Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОБОЧНЫХ ПРОДУКТАХ ЖИВОТНОВОДСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОБОЧНЫХ ПРОДУКТАХ ЖИВОТНОВОДСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
FAOSTAT / экологическое право / побочные продукты животноводства / право на благоприятную окружающую среду / информационная система / FAOSTAT / environmental law / livestock by-products / right to a healthy environment / information system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шухов Федор Гелиевич, Рыжакова Анастасия Михайловна

В настоящий момент активно развивается направление учета углеродных единиц для реализации системного подхода к вопросам экологии. Для понимания процессов, связанных с оборотом и влиянием метана на окружающую среду, необходимо прежде всего понимать, что является источником выбросов газа. В данной статье приведен результат анализа нормативно-правовой базы в сферах оборота побочных продуктов животноводства, выброса парниковых газов и подробно разобрана модель применения методики по вычислению уровней выброса метана, которую можно адаптировать под условия Российской Федерации. Отмечено, что пробелы в определении юридической ответственности для собственников, нарушивших условия по обороту ППЖ, требуют корректировки, поскольку, с одной стороны, суммы существующих штрафных санкций зачастую непосильны для молодых предприятий, а, с другой, ущерб окружающей среде от биоотходов требует адекватной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шухов Федор Гелиевич, Рыжакова Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF LEGISLATION ON ANIMAL BY-PRODUCTS TO ENSURE THE RIGHT OF CITIZENS TO A FAVORABLE ENVIRONMENT

Currently, the direction of accounting for carbon units is actively developing to implement a systematic approach to environmental issues. To understand the processes associated with the turnover and impact of methane on the environment, it is necessary first of all to understand what is the source of gas emissions. This article presents the result of an analysis of the regulatory framework in the areas of circulation of livestock by-products, greenhouse gas emissions and describes in detail the model for applying the methodology for calculating methane emission levels, which can be adapted to the conditions of the Russian Federation. It is noted that gaps in the definition of legal liability for owners who have violated the conditions for the circulation of food products require adjustment, since, on the one hand, the amounts of existing penalties are often unaffordable for young enterprises, and, on the other hand, environmental damage from biowaste requires adequate responsibility.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОБОЧНЫХ ПРОДУКТАХ ЖИВОТНОВОДСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ»

4. Национальное и универсальное в праве: от традиций к постмодернизму: сборник материалов VII Международного конгресса сравнительного правоведения (Москва, 1-2 декабря 2017 г.) / Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров, В.М. Сырых и др. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018.

5. Измайлов А.Б. К вопросу о видах гарантий представительства социальных групп в выборных органах публичной власти // Право и практика. 2023. №4.

6. Бондарь Н.С. Между Сциллой и Харибдой: когда права меньшинства защищаются вопреки мнению ("правлению") большинства // Журнал конституционного правосудия. 2020. №4.

7. Лысенко В.И. Гендерные проблемы электоральной сферы в государствах региона ОБСЕ // Гражданин, выборы, власть. № 2(24). 2022.

8. Правовое регулирование межнациональных отношений в Российской Федерации: проблемы теории и практики: научно-практическое пособие / Л.В. Андриченко, А.Е. Постников, Л.Н. Васильева и др.; отв. ред. Л.В. Андриченко, А.Е. Постников; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: Норма: ИНФРА-М, 2021.

9. Право избирать и быть избранным в российских политических реалиях: основные конституционно-правовые проблемы. Учебно-методический комплекс / Рук. авт. кол. и отв. ред. проф. Авакьян С.А. М.: Юстицинформ, 2015.

10. Филиппова Н.А. Нация и национальные меньшинства в парламентах: от XX к XXI веку // Антиномии. 2014. №2.

11. Шустров Д.Г. Сущность конституции: основные теории. М.: Юрлитинформ, 2017.

12. Тихомиров Ю.А., Шахрай С.М. Риск и право. М.: Издательство Московского университета, 2012.

References and Sources

1. Maslovskaya T.S. Risks in Constitutional Law // Journal of Russian Law. 2016. №12 (240).

2. Tikhomirov, Yu. A. Risks in the legal Space // Legal technique. 2019. № 13.

3. Kireev V. V. Systematization of constitutional risks. // Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law. 2022. vol. 22. no. 2. pp. 104-111

4. The National and the Universal in Law: From Traditions to Postmodernism: materials of the VII International Congress of Comparative Law (Moscow, December 1-2, 2017) / T.Y. Khabrieva, Yu.A. Tikhomirov, V.M. Syrykh, etc. М.: The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 2018.

5. Izmaylov A.B. On the question of types of guarantees for the representation of social groups in elected government bodies // Law and practice. 2023. №4.

6. Bondar N.S. Between Scylla and Charybdis: when minority rights they are protected against the opinion ("the board") majority's // Journal of Constitutional Justice.2020, №4.

7. Lysenko V.I. Gender Problems of the Electoral Sphere in the states of the OSCE Region. // Citizen. Elections. Power. № 2(24). 2022.

8. Legal Regulation of Interethnic Relations in the Russian Federation: Problems of Theory and Practice : scientific and practical guide / L. V. Andrichenko, A. E. Postnikov, L. N. Vasileva etc ; еxecutive еditors L. V. Andrichenko, A. E. Postnikov ; Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. M.: Norma : INFRA-M, 2021.

9. The Right to Elect and Be Elected in the Russian Political Realities: the Basic Constitutional and Legal Problems. Training Materials / Lead author and executive editor Prof. S.A. Avakyan M.: Yustitsinform,2015.

10. Filippova N.A. Nation and National Minorities in Parliament: from XX to XXI Century // Antinomies. 2014. №2.

11. Shustrov D. G. The essence of the Constitution: basic theories. M. : Yurlitinform, 2017.

12. Tikhomirov Yu.A., Shakhray S.M. Risk and Law. M.: Moscow University Press, 2012

ИЗМАЙЛОВ АЛИБЕК БУЛАТОВИЧ - аспирант, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (vorobjevgeorgy@yandex.ru).

IZMAILOV, ALIBEK B. - Ph.D. student of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (vorobj evgeorgy@yandex.ru).

УДК 342.9 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-50-56

ШУХОВ Ф.Г., РЫЖАКОВА А.М. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОБОЧНЫХ ПРОДУКТАХ ЖИВОТНОВОДСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Ключевые слова: FAOSTAT, экологическое право, побочные продукты животноводства, право на благоприятную окружающую среду, информационная система.

В настоящий момент активно развивается направление учета углеродных единиц для реализации системного подхода к вопросам экологии. Для понимания процессов, связанных с оборотом и влиянием метана на окружающую среду, необходимо прежде всего понимать, что является источником выбросов газа. В данной статье приведен результат анализа нормативно-правовой базы в сферах оборота побочных продуктов животноводства, выброса парниковых газов и подробно разобрана модель применения методики по вычислению уровней выброса метана, которую можно адаптировать под условия Российской Федерации. Отмечено, что пробелы в определении юридической ответственности для собственников, нарушивших условия по обороту ППЖ, требуют корректировки, поскольку, с одной стороны, суммы существующих штрафных санкций зачастую непосильны для молодых предприятий, а, с другой, ущерб окружающей среде от биоотходов требует адекватной ответственности.

SHUKHOV, F.G., RYZHAKOVA, A.M. IMPROVEMENT OF LEGISLATION ON ANIMAL BY-PRODUCTS TO ENSURE THE RIGHT OF CITIZENS TO A

FAVORABLE ENVIRONMENT

Key words: FAOSTAT, environmental law, livestock by-products, right to a healthy environment, information system.

Currently, the direction of accounting for carbon units is actively developing to implement a systematic approach to environmental issues. To understand the processes associated with the turnover and impact of methane on the environment, it is necessary first of all to understand what

is the source of gas emissions. This article presents the result of an analysis of the regulatory framework in the areas of circulation of livestock by-products, greenhouse gas emissions and describes in detail the model for applying the methodology for calculating methane emission levels, which can be adapted to the conditions of the Russian Federation. It is noted that gaps in the definition of legal liability for owners who have violated the conditions for the circulation of food products require adjustment, since, on the one hand, the amounts of existing penalties are often unaffordable for young enterprises, and, on the other hand, environmental damage from biowaste requires adequate responsibility.

Озоновый слой, сдерживающий агрессивное космическое излучение, разрушается под действием парниковых газов, что наносит непоправимый вред окружающей среде. Входящий в состав парниковых газов метан является вторым по опасности после углекислого газа для экологии, поэтому сокращение его выделения в атмосферу на 15% будет способствовать стабилизации содержания парниковых газов. Вредное воздействие метана с химической точки зрения выглядит как реакция с гидроксильными радикалами в стратосфере, разрушающих озоновый слой веществ, таких как фторхлоруглероды. Влияние метана на глобальное потепление оценивается в 18%, 1 кг метана наносит в 70 раз больше вреда атмосфере, чем 1 кг углекислого газа [1]. Согласно данным Всемирного банка на 2020 год, лидирующее положение по выбросам метана занимают Индия и Китай (см.рис.1).

Рисунок 1. Данные Всемирного банка по количеству выбросов метана в разных странах.

Также существует график развития динамики выбросов (см. рис.2).

Million Q МАРКИРОВКА

8.4---------------------------------------------------------------- -

8.2----------------------------------------------------------------- / WORLD

___/ "

8 О /

7.8-----------------------------------------------------------------

/

/

/

/

_______

__

1990 1995 2ООО 2005 2010 201S 2020

Рисунок 2 Данные Всемирного банка по динамике выбросов метана в мире.

Выброс метана напрямую связан с сельским хозяйством. В материалах экологической комиссии Европейского Совета отмечается, что около 80% аммиака, загрязняющего атмосферный воздух, и 10% метана выделяются из хранящегося в открытых накопителях и неправильно захороненного в почву бесподстилочного навоза и помета. Также нельзя исключать как вредоносный фактор содержащиеся в продуктах жизнедеятельности животных остаточные количества лекарственных препаратов, антибиотиков, дезинфицирующих средств. Нежелательными компонентами могут служить патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний, инвазионные агенты в виде паразитических простейших или червей, различных форм развития, как способные к заражению, так и нет. Также земли, используемые в качестве полигонов для сброса отходов животноводства и птицеводства имеют разную степень загрязнения: из 2,4 млн. га 20% сильно загрязнены, 54% - загрязнены, 26% - слабо загрязнены [2].

Несмотря на очевидный факт существования побочных продуктов животноводства (ППЖ) сам термин был введен в законодательство лишь в 2002 году. Федеральным законом от № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что под ППЖ понимаются продукты животноводства, образующиеся при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, которые используются в сельскохозяйственном производстве.

В настоящий момент оборот ППЖ является актуальный вопросом, поскольку тематическое законодательство только начинает свое становление. Граждане, а также организации, обладающие правосубъектностью в этой сфере, занимающиеся сельским хозяйством с неотъемлемым продуктом в виде отходов животноводства, который может применяться как удобрение при последующей переработке. Таким образом, учитывая масштаб Российской Федерации, оборот побочных продуктов животноводства приобретает экономическое значение. Контроль оборота ППЖ с экономической точки зрения почти не ведется, они находятся в так называемой «серой» зоне [3]. Опасность отсутствия контроля и отчетности по этому вопросу повышает риск возникновения эпизоотий, несущих экономический ущерб или угрожающих здоровью людей. Также, обязуясь соблюдать условия по обороту ППЖ, собственники получают возможность снизить воздействие метана на атмосферу.

Вредное воздействие ППЖ на окружающую среду также происходит при контакте с природными поверхностями. Согласно Методическим рекомендациям по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета РД-АПК 1.10.15.02-17, на площадках для хранения навоза предусматривается гидроизоляционная поверхность. Это очень важный фактор по обеспечению предотвращения загрязнения элементов окружающей среды составляющими навоза. В качестве загрязняющих компонентов предполагаются остаточные количества лекарственных препаратов, антибиотиков, дезинфицирующих средств, патогенные и паразитические агенты. Попадание их в водоемы, подземные воды, негативное воздействие на поверхностный слой почвы, иные объекты, используемые человеком, несет огромный вред и опасность.

В связи с этим логичным является возникновение ответственности, возлагаемой на собственника при неправильном обороте ППЖ, если они не перешли в категорию отходов. Следует признать, что существующий порядок наступления юридической ответственности требует дополнительного внимания законодателя.

Обратимся к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях в поисках ответственности за нарушения порядка работы с ППЖ. Констатируем, что статья 8.2.3 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства» не применима для определения ответственности за незаконный оборот ППЖ, т.к. ППЖ не являются отходами.

Административная ответственность за нарушение требований по обращению ППЖ введена Федеральным законом от 22 апреля 2024 г. N 86-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». - ст. 10.8.1. «Несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства» Таким образом, законодатель предоставил производителям время для внедрения изменений в деятельность с возможностью не нести наказание за нарушения.

Рассмотрим ответственность, возникающую при сходных нарушениях (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Административная ответственность по статьям КоАП, связанным с обращением отходов, ППЖ и _соблюдением ветеринарных правил_

Статья КоАП Тип нарушения Ответственно сть должностных лиц Ответственность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Ответственность юридических лиц

ст. 10.8.1. «Несо блюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства» П.1 (первичное нарушение) 30 000 - 40 000 рублей 50 000 - 60 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток 250 000 - 350 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

П.2 (повторное нарушение) 40 000 - 50 000 рублей 60 000 - 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток 350 000 - 450 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

П.3 (за действия или бездействие, приведшие к эпидемии или эпизоотии) 50 000 - 60 000 рублей 80 000 - 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток 500 000 - 600 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Статья 8.2.3 КоАП РФ «Несо блюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства» П. 1 Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства (первичное нарушение) 30 000 - 40 000 рублей 50 000 - 60 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток 250 000 - 350 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

П. 2 (повторное нарушение) 40 000 - 50 000 рублей 60 000 - 70 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток 350 000 - 450 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

П. 3 (за действия или бездействие, приведшие к эпидемии или эпизоотии) 50 000 - 60 000 рублей 80 000 - 90 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток 500 000 - 600 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

ст.10.8 КоАП РФ «Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства» П. 3. Нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов 20 000 - 40 000 рублей 40 000 - 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток 500 000 - 700 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Таким образом, законодателем предусматриваются более высокие штрафы за незаконный оборот ППЖ, чем за нарушения при сборе, утилизации и уничтожении биологических отходов в

случае, если нарушителем оказывается должностное лицо, либо предприниматель без образования юридического лица. Штраф на юридических лиц во втором рассматриваемом случае больше. Таким образом, необходимо обозначить повышенное внимание законодателя именно к деятельности с ППЖ должностных лиц и предпринимателей без образования юридического лица. Работа с ППЖ в рамках упомянутого закона является лишь одним из вариантов работы с этой категорией продуктов. При этом штрафы за нарушение работы с отходами животноводства являются одинаковыми.

Соответственно, для законодателя эти нарушения по степени ответственности равны. Для производителя же может остаться более удобной схема по работе с ППЖ, как с отходами, что позволит сократить трудовые затраты при переводе на новую систему работы.

Дополнительной областью нормативного регулирования может стать внедрение системы мониторинга выбросов метана. Такая национальная система будет способствовать защите здоровья граждан и реализации конституционного права на безопасную окружающую среду. В настоящий момент существует цифровая база FAOSTAT с открытым доступом, показывающая уровни выброса метана в различных точках мира, позволяя собирать статистику и корректировать действия по защите окружающей среды на различных уровнях. Так, например, по данным системы за 2021 год, молочный и немолочный крупный рогатый скот стал источником 703.3809 и 744.4992 килотонн выброшенного метана, что является самым высоким показателем [4].

Раздел FAOSTAT «Выбросы от животноводства» содержит сведения о выбросах парниковых газов (ПГ), распределенные по метану и закиси азота. Кроме того, представлены данные по выбросам закиси азота, образующимся в результате процессов кишечной ферментации в пищеварительной системе жвачных и, в меньшей степени, нежвачных животных; выбросах метана, оставленном выпасаемым скотом на пастбище:

Информация по выбросам ПГ представлена с 1961 года по настоящее время в разрезе стран, регионов и специальных групп, даны прогнозы на 2030 и 2050 годы в килотоннах газа по видам домашнего скота и совокупности соответствующих видов.

Этот домен FAOSTAT также содержит данные о деятельности и выбросах, о которых страны сообщают в соответствии с Рамочной Конвенцией Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН). Данные о выбросах берутся непосредственно из портала данных РКИК ООН или из двухгодичных обновленных отчетов (ДОИ). Данные РКИК ООН распространяются в FAOSTAT с разрешения, оформленного Меморандумом о взаимопонимании между ФАО и РКИК ООН. В Руководящих принципах МГЭИК (2019 г.) база данных FAOSTAT указывается как полезный инструмент для процессов обеспечения/контроля качества NGHGI (Национальный кадастр парниковых газов) и проверки как данных о деятельности, так и оценок выбросов. База данных выбросов FAOSTAT рассчитывается в соответствии с уровнем 1 Руководства МГЭИК по национальным инвентаризациям парниковых газов, 2006 г., том. 4, гл. 10 и 11 [5].

Также в данном руководстве описаны деревья выбора решений для каждого раздела. В качестве примера приведем схему принятия решений по выбросам СН в результате кишечной ферментации (см. ниже Рисунок 4).

Образование специальных уровней и особая система по подсчету и сбору информации, выработанные методы для обеспечения экологической безопасности в настоящий момент являются одним из векторов развития отечественной науки в сфере экологии. Такой подход позволяет обеспечивать многофункциональное и многопрофильное пространство для изучения статистики и точечных данных по выбросам парниковых газов.

На основании ст. 8 Федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 02.07.2021 № 296-ФЗ в Российской Федерации ведется государственный учет выбросов парниковых газов в форме реестра выбросов парниковых газов (государственная информационная система) [6].

Если посетить сайт этого реестра, то можно обнаружить весьма скудную информацию, где в сведениях о выбросах ПГ по производственным процессам/видам деятельности, млн. тонн СО2-экв. нет сведений об отходах в сельском хозяйстве, что является серьезным недостатком этой системы, т.к. сведения по миру показывают определяющую роль этой сферы в объеме выбросов метана. К сожалению, закрытость и недоступность этого реестра делает невозможным достижение целей, описанных в ст. 70 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Также нельзя не вспомнить еще одну электронную систему учета углеродных единиц «Углерод-Э». Данная информационная среда предназначена для получения информации по лесам и их изменениям как ресурса. К сожалению, она тоже не настроена для сотрудничества с исследователями, поскольку взаимодействие с базой данных затруднительно.

Рисунок 4. Дерево решений по выбросам СШ в результате кишечной ферментации

По данным Всемирного банка, динамика выбросов метана в сфере сельского хозяйства падает, что является довольно позитивным фактом (см.рис.5).

Рисунок 5. Динамика выбросов метана в сельском хозяйстве

Подводя итоги, необходимо отметить следующее.

Вывод ППЖ из серой зоны в специализированное информационное пространство обеспечит Российской Федерации еще один вектор развития безопасности в экологическом и экономическом плане. Внедрение электронной системы по отслеживанию ППЖ будет способствовать присоединению к существующим и активно разрабатывающимся системам по учету углеродных единиц с целью определения уровня загрязнения метаном окружающей среды, также контроль за оборотом и статусом ППЖ в электронном формате позволит заинтересованным лицам прослеживать изменения и оперативно на них реагировать. Кроме того, такая система будет востребована научным сообществом.

Предложенное совершенствование электронной среды может показать точки превышения концентрации метана и позволит оперативно оповестить собственника о возможном нарушении для предотвращения наступления ответственности и защиты окружающей среды;

Пробелы в определении юридической ответственности для собственников, нарушивших условия по обороту ППЖ, требуют корректировки, поскольку, во-первых, суммы непосильны для молодых предприятий, и, во-вторых, ущерб окружающей среде от биоотходов требует большей ответственности. Кроме того, если рассматривать вопрос с точки зрения экологической безопасности, то необходимо проводить разъяснительную работу в ЛПХ, а также предусмотреть ответственность их владельцев за нарушение установленных норм. Однако полагаем, что условия оборота ППЖ в случае ЛПХ могут быть смягчены с учетом объемов производства.

Литература и источники

1. Плосков В.М. Влияние газовой промышленности на глобальное изменение климата // Форум молодых ученых. 2019. № 2(30). С. 1161-1165.

2. Тарасов С. И. Проблемы производства и хранения бесподстилочного навоза // Агрохимический вестник. 2012. № 6. С. 3739.

3. Шухов Ф. Г., Рыжакова А. М., Орехов Д. А., Виноходова М. В. Проблемы правового регулирования размещения побочных продуктов животноводства // Нормативно-правовое регулирование в ветеринарии. 2023. № 4. С. 29-33.

4. Food and Agriculture Organisation of the United Nations [Электронный ресурс^/FAOSTAT URL:https://www.fao.org/faostat/ru/#data/GLE (дата обращения: 29.05.2024)

5. Chapter 10: Emissions from Livestock and Manure Management [Электронный ресурс]//URL:https://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/2006gl/pdf/4_Volume4/V4_10_Ch10_Livestock.pdf (дата обращения: 29.05.2024)

6. Сведения о выбросах парниковых газов за 2022 год, включенные в Реестр [Электронный ресурс]//ГИС"Энергоэффективность" Реестр выбросов парниковых газов URL: https://co2.gisee.ru/results-of-reporting-campaign (дата обращения: 25.05.2024)

References and Sources

1. Ploskov V.M. Vliyanie gazovoj promyshlennosti na global'noe izmenenie klimata // Forum molodyh uchenyh. 2019. № 2(30). S. 1161-1165.

2. Tarasov S. I. Problemy proizvodstva i hraneniya bespodstilochnogo navoza // Agrohimicheskij vestnik. 2012. № 6. S. 37-39.

3. Shuhov F. G., Ryzhakova A. M., Orekhov D. A., Vinohodova M. V. Problemy pravovogo regulirovaniya razmeshcheniya pobochnyh produktov zhivotnovodstva // Normativno-pravovoe regulirovanie v veterinarii. 2023. № 4. S. 29-33.

4. Food and Agriculture Organisation of the United Nations [Elektronnyj resurs]//FAOSTAT URL:https://www.fao.org/faostat/ru/#data/GLE (data obrashcheniya: 29.05.2024)

5. Chapter 10: Emissions from Livestock and Manure Management [Elektronnyj resurs]//URL:https://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/2006gl/pdf/4_Volume4/V4_10_Ch10_Livestock.pdf (data obrashcheniya: 29.05.2024)

6. Svedeniya o vybrosah parnikovyh gazov za 2022 god, vklyuchennye v Reestr [Elektronnyj resurs]//GIS\"Energoeffektivnost'\" Reestr vybrosov parnikovyh gazov URL: https://co2.gisee.ru/results-of-reporting-campaign (data obrashcheniya: 25.05.2024)

ШУХОВ ФЕДОР ГЕЛИЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры организации, экономики, управления ветеринарным делом, Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины (fedor.ru@bk.ru) РЫЖАКОВА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА - магистрант факультета ветеринарно-санитарной экспертизы, Санкт-Петербургский государственный университет ветеринарной медицины (antoshahux@gmail.com).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SHUKHOV, FEDOR G. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Organization, Economics, Veterinary Management, St. Petersburg State University of Veterinary Medicine (fedor.ru@bk.ru)

RYZHAKOVA, ANASTASIA M. - master's student at the Faculty of Veterinary and Sanitary Expertise, St. Petersburg State University of Veterinary Medicine (antoshahux@gmail.com).

УДК 342.5 Б01: 10.24412/2411-2275-2024-2-56-61

БОЧАРОВА Н.Н., СИНЯВСКАЯ А.Н. ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: финансовое право, финансовые активы, цифровой рубль, Центральный банк РФ, цифровая платформа, банки-операторы.

В статье представлен анализ правовых основ, практики внедрения и перспектив развития такого инновационного явления как цифровой рубль. Показано, что мировая практика по-разному подходит к реализации электронных денег и кошельков. Финансовые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.