Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чернова А.А.

В статье рассматриваются вопросы реализации взаимодействия между властью и населением, в частности, молодым поколением. Характеризуются основные направления реализации молодежной политики на территории Белгородской области, выявляются ее особенности и механизмы. Рассматриваются проблемы, возникающие на сегодняшний день при осуществлении взаимодействия между органами власти и институтами гражданского общества по вопросам реализации молодежной политики, а также предлагаются способы решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF YOUTH POLICY BASED ON IMPROVING THE INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES AND CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF THE BELGOROD REGION)

The article discusses the issues of the implementation of interaction between the government and the population, in particular, the younger generation. The main directions of the implementation of youth policy in the Belgorod region are characterized, its features and mechanisms are revealed. The problems that arise today in the implementation of interaction between authorities and civil society institutions on the implementation of youth policy are considered, and ways to solve these problems are also proposed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Чернова А.А. студент НИУ «БелГУ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ИНСТИТУТОВ

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации взаимодействия между властью и населением, в частности, молодым поколением. Характеризуются основные направления реализации молодежной политики на территории Белгородской области, выявляются ее особенности и механизмы. Рассматриваются проблемы, возникающие на сегодняшний день при осуществлении взаимодействия между органами власти и институтами гражданского общества по вопросам реализации молодежной политики, а также предлагаются способы решения этих проблем.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, институты гражданского общества, взаимодействие.

Chernova A.A. student

The National Research University «Belgorod State University»

DEVELOPMENT OF YOUTH POLICY BASED ON IMPROVING THE INTERACTION OF PUBLIC AUTHORITIES AND CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS (ON THE EXAMPLE OF THE BELGOROD REGION)

Abstract. The article discusses the issues of the implementation of interaction between the government and the population, in particular, the younger generation. The main directions of the implementation of youth policy in the Belgorod region are characterized, its features and mechanisms are revealed. The problems that arise today in the implementation of interaction between authorities and civil society institutions on the implementation of youth policy are considered, and ways to solve these problems are also proposed.

Keywords: youth, youth policy, civil society institutions, interaction.

Развитие Российской Федерации, совершенствование всех сфер деятельности общества предполагает эффективную интеграцию молодых людей в общественно-политическую сферу, рациональное применение потенциала подрастающего поколения в интересах развития каждого региона и государства в целом. Молодежь, являясь субъектом

стратегического развития будущего нашей страны, сегодня может стать движущей силой общественного развития, ввиду наличия у этой социальной группы таких качеств как мобильность, адаптируемость к непостоянным социально-экономическим и политическим реалиям, восприимчивость к нововведениям.

На сегодняшний день существует большое количество всевозможных способов и каналов взаимодействия граждан и органов государственной и муниципальной власти: начиная прямыми контактами с представителями власти и заканчивая выборами и референдумами. Особую значимость приобрели институционализированные практики включения населения в процесс принятия решений, реализуемых на местном уровне, который является наиболее приближенным уровнем власти к населению. «Вовлечение молодых людей в управленческие процессы является одним из наиболее важных направлений включения подрастающего поколения в общественные отношения» [1, с. 63].

В настоящее время реализация государственной молодежной политики как на федеральном, так на региональном и местном уровнях ставит перед собой цель совершенствования гражданского самосознания молодежи, развития социальной активности молодых граждан, активизации участия подрастающего поколения в молодежных объединениях и организациях. Необходимо на всех уровнях решать задачи распространения эффективных путей развития молодежи, ее участия в управлении общественной жизнью, поддержки молодежных общественных организаций и объединений, способной, инициативной, талантливой молодежи.

На территории Белгородской области реализация государственной молодежной политики осуществляется Управлением молодежной политики, являющегося официальным представительством Федерального агентства по делам молодёжи. В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Белгородской области государственная молодежная политика является «системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах региона и России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие Белгородчины, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности» [2].

Проекты, реализуемые Управлением молодежной политики Белгородской области:35

Наименование проекта Сроки начала и окончания Цель проекта

Социальная активность 01.01.2019 -31.12.2024 «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»36. Развитие добровольчества (волонтерства), развитие талантов и способностей у детей и молодежи, в т.ч. студентов, путем поддержки общественных инициатив и проектов

Патриотическое воспитание граждан 01.01.2021 -31.12.2024 «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путем вовлечения граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания».

Рис 1. Проекты, реализуемые Управлением молодежной политики

Белгородской области

Особенность реализации государственной молодежной политики в Белгородской области состоит в том, что она направлена не только на помощь молодым гражданам в получении образования, приобретении жилья, но также уделяет огромное внимание духовному воспитанию молодежи Белгородчины.

Основными направлениями реализации молодежной политики на территории области являются следующие: волонтерская деятельность, патриотическое воспитание молодежи, молодежное самоуправление, проектная деятельность.

Для информационно-коммуникационного взаимодействия между органами государственной власти, институтами гражданского общества и молодежью на территории Белгородской области функционируют различные средства массовой информации.

При этом в сфере взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в Белгородской области имеются некоторые проблемы:

1) недостаточная нормативно-правовая основа обеспечения развития молодежной политики, которая регламентировала бы формы общественного участия в процессе реализации молодежной политики;

35Официальный сайт. Губернатор и Правительство Белгородской области. Молодежная политика. URL: https://belregion.ru/region/priorities/youth.php (дата обращения: 28.11.2021).

36 Паспорт регионального проекта Социальная активность (Белгородская область). URL: https://belregюn.m/documents/Социальная%20активность.pdf (дата обращения: 28.11.2021).

2) взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества происходит, в основном, за счет контакта государственных и муниципальных структур и молодежных и общественных объединений, в то время как взаимодействие с такими структурами как бизнес-сообщество, объединения работодателей, некоммерческие организации практически не осуществляется;

3) низкий уровень доверия субъектов молодежной политики друг к другу, низкая общественная активность молодежи.

Основными источниками проблем коммуникаций в сфере молодежной политики, по мнению экспертов, являются следующие (рис. 2):37

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

45%

35% 35%

20%

Имитация деятельности субъектами молодежной политики

Существование барьеров для коммуникаций

Отсутствии традиций Отсутствии

открытого заинтересованности в обсуждения вопросов коммуникациях

Рис 2. Основными источниками проблем коммуникаций в сфере молодежной политики, по мнению экспертов, являются следующие

В связи с этим молодежная политика в Белгородской области может получить дальнейшее развитие на благо подрастающего поколения региона на основе совершенствования взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества.

Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в целях развития молодежной политики должно включать в себя следующие направления.

37 Сидоренко М. В. Диагностика социального регулирования процесса реализации молодежной политики (на материалах Белгородской области) // Молодежь в меняющемся мире: вызовы современности. Материалы VIII научно-практической конференции молодых ученых. 2017. С. 224-231.

Во-первых, необходимо на законодательном уровне предусмотреть формы участия общественности в реализации молодежной политики региона. «В области не создана правовая база по общественному контролю и другим формам включения общества в процесс реализации молодежной политики» [3, с. 224]. На законодательном уровне должна быть оформлена координация взаимодействия органов власти, Общественной палаты, молодежных объединений, Белгородской области.

Во-вторых, Управлением молодежной политики Белгородской области должен быть разработан программный механизм взаимодействия субъектов молодежной политики, предполагающий комплекс мер организационного, правового, финансового, кадрового характера с привлечением средств из регионального и местного бюджетов, а также внебюджетных источников. К тому же, Управлению молодежной политики Белгородской области совместно с Правительством Белгородской области следует разработать комплекс мер по привлечению представителей бизнес -сообществ, работодателей к диалогу с молодежью путем предоставления первым определенных преференций.

В-третьих, следует уделить внимание информационному обеспечению развития молодежной политики. В муниципальных образованиях необходимо стимулировать вовлечение молодежи в социальную практику, информировать подрастающее поколение о возможностях развития. В рамках данного направления Управлением молодежной политики Белгородской области совместно с ОГБУ «Центр молодежных инициатив» должна быть сформирована система информационного обеспечения деятельности субъектов реализации молодежной политики. Такая система повысит информационную открытость деятельности субъектов реализации молодежной политики, будет способствовать укреплению доверия между ними и налаживанию более эффективного сотрудничества.

Таким образом, стабильное и поступательное развитие молодежной политики Белгородской области находится в зависимости от конструктивного взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества, а совершенствование такого взаимодействия будет способствовать повышению эффективности реализации молодежной политики региона.

Использованные источники:

1. Абазалиева, М. М. Участие российской молодежи в общественно -политической деятельности [Текст] / М. М. Абазалиева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2017. - № 2. - С. 62-67.

2. О Стратегии государственной молодежной политики в Белгородской области [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Белгородской области от 7.02.2007 № 15-рп // Справочная правовая

система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. Банк «Белгородская область».

3. Сидоренко, М. В. Диагностика социального регулирования процесса реализации молодежной политики (на материалах Белгородской области) [Текст] / М. В. Сидоренко // Молодежь в меняющемся мире: вызовы современности. Материалы VIII научно-практической конференции молодых ученых. - 2017. - С. 224-231.

4. Официальный сайт. Губернатор и Правительство Белгородской области. Молодежная политика. URL: https://belregion.ru/region/priorities/youth.php (дата обращения: 28.11.2021).

5. Паспорт регионального проекта Социальная активность (Белгородская область). URL: Ы^://Ье1^юп.тМоситеПз/Социальная0%2 0активность.pdf (дата обращения: 28.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.