Научная статья на тему 'Наталья Сергеевна Демкова исследователь старообрядчества'

Наталья Сергеевна Демкова исследователь старообрядчества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. С. Демкова / старообрядчество / археография / «Житие протопопа Аввакума» / научное наследие / N. S. Demkova / Old Believers / archeography / «The Life of Archpriest Avvakum» / scientific heritage

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лариса Денисовна Демидова

В статье представлен обзор научного наследия Н. С. Демковой в области старообрядческой литературы. Показаны методы работы, круг рассматриваемых проблем, работа по подготовке к изданию и вклад исследовательницы в формирование современных представлений о раннем старообрядчестве, в особенности о жизни и сочинениях протопопа Аввакума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natalia Sergeevna Demkova researcher of the Old Believers

The article presents an overview of the scientific heritage of N. S. Demkova in the field of Old Believer literature. The methods of work, the range of problems under consideration, the work on preparing for publication and the contribution of the researcher to the formation of modern ideas about the early Old Believers, in particular, the life and writings of Archpriest Avvakum, are shown.

Текст научной работы на тему «Наталья Сергеевна Демкова исследователь старообрядчества»

ПУБЛИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ, ОБЗОРЫ, МАТЕРИАЛЫ, ВОСПОМИНАНИЯ

PUBLICATION OF SOURCES, REVIEWS, MATERIALS, MEMORIES

Научная статья /Article

УДК 001(091)+930.2

https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-l-2-77

Наталья Сергеевна Демкова - исследователь старообрядчества

Лариса Денисовна Демидова

Институт истории Сибирского отделения РАН, Новосибирск, Россия lardem.nsk@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7552-6822

Аннотация. В статье представлен обзор научного наследия Н. С. Демковой в области старообрядческой литературы. Показаны методы работы, круг рассматриваемых проблем, работа по подготовке к изданию и вклад исследовательницы в формирование современных представлений о раннем старообрядчестве, в особенности о жизни и сочинениях протопопа Аввакума.

Ключевые слова: И. С Демкоеа, старообрядчество, археография, «Житие протопопа Аввакума», научное наследие

Для цитирования: Демидова JI. Д. Наталья Сергеевна Демкова - исследователь старообрядчества // Вестник Сыктывкарского государственного университета. Серия гуманитарных наук. 2023. № 1-2. С. 77-90. https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-l-2-77

Финансирование. Статья выполнена по теме госзадания «Память о прошлом в письменных источниках XVI-XX вв.: актуализация событий, трансляция культурных традиций, исследовательские практики» (FWZM-2021-0005).

Natalia Sergeevna Demkova - researcher of the Old Believers

Larisa D. Demidova

Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia lardem,nsk(§)gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-7552-6822

Abstract. The article presents an overview of the scientific heritage ofN. S. Demkova in the field of Ok! Believer literature. The methods of work, the range of problems under consideration, the work on preparing for publication and the contribution of the researcher to the formation of modern ideas about the early Old Believers, in particular, the life and writings of Archpriest Avvakum, are shown.

Keywords: N. S. Demkova, Old Believers, archeography, «The Life of Archpriest Awakum», scientific heritage

For citation: Demidova L. D. Natalia Sergeevna Demkova - researcher of the Old Believers. Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya gumanitarnykh nauk = Bulletin of Syktyvkar University. Humanities Series. 2023, 1-2: 77-90. (In Russ.) https://doi.org/10.34130/2306-8450-2023-l-2-77

Acknowledgments. The article was made on the topic of the state assignment "Memory of the Past in Written Sources of the 16th-20th Centuries: Updating Events, Broadcasting Cultural Traditions, Research Practices" (FWZM-2021-0005).

Наталья Сергеевна Демкова является, вне всякого сомнения, одним из исследователей, чьи труды определили лицо «золотого» (середины - второй половины XX в.) периода изучения старообрядчества, который был ознаменован впечатляющими открытиями, тонкостью и глубиной источниковедческих штудий, появлением новых исследовательских тем и сюжетов, а главное - вновь возрожденным общественным интересом к фигуре протопопа Аввакума, а отчасти и его соратников. Отсветы этой эпохи продолжают ощущаться до сих пор, когда поток новых знаний о начале раскола уже не столь велик. В 1958 г. впервые выступив в печати со статьей «Идея равенства людей в сочинениях протопопа Аввакума» [Демкова, 1958], исследовательница, в чей круг научных интересов входили очень разные сюжеты древнерусской, а отчасти и новой литературы, на протяжении всей жизни не оставляла избранную тему. Последним ее трудом (вышедшим уже после смерти в 2019 г.) стала подготовка к изданию всех известных авторских редакций «Жития» Аввакума.

В одной из ранних своих работ - программной статье, написанной совместно с Р. П. Дмитриевой и М. А. Салминой [Демкова, Дмитриева, Салмина, 1964] и посвященной проблемам (а точнее, пробелам - таков ее заголовок) изучения древнерусских повестей - еще одно исследовательское направление, к которому Н. С. Демкова неизменно возвращалась на протяжении всей жизни, - был выдвинут бескомпромиссный тезис о необходимости полного изучения рукописного материала, какими бы многочисленными ни были списки той или иной повести. Смысл такого тщательного исследования состоял в том, чтобы выделить авторский текст и проследить позднейшие наслоения, а также эволюцию самого жанра повести. О необходимости подобной работы писали еще учителя и старшие коллеги Н. С. Демковой - В. П. Адрианова-Перетц, И. П. Еремин. Однако воплощением этого замысла непосредственно занялось уже следующее поколение исследователей, включая коллег и учеников Н. С. Демковой. На практике это нередко приводило к появлению впечатляющих генеалогических стемм и гигантского размера текстологических таблиц, учитывающих мельчайшие разночтения сотни, а то и двух сотен рукописей. Этого же принципа Н. С. Демкова неукоснительно придерживалась и в исследовании сочинений протопопа Аввакума: источниковедческую основу ее кандидатской диссертации «"Житие протопопа Аввакума". Творческая история

произведения» (1969 г.) и одноименной книги, вышедшей из печати в 1974 г. [Демкова, 1974а], составило изучение 57 списков «Жития».

Необходимость такого исследования была продиктована, в первую очередь, результатами и стремительного развития полевой археографии, и обследования архивов, принесшими немало новых открытий - материалов об Аввакуме и первом поколении старообрядческих идеологов (у истоков возрождения того и другого в 30-е гг. XX в. стоял старший коллега Н С Демковой В. И Малышев). Однако именно Н. С. Демковой удалось предложить и аргументированно обосновать совершенно новый взгляд на историю и последовательность авторских редакций «Жития», создававшегося пустозерским сидельцем в 16691975 гг.: первоначальная редакция (в основе которой лежал предполагаемый протограф Прянишниковского списка), редакция Б (исследовательница выделила два ее вида - основной и особый), и созданные на основе последнего редакция А (пожалуй, самая знаменитая, чаще других издававшаяся и наиболее цитируемая в силу своей идейной и литературной цельности) и редакция В1. Текстологические наблюдения сочетались в этой фундаментальной работе с подходом к исследованию рукописных сборников как комплексов сочинений, а не изучению одного лишь текста «Жития». Сейчас подобный взгляд на старообрядческую книгу представляется, вероятно, неким «общим местом», но именно Н. С. Демкова на практике продемонстрировала потенциал этого метода. В позднем (XIX в.) Прянишниковском сборнике, на первый взгляд представлявшемся бессистемным нагромождением фрагментов, ею были выявлены следы пустозерского архива (по ее предположению, этот архив сохранился в протографе сборника), благодаря чему исследовательнице и удалось выделить первоначальную редакцию «Жития». Два других интересных примера, ярко характеризующих методы работы Н. С. Демковой, были в свое время отмечены Н Н Покровским в рецензии на ее книгу: это выделение разновременных слоев в сборнике И. Н. Заволоко (автограф Аввакума и Епифания, содержащий редакцию В «Жития»), которое позволило показать ненадежность использования датировки одной из частей рукописи для датирования другой, а также тщательное исследование двух сборников, содержащих редакцию Б, в результате чего было опровергнуто предположение о наиболее раннем происхождении этой редакции. Оказалось, что ее краткость вторична и является результатом позднейшей стилистической обработки «Жития», которую претерпели и другие

1 Исследовательница не стала вводить новые обозначения редакций, воспользовавшись некогда предложенными Я. Л. Барсковым в «Памятниках истории старообрядчества XVII в.» [Памятники, 1927], хотя алфавитный порядок в этой новой схеме уже не соответствует ни генеалогическому, ни хронологическому порядку появления редакций. В своих работах Н. С. Демкова также оставалась верна цитированию этого хотя и устаревшего, но полного академического издания сочинений Аввакума, в то время как сама приложила немало усилий к подготовке нескольких самых известных изданий «Жития» в XX в. (об этом - ниже).

ранние старообрядческие сочинения этого рукописного комплекса [Покровский, 1976, с. 207-208].

Тщательное исследование рукописной истории «Жития» стало основанием и для литературоведческих наблюдений, которые до появления этой работы были не вполне очевидны, сейчас же являются аксиомой. Анализируя изменения, сделанные Аввакумом от редакции к редакции, Н. С. Демкова привела убедительные аргументы в пользу того, что два типа повествования, используемые протопопом, - «событийное», близкое летописному, и новеллистическое (описание отдельных ярких эпизодов жизни) в равной мере создают художественное единство произведения, рассказывающего о нравственном формировании личности Аввакума.

Не удивительно, что естественным продолжением этого труда стала многолетняя работа Н. С. Демковой по изданию и комментированию «Жития» и других сочинений Аввакума. Через год после выхода монографии увидело свет фототипическое издание Пустозерского сборника И. Н. Заволоко, содержащего автографы Аввакума и Епифания - одного из самых громких археографических открытий 60-х гг. XX в. [Пустозерский сборник, 1975]. Н. С. Демковой принадлежала в этом издании, без сомнения, ведущая роль. Так как помимо фототипического воспроизведения тексты сборника были изданы и наборным способом - для удобства широкого круга специалистов, Н. С. Демкова принимала самое активное участие в разработке принципов публикации текста (издания подобного рода были редки, для каждого случая способ воспроизведения рукописного текста разрабатывался отдельно). Ею же было выполнено детальное палеографическое описание и текстологическое исследование рукописи, а также выявлены источники явных цитат и скрытых отсылок, найдены параллели в старообрядческой публицистике. В книгу вошло более подробное, нежели в диссертации и книге, исследование редакции В «Жития», хотя основные выводы и остались при этом неизменными. В этом издании первой из исследователей Н. С. Демкова обратилась к еще одному сочинению Аввакума из сборника И. Н. Заволоко - «Снисканию и собранию о божестве и твари» - по ее выражению, «своеобразному Шестодневу XVII в.». Комментарий к «Житию» в издании 1975 г. стал фактическим продолжением работы, результаты которой ранее были изложены Н. С. Демковой в статьях «Произведения древнерусской письменности в сочинениях протопопа Аввакума» [Демкова, 1962] и «Иоанн, экзарх Болгарский, в сочинениях протопопа Аввакума» [Демкова, 1963]. Определение круга источников (т. е. в конечном счете, круга чтения Аввакума), занимавшее еще дореволюционных исследователей, получило в этом издании наиболее полное выражение и является образцовым.

Кроме публикации сборника И. Н. Заволоко Н. С. Демкова принимала самое активное участие в подготовке наиболее известных, хотя и не полных, изданий сочинений Аввакума - 1960 и 1979 гг. (челобитные, письма, послания

и Прянишниковский список «Жития», а также комментарии к ним) [Житие, 1960; Житие, 1979]. Эти книги задумывались, скорее, как адресованные широкому кругу читателей, однако обе они часто цитировались и продолжают цитироваться и в специальных работах, посвященных старообрядчеству, что служит лучшим подтверждением их высокого качества. Сказанное в равной мере справедливо и в отношении посвященных ранним старообрядческим сочинениям разделов «Памятников древнерусской литературы» [Памятники, 1988; Памятники, 1989] и «Библиотеки литературы Древней Руси» [Библиотека, 2013], также подготовленных Н. С. Демковой, в ряде случаев - совместно с учениками. Полностью «авторским» стало для нее издание сочинений Аввакума 2010 г., в котором Н. С. Демкова выступила в роли, напоминающей старообрядческих книжников: она и определила состав публикуемых текстов, и расположила их так, чтобы последовательно показать разные грани неординарной личности Аввакума [Житие, 2010]. В результате Н. С. Демковой удалось не только «предложить "ансамбль" текстов, который составляет целостную "книгу Аввакума", но и создать '"книгу об Аввакуме"» [Гурьянова, Одиноков, 2011]. «Народным» можно назвать издательский вариант этой книги 2011 г., вышедший под мягкой обложкой в популярной многотиражной серии «Азбука-Классика» [Житие, 2011]. Долгое время книга была доступна в книжных магазинах даже с весьма скромным ассортиментом.

Отдельно необходимо сказать несколько слов о книге, появившейся в 2019 г., уже после смерти исследовательницы. Ее, без сомнения, можно назвать и венцом творческой биографии Н. С. Демковой, и одновременно - свидетельством безмерного уважения к учителю и ученому: издание было закончено и подготовлено к печати Л. В. Титовой, ученицей, коллегой и многолетним соавтором Н. С. Демковой [Житие, 2019]. В книгу впервые вошли все тексты оригинальных авторских редакций «Жития», опубликованные по наиболее авторитетным спискам (редакции А и В по автографам - Пустозерским сборникам В. Г. Дружинина и И. Н. Заволоко, особая, первоначальная редакция -по Прянишниковскому списку), заново были опубликованы основные статьи Н. С. Демковой, посвященные соотношению редакций, специфике жанра, композиции и художественным особенностям «Жития». Таким образом, читателю книги представилась возможность самому увидеть вехи осмысления собственной жизни пустозерским узником, ведь исследовательницу никогда не интересовала только формальная, источниковедческая или литературоведческая сторона эволюции текста. Начиная с самых первых своих работ, она последовательно проводила мысль о том, что и существование нескольких авторских редакций, и своеобразие жанра «Жития» - свидетельство огромной внутренней работы Аввакума, показать смысл которой и было главной ее задачей. Необходимо напомнить, что предыдущая публикация авторских редакций «Жития» была предпринята более ста лет назад, в 1916 г, Я. Л. Барсковым (вышла в 1927 г.) и в течение XX в., даже основательно устарев.

оставалась непревзойденной. Н. С. Демковой удалось повторить этот выдающийся опыт академического издания всех выявленных редакций памятника на современном уровне. Обращение к этому изданию еще долгое время будет и уместно, и необходимо в самом взыскательном и строгом историческом или литературоведческом исследовании.

Неукоснительно следование некогда усвоенным правилам о необходимости тщательного изучения списков того или иного сочинения прежде анализа его содержания нередко приводило к тому, что подавляющее большинство трудов Н. С. Демковой о старообрядчестве сочетали в себе и публикацию источников, и собственно исследование. В этой области трудно указать на такую ее работу, рассуждение и выводы которой не имели бы никакого отношения к источниковедению, а были бы основаны на давно введенном в оборот и хорошо исследованном кем-то другим материале. Напротив, знакомство с любым ее исследованием-публикацией показывает, что либо предшественники Н. С. Демковой были немногочисленны, либо она и вовсе выступала первопроходцем, обращаясь к рукописным материалам, которые вряд ли привлекли бы внимание любителей «большого стиля». Так, Прянишниковская редакция «Жития» стала громким событием, но большинство других сочинений сборника, приписываемых Аввакуму, представляют собой «малоинформативные», на первый взгляд, отрывки, в хитросплетении которых Н. С. Демкова не только разобралась, но и сумела показать их место в творчестве Аввакума. Она переиздала или издала впервые и прокомментировала целый ряд неизвестных писем и посланий, редкое и раннее, 1664 г., «Писанейце» Федору Ртищеву [Демкова, 19746], «вторую» челобитную царю Алексею Михайловичу (выяснив, что ее «черновик», дошедший на обороте «чистовика», скорей всего, является более поздней редакцией) [Демкова, 19936]. Новая публикация послания «Трем неизвестным» [Демкова, 1960] сопровождалась не только установлением личности адресатов, но и подробным экскурсом в древнерусскую экзегетику, благодаря чему Аввакум предстал не только в своем обычном образе писателя-новатора, но и крайне увлеченного и непосредственного в своем восприятии читателя.

При этом Н. С. Демкова вовсе не была чужда концептуальному взгляду на исследуемый материал. Общеметодологический подход, определявший в 5080-е гг. отношение к старообрядческой литературе как к литературе демократической и «антифеодальной», иными словами, литературе, тесно связанной с развитием тогдашнего общества, не был в ее случае пустой «идеологической оберткой». Но не был и казенным доктринерством: рассуждения на эту тему изложены в статье, написанной уже в эпоху методологического плюрализма совместно с М. В Рождественской, ученицей и младшей коллегой Н. С Демковой. Признавая «этикетность» официальных советских формулировок о «классовых основах» литературы (и не преминув отметить их живучесть в другом обличье: «теперь бы мы сказали

о "социокультурных основах"»), соавторы, как представляется, нашли очень точную формулу, описывающую суть их отношения к работе: «догматизм подстерегает нас и в менее жестокие эпохи, он подстерегает всякого исследователя, как только он снижает требования к своему труду». Думается, слова, сказанные тогда же о В. П. Адриановой-Перетц, можно применить и к самой Н. С. Демковой: ее исследования «не декларировали новизну русской литературы XVII в , но путем тщательного текстологического и историко-литературного анализа конкретных памятников показывали ее», показывали «ценность человеческой личности, новый взгляд авторов на мир, на читателя, на литературного героя» [Демкова, Рождественская, 2001, с. 786-788]. Статьи «Драматизация повествования в сочинениях протопопа Аввакума» [Демкова, 1988], «Аввакум и традиции устного рассказа» [Демкова, 1990], «Сочинения писателей круга Аввакума и публицистика Смутного времени» [Демкова, 1991], «Из комментария к "Книге Толкований" Аввакума (тема пророка в ранней старообрядческой публицистике)» посвящены показу того, как и какие именно «стилистические явления... отражают ту свободу, которая появилась в конце средневековья у книжников» [Демкова, 1993а, с. 303]. При этом, оставаясь в рамках академического исследования, формулируя научную проблему, нередко многоаспектную, Н. С. Демкова обладала редко встречающимся даром одновременно показать и красоту произведения. Так, статья, посвященная сочинению Аввакума «О трех исповедницах слово плачевное» [Демкова, 19836] содержит не только оригинальный вывод о том, что это произведение одновременно принадлежит и агиографическому (поскольку прославляет мученический подвиг боярыни Морозовой), и автобиографическому (для написавшего его Аввакума) жанру, но и является настоящим гимном боярыне Морозовой, созданным самой исследовательницей. Представляется, что текст «Слова» оказался включен ею в итоговую публикацию «Жития» в качестве приложения не в последнюю очередь по этой причине.

Много времени посвятив работе с сочинениями Аввакума, Н. С. Демкова прекрасно ориентировалась и в составе рукописных сборников, содержащих его сочинения, и в литературе раннего старообрядчества в целом, ряд произведений которой стал темой для научных работ, защищенных под ее руководством [Списки дипломных сочинений, 2005, с. 325-329]. Многое в этой области сделала и она сама, благодаря чему известность обрели такие сочинения, как «Исповедание» Игнатия Соловецкого (яростного адепта самосожжений) [Демкова, 1983а], «Жалобница» поморских старцев (сочинение, напротив, осуждавшее самосожжения и, предположительно, предшествовавшее созданию самого известного на эту тему произведения - «Отразительного писания» инока Ефросина) [Демкова, 1985], «Писанейце» керженских старцев в защиту сочинений Аввакума - важнейший источник по истории старообрядческих распрей конца XVII — начала XVIII вв., уходящих корнями в догматические споры пустозерцев - протопопа Аввакума и дьякона Федора [Демкова, 1989],

«Прение верного инока с отступником» - интересный образец агитационной литературы, ориентированный на массового читателя, но созданный под влиянием произведений инока Авраамия - одного из идеологов раннего старообрядчества [Демкова, 1961]. Фактически заново Н. С. Демковой было открыто имя раннего старообрядческого писателя Епифания Пелшемского (от него дошли лишь два сочинения) - яркой, судя по крупицам биографических сведений, личности со своеобразным, несколько похожим на Аввакума литературным стилем [Демкова, 19746].

Можно только сожалеть о том, что о полевой археографической работе Н. С. Демковой опубликовано совсем немного воспоминаний1. Судя по изданным отчетам (которые исследовательница регулярно помещала в «Трудах отдела древнерусской литературы» Пушкинского Дома в период с 1958 по 1976 г.), такая ситуация совершенно не соответствует ни содержанию этой работы, ни ее результатам. Работая по принципу: «еда и сон - потеря темпа» [Волкова, 2019, с. 140], Н. С. Демкова-археограф с 1958 г. не только принимала участие в экспедициях Пушкинского дома, пополнив коллекции Древлехранилища почти пятью сотнями рукописей [Бударагин, 2005, с. 306], но и сама явилась вдохновителем и организатором археографических экспедиций Ленинградского университета на Северную Двину и Печору, которые впоследствии были возобновлены ее учениками.

Участие Н.С. Демковой в этих экспедициях, в свою очередь, было продолжением дела жизни В. И. Малышева. Два этих имени нередко стояли рядом и в заголовках статей, и являют собой пример, возможно, не всегда гладкого, но равноправного и плодотворного сотрудничества ученых, принадлежавших к разным поколениям, однако страстно преданных одним и тем же темам. Всей душой Н. С. Демкова приветствовала идею В. И. Малышева об издании полного корпуса выявленных документальных материалов о протопопе Аввакуме. Как исполнение этого завещания она воспринимала подготовку к печати малышевской «Летописи жизни протопопа Аввакума», существовавшую на момент его смерти в виде незаконченной картотеки [Малышев, 1985]. Развивая его идеи в докладе 1994 г. «Тексты сочинений "отцов-основателей" старообрядчества, их архивные перемещения и хранение» (опубликован в 1998 г. в сборнике «Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества»), Н.С. Демкова подвела краткий итог изучения раннестарообрядческой книжности и предложила создать единую источниковедческую базу, в которой со временем были бы учтены все рукописи, сохранившие тексты современников Аввакума [Демкова, 1998]. Исследовательница предполагала, что такой труд стал бы современным аналогом «Материалов для истории раскола за первое время его существования»

1 Одним из немногих исключений является серия воспоминаний учениц Н. С. Демковой, опубликованная в Вестнике Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2022. № 1-2.

Н. И. Субботина, выполненным, однако, на более высоком источниковедческом уровне: с полным учетом и археографическим обследованием существующих списков, детальным текстологическим изучением сочинений. Ею же были описаны и основные проблемы, которые подстерегают исследователей на этом пути, и составлено своего рода руководство к нему - библиографический перечень. Пожалуй, библиографический перечень - это единственное, что за прошедшее время устарело в этом докладе. Исполнение долга перед отцами-основателями старообрядчества, которому посвятила Н. С. Демкова свою научную жизнь, все еще актуально.

Список источников

1. Библиотека, 2013 - Библиотека литературы Древней Руси. Т. 17. XVII век. СПб.: Наука, 2013. С. 50-129, 147-228, 285-296, 348-364, 514-545, 551-580, 589-593, 612-616.

2. Бударагин, 2005 - Бударагин В. П. Н. С. Демкова и Древлехранилище Пушкинского Дома // О древней и новой литературе : сб. статей в честь проф. Натальи Сергеевны Демковой / отв. ред. М. В. Рождественская. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. С. 305-308.

3. Волкова, 2019 - Волкова Т. Ф. Учитель, наставник, друг // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2019. Вып. 1. С. 139-140.

4. Гурьянова, Одинокое, 2011 - Гурьянова Н. С., Одиноков В. Г. Жизнь в веках // Русская литература. 2011. № 3. С. 222-224.

5. Демкова, 1958 - Демкова Н. С. Идея равенства людей в сочинениях протопопа Аввакума//ТОДРЛ. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. Т. 14. С. 385-390.

6. Демкова, 1960 - Демкова Н. С. Неизданное сочинение протопопа Аввакума // ТО ДРЛ. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. Т. 16. С. 257-269.

7. Демкова 1961- Демкова Н. С. «Прение верного инока с отступником» (Из истории старообрядческой литературы XVII в.) // ТО ДРЛ. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. Т. 17. С. 281-289.

8. Демкова, 1962 - Демкова Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях протопопа Аввакума // ТО ДРЛ. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. Т. 18. С. 329-340.

9. Демкова, 1963 - Демкова Н. С. Иоанн, экзарх Болгарский, в сочинениях протопопа Аввакума // ТО ДРЛ. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. Т. 19. С. 364-372.

10.Демкова, 1974а - Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума: (Творческая история произведения). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 168 с.

11 .Демкова, 19746 - Демкова Н. С. Из истории ранней старообрядческой литературы : I. «Писанейце» протопопа Аввакума Федору Михайловичу Ртищеву (конец июля —август 1664 г.). II. Отрывок из неизвестного сочинения Аввакума об антихристе. III. О старце Епифании Пелшемском, последователе Аввакума, тезке соловецкого инока Епифания // ТО ДРЛ. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1974. Т. 28. С. 385-392.

12. Демкова, 1983а - Демкова Н. С. Из истории ранней старообрядческой литературы. IV. «Исповедание» Игнатия Соловецкого (1682 г.) и отклики современников на разгром царскими войсками Соловецкого монастыря в 1676 г. // ТО ДРЛ. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1983. Т. 37. С. 318-325.

13 .Демкова, 19836 - Демкова Н. С. К вопросу о жанровом своеобразии сочинений Аввакума («О трех исповедницах слово плачевное») // Рукописная традиция XVI-XIX вв.

на востоке России. Новосибирск: Наука. 1983. С. 15-26 (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 7).

14. Демкова, 1985 - Демкова Н. С. Из истории ранней старообрядческой литературы. V. «Жалобница» поморских старцев против самосожжений (1691 г.) // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1985. С. 48-61.

15 .Демкова, 1988 - Демкова Н. С. Драматизация повествования в сочинениях протопопа Аввакума // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1988. Т. 41. С. 302-316.

16. Демкова, 1989 - Демкова Н. С. «Писанейце» керженских старцев в защиту сочинений Аввакума (1704 г.) // Публицистика и исторические сочинения периода феодализма. Новосибирск: Наука, 1989. С. 174-179.

17. Демкова, 1990 - Демкова Н. С. Аввакум и традиции устного рассказа // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа : тез. докл. Ч. 2 ; Археография и книжность. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1990. С. 32.

18 .Демкова, 1991 - Демкова Н. С. Сочинения писателей круга Аввакума и публицистика Смутного времени (К постановке проблемы) // Источники по истории народной культуры Севера : межвуз. сб. науч. трудов. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1991. С. 36-42.

19. Демкова, 1993а - Демкова Н. С. Из комментария к «Книге толкований» Аввакума (Тема пророка в старообрядческой публицистике) // ТО ДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. Т. 47. С. 308-311.

20. Демкова, 19936 - Демкова Н. С. Новый текст «второй» челобитной Аввакума царю Алексею Михайловичу//ТО ДРЛ. СПб.: Дмшрий Буланин, 1993. Т. 48. С. 306-313.

21 .Демкова, 1998 - Демкова Н С. Сочинения протопопа Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества : материалы и исследования. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1998. 331 с.

22 .Демкова, Дмитриева, Сашина, 1964 - Демкова Н С., Дмитриева Р. П., Салмина М. А. Основные пробелы в текстологическом изучении оригинальных древнерусских повестей//ТОДРЛ. М ; Л.: Наука. 1964. Т. 20. С. 139-179.

23.Демкова, Рождественская, 2001 - Демкова Н. С., Рождественская М. В. Освобождение от догм? (По поводу статьи Л. И. Сазоновой и М. А. Робинсона «Изучение литературы русского средневековья и идеологизированная методология?») // ТОДРЛ. СПб.: Дмшрий Буланин, 2001. Т. 52. С. 786-788.

24. Житие, 1960 - Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / под ред. Н. К. Гудзия: подгот. текста и коммент. Н. К. Гудзия. В. Е. Гусева, А. С. Елеонской, А. И. Мазунина, В. И. Малышева, Н. С. Сарафановой. М.: Гослитиздат, 1960.480 с.

25. Житие, 1979 - Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / подгот. текста и коммент. Н. К. Гудзия, В. Е. Гусева, Н. С. Демковой, А. С. Елеонской, А. И. Мазунина. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1979. 367 с.

26. Житие, 2010 - Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / сост.. подгот. текста к изд.. коммент.. вступ. ст. Н. С. Демковой. СПб: Азбука. 2010. 382 с.

27. Житие, 2011 - Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / сост.. подгот. текста к изд.. коммент.. вступ. ст. Н. С. Демковой. М.: Азбука-Классика, 2011. 382 с.

28. Житие, 2019 - Житие протопопа Аввакума : Научное издание / изд. подг. Н. С. Демкова, Л.В.Титова. СПб.: Наука, 2019. 455 с. (Серия «Литературные памятники»),

29. Малышев, 1985 - Малышев В. И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность : По материалам Пушкинского Дома : сб. науч. тр. Л.: Наука, 1985. С. 277-322.

30. Памятники, 1927 - Памятники истории старообрядчества XVII в. Л.: АН СССР, 1927. Кн. 1. Вып.1. 590 с. (Русская историческая библиотека. Т. 39).

31. Памятники, 1988 - Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн. первая. М.: Художественная литература, 1988. С. 523-593, 674-703.

32. Памятники, 1989 - Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн. вторая. М.: Художественная литература, 1989. С. 337-454, 485-502, 632-673, 681-686.

33. Покровский, 1976 - Покровский Н. Н. Книга о Житии протопопа Аввакума // Русская литература. 1976. № 2. С. 207-208.

34. Пустозерский сборник, 1975 - Пустозерский сборник : Автографы сочинений Аввакума и Епифания / изд. подгот. Н. С. Демкова, Н. Ф. Дробленкова. Л. И. Сазонова; под ред. В. И. Малышева (отв. ред.), Н. С. Демковой, Л. А. Дмитриева. Л.: Наука, 1975. XIV, 264 с. 194 л. факсимиле.

35. Списки дипломных сочинений, 2005 - Списки дипломных сочинений, написанных в Семинаре Н. С. Демковой и защищенных в 1967-2004 гг. // О древней и новой литературе : сб. статей в честь проф. Натальи Сергеевны Демковой / отв. ред. М. В. Рождественская. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. С. 325-329.

References

1. Library, 2013 - Biblioteka literatury Drevnej Rusi. T. 17. XVII vek [Library of literature of Ancient Russia. Vol. 17. XVII century], St. Petersburg: Nauka, 2013. Pp. 50-129, 147-228, 285-296, 348-364, 514-545, 551-580, 589-593, 612-616. (InRuss.)

2. Budaragin, 2005 - Budaragin V. P. N. S. Demkova and the Ancient Repository of the Pushkin House. О drevnej i novoj literature : sb. statej v chest' prof. Natal'i Sergeevny Demkovoj / otv. red. M. V. Rozhdestvenskaya [About ancient and new literature : collection of articles in honor of Prof. Natalia Sergeevna Demkova / ed. by M. V. Rozhdestvenskaya]. St. Petersburg: Faculty of Philology of St. Petersburg State University, 2005. Pp. 305-308. (In Russ.)

3. Volkova, 2019 - Volkova T. F. Teacher, mentor, friend. Vestnik Syktyvkar-skogo universiteta. Seriya gumanitarnyh nauk [Bulletin of Syktyvkar University. Humanities Series]. 2019. Issue 1, pp. 139-140. (InRuss.)

4. Guryanova, Odinokov, 2011 - GuryanovaN. S., Odinokov V. G. Life in the centuries. Russkaya literatura [RussianLiterature]. 2011. No 3, pp. 222-224. (InRuss.)

5. Demkova, 1958 - Demkova N. S. The idea of human equality in the writings of Archpriest Awakum. TODRL. Moscow; L.: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1958. Vol. 14, pp. 385-390. (InRuss.)

6. Demkova, 1960 - Demkova N. S. Unpublished work of Archpriest Awakum. TODRL. Moscow; L.: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1960. Vol. 16, pp. 257-269. (InRuss.)

7. Demkova 1961- Demkova N. S. "The debate of a faithful monk with an apostate" (From the history of Old Believer literature of the XVII century). TODRL. Moscow; L.:

Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1961. Vol. 17. pp. 281-289. (InRuss.)

8. Demkova, 1962 - Demkova N. S. Works of Ancient Russian writing in the works of Archpriest Awakuin. TODRL. Moscow; L.: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1962. Vol. 18, pp. 329-340. (InRuss.)

9. Demkova, 1963 - Demkova N. S. Ioann. exarch of Bulgaria, in the writings of the Archpriest Awakuin. TODRL. Moscow; L.; Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1963. Vol. 19, pp. 364-372. (InRuss.)

10. Demkova, 1974 - Demkova N. S. Zhitie protopopa Awakuma . (Tvorcheskaya isto-riya proizvedeniya) [The life of Protopop Awakuin : (The Literary histoiy of the oeuvre)]. L.; Publishing House of the Leningrad university, 1974. 168 p. (In Russ.)

11. Demkova, 1974b - Deinkova N. S. From the history of early Old Believer literature: I. "Pisaneyce" by Archpriest Awakuin to Fyodor Mikhailovich Rtischev (late July —August 1664). II. An excerpt from an unknown work of Awakum about the Antichrist. III. About Elder Epiphany of Pelsheinsky. a follower of Awakuin. namesake of the Solovetsky monk Epiphany. TODRL. L.: Nauka, Leningrad Branch, 1974. Vol. 28, pp. 385-392. (InRuss.)

12. Demkova, 1983a - Demkova N. S. From the history of early Old Believer literature. IV. The "Confession" of Ignaty Solovetsky (1682) and tlie responses of contemporaries to the defeat of the Solovetsky Monastery by the tsar's troops in 1676. TODRL. L.: Nauka, Leningrad Branch, 1983. Vol. 37, pp. 318-325. (InRuss.)

13. Demkova, 1983b - Deinkova N. S. On the question of the genre originality of Avvakum's writings ("A deplorable word about the three confessors"). Rukopisnaya tradiciva XVI—XLX iv. na vostoke Rossii [Manuscript tradition of the XVI—XIX centuries in the East of Russia]. Novosibirsk: Nauka, 1983. Pp. 15-26 (Archeography and Source Studies of Siberia. Issue 7). (InRuss.)

14. Deinkova. 1985 - Deinkova N. S. From the histoiy of early Old Believer literature. V. "The complaint" of the Poinor elders against self-immolations (1691). Drewierusskaya knizh-nost'. Po materiaiam Pushkimkogo Doma [Old Russian Literature : Based on the materials of the Pushkin House]. L.: Nauka. Leningrad Branch, 1985. Pp. 48-61. (In Russ.)

15. Demkova, 1988 - Demkova N. S. Dramatization of the narrative in the writings of the Archpriest Awakum. TODRL. L.: Nauka, 1988. Vol. 41, pp. 302-316. (InRuss.)

16. Demkova, 1989 - Demkova N. S. "Pisaneyce" of the Kerzhensky elders in defense of the writings of Awakum (1704,). Publicistika i istoricheskie sochineniva perioda feodalizrua [Publicistic and historical writings of the period of feudalism], Novosibirsk: Nauka, 1989. Pp. 174-179. (InRuss.)

17. Demkova, 1990 - Demkova N. S. Awakum and traditions of oral storytelling. Usmye i pis'mermye tradicii v duhovnoj kui'ture rtaroda : tez. dokl Ch. 2 . Arheografiva i knizh-nost' [Oral and written traditions in the spiritual culture of the people : tez. Report. Part 2 : Archeography and book culture], Syktyvkar: Publishing House of Syktyvkar State University, 1990. P. 32. (InRuss.)

18. Demkova, 1991 - Deinkova N. S. The works of writers of the Awakum circle and the publicist of the Time of Troubles (To the formulation of the problem). Istochniki po istorii narodnoj kul'tury Se\>era : mezhvuz. sb. nauch. trudov [Sources on the history of the folk culture of the North: inter-university collection of scientific woiks]. Syktyvkar; Publishing House of Syktyvkar State University, 1991. Pp. 36-42. (InRuss.)

19. Demkova, 1993a - Demkova N. S. From the commentary to the "Book of Homilies" of Avakkum (The Theme of the Prophet in Old Believer publicism). TODRL. St. Petersburg: Dmitry Bulanin, 1993. Vol. 47, pp. 308-311. (InRuss.)

20. Demkova, 1993b - Demkova N. S. The new text of the "second" petition of Awakum to Tsar Alexei Mikhailovich. TODRL. SPb.: Dmitry Bulanin, 1993. Vol. 48, pp. 306-313. (In Russ.)

21. Demkova, 1998 - Demkova N. S. Sochineniya protopopa Awakuma i publicistiche-skaya literatura rannego staroobryadchestva : materialy i issledovaniya [The writings of Archpriest Awakum and the publicistic literature of the early Old Believers: materials and research], St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University, 1998. 331 p. (In Russ.)

22. Demkova, Dmitrieva, Salmina, 1964 - Demkova N. S., Dmitrieva R. P., Salmina M. A. The main gaps in the textual study of the original Old Russian tales. TODRL. Moscow; L.: Nauka, 1964. Vol. 20, pp. 139-179. (InRuss.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Demkova, Rozhdestvenskaya, 2001 - Demkova N. S., Rozhdestvenskaya M. V. Liberation from dogmas? (About the article by L. I. Sazonova and M. A. Robinson "The study of the literature of the Russian Middle Ages and the ideologized methodology?"). TODRL. St. Petersburg: Dmitry Bulanin, 2001. Vol. 52, pp. 786-788. (InRuss.)

24. Life, 1960 - Zhitie protopopa Awakuma, im samim napisannoe, i drugie ego sochineniya [The Life of Archpriest Awakum, written by himself, and his other works] / edited by N. K. Gudzia; podgot. text and commentary. N. K. Gudzia, V. E. Guseva, A. S. Eleonskaya, A. I. Mazunina, V. I. Malysheva, N. S. Sarafanova. M.: Goslitizdat, 1960. 480 p. (InRuss.)

25. Life, 1979 - Zhitie protopopa Awakuma, im samim napisannoe, i drugie ego sochineniya [The life of Archpriest Awakum, written by himself, and his other works] / podgot. text and commentary by N. K. Gudziy, V. E. Gusev, N. S. Demkov, A. S. Eleonskaya, A. I. Mazunin. Irkutsk: East Siberian Book Publishing House, 1979. 367 p. (InRuss.)

26. Life, 2010 - Zhitie protopopa Awakuma, im samim napisannoe, i drugie ego sochineniya [The life of Archpriest Awakum, written by himself, and his other works] / ed. prep., comment., introduction by N. S. Demkova. Saint Petersburg: Azbuka, 2010. 382 p. (In Russ.)

27. Life, 2011 - Zhitie protopopa Awakuma, im samim napisannoe, i drugie ego sochineniya [The life of Archpriest Awakum, written by himself, and his other writings] / comp., podgot. text to the ed., comment., intro. art. N. S. Demkova. M.: Azbuka, 2011. 382 p. (InRuss.)

28. Life, 2019 - Zhitie protopopa Awakuma : Nauchnoe izdanie [The Life of Archpriest Awakum : Scientific edition] / ed. by N. S. Demkova, L. V. Titova. St. Petersburg: Nauka, 2019. 455 p. (Series "Literary works"). (InRuss.)

29. Malyshev, 1985 - Malyshev V. I. Materials for the "Chronicle of the life of Archpriest Awakum". Drevnerusskaya knizhnost' : Po materialam Pushkinskogo Doma : sb. nauch. tr. [Old Russian literature : Based on the materials of the Pushkin House : collection of scientific works], L.: Nauka, 1985. Pp. 277-322. (InRuss.)

30. Monuments, 1927 - Pamyatniki istorii staroobryadchestva XVII v. [Doduments of the history of the Old Believers of the XVII century], L.: USSR Academy of Sciences, 1927. Book 1. Issue 1. 590 p. (RussianHistorical Library, vol. 39). (InRuss.)

31 .Monuments, 1988 - Pamyatniki literatury Drevnej Rusi. XVII vek Kn. pervaya [Literary works of Ancient Russia. XVII century. Book 1]. Moscow: Fiction, 1988. Pp. 523593,674-703. (InRuss.)

32. Monuments, 1989 - Pamyatnikt l i te rat toy Drevnej Rusi. Xl'H vek. Kn. Vtoraya [Literary- works of Ancient Russia. XVII century. Book 2]. Moscow: Fiction, 1989. Pp. 337454,485-502,632-673, 681-686. (In Russ.)

33. Pokrovsky, 1976 - Pokrovsky N. N. The book about the Life of the Protopop Awakum. Russkaya literatura [Russian literature]. 1976. No 2, pp. 207-208. (In Russ.)

34. The Pustozersky Collection, 1975 - Pustozerskij shorn tk : Avtografv sochinenij Awakuma i Epifaniya [The Pustozersky collection : Autographs of tlie works of Awakum and Epiphany] / ed. prepared by N. S. Demkova, N. F. Droblenkova,a L. I. Sazonov; edited by V. I. Malyshev (ed.), N. S. Demkova, L. A. Dmitriev. L.: Nauka, 1975. XIV. 264 p. 194 L. facsimile. (In Russ.)

35. Lists of graduation essays, 2005 - Lists of graduation essays written in the Seminar by N. S. Demkova and defended in 1967-2004. О drevnej i novoj literature : sb. statej v chest' prof. Natal'i Sergee\>ny Demkovoj / otv. red. M. V. Rozhdest\>enskaya [On ancient and new literature: collection of articles in honor of Prof. Natalia Sergeevna Demkova / ed. by M. V. Rozhdestvenskaya]. St. Petersburg; Faculty of Philology of St. Petersburg State Unrversity, 2005. Pp. 325-329. (InRuss.)

Информация об авторе /Information about the author Демидова Лариса Денисовна Larisa D. Demidova

кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора археографии и источниковедения, Институт истории Сибирского отделения РАН

630090. Россия, Новосибирск, ул. Николаева, 8

Candidate of Historical Sciences, Researcher, Sector of Archaeography and Source Studies. Institute of History of tlie Siberian Branch of tlie Russian Academy of Sciences

8. Nikolaeva St.. Novosibirsk. 630090, Russia

Статья поступила в редакцию / Tlie article was submitted 01,05.2023

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 11.05.2023

Принята к публикации / Accepted for publication 12.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.