Научная статья на тему 'Совет как суггестивный речевой жанр поучаюшего дискурса'

Совет как суггестивный речевой жанр поучаюшего дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
835
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОУЧАЮЩИЙ ДИСКУРС / РЕЧЕВОЙ ЖАНР СОВЕТ / СУГГЕСТОР / СУГГЕРЕНД / ИНТЕНЦИЯ / INSTRUCTIVE DISCOURSE / SPEECH GENRE ADVICE / SUGGESTOR / SUGGESTIVE / INTENTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шутова Ольга Александровна

Рассматривается суггестивный речевой жанр совет в рамках поучающего дискурса: дается описание его прагматических и коммуникативных характеристик, анализируется адресато-адресантный фактор, указывается его интенция, а также имплицитные и эксплицитные способы ее выражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the suggestive speech genre within the framework of the instructive discourse. The author gives a description of pragmatic and communicative characteristics of advice. The “sender-addressee” factor is analyzed; its intentions, as well as the implicit and explicit ways of expressing it are indicated.

Текст научной работы на тему «Совет как суггестивный речевой жанр поучаюшего дискурса»

O.A. ШУТОВА (Севастополь)

совет как суггестивный речевой жанр поучающего дискурса

Анализируется суггестивный речевой жанр «совет» в рамках поучающего дискурса: дается описание его прагматических и коммуникативных характеристик, рассматривается адресато-адресантный фактор, указываются его интенция, имплицитные и эксплицитные способы ее выражения.

Ключевые слова: поучающий дискурс, речевой жанр «совет», суггестор, суггеренд, интенция.

В современной лингвистике жанры речи принято изучать в рамках того или иного речевого события. Совет является суггестивным жанром речи поучающего дискурса.

Поучающий дискурс выступает разновидностью директивного типа дискурса, т. к. в его основе (как и в директивном дискурсе) лежит побуждение, которое в большинстве случаев предполагает постепенное достижение цели, поэтому возникает необходимость использовать не одно, а несколько высказываний, связанных общей коммуникативной задачей [8].

в поучающем дискурсе прослеживается баланс фатической коммуникации (речевой жанр «совет»), где на первом месте - конвенции общения, и информативной (поучение, наставление, назидание), здесь когнитивная информация является главной: приоритетную позицию занимает регулятивная информация. Информационная организация такого дискурса - не просто композиционный план его построения, а совокупность приемов воздействия на адресата с целью регулирования его поведения. в данном случае говорящий инициирует респонсивную деятельность своего собеседника, дает оценку ситуации общения в ретроспективном, текущем и перспективном аспектах. Респонсивные речевые действия адресанта и являются информативными в содержательном аспекте, прагматически значащими, создавая определенный тип отношений, психологический настрой беседы, которые влияют на последующие действия адресата. Ответная речевая / неречевая реакция слушающего играет существенную роль, т. к. предоставляет говорящему необходимую инфор-

О Шутова O.A., 2019

мацию о партнере по коммуникации и сигнализирует об обеспечении / необеспечении приема сообщения, выполняя, таким образом, функцию реагирования адресата на действия адресанта.

В поучающем дискурсе мы выделяем такие речевые жанры, как нравоучительные, прескриптивно-суггестивные, инструктивные и суггестивные. Суггестия традиционно определяется как воздействие на человека (вербальное / невербальное), воспринимаемое им без критической оценки, иными словами - латентное воздействие [3, с. 12]. Наиболее часто суггестия используется в психотерапии и изучается также в связи с вопросами психотерапии (речевой терапии) и гипноза. Однако суггестивное влияние на адресата оказывают не только медики, но и политики, создатели рекламных текстов, религиозные деятели и т. п.

Само понятие «суггестивный речевой жанр», на наш взгляд, разработано недостаточно. Так, существует лишь несколько работ, в которых описывается данный лингвистический феномен. A.A. Романов и И.Ю. Черепанова в книге «Суггестивный дискурс в библиотерапии» [3] рассматривают суггестивный фонд языка в специфических условиях библиотера-певтической, психотерапевтической и обыденной коммуникации. В монографии «Дом колдуньи. Суггестивная лингвистика» И.Ю. Черепанова исследует суггестивные тексты религиозного характера (заговоры, заклинания, мантры, молитвы, проповеди и др.). Психологическим и языковым особенностям вербальной суггестии в рекламной и политической сферах посвящены работы Л.Н. Мурзина, E.A. Поте-хиной, Е.Т. Юданова и др. Суггестивные характеристики в медицинском дискурсе были описаны в работе Н.В. Гончаренко.

так, суггестивное влияние распространяется на адресата политической, рекламной, религиозной, медицинской сферы, элементы суггестии также встречаются в речи учителя. Итак, суггестивные речевые жанры помимо воздействия поучают адресата, дают наставления, учат; речь адресанта в этом случае (проповедника, политика, гадалки, врача, педагога) нацелена на изменения позиции адресата путем скрытого или прямого вербального воздействия. Например: Я всем вам советую проголосовать за... (прямое воздействие на адресата) или Я бы на вашем месте сначала выполнила трудные задания, а уже потом бы перешла к легким... (латентный совет). Таким об-

разом, суггестивные речевые жанры поучающего дискурса определяются нами как открытый корпус текстов, реализующих целеуста-новку внушения в рамках коммуникативной ситуации.

Иллокутивная цель суггестивных жанров речи - побудить адресата принять совет или рекомендацию и совершить предполагаемое действие [2, с. 151]. Адресат решает сам, выполнять или не выполнять рекомендуемое действие, что указывает на необлигатор-ный характер этих жанров речи. К суггестивному типу речевых жанров поучающего дискурса мы относим совет и рекомендацию. Совет представляет собой имплицитное суггестивное высказывание с иллокуцией наставления, а рекомендация - это эксплицитный суггестивный речевой жанр с интенцией пожелания. Таким образом, данные суггестивные жанры речи дифференциальны по способу выражения и по прагматическим особенностям, по коммуникативным характеристикам они интегральны.

Однако, несмотря на латентную природу выражения речевого жанра совета, он отличается «наиболее явной и чрезвычайно сильной формой осуществления эффекта "влияния постороннего"» [1, с. 35]. Совет является источником информации, прямо или косвенно передаваемой адресату от «сведущего адресанта» путем суггестивного воздействия.

Многие педагоги прошлого (В.М. Бехтерев, С.В. Кравков, А.А. Токарский, А.Ф. Ла-зурский и др.) подчеркивали огромную роль, которую играет суггестивный речевой жанр «совет» в процессе воспитания [5, с. 82], когда латентное суггестивное воздействие позволяет педагогу передать ту или иную информацию ученику, побуждая его самостоятельно изменить свою точку зрения или поведение. Так, внушение, рассматриваемое с педагогической точки зрения, представляет собой превосходное вспомогательное средство при воспитании детей [Там же, с. 83].

Применение внушающих воздействий в поучающем дискурсе изучается суггестопедией. один из главных вопросов суггестопедии - определение ситуаций, в которых целесообразно использовать внушение в учебно-воспитательных целях. Иначе говоря, необходимо учитывать особенности внушающего воздействия, очертить ту область применения суггестивных жанров речи, в которой данный вид внушения эффективен. Решение этой проблемы связано и с характером поставленных задач поучающего дискурса (по-

учить / дать наставление / совет / рекомендацию / проинструктировать и т. д.), и с возрастными и индивидуальными особенностями адресата, и, наконец, с конкретным видом применяемого внушения [4, с. 145]. Таким образом, выделяются прямое суггестивное воздействие (команды, приказы, внушающее наставление) и косвенное суггестивное воздействие - советы.

Косвенное внушение рассчитано на безоговорочное принятие информации, но само сообщение подается не в императивной форме, а в виде латентного описания ожидаемого результата той или иной ситуации, которое не воспринимается адресатом как поучение, однако оказывает, помимо воли и критики субъекта, влияние на его поведение [5, с. 147]. В этом случае самым эффективным и оправданным средством воздействия в поучающем дискурсе является совет.

Итак, совет является суггестивным речевым жанром, иллокутивная цель которого заключается в побуждении к действию (речевому, физическому, ментальному) либо изменению состояния, целесообразному и полезному, по мнению говорящего (адресанта), для слушающего (адресата). Приоритетная речеакто-вая позиция в совете принадлежит адресанту, который в силу объективной / субъективной компетентности считает себя в праве каузиро-вать действие адресата, но не обязывает его к выполнению: решение об исполнении адресат принимает сам [7, с. 6]. Поэтому совет - это сообщение о том, что является для адресата наилучшим и полезным.

Как вид речевого общения совет является фатическим жанром речи, поскольку представляет собой инициальный жанр поучающего дискурса, после которого следуют информативные речевые жанры: поучение, наставление, назидание и т. д. По знаковой системе совет - это вербальный вид общения, он может быть устным или письменным. По коммуникативной роли совет всегда используется в диалогической речи. По позиции коммуникантов он может быть как контактным, так и дистантным (совет третьему лицу), непосредственным и опосредованным. По количеству участников речевой жанр совет делится на межличностный (совет другу, коллеге), публичный (совет классного руководителя ученикам класса), массовый (совет учителя будущему поколению), по обстановке общения - на частный, официальный. По структуре совет может выражаться в свободной или стереотипной форме (Я бы на твоем месте...; Если бы..., то... и т. п.).

Как суггестивный речевой жанр совет включает в себя семь конструктивных жанровых признаков.

1. Коммуникативная цель. Согласно данному параметру, совет относится к императивным жанрам речи, цель которых - вызвать осуществление / неосуществление событий, необходимых, желательных или, напротив, нежелательных, опасных для кого-то из участников общения. Деонтическая модальность здесь является приоритетной, например: Советую вам не заходить в класс после учителя (совет-предупреждение).

2. Фактор адресанта (суггестора). Суггес-тор преднамеренно, целенаправленно, сознательно внушает ту или иную информацию. Эффективность такого внушения зависит от социальной значимости адресата, уровня его авторитета, от его умения манипулировать и структурировать данный речевой жанр, обладать большей информацией, чем адресат, «быть на голову его выше» в этом аспекте. Так, фразой Будешь хотя бы дважды в неделю посещать тренажерный зал - все девчонки будут твоими педагог внушает подростку чувство уверенности в себе.

3. Образ адресата (суггеренда). Среди всех императивных жанров речи основную массу составляют жанры с адресатом-исполнителем, то вынужденным принимать такую роль (приказ), то принимающим ее в своих интересах (совет). При несовпадении представлений суг-геренда о своей роли в данном эпизоде общения с образом суггестора предъявляемого ему жанра совета суггеренд занимает выжидающую позицию и эффективность данного жанра зависит от адресато-адресантных отношений, а именно от позиции адресата. Целесообразность использования внушения в виде совета в поучающем дискурсе объясняется тем, что оно результативно только тогда, когда взывать к сознанию бесполезно. Например, при взаимодействии с негативным и критично настроенным суггестором или при работе с правопо-лушарным суггерендом. Основываясь на психологическом аспекте, не всегда прямой императив имеет эффективный результат, чаще завуалированный суггестивный речевой жанр быстрее реализуется суггерендом. в некоторых ситуациях поучающий дискурс реализуется только посредством косвенного жанра речи совета (общение с другом, с ребенком). так, чтобы ребенок сказал правду, учитель спрашивает его в косвенной форме (Почему бы тебе просто не сказать правду?), побуж-

дая тем самым на откровенный разговор, избегая при этом прямого морализаторства (Говори всегда правду).

4. Образ прошлого. Этот признак различает инициальные речевые жанры, начинающие общение, и такие, которые могут появиться только после определенных жанров речи (реактивные). Совет является инициальным жанром поучающего дискурса, однако необходимо отметить, что успешный речевой жанр совета всегда реактивный. Советы надо давать только тогда, когда их настоятельно просят, когда человек уже самостоятельно пришел к выводу, что надо изменить свою позицию (скорректировать свою модель мира), но не знает, как это сделать. Если такая потребность еще не сформировалась, давать советы преждевременно, бесполезно. Однако данная аксиома противоречит правилам диалога, когда совет дают не по просьбе суггеренда, а по желанию суггестора, чтобы показать свою позицию, значимость, осведомленность, авторитет.

5. Образ будущего. Данный признак предполагает дальнейшее развитие речевых событий, воплощающееся в появлении других речевых жанров. так, после инициального жанра совета в поучающем дискурсе следуют такие речевые жанры, как поучение, наставление или назидание, что усиливает эффективность реализации данного инициального жанра и укрепляет позицию суггестора, делая ее выше позиции суггеренда. Хотя реализацией суггестивного речевого жанра совета является реактивный жанр речи - благодарность, которая указывает на принятие позиции суггесто-ра суггерендом.

6. Тип диктумного содержания. Пропозиция выражается в виде следующей схемы: «предикат (делать / не делать, совершать / не совершать) + актанты (количество которых зависит от адресато-адресантной категории суггестивного речевого жанра) + сиркон-станты». Доминантной в данной схеме является Л-пропозиция. Однако следует отметить равнозначность употребления в суггестивном жанре совета предикатов диктума и модуса. Так, фактическое содержание совета (диктум) излагается агенсом, исходя из индивидуальной оценки предиката диктума (модус). Данный речевой жанр также обращен к внерече-вой действительности и представляет собой пропозицию высказывания. Для совета как суггестивного жанра речи важен характер актантов диктумного события. Так, близкие по интенции жанры совета и рекомендации раз-

личаются по отношениям актантов и участников речи: совет предполагает включенность события в личную сферу адресата, а вторая такого условия не содержит.

7. Языковое воплощение. Характеристика данного параметра суггестивного речевого жанра поучающего дискурса касается трех аспектов.

• Семантический аспект совета составляет пропозиональное содержание высказывания, характеризующее будущее, целесообразное для суггеренда действие. Его можно специфицировать по двум параметрам: а) характера (деликатное / обыденное, желательное / нежелательное), б) содержания (речевое, ментальное, физическое). Например, совет преподавателя студенту Советую вам ходить на все мои пары, где по характеру пропозиональное содержание обыденное, желательное, по содержанию - физическое.

• План выражения суггестивного речевого жанра составляет синтаксический аспект. Его анализ возможен с точки зрения а) способа выражения суггестивной интенции (прямой / косвенный, имплицитный / эксплицитный); б) лингвистического статуса структурных вариантов ее выражения, что зависит от модальности данного суггестивного речевого жанра (императивные конструкции, инфинитив, индикативные высказывания, условные предложения и т. д.). Например, схема прямого эксплицитного совета советую тебе делать / не делать это, где есть явная экспликация речевого жанра; прямой имплицитный совет делай / не делай это, где речевой жанр не называется, а с помощью императивных конструкций даются определенные указания; косвенный имплицитный совет не лучше ли это сделать / не сделать, здесь адресант не прямо указывает на определенные действия, а через намек с помощью вопросительного предложения сослагательного наклонения; косвенный эксплицитный совет советую тебе, не делал бы ты / делал бы ты это, где наблюдаются экспликация речевого жанра и завуалирован-ность иллокуции адресанта также с помощью сослагательного наклонения;

• Совокупность факторов социолингвистического характера определяет коммуникативный аспект суггестивного речевого жанра совета: а) распределение коммуникативных и социальных ролей в речевой системе отношений, предстающее как иерархия вертикального взаимоположения коммуникантов (ниже -равный - выше) и предполагающее наличие

приоритетной позиции суггестора, т. е. позиции превосходства, делающей возможным акт целенаправленной предикации. в рамках совета приоритетность может быть обусловлена позиционно, статусно либо ситуативно; б) характер отношений, определяемый степенью социально-психологической дистантно-сти (близкой / нейтральной / далекой), актуализирующейся включением суггеренда в ближайшее, близкое либо далекое коммуникативное окружение суггестора; в) отношение коммуникантов к потенциальному действию с точки зрения его желательности, полезности; г) обстановка общения, анализ которой предполагает выделение ее официального, нейтрального и непринужденного типов [7, с. 8].

Инвариантное интенциональное содержание суггестивного речевого жанра совета как родового понятия - коммуникативной суггестивной интенции суггестора побудить сугге-ренда к необлигаторному, но, по его мнению, полезному действию - определяется прагматическим контекстом - комбинацией значений дифференцирующих прагматически релевантных признаков: 1) приоритетности суггестора, 2) бенефактивности действия для суггеренда и 3) необлигаторности его исполнения [6, с. 8]. Они являются базовыми признаками суггестивной коммуникативной ситуации поучающего дискурса и составляют основу для дальнейшего членения плана содержания суг-гестива.

С точки зрения коммуникативно-интенци-онального содержания речевой жанр «совет» рассматривается как диалектическое единство общего и единичного. Каждая его речевая актуализация в рамках параметров конкретного социоситуативного контекста предстает как категория единичного, особенного, обусловливая появление вариантов, различающихся прагматическими оттенками интенционально-го содержания и относительной самостоятельностью в плане выражения - «рекомендовать, предлагать, предупреждать, предостерегать, наставлять» [7, с. 8]. Дифференциация прагматических вариантов связана, прежде всего, с прагматическими пресуппозициями сферы суггестора и суггеренда. выявлены наиболее существенные из них:

1) социальные факторы, в частности основание приоритетности суггестора: институа-лизованное (социально закрепленное) / неин-ституализованное, позволяющее различать ин-ституализованный (совет врача, психолога, педагога, юриста) и неинституализованный (совет друга, родственника) советы;

2) «импульс каузации»: внешний (запрос суггеренда) / внутренний (собственная инициатива суггестора), дифференцирующий реактивный и инициативный варианты совета;

3) направленность побуждения:

- адресатоориентированный суггестивный речевой жанр (прототипический), например: Чтобы написать контрольную работу на отлично, советую вам хорошо выучить параграф;

- адресантноориентированный (аутогенный совет): Мне следует теперь строже вас оценивать (совет учителя самому себе);

- опосредованный вариант (совет третьему лицу через реального адресата): Посоветуйте вашему другу в следующий раз лучше подготовиться;

4) канал коммуникаций: устный / письменный;

5) контактное / бесконтактное общение либо фактор конкретности / универсальности суггеренда (потенциальный, «полезный» совет);

6) дополнительные пресуппозиции сфер суггестора и суггеренда, позволяющие дифференцировать «пограничные» интенциональ-ные варианты: совет-требование, совет-предложение, совет-рекомендация и экспрессивные варианты типа «раздраженный», «мягкий», «грубый», «ироничный» [7, с. 10].

Каждый прагматический вариант характеризуется своим прагматическим контекстом -совокупностью периферийных - наряду с базовыми - прагматических признаков.

Типовой прагматический контекст идентифицирует совет в ряду других суггестивных речевых жанров: вычленяет прагматический вариант совета среди других возможных его вариантов: иллокутивных и экспрессивных.

Существует определенная иерархия среди прагматических вариантов: дополнительная параметризация варианта, например, не-иституциализованного совета позволяет вычленить входящие в его состав более мелкие варианты, наследующие аналогичный признак [там же].

Итак, выделим следующие микрополя совета, которые характерны для поучающего дискурса.

В неиституциализованном инициативном устном совете выявлены такие микрополя его прагматических вариантов: 1) совет-предложение, 2) совет-требование, 3) совет-мнение, 4) совет-распоряжение, 5) совет-наставление, 6) совет-рекомендация, 7) совет-

предостережение, 8) совет-предупреждение, 9) совет-пожелание, 10) инструктивный совет.

По способам реализации речевой жанр «совет» делится на прямой и косвенный, последний может реализоваться в форме совета-намека, совета-упрека; настойчивый и ироничный совет могут быть как прямыми, так и косвенными.

Поле реактивного неинституциализован-ного устного совета включает поля 1) настоятельного совета, 2) совета-наставления-поучения. Поле институциализованного инициативного письменного совета вычленяет микрополя 1) потенциального совета, 2) совета-предостережения, 3) инструктивного совета, 4) опосредованного совета.

Поле институциализованного инициативного устного совета объединяет микрополя 1) помогающего, 2) критикующего, 3) опосредованного советов. следует отметить, что ситуативная вариативность форм выражения совета обусловлена действием определенной комбинации факторов экстралингвистического характера: ролевыми отношениями при ситуативной, позиционной либо статусной приоритетной позиции суггестора, социально-психологической дистанцией (близкой, нейтральной, далекой), характером каузированного действия, обстановкой общения, а также фактором возраста суггеренда.

Итак, совет как жанр суггестивного поучающего дискурса - сложный объект, в се-мантико-прагматическом представлении которого следует различать: 1) план жанра речи (коммуникативный) и 2) план прескрипции с их компонентами. соответствие между участниками речевого и прескриптивного планов (где суггестор - это прескриптор, а суггеренд -это исполнитель) отражает прототипическую суггестивную ситуацию [5, с. 7]. Нарушение базисных соответствий при сохранении самой предикации способствует появлению вариантов совета, например: аутогенного (совета самому себе), опосредованного (совет третьему лицу).

совету как речевому суггестивному жанру отводится значительное место в поучающем дискурсе. Хотя советы менее императивны, они ориентированы на выполнение определенных действий, но предполагают некую добровольность. Как и всем речевым жанрам поучающего дискурса, суггестивному жанру речи присущ дидактизм, однако в совете он часто завуалирован, потому что для большего достижения эффекта внушения используется

косвенная форма выражения побудительной интенции. Так, поучение в совете передается через намек или в косвенной форме. Таким образом, использование данного суггестивного речевого жанра всегда будет оправдано и эффективно в поучающем дискурсе.

Список литературы

1. Кучевская Н.В. Советы психолога. М.: Экономика, 1990.

2. Прохорова O.A. Типологизация директивных текстов // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики: сб. науч. тр. Красноярск: РИО КГПУ, 1999. Вып. 2. С. 145-157.

3. Романов A.A., Черепанова И.Ю. Суггестивный дискурс в библиотерапии. М.: Лилия ЛТД, 1999.

4. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Суггестивная лингвистика. СПб.: Лань, 1996.

5. Шварц Е.И. Внушение в педагогическом процессе: учеб. пособие. Пермь: Перм. ГПИ, 1971.

6. Шейнов В.П. Искусство убеждать. М.: София, 2002.

7. Шеловских Т.И. Речевой акт совета: функционально-прагматический анализ (на материале французского и русского языков): автореф. ... канд. филол. наук. Воронеж, 1995.

8. Шутова O.A. Дидактический и поучающий дискурсы: к проблеме терминологии // Восточнославянская филология: сб. науч. тр. Горловка, 2008. Вып. 13. С. 191-197.

* * *

1. Kuchevskaya N.V. Sovety psihologa. M.: Eko-nomika, 1990.

2. Prohorova O.A. Tipologizaciya direktivnyh tekstov // Aktual'nye problemy lingvistiki i lingvo-didaktiki: sb. nauch. tr. Krasnoyarsk: RIO KGPU, 1999. Vyp. 2. S. 145-157.

3. Romanov A.A., Cherepanova I.Yu. Sug-gestivnyj diskurs v biblioterapii. M.: Liliya LTD, 1999.

4. Cherepanova I.Yu. Dom koldun'i. Sugges-tivnaya lingvistika. SPb.: Lan', 1996.

5. Shvarc E.I. Vnushenie v pedagogicheskom processe: ucheb. posobie. Perm': Perm. GPI, 1971.

6. Shejnov V.P. Iskusstvo ubezhdat'. M.: Sofiya, 2002.

7. Shelovskih T.I. Rechevoj akt soveta: funk-cional'no-pragmaticheskij analiz (na materiale fran-cuzskogo i russkogo yazykov): avtoref. ... kand. filol. nauk. Voronezh, 1995.

8. Shutova O.A. Didakticheskij i pouchayu-shchij diskursy: k probleme terminologii // Vostoch-noslavyanskaya filologiya: sb. nauch. tr. Gorlovka, 2008. Vyp. 13. S. 191-197.

Advice as the suggestive speech genre of the instructive discourse

The article considers the suggestive speech genre within the framework of the instructive discourse. The author gives a description of pragmatic and communicative characteristics of advice. The "sender-addressee" factor is analyzed; its intentions, as well as the implicit and explicit ways of expressing it are indicated.

Key words: instructive discourse, speech genre advice, suggestor, suggestive, intention.

(Статья поступила в редакцию 11.02.2019)

е.б. Никифорова

(волгоград)

формирование новых слов как результат лингвокреативной деятельности социума

В ходе лингвокреативной деятельности наших современников возникают окказионализмы, некоторые из которых укрепляются в языке и становятся неологизмами. Определено, что в современный период развития языка актуальны три основные модели формирования лексических инноваций: 1) русская мотивирующая основа + русские аффиксы, 2) заимствованная мотивирующая основа + русские аффиксы, 3) русская мотивирующая основа + заимствованные аффиксы. При реализации этих моделей может создаваться бесчисленное количество новых слов.

Ключевые слова: неологизм, окказионализмы, семантика, значение, лингвокреативная деятельность, актуальные модели лексических инноваций.

Лингвокреативная деятельность социума проявляется, в частности, в появлении новых слов, окказионализмов и неологизмов. Не стоит думать, что создание нового - это удел поэтов, писателей и немногих выдающихся мастеров слова. Как отмечает В.К. Харченко, «этот феномен... свойственен в той или иной степени буквально каждому носителю язы-

О Никифорова Е.Б., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.