ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
Научная статья УДК 332.33
doi: 10.55186/25876740_2023_66_3_208
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В СЧЕТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ
С.Н. Волков
Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия
Аннотация. В статье приведены сведения о наличии и использовании земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности в Российской Федерации, о распоряжении гражданами земельными долями в 2000-2021 гг., о площадях невостребованных земельных долей. Рассмотрены вопросы совершенствования порядка проведения землеустройства при образовании земельных участков, выделяемых в счет земельных долей.
Ключевые слова: землеустройство, образование земельных участков, земельные доли, земли сельскохозяйственного назначения, невостребованные земельные доли
Original article
LAND USE PLANNING IMPROVEMENT IN THE FORMATION OF LAND PLOTS ALLOCATED AT THE EXPENSE OF LAND SHARES
S.N. Volkov
State University of Land Use Planning, Moscow, Russia
Abstract. The article provides the data on availability and use of agricultural lands in joint shared ownership in the Russian Federation, on disposal of land shares by the citizens in 2000-2021, on areas of unclaimed land shares. The problems for improvement of the land use planning procedure were discussed as for formation of new land plots allocated at the expense of the land shares.
Keywords: land use planning, formation of land plots, land shares, agricultural lands, unclaimed land shares
Проблема владения и пользования земельными долями в общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при регулировании земельных отношений в сельской местности в Российской Федерации уже более 30 лет является наиболее важной и сложной в аграрной экономике.
Общая долевая собственность на земли сельскохозяйственного назначения появилась в нашей стране в начале 1990-х годов. Первоначально земельной долей считалась рассчитанная в соответствии с действующим в то время земельным законодательством часть площади сельскохозяйственных угодий, полученная при приватизации земель сельскохозяйственного предприятия лицом, имеющим право на ее получение (работники колхозов и совхозов; пенсионеры; лица, занятые в социальной сфере), и принадлежащая ему на праве собственности.
Таких граждан наделяли земельной долей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», «Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.1995 № 96, а также «Рекомендациями по проведению землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов», утвержденными Роскомземом от 27.02.1992.
208 -
© Волков С.Н., 2023
Международный сельскохозяйственный журнал, 2023,
В республиках Северного Кавказа (Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Чеченской Республике) региональное законодательство в связи с малоземельем не предусматривало разделение сельскохозяйственных угодий на земельные доли и имело ограничения на введение частной собственности на землю.
Земельную долю рассчитывали в гектарах и баллогектарах. Собственникам земельных долей были выданы свидетельства о праве собственности на землю без определения в натуре (на местности) местоположения и границ земельных участков, выделяемых в счет земельных долей.
Согласно законодательству, собственники земельных долей имели право:
- распорядиться земельной долей, получив свидетельство на право собственности;
- передать земельную долю по наследству;
- использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) или личного подсобного хозяйства;
- продать земельную долю или подарить ее;
- обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве;
- передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, граж-
том 66, № 3 (393), с. 208-211.
данам для ведения личного подсобного хозяйства;
- передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания;
- внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.
По состоянию на 01.01.2000 г. Госкомземом России были изучены вопросы, связанные с реализацией постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.1995 № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 07.03.1996 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю». Анализ показал, что конкретное решение по распоряжению земельными долями приняли 7668,7 тыс. человек (64,2% их собственников). Большая часть этих долей — 7,38 млн. ед. (96,2%) была передана сельскохозяйственным предприятиям на различных условиях (табл. 1) [1].
По данным субъектов Российской Федерации, на 1 января 2022 г. число земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, составляло 979519 ед. общей площадью 47,28 млн га. Из них количество земельных участков, находящихся в долевой собственности, сведения о местоположении границ которых в государственном кадастре недвижимости отсутствовали, равнялось 338184 ед. (34,5%),
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
.«А", ■/л*
а их общая площадь — 16,48 млн га (34,9%). Количество земельных участков, в отношении которых были подготовлены проекты межевания, составляло 81885 ед. (8,4% от числа участков) на общей площади 4,08 млн га (8,6%).
При этом следует иметь в виду, что земельное законодательство ранее не предполагало участия органов местного самоуправления в процессе распределения земельных долей между участниками долевой собственности и их последующего выдела на основании проекта межевания, за исключением выдела невостребованных земельных долей. Поэтому в ряде регионов страны отсутствуют сведения о земельных участках, выделенных из общей долевой собственности (Республика Мордовия, Краснодарский край, Брянская, Орловская, Самарская области и др.).
Тем не менее во всех других субъектах Российской Федерации, по данным Минсельхоза России, только за 2015-2021 гг. из общей долевой собственности было выделено (образовано
в счет земельных долей) 1257056 земельных участков на площади 36,55 млн га (табл. 2).
В среднем за год за этот период в счет земельных долей выделялось 179,58 тыс. земельных участков, общей площадью 5,22 млн га. При этом средний размер одного образованного на основе проекта межевания земельного участка составлял 29,08 га.
Вместе с тем при анализе частной собственности граждан на землю Росреестр отмечает, что по состоянию на 1 января 2022 г. в общей долевой собственности во всех категориях земель числится 76,76 млн га, большая часть из которых — 76,70 млн га (99,9%), находится в составе категории земель сельскохозяйственного назначения [2].
Данные таблицы 2 свидетельствуют также о необходимости наращивания объемов землеустроительных и кадастровых работ по внесению сведений о неучтенных земельных участках, находящихся в долевой собственности, в государственный кадастр недвижимости
и по разработке проектов межевания земельных участков.
Вовлечение земельных долей в сельскохозяйственный оборот осложняется еще и тем, что определенная часть из них является невостребованной.
К невостребованным земельным долям относятся те, потенциальные собственники которых в течение трех и более лет не получили правоудостоверяющие документы (свидетельства) или, получив их, не распорядились земельными долями (не передали на условиях аренды, не внесли в уставный капитал сельскохозяйственных организаций, не выделили земельные участки в счет земельных долей на местности для организации крестьянского (фермерского) или личного подсобного хозяйства, либо не распорядились иным образом). Невостребованными земельными долями могут признаваться также доли, сведения о собственниках которых не были указаны в решениях органов местного самоуправления о приватизации соответствующих земель, и земельные доли, собственники которых ушли из жизни при отсутствии наследников.
Характеристика числа и площадей невостребованных земельных долей в Российской Федерации в 2014-2021 гг. показана в таблице 3, из которой видно, что на 1 января 2022 г. число земельных долей, которые были внесены в списки невостребованных, в целом по стране составило 1441374 ед., а их площадь — 11318,626 тыс. га. За 2014-2021 гг. по решению суда всего было признано муниципальной собственностью 2108705 земельных долей (17,7% от их первоначального числа) на площади 23804,476 тыс. га. При этом число земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей, признанных муниципальной собственностью за тот же период, составило 608984 ед. (28,9% от всего числа земельных участков, признанных муниципальной собственностью), а их площадь — 13385,988 тыс. га.
Таблица 1. Распоряжение земельными долями на 01.01.2000 Table 1. Disposal of land shares as of 01.01.2000
Способ реализации прав на землю Количество долей Площадь
млн га % млн га %
Всего долей 11,94 100,0 117,74 100,0
Передали долю на условиях аренды 5,43 45,5 55,0 46,7
Передали долю в уставный (складочный) капитал сельхозпредприятия 0,25 2,1 2,5 2,1
Получили земельный участок в счет земельной доли: - для расширения личного подсобного хозяйства - для организации крестьянского (фермерского) хозяйства 0,07 0,22 0,6 1,8 0,5 3,1 0,4 2,7
Передали право пользования долями в уставный капитал сельхозпредприятия 1,70 14,2 14,6 12,4
Итого распорядились земельными долями 7,67 64,2 75,7 64,3
Не распорядились земельными долями 4,27 35,8 42,04 35,7
Получили свидетельство на право собственности 10,90 91,3 107,9 91,6
Таблица 2. Динамика выделения земельных участков, находящихся в долевой собственности Российской Федерации в 2015-2021 гг. (по данным субъектов Российской Федерации)
Table 2. Dynamics of allocation of land plots owned by the Russian Federation in 2015-2021 (according to the data of the subjects of the Russian Federation)
Земельные участки, выделенные из общей долевой собственности (образованные в счет земельных долей) Земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности
Количество, ед. Общая площадь, тыс. га
из них из них
Годы количество, ед. площадь, тыс. га земельных участков, находящихся в общей долевой собственности земельных участков, находящихся в долевой собственности, в отношении которых сведения о местоположении границ в государственном кадастре недвижимости отсутствуют земельных участков, находящихся в долевой собственности, в отношении которых подготовлены проекты межевания земельных участков земельных участков, находящихся в общей долевой собственности земельных участков, находящихся в долевой собственности, в отношении которых сведения о местоположении границ в государственном кадастре недвижимости отсутствуют земельных участков, находящихся в долевой собственности, в отношении которых подготовлены проекты межевания земельных участков
2015 389 947 14 022,896 700 178 197 464 57 604 46 296,093 18 107,314 5 622,246
2016 383 862 7 112,840 1 559 647 438 941 217362 53 667,939 23 188,234 6 584,172
2017 90 678 4 053,183 1 802622 522 707 207 077 59 390,550 25 576,923 5 821,329
2018 124 421 2 059,165 1 528 943 430 591 139331 50 310,234 16 289,020 3 931,669
2019 61 838 1 751,212 2176 107 607 565 116 663 57 369,841 19 560,937 5 432,134
2020 173 220 5 666,009 1 588 954 440 837 107 574 46 455,893 14 806,740 4 149,886
2021 33 090 1 887,563 979519 338 184 81 885 47 281,789 16 479,160 4 082,579
Итого 1 257 056 36 552,868
Примечание: составлено по данным Докладов о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации в 2015-2021 гг. М.: Росинформагротех, 2016-2022.
Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 66, N9 3 (393). 2023
LAND RELATIONS AND LAND MANAGEMENT
Таблица 3. Характеристика земельных долей в Российской Федерации в 2014-2024 гг., признанных невостребованными (по данным субъектов Российской Федерации)
Table 3. Characteristics of land shares in the Russian Federation in 2014-2024, recognized as unclaimed (according to the data of the constituent entities of the Russian Federation)
Земельные доли, признанные невостребованными
Количество, ед. Площадь, тыс. га
Годы земельных долей, включенных в списки невостребованных земельных долей земельных долей, признанных по решению суда муниципальной собственностью земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей, признанных муниципальной собственностью земельных долей, включенных в списки невостребованных земельных долей земельных долей, признанных по решению суда муниципальной собственностью земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей, признанных муниципальной собственностью
2014 1 306 351 364 149 60 116 18 148,310 3 656,820 1 688,950
2015 1 390 447 394 715 232040 16 799, 349 4 415,269 1 626,967
2016 1 776 749 590 388 123 995 18 454,304 5 553,447 2 915,955
2017 1 736 699 341 471 63 966 16 955,443 3 283,058 2 174,454
2018 1 595 757 132 498 30 131 15 295,690 1 611,210 1 018,594
2019 1 565 054 122 233 40 752 14 211,855 2 124,449 1 664,020
2020 1 466 382 75 729 22 405 12 880,224 1 502,423 999,821
2021 1 441 374 87 522 35 559 11 318,626 1 657,700 1 297,227
Итого - 2 108 705 608 964 - 23 804,476 13 385,388
Примечание: составлено по данным Докладов о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации в 2014-2021 гг. М.: Росинформагротех, 2015-2022.
Таблица 4. Динамика площадей и структуры неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации в 2014-2021 гг.
Table 4. Dynamics of areas and structure of unused agricultural land in the Russian Federation in 2014-2021
Годы Земли сельскохозяйственного назначения Сельскохозяйственные угодья Пашня
площадь, млн га удельный вес к общей площади земель сельскохозяйственного назначения, % площадь, млн га удельный вес к общей площади сельскохозяйственных угодий, % площадь, млн га удельный вес к общей площади пашни, %
2C14 41,50 10,93 н. д. н. д. 20,65 17,00
2C15 39,44 10,28 н. д. н. Д. 18,60 16,00
2C16 51,85 13,51 31,79 15,80 19,37 16,24
2C17 46,41 12,05 32,73 16,46 18,60 16,66
2C18 43,98 11,38 33,08 16,66 19,58 16,80
2C19 44,93 11,84 32,68 16,52 19,31 16,60
2C2C 44,48 11,71 33,04 16,73 18,80 16,10
2C21 44,94 11,85 33,08 16,71 18,65 16,06
Примечание: составлено по данным Докладов о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации в 2014-2021 гг. М.: Росинформагротех, 2015-2022.
Средняя площадь невостребованной земельной доли, признанной по решению суда муниципальной собственностью, составляла 11,29 га, а одного образованного в счет невостребованных долей земельного участка — 21,98 га. Двухкратное увеличение площади земельных участков при их отводах говорит о том, что земельные участки более крупных размеров пользуются большим спросом у сельских товаропроизводителей.
Невостребованные земельные доли являются резервом увеличения площадей обрабатываемых земель, так как они составляют часть продуктивных земель, вышедших из оборота в период земельной реформы. Минсельхоз России оценивает площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 44,94 млн га, в том числе сельскохозяйственных угодий — 33,08 млн га, пашни — 18,65 млн га (табл. 4). Как показано ранее, площадь невостребованных земельных долей составляет 11,32 млн га, что соответствует 34,3% неиспользуемых сель-
скохозяйственных угодий и 60,7% неиспользуемой пашни.
В действительности, площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и, прежде всего, пашни значительно выше. Так, статистические данные показывают, что в 1990 г. площадь посева сельскохозяйственных культур вместе с парами составляла 131,02 млн га.
В 2021 г. общая посевная площадь вместе с парами равнялась 91,70 млн га. Кроме этого, в 2021 г. площадь пашни по сравнению с 1990 г. увеличилась на 4,60 млн га. Таким образом, было потеряно не менее 43,92 млн га пашни (130,02-91,70+4,60=43,92). К этой площади следует добавить неиспользуемую площадь кормовых угодий, которая, по данных Минсельхоза России, составляла на 1 января 2022 г. не менее 14,43 млн га [3, 4].
Выделение земельных участков в счет земельных долей в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации
с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 29.12.2022 № 639-ФЗ).
Последние изменения Федерального закона значительно облегчают передачу земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей, в собственность муниципалитетов и предполагают следующие действия в части совершенствования порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:
- признание земельных долей, собственники которых умерли, выморочным имуществом;
- наделение органов местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения данного земельного участка правом на обеспечение подготовки проекта межевания земельных участков и на проведение кадастровых работ по образованию земельных участков, предусмотренных утвержденным решением общего собрания проектом межевания земельных участков;
- наделение органов местного самоуправления поселений, муниципальных округов или городских округов до 1 января 2025 г. правом на участие в общем собрании участников общей долевой собственности от имени лиц, чьи земельные доли в соответствии со статьей 121 Закона об обороте признаны невостребованными, а также передавать в аренду земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей. На основе действующего законодательства,
во всех случаях, необходимыми условиями для вовлечения земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, в сельскохозяйственный оборот являются землеустроительные и кадастровые работы по:
- образованию земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения путем выдела с установлением его размера и местоположения границ на основе проекта межевания земельного участка (земельных участков);
210 -
International agricultural journal. Vol. 66, No. 3 (393). 2C23
www.mshj.ru
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
.«А", ■/л*
- осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на выделенный в счет земельной доли земельный участок при наличии межевого плана на земельный участок, составленного с использованием данных проекта межевания.
Основанием для образования земельного участка путем выдела служит решение общего собрания участников долевой собственности или решение собственника земельной доли. Размер образуемого земельного участка в счет земельной доли определяется на основании сведений, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю.
В соответствии с утвержденным общим собранием участников долевой собственности, либо решением собственника земельной доли проектом межевания, определяется площадь и местоположение границ земельного участка, образуемого в счет земельной доли, и он отводится на местности.
Как видно, исходя из действующей процедуры образования земельных участков в счет невостребованных земельных долей, эти земельные участки рассматриваются, прежде всего, как геометрические фигуры, вне непосредственной связи с экономическими и социальными условиями, производительными и пространственными свойствами окружающей территории, так как действующий порядок производства работ ориентирован только на формирование новой земельной собственности (с определением координат характерных точек границ, вычислением площадей участка) и не связывается с последующей организацией рационального использования и охраной этих земельных участков. Именно поэтому в системе землепользований сельскохозяйственных организаций и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством, появляется все больше недостатков в использовании земель, возникают чересполосица, дальноземелье, вклинивания, вкрапливания, мозаичность расположения земельных участков, что наносит существенный вред экономике хозяйств.
В целях предотвращения указанных негативных проявлений на территории муниципальных образований одновременно с проведением или сразу же после завершения комплексных кадастровых работ следует осуществлять комплексное землеустройство их территории. Это объясняется также тем, что решение проблемы невостребованных земельных долей обусловливается необходимостью разграничения государственной собственности на землю, выявления и вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, земельных участков фонда перераспределения, проведения комплекса мелиоративных и культуртехнических работ, формирования рынка объектов земельно-имущественного комплекса и др. При этом в составе работ по проведению комплексного землеустройства на
территории муниципального образования следует предусмотреть их следующие виды:
- подготовка землеустроительной документации при разграничении государственной собственности на землю;
- инвентаризация границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными организациями и гражданами на различном праве;
- установление границ земель сельскохозяйственного назначения с определением границ и площадей сельскохозяйственных угодий и границ зон сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов;
- разработка актуальных балансов земель муниципальных образований по категориям, угодьям, формам собственности и землепользователям;
- землеустроительное обеспечение вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Госпрограммой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации от 14.05.2021 № 731;
- зонирование территории муниципального образования по пригодности для использования в сельском хозяйстве, составление реестров особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, разработка мероприятий по адаптивно-ландшафтной организации территории, повышению плодородия почв, мелиорации, рекультивации, консервации, резервированию земель, предотвращению и прекращению процессов эрозии почв, деградации земель и других негативных проявлений;
- составление проектов упорядочения (определения) границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными организациями на различном праве или находящихся в общей долевой собственности;
- разработка проектов межевания земельного участка (земельных участков);
- иные виды землеустроительных работ. Практика научно обоснованного проведения
землеустроительных работ при образовании земельных участков в счет земельных долей, включая невостребованные, показывает, что составлению проектов межевания земельных участков должна предшествовать разработка проектов межхозяйственного землеустройства по упорядочению границ земельных участков, используемых сельскохозяйственными организациями и гражданами на различном праве с выявлением невостребованных земельных долей и земель, находящихся в долевой собственности, что было разработано нами ранее [5, 6, 7, 8].
Список источников
1. Волков С.Н. Землеустройство. Т. 8. Землеустройство в ходе земельной реформы (1991-2005 годы). М.: Колос, 2007. С. 192-199.
2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2021 году. М.: Росреестр, 2022. С. 42.
3. Волков С.Н. Современное состояние земельных отношений, землепользования и землеустройства в Российской Федерации и научное обоснование основных направлений их регулирования в АПК. М.: ГУЗ, 2017. С. 9-13.
4. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации в 2021 году. М.: Росинформагротех, 2022. 356 с.
5. Землеустроительное обеспечение организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения: рекомендации. Производственно-практическое издание. М.: Росинформагротех, 2009. 108 с.
6. Методические рекомендации по совершенствованию оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения. М.: Росинформагротех, 2011. 128 с.
7. Волков С.Н. Земельные отношения в АПК России и научное обоснование основных направлений их регулирования. М.: ГУЗ, 2017. 44 с.
8. Волков С.Н. Землеустроительное проектирование. Учебники и учебные пособия для студентов вузов. В 2 т. Том I. М.: ГУЗ, 2020. С. 238-264.
References
1. Volkov, S.N. (2007). Zemleustroistvo [Land Use Planning], vol. 8. Zemleustroistvo v khode zemel'noi reformy (19912005 gody) [Land use planning in the course of land reform (1991-2005)]. Moscow, Kolos Publ., pp. 192-199.
2. Rosreestr (2022). Gosudarstvennyi (natsional'nyi) doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' v Rossiiskoi Federatsii v 2021 godu [State (national) report on the state and land use in the Russian Federation in 2021]. Moscow, Rosreestr, p. 42.
3. Volkov, S.N. (2017). Sovremennoe sostoyanie zemel'-nykh otnoshenii, zemlepol'zovaniya i zemleustroistva v Rossiis-koi Federatsii i nauchnoe obosnovanie osnovnykh napravlenii ikh regulirovaniya v APK [The current state of land relations, land use and land use planning in the Russian Federation and the scientific justification of the main directions of their regulation in the agro-industrial complex]. Moscow, State University of Land Use Planning, pp. 9-13.
4. Rosinformagrotekh (2022). Doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya v Rossiiskoi Federatsii v2021 godu [Report on the state and agricultural land use in the Russian Federation in 2021]. Moscow, Rosinformagrotekh, 356 p.
5. Rosinformagrotekh (2009). Zemleustroitel'noe obe-spechenie organizatsii ratsional'nogo ispol'zovaniya zemel'sel'-skokhozyaistvennogo naznacheniya: rekomendatsii. Proizvod-stvenno-prakticheskoe izdanie [Land use planning support for the organization of agricultural land rational use: recommendations. Production and practical edition]. Moscow, Rosinformagrotekh, 108 p.
6. Rosinformagrotekh (2011). Metodicheskie rekomen-datsii po sovershenstvovaniyu oborota i ispol'zovaniya zemel' sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya [Methodological recommendations for improving the turnover and agricultural land use]. Moscow, Rosinformagrotekh, 128 p.
7. Volkov, S.N. (2017). Zemel'nye otnosheniya v APKRos-sii i nauchnoe obosnovanie osnovnykh napravlenii ikh regu-lirovaniya [Land relations in the agroindustrial complex in Russia and the scientific justification of the main directions of their regulation]. Moscow, State University of Land Use Planning, 44 p.
8. Volkov, S.N. (2020). Zemleustroitel'noe proektirovanie. Uchebniki i uchebnye posobiya dlya studentov vuzov [Land use planning design. Textbooks and study guides for university students], in 2 vols, vol. I. Moscow, State University of Land Use Planning, pp. 238-264.
Информация об авторе:
Волков Сергей Николаевич, академик РАН, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой землеустройства, ORCID: http://orcld.org/0000-0002-0931-065X, sn_volkov@mall.ru
Information about the author:
Sergey N. Volkov, academician of the Russian Academy of Sciences, doctor of economic sciences, professor, head of the department of land use planning, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0931-065X, sn_volkov@mail.ru
sn_volkov@mail.ru
Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 66, № 3 (393). 2023