Научная статья на тему 'Советская драматургия - главная репертуарная линия Кемеровской драмы во время Великой Отечественной войны'

Советская драматургия - главная репертуарная линия Кемеровской драмы во время Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
525
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЯ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / DRAMATURGY OF THE PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR / СОВЕТСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ / SOVIET DRAMATURGY / КЕМЕРОВСКИЙ ДРАМТЕАТР / KEMEROVO DRAMA THEATRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Берсенева Е. В.

В статье рассмотрены особенности репертуарной политики Кемеровского областного театра драмы имени А.В. Луначарского в период Великой Отечественной войны. На основе разбора основного репертуара выявлены спектакли по советской драматургии, представленные кемеровскому зрителю за 1941-1945 годы. Определен объем этих спектаклей по отношению к основному репертуару. Проанализированы условия работы театра и режиссерские эксперименты В.В. Гарденина, А.К. Беккаревича, В.А. Шабанова, А.С. Сафонова, направленные на формирование у кемеровского зрителя ценностных патриотических установок. Аргументирована художественно-творческая мобильность театра как особенность его деятельности, позволившая действенно откликаться на драматургию, рожденную в военное время. Особое внимание уделяется рассмотрению сценических постановок «Парень из нашего города» (1941), «Русские люди» (1942), «Жди меня» (1943), «Так и будет» (1944) К. Симонов, «Нашествие» (1942) Л. Леонов, «За тех, кто в море!» (1945) Б. Лавренев. В выводах статьи обосновываются содержательные ресурсы советской драматургии, доказывается способность спектаклей на этой основе решать задачи идейного вдохновления зрителя, поддержания его боевого духа, а также формирования культурной среды региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet Dramaturgy is the Main Repertoire Line of Kemerovo Drama During the World War II

The special features of the repertoire policy of the Lunacharsky Kemerovo Drama Theatre in the period of Great Patriotic War are designated in the article. The basic repertoire, the volume of Soviet dramaturgy, which was shown to Kemerovo spectator during 1941-1945 is revealed. The conditions of the theater acting are examined, the producer experiments of VV. Gardenin, A.K. Bekkarevich, V.A. Shabanov, A.S. Safonov directed to the formation of value installations in Kemerovo spectator are analyzed in this article. The special feature of this period is the theater mobility, which made it possible instantly to respond to contemporary dramaturgy, originated in the military time (classics of Soviet dramaturgy), that contributed to the formation of the value patriotic orientation of the Soviet audience (“Fellow from our city” (1941), “Russian people” (1942), “Wait me” (1943), “It will be so” (1944) K. Simonov, “Invasion” (1942) L. Leonov, “For those, who are in the sea!” (1945) B. Lavrenev and others). The searches for stage truth and the opening of deep characters disturbed not only directors but young actors also with enormous desire of artists to contribute to development and strengthening the mutual creative connections with producers L. Viven, N. Simonov, Y. Yuriev, D. Mechik, P. Coopers and other actors and producers. The meaningful aspect repertoire was called not only ideologically inspire spectator, support his combat spirit but form the cultural life of region too.

Текст научной работы на тему «Советская драматургия - главная репертуарная линия Кемеровской драмы во время Великой Отечественной войны»

УДК 792.028

СОВЕТСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ - ГЛАВНАЯ РЕПЕРТУАРНАЯ ЛИНИЯ

КЕМЕРОВСКОЙ ДРАМЫ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Берсенева Елена Витальевна, старший преподаватель, кафедра театрального искусства, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены особенности репертуарной политики Кемеровского областного театра драмы имени А. В. Луначарского в период Великой Отечественной войны. На основе разбора основного репертуара выявлены спектакли по советской драматургии, представленные кемеровскому зрителю за 1941-1945 годы. Определен объем этих спектаклей по отношению к основному репертуару. Проанализированы условия работы театра и режиссерские эксперименты В. В. Гарденина, А. К. Беккаревича, В. А. Шабанова, А. С. Сафонова, направленные на формирование у кемеровского зрителя ценностных патриотических установок. Аргументирована художественно-творческая мобильность театра как особенность его деятельности, позволившая действенно откликаться на драматургию, рожденную в военное время. Особое внимание уделяется рассмотрению сценических постановок «Парень из нашего города» (1941), «Русские люди» (1942), «Жди меня» (1943), «Так и будет» (1944) К. Симонов, «Нашествие» (1942) Л. Леонов, «За тех, кто в море!» (1945) Б. Лавренев. В выводах статьи обосновываются содержательные ресурсы советской драматургии, доказывается способность спектаклей на этой основе решать задачи идейного вдохновления зрителя, поддержания его боевого духа, а также формирования культурной среды региона.

Ключевые слова: драматургия периода Великой Отечественной войны, советская драматургия, Кемеровский драмтеатр.

SOVIET DRAMATURGY IS THE MAIN REPERTOIRE LINE OF KEMEROVO DRAMA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Berseneva Elena Vitalyevna, Senior Instructor, Theatre Art Department, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The special features of the repertoire policy of the Lunacharsky Kemerovo Drama Theatre in the period of Great Patriotic War are designated in the article. The basic repertoire, the volume of Soviet dramaturgy, which was shown to Kemerovo spectator during 1941-1945 is revealed. The conditions of the theater acting are examined, the producer experiments of VV. Gardenin, A.K. Bekkarevich, V.A. Shabanov, A.S. Safonov directed to the formation of value installations in Kemerovo spectator are analyzed in this article. The special feature of this period is the theater mobility, which made it possible instantly to respond to contemporary dramaturgy, originated in the military time (classics of Soviet dramaturgy), that contributed to the formation of the value patriotic orientation of the Soviet audience ("Fellow from our city" (1941), "Russian people" (1942), "Wait me" (1943), "It will be so" (1944) K. Simonov, "Invasion" (1942) L. Leonov, "For those, who are in the sea!" (1945) B. Lavrenev and others). The searches for stage truth and the opening of deep characters disturbed not only directors but young actors also with enormous desire of artists to contribute to development and strengthening the mutual creative connections with producers L. Viven, N. Simonov, Y. Yuriev, D. Mechik, P. Coopers and other actors and producers.

The meaningful aspect repertoire was called not only ideologically inspire spectator, support his combat spirit but form the cultural life of region too.

Keywords: dramaturgy of the period of the Great Patriotic War, Soviet dramaturgy, Kemerovo Drama Theatre.

Изучение театрального репертуара - это исследование театра, зрителя и социального контекста театральной жизни. Именно репертуар является главным показателем, позволяющим понять тенденции развития художественной мысли и потребности зрителей. В то же время репертуар театра - это отражение культуры, идеологии и экономики страны, а репертуар конкретного театра является показателем его деятельности, идейно-художественной позиции коллектива, его творческое лицо. В данной статье мы обращаемся к репертуару Кемеровского областного театра драмы имени А. В. Луначарского в период Великой Отечественной войны, потому что этот период в жизни Кемеровского театра остается малоизученным.

Объект исследования - репертуар Кемеровского драмтеатра в период Великой Отечественной войны. Предмет исследования - советская драматургия, представленная в афише Кемеровской драмы во время Великой Отечественной войны. Цель статьи связана с выявлением позиций советской драматургии в афише Кемеровской драмы в период 1941-1945 годов. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач. Среди них: раскрытие условий работы Кемеровской драмы в 1941-1945 годы, уточнение драматургического материала Кемеровской драмы военного периода, рассмотрение режиссерских экспериментов, направленных на формирование ценностных установок у кемеровского зрителя в период Великой Отечественной войны, выявление объема спектаклей по пьесам советских драматургов в афише Кемеровской драмы периода 1941-1945 годов.

На сегодняшний день не существует документальных материалов, в полной мере отражающих деятельность театра в период 1941-1945 годов. Это связано с отсутствием профессиональной театральной критики в Кузбассе в довоенный период. На этот факт указывает в монографии А. И. Бураченко. Он отмечает, что «в этот период театральная провинция только еще активно строилась, поэтому выявить определенную политику государства и партии в критике не представляется возможным. Однако инструктивные документы косвенно касались и деятельности газет. Относительно функций газеты в одном из документов было отмечено следующее: "Шире развернуть работу вокруг театральных постановок, устраивая диспуты, зрительские конференции, беседы и

доклады как внутри театра, так и на предприятиях по вопросам репертуара, привлекая к этому членов художественно-политических советов и теаорганизаторов. Наряду с этим наладить систематическую работу театральных и зрительских стенгазет, добиваясь большей критики и самокритики всех недостатков художественной работы"» [2, с. 112-113]. Поэтому рецензии на спектакли в основном сохранились в очерках того времени (а именно - в нескольких статьях журналистки Доры Толчек [6; 7] и в воспоминаниях зрителей. Эти немногочисленные свидетельства репертуарной политики Кемеровской драмы в период Великой Отечественной войны отражены в газетных публикациях. Так, в газете «Кузбасс» появилась статья кандидата исторических наук Б. Берлин-тейгера [1], в газете «Земляки» статья журналиста Ф. Ягунова [8]. Кроме названных журналистских материалов подспорьем в выявлении советской драматургии в афише Кемеровской драмы в период 1941-1945 годов может послужить рукопись дипломной работы выпускника ГИТИСа В. Сма-гина [5], сохранившаяся в личном архиве кандидата искусствоведения Г. А. Жерновой. На сегодняшний день эта работа информативно наиболее полно отражает изучаемый период.

Прежде всего, остановимся на условиях работы Кемеровской драмы в 1941-1945 годы. Отметим сразу, что годы Великой Отечественной войны вписали новые страницы в историю театра. В Сибирь, с временно захваченной оккупантами советской территории, эвакуировались десятки и сотни крупных промышленных предприятий, театров и учебных заведений. Среди эвакуированных в Сибирь творческих коллективов оказались Московский театр оперетты, Украинский театр Заньковецкой и Днепропетровский музыкально-драматический театр. В Новосибирске работали ленинградские театры имени Пушкина и ТЮЗ. В Томск эвакуировался Белорусский драматический театр. Томичи, уступив ему свое место, переехали в Кемерово. Кемеровчане отдали свое здание эвакуированному заводу «Карболит», который переоборудовал театральные помещения под производственные цеха и, вместе с томичами, вселились в здание кинотеатра «Москва» [1; 3]. Так, в областном центре Кузбасса произошло слияние двух трупп - кемеровской и томской под единым наименованием - Кемеровский областной драматический театр имени А. В. Луначарского. Сцена,

которая была не приспособлена для спектаклей, нулевая температура, все это не могло помешать театральной труппе в достижении поставленных задач. Нужно было усиленно работать, создавать спектакли, которые бы не только отвечали на самые волнующие вопросы жизни, а указывали путь, мобилизовали все силы к победе. Таким образом, театр, приглашая зрителя к сопереживанию, формировал в его сознании боевой дух, расширяя его границы, формируя определённую ценностно-патриотическую ориентацию.

Акцентируем внимание на том факте, что в одном театре в этот момент, по сути дела, работали два коллектива со своим репертуаром. По обоюдному согласию томичи и кемеровчане сохранили лишь те спектакли, которые были признаны лучшими и актуальными. Так, под руководством Владимира Владимировича Гарденина в условиях войны рождался новый творческий коллектив. После отбора остались в репертуаре те спектакли, которые отличались актуальностью, поднимали боевой дух, вселяли уверенность в правое дело и объединяли людей. Афишу театра составили: «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Человек с ружьем» Н. Погодина, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева, «В степях Украины» А. Корнейчука. Жизнь в театре стала более активной, когда на его афишах появился спектакль «Парень из нашего города» и особенно «Русские люди» по одноименным пьесам К. Симонова. По мысли В. Смагина, режиссер В. В. Гарденин поставил перед собой задачу показать в спектакле во всей полноте патриотизм и мужество простого человека, умеющего любить и ценить жизнь, готового защищать свою Родину [5]. Таким образом, главной ценностной установкой работы театра явился патриотизм, чрезвычайно актуальный в культурно-историческом контексте военных лет.

В 1942 году театр мгновенно откликается на появление сразу двух новых пьес «Секретарь райкома» И. Прута и «Нашествие» Л. Леонова. Оба спектакля явились новым этапом в становлении театра. Драматургия «Секретаря райкома» давала возможность решить постановку в героико-приключенческой манере, но А. К. Беккаревич в этом спектакле раскрыл героическую природу мужественных партизан. Приключенческая форма была подчинена основной задаче - утвердить силу духа советских людей, которую они прояв-

ляли на линии огня, в бою [5]. Таким образом, режиссер раскрывал героическую природу обыкновенного человека.

После постановки пьесы «Секретарь райкома» театр обратился к одной из лучших пьес Л. Леонова - «Нашествие». Режиссер В. В. Гар-денин раскрыл в ней народную трагедию и уже с первых эпизодов придал событиям драматическое звучание. Действие в названной пьесе происходит в тот момент, когда гитлеровская армия подходит к городу. В этой сложной обстановке проверяется каждый человек. Не изменяя сценической правде, при внешней сдержанности режиссер выстраивал сцены в спектакле, доводя зрителя до внутреннего кипения. А в финале зритель видел, как с грохотом рушились наглухо забитые окна и двери. В подземелье, где томились русские люди, прыгали солдаты, а вместе с ними врывались ослепительные лучи света, придавая оптимистическое мажорное звучание всему спектаклю, вселяя в зрителей уверенность в борьбе за правое дело и надежду на победу [5].

В эти годы театр развивает гуманистическую линию в своем репертуаре, обращаясь к пьесам довоенного времени, рассказывающим о мирном периоде жизни людей. Это «Машенька» А. Н. Афиногенова, «Весна в Москве» В. М. Гусева и др. Театр стремился приблизить их к современности, рассматривая с позиции военного времени. Художественно-воплощенная правда жизни заставляла зрителя задуматься о ценности детской жизни, понять душу ребенка, познавшего все тяготы войны, нуждающегося в заботе, любви и ласке [8].

Параллельно с основным репертуаром в театре появилась лирическая комедия «Весна в Москве» по одноименной пьесе В. Гусева, написанной накануне Великой Отечественной войны. Спектакль давал возможность зрителям, хотя бы ненадолго, забыть о войне и погрузиться в воспоминания мирной жизни. В нем было много музыки, танцев, веселья, режиссер создал задушевно-лирический образ величественной столицы нашей Родины - Москвы. Той Москвы, с которой все связывают свои надежды, когда Кремлевские куранты пробьют долгожданный час победы. «Подчеркнутая чистота общежитий, цветущие гроздья сирени, залитые солнцем бульвары и сады, с любовью написанные художником В. П. Алексеевым, живая, мелодичная музы-

ка композитора М. А. Масленникова придавала спектаклю поэтическую возвышенность» [7, с. 4].

В 1943 году режиссер А. С. Сафонов поставил спектакль по пьесе К. Тренева «Любовь Яровая», которая не стала театральным событием сезона, но комедия «Давным-давно» А. Гладкова, поставленная В. А. Шабановым, заставила всю труппу вновь поверить в свои силы. Пьесу, написанную на историческом материале Отечественной войны 1812 года, режиссер решает как романтическую комедию. В. Шабанов уделяет большое внимание комедийной стороне спектакля, но больше всего его волнует образ Шуры Азаровой, ее патриотическое чувство защитника Родины, которое было так близко каждому сидящему в зале зрителю.

Деятельность театра не ограничивалась только рамками сценической площадки. Спектакли и концерты в воинских частях и госпиталях, сбор средств в фонд обороны, строительство боевого самолета «Кемеровский артист» - яркое свидетельство активной деятельности театра.

В 1944 году, когда по всему фронту советские войска шли в наступление, театр готовился к своему десятилетнему юбилею. Для открытия юбилейного сезона театр обращается к пьесе «Кремлевские куранты» Н. Погодина. Ставить спектакль о политических лидерах всегда было большой ответственностью для театра, поэтому, создавая образа В. И. Ленина, актер А. Добротин стремился раскрыть все лучшие стороны своего творчества, создавая монументальный образ вождя революции. Поиски сценической правды и раскрытие глубоких характеров волновали не

только режиссеров, но и молодых актеров. В то время в труппе были способные, но неопытные вчерашние студийцы, которым нужно было многому научиться, поэтому спектакли с участием молодых артистов страдали от ошибок в освоении «системы» Станиславского. Огромное желание артистов способствовало развитию и укреплению взаимных творческих связей со столичными режиссерами. В Кемерово, в период 1941-1945 годов, приезжали Л. Вивьен, Н. Симонов, Ю. Юрьев, Д. Мечик, П. Кадочников и другие артисты и режиссеры со спектаклями «Пигмалион» Б. Шоу, «Женитьба Белугина» А. Островского, выступали с концертными номерами, участвовали в обсуждениях спектаклей. Кемеровские студийцы и молодые актеры ездили в Ленинград и были свидетелями рождения спектаклей «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Отелло» В. Шекспира. Взаимный творческий обмен способствовал росту профессионального мастерства Кемеровского драматического театра, который настойчиво стремился овладеть системой Станиславского. Труд коллектива театра был отмечен медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», которые были вручены 52 артистам, режиссёрам, работникам производственных цехов [4].

За период 1941-1945 годов в репертуаре Кемеровского областного драматического театра имени А. В. Луначарского было представлено 35 спектаклей. Для наглядности приведем таблицу спектаклей, представленных в период 19411945 годов.

Таблица 1

Название спектакля Режиссер-постановщик

Сезон 1941/42 года

1. «Парень из нашего города» по одноименной пьесе К. Симонова 2. «Оптимистическая трагедия» по одноименной пьесе Вс. Вишневского 3. «В степях Украины» по одноименной пьесе А. Корнейчука 4. «Человек с ружьем» по одноименной пьесе Н. Погодина 5. «Таня» по одноименной пьесе А. Арбузова 6. «Русские люди» по одноименной пьесе К. Симонова 7. «Фельдмаршал Кутузов» по одноименной пьесе В. Соловьева 8. «Старик» по одноименной пьесе М. Горького 9. «Маскарад» по одноименной пьесе М. Ю. Лермонтова 10. «Дама-невидимка» по одноименной пьесе П. Кальдерона В. Гарденин В. Гарденин В. Гарденин В. Гарденин В. Гарденин В. Гарденин В. Гарденин A. Добротин М. Смелков B. Шабанов

Репертуар Кемеровского областного драматического театра имени А. В. Луначарского

за период 1941-1945 годов

Окончание таблицы 1

Название спектакля Режиссер-постановщик

Сезон 1942/43 года

1. «Любовь Яровая» по одноименной пьесе К. Тренева 2. «Весна в Москве» по одноименной пьесе В. Гусева 3. «Петр Крымов» по одноименной пьесе К. Финна 4. «Жди меня» по одноименной пьесе К. Симонова 5. «Машенька» по одноименной пьесе А. Афиногенова 6. «Секретарь райкома» по одноименной пьесе Н. Прута 7. «Нашествие» по одноименной пьесе Л. Леонова 8. «Лев Гурыч Синичкин» по одноименной пьесе Д. Ленского 9. «Егор Булычев» по пьесе М. Горького «Егор Булычев и другие» 10. «Женитьба» по одноименной пьесе Н. В. Гоголя 11. «Лес» по одноименной пьесе А. Н. Островского А. Сафонов А. Сафонов A. Сафонов B. Гарденин А. Сафонов A. Беккаревич B. Гарденин В. Гарденин А. Добротин М. Смелков М. Смелков

Сезон 1943/44 года

1. «Поединок» по повести Л. Шейнина «Военная тайна» 2. «Кремлевские куранты» по одноименной пьесе Н. Погодина 3. «Домик в Черкизове» по одноименной пьесе А. Арбузова 4. «Давным-давно» по одноименной пьесе А. Гладкова 5. «Женитьба Белугина» по одноименной пьесе А. Н. Островского 6. «Собака на сене» по одноименной пьесе Лопе де Вега 7. «Стакан воды» по одноименной пьесе Э. Скриба В. Гарденин В. Шабанов В. Гарденин В. Шабанов М. Смелков В. Шабанов В. Шабанов

Сезон 1944/45 года

1. «Где-то в Москве» по одноименной пьесе В. Масса, М. Червинского 2. «Так и будет» по одноименной пьесе К. Симонова 3. «Горе от ума» по одноименной пьесе А.С. Грибоедова 4. «За тех, кто в море!» по одноименной пьесе Б. Лавренева 5. «Орел и орлица» по одноименной пьесе А. Толстого 6. «Без вины виноватые» по одноименной пьесе А. Н. Островского 7. «Дети солнца» по одноименной пьесе М. Горького A. Добротин B. Гарденин В. Гарденин А. Добротин А. Добротин М. Смелков А. Добротин

Как мы видим, представленная таблица наглядно демонстрирует весь объем репертуара. Репертуар формируют спектакли зарубежных, русских и советских драматургов. Из 35 спектаклей, поставленных кемеровскими режиссерами: 3 пьесы зарубежных драматургов, 7 пьес русских драматургов и 25 пьес советских драматургов. Таким образом, количество спектаклей по пьесам советских драматургов преобладающее и составляет 71 % от общего числа спектаклей. Следовательно,

восстанавливая репертуар Кемеровского драматического театра за период 1941-1945 годов можно сделать вывод о том, что на протяжении всего военного периода кемеровские режиссеры сосредотачивали свое внимание на советской драматургии. Это обусловлено, вероятно, необходимостью формирования ценностно-патриотической ориентации зрительской аудитории, ее идейного вдохновления, поддержания ее боевого духа, а также формирования культурной среды региона в целом.

Литература

1. Берлинтейгер Б. Сколько же лет Кемеровскому драмтеатру? // Кузбасс. - № 107. - 17.06.1998. - С. 4.

2. Бураченко А. И. Феномен театральной критики в провинции. Кемеровский театр драмы в отражении областной газеты «Кузбасс» (1930-1980-е годы). - Кемерово: КемГУКИ, 2012. - 248 с.

3. Ким Н. Бой за высокую культуру // Кузнецкий край. - № 112. - 30.09.2000. - С. 4.

4. Рукопись П. Г. Князева. Из рукописного наследия нашего города // Кушникова М., Сергиенко В., Тогулев В. Страницы истории города Кемерово. - Кемерово: Сиб. родник, 1998. - Кн. 2. - 666 с.

5. Смагин В. Кемеровский областной драматический театр имени А. В. Луначарского (1934-1960): дипломная работа выпускника ГИТИСа. Рукопись // Личный архив Г А. Жерновой.

6. Толчек Д. «Машенька» // Кузбасс. - 17.06.1942.

7. Толчек Д. «Наши знакомые» // Кузбасс. - 20.02.1943.

8. Ягунов Ф. Театр моей юности // Земляки. - № 4. - 24.01.2003. - С. 15.

References

1. Berlinteyger B. Skol'ko zhe let Kemerovskomu dramteatru? [How many years Kemerovo drama theater?]. Kuzbass [Kuzbass], 1998, no. 107, p. 4. (In Russ.).

2. Burachenko A.I. Fenomen teatral'noy kritiki v provintsii. Kemerovskiy teatr dramy v otrazhenii oblastnoy gaze-ti «Kuzbass» (1930 - 1980) [Phenomenon of theatrical criticism in the province. Kemerovo Drama Theater in the reflection of the regional newspaper "Kuzbass" (1930-1980)]. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2012. 248 p. (In Russ.).

3. Kim N. Boy za visokuyu kul'turu [Fight for a high culture]. Kuznetskiy kray [Kuznetsk Region], 2000, no. 112, p. 4. (In Russ.).

4. Rukopis' P.G. Knyazeva. Iz rukopisnogo naslediya nashego goroda [Manuscript of PG Knyazev. From the manuscript heritage of our city]. Kushnikova M., Sergeenko V., Togulev V. Stranitsy istorii goroda Kemerova. Kniga vtoraya [Kushnikova M., Sergienko V., Togulev V. Pages of the history of the city of Kemerovo. The second book]. Kemerovo, Sibirskiy rodnik Publ., 1998. 666 p. (In Russ.).

5. Smagin V. Kemerovskiy oblastnoy dramaticheskiy teatr imeni A.V. Lunacharskogo (1934-1960): diplomnaya rabota vipusknika GITISa [Smagin V. Kemerovo Regional Drama Theater named after A.V. Lunacharskogo (1934-1960 gg.): Graduation thesis graduate GITIS]. Lichnyy arkhiv G.A. Zhernovoy [Personal Archive G.A. Zerno-vaya]. (In Russ.).

6. Tolchek D. "Mashenka" ["Mashenka"]. Kuzbass [Kuzbass], 17.06.1942. (In Russ.).

7. Tolchek D. "Nashi znakomye" ["Our friends"]. Kuzbass [Kuzbass], 20.02.1943. (In Russ.).

8. Agunov F. Teatr moey yunosti [Theater of my youth]. Zemlyaki [Countrymen], 2003, no. 4. 15 p. (In Russ.).

УДК 792.01

ПРИРОДА ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Слесарь Евгений Александрович, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры зарубежного искусства, Российский государственный институт сценических искусств (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: [email protected]

Статья посвящена сущности художественного в театральном искусстве и фокусируется на осмыслении элементов, определяющих театральное представление как явление художественной культуры. В статье выявляются критерии, положенные режиссером в основу ткани спектакля, характеризующие произведения зрелищных искусств. Рассмотрена вещественно-художественная сторона спектакля, которая, приобретая «предельную упорядоченность» (Р. Барт) как структура, становится художественным высказыванием. В работе рассмотрены маркеры художественного, приобретающие в условиях театральной опредмеченности статус воплощенной идеи. Цель настоящей статьи - раскрыть принципы, генеральные и периферические элементы, лежащие в основе художественного определения спектакля.

Статья выполнена на материале отечественной и зарубежной драматургии, а также на теоретических работах режиссеров (Вс. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, Г. А. Товстоногов и др.) и на искусствоведческой литературе, отражающей современную театральную ситуацию.

Важное место отведено в статье концепциям художественного М. Хайдеггера («Исток художественного творения», 1935) и Р. Барта. Методология исследования базируется на культурно-историческом, сравнительном методах, выработанных отечественным театроведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.