Научная статья на тему 'СОВЕШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

СОВЕШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ / ЛОГИСТИКА / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковенко Н. А.

В статье рассмотрено экономическое содержание товарно-материальных запасов (ТМЗ), приведена их классификация. Охарактеризованы причины образования ТМЗ на промышленных предприятиях. Обоснованы направления совершенствования управления ТМЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 330

Н.А. Яковенко

СОВЕШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫМИ ЗАПАСАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье рассмотрено экономическое содержание товарно-материальных запасов (ТМЗ), приведена их классификация. Охарактеризованы причины образования ТМЗ на промышленных предприятиях. Обоснованы направления совершенствования управления ТМЗ.

Ключевые слова: Товарно-материальные запасы, логистика, бюджетирование, управление, премирование.

В экономической литературе приводятся различные определения товарно-материальных запасов и соответственно их классификация. Объясняется это тем, что товарно-материальные запасы по-разному рассматриваются с точки зрения бухгалтерского учета и логистики, хотя различия и не имеют принципиального характера.

В бухгалтерском учете материально-производственными запасами признаются:

- сырье, материалы и т.д., которые необходимы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

- объекты для продажи;

- активы, используемые для управленческих нужд организации [1].

Кроме того, в форме отечественного бухгалтерского баланса к запасам относятся затраты на незавершенное производство, расходы будущих периодов, а также животные на выращивании и откорме.

С точки зрения логистики под товарно-материальными запасами понимаются материалы или товары, находящиеся в собственности предприятия и предназначенные, в конечном счете, для продажи потребителям или использования в процессе производства. Товары, предназначенные для последующей продажи предприятиями производственной сферы, называются готовой продукцией. На этих предприятиях также может иметь место незавершенное производство, в состав которого входят материалы, частично подвергнувшиеся переработке, но не прошедшие весь цикл до конца, а также могут существовать запасы полуфабрикатов, которые впоследствии станут частями производственной продукции [3].

С учетом этого положения классификацию товарно-материальных запасов в логистике можно представить следующим образом (рисунок 1).

Классификация товарно-материальных запасов в логистике

Рис. 1. Виды товарно-материальных запасов в логистике

© Яковенко Н.А., 2016.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. III.

Каждое предприятие имеет ТМЗ, что обусловлено следующими основными причинами [2].

1.Возможность нарушения установленного графика поставок. В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился производственный процесс, что особенно важно для предприятий с непрерывным циклом производства.

2.Возможность колебания спроса.

3. Сезонные колебания производства.

4.Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов.

5.Спекуляция. Цена на некоторые товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создаст запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены.

6.Издержки, связанные с оформлением заказа. Процесс оформления каждого новою заказа сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т.п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.

7.Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой: распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне зависимости от ситуации в производстве. В свою очередь, наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.

8. Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов: произвести заказанный товар; закупить заказанный товар; выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса. Последний способ является, как правило, наиболее дорогим, так как требует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя.

9. Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные аварии могут привести при отсутствии запасов деталей к остановке производственного процесса. Особенно это важно для предприятий с непрерывным процессом производства, так как в этом случае остановка производства может обойтись слишком дорого.

10. Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия. Наличие этих запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов на различных участках, а, следовательно, и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами.

Эффективным приемом позволяющим решить важную задачу управления запасами является бюджетирование [1].

Первоначальными объектами планирования при составлении бюджета продаж являются клиенты, которые рассматриваются в разрезе их номенклатурных позиций. Планирование может проводиться сначала в порядке значимости групп клиентов, а потом по каждому клиенту начиная с наиболее значимых и стабильных позиций.

С главными клиентами возможны такие активные методы работы как подтверждение заказов, изучение факторов влияющих на спрос по основным позициям, новые предложения, поддержка клиентов группы по редким ассортиментным позициям, обеспечивающих сбыт основного ассортимента. Для поддержки процедуры планирования из учетной системы могут быть выведены справочные аналитические отчеты по объемам продаж за предыдущие периоды. При этом следует учитывать, что для стабильности среднемесячного заказа по позиции важно не столько знание среднего размера заказа, сколько того, что заказ вообще состоится.

Применение бюджетирования, как средства систематического оперативного планирования объемов реализации, закупок и запасов существенно повышает точность планирования. Но для того, чтобы система бюджетирования начала работать, необходимо тщательно продумать систему оценки и стимулирования менеджеров в зависимости от выполнения декларированных ими бюджетных показателей. Только в этом случае бюджет становится реальным планом, составленным компетентными менеджерами, которые лично заинтересованы в его выполнении.

При этом система оценки должна стимулировать, как высокие плановые показатели объемов продаж, так и максимально возможное соблюдение выданных ими заявок на закупку в разрезе ассортиментных позиций.

Решение современных проблем управления запасов должно осуществляться с учетом зарубежного опыта [3].

Технологии в области управления запасами, применяемые западными производителями направлены в основном на минимизацию материальных запасов. Примерами таких систем являются следующие методы:

1.MRP (Materials Requirements Planing) - планирование потребности в материалах - система планирования производственных ресурсов.

2.«Канбан» - метод, обеспечивающий оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии поточного производства.

3.«Джаст ин тайм» (Just-in-time) - «точно вовремя» - общий организационный подход, с помощью которого, в результате учитывающего детали спроса, точного управления, значительно сокращаются запасы и тем самым длительность производственного цикла.

Таким образом, можно сделать вывод, что ТМЗ является частью национального богатства страны, обеспечивают бесперебойный характер производственного процесса на различных стадиях, что объясняет их довольно обширный состав и функциональные роли, а также причины образования на предприятиях.

Библиографический список

1.Бороненкова, С.А. Экономический управленческий анализ: Учебное пособие / С.А. Бороненкова. - М.: Финансы и статистика, 2014 - 384 с.

2. Донец З.Г., Бабаева Э.З., Шумская В.Ю. Модели управления запасами // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 5 (часть 2). - С. 155-159.

3.Щёголев В.М. Технология маневрирования материальными ресурсами в системе управления производственными запасами // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Системный анализ в экономике и управлении». 2012. № 17 (72). С.349-360.

ЯКОВЕНКО НИКИТА АЛЕКСАНДРОВИЧ - магистрант кафедры «Экономика», Донской государственный технический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.