Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http: //www. agequal. ru 2022, №3 http://www.agequal.ru/pdf/2022/AGE QUALITY 3 2022.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Иншакова. О., Гончаров А.И. Совершенствование законодательства в области применения ключевых технологий Индустрии 4.0: распределённые реестры в интернет-торговле // Электронный научный журнал «Век качества». 2022. №3. С. 196-215. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2022/322011.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 346.7
Совершенствование законодательства в области применения ключевых технологий Индустрии 4.0:
1
распределенные реестры в интернет-торговле
Иншакова Агнесса Олеговна,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского
и международного частного права института права Волгоградского государственного университета, 400062, г. Волгоград, пр-т Университетский, 100; профессор кафедры юриспруденции Волжского филиала Волгоградского государственного университета, 404133, г. Волжский, ул. 40 лет Победы, 11
ainshakova@list. ru, ORCID 0000-0001-8255-8160
Гончаров Александр Иванович,
доктор юридических наук, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и международного частного права института права Волгоградского государственного университета, 400062, г.
Волгоград, пр-т Университетский, 100 goncharova. sofia@gmail. com, ORCID 0000-0001-6580-4104
Современное развитие интернет-пространства характеризуется тем, что в большинстве сфер общественных отношений данное пространство становится незаменимым. В настоящее время для устойчивого развития бизнеса, обеспечения его конкурентоспособности необходимо обязательное использование цифровых технологий в деятельности организаций. Высоко эффективна в коммерческом применении технология обработки и хранения данных на основе децентрализованных распределенных реестров (блокчейн).
1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20-18-00314 «Трансформация общественных отношений в условиях Индустрии 4.0: юридическая превенция»).
К сожалению, в Российской Федерации технологии децентрализованных распределенных реестров не уделяется достаточного внимания. Отсутствует правовая база, регулирующая указанную технологию, а также отношения, которые возникают в рамках совершения дистанционных сделок купли-продажи, осуществляемых юридическими и физическими лицами в Интернете.
Ключевые слова: цифровые технологии; интернет-торговля; правовое регулирование; Революция 4.0; распределенный реестр; Blockchain.
Введение
При обращении к официальным документам можно отметить то, что технология распределенных реестров определяется как реестр блоков данных, каждый из которых является добавлением друг друга [8], как цепочка блоков, содержащих информацию и криптографические ссылки [3].
Проф. Карелина С.А. и проф. Фролов И.В. приводят аналогичное определение, указывая на то, что блокчейн - это реестр, который состоит из базы данных и блоков, которые хранят информацию о транзакциях. Реестр как и в предыдущем определении является распределенным, а база данных -децентрализованной. Савельев А.И. приводит аналогичное определение, но добавляет уточнение о том, что в основе реализации технологии лежит криптографический алгоритм [12].
Следовательно, можно сформулировать, что блокчейн - это распределенный реестр, выраженный блоками, собранными в последовательную цепочку, содержащий определенную информацию и работающий на основании криптографического алгоритма, интегрирующий децентрализованную базу данных.
Для исследования базы правового регулирования рассматриваемой технологии необходимо провести определенные разграничения. В сферу регулирования попадает не только сама технология, но и отношения, возникающие в результате ее использования. При регулировании непосредственно самой технологии происходит закрепление терминологии,
info@agequal.ru
онтологии, управления и т.д. При регулировании отношений регулируются сферы использования данной технологии, например, сделки купли-продажи в Интернете. Кроме того, к таким направлениям регулирования могут быть отнесены цифровые активы; токенизация; международные платежи; управление идентификационной информацией; электронное голосование; безопасный обмен данными, ведение реестров и т.д.
Исследование
В состав нормативных источников, исследованных в данной научной разработке, вошли следующие документы:
- Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Системы распределенного реестра»;
- ISO 22739:2020 «Технологии блокчейн и распределенного реестра. Словарь»;
- Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ;
- Письмо ФНС России от 03.10.2016 № ОА-18-17/1027 «О контроле за обращением криптовалют (виртуальных валют)»;
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
- Регламент ЕС № 910/2014;
- Соглашение Росфинмониторинга № 01-01-14/22440, ФНС России № ММВ-23-2/77@ от 15.10.2015 «О сотрудничестве и организации информационного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы».
info@agequal.ru
Доктринальные источники представлены научными работами отечественных ученых, в их числе: Е.Г. Багоян, А.В. Белицкая, В.С. Белых, Э.И. Беляев, О.А. Беляева, В.А. Вайпан, О.А. Гаращук, А.И. Гончаров., М.А. Егорова, А.О. Иншакова, Д.Е. Матыцин, И.Е. Михеева, А.И. Савельев, А.В. Середа, И.Р. Сунгатов, Е.В. Чайкина, Г.О. Шахназаров.
Разработка содержания данной статьи проведена на основе материалистического мировоззрения и всеобщего научного метода исторического материализма. Применены общенаучные методы познания: диалектический, гипотетико-дедуктивный метод, обобщение, индукция и дедукция, анализ и синтез, эмпирическое описание. В исследовании использованы также частнонаучные методы: догматический, сравнительно-правовой, герменевтический, структурно-функциональный и др.
Правовое регулирование в отношении самой технологии блокчейн и отношений, связанных с ее применением, в отечественной юрисдикции отсутствует. Но все же некоторые документы по развитию сферы применения блокчейна в России приняты. В первую очередь отметим: программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Согласно указанной программе, одной из задач Правительства РФ является разработка и внедрение рассматриваемой технологии в различные области общественных отношений.
При отнесении рассматриваемой технологии к объектам гражданских прав можно применить гражданское законодательство РФ, в первую очередь, положения ст. 128 ГК РФ [18]. Можно выделить письмо Федеральной налоговой службы от 03.10.2016 № ОА-18-17/1027, в котором было дано разъяснение об обороте рассматриваемой технологии и направлениям контроля за данным оборотом [10]. Что касается широко известных фидуциарных расчетных инструментов, которые в обиходе многие называют «криптовалюта», то следует указать, что оборот неофициальных «денежных» средств и их суррогатов на территории нашего государства запрещен положениями Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном
info@agequal.ru
банке Российской Федерации» [16]. Поскольку законодателем не урегулирован вопрос о том, что относится к денежным суррогатам, что понимается под «криптовалютой», это приводит к возникновению противоречий на практике. То есть, как таковой прямой запрет на использование рассматриваемой технологии в российском законодательстве отсутствует, но при этом отсутствуют и правовое нормы, регулирующие данный оборот [4].
Интересно мнение ФНС РФ, в котором данная служба указывает на то, что операции по рассматриваемой технологии необходимо считать валютными операциями [17]. При этом указания о контроле по использованию технологии децентрализованных распределенных реестров со стороны ФНС РФ, ФТС РФ, Банка РФ и других агентов валютного контроля в законодательстве России отсутствуют. Вместе с тем, предусмотрено полномочие ФНС РФ по инициации запроса по проведенным операциям с использованием блокчейн-технологии в рамках соглашения Росфинмониторинга и ФНС России о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия [14].
В целом следует иметь в виду практически отсутствие правового регулирования правоотношений с использованием технологии блокчейн [2].
Рассмотрим далее регулирование непосредственно самой технологии блокчейн. На международном уровне принято несколько стандартов (рис. 1).
Источник: составлено авторами.
Рис. 1. Стандарты международного уровня
С учетом этого первым стандартом, разработанным Международной организацией по стандартизации, стал стандарт ISO 22739:2020 «Технологии блокчейн и распределенного реестра. Словарь». Из этого словаря следует, что блокчейн - это распределенный реестр, выраженный блоками, собранными в последовательную цепочку, содержащими определенную информацию и работающими на основании криптографического алгоритма, включающий в себя децентрализованную базу данных [1].
Правовое регулирование технологии блокчейн в зарубежных странах более развито, чем в нашей стране. Многие страны признали на официальном уровне данную технологию и внедрили ее в финансовый сектор. Но есть и
info@agequal.ru
такие государства, которые отрицательно относятся к рассматриваемой технологии. Можно провести дифференциацию стран по критерию отношения к блокчейну (рис. 2). При этом необходимо отметить, что за последние несколько лет некоторые страны перешли из одной группы в другую. Например, Китай изначально был одним из ярых противников рассматриваемой технологии, любые операции и использование любых направлений блокчейна в стране было запрещено на законодательном уровне. Но в 2016 г. Китай полностью поменял свою позицию и начал политику по стимулированию развития технологии блокчейн, в том числе данная технология нашла закрепление в тринадцатой пятилетке страны (с 2018 по 2022 гг.) [19].
Вторая группа - те государства, которые не запрещают применение данной технологии, но никак не пытаются решить вопрос по правовому регулированию, а также работающие в направлении законодательного закрепления блокчейна. При этом можно отметить, что имеющаяся правовая база в указанных государствах частично может быть направлена на регулирование рассматриваемой технологии, но прямое правовое регулирование все же отсутствует. Примером в этом контексте является законодательство Европейского союза. В аспекте реагирования на развитие технологии блокчейн в мире некоторые изменения в законодательство ЕС вносятся, но активная работа все же отсутствует.
x
«
<u
S
о ч
о ю & «
£ s
о к
s
к
s
К <и ч
(U
ч
S3
(U
а
о К
ё
2 s
SP
(U ^
SP
И
Отрицательное отношение к внедрению технологии
блокчейн
Не выработавшие конкретной единой правовой позиции
по отношению к технологии блокчейн, занимающие выжидающую позицию или разрабатывающие нормативно-правовое регулирование.
Государства, внедрившие правовое регулирование блокчейна на своей территории
Запрет на виртуальные
валюты и их обращение через систему блокчейн
При отсутствии
прямого регулирования в таких странах имеется ряд нормативных актов
и позиций государственных органов в отношении использования технологии блокчейн и виртуальных валют
Легализовавшие
в той или иной степени проведение транзакций на блокчейне
с помощью виртуальных
валют.
Развивающиеся страны, такие как Боливия, Эквадор, Бангладеш и др.
Страны ЕС
Швейцария, Франция,
Италия и др.
Источник: составлено авторами
Рис. 2. Группы государств по критерию отношения к блокчейну
info@agequal.ru
В частности, в 2017 г. были внесены поправки в Директиву ЕС по борьбе с отмыванием денег, которые нацелены на снижение риска использования операций на блокчейне с виртуальными валютами для отмывания средств, добытых преступным путем. Также в ЕС существует Регламент № 910/2014, некоторые положения которого распространяются на отношения, вытекающие из использования технологии блокчейн.
Швейцария (не член ЕС) является страной, которая относится к третьей группе. Указанное государство разработало законодательную базу для регулирования применения рассматриваемой технологии. Виртуальная валюта в данной юрисдикции легализована. Еще к третьей группе государств можно отнести государства, внедрившие правовое регулирование блокчейна на своей территории и легализовавшие в той или иной степени проведение транзакций на блокчейне для оборота виртуальных валют [13]. В частности, в 2017 г. Швейцарским федеральным советом была создана «нормативная песочница», целью деятельности которой стало создание благоприятной среды для стартапов в области финансовых технологий. В 2019 г. Правительством Швейцарии был одобрен законопроект по адаптации правовых норм к регулированию отрасли виртуальных валют и блокчейна [9].
В третью группу также входит Франция. За последние пять лет во Франции приняты два закона, которые установили специальный правовой режим применения рассматриваемой технологии, закреплено понятие указанной технологии, применение ее для оборота ценных бумаг, а также признание блокчейна технологией, регулирующей деятельность в области оборота долговых обязательств [5].
Италия в настоящее время может быть отнесена к третьей группе, но еще в 2019 г. указанная страна была условно во второй группе, затем по инициативе итальянского правительства был принят закон о блокчейне и смарт-контрактах, тем самым технология блокчейн была легализована.
info@agequal.ru
Япония может быть отнесена к одной из самых активных юрисдикций, где применяется технология блокчейн на государственном уровне. В Японии имеется специальный орган по регулированию данной технологии - Комиссия по цифровым активам (действует с 2014 г.), а также полностью легализованы и такие направления блокчейна, как виртуальные валюты «Bitcoin», «Ethereum» и др. Конгресс США активно разрабатывает нормативную базу для развития указанной технологии в финансовом секторе страны [15].
В целом, отношение к технологии блокчейн в некоторых зарубежных странах позволяет сделать вывод о том, что на принятие или непринятие рассматриваемой технологии непосредственно влияет уровень развития финансового сектора данной страны. В наиболее развитых странах с высоким ВВП идет активное внедрение и развитие правовой базы, регулирующей рассматриваемую технологию.
Развитие электронной коммерции в России и мире в последнее десятилетие приобрело масштабный характер. За десятилетие, с 2011 по 2021 гг., рынок интернет-торговли в России показал практически десятикратный рост в рублевом выражении. Этому во многом способствует развитие и внедрение передовых цифровых технологий во все сферы бизнеса и администрирования. Возможности технологии блокчейн весьма многогранны, и, несомненно, будет придумано еще множество интересных, полезных и выгодных вариантов применения этой технологии. Особенность исследуемой технологии состоит еще и в том, что любые инициативы могут быть начаты небольшой группой людей или даже одним участником для своих клиентов, а потом будут легко распространены на весь рынок.
Рассмотрим варианты использования блокчейна (рис. 3).
Источник: составлено авторами.
Рис. 3. Варианты использования блокчейна
Отдельно обратим внимание на использование блокчейна для электронных платежей в интернет-торговле. Для проведения платежа при
покупке через Интернет необходима какая-либо платежная система (банк). Такая система имеет определенные недостатки: комиссия за проведение операций; не всегда всех устраивающие жесткие правила и процедуры обращения; технические сбои в работе; хищения средств мошенниками. Технология блокчейн свободна от указанных недостатков. а все перечисленные на рис. 4 недостатки отсутствуют. С помощью данной технологии существует возможность проводить условные платежи [12].
В последние годы наиболее отчетливо выделяются следующие основные тенденции развития электронной коммерции в России:
- технологическое совершенствование механизмов коммуникации и доставки, например, покупки с помощью мобильных приложений и голосовые покупки;
- развитие направления выдачи заказов через постаматы, например, такими участниками рынка, как Ozon, Goods, «Сберлогистика», «Дикси» и др.;
- тренд на быструю доставку продуктов и готовой еды. Так, «Яндекс. Лавка» обещает доставку основных продуктов и горячей еды в среднем по Москве за 13 минут;
- запуск узконаправленными ритейлерами собственных маркетплейсов, в том числе компаниями «Детский мир» и «Обувь России»;
- развитие многофункциональных диверсифицированных высокотехнологичных мегасистем, оказывающих широкий спектр услуг на рынке электронной коммерции. В качестве примера можно привести экосистему Сбербанка;
- выход новых игроков - крупных российских сетей на рынок электронной коммерции. Свои интернет-площадки планируют создать «Дикси» и «Магнит»;
- популяризация В2В-площадок;
- ориентация на развитие онлайн-систем биржевой и внебиржевой торговли;
info@agequal.ru
- ускорение развития различных форм электронной коммерции в новых условиях функционирования бизнеса, таких как услуги дистанционного образования, доставка онлайн-заказов еды и продуктов [7].
С учетом современных реалий, закрытия части офлайн-торговли на время пандемии и рисков повторения данных инцидентов в будущем, рост данных сегментов электронной коммерции может значительно ускориться. Одной из главных особенностей развития электронной коммерции является создание многофункциональных высокотехнологичных мегасистем, оказывающих широкий спектр услуг на рынке электронной коммерции за счет диверсификации своей деятельности. Примером подобной структуры в России может служить экосистема Сбербанка, предоставляющая различным категориям потребителей широкую гамму удобных сервисов для повседневной жизни и бизнеса не только в сегменте традиционных финансовых услуг, но и в других различных сферах, таких как:
- логистика, представленная сервисом «Сберлогистика»;
- шопинг (онлайн-маркетплейс «Беру» и онлайн-шопинг «Яндекс-маркет»);
- досуг (сервис доставки продуктов «Сбермаркет»; сервис доставки еды DeHveryQub и другие сервисы);
- здоровье;
- бизнес (сервис «СБЕР Маркетинг», автоматизированная система торгов «СБЕРБАНК АСТ» и др.) [6].
Развитие цифровых технологий внесло существенные изменения и в сферу биржевой торговли, способствовало созданию современных элементов интернет-торговли на биржах: информационно-торговых систем или цифровых платформ. Интернет и системы электронных платежей, онлайн-банкинга упрощают взаимодействие персонала бирж с клиентами, увеличивают доступность, расширяют спектр биржевых услуг для более широкого круга участников. Расширение возможностей интернет-трейдинга способствует
info@agequal.ru
возникновению электронных площадок - инвестиционных платформ, финансовых платформ на классических биржах.
Технология распределенного реестра позволяет фиксировать в цифровом виде основные этапы сделок со многими сырьевыми товарами, традиционно продаваемыми на биржах, на блокчейн-платформе, что в конечном итоге способствует повышению прозрачности и безопасности операций. В связи с этим блокчейн-решения представляют несомненный интерес для участников операций с классическими биржевыми товарами. По нашим оценкам, в период 2021-2024 гг. среднегодовые темпы роста рынка электронной коммерции в России составят не менее 5%.
Для применения блокчейна в интернет-торговле технология должна соответствовать определённым критериям (рис. 4).
При использовании распределенного реестра для отслеживания движения товаров в транспортных системах в сочетании с использованием датчиков IoT системы блокчейна могут обеспечить относительно простой в реализации конвейер данных, который позволяет всем уполномоченным заинтересованным сторонам в реальном масштабе времени получать доступ к одной и той же точной информации. Это, в свою очередь, способствует более быстрому и качественному принятию решений заинтересованными сторонами по всей цепочке поставок.
Как и в других системах, доступ к информации можно контролировать с помощью профилей пользователей, в которых указаны права доступа для каждого участника, чтобы гарантировать, что информация о конкурентах не будет передана компаниям, не имеющим на это прав.
Источник: составлено авторами.
Рис. 4. Критерии применения блокчейна
info@agequal.ru
Заключение
Таким образом, технология блокчейн позволяет субъектам торговых сделок использовать децентрализованный распределенный реестр, к которому все участники могут получить доступ и проверить содержащуюся в реестре информацию в любое время, но который ни одна сторона не может контролировать, а также не имеет возможность изменить зафиксированные и хранящиеся в этом реестре данные. Практически в интернет-торговле весьма активно используются смарт-контракты. В таком умном контракте может быть указано, что в момент пересечения товаром определенной линии, контролируемой специальным оборудованием, таможенные органы разрешат дальнейшее проследование товара, деньги автоматически переводятся из банка получателя в банк отправителя - без задержек и периода ожидания. Смарт-контракты реализуются в блокчейне, при этом участники сделки видят и подписывают только ту часть, которая имеет к ним отношение.
Такие возможности позволяют переосмыслить всю систему ведения бизнеса, поскольку выполнение многих договорных обязательств происходит посредством программного кода. Благодаря существованию единственного достоверного варианта в реестре, расходы на проверку потенциальных партнеров резко сокращаются, многие споры перестанут возникать, а круг участников торговых сделок существенно расширится. При использовании блокчейна необходимость ручного следования правилу «доверяй, но проверяй» и все связанные с этим затраты, скорее всего, уйдут в прошлое. Применение технологии блокчейна сокращает расходы по исполнению сделки, снижает риски, способствует возникновению новых бизнес-моделей и повышает эффективность сделок. При этом технология дает возможность значительно расширить доступ на мировой рынок для новых участников.
Список литературы
1. Kalinina A.E., Inshakova A.O., Goncharov A.I. (2019) Polysubject Jurisdictional Blockchain: Electronic Registration of Facts to Reduce Economic Conflicts. Ubiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT / Studies in Computational Intelligence / Editor Elena G. Popkova. - Cham: Springer Science + Business Media, Volume 826. - 2019. - pp. 205-213.
2. Inshakova A.O., Goncharov A.I., Ershova I.V. (2020) Digital Blockchain Registration of Legally Significant Stages of Complex Good's ExportImport Supplies by Business Entities of the EAEU and BRICS Jurisdictions // Inshakova A., Inshakova E. (eds) Competitive Russia: Foresight Model of Economic and Legal Development in the Digital Age (CRFMELD), Volgograd, Sept. 19-20, 2019. Lecture Notes in Networks and Systems, Vol. 110. - pp. 328-336. - URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-45913-0 37.
3. ISO 22739:2020 «Технологии блокчейн и распределенного реестра. Словарь» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 27.03.2021).
4. Matytsin D.E. (2021) Internet-investing as a remote algorithm of the retail investment financing / Modern Global Economic System: Evolutional Development Vs. Revolutionary Leap. - Springer book series «Lecture Notes in Networks and Systems» - Cham: Springer Nature. - 2021.
5. Багоян Е.Г. Информационная безопасность и применение технологии блокчейн: зарубежный опыт и необходимость правового регулирования в Российской Федерации // Юрист. - 2019. - № 3. - С. 43.
6. Беляев Э.И., Чайкина Е.В. Инновации и тенденции развития электронной коммерции // Хроноэкономика. - 2019. - № 2. - С. 45-48.
7. Гаращук О.А. Правовые основы регулирования блокчейна и обращения криптовалюты в России // ИТ-портал. - 2018. - № 1. - № 17.
8. Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Системы распределенного реестра». - URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/07102019srr.pdf (дата обращения: 24.03.2021).
9. Михеева И.Е. Обзор правового регулирования технологии блокчейн // Право и экономика. - 2020. - № 5. - С. 5-10.
10. Письмо ФНС России от 03.10.2016 N 0А-18-17/1027 «О контроле за обращением криптовалют (виртуальных валют)» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 27.03.2022).
11. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография / А.В. Белицкая, В.С. Белых, О.А. Беляева и др.; отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова. - М.: Юстицинформ, 2019.
12. Савельев А.И. Некоторые риски токенизации и блокчейнизации гражданско-правовых отношений // Закон. - 2018. - № 2. - С. 15.
13. Середа А.В. К вопросу о правовом регулировании блокчейн-технологий: анализ зарубежного опыта // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019. - № 5. - С. 141.
14. Соглашение Росфинмониторинга № 01-01-14/22440, ФНС России № ММВ-23-2/77@ от 15.10.2015 (ред. от 29.09.2020) «О сотрудничестве и организации информационного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 27.03.2022).
15. Сунгатов И.Р. Правовое регулирование технологии блокчейн // Новый юридический вестник. - 2020. - № 9. - С. 24-26.
16. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 27.03.2022)
info@agequal.ru
17. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 24.02.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2021) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 27.03.2022)
18. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета от 8 декабря 1994 г. № 238-239.
19. Шахназаров Г.О. Правовое регулирование применения технологии блокчейн в зарубежных странах // Colloquium-journal. - 2019. - № 13 (37). -
С. 144.
info@agequal.ru
Improvement of Legislation in the Field of Application of Key Technologies of Industry 4.0: Distributed Registries in Online Commerce
Inshakova Agnessa Olegovna,
Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Civil and International Private
Law of the Institute of Law of Volgograd State University, 400062, Volgograd, University Avenue 100; Professor, Department of Law, Volzhsky Branch of Volgograd State University,
404133, Volzhsky, ul. 40 Let Pobedy, 11.
ainshakova@list. ru,
Goncharov Alexander Ivanovich,
Doctor of Law, ScD in Economics, Professor, Professor of the Department of Civil and International Private Law of the Institute of Law of Volgograd State University,
400062, Volgograd, University Avenue, 100.
goncharova.sofia@gmail. com,
The modern development of the Internet space is characterized by the fact that in most spheres of public relations this space becomes indispensable. Currently, for the sustainable development of business, ensuring its competitiveness, it is necessary to use digital technologies in the activities of organizations. The technology of data processing and storage based on decentralized distributed registries (blockchain) is highly effective in commercial application. Unfortunately, in the Russian Federation, the technology of decentralized distributed registries is not given enough attention. There is no legal framework regulating this technology, as well as relations that arise within the framework of remote purchase and sale transactions carried out by legal entities and individuals on the Internet.
Keywords: Digital technologies; Internet commerce; Legal regulation; Revolution 4.0; Distributed Registry; blockchain.
ORCID 0000-0001-8255-8160
ORCID 0000-0001-6580-4104