Научная статья на тему 'ПЕРЕПИСКА Т. Ф. ВОЛКОВОЙ И В. И. МАЛЫШЕВА: К ИСТОРИИ ПЕРМСКИХ АРХЕОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ 1970-Х ГОДОВ'

ПЕРЕПИСКА Т. Ф. ВОЛКОВОЙ И В. И. МАЛЫШЕВА: К ИСТОРИИ ПЕРМСКИХ АРХЕОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ 1970-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Т. Ф. ВОЛКОВА / В. И. МАЛЫШЕВ / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / АРХЕОГРАФИЯ / СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пигин Александр Валерьевич

Статья посвящена изучению археографической работы Т. Ф. Волковой в Пермской области в 1971-1976 гг. Т. Ф. Волкова являлась в эти годы сотрудницей сектора редких и рукописных книг Пермской областной библиотеки им. М. Горького, собирала старинные книги у населения, занималась описанием книжных коллекций в музеях и библиотеках области. Вопросы полевой археографии на этой территории - главный предмет впервые публикуемой в статье переписки (1971-1975 гг.) Т. Ф. Волковой с крупнейшим российским археографом XX в. В. И. Малышевым. В письмах Т. Ф. Волковой приводятся сведения об истории пермского старообрядчества, об отдельных владельцах книг, о репертуаре местной книжности. Письма В. И. Малышева свидетельствуют о всемерной поддержке маститым ученым своей ленинградской ученицы. В качестве источника дополнительных сведений в статье используются служебные отчеты Т. Ф. Волковой 1970-х гг., хранящиеся в архиве отдела редких книг Пермской библиотеки. Публикация писем Т. Ф. Волковой и В. И. Малышева сопровождается реальным комментарием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRESPONDENCE BETWEEN T. F. VOLKOVA AND V. I. MALYSHEV: ON THE HISTORY OF PERM ARCHAEOGRAPHIC EXPEDITIONS OF THE 1970S

The article is devoted to the study of T. F. Volkova's archaeographic work in the Perm region in 1971-1976. Being an employee of the Department of rare and handwritten books of the Perm Regional Library named after M. Gorky, T. F. Volkova collected old books from the local residents and was engaged in the description of book collections in museums and libraries of the region. The issues of archaeographic searches in this territory are the main subject of the correspondence (1971-1975) between T. F. Volkova and V. I. Malyshev the greatest Russian archaeographer of the 20th century, published for the first time in the article. T. F. Volkova’s letters contain information about the history of the Perm Old Believers, about individual book owners and the repertoire of local book culture. V. I. Malyshev's letters testify to the venerable scientist's full support of his Leningrad student. As a source of additional information, the article uses the service reports by T. F. Volkova of the 1970s, stored in the archive of the Department of rare books in the Perm Library. The article also contains comments on T. F. Volkova’s and V. I. Malyshev’s letters.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕПИСКА Т. Ф. ВОЛКОВОЙ И В. И. МАЛЫШЕВА: К ИСТОРИИ ПЕРМСКИХ АРХЕОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ 1970-Х ГОДОВ»

Научная статья / Original article

УДК 930.2

https://doi.org/10.34130/2306-8450-2022-1-2-18

Переписка Т. Ф. Волковой и В. И. Малышева: к истории пермских археографических экспедиций 1970-х годов*

Пигин Александр Валерьевич

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9306-1421

Аннотация. Статья посвящена изучению археографической работы Т. Ф. Волковой в Пермской области в 1971-1976 гг. Т. Ф. Волкова являлась в эти годы сотрудницей сектора редких и рукописных книг Пермской областной библиотеки им. М. Горького, собирала старинные книги у населения, занималась описанием книжных коллекций в музеях и библиотеках области. Вопросы полевой археографии на этой территории — главный предмет впервые публикуемой в статье переписки (1971-1975 гг.) Т. Ф. Волковой с крупнейшим российским археографом XX в. В. И. Малышевым. В письмах Т. Ф. Волковой приводятся сведения об истории пермского старообрядчества, об отдельных владельцах книг, о репертуаре местной книжности. Письма В. И. Малышева свидетельствуют о всемерной поддержке маститым ученым своей ленинградской ученицы. В качестве источника дополнительных сведений в статье используются служебные отчеты Т. Ф. Волковой 1970-х гг., хранящиеся в архиве отдела редких книг Пермской библиотеки. Публикация писем Т. Ф. Волковой и В. И. Малышева сопровождается реальным комментарием.

Ключевые слова: Т. Ф. Волкова, В. И. Малышев, Пермский край, археография, старообрядчество

Для цитирования: Пигин А. В. Переписка Т. Ф. Волковой и В. И. Малышева: к истории пермских археографических экспедиций 1970-х годов // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2022. № 1-2. С. 18-35. https://doi.org/10.34130/ 2306-8450-2022-1-2-18.

Correspondence between T. F. Volkova and V. I. Malyshev: On the history of perm archaeographic expeditions of the 1970s

Alexander V. Pigin

Institute of Russian Literature the Russian Academy of Sciences (Pushkin House), Saint Petersburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9306-1421

Abstract. The article is devoted to the study of T. F. Volkova's archaeographic work in the Perm region in 1971-1976. Being an employee of the Department of rare and handwritten books

* Работа выполнена по теме Государственного задания Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН № 0186-2019-0002. ©Пигин А. В., 2022

of the Perm Regional Library named after M. Gorky, T. F. Volkova collected old books from the local residents and was engaged in the description of book collections in museums and libraries of the region. The issues of archaeographic searches in this territory are the main subject of the correspondence (1971-1975) between T. F. Volkova and V. I. Malyshev the greatest Russian ar-chaeographer of the 20th century, publishedfor the first time in the article. T. F. Volkova's letters contain information about the history of the Perm Old Believers, about individual book owners and the repertoire of local book culture. V. I. Malyshev's letters testify to the venerable scientist's full support of his Leningrad student. As a source of additional information, the article uses the service reports by T. F. Volkova of the 1970s, stored in the archive of the Department of rare books in the Perm Library. The article also contains comments on T. F. Volkova's and V. I. Malyshev's letters.

Keywords: T. F. Volkova, V. I. Malyshev, Perm region, archaeography, Old Believers

For citation: Pigin A. V. Correspondence between T. F. Volkova and V. I. Malyshev: on the history of Perm archaeographic expeditions in the 1970s. Vestnik Syktyvkarskogo universiteta. Seriya gumanitarnykh nauk = Syktyvkar University Bulletin. Humanities Series. 2022, 1-2: 1835. (In Russ.). https://doi.org/10.34130/2306-8450-2022-1-2-18.

Основу подготовки специалиста-«древника» составляют участие в археографических экспедициях, описание рукописного материала в хранилищах, исследование рукописной традиции того или иного памятника и его публикация. К большому сожалению, пришедшееся на конец XX в. завершение полевой археографии не позволяет в наши дни начинающим ученым пройти эту школу в полном объеме. Но в 1960-1970-е гг., в период обучения Т. Ф. Волковой в Ленинградском университете, археографическая работа находилась на подъеме. На поиски рукописей в разные концы страны отправлялись многочисленные экспедиции из университетов и академических институтов Москвы, Ленинграда, Новосибирска и других городов. Нередко опытного археографа сопровождали в таких поездках его молодые коллеги, аспиранты и студенты.

Научная судьба Т. Ф. Волковой сложилась удачно. Поступив на филологический факультет Ленинградского университета в 1966 г., она стала почти сразу участницей древнерусского семинара Н. С. Демковой, в 1967 г. — в составе студенческой группы семинара — отправилась в свою первую археографическую экспедицию на Северную Двину, позднее состоялись поездки на Пинегу и в другие места Архангельской области. Одна из экспедиционных находок Т. Ф. Волковой студенческих лет — неизвестная ранее повесть XVII в. о мезенской иконе Троицы — была исследована ею и подготовлена к печати еще до окончания университета. Эта статья вошла в первый «малышевский» сборник, посвященный шестидесятилетию В. И. Малышева [Волкова, 1972]. «Работа над статьей, — вспоминала Т. Ф. Волкова, — приобщила меня к научным исследованиям, и мой дальнейший путь был определен» [Волкова, 2019а, с. 140].

Занятия древнерусской литературой в семинаре Н. С. Демковой предполагали и регулярную работу с рукописями в Древлехранилище ИРЛИ, и консультации В. И. Малышева. «Обычно после экспедиции, — вспоминает Т. Ф. Волкова, — ко-

гда уже начинались занятия в университете, мы после лекций приходили в Древлехранилище и описывали наши находки. Поскольку после первого курса мы с моей подругой Надей Литвиновой (Барминской) проучились в спецсеминаре у Н. Н. Розова, то имели уже представление и об альбомах филиграней, и о самых главных составляющих научного описания рукописей. На первом курсе мы также изучали старославянский язык, по которому у меня была пятерка. Так что особых затруднений с прочтением рукописного текста на церковно-славянском или древнерусском языке я не испытывала. Самым трудным была работа с филигранями. И тут без Владимира Ивановича было не справиться. Он всегда нас поджидал в Древлехранилище, называл любовно "учеными дамочками" и радовался нашим успехам» (из письма Т. Ф. Волковой А. В. Пигину, 5 февраля 2022 г.).

После окончания университета Т.Ф. Волкова несколько лет (1971-1975 гг.) работала в секторе редких и рукописных книг Пермской областной библиотеки им. М. Горького (сейчас Пермская государственная ордена «Знак Почёта» краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького). Коллегой Татьяны Федоровны по сектору была в эти годы ее близкая подруга, однокурсница и тоже ученица Н. С. Демковой Надежда Николаевна Литвинова (Барминская). В задачи молодых археографов входили систематизация только что созданного в библиотеке фонда редких книг, описание книжных памятников в музеях области и поиск рукописных и старопечатных книг для библиотеки в домах культуры, школах, церквах и у местного населения. Пермскому периоду археографической деятельности Т. Ф. Волковой посвящена единственная небольшая публикация, подготовленная Т. Ф. Волковой в соавторстве с Н. Н. Барминской [Барминская, Волкова, 1982]. Согласно этой статье, в 1971-1976 гг. экспедициями Пермской библиотеки было приобретено 128 книг (88 рукописных XVII-XX вв. и 40 старопечатных), «всего за 1971-1976 гг. сектор редких и рукописных книг обследовал 17 районов Пермской области, в них 98 населенных пунктов. Было посещено 159 домов, в 64 из них оказались представляющие научную ценность рукописные и старопечатные книги» [Барминская, Волкова, 1982, с. 43]. Некоторые сведения об этой деятельности содержатся также в служебных отчетах Т. Ф. Волковой и Н. Н. Литвиновой, которые хранятся в архиве отдела редких книг Пермской библиотеки им. А. М. Горького. В отчетах представляет интерес, прежде всего, информация о владельцах книг и о старообрядческих общинах, их прошлом и настоящем1.

С января 1976 г. Т. Ф. Волкова уже работала в Сыктывкарском университете, однако летом этого года в археографическую экспедицию она по-прежнему ездила в Пермскую область (вместе с тремя сыктывкарскими студентами), а позднее возила в Пермь студентов на археографическую практику. Экспедиции Пермской библиотеки продолжались и после 1976 г., но с 1977 г. Т. Ф. Волкова не принимала в них участия, переключившись на обследование старообрядческих поселений Печоры.

1 Благодарю С. В. Пигалеву, заместителя директора по научной работе Пермской библиотеки, за возможность ознакомиться с этими материалами.

Специфика полевой археографии в Пермской области (Верхокамье) в эти годы заключалась в том, что летом 1972 г. здесь была начата многолетняя археографическая работа Московского государственного университета. Ученым Москвы и Перми, при очевидном неравенстве их возможностей и сил, нужно было договариваться о взаимодействии и о соблюдении интересов каждой из сторон. И. В. Поздеева, возглавившая археографическую работу МГУ в Пермской области, так писала об этой совместной работе: «В те же годы возникла и полевая археография на базе областной библиотеки г. Перми. В 1973 г. сотрудники этой библиотеки, воспитанники ленинградской археографической школы, участвовали в Верхокамских работах МГУ и самостоятельно начали собирание книг в нескольких старообрядческих районах Пермской области. К сожалению, эти работы быстро прекратились» [Поздеева, 1997, с. 54]. Действительно, совместная работа в силу ряда причин не удалась, и сотрудникам Пермской библиотеки пришлось «уступить» москвичам наиболее перспективный в археографическом отношении Верещагинский район. Тем не менее результаты поисков книг были весьма значительными: сектор редких книг Пермской библиотеки пополнился богослужебными и литературными сборниками, списками житий русских святых, повестей и апокрифов, духовных стихов, магических текстов, старообрядческих сочинений, документальными материалами по истории местного старообрядчества, ценными старопечатными изданиями. Рукописные и старопечатные книги в хранилищах Перми, в том числе в Пермской краевой библиотеке, описаны в каталогах: [Кириллические издания, 2003], [Кириллические издания, 2008], [Кириллические рукописи, 2014] (однако сведения об археографических находках Т. Ф. Волковой и Н. Н. Литвиновой здесь отсутствуют). В ходе археографических командировок сотрудницами сектора редких книг обследовались и фонды районных библиотек и музеев, на учет были поставлены книги, находившиеся в частном хранении, которые экспедициям приобрести не удавалось [Барминская, Волкова, 1982]. Пермская библиотека внесла, таким образом, свой важный вклад в формирование источни-ковой базы для изучения книжной культуры Верхокамья.

Дополнительные сведения об археографических экспедициях Пермской библиотеки содержатся в переписке Т. Ф. Волковой и В. И. Малышева (1971-1975). Письма Т. Ф. Волковой хранятся в личном фонде В. И. Малышева в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (РО ИРЛИ, ф. 494, оп. 2, № 315). Это архивное дело включает 9 писем (в их числе две новогодние поздравительные открытки), которые были написаны в период с 22 декабря 1971 г. по 22 июля 1975 г. Новогодняя открытка (22 декабря 1971 г.) подписана Т. Волковой и Н. Литвиновой, все остальные письма — Т. Волковой. Письма были отправлены из самой Перми и из тех селений Пермской области, в которых проходили археографические экспедиции библиотеки (г. Очёр, д. Петраки), они охватывают почти весь период работы Татьяны Федоровны в Перми. Ответные письма В. И. Малышева (всего 6: с 26 декабря 1971 г. по 28 июля 1975 г.) находятся в личном архиве Т. Ф. Волковой. Новогоднее поздравление (26 декабря 1971 г.) адресовано Т. Волковой и Н. Литвиновой («милым девушкам»), все остальные письма — Т. Ф. Волковой.

Основное содержание писем Т. Ф. Волковой составляют рассказы об ее археографических «буднях», о знакомстве с интересными людьми — хранителями книжной старины, о сделанных находках, о научных планах. Т. Ф. Волкова точно знала, что Владимиру Ивановичу сведения о книжности Перми будут интересны и, возможно, помогут ему в собственных поисках. Действительно, В. И. Малышев обращался к Т. Ф. Волковой с просьбами сообщить ему адреса местных владельцев книг, а в одном случае помог Т. Ф. установить контакт с нужным человеком.

Уже в одном из первых писем Т. Ф. Волкова рассказала В. И. Малышеву о «явлении местного раскола» — о разделении пермских старообрядцев на макси-мовцев и дёминцев. Об этом факте Т. Ф. Волкова узнала от местных жителей, ссылавшихся на некий старообрядческий «летописец». «Вот если бы удалось разыскать этот летописец!» (письмо № 3 — здесь и далее номера писем указаны по Приложению в конце статьи). Действительно, разделение в 1866 г. единой поморской общины Верхокамья на два согласия — одно из наиболее значимых событий в истории старообрядчества этих мест. «Поводом к тому послужили взаимные обвинения местных наставников Давыда Ивановича и Максима Григорьевича, с одной стороны, и Максима Егоровича Жданова, с другой, в нарушениях "пастырской власти", "сребролюбии", "любоначалии и самовластии". Для выяснения правых и виноватых и предотвращения раскола с 1866 г. было проведено шесть соборов (собраний) руководителей общин, однако в 1888 г. собор в д. Гришки ознаменовал окончательное разделение верхокамских поморцев на два враждующих согласия — максимовцев (сторонников М. Е. Жданова) и дёминцев (сторонников Давыда Ивановича и Максима Григорьевича, собиравшихся недалеко в д. Дёмино близ Сепыча)» [Агеева и др., 1994, с. 7]. Участники археографических экспедиций МГУ разыскали литературные сочинения, в которых излагается история этого конфликта, причем с позиций как одной, так и другой стороны [Агеева и др., 1994, с. 7]. Примечательно, что «романтическая» версия разделения, которую Т. Ф. Волкова привела в своем письме («А причиной раскола явилась дамочка, которая, будучи любовницей одного из руководителей местных старообрядцев, приглянулась другому деятелю, причем так приглянулась, что он пошел на крупный скандал, конечным результатом которого явилось разделение монолитной группы на два толка»), характерна для устной традиции Верхокамья (ср.: «У нас максимовшина и дёмовшина... из одной девки подрались — дак разделилися») [Черных, 2019, с. 94].

Интересны личности двух старообрядцев, о которых Т. Ф. Волкова рассказывает Малышеву более подробно — Данилы Ивановича Токарева из д. Петраки и Андрея Ивановича Старкова из д. Скачки. Д. И. Токарев, с которым Т. Ф., по ее словам, первоначально даже боялась встречаться, «уже очень стар — за 80 — и к тому же совершенно глух. Живет в деревне, до которой трудно добраться. По рассказам, у него много книг, в т<ом> ч<исле> есть старинные рукописи. Он истовый старообрядец и книги, по его словам, передаст только "надежному человеку". Даже отец его невестки (не знаю, как называется эта степень родства), известный в Очёре краевед и организатор музея (ныне уже покойный) в свое время не смог

заполучить от него рукописную книгу, которую зять ему привез от отца» (письмо № 5). Однако при встрече Т. Ф. Волкова сумела расположить Данилу Ивановича к себе, чему во многом способствовало письмо к нему В. И. Малышева (письмо № 9: «Письмо Ваше он получил и благодарит Вас за него»).

В общении с А. И. Старковым также помогало имя В. И. Малышева: «Я ему рассказывала много о Вас и Вашей работе. Он очень заинтересовался отношениями Пушкинского дома с Заволоко и даже показал мне журнал (старообрядческий) со статьей о Иване Никифор<овиче>. Если бы у Вас оказался свободный оттиск Вашей статьи о нем в последнем томе "Трудов", то, я думаю, ему — Андрею Иванычу — было бы очень интересно ее прочесть» (письмо № 7). О доверии к ученым, знающим Заволоко и Малышева, свидетельствуют просьбы А. И. Старкова в его письме к Т. Ф.: «Прошу Вас, Татьяна Федоровна, поедете по матушке России, нашли бы мне образ, писанный на дереве до Никона патриарха. Может, поедете в далекое Поморье в Архангельскую область, сообщите, что, мол, в такой стороне живут старообрядцы поморцы брачного согласия. Хотя и в другие области России поедете, повсюду есть наши поморцы» (письмо № 7). Дополнительные сведения о А. И. Старкове и его библиотеке содержатся в служебном отчете Т. Ф. Волковой: А. И. Старков был кассиром правления местного колхоза; собирателю он показал пять рукописей, среди них — сборник XIX в., включающий Житие Алексея человека Божия и Повесть о царице Динаре, и Псалтырь XX в., переписанную местным мастером Николаем Ефимовичем Мальцевым (Отчет Т. Ф. Волковой о командировке в Сивинский район, 13-19 июля 1972 года, № 8, л. 3-5 — Архив отдела редких книг Пермской библиотеки им. А. М. Горького, без шифра). Позднее с А. И. Старковым встречались и московские археографы, которым он передал для библиотеки МГУ два рукописных сборника. В одном из них он оставил запись следующего содержания: «Книга сия страннического наставления. Читать осторожно. Не согласует поморцам законобрачного согласия» [Агеева и др., 1994, с. 149].

Порой в письмах проскальзывают интонации, выдающие в авторе начинающего ученого, который чувствует неуверенность в своих силах, мечтает заручиться поддержкой маститого адресата: «.. .я невольно снова пожалела, что Вы так далеко и не можете непосредственно помочь», «я что-то начинаю здесь терять веру в свои археографические возможности», «может быть, это что-то известное, но я по своей серости не знаю, т<ак> к<ак> в старообрядческой литературе я не больно сильна к стыду своему». Последнее самоуничижительное утверждение сейчас трудно читать без улыбки: пройдет несколько десятилетий — и Татьяна Федоровна станет авторитетным специалистом в области старообрядческой литературы Севера.

Ответные письма В. И. Малышева очень лаконичны — но такова особенность его писем и к большинству других адресатов. Огромная переписка, которую он вел ежедневно с разными людьми, не позволяла ему отвечать подробно. Владимир Иванович всячески поддерживал свою ленинградскую ученицу: «Находкам Вашим радуюсь. Надо собирать и не откладывать, время не ждет» (письмо № 15). По просьбе Т. Ф. Волковой он написал письмо старообрядцу Д. И. Токареву, очень

переживал в связи с появлением у молодых археографов Пермской библиотеки «конкурентов» из МГУ: «У нас были москвичи из группы Поздеевой и сказали, что они собираются ехать в Пермскую область. Мне думается, что этого Вам разрешать не надо. Вы же сами собираетесь. Тогда мне малопонятна будет Ваша деятельность» (письмо № 11). В. И. Малышев, посвятивший свою жизнь изучению биографии и творчества протопопа Аввакума, рассчитывал, что какие-то материалы о нем можно найти и у пермских старообрядцев — эти рукописи он просил передавать в Древлехранилище: «А от Вас жду Аввакума» (письмо № 6). Владимир Иванович надеялся также на обнаружение иконы с изображением протопопа Аввакума, о существовании которой у старообрядца С. П. Быкова в Сивинском районе Пермской области ему еще в 1950-е гг. сообщил пермский краевед А. К. Шарц [Малышев, 2010, с. 187] («.нет ли у них икон Аввакума. Краевед Шарц говорил, что есть, но я ему не особенно верю» — письмо № 4).

Поиск рукописей на той или иной территории, по убеждению В. И. Малышева, должен опираться на хорошее знание ее истории и культуры — только тогда он будет успешным. Вот почему Владимир Иванович советовал Т. Ф. Волковой консультироваться с местными пермскими краеведами, читать литературу по истории края. Он очень надеялся на участие Т. Ф. Волковой в изучении рукописей пермского происхождения в собрании П. С. Богословского (письмо № 8), которое поступило в Древлехранилище Пушкинского Дома в 1966-1970 гг.

В письмах находилось место и шутке. Так, В. И. советовал Татьяне Федоровне думать не только о науке, чтобы не стать «синим чулком». Его наставление о «золотых погончиках» (письма № 2, 6) означало, что нужно поскорее выйти замуж — и непременно за офицера. Этот шутливый стиль поддерживала и Т. Ф. Волкова: в двух последних письмах — не без женского кокетства и самоиронии — она отзывается о своей фотографии, которую В. И. Малышев хотел получить для стенда «Собиратели рукописей» в основном зале Древлехранилища.

В 1976 г., благодаря содействию Н. С. Демковой, Т. Ф. Волкова стала преподавателем Сыктывкарского университета и уехала из Перми. В этом же году не стало Владимира Ивановича. Однако «диалог» Т. Ф. Волковой с В. И. Малышевым на этом не прекратился. Вся последующая научная деятельность Т. Ф. Волковой — археографические экспедиции на Нижнюю Печору и Усть-Цильму, создание Усть-Цилемской коллекции рукописей в библиотеке Сыктывкарского университета, изучение творчества печорских книжников и, прежде всего, самобытного крестьянского писателя И. С. Мяндина — явилась продолжением того дела, которое еще в 1930-е гг. начал В. И. Малышев — «Колумб» книжной Печоры [Волкова, 1996]. Именно эту научную преемственность как главную заслугу Волковой-исследователя отметила Н. С. Демкова в своей статье, посвященной 70-летию ученого: «В. И. Малышев сформировал крупнейшее (Усть-Цилемское. — А. П.) собрание северных крестьянских рукописей в составе созданного им Древлехранилища в Пушкинском Доме (ИРЛИ РАН). Археографическая работа Т. Ф. Волковой и в целом работа сыктывкарских археографов вливается в это большое дело открытия и сохранения для русской культуры и науки книжных богатств рукописной Печоры и Усть-Цильмы» [Демкова, 2017, с. 11].

Письма Т. Ф. Волковой и В. И. Малышева публикуются в полном объеме с письменного разрешения Т. Ф. Волковой. После каждого письма Т. Ф. Волковой указаны номера листов по архивному делу (РО ИРЛИ, ф. 494, оп. 2, № 315). Благодарю Т. Ф. Волкову за разрешение опубликовать ее переписку с В. И. Малышевым и за помощь в комментировании писем.

ПРИЛОЖЕНИЕ

№ 11. Письмо Т. Ф. Волковой и Н. Н. Литвиновой В. И. Малышеву,

22 декабря 1971 г.

Дорогой Владимир Иванович!

Из заснеженной Перми поздравляем Вас с наступающим Новым годом! Желаем Вам здоровья и новых замечательных находок. Помним Вас и еще раз благодарим за все, что Вы для нас сделали, за все, чему Вы нас научили. Большое спасибо!

С уральским приветом, Таня Волкова, Надя Литвинова.

Л. 1.

№ 2. Письмо В. И. Малышева Т. Ф. Волковой и Н. Н. Литвиновой,

26 декабря 1971 г.

Милые девушки!

Спасибо за поздравление. Желаю и вам в 1972 году всего хорошего. Хочу напомнить вам, что кроме науки существуют еще и «золотые погончики». И девушки не должны их забывать, чтобы не превратиться в «синий чулок». Учитывайте это и действуйте. Всего доброго.

В. Малышев.

№ 32. Письмо Т. Ф. Волковой В. И. Малышеву,

27 сентября 1972 г.

Дорогой Владимир Иванович!

Большое Вам спасибо за оттиск статьи о новых поступлениях в рукописный отдел Пушкинского дома3. Когда читала ее, вспоминались все мои студенческие экспедиции, особенно первая, 1967 года, на Сев<ерную> Двину4. Сейчас, в Перми, мне тоже приходится много ездить по Пермской области с археографическими целями. У нас запланировано (правда, довольно неосмотрительно), по 12 командировок на душу (мою и литвиновскую) на 1972 год. Конечно, это нереальная цифра, и план мы не выполним. Погода здесь такая капризная, а дороги такие плохие, что большое количество времени в году непригодно для выездов. Работать здесь неизмеримо сложнее, чем у нас на Севере. Из каждой (обычно недельной) поездки удается привезти (если вообще удается) одну-две рукописи — не больше. Пока особенно интересных находок не было. Правда, во время последней поездки я познакомилась с человеком, еще молодым, у которого собрано большое количество рукописей, даже есть хорошего поморского письма и местных переписчиков. Он сам старообрядец (поморского согл<асия>), человек довольно грамотный, и я нашла с ним общий язык (помогло имя

25

Заволоко5). Выудить из него пока ничего не удалось, но в будущем надеюсь путем обмена.

В этих местах (Сивский и Верещагинский районы) я столкнулась с явлением местного раскола (произошедшего где-то в 80-х годах прошлого века), который имеет очень любопытную историю, которая, по рассказам, вся записана в каком-то местном старообрядческом «летописце», который где-то сейчас бродит по рукам. Из рассказов мне удалось кое-что восстановить, но путаница и туман страшный. А причиной раскола явилась дамочка, которая, будучи любовницей одного из руководителей местных старообрядцев, приглянулась другому деятелю, причем так приглянулась, что он пошел на крупный скандал, конечным результатом которого явилось разделение монолитной группы на два толка. Те, кто пошли за претендентом на красавицу, стали именоваться максимовцами, а те, кто был на стороне Давыда (это «законный» владелец) — дёминцами (от фамилии главных деятелей этой группы6). Вот если бы удалось разыскать этот летописец!

Что до моей деятельности как «ученой дамочки», то сейчас я сделала статью для ваших «Трудов» по предложению Натальи Сергеевны7. Она сказала, что ее могут взять. Боюсь только, что я уже опоздала. Статья эта на базе дипломных материалов — о бесе в Киево-Печерском патерике8. В дальнейшем мне бы хотелось заняться бесовщиной XVII века9.

Древнерусская литература здесь, в Перми, не в чести. Почти никто здесь этим не занимается. В университете курс читает фольклорист, семинара и в помине нет. Сейчас одна девица учится в Москве (у Кускова10 в МГУ) в целевой аспирантуре, через год должна защищаться. Видимо, она и будет в будущем читать древнерусскую литературу в Пермском университете11. У меня же «хрустальная» мечта на будущее — добиться целевой аспирантуры по археографии у вас, в родном рукописном Пушкинского доме. Надежды на это у меня очень слабые, т<ак> к<ак> я слишком хорошо понимаю, как это сложно. Однако живу верой.

Нам с Надей12 на ближайшие два года предстоит очень большая работа с нашим фондом редких книг, который надо заново перестроить (на предмет принципов хранения), создать новые картотеки и каталоги. Работа огромная, и она, по сути дела, еще только началась. Вот так обстоят наши пермские дела. Потрясены до глубины души несчастьем Натальи Сергеевны13. На Октябрьские праздники, возможно, приеду в Ленинград. Постараюсь обязательно Вам позвонить.

До свиданья. Всего Вам доброго, а главное — здоровья.

Таня Волкова.

Л. 2-3.

№ 4. Письмо В. И. Малышева Т. Ф. Волковой, 3 октября 1972 г.

Дорогая Татьяна Федоровна!

А у старообрядца, владельца собрания, нет списков сочинений Аввакума? Вы уже присылайте их нам. У нас ведь теперь большой их подбор. А Вы же наша, Пермь для Вас только проходная ступень. Может быть, сообщите мне адрес этого старообрядца? Я не буду перебивать у Вас материал, какой бы он ни был, а задам ему ряд вопросов.

Спросите его, нет ли у них икон Аввакума. Краевед Шарц14 говорил, что есть, но я ему не особенно верю, он фантазер. Всего доброго.

В. Малышев.

№ 5. Письмо Т. Ф. Волковой В. И. Малышеву, 2 декабря 1972 г.

Очёр.

Здравствуйте, дорогой Владимир Иванович!

Простите меня, грешную, что так долго не отвечала на Ваше письмо. Пишу Вам из старинного города Очёра Пермской губернии, куда уже вторично приехала в поисках археографического счастья. На Вашу просьбу об адресе старообрядца из Сивы, о котором Вам писала, не могла ответить по весьма нелепой причине — у меня нет его фамилии (!), хотя все остальные координаты есть. Поскольку я надеялась в ближайшее время выбраться в Сиву снова, то в пылу забыла ее (фамилию) выяснить (понимаю, что непростительно, но факт). Это в принципе поправимо, т<ак> к<ак> найти его, этого Андрея, нетрудно, только я все никак не могла собраться написать туда, в Сиву, закружившись с делами по преобразованию нашего фонда редких книг. Но в декабре обещаю Вам непременно прислать его адрес. Я вообще-то не теряю надежды до Нового года туда съездить еще раз, хотя сейчас все осложняется финансовым кризисом в нашей библиотеке, из-за которого с командировками стало сложнее. Но директор15 наш полон энтузиазма и наших археографических порывов не только не сдерживает, но, напротив, всячески пытается нас отправлять в область в любое время, даже, например, в весьма внушительный морозец.

После своей первой поездки в Очёр я невольно снова пожалела, что Вы так далеко и не можете непосредственно помочь. Дело в том, что я разузнала один адрес — человека, к которому даже подступаться боюсь, поскольку заранее предвижу провал. Он уже очень стар — за 80 — и к тому же совершенно глух. Живет в деревне, до которой трудно добраться. По рассказам, у него много книг, в т<ом> ч<исле> есть старинные рукописи. Он истовый старообрядец и книги, по его словам, передаст только «надежному человеку». Даже отец его невестки (не знаю, как называется эта степень родства), известный в Очёре краевед и организатор музея16 (ныне уже покойный) в свое время

17

не смог заполучить от него рукописную книгу, которую зять ему привез от отца1'.

Я в деревне Петраки, где живет этот Токарев Данила Иванович, еще не была. Надо будет туда съездить и все на месте разузнать. Но вряд ли что у меня получится. Боюсь только, что он скоро умрет и книги уплывут в «надежные руки». Вообще я что-то начинаю здесь терять веру в свои археографические возможности, т<ак> к<ак> народ здесь очень неподступный и «расколоть» его очень и очень трудно. Завтра поеду в соседний городок Павловск, буду там производить разведку...

Как только выясню точный адрес Андрея, сразу пошлю его Вам. До свиданья. Всего Вам доброго. Как Вы себя чувствуете?

Ваша Татьяна Волкова.

P.S. Владимир Иванович, может быть, Вы напишете этому деду Токареву. На всякий случай даю Вам его адрес: Пермская обл., Очёрский р-н, Токаринский с/сов., д. Петраки. Токареву Даниле Ивановичу. Если он Вам ответит, и Вы его обольстите, то я могу позднее предстать перед ним Вашей посланницей.

Л. 4-4 об.

№ 6. Письмо В. И. Малышева Т. Ф. Волковой, 6 декабря 1972 г.

Дорогая Таня!

Письмо Ваше получил. Спасибо. Токареву я сегодня же написал письмо. А от Вас жду Аввакума. Помню уговор. Знаете ли Вы, что в Пермскую область ездил Московский университет и привез от вас много рукописей18? Собираются (И. В. Поздеева19) побывать еще раз. Это с Вашего разрешения или самолично? Мне думается, что им надо запретить, хотя Вы собираете. Всего Вам хорошего. Таня, не забывайте и «золотые погончики».

В. Малышев.

№ 7. Письмо Т. Ф. Волковой В. И. Малышеву, 16 января 1973 г.

Пермь.

Здравствуйте, дорогой Владимир Иванович!

В Перми меня уже ждало письмо от того самого человека из Сивы, который Вас заинтересовал. Письмо доброе и приглашающее к переписке. Хочу процитировать Вам из него кусочек: «Прошу Вас, Татьяна Федоровна, поедете по матушке России, нашли бы мне образ, писанный на дереве до Никона патриарха. Может, поедете в далекое Поморье в Архангельскую область, сообщите, что, мол, в такой стороне живут старообрядцы поморцы брачного согласия. Хотя и в другие области России поедете, повсюду есть наши поморцы».

Очень мне хочется у него выманить хотя бы что-нибудь из его рукописей. Туда я собираюсь поехать в марте, а до этого заведу с ним переписку. Думаю, что Вам будет любопытно получить от него ответы на какие-то вопросы. Я ему рассказывала много о Вас и Вашей работе. Он очень заинтересовался отношениями Пушкинского дома с Заволоко и даже показал мне журнал (старообрядческий) со статьей о Иване Ники-фор<овиче>. Если бы у Вас оказался свободный оттиск Вашей статьи о нем в последнем томе «Трудов»20, то, я думаю, ему — Андрею Иванычу — было бы очень интересно ее прочесть. Я на днях снова еду в командировку, в Очёр. Надеюсь оттуда что-нибудь привезти. А что касается Поздеевой, то мы с ней, вероятно, встретимся в Москве в апреле месяце, т<ак> к<ак> наш директор разрешил нам командировку в Москву. Что же касается нашего разговора о пермских материалах21, то я скорее всего приеду в Ленинград в конце июня дней на 10 и попробую за это время сделать эту работу. Буду ждать от Вас письма, где Вы, пожалуйста, расскажите хотя бы в общих чертах, что из себя представляют эти материалы, чтобы я имела хотя бы общее представление о них, а также подскажите мне, какие печатные материалы по истории Перми мне следует просмотреть здесь, у себя, дабы подготовиться к работе с рукописями. Мне бы очень хотелось что-нибудь написать в Ваш сборник.

Пока прощаюсь. Доброго Вам здоровья. До свидания.

Таня.

Р. Б. Прилагаю адрес: Пермская область, Сивский р-н, Кониплотнический с/сов., д. Скачки, Старкову Андрею Ивановичу.

Л. 5-6.

№ 8. Письмо В. И. Малышева Т. Ф. Волковой, 23 января 1973 г.

Дорогая Таня!

Оттисков статьи об И. Н. Заволоко пока нет. Будут в марте-апреле. Обязательно пришлю Вам, чтобы Вы послали Старкову. Я напишу ему письмо. В феврале вышлю Вам и список литературы по собранию П. С. Богословского22. А сейчас Вам надо почитать общие работы по истории Перм<ского> края. Они, наверное, все учтены в вашей краевой библиографии. Посоветуйтесь с Шарцем. Он хорошо знает литературу. Спасибо за адрес Старкова. Всего Вам хорошего.

В. Малышев.

№ 923. Письмо Т. Ф. Волковой В. И. Малышеву, 23 января 1973 г.

д. Петраки.

Здравствуйте, Владимир Иванович!

Пишу Вам по поручению Данилы Ивановича Токарева. Я сейчас сижу у него дома, в гостях. Письмо Ваше он получил и благодарит Вас за него. Но он сейчас уже плохо видит и не мог разобрать Ваш почерк и печатный текст буклета24. Я ему все объяснила. Книги его я посмотрела. Из рукописей наиболее интересным оказался Апокалипсис с рисунками, правда, довольно новый, к<онец> 19 или нач<ало> XX вв. Остальные рукописи — маленькие сборники молитв и каноны разным святым тоже поздние. Данила Иванович мне их подарил. Относительно лицевого Апокалипсиса мы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

" "25

с ним, наверное, договоримся в мой следующий приезд25.

Данила Иванович желает Вам доброго здоровья и долгих лет. Ему уже 83-й год.

Про Аввакума он ничего не знает. Здесь в деревне есть еще несколько старушек грамотных. Но у них особенно ценных рукописей, кажется, тоже нет.

Пока до свидания.

Таня Волкова.

Л. 7-7 об.

№ 10. Письмо Т. Ф. Волковой В. И. Малышеву, 26 марта 1973 г.

Пермь.

Здравствуйте, Владимир Иванович!

Я только что вернулась из командировки — была снова в гостях у моего очёрского деда — Токарева Данилы Ивановича, которому Вы посылали буклет о Пушкинском доме. Я все-таки забрала у него лицевой Апокалипсис. Хоть это и XX век, но в нашем собрании это первая лицевая рукопись. Ваше письмо и мои рассказы на деда произвели должное впечатление, т<ак> к<ак> он сразу меня спросил, не была ли я в Ленинграде. Так что Вы мне очень помогли, за что и благодарю от всей души. А вот второй «объект» из Сивенского р<айо>на что-то молчит уже два месяца. Писали ли Вы ему и получили ли ответ? Я собиралась туда поехать в марте, да вот не получилось.

В апреле нам с Надей предстоит поехать в Москву. Через одного знакомого священника я случайно узнала, что москвичи снова к нам собираются в июне. Я думаю, что в апреле в Москве мы встретимся и решим многие вопросы, касающиеся археографической работы в нашей области. Что же касается поездки в Ленинград, то с грустью приходится констатировать, что она пока никак не получается. Ведь, насколько я поняла, ваш сборник будет собираться где-то в августе, а до этого времени у меня нет реальной возможности выбраться, разве что всплывет какая-нибудь счастливая неожиданность. А осенью уже будет поздно (осенью-то я обязательно появлюсь).

Вообще настроение у меня сейчас деловое, постараюсь в Москве плодотворно использовать время и позаниматься в ГБЛ26.

Привет от меня Глебу27 и Володе28. Какие у Вас новости? Как Вы себя чувствуете? Что нового в вашем рукописном? До свиданья. Всего Вам доброго.

Ваша Татьяна.

Р. Б. Ваши наставления помню и про «погончики» стараюсь не забывать.

Л. 9-9 об.

№ 11. Письмо В. И. Малышева Т. Ф. Волковой, 4 апреля 1973 г.

Таня!

Спасибо за оттиск. Отвечаю на Ваши вопросы. В Сивинский район я писал, но ответа не получил. У нас были москвичи из группы Поздеевой и сказали, что они собираются ехать в Пермскую область. Мне думается, что этого Вам разрешать не надо. Вы же сами собираетесь. Тогда мне малопонятна будет Ваша деятельность. Статью в сборник можно дать в конце года или в начале 1974 года. Он перенесен на год. Новостей у нас особых нет. Я чувствую себя плохо. Сейчас живу в санатории «Черная речка»29, но он не помогает мне. Всего доброго.

В. Малышев.

№ 1230. Письмо Т. Ф. Волковой В. И. Малышеву

Дорогой Владимир Иванович!

Поздравляю Вас с Новым годом!

Всего Вам доброго, хорошего здоровья, творческой молодости

г. Пермь.

№ 13. Письмо Т. Ф. Волковой В. И. Малышеву, 11 июля 1975 г.

Милый Владимир Иванович!

Я Вас не обманула, честное слово. В первый же день, как вернулась в Пермь, пошла и сфотографировалась. Даже состригать кудри не стала до этого. Но для меня это такая мука, т<ак> к<ак> там ужасно яркий свет. Что там получилось, представления не имею, т<ак> к<ак> сразу уехала в экспедицию. Вернусь 22 июля, тогда и выкуплю

Таня Волкова. Л. 10.

снимки. Забыла размер; на глаз снялась на 9 х 12. Если будет большая, можно будет обрезать, я специально так снималась. Так что не ругайте меня. Будьте здоровы.

Ваша Татьяна Волкова.

Л. 11.

№ 14. Письмо Т. Ф. Волковой В. И. Малышеву, 22 июля 1975 г.

Пермь.

Милый Владимир Иванович!

Честное слово, я не «коварная женщина» (Любаша31 так Вас процитировала). Я даже очень положительная и совестливая. Как приехала, сфотографировалась, а теперь вот, только вернулась из экспедиции — сразу получила свой фотошедевр.

Не знаю, честное слово, какой прок Пушкинскому дому с моей монгольской языческой физиономии, но раз уж Вам так хочется, пускай это уродство висит и портит

32

такои прекрасный стенд32.

Я уж так старалась выглядеть прилично, но, как Вы можете убедиться, все было напрасно. Как была крокодилом, так и осталась. Меня эти юпитеры ужасные ослепляли, но я старалась выглядеть оптимистично. Насколько это мне удалось — судить Вам.

За поездку в Ленинград мне влепили выговор, висит на стенке, а отпуск мой убавился на 5 дней. Благо, что за экспедицию мне причитается несколько отгулов. Все же не так обидно.

Наш вояж прошел успешно. Со мной ездили две мои ученицы (так сказать — потому что как следует подготовить их мне не дали). Даже в последний день перед экспедицией их заставили дежурить в каталогах. Девочки работали на славу, хотя читать еще не умеют (!). Рукописей привезли немного. Все XIX-XX век, кроме 2-х. Одна из них — явный 17-й, минея. Посему радуюсь несказанно. Зато в 2-х поздних сборниках масса всяких интересных вещей. В одном — даже Повесть о Петре и Февронии. Для наших краев такие литературные сборники — большая редкость. Одна маленькая рукопись меня страшно заинтересовала. Но пока не знаю, что это. Времени всю ее прочесть не было — темп был отменный. Меня поразило, что в роли Антихриста там фигурирует Наполеон и смутное повествование напоминает описание через эту призму антихристову войны 1812 года33. Может быть, это что-то известное, но я по своей серости не знаю, т<ак> к<ак> в старообрядческой литературе я не больно сильна к стыду своему. Еще мы привезли очень любопытную тетрадь 1906-1907 года — протокол прения между старообрядцами и церковниками, происходивший на берегу пруда в Ножовке Частинского района. М<ожет> быть, кому-то из ваших старообрядцеведов это будет интересно? Пишите. Как только проанализирую находки (осенью), напишу подробнее. До свиданья. Будьте здоровы.

Татьяна.

Р. Б. Не кляните, не ругайте. Привет всем секторянам.

Р. Б. Б. Размеров точных я не знала, посему Вам придется меня урезать маленько.

Л. 12-12 об.

№ 15. Письмо В. И. Малышева Т. Ф. Волковой, 28 июля 1975 г.

Дорогая Таня!

Письмо и фотографию получил. Большое, большое спасибо. Фотография хорошая. Люба34 тоже прислала, но с ней дело обстоит сложнее. Ее фотография была перегнута, и она получается с усами. Прошу от нее другую. Находкам Вашим радуюсь. Надо собирать и не откладывать, время не ждет. Если найдете что-либо об Аввакуме, сообщите.

Всего хорошего. Еще раз спасибо за фото.

В. Малышев.

Комментарии

1 Новогодняя открытка. Художник Г. Бедарев. «Изобразительное искусство». М., 1971. 5-18. Ц 6 к. З. 158. КПК.

2 Письмо напечатано на машинке на бланке Пермской областной библиотеки имени М. Горького. Отдел библиографии. г. Пермь, ул. Ленина, 118.

3 Речь идет о статье: [Малышев, 1972б]. На стр. 184 (прим. 2) В. И. Малышев отметил: «...в доставке рукописей в 1967-1969 годах участвовали Т. Ф. Волкова и Н. Н. Литвинова».

4 Экспедиция 1967 г. на Северную Двину была организована филологическим факультетом ЛГУ (руководитель — Н. С. Демкова). В ходе этой экспедиции было собрано 48 рукописей XVI-XIX вв., которые были переданы в Древлехранилище ИРЛИ и послужили здесь началом Северодвинского собрания [Малышев, 1968, с. 203].

5 Иван Никифорович Заволоко (1897-1984) — крупный деятель староверия, проживавший в Риге, собиратель рукописей, автор ряда сочинений о старообрядческой истории и культуре. Т. Ф. Волкова была знакома с И. Н. Заволоко: однажды в гостях у Н. С. Демковой она слушала его рассказы о поисках рукописей. В личном архиве Т. Ф. Волковой хранится новогодняя открытка от И. Н. Заволоко (поздравление с Новым 1983 годом).

6 В действительности «дёминцы» именовались так не по фамилии, а по названию д. Дёмино в Верещагинском районе.

7 Наталья Сергеевна Демкова (1932-2018) — профессор Санкт-Петербургского государственного университета, специалист по истории древнерусской литературы. В университете читала курс истории древнерусской литературы, вела семинар по древнерусской литературе, подготовку в котором прошли многие известные медиевисты, в их числе и Т. Ф. Волкова.

8 Статья в ТОДРЛ была издана много позднее: [Волкова, 1979]. Этой теме была посвящена дипломная работа Т. Ф. Волковой, написанная под руководством Н. С. Демковой и защищенная в 1971 г. В разные годы — в 1971, 1975 и 1976 гг. — были опубликованы тезисы докладов Т. Ф. Волковой на эту тему.

9 Этим планам не суждено было осуществиться. После переезда в 1976 г. в Сыктывкар Т. Ф. Волкова увлеклась изучением «Казанской истории»; причины выбора этой новой темы изложены Т. Ф. Волковой в ее воспоминаниях о Т. Я. Гринфельд [Волкова, 2019б, с. 75-76]. Изучению «Казанской истории» в контексте историко-публицистического повествования второй половины XVI в. была посвящена кандидатская диссертация Т. Ф. Волковой.

10 Владимир Владимирович Кусков (1920-1999) — профессор Московского государственного университета, специалист по древнерусской литературе.

11 Наталья Петровна Монахова, работала в Пермском университете с середины 1970-х годов, автор нескольких публикаций, посвященных Молению Даниила Заточника.

12 То есть с Надеждой Николаевной Литвиновой (Барминской).

13 Речь идет о трагической гибели дочери Н. С. Демковой Алёнки, которой было около 12 лет.

14 Александр Кузьмич Шарц (1906-1986) — пермский историк-краевед и библиограф.

15 В период с 1 августа 1967 г по 16 июля 1985 г. директором Пермской областной библиотеки был Михаил Александрович Пастухов (1920-1990), внесший большой вклад в развитие библиотеки и в целом библиотечного дела в Пермской области.

16 Александр Васильевич Нецветаев (1898-1971) — создатель Очёрского народного краеведческого музея (1941 г.), краевед, библиофил, фотограф. После кончины А. В. Нецветаева Очёрский музей стал носить его имя.

17 Зять А. В. Нецветаева — Илья Данилович Токарев (1923-?), полковник, участник Великой Отечественной войны. Вероятно, речь идет о нем, поскольку в служебном отчете Т. Ф. Волковой его имя упоминается вслед за рассказом о том, как А. В. Нецветаеву пришлось вернуть ценную старообрядческую книгу Д. И. Токареву, не пожелавшему с ней расстаться (Отчет Т. Ф. Волковой о командировке в г. Очёр, 11-18 октября 1972 г., № 10, л. 3-4 — Архив отдела редких книг Пермской библиотеки им. А. М. Горького, без шифра).

18 Речь идет об археографической работе в Пермской области Московского государственного университета. Систематическое археографическое обследование региона началось в 1972 г. В Научной библиотеке МГУ было создано в итоге крупное Верхокамское собрание [см.: Агеева и др., 1994].

19 Ирина Васильевна Поздеева (род. в 1934 г.) — историк, археограф, профессор Московского государственного университета, создатель Археографической лаборатории на историческом факультете МГУ.

20 См.: [Малышев, 1972а].

21 Как явствует из письма В. И. Малышева от 23 января 1973 г. (письмо № 8), речь идет о рукописном собрании П. С. Богословского в Древлехранилище Пушкинского Дома.

22 Рукописное собрание пермского филолога, литературоведа и фольклориста, профессора Павла Степановича Богословского (1890-1966) поступило в Древлехранилище Пушкинского Дома в 1966-1970 гг.; оно включает 104 рукописи XVП-XIX вв. В Рукописном отделе ИРЛИ имеется также личный фонд П. С. Богословского (ф. 690).

23 В архивном деле имеется конверт от этого письма (л. 8) с обратным адресом Д. И. Токарева.

24 Имеется в виду издание: [Малышев, 1971].

25 В служебном отчете Т. Ф. Волковой о книгах Д. И. Токарева сообщается: «В д. Петраки я посетила Токарева Данилу Ивановича. От него я получила 6 небольших рукописей конца XIX — начала XX в. Это каноны разным святым и отдельные молитвы. Из показанных мне книг интерес представляют две: Слово Кирилла Иерусалимского (год издания 1644) и рукописный лицевой Апокалипсис конца XIX в. Возможно, что Апокалипсис Токарев отдаст» (Отчет Т. Ф. Волковой в Очёрский район, 18-27 января 1973 г., № 1, л. 2 — Архив отдела редких книг Пермской библиотеки им. А. М. Горького, без шифра). «Слово Кирилла Иерусалимского» — Кириллова книга (М., 1644). Д. И. Токарева Т. Ф. Волкова посетила еще раз в 1975 г., он подарил почти все, что представляло интерес, кроме Кирилловой книги (Отчет Т. Ф. Волковой об

археографической экспедиции «Прикамская-75», 1-20 июля 1975 г., л. 3 — Там же, без шифра).

26 Государственная библиотека им. В. И. Ленина, ныне — Российская государственная библиотека.

27 Глеб Валентинович Маркелов (род. в 1948 г.) — филолог, археограф, сотрудник Древлехранилища Пушкинского Дома.

28 Владимир Павлович Бударагин (род. в 1945 г.) — филолог, археограф, в настоящее время заведующий Древлехранилищем Пушкинского Дома.

29 Санаторий «Черная речка» был создан на побережье Финского залива под Ленинградом в 1958 г., является центром сердечной медицины.

30 Новогодняя открытка, без даты.

31 Любовь Васильевна Титова (Ярошенко) (род. в 1948 г.) — филолог, выпускница Ленинградского государственного университета, ученица Н. С. Демковой, в настоящее время старший научный сотрудник сектора археографии и источниковедения Института истории Сибирского отделения РАН.

32 Фотография была изготовлена по просьбе В. И. Малышева для стенда с фотографиями собирателей рукописей для Древлехранилища Пушкинского Дома.

33 Старообрядческие сочинения о Наполеоне-антихристе в настоящее время опубликованы: [Сазонова, 2012], [Русские старообрядцы, 2012].

34 Л. В. Титова (Ярошенко), см. выше.

Список истоников

Агеева и др., 1994 — Агеева Е. А., Кобяк Н. А., Круглова Т. А., Смилянская Е. Б. Рукописи Верхокамья XV-XX вв.: Каталог. Из собрания Научной библиотеки Московского университета им. М. В. Ломоносова. М.: Цимелия, 1994. 459 с.

Барминская, Волкова, 1982 — Барминская Н. Н., Волкова Т. Ф. Археографические экспедиции Пермской государственной публичной библиотеки им. М. Горького // Вопросы собирания, учета, хранения и использования документальных памятников истории и культуры. М.: Наука, 1982. Ч. 2. С. 42-45.

Волкова, 1972 — Волкова Т. Ф. Вновь найденная повесть XVII века о мезенской иконе Троицы // Рукописное наследие Древней Руси: По материалам Пушкинского Дома. Л.: Наука, 1972. С. 136-143.

Волкова, 1979 — Волкова Т. Ф. Художественная структура и функции образа беса в Киево-Печерском патерике // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1979. Т. 33. С. 228-237.

Волкова, 1996 — Волкова Т. Ф. «Колумб» книжной Печоры // Памятники Отечества. 1996. № 36: Земля Коми. С. 190-191.

Волкова, 2019а — Волкова Т. Ф. Учитель. Наставник. Друг // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2019. № 2(10). С. 139-148.

Волкова, 20196 — Волкова Т. Ф. Человек, с которым можно было дружить. // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2019. № 3(11). С. 75-78.

Демкова, 2017 — Демкова Н. С. Татьяна Федоровна Волкова как исследователь книжной Печоры // Слово и текст в контексте культуры. Сыктывкар: Издательство СГУ им. Питирима Сорокина, 2017. Вып. 2: Книжные центры Республики Коми: Усть-Цилемский район. С. 8-18.

Кириллические издания, 2003 — Кириллические издания ХУТ-ХУП веков в хранилищах Пермской области: Каталог / под ред. И. В. Поздеевой. Пермь: Пермское книжное издательство, 2003. 487 с.

Кириллические издания, 2008 — Кириллические издания XVIII века в хранилищах Пермского края: Каталог / под ред. И. В. Поздеевой. Пермь: Пушка, 2008. 797 с.

Кириллические рукописи, 2014 — Кириллические рукописи ХУ-ХУ11 веков в хранилищах Пермского края: Каталог / под ред. И. В. Поздеевой, Ю. С. Белянкина. Пермь: Пушка, 2014. 575 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Малышев, 1968 — Малышев В. И. Новые поступления в собрание древнерусских рукописей Пушкинского Дома // Русская литература. 1968. № 2. С. 201-204.

Малышев, 1971 — [Малышев В. И.] Хранилище древнерусских рукописей Пушкинского Дома. Буклет. Л.: Наука, 1971. 6 с., ил.

Малышев, 1972а — Малышев В. И. Иван Никифорович Заволоко (К 75-летию со дня рождения) // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1972. Т. 27. С. 461-462.

Малышев, 19726 — Малышев В. И. Новые поступления в собрание древнерусских рукописей Пушкинского Дома // Русская литература. 1972. № 2. С. 177-184.

Малышев, 2010 — Малышев В. И. Избранное. Статьи о протопопе Аввакуме. СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2010. 432 с.

Поздеева, 1997 — Поздеева И. В. 30 лет полевой археографии Московского университета // Археографический ежегодник за 1995 год. М.: Наука, 1997. С. 48-59.

Русские старообрядцы, 2012 — Русские старообрядцы о Наполеоне антихристе // «Отчизну обняла кровавая забота.». Рукописное наследие Отечественной войны 1812 года в собраниях Пушкинского Дома / сост. Г. В. Маркелов. СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2012. С. 120-139.

Сазонова, 2012 — Сазонова Л. И. Сказание о Наполеоне-антихристе: старообрядческий вариант антинаполеоновского мифа // Славяноведение. 2012. № 2. С. 42-61.

Черных, 2019 — Черных А. В. Старообрядческие согласия в народной терминологии русского населения Пермского края // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 2. С. 85-110.

Информация об авторе /Information about the author

Пигин Александр Валерьевич

доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.

Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Набережная адмирала Макарова, 4, Санкт-Петербург, Россия

Pigin Alexander Valerievich

Doctor of Philology, Professor, Leading Researcher at the Institute of Russian Literature (Pushkin House) of the Russian Academy of Sciences.

Institute of Russian Literature the Russian Academy of Sciences (Pushkin House), Embankment of Admiral Makarov, 4, Saint Petersburg, Russia

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 23.12.2021

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.01.2022

Принята к публикации / Accepted for publication 11.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.