Научная статья на тему 'Актуальные вопросы логистического обслуживания в оптовой торговле'

Актуальные вопросы логистического обслуживания в оптовой торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ОПТОВАЯ ПОКУПКА / ЗАКАЗ ГОТОВОГО ПРОДУКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холмаматов Д.Х.

Статья отражает необходимость изучения оптовой торговли с учетом логистического обслуживания. Где немаловажную роль оптовая торговля сыграла определениям своих потоков в логистической цепочка. А также в стати предложении меры по новыщению качества логистических услуг в оптовой торговле. В условиях инновационного развития экономики Узбекистана из опыта мировой экономики известно, что успех бизнеса обеспечивается не только производством высококачественной продукции. Сегодня для хорошего бизнеса производство высококачественной продукции, отвечающей высоким требованиям мирового рынка, это только половина успеха, а вторую сложно представить без продаж или обслуживания. Необходимо уметь стимулировать интерес потребителей к разрабатываемому продукту. В то же время, высокий уровень продаж и обслуживания является важной услугой. Оптовая торговля имеет решающее значение при организации качественных продаж и обслуживания. Потому что в этом конкретном сегменте продаж это основной сервис и основные операции продаж. Оптовый сервис тесно связан с дистрибуцией и отражает заказ, покупку, доставку и комплекс послепродажного обслуживания. Логистический сервис состоит из набора услуг, предоставляемых потребителю при доставке товара. В данной статье подчеркивается важность логистических услуг в оптовой торговле, логистических операций в оптовой торговле и их содержание. Автор также предлагает метод расчета логистических операций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы логистического обслуживания в оптовой торговле»

Актуальные вопросы логистического обслуживания в оптовой торговле

сч сч £

Б

а

2 ©

Холмаматов Диёр Хакбердиевич

Самаркандский институт экономики и сервиса, iskandarismatov97@mail.ru

Статья отражает необходимость изучения оптовой торговли с учетом логистического обслуживания. Где немаловажную роль оптовая торговля сыграла определениям своих потоков в логистической цепочка. А также в стати предложении меры по новыщению качества логистических услуг в оптовой торговле.

В условиях инновационного развития экономики Узбекистана из опыта мировой экономики известно, что успех бизнеса обеспечивается не только производством высококачественной продукции. Сегодня для хорошего бизнеса производство высококачественной продукции, отвечающей высоким требованиям мирового рынка, - это только половина успеха, а вторую сложно представить без продаж или обслуживания. Необходимо уметь стимулировать интерес потребителей к разрабатываемому продукту. В то же время, высокий уровень продаж и обслуживания является важной услугой.

Оптовая торговля имеет решающее значение при организации качественных продаж и обслуживания. Потому что в этом конкретном сегменте продаж это основной сервис и основные операции продаж. Оптовый сервис тесно связан с дистрибуцией и отражает заказ, покупку, доставку и комплекс послепродажного обслуживания. Логистический сервис состоит из набора услуг, предоставляемых потребителю при доставке товара.

В данной статье подчеркивается важность логистических услуг в оптовой торговле, логистических операций в оптовой торговле и их содержание. Автор также предлагает метод расчета логистических операций. Ключевые слова. Оптовая торговля, логистический сервис, логистические операции, послепродажное обслуживание, оптовая покупка, заказ готового продукта.

Одним из приоритетных направлений развитии и либерализации экономики Республики Узбекистан в 2017-2021 годах являются реализация глубоких структурных преобразований и диверсификации в отраслей, экономика, развитие перерабатывающей промышленности, в частности, производство готовой продукции конкурентоспособной в результате глубокой переработки местного сырья, как для внутренних так и для внешних рынков. Здесь оптовая торговля играет важную роль в поставке сырья и полуфабрикатов, а также готовой продукции потребителям для экспорта.

В настоящее время одной из проблем, препятствующих расширению оптовой торговли в Узбекистане, является низкий уровень развития оптовой торговли, системы поставок полуфабрикатов и промышленной продукции для последующей переработки, а также других товаров по принципу «бизнес-для бизнеса» (В2В), приводящий к повышению транзакционных издержек субъектов предпринимательства, снижению в конечном итоге конкурентоспособности производимой ими продукции на внешних рынках [1].

Функции и услуги оптовой торговли играют решающую роль в комплексном развитии территорий страны, так как они осуществляются в цепочке «поставка - производство - распределение - потребление» на рынках потребительских товаров и товаров для технического производства. Для развития оптовой торговли на рынках и расширения торгового оборота в условиях глубоких структурных изменений и диверсификации в отечественной экономики считается целесообразным выполнить:

- проектирование и формирование оптимальных каналов движения товарно-материальных запасов (ТМЗ);

- экономия времени и средств, потраченных на движение ТМЗ;

- изменения и усложнения рыночных отношений, а также учет требований к качественным характеристикам процессов закупок и распределения;

- разработка системы приспосабливаемого производства и поставок;

- развитие системы обслуживания клиентов (в структуре производства и розничной торговли, а также конечных потребителей), с применением послепродажного обслуживания и сервисных центров.

Выше указанные функции могут быть достигнуты за счет создания высококачественной логистической службы. Так как оптовая торговля начинается с оптовой покупки и спрос на оптовую торговлю основывается на спросом потребителя [7].

Спрос на закупку продукции для промышленного рынка в основном формируется промышленными предприятиями. К потребностям производственных предприятий относятся их сырье, материальные ресурсы, комплектующие, детали и запасные части. Таким образом, предприятия оптовой торговли на промышленном рынке ориентирована на изучении потребностей производственных предприятий.

В отличии от промышленного рынка предприятия оптовой торговли на потребительском рынке осуществляют оптовые закупки на основе изучения спроса розничных торговцев и конечных потребителей[8]. Спрос на этом рынке отличается своей непостоянностью и неструктурированной конкуренцией, и поэтому требуют серьезного подхода к оптовым закупкам[6].

Значительные логистические операции проводятся в ходе процесса оптовой закупка. Предприятия оптовой торговли создают портфель заказов, исхода из рыночного спроса. Далее потребительский спрос обрабатывается в процессе оптовой торговли. Основываясь на результатах наших исследований, мы выделили три группы операций оптового рынка (см. табл.1).

В процессе оптовой торговли создается материальные, финансовые и информационные потоки. В оптовой торговле движение тМз осуществляется в логистической системе, состоящей из нескольких логистических цепочек (см. рис. 1). Каждое оптовое торговое предприятие обеспечивает цикличность своей деятельности в рамках существующей системы логистики в целят организации и управления движением ТМЗ.

Отношения между технологическими компонентами и субъектами используемые в логистической системе, должны охватить всю логистическую цепочку для организации высокоэффективного обслуживания [3]. Важнейшей задачей логистики и маркетинга

Таблица 1

Выполняемые операции в оптовой торговле1

Логистические операции, осуществляемые »о время интим! закупок Логистические опернии и он к ню н торговли Логистические оиерацни послепродажного ООС. 1ШП1Ш и 1111

Формирование портфеля заказов по результатам рыночных исследований Формирование мелких партий и их разделение, отбор и сортировка товаров Рассмотрение жалоб клиентов

Обработка заказа и (и иранка его производителю Упаковка, комплектованы е и укладка Ремонт дефектной части изделия, замена новых деталей

Заказ готового продукта Формирование ассортимента Замена устаревших деталей путем контроля технического оборудования

Осуществление закупки товаров Формирование грузовых единиц Организация визита экспертов по адресам покупатель

Прием грузов Загрузка, выгрузка и доставка Обучение использованию товаров

Формирование запаса и его хранение Организация поставки Поставка запасных частей в период эксплуатации товаров

Рисунок 1. Логистическая цепочка материальных, информационных и финансовых потоков оптовой торговли

является использование ключевых элементов современной логистики в предоставлении высококачественных услуг в условиях свободно рыночных отношений [2].

Важно определить объем логистических функций и операций, выполняемых оптовой торговлей в процессе материального, финансового и информационного управления потоками, и описание

их специфических характеристик^]. Так как правильный расчет объема логистических операций, осуществляемых в процессе, от оптового до постпродажного обслуживания, влияет на социально-экономическую эффективность оптовой де-ятельност. Здесь мы предлагаем определить объем всех логистических операций в оптовой торговле:

v-=b"+2vr +Ьг

где* у л а - общий объем логистических операций в

V i - объем логистических операций по оптовой

V;' - объем логистических операций, оптовой

V; - объем логистических операций послепродажного обслуживания в оптовой торговле.

При применении этой модели к расширенной версии оптового бизнеса общий объем логистических операций будет иметь следующий вед:

V„, ■ объем логистических операций при составлении портфеля заказов;

V - объем логистических операций с готовой

- объем логистических операций по закупке

v , - логистические операции в процессе хранения товарных запасов;

vф" - объем логистических операций в процессе формирования ассортимента;

v^; . объем логистических операций поставок; v,"^ - объем логистических операций при рассмотрении жалоб покупателей и исполнение;

v^ - доставка запасных частей и послепродажное обслуживание в период

В целях повышения качества логистических услуг и улучшения логистического обслуживания следует предпринять меры, которые в свою очередь будут отражены в эффективности и конкурентоспособности оптовой торговли:

- своевременное удовлетворение товарного спроса, а также услуг оптовой торговли: размещение складов, ремонт, нормализация товарных запасов, управление движением товаров, выполнение нестандартных заказов любой сложности и т.д.;

- внедрение логистических системы, таких как 3 PL (Third Party Logistics) и 4L (Fourth Party Logistics), которые позволят расширить и улучшить спектр услуг (складирование, поиск, нестандартные заказы и т.д.) с помощью аутсорсинго-вой системы логистики;

- разработка концептуальных правил развития сервисной инфраструктуры оптовых рынков, в том числе комплексное использование маркетинговых инструментов, системы предоставления услуг клиентам, предпродажное и постпродажное обслуживание, путем расширение сети сервисных центров;

О

ю

5

* 2

- создание отдельных логистических услуг для региональных экономических секторов республики, дальнейшим син-тезированем в единую систему. Здесь мы можем рекомендовать использование механизмов таких структур, как закупки, дистрибуция, транспортировка, складирование, управление запасами, и его упорядочение, а также информационные коммуникации для всех отраслей в структуре логистических центров.

Литература

1. "О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках" Указ Президента Республики Узбекистан. 30.10.2018 г.

2. Ackerman, 2005 Ackerman, K. 2005. "Logistics service providers: friends, foes, and opportunity?". In Outlook 2006 An Executive's Companion to Facing the Forces of Change, 135-148. Washington, DC: Distribution Research and Education Foundation

3. Голиков Е.А. Оптовая торговля: менеджмент, маркетинг, логистика, финансы, безопасность. - М.: Экзамен, 2013. 352 с.

4. Ельдештейн Ю.М. Логистика. Электронный учебно-методический комплекс. www.kgan.ru/distance/fub_03/eldeshten/ logistika/02_07 html

5. Martin Christopher, Helen Peck. Marketing Logistics. ButterworthHeinemann, Boston: 2015 y.172 p.

6. Миротин Л.Б., Некрасов А.Г. Эффективность интегрированной логистики Электронный ресурс. URL: http:// www.integprog.ru/press-centre/ publications/64-pub-eil.html

7. Основы логистики: учебник для вузов/ Под ред. В. Щербакова. -СПб.: Питер, 2009. 432 с.

8. Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф. Коммерческая деятельность. Учебник. «Дашков и К», 2012 г., 500 с

9. Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник для вузов. 2-изд. - СПб.: Питер, 2008. -384с. (Серия "Учебник для вузов").

10. Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан тексты лекций по предмету «Организация и финансирование инвестиций», 9 января 2017.

Current issues of logistics services in

wholesale Kholmamatov D.K.

Samarkand Institute of and Service The article reflects the need to explore the wholesale trade with regard to logistics services. Where an important role is the wholesale trade of the sigral to the definitions of its flows in the logistics chain. As well as in the statute, proposals for measures to increase the quality of logistics services in wholesale trade.

In the context of the innovative development of the economy of Uzbekistan, it is known from the experience of the world economy that business success is ensured not only by the production of high-quality products. Today, for a good business, the production of high-quality products that meet the high demands of the global market is only half of success, and the second is difficult to imagine without sales or service. You must be able to stimulate consumer interest in the product being developed. At the same time, a high level of sales and service is an important service. Wholesale is crucial in organizing quality sales and service. Because in this particular sales segment this is the main service and the main sales operations. Wholesale service is closely related to distribution and reflects order, purchase, delivery and after-sales service. Logistics service consists of a set of services provided to the consumer upon delivery of

goods.

This article emphasizes the importance of logistics services in wholesale trade, logistics operations in wholesale trade and their content. The author also proposes a method for calculating logistic operations.

Keywords. Wholesale, logistics service, logistic operations, after-sales service, wholesale purchase, order finished product. References

1. "On measures for the further liberalization of

trade and the development of competition in commodity markets" Decree of the President of the Republic of Uzbekistan. 10.30.2018

2. Ackerman, 2005 Ackerman, K. 2005. "Logistics

service providers: friends, foes, and opportunity?". In Outlook 2006, Executive Office Companion of Forces of Change, 135148. Washington, DC: Distribution Research and Education Foundation

3. Golikov E.A. Wholesale: management, marketing,

logistics, finance, security. - M .: Exam, 2013. 352 p.

4. Elderstein Yu.M. Logistics. Electronic educational

and methodical complex. www.kgan.ru/ distance/fub_03/eldeshten/logistika/02_07 html

5. Martin Christopher, Helen Peck. Marketing

Logistics. Butterworth-Heinemann, Boston: 2015 y.172 p.

6. Mirotin L.B., Nekrasov A.G. Efficiency of

integrated logistics Electronic resource. URL: http://www.integprog.ru/press-centre/ publications/64-pub-eil.html

7. The Basics of Logistics: a textbook for universities

/ Ed. V. Shcherbakov. - SPb .: Peter, 2009. 432 p.

8. Pankratov F.G., Soldatova N.F. Commercial

activity. Textbook. Dashkov and Co, 2012, 500 s

9. Bocharov V.V. Investments: Textbook for

universities. 2th ed. - SPb .: Peter, 2008. -384с. (Series "Textbook for universities").

10. The State Tax Committee of the Republic of Uzbekistan texts of lectures on the subject "Organization and financing of investments", January 9, 2017.

Ссылки:

1 Составлено автором.

сч cJ £

Б

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.