой статьи стали труды В.И. Малышева, Н.Ю. Бубнова, И.В. Поздеевой, Н.Н. Покровского, Н.С. Гурьяновой, Р.Г. Пихои и многих других ученых, сделавших неоценимый вклад в изучение истории и традиционной культуры русского старообрядчества. В этой связи важно рассмотреть источники и литературу проблемы, которая используется в данном исследовании.

Продолжателем академических традиций прежде всего стал Институт русской литературы и Библиотека АН СССР, Ленинградский государственный университет, которые оставили богатую историографию, касающуюся прежде всего результатов своих полевых археографических экспедиций. Приоритетное место в этом ряду занимают работы В.И. Малышева [Малышев Владимир Иванович]. Некоторые итоги археографической работы Древлехранилища Пушкинского Дома представляет В.В. Кусков за 50-е гг., В.П. Бударагин за 70-80-е гг. ХХ в., обнародовавшие результаты экспедиций в «Трудах Отдела древнерусской литературы» [Кусков, 1962. С. 432; Бударагин, 1993. С. 474; 1979. С. 401]. Регулярные отчеты об археографических экспедициях за 70-80-е гг. публиковали В.В. Морозов и В.А. Черных в

«Археографическом ежегоднике» [Морозов, 1979. С. 353; 1981 (а). С. 349; 1981 (b). С. 352; 1982. С. 85 355; Черных, 1983. С. 291]. В этом весьма солидном издании, кроме всего прочего, печатались материалы о видных полевых археографах эпохи, в частности представителе ленинградской школы А.А. Амосове [Памяти Александра Александровича Амосова..., 1998. С. 229]. В МГУ им. М.В. Ломоносова И.В. Поздеева обратила внимание на необходимость проведения комплексных полевых экспедиций по изучению традиционной культуры русских старообрядцев, которые она с большим успехом применила в знаменитом Верхокамье [Поздеева, 1998. С. 12; Пушков, 2005. С. 139]. Об археографических экспедициях Уральского университета в 1970-е гг. писал их руководитель Р.Г. Пихоя [Пихоя, 1987. С. 3; 1979. С. 369]. Методами, ходом работ и результатами полевых исследований в Новосибирске делился Н.Н. Покровский в монографии «Путешествие за редкими книгами», выдержавшей три издания [Покровский, 1984. С. 2]. В начале 2000-х гг. по результатам экспедиций новосибирских исследователей вышел целый ряд исследований, в частности, Т.Г. Казанцева обратила серьезное внимание на изучение певческих рукописей из собрания Института истории СО РАН [Казанцева, 2009 (а). С. 325; 2009 (b). С. 94; 2009 (с). С. 23].

Значительный след в изучении жизни и творчества протопопа Аввакума после В.И. Малышева оставила Н.С. Демкова, исследовавшая в т. ч. автографы жития Аввакума, творческую историю этого произведения, ранее неизвестные и неизданные тексты из сочинений Аввакума Петрова [Демкова, 1969. С. 127; 1974. С. 2; 1965. С. 211]. В 1990 г. в Москве В.С. Румянцева издала документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о старообрядцах, касающиеся 50-80-х гг. XVII в. Кроме того, известны ее монографии «Народное антицерковное движение в России в XVII веке: документы приказа тайных дел о раскольниках, 1665-1667 гг.» и «Патриарх Никон и духовная культура в России XVII века» [Документы Разрядного..., 1990. С. 2; Румянцева, 1986. С. 2; она же, 2010. С. 2]. Изучением исторических взглядов Н.М. Никольского занимался В.В. Молзинский [Молзинский, 2002. С. 4].

Богато своими наработками в историческое науке и ярко выраженное советское идеологические направление. Здесь прежде всего следует назвать работы А.А. Долотова «Церковь и сектантство в Сибири» [Долотов, 1930. С. 2], А.И. Клибанова «История религиозного сектантства в России», «Религиозное сектантство в прошлом и настоящем», «Народная социальная утопия в России XIX в.» [Клибанов, 1965. С. 2; 1973. С. 2; 1978. С. 2], Е.Ф. Грекулова «Православная инквизиция в России» [Грекулов, 1964. С. 2], А.Д. Дмитриева «Инквизиция в России» [Дмитриев, 1937. С. 2], В.Г. Карцова «Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России» [Карцов, 1971. С. 2], большей частью пытавшихся исследовать происходившие в старообрядческой среде процессы с классовых позиций.

В настоящее время хорошим подспорьем для исследователей являются ресурсы Интернета, на которых в основном размещаются сведения о работе созданных на основе материалов полевых экспедиций специализированных лабораторий при учреждениях Академии наук или университетов. В частности, такой сайт существует в Уральском федеральном университете, который представляет богатый материал о проводимой им ранее полевой археографической деятельности [Древлехранилище]. О В.И. Малышеве и В.П. Бударагине

86 представлены биографические сведения на сайте «Личности Петербурга» [Бударагин Владимир Павлович].

Продолжительное время в советской исторической науке бытовало ошибочное мнение о неактуальности изучения истории и культуры старообрядчества. Советские идеологи квалифицировали старообрядчество не только как религиозное, но и как реакционное контрреволюционное движение. В сравнении с дореволюционной эпохой в первое десятилетие становления советской власти интерес к старообрядческой проблематике резко сократился, в России книг по истории и культуре старообрядчества почти не издавалось [Бубнов, 1995. С. 24]. В целом период вплоть до Великой Отечественной войны характеризовался невысоким интересом к истории православной церкви вообще и к истории старообрядчества в частности. В то же время под новым идеологическим давлением старообрядческое движение фактически перестало быть силой, влияющей на умы, мышление и систему ценностей значительной части общества, стало восприниматься учеными как достояние прошлого, как объект научного исследования. Довоенная наука в тех исследовательских центрах, где она присутствовала, в своих лучших образцах наследовала традиции дореволюционной мысли, на основе которых формировалась и крепла тенденция научно-аналитического подхода к вопросам старообрядоведения.

В 1927 г. благодаря стараниям, сформировавшимся еще до революции 1917 г., В.Г. Дружинина, П.С. Смирнова и др. Академия наук СССР на высоком археографическом уровне выпустила и по сей день лучшее издание трудов выдающегося писателя XVII в. протопопа Аввакума Петрова в серии «Памятники по истории старообрядчества XVII в.». Важно отметить, что в дореволюционное время научный сотрудник БАН В.Г. Дружинин (1859-1937) был известен своей основополагающей монографией «Раскол на Дону в конце XVII в.», изданной в 1889 г. в Санкт-Петербурге, в которой смотрел на движение донских старообрядцев как на церковно-политическое явление [Сень, 2009. С. 101].

В 30-е гг. XX в. работу по разысканию, исследованию и описанию древнерусских и старообрядческих рукописей в среде староверов возродил научный сотрудник Института русской литературы АН СССР В.И. Малышев (1910-1976), выявивший материалы, представляющие большой интерес для изучения древнерусского искусства, литературы и быта [Малышев Владимир Иванович]. Свои археографические экспедиции он проводил в основном на севере России, в Архангельской и Вологодской областях. В.И. Малышев осматривал фонды областных библиотек, архивов и музеев, коллекции которых пополнились рукописями после национализации советской властью имущества местных семинарий, епархиальных, миссионерских и монастырских библиотек. По итогам археографического обследования р. Печоры в 1960 г. им была издана монография «Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-XX вв.». В 1949 г. В.И. Малышев создал Древлехранилище Пушкинского Дома, которое в 1976 г. уже насчитывало более семи тысяч рукописей XII-XX вв. Значительное внимание ученый уделял изучению жизни и литературного наследия протопопа Аввакума [Малышев Владимир Иванович].

Немаловажное влияние на формирование историографии по теме старообрядчества оказали работы таких известных представителей марксистской школы, как А.Д Дмитриев [Дмитриев, 1937. С. 8], Е.Ф. Грекулов [Грекулов, 1964. С. 39], Н.М. Никольский [Молзинский, 2002. С. 10], А.И. Клибанов [Клибанов, 1973. С. 51], В.Г Карцов [Карцов, 1971. С. 136], А.С. Долотов [Долотов, 1930. С. 61] и др. Следует отметить, что большинство трудов советских исследователей, принадлежащих к этому направлению, посвящено истории старообрядчества ХVП-ХVШ вв., меньше — Х1Х в., и практически не исследовался ХХ в. Исключением является разве что исследование А.С. Долотова «Церковь и сектантство в Сибири», которое в основном посвящено положению старообрядчества в Сибири в годы становления советской власти. В целом следует отметить, что советские историки выдвинули на первый план своих исследований «мятежно-бунтарское начало старой веры» [Молзинский, 2002. С. 6].

Советский религиовед, исследователь религиозно-общественных движений в России А.И. Клибанов (1910-1994), изучая религиозное сектантство, в целом проблему староверия затрагивал мало [Клибанов, 1963. С. 2; 1965. С. 2; 1978. С. 2]. «Немного о старообрядчестве» он рассказывал в своей работе «Религиозное сектантство в прошлом и настоящем», где отмечал, что старообрядчество широко выступило на арену социального действия под религиозными лозунгами, но призывами к «старой вере» оно себя не исчерпывало. Автор отличал староверие от господствующего православия, рассматривал его как движение, отдавшее дань древней традиции, возникшее и развивающееся под знаком патриархальных идеалов. Не игнорируя идеализацию староверами прошлого, ученый отмечал, что старообрядцы выработали сосуществование «причудливых» сочетаний торгово-промышленных отношений со старинными теориями и обычаями, что в религиозном мировоззрении и культе они сделали значительно больше, чем господствующая Церковь, запечатлели в себе бытовое православие и элементы синкретических верований. В отличие от других исследователей он характеризовал старообрядчество не приверженностью букве, а психологическими и идеологическими началами народного сознания и культуры. Вместе с тем как представитель марксистской школы он видел в форме борьбы «раскольнических» и «никонианских» религиозных идей классовую борьбу [Клибанов, 1963. С. 51].

А.И. Клибанов не причислял старообрядчество к сектантству, но в то же время считал, что было бы ошибочно разводить староверов и сектантов по разным полюсам. По его мнению, именно социально-экономическими функциями эти конфессиональные группы существенно отличались от господствующей Церкви, которая стояла на охране существующего в государстве крепостнического строя. Если у сектантов действенным рычагом социально-экономических функций выступала идеология религиозного индивидуализма и рационализма, то в староверии эти отношения скреплялись традиционной авторитарной системой ценностей, подкреплявшейся патриархальными семейно-бытовыми отношениями. Этот феномен объяснял исследователь культурной отсталостью России. В то же время А.И. Клибанов видел и положительные изменения в старообрядческой среде. В частности, признавал, что экономическая зависимость старообрядческих низов от верхов в общинах не являлась зависимостью крепостного от крепостника [Клибанов, 1963. С. 51].

88 В монографии «Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории

России» В.Г. Карцов исследовал основные этапы участия старообрядцев в антикрепостнических и антимонархических выступлениях конца XVII — начала XVIII вв. Его студии начинаются с рассмотрения героической обороны приверженцами древнего благочестия Соловецкого монастыря, участия старообрядцев в антиправительственных выступлениях стрельцов, бунте Степана Разина, астраханском восстании, выступлениях донских и яицких казаков [Карцов, 1971. С. 136]. В.Г. Карцов констатировал, что на 70-80-е гг. XVII в. приходится массовое бегство населения из центральных российских регионов на окраины государства и за границу. Особый акцент он делает на взаимоотношениях старообрядцев с представителями власти, на исследовании вопроса о численности старообрядческого населения в европейской России. В.Г. Карцов указывает основную причину появления в России самозванцев и видит ее в частых дворцовых переворотах. По его мнению, финансистами и идейными вдохновителями предводителя крупнейшей в российской истории Крестьянской войны Е.И. Пугачёва (1742-1775) были старообрядцы, среди которых называет настоятеля Иргизских скитов священноинока Филарета (Семёнова), известного деятеля уральского казачества, активного участника Яицкого восстания 1772 г. А. Перфильева, тверского откупщика В. Щелокова, московских и ржевских купцов И. Хлебникова, Е. Долгополова, П. Кожевникова и др. [Карцов, 1971. С. 23-56].

Параллельно с марксистской ориентацией в Советском Союзе сформировался академический вектор, представленный несколькими научными течениями, связанными с личностями выдающихся ученых. 50-60-е гг. XX в. ознаменовались бурным ростом интереса к изучению книжности и литературного наследия старообрядцев. Такие ведущие научные центры страны, как Библиотека АН СССР, Институт русской литературы и Институт истории Сибирского отделения АН СССР, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова поддержали инициативу Археографической комиссии АН СССР и создали специальные группы для планомерного археографического обследования территории Советского Союза.

В 1959-1961 гг. состоялись первые археографические экспедиции Археографической комиссии АН СССР в Бурятскую АССР, проводившиеся совместно с Бурятским комплексным научно-исследовательским институтом. В них принимали участие В.Б. Павлов-Сильван-ский, А.И. Рогов, Г.И. Охрименко, Р.В. Костина, B.C. Голышенко. Однако планомерное археографическое обследование Забайкалья началось в 1965 г., когда в экспедициях начали принимать участие исследователи Института истории, филологии и философии СО РАН, Новосибирского государственного университета, Отдела рукописей и редких книг ГПНТБ СО РАН, Новосибирской государственной консерватории [Казанцева, 2009 (a). 28. С. 325; 2009 (b). С. 94; 2009 (с). С. 23].

В 60-х — начале 90-х гг. XX в. в Советском Союзе полевая археография получила широкое признание как важное средство для решения общегосударственных задач по охране культурного наследия, и староверы, на которых была сфокусирована практически вся полевая работа, с пониманием отнеслись к проблемам, поставленным временем. В невероятно трудных условиях советской действительности старообрядцы смогли сохранить и донести

до проведения полевых работ традиционную книжность, письменную и бытовую культуру, 89 что позволило в будущем собрать десятки тысяч памятников, отражающих все жанры и направления древнерусской и старообрядческой литературы и книжности десятков регионов страны. Учеными были открыты сотни ранее неизвестных оригинальных богословских, литературных, исторических, догматических, полемических произведений, созданных крестьянами-старообрядцами. Найденные в поле памятники принципиально расширили основу представлений исследователей о древнерусской и старообрядческой книжной культуре. За несколько десятилетий полевая археография открыла ранее закрытый пласт литературы староверов, отражавшей их повседневную жизнь, духовные поиски, значительный творческий потенциал в рамках древней традиции. Благодаря применению междисциплинарного подхода советские научные учреждения смогли внести существенный вклад в развитие археографии, палеографии, филигранологии, архивоведения, литературы, языкознания, фольклористики, этнографии, в публикации документальных памятников, в развитие региональной истории и краеведения. Период исследования истории и культуры старообрядчества 60-х — начала 90-х гг. XX в. можно охарактеризовать как археографический, поскольку в это время были организованы сотни археографических экспедиций в разные места компактного проживания старообрядцев.

Особо следует выделить ленинградское подразделение старообрядоведения, представленное Институтом русской литературы, Библиотекой АН СССР и Ленинградским государственным университетом. Чрезвычайно важная и кропотливая работа по собиранию, сохранению и описанию старообрядческих старопечатных и письменных источников была проведена В.И. Малышевым, А.М. Панченко, Н.В. Понырко, В.П. Бударагиным, Н.С. Демко-вой, Н.Ф. Дробленковой, Г.В. Маркеловым и др. В Библиотеке Академии наук СССР несомненно ценными оказались изыскания Ю.Н. Бубнова, А.И. Копанева, А.А. Амосова, М.В. Кукушкиной и др.

Видный специалист в области древнерусской литературы Н.В. Понырко изучала творчество и жизненный путь многих старообрядческих писателей второй половины XVII — XVIII в. В поле ее научных интересов вошел поморский писатель Трифон Петров, глава ветковского старообрядчества священноинок Феодосий (Ворыпин), автор посланий и сочинений об антихристе, основатель федосеевского согласия Феодосий Васильев, автор «Дьяконовых ответов» и «Послания» диакон Александр. Н.В. Понырко изучала творческое наследие выговского киновиарха Андрея Денисова, духовное наследие одного из основателей Вы-го-Лексинского общежительства Даниила Викулина, творчество выговского писателя Даниила Матвеева, литературную деятельность автора «Истории Выговской пустыни», историка и настоятеля Выго-Лексинского общежительства Ивана Филиппова, архимандрита Ветков-ского Покровского монастыря Иосифа, творчество руководителя керженских поповцев Тимофея Лысенина, литературное наследие главы дьяконового согласия на Ветке Патрикия Патрикеевича, автора самой популярной в старообрядческой среде «Истории об отцах и страдальцах соловецких» и «Винограда Российского» Семёна Денисова и др. [Словарь книжников..., 1992 (a). С. 61; 1992 (b). С. 22, 310; 1998. С. 22, 35; 2004. С. 47, 80, 142, 146, 241, 249, 250, 334].

Крупным специалистом в области древнерусской литературы является заведующий Древлехранилищем Пушкинского Дома В.П. Бударагин — организатор и участник многих археографических экспедиций Пушкинского Дома и Ленинградского государственного университета. Благодаря его заботам после смерти В.И. Малышева фонд древнерусских рукописей Древлехранилища увеличился в несколько раз и составил более 13 тыс. единиц хранения. В 60-80-е гг. XX в. самую значительную часть рукописных пополнений Пушкинского Дома составляли находки полевых археографических экспедиций, проводившихся в Латгалии, Северной Двине, Печоре, Пинеге [Бударагин, 1993. С. 474]. Кроме того, В.П. Будара-гин организовывал и проводил ежегодные археографические экспедиции за рукописями в старообрядческие районы Русского Севера. Под его наблюдением находились рукописные хранилища российских региональных собраний [Бударагин Владимир Павлович]. Исследователь установил имена более двух десятков старообрядческих книжников конца XVIII — 20-х гг. XX в., представил краткие сведения об известных представителях северодвинской рукописной традиции, имена которых свидетельствовали о высоком уровне местной письменности, ее тесных связях с народным прикладным искусством [Бударагин, 1979. С. 401].

Более 60 археографических экспедиций в Карелию, Архангельскую, Вологодскую, Кировскую области, в Прибалтику и в Украину провели сотрудники Библиотеки Академии наук СССР, в результате чего собрано почти две тысячи рукописных и более одной тысячи старопечатных книг. В Библиотеке АН выдающийся полевой археограф XX в. Н.Ю. Бубнов стал организатором и участником 26 археографических экспедиций, результатом которых стало формирование восьми новых территориальных собраний. В 1965 г. Н.Ю. Бубнов и А.И. Копанев открыли науке каргопольский центр бегунов, благодаря чему в БАН была создана самая крупная коллекция рукописей, собранных скрытниками. В с. Черевково Архангельской области ученый обнаружил самую древнюю находку БАН — пергаменную рукопись первой половины XIV в. Одной из главных заслуг Н.Ю. Бубнова в области полевой археографии является приобретение в 1971 г. библиотеки Белокриницкой старообрядческой митрополии (с. Белая Криница, Украина) [Таранец, 2011. С. 73].

К его безусловным заслугам следует отнести и то, что ученый впервые в российской историографии в значительном объеме предметом своего научного исследования сделал старообрядческую рукопись, признал старообрядческую книгу и литературу важной неотъемлемой частью всей русской культуры. В 1995 г. в Санкт-Петербурге была опубликована его монография «Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция», в которой автор изучил старообрядческую литературу и книжность как единый культурный комплекс [Бубнов, 1995. С. 2].

Крупный вклад в теорию и практику полевой археографии внес А.А. Амосов — участник и организатор 23 археографических экспедиций. Благодаря его стараниям фонд БАН пополнился сотнями древних рукописей и книг. Его первым наставником в деле полевых исследований являлся Н.Ю. Бубнов, который в 1975 г. провел с А.А. Амосовым первую совместную экспедицию в Каргопольский район Архангельской области. Именно тогда в д. Залесье исследователям удалось приобрести ценную коллекцию рукописей и старопечатных книг от скрытников [Памяти Александра Александровича Амосова..., 1998. С. 229].

После В.И. Малышева ведущим исследователем жизни и творчества протопопа Аввакума в Советском Союзе становится профессор Ленинградского государственного университета Н.С. Демкова (1932-2018), участвовавшая во многочисленных археографических экспедициях, организуемых Пушкинским Домом. К изучению творчества протопопа Аввакума она обратилась в конце 50-х гг. ХХ в., в частности, исследовала его общественно-религиозные взгляды [Сарафанова, 1958. С. 390]. Н.С. Демкова опубликовала, датировала и проанализировала неизвестные сочинения Аввакума, в т. ч. ранее не изданную «Беседу о кресте к неподобным», находящуюся в сборнике сочинений Аввакума (собрание Г.М. Прянишникова в РГБ) [Демкова, 1965. С. 222], изучила автограф Жития протопопа Аввакума, в 1966 г. открытый и переданный в Пушкинский Дом И.Н. Заволоко [Демкова, 1969. С. 130]. В 1974 г. в Ленинграде Наталья Сергеевна опубликовала монографию «Житие протопопа Аввакума (творческая история произведения)» [Демкова, 1974. С. 87].

Приоритетное место в области полевой археографии 60-х — начала 90-х гг. занимал Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и сформированная И.В. Поздеевой школа по изучению старопечатных книг и рукописей. Изучение результатов полевых исследований Межкафедральной археографической лаборатории очень важно для понимания всей советской полевой археографии, осуществлявшейся в Советском Союзе в десятках других научных и культурно-просветительских учреждений.

Первая археографическая экспедиция МГУ им. М.В. Ломоносова состоялась в 1966 г. Полевые работы организовал Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки им. А.М. Горького. И.В. Поздеева и И.Д. Кашкарова стояли у истоков полевых исследований. Причиной, побудившей проводить экспедиции в МГУ, стало создание полных коллекций старопечатных книг и рукописей, позволяющих проводить на базе этого университета систематические курсы по палеографии, источниковедению, истории русской литературы и языка, русскому искусству.

В 70-е гг. ХХ в. И.В. Поздеева на основе опыта работы других ученых Московского университета сформулировала особенности работы экспедиций археографов, собирающих памятники кириллической книжности, заключавшиеся в разработке задач комплексного археографического исследования конкретного региона. Ученый включала сюда изучение аспектов истории местной культуры, связанной с местной книжной традицией, истории и идеологии старообрядческих согласий, устных форм словесности, фольклора, древней канонической музыки, изобразительного искусства, социальной и исторической психологии. При проведении полевых работ приоритетным направлением оставалось изучение местной кириллической книжности, репрезентативно отражающей региональную книжность на разных этапах ее развития [Поздеева, 1998. С. 12].

Знаковыми оказались труды И.В. Поздеевой, подготовленные на материалах территориальных книжных собраний и полевых исследований. Ею была разработана специальная методика описания старопечатных книг, которая полностью была воплощена в жизнь в Верхокамье Пермской области. Археографической лабораторией Московского университета впервые и в полном объеме осуществлены комплексные полевые работы, базировав-

шиеся на максимальной фиксации традиционными и техническими средствами не только книжной культуры, но и среды ее бытования в целом.

Ученые МГУ им. М.В. Ломоносова во главе с И.В. Поздеевой не только разработали специальную методику описания старопечатных книг, позволившую наиболее полно раскрыть информационные возможности экземпляра как исторического источника, детализировать и применить на практике методику комплексных экспедиций, но и осуществить прорыв в области изучения записей на листах старопечатных книг. И.В. Поздеева доказала широкую географию бытования печатных книг в России в XVII в.

В целом исторический факультет совместно с Научной библиотекой провел свыше 80 комплексных экспедиций в 40 регионах Советского Союза и своими исследованиями охватил самое большее число регионов страны. Количество и качество привезенного москвичами материала превратило университет в один из ведущих археографических центров СССР. Археографы, возглавляемые И.В. Поздеевой, сформировали тринадцать территориальных собраний и семь рукописных коллекций Х1У-ХХ вв., собрали сотни редких и уникальных памятников русской и славянской письменности и печати. В целом Московский университет собрал более четырех тысяч рукописей ХУ-ХХ вв. и старопечатных книг ХУ1-ХУП вв., изучил региональную историю и культуру многих старообрядческих согласий, книжность ХУ11 в. Его специалисты уточнили, значительно расширили и принципиально пересмотрели представления ученых о деятельности Московского печатного двора [Пушков, 2005. С. 142].

Одним из видных исследователей проблем старообрядоведения в 70-х гг. ХХ в. — начала 2000-х гг. являлась В.С. Румянцева, работавшая в Институте истории АН СССР. В область ее научных интересов входила история и культура России ХУ1-ХУП вв., история народных религиозных движений, литература старообрядчества. Заметным вкладом В.С. Румянцевой в историческую науку явилась работа «Народное антицерковное движение в России в ХУ11 веке», впоследствии получившая широкое признание [Румянцева, 1986. С. 2]. Исследователь опубликовала важные документы по истории старообрядчества, в частности в 1986 г. «Документы Приказа Тайных дел о раскольниках 1665-1667 гг.», в 1990 г. «Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России 16541684 гг.» [Документы приказа..., 1986. С. 2]. Вера Степановна изучала деятельность патриарха Никона в широком контексте истории русского просвещения ХУ11 в., в 2010 г. издала монографию «Патриарх Никон и духовная культура в России ХУ11 века» [Румянцева, 2010. С. 2].

В 1962 г. председатель Археографической комиссии М.Н. Тихомиров провел переговоры с руководством СО АН СССР о создании археографического центра в Новосибирске. В 1965 г. для подготовки сибирских специалистов М.Н. Тихомировым была передана личная коллекция рукописных и старопечатных книг Х1У-Х1Х вв., насчитывающая 766 единиц хранения (не учитывались архивные документы ХУ-Х1Х вв.). В г. Новосибирске это собрание пополнило фонд Государственной публичной научно-технической библиотеки.

В 1965 г. Институт истории Сибирского отделения АН СССР под руководством Н.Н. Покровского начал проводить археографические работы в Зауралье, Сибири и Средней Азии. В этом же году из Новосибирска в старообрядческие поселения Томской и Тюменской областей отправилась первая археографическая экспедиция, в состав которой в разк

ОЬБ БЕЫЕУЕК 2023, уо1. 1, по. 4

ное время входили В.Н. Алексеев, Е.И. Дергачёва-Скоп, Е.К. Ромодановская, Н.С. Гурьянова, Н.Д. Зольникова и др. [Покровский, 2003. С. 4]. Отличительной чертой работы группы Н.Н. Покровского в поле являлось не только изъятие памятников у их владельцев, но и копирование источников для нужд науки. Основные результаты своей работы академик изложил в монографии «Путешествие за редкими книгами», которая выдержала три издания [Покровский, 1984. С. 2].

Новосибирские ученые провели десятки экспедиционных выездов, в которых участвовали сотрудники Государственной публичной научно-технической библиотеки, Новосибирской государственной консерватории, Томского государственного университета. Н.Н. Покровский создал школу по археографии и источниковедению, в состав которой вошли видные специалисты по древнерусской культуре и литературе. За годы полевых исследований его группой в Новосибирск было доставлено около трех тысяч старопечатных книг и рукописей XV-XX вв., открыто значительное количество сочинений народной урало-сибирской литературы XVIII-XX вв., большая часть которых издана сектором археографии. Важнейшими изысканиями Н.Н. Покровского в области исследования старообрядчества явились монографии «Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в.» (1974 г.), «Путешествие за редкими книгами» (1984 г.), «Духовная литература староверов Востока России XVIII-XX вв.» (1999 г.).

После Н.Н. Покровского ведущим специалистом по проблемам старообрядоведения в Институте истории Сибирского отделения РАН стала Н.С. Гурьянова [Гурьянова Наталья Сергеевна]. Среди наиболее известных ее работ следует назвать «Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе позднего средневековья» (1988 г.), «История и человек в сочинениях старообрядцев XVIII в.» (1996 г.), «Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии» (2007 г.), изданных в Новосибирске.

В 1972 г. при поддержке ученых МГУ им. М.В. Ломоносова и Пермского государственного университета была налажена полевая археографическая работа Уральского отделения Археографической комиссии АН СССР [Кусков, 1962. С. 432; Пихоя, 1979. С. 369; Морозов, 1979. С. 353; Парфентьев, 1980. С. 425; Морозов, 1981 (b). С. 352; 1981 (a). С. 349; 1982. С. 355; Черных, 1983. С. 291; Пихоя, 1987. С. 3]. В 1974 г. историки Уральского государственного университета стали проводить самостоятельные экспедиции, создав на историческом факультете Древлехранилище старопечатных книг и рукописей и Лабораторию археографических исследований под руководством Р.Г. Пихои. В разное время в ее состав входили В.И. Байдин, Н.П. Парфентьев, И.В. Починская, С.А. Белобородов, П.И. Мангилев и др. В результате проведения археографических экспедиций в университете был открыт отдельный фонд Древлехранилища, содержащий 27 территориальных собраний, сформированных по региональному принципу — от Северного Урала до Казахстана, от самаро-саратовского Поволжья до Западной Сибири. В состав коллекций вошли учительные сборники и служебная литература, оригинальные полемические и эсхатологические сочинения старообрядцев, образцы позднего русского летописания, историко-географические памятники, крюковые рукописи и сборники духовных стихов, архивные документы по истории старообрядчества личного происхождения [Древлехранилище]. В целом уральские археографы получили около шести

тысяч рукописных и старопечатных книг конца XV-XX вв. В г. Екатеринбурге создано самое крупное после Москвы и Санкт-Петербурга собрание книг и рукописей древнерусской традиции. Учеными сформирована уральская археографическая школа, признанная не только в России, но и за рубежом.

Таким образом, учеными Советского Союза сделан весьма значительный вклад в изучение истории и культуры старообрядчества. Особое развитие получили целые направления в области специальных исторических дисциплин, прежде всего полевой и камеральной археографии. Несмотря на идеологические препятствия, которые подавляющее большинство ученых смогло преодолеть, в экспедициях было получено несколько десятков тысяч старопечатных книг и рукописей конца XIV-XX вв., среди которых оказалось множество очень ценных и редких инкунабул и компиляций, оригинальных сочинений, выполненных в древнерусской традиции или присущей старообрядцам рукописной манере. Советская эпоха выдвинула ряд выдающихся исследователей историографии, источниковедения, археографии, текстологии, истории и традиционной культуры старообрядчества, среди которых, безусловно, следует назвать имена В.Г. Дружинина, П.С. Смирнова, В.И. Малышева, А.И. Копанева, Н.Ю. Бубнова, Н.С. Демковой, А.И. Клибанова, И.В. Поздеевой, Н.Н. Покровского, Н.С. Гурьяновой, Н.Д. Зольниковой, Р.Г. Пихои, которые не только сделали большой вклад в развитие полевой археографии, но и создали десятки монографий, сборников документов, различных каталогов, описаний и т. д. В Советском Союзе сформировались целые научные центры по изучению древнерусской и старообрядческой культуры, прежде всего в учреждениях и организациях АН СССР, в т. ч. Археографическая комиссия, Институт русской литературы, Библиотека АН, Институт истории Сибирского отделения. Выдающихся успехов достигли такие ведущие высшие учебные заведения страны, как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинградский государственный университет, Новосибирский государственный университет, Уральский государственный университет, Пермский государственный университет, Томский государственный университет и многие др.

Литература

Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. — СПб., 1995. — 435 с.

Бударагин В.П. Некоторые итоги археографической работы Древлехранилища: (80-е гг.) // Труды Отдела древнерусской литературы. 1993. Т. 46. — С. 474-475.

Бударагин В.П. Северодвинская рукописная традиция и ее представители (По материалам Древлехранилища Пушкинского Дома) // Труды Отдела древнерусской литературы. 1979. Т. 33. — С.

401-405.

Грекулов Е.Ф. Православная инквизиция в России. — М., 1964. — 168 с.

Гурьянова Наталья Сергеевна. URL: http://www.history.nsc.ru/st/gurianova.htm (дата обращения: 02.06.2021).

Демкова Н.С. Уникальный автограф жития Аввакума // Вопросы языкознания. 1969. № 1. — С. 127-130.

Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума (творческая история произведения) / отв. ред. В.П. Андрианова-Перетц. — Л., 1974. — 168 с.

Демкова Н.С. Неизвестные и неизданные тексты из сочинений протопопа Аввакума // Труды Отдела древнерусской литературы. 1965. Т. 21. — С. 211-239.

Дмитриев А.Д. Инквизиция в России. — М., 1937. — 148 с.

Документы Приказа Тайных дел о раскольниках 1665-1667 гг. / сост. В.С. Румянцева. — М., 1986. — 243 с.

Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России 1654-1684 гг. / сост. В.С. Румянцева. — М., 1990. — 147 с.

Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. — Новосибирск, 1930. — 128 с.

Древлехранилище. URL: https://lai-urgi.urfu.ru/ru/drevlekhranilishche/ (дата обращения: 02.06.2021).

Казанцева Т.Г. (а) Певческие азбуки из собрания Института истории СО РАН (описание) // Археографические исследования отечественной истории: текст источника в литературных и общественных связях: сборник научных трудов. — Новосибирск: Издательство Сибирского отделения РАН, 2009. — С. 325-353.

Казанцева Т.Г. (Ъ) Сокровищница древнерусской музыкальной письменности (О собрании певческих рукописей Музея книги ГПНТБ СО РАН) // Библиосфера. 2009. № 1. — С. 94-98.

Казанцева Т.Г. (с) Певческие рукописи старообрядцев (Из новых поступлений ОРКиР ГПНТБ СО РАН) // Макушинские чтения. 2009. — С. 23-29.

Карцов В.Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. — Калинин. 1971. Ч. 1. — 160 с.

Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. Х1Х в. — 1917 г.). — М., 1965. — 348 с.

Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России Х1Х в. — М., 1978. — 342 с.

Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. — М., 1973. — 256 с.

Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность (социологические и исторические очерки). — М., 1963. — 272 с.

Кусков В.В. Североуральская археографическая экспедиция 1959 г. // Труды Отдела древнерусской литературы. — Москва; Ленинград, 1962. Т. 18. — С. 432-433.

Бударагин Владимир Павлович. URL: http://www.ceo.spb.ru/rus/science/budagrm.v.p/mdex.shtml (дата обращения: 02.06.2021).

Малышев Владимир Иванович. URL: http://wwwhrono.ru/biograf/bio_m/malyshev_vihtm (дата обращения: 01.06.2021).

Молзинский В.В. Историк Н.М. Никольский. Его взгляды на старообрядчество в русской истории // Старообрядчество: история, культура, современность. — М., 2002. — С. 4-11.

Морозов В.В. Археографические экспедиции 1977 и 1978 гг. // Археографический ежегодник за 1978 год. — М., 1979. — С. 353-356.

Морозов В.В. (a) Археографические экспедиции 1979 г. // Археографический ежегодник за 1979 год. — М., 1981. — С. 352-353.

Морозов В.В. (b) Археографические экспедиции 1980 г. // Археографический ежегодник за 1980 год. — М., 1981. — С. 349-351.

Морозов В.В. Археографические экспедиции 1981 г. // Археографический ежегодник за 1981 год. — М., 1982. — С. 355-357.

Памяти Александра Александровича Амосова: заседание в Пушкинском Доме 29 мая 1996 г. // Археографический ежегодник за 1996 год / отв. ред. С.О. Шмидт; ред. колл. Ю.В. Андрюшайтите, Н.А. Долбанова, В.А. Дьяков и др. — М., 1998. — С. 229-265.

Парфентьев Н.П. Крюковые рукописи в собраниях Свердловской области // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л., 1980. Т. 35. — С. 425-429.

Пихоя Р.Г. Археографические исследования в программе «Духовная культура Урала» // Археография и изучение духовной культуры / Тезисы докладов научной конференции «III Уральские археографические чтения». — Свердловск, 1987. — С. 3-4.

Пихоя Р.Г. Археографические экспедиции Уральского университета в 1974-1976 гг. // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л., 1979. Т. 34. — С. 369-374.

Поздеева И.В. Комплексные исследования современной традиционной культуры русского старообрядчества. Результаты и перспективы // Мир старообрядчества. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества / Сборник научных трудов; отв. ред. И.В. Поздеева. — М., 1998. Вып. 4. — С. 12-24.

Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами / вступ. ст. Д.С. Лихачёва. — М., 1984. — 191 с., ил.

Покровский Н.Н. Поиски и находки памятников кириллической письменности и печати в Сибири // Славянский альманах. 2003. Т. 2002. — С. 4-15.

Пушков В.П. «Запланированное чудо поиска, или воспитание археографией» (К юбилею И.В. Поздеевой) // Археографический ежегодник за 2004 год. — М., 2005. — С. 139-156.

Румянцева В.С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке: документы приказа тайных дел о раскольниках, 1665-1667 гг. / отв. ред. И.А. Булыгин. — М., 1986. — 264 с., ил.

Румянцева В.С. Патриарх Никон и духовная культура в России XVII века. Из рукописного наследия патриарха Никона: «Правила христианской жизни ("нужнЪишиа Заповеди")». Исследование и публикация. — М., 2010. — 255 с.

Сарафанова Н.С. Идея равенства людей в сочинениях протопопа Аввакума // Труды Отдела древнерусской литературы. Посвящается В.П. Адриановой-Перетц / отв. ред. В.И. Малышев. — Москва; Ленинград, 1958. Т. XIV. — С. 385-390.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сень Д.В. Казачество Дона и Северо-Западного Кавказа в отношениях с мусульманскими государствами Причерноморья (вторая половина XVII — начало XVIII в.). — Ростов-на-Дону, 2009. — 280 с.

Словарь книжников и книжности Древней Руси (a) / отв. ред. Д.С. Лихачёв. — СПб., 1992. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1: А-З. — 411 с.

Словарь книжников и книжности Древней Руси (b) / отв. ред. Д.С. Лихачёв. — СПб., 1992. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2: И-О. — 440 с.

Словарь книжников и книжности Древней Руси / отв. ред. Д.С. Лихачёв. — СПб., 1998. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 3: П-С. — 520 с.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 2004. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 4: Т-Я. Дополнения. — 889 с.

Таранец С.В. Археографическая и научная деятельность ведущего научного сотрудника Библиотеки Российской академии наук Николая Юрьевича Бубнова // Судьба старообрядчества в ХХ — начале ХХ1 в.: история и современность. Сборник научных трудов и материалов / отв. ред. и сост. С.В. Таранец. — Киев; Винница, 2011. Вып. 5. — С. 73-116.

Черных В.А. Археографические экспедиции 1982 г. // Археографический ежегодник за 1982 год. — М., 1983. — С. 291-293.

References

Bubnov N.Yu. Old Believer book in Russia in the second half of the 17th century. Sources, types and evolution. St. Petersburg, 1995, 435 p. (In Russian)

Budaragin V.P. Severodvinsk manuscript tradition and its representatives (Based on materials from the Ancient Depository of the Pushkin House). Works of the Department of Old Russian Literature, 1979, vol. 33, pp. 401-405. (In Russian)

Budaragin V.P. Some results of the archaeographic work of the Ancient Repository: (80s). Works of the Department of Old Russian Literature, 1993, vol. 46, pp. 474-475. (In Russian)

Budaragin Vladimir Pavlovich. URL: http://www.ceo.spb.ru/rus/science/budagrin.v.p/index.shtml (access date: 02.06.2021). (In Russian)

Chernykh V.A. Archaeographic expeditions of 1982. Archaeographic Yearbook for 1982. Moscow, 1983, pp. 291-293. (In Russian)

Demkova N.S. A unique autograph of the life of Avvakum. Voprosy Jazykoznanija, 1969, no. 1, pp. 127-130. (In Russian)

Demkova N.S. Life of Archpriest Avvakum (creative history of the work). Leningrad, 1974, 168 p. (In Russian)

Demkova N.S. Unknown and unpublished texts from the works of Archpriest Avvakum. Proceedings of the Department of Old Russian Literature. Works of the Department of Old Russian Literature, 1965, vol. 21, pp. 211-239. (In Russian)

Dictionary of scribes and bookishness of Ancient Rus'. St. Petersburg, 1992, no. 3 (XVII century). Part 1: A-Z, 411 p. (In Russian)

Dictionary of scribes and bookishness of Ancient Rus'. St. Petersburg, 1992, no. 3 (XVII century). Part 2: I-O, 440 p. (In Russian)

Dictionary of scribes and bookishness of Ancient Rus'. St. Petersburg, 1998, no. 3 (XVII century). Part 3: P-S, 520 p. (In Russian)

Dictionary of scribes and bookishness of Ancient Rus'. St. Petersburg, 2004, no. 3 (XVII century). Part 4: T-Y, Additions, 889 p. (In Russian)

Dmitriev A.D. Inquisition in Russia. Moscow, 1937, 148 p. (In Russian)

Documents of the Discharge, Ambassadorial, Novgorod and Secret orders on schismatics in the cities of Russia 1654-1684. Moscow, 1990, 147 p. (In Russian)

Documents of the Order of Secret Affairs about schismatics 1665-1667. Moscow, 1986, 243 p. (In Russian)

Dolotov A. Church and sectarianism in Siberia. Novosibirsk, 1930, 128 p. (In Russian)

Grekulov E.F. Orthodox Inquisition in Russia. Moscow, 1964, 168 p.

Guryanova Natalya Sergeevna. URL: http://www.history.nsc.ru/st/gurianova.htm (access date: 02.06.2021). (In Russian)

In memory of Alexander Alexandrovich Amosov: meeting in the Pushkin House on May 29, 1996. Archaeographic Yearbook for 1996. Moscow, 1998, pp. 229-265. (In Russian)

Kartsov V.G. Religious schism as a form of anti-feudal protest in the history of Russia. Kalinin, 1971, Part 1, 160 p. (In Russian)

Kazantseva T.G. Singing alphabet from the collection of the Institute of History SB RAS (description). Archaeographical studies of national history: text of the source in literary and public relations: collection of scientific works. Novosibirsk: Publishing House of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2009, pp. 325-353. (In Russian)

Kazantseva T.G. Singing manuscripts of the Old Believers (From new acquisitions of ORKiR SPSTL SB RAS). Makushin readings, 2009, pp. 23-29. (In Russian)

Kazantseva T.G. The treasury of Russian ancient musical written language (on the collection of singing manuscripts on the Book Museum in SPSTL SB RAS). Bibliosphere, 2009, no. 1, pp. 94-98. (In Russian)

Klibanov A.I. History of religious sectarianism in Russia (60s of the 19th century — 1917). Moscow, 1965, 348 p. (In Russian)

Klibanov A.I. People's social utopia in Russia in the 19th century. Moscow, 1978, 342 p. (In Russian) Klibanov A.I. Religious sectarianism and modernity (sociological and historical essays). Moscow, 1963, 272 p. (In Russian)

Klibanov A.I. Religious sectarianism in the past and present. Moscow, 1973, 256 p. Kuskov VV. North Ural archaeographic expedition 1959. Works of the Department of Old Russian Literature, 1962, vol. 18, pp. 432-433. (In Russian)

Malyshev Vladimir Ivanovich. URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/malyshev_vi.htm (access date: 01.06.2021). (In Russian)

Molzinsky V.V. Historian N.M. Nikolsky. His views on the Old Believers in Russian history. Old Believers: history, culture, modernity, 2002, pp. 4-11. (In Russian)

Morozov VV. Archaeographic expeditions of 1977 and 1978. Archaeographic Yearbook for 1978. Moscow, 1979, pp. 353-356. (In Russian)

Morozov V.V. Archaeographic expeditions of 1979. Archaeographic Yearbook for 1979. Moscow, 1981, pp. 352-353. (In Russian)

Morozov VV. Archaeographic expeditions of 1980. Archaeographic Yearbook for 1980. Moscoe, 1981, pp. 349-351. (In Russian)

Morozov VV. Archaeographic expeditions of 1981. Archaeographic Yearbook for 1981. Moscow, 1982, pp. 355-357. (In Russian)

Parfentyev N.P. Hook manuscripts in the collections of the Sverdlovsk region. Works of the Department of Old Russian Literature, 1980, vol. 35, pp. 425-429. (In Russian)

Pihoya R.G. Archaeographic expeditions of the Ural University in 1974-1976. Works of the Department of Old Russian Literature, 1979, vol. 34, pp. 369-374. (In Russian)

Pihoya R.G. Archaeographic research in the program "Spiritual Culture of the Urals". Archeography and the study of spiritual culture. Sverdlovsk, 1987, pp. 3-4. (In Russian) Pokrovsky N.N. Journey for rare books. Moscow, 1984, 191 p. (In Russian)

Pokrovsky N.N. Searches and finds of monuments of Cyrillic writing and printing in Siberia. Slavic almanac, 2003, vol. 2002, pp. 4-15. (In Russian)

Pozdeeva I.V. Comprehensive studies of modern traditional culture of Russian Old Believers. Results and prospects. World of Old Believers. Living traditions: results and prospects of comprehensive studies of Russian Old Believers. Moscow, 1998, no. 4, pp. 12-24. (In Russian)

Pushkov V.P. "The planned miracle of search, or education through archaeography" (To the anniversary of I.V. Pozdeeva). Archaeographic Yearbook for 2004. Moscow, 2005, pp. 139-156. (In Russian)

Rumyantseva V.S. Patriarch Nikon and spiritual culture in Russia in the 17th century. From the handwritten heritage of Patriarch Nikon: "Rules of Christian life ("necessary Commandments")." Research and publication. Moscow, 2010, 255 p. (In Russian)

Rumyantseva V.S. Popular anti-church movement in Russia in the 17th century: documents from the order of secret cases of schismatics, 1665-1667. Moscow, 1986, 264 p. (In Russian)

Sarafanova N.S. The idea of equality of people in the writings of Archpriest Avvakum. Proceedings of the Department of Old Russian Literature. Moscow, Leningrad, 1958, vol. 14, pp. 385-390. (In Russian)

Sen D.V. Cossacks of the Don and North-Western Caucasus in relations with the Muslim states of the Black Sea region (second half of the 18th — early 18th centuries). Rostov-on-Don, 2009, 280 p. (In Russian) Taranets S.V. Archaeographic and scientific activities of the leading researcher of the Library of the Russian Academy of Sciences Nikolai Yuryevich Bubnov. The fate of the Old Believers in the 20th — early 21st centuries: history and modernity. Collection of scientific works and materials. Kyiv, Vinnytsia, 2011, no. 5, pp. 73-116. (In Russian) Tree storage. URL: https://lai-urgi.urfu.ru/ru/drevlekhranilishche/ (access date: 02.06.2021). (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.