Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТИШИНЫ И ПОКОЯ ГРАЖДАН'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТИШИНЫ И ПОКОЯ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ШУМ / ТИШИНА И ПОКОЙ ГРАЖДАН / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сойников Сергей Александрович

Представлены правовые основы, регламентирующие обеспечение прав граждан на тишину и покой. Указываются проблемы правоприменительной практики. Сформулированы предложения, направленные на совершенствование законодательства об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сойников Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF SILENCE AND PEACE OF CITIZENS

Presents the legal framework governing the rights of citizens to peace and quiet. The problems of law enforcement practice are indicated. Proposals are formulated aimed at improving the legislation on administrative responsibility for violating the peace and quiet of citizens.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТИШИНЫ И ПОКОЯ ГРАЖДАН»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-139-143 NIION: 2007-0083-2/23-270 MOSURED: 77/27-005-2023-02-470

Совершенствование законодательства об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан

Сергей Александрович Сойников12

1 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, SSojnikov@mail.ru

2 Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Москва, Россия

Аннотация. Представлены правовые основы, регламентирующие обеспечение прав граждан на тишину и покой. Указываются проблемы правоприменительной практики. Сформулированы предложения, направленные на совершенствование законодательства об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан.

Ключевые слова: шум, тишина и покой граждан, охрана здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, административная ответственность

Для цитирования: Сойников С. А. Совершенствование законодательства об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан // Криминологический журнал. 2023. № 2. С. 139-143. https:// doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-139-143.

Original article

Improvement of the legislation on administrative responsibility for violation of silence and peace of citizens

Sergey A. Soynikov1'2

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia, SSojnikov@mail.ru

2 All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

Abstract. Presents the legal framework governing the rights of citizens to peace and quiet. The problems of law enforcement practice are indicated. Proposals are formulated aimed at improving the legislation on administrative responsibility for violating the peace and quiet of citizens.

Keywords: noise, peace and quiet of citizens, health protection, sanitary and epidemiological well-being, administrative responsibility

For citation: Soynikov S. A. Improvement of the legislation on administrative responsibility for violation of silence and peace of citizens. Criminological journal. 2023. (2):139-143. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-139-143.

В Конституции Российской Федерации закреплены права каждого на отдых (ч. 5 ст. 37), жилище (ч. 1 ст. 40), охрану здоровья (ч. 1 ст. 41), благоприятную окружающую среду (ст. 42). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). Права и сво-

боды могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55). Следует иметь в виду, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ, находится обеспечение законности и правопорядка (п. «б» ст. 72), а также ад-

© Сойников С. А., 2023

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

министративное и административно-процессуальное законодательство (п. «к» ст. 72) [1].

Реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду обеспечивает Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 4 ноября 2022 г.) [2], в ст. 1 которого указано, что шум относится к физическим факторам среды обитания, оказывающим воздействие на человека и состояние здоровья будущих поколений. Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, которая не оказывает вредного воздействия на человека (ст. 8), при этом они обязаны не нарушать указанные права других граждан (ст. 10). По уровню шума жилые помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, обеспечивающим безопасное и безвредное проживание (п. 1 ст. 23). За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений установлена административная ответственность (ст. 6.3. и ст. 6.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 5 декабря 2022 г.) [3].

Представляя собой физический объект, многоквартирный дом включает совокупность объектов недвижимости в виде жилых и нежилых помещений. Здание, состоящее из двух и более квартир, признается многоквартирным домом (ч. 6 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 7 октября 2022 г.) [4].

В ч. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 17 и ч. 4 ст. 30 ЖК РФ указано о недопустимости нарушения прав и законных интересов соседей. За их систематическое нарушение наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи в судебном порядке могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения (ч. 1 ст. 91 ЖК РФ). К примерам систематического нарушения прав соседей и их законных интересов относится превышение в ночное время допустимой громкости в результате прослушивания музыки, использования телевизора, игры на музыкальных инструментах, а также нарушение тишины и покоя граждан в процессе ремонтных, строительных работ и др. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ») [5].

Соблюдение прав и законных интересов жителей многоквартирных домов приобрело особую актуальность в связи с пандемией COVID-19 и введенным режимом самоизоляции, когда люди были вынуждены продолжительное время находиться дома.

Являясь с физиологической точки зрения, неблагоприятно воспринимаемой совокупностью непериоди-

ческих звуков различной интенсивности, шум можно классифицировать по природе возникновения, источникам, частоте, спектру и его характеру. Шумом является всякий неприятный, нежелательный звук или совокупность звуков, мешающих восприятию полезных сигналов, нарушающих тишину, оказывающих вредное или раздражающее воздействие на организм человека, снижающих его работоспособность. Он подразделяется на ударный, структурный и воздушный [6]. В зависимости от расположения относительно здания с помещениями источник шума может быть внутренним и внешним. Различают постоянный и непостоянный шум. Непостоянный шум подразделяется на: колеблющийся, прерывистый, импульсный [7]. Являясь одним из главных экологических факторов риска для здоровья, шум в окружающей среде представляет собой серьезную проблему общественного здравоохранения. При этом долгосрочное воздействие шума оказывает более неблагоприятные последствия для здоровья, по сравнению с краткосрочным воздействием, и может оказывать негативное влияние на продолжительность жизни человека.

Максимальные уровни звука проникающего шума в жилые комнаты квартир установлены в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и составляют с 7 до 23 ч. — 55 дБА, а с 23 до 7 ч. — 45 дБА.

Законодательно на уровне субъектов РФ на совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан, установлен запрет. За совершение данных правонарушений определена административная ответственность. При этом анализ результатов правоприменительной практики указывает на определенные проблемы в этой связи.

Так, у собственника есть право предоставлять на основании гражданско-правового договора в пользование третьему лицу принадлежащее ему жилое или нежилое помещение. Помещение может передаваться арендатору или нанимателю с различной периодичностью, в том числе по нескольку раз в течении суток. Если третье лицо нарушает права соседей у собственника, предоставившего такому лицу помещение, нет обязательств по пресечению указанного деяния. Кроме того, частая смена арендатора или нанимателя значительно затрудняет привлечение их к ответственности, ввиду сложности идентификации ответчика. Т. е. существует проблема возложения обязательств по пресечению деяний, в результате которых были нарушены права соседей, непосредственно на собственника соответствующего жилого или нежилого помещения.

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

мю

Еще одним проблемным аспектом является различный подход субъектов Российской Федерации в части установления защищаемых территорий и объектов, а также элементов объективной стороны рассматриваемых правонарушений. В значительной степени это относится к времени совершения определенного деяния. Также у субъектов Российской Федерации различный подход в части установления исключений и санкций. Рассмотрим на примере трех субъектов Российской Федерации — г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Московской области.

Так, согласно закону города Москвы от 12 июля 2002 г. № 42 (ред. от 14 ноября 2016 г.) «О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве» в столице нельзя шуметь на защищаемых территориях и помещениях в период с 23 ч. до 7 ч., а также, при переустройстве, перепланировке и иных ремонтных работах в периоды с 19 ч. до 9 ч. и с 13 ч. до 15 ч., в выходной (воскресенье) и нерабочие праздничные дни. Для нарушителей (граждан, должностных и юридических лиц), законом города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 (ред. от 8 июня 2022 г.) установлена административная ответственность (ст. 3.13.).

В ст. 8 закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. № 273-70 (ред. от 10 ноября 2022 г.) определен перечень запрещенных действий с указанием соответствующих объектов, на которых запрещено шуметь с 22 ч. до 8 ч. (ночное время). Также установлены дополнительные ограничения на шум с 8 ч. до 12 ч. в многоквартирных домах в выходные (суббота, воскресенье) и праздничные дни.

В Московской области тишина и покой граждан в квартирах, домах, определенных помещениях и территориях, а также на территории ведения гражданами садоводства и огородничества обеспечивается законом Московской области от 7 марта 2014 г. № 16/2014-0З (ред. от 1 июня 2021 г.). В зависимости от вида запрещенных действий установлены различные временные интервалы: с 21 ч. до 8 ч., а также с 13 ч. до 15 ч. в рабочие дни; с 22 ч. до 10 ч., а также с 13 ч. до 15 ч. в выходные (субботу, воскресенье) и праздничные дни. Законом Московской области от 4 мая 2016 г. № 37/2016-03 (ред. от 5 декабря 2022 г.) установлена административная ответственность (ст. 3.1.).

При всех отличиях, анализ установленных законодательством указанных субъектов РФ санкций за соответствующие правонарушения позволяет сделать вывод о едином подходе в части регламентации альтернативного вида административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа для граждан, а также установления относительной величины административного штрафа для граждан, должностных и юридических лиц. Из трех субъектов РФ минимальный размер административного штрафа для граждан составляет пятьсот руб. (г.

Санкт-Петербург), а максимальный составляет пять тыс. руб. (г. Санкт-Петербург). Для должностных лиц минимальный размер административного штрафа составляет четыре тыс. руб. (г. Москва), а максимальный пятьдесят тыс. руб. (г. Санкт-Петербург). Для юридических лиц минимальный размер административного штрафа составляет двадцать тыс. руб. (Московская область), а максимальный двести тыс. руб. (г. Санкт-Петербург).

Также в анализируемых нормативных правовых актах указаны действия, на которые их положения не распространяются. К примеру в п. 3 ч. 6 ст. 8 закона Санкт-Петербурга № 273-70 содержится исключение в виде использования петард, ракетниц и других средств в период с 23 ч. 31 декабря до 4 ч. 1 января.

Важно отметить, что в Санкт-Петербурге отдельно установлена административная ответственность за несогласование с уполномоченным лицом от управляющей компании дома графика проведения в многоквартирном доме шумных ремонтных работ длительностью более 1 ч. в период с 8 ч. до 22 ч., или его несоблюдение (ст. 38 закона Санкт-Петербурга № 27370). А в Московской области установлено увеличение размера административного штрафа для всех субъектов административного правонарушения за повторное совершение административного правонарушения в течение года, а также в третий и последующие разы.

Следующий проблемный аспект касается привлечения к административной ответственности за рассматриваемые виды административных правонарушений. Так, деяния, содержащие признаки данного административного правонарушения, совершаемые в ночное время, в соответствии с законодательством субъектов РФ должны пресекать уполномоченные должностные лица определенных региональных и муниципальных служб, которые по ночам, как правило, не работают. Одновременно с этим отметим, что должностные лица органов внутренних дел (полиции) могут составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, установленных законами субъектов РФ, только в том случае, когда заключено определенное ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ соглашение. Такие соглашения есть не во всех субъектах Российской Федерации. Соответственно, подобные противоправные деяния в субъектах, которые не заключили соглашение, могут оставаться без реализации установленных мер административного принуждения.

В качестве решения указанных и иных проблемных аспектов предлагается ряд мер, среди которых установление обязательств по соблюдению прав соседей в многоквартирных домах и закрепление на федеральном уровне ответственности за нарушение тишины. В этих целях подготовлено дополнение ЖК РФ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

„¿¿¡Мм*» им

ст. 17.1 «Обязательства по соблюдению прав соседей в многоквартирных домах» (Проект Федерального закона № 963432-7 «О внесении изменения в ЖК РФ»), а также дополнение КоАП РФ ст. 20.1.1 «Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время» (Проект Федерального закона № 97773-8 «О внесении изменений в КоАП РФ в части установления ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время»). Помимо данных законопроектов целесообразно отметить ч. 6 ст. 14.1. проекта КоАП РФ «Нарушение тишины и покоя граждан, в том числе в жилых помещениях, с 23 часов до 7 часов».

С учетом изложенного актуальным представляется анализ используемых терминов и формулировок. Так, в проекте статьи 17.1 ЖК РФ указана формулировка в виде «... обеспечить соблюдение тишины в ночное время».

В проекте ст. 20.1.1 КоАП РФ в наименовании используется формулировка «Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время», при этом в содержании статьи используется формулировка «совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан с 22 часов до 7 часов». В качестве субъекта административного правонарушения в проекте данной статьи указаны граждане, должностные и юридические лица. Для граждан наказание в виде предупреждения не установлено и предлагается административный штраф от двух с половиной до пяти тыс. руб. Для должностных и юридических лиц от десяти до двадцати тыс. руб. и от пятидесяти до ста тыс. руб. соответственно.

В ч. 6 ст. 14.1 проекта КоАП РФ содержится формулировка «нарушение тишины и покоя граждан, в том числе в жилых помещениях, с 23 часов до 7 часов», в качестве субъекта административного правонарушения указаны граждане, для которых относительная величина административного штрафа предлагается от одной до двух тыс. руб.

Анализ дополнений КоАП РФ и проекта КоАП РФ указывает на практическую схожесть в перечне действий, за совершение которых не последует санкций. Это действия, связанные с выполнением различных неотложных работ, предотвращением нарушений, обеспечением безопасности, совершением не противоречащих законодательству богослужений и церемоний, проведением разрешенных культурно-массовых мероприятий. Вместе с тем изучение дополнений ЖК РФ свидетельствует об ином подходе при перечислении действий, которые не считаются нарушением тишины, при котором помимо звуков, связанных с работами по обеспечению личной и общественной безопасности указаны звуки, источником которых является обычная жизнедеятельность человека.

Исследуя отличия и схожесть терминов и формулировок, можно отметить п. 1.3 Методических указаний МУК 4.3.3722-21, в котором используется

формулировка в виде «... нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории». Примечательно, что схожий с указанным в проекте КоАП РФ временной интервал с 23 до 7 ч. определен в таблице 5.35 ранее указанного СанПиН 1.2.3685-21. В этой связи применительно к многоквартирным домам, актуальной представляется формулировка, которая следует из содержания Сан-ПиН 1.2.3685-21, в виде «максимальный уровень звука проникающего шума в жилые комнаты квартир», за превышение которого в результате определенных действий в установленный временной интервал возможно введение административной ответственности.

С учетом изложенного целесообразным представляется однообразный подход в части используемых терминов и формулировок как одного из направлений совершенствования законодательства об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан, реализация которого будет способствовать улучшению результатов правоприменительной практики в данной сфере.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // URL:// http://www.pravo.gov.ru.

2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 4 ноября 2022 г.) // Российская газета. 1999. № 64-65.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. № 256.

4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Российская газета. 2005. №1.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» // Российская газета. 2009. № 123.

6. Словарь терминов: Государственное природоохранное бюджетное учреждение «Мосэко-мониторинг» // URL://https://mosecom.mos.ru/ slovari/akustika/

7. Методические указания МУК 4.3.3722-21 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях» // URL://https://www. rospotrebnadzor.ru.

References

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993, with

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

amendments approved during the nationwide voting on July 1, 2020 // URL://http://www.pravo. gov.ru.

2. Federal Law «On sanitary and epidemiological well-being of population» of March 30, 1999 № 52-FZ (ed. from 4 November 2022) // Rossiyskaya Gazeta. 1999. № 64-65

3. Code of the Russian Federation on Administrative Offences from December 30, 2001 № 195-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2001. № 256.

4. Housing Code of the Russian Federation of December 29, 2004, № 188-FZ // Rossiiskaya Gazeta. 2005. №1.

5. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the RF of July 2, 2009 № 14 «On some issues arising in judicial practice in the application of the housing and utilities infrastructure of the RF» // Rossiyskaya Gazeta. 2009. № 123.

6. Glossary of terms: State environmental budgetary institution «Mosecomonitoring» // URL://https:// mosecom.mos.ru/slovari/akustika/

7. Methodical instructions MUK 4.3.372221 «Control of noise level in the territory of residential development, in residential and public buildings and premises» // URL://https://www. rospotrebnadzor.ru.

Информация об авторе

С. А. Сойников — профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, главный научный сотрудник 2 отдела НИЦ № 4 Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, доктор юридических наук, доцент.

Information about the author

S. A. Soynikov — Professor of the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Chief Researcher of the 2nd Department of the Research Center № 4 of the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 15.02.2023; одобрена после рецензирования 24.04.2023; принята к публикации 19.06.2023.

The article was submitted 15.02.2023; approved after reviewing 24.04.2023; accepted for publication 19.06.2023.

Уголовное право

Особенная часть УЧЕБНИК

ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ лгаггаггаггагаггагаггаггаггашшнгашг

Уголовное право. Особенная часть. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.

Рассмотрены вопросы Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Учебник содержит: общие рекомендации и методические указания по изучению уголовного права; ключевые слова основных тем и разделов; контрольные вопросы и тесты: нормативно-правовую базу и учебную литера-туру для подготовки к семинарским и практическим занятиям; краткий обзор современной судебной практики.

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.