Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВОДНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / НЕЗАКОННАЯ ДОБЫЧА / УЩЕРБ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голубкина Ксения Вячеславовна, Худякова Виктория Николаевна, Ким Жанна Дмитриевна

В данной статье проведен анализ действующего законодательства и административно-правовых средств борьбы с правонарушениями в сфере охраны водных биологических ресурсов на территории Российской Федерации. Автор наметил паритетные и первостепенные задачи по совершенствованию законодательства в сфере правового регулирования, в организационно-правовой сфере и в сфере правового воспитания с целью повышения эффективности правоохранительной деятельности в области охраны водных биологических ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голубкина Ксения Вячеславовна, Худякова Виктория Николаевна, Ким Жанна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF LEGISLATION AND ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEANS OF COMBATING OFFENSES IN THE FIELD OF PROTECTION OF AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES

This article analyzes the current legislation and administrative and legal means of combating offenses in the field of protection of aquatic biological resources on the territory of the Russian Federation. The author outlined the parity and priority tasks for improving legislation in the field of legal regulation, in the organizational and legal sphere and in the field of legal education in order to increase the effectiveness of law enforcement activities in the field of protection of aquatic biological resources.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»

УДК 34

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Голубкина Ксения Вячеславовна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени Ф. Ф. Ушакова» abrsyuzanna@yandex.ru

Худякова Виктория Николаевна, Ким Жанна Дмитриевна,

Курсанты, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени Ф. Ф. Ушакова»

В данной статье проведен анализ действующего законодательства и административно-правовых средств борьбы с правонарушениями в сфере охраны водных биологических ресурсов на территории Российской Федерации. Автор наметил паритетные и первостепенные задачи по совершенствованию законодательства в сфере правового регулирования, в организационно-правовой сфере и в сфере правового воспитания с целью повышения эффективности правоохранительной деятельности в области охраны водных биологических ресурсов.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, водные биологические ресурсы, незаконная добыча, ущерб, административные правонарушения, правоохранительная деятельность, административная ответственность. совершенствование законодательства.

IMPROVEMENT OF LEGISLATION AND ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEANS OF COMBATING OFFENSES IN THE FIELD OF PROTECTION OF AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES

Golubkina Ksenia Vyacheslavovna

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department o f Theory and History of State and Law, F. F. Ushakov State Maritime University abrsyuzanna@yandex.ru

Khudyakova Victoria Nikolaevna

Kim Zhanna Dmitrievna, Cadets, F. F. Ushakov State Maritime University

This article analyzes the current legislation and administrative and legal means of combating offenses in the field of protection of aquatic biological resources on the territory of the Russian Federation. The author outlined the parity and priority tasks for improving legislation in the field of legal regulation, in the organizational and legal sphere and in the field of legal education in order to increase the effectiveness of law enforcement activities in the field of protection of aquatic biological resources.

Keywords: Russian Federation, legislation, aquatic biological resources, illegal extraction, damage, administrative offenses, law enforcement, administrative responsibility. improvement of legislation

Российская Федерация обладает среды являются животный и растительный

колоссальными запасами природных ресурсов. миры, в том числе и водные биологические

Наиболее важной составляющей окружающей ресурсы. Ежегодно браконьерами, наносится

экономике России ущерб, который оценивается в сумму не менее 2,5 миллиарда долларов. Наиболее распространенным в структуре экологических преступлений является незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов. Эксперты независимых природоохранных организаций и специалисты в области уголовного и экологического права оценивают доходы от нелегальной добычи водных биологических ресурсов в пределах от десяти до двадцати трех с половиной миллиардов долларов США в год. В связи с этим, особенно актуальным направлением стратегии экономического развития РФ является усиление охраны со стороны государства за рациональным использованием водных биологических ресурсов [1, с. 45].

Добиться успешного контроля возможно путем устранения возникающих причин, которые влияют на рост правонарушений в сфере охраны водных биологических ресурсов. Так, деятельность в этом направлении в Российской Федерации уже осуществляется: 27 июля 2001 года Президентом РФ утверждена «Морская доктрина РФ на период до 2020 года» как документ, определяющий национальную морскую политику. В данный момент действующим является новый документ: Распоряжение Правительства РФ от 30 августа 2019 года «О стратегии развития морской деятельности в РФ до 2030 года».

Для эффективного регулирования морской деятельности в РФ разрабатываются и принимаются различные законопроекты. Так, на постоянной основе был санкционирован сложный системный анализ состояний и динамики развития морской деятельности в Российской Федерации и за ее границами. Результаты данного анализа, с которыми должен ознакомиться Президент РФ, предоставляются ему в ежегодном отчете.

Актуальные и острые проблемы, касающиеся неэффективности

государственного регулирования в сфере охраны и использования водных биологических ресурсов, сопряжены наличием противоречий между государственными органами, исполняющими функции пользования и защиты различных водных биологических ресурсов, и отсутствием четкого закрепления сфер ответственности. Для целесообразного управления

биоресурсами необходимо регулирование их состояния и надзор за промысловыми конфискациями. Глобальная проблема состоит в том, что охраной водных ресурсов занимаются более десятка организаций со своей зоной ответственности, границы между которыми четко не определены [2, с. 33]. Указом Президента России и соответствующими постановлениями

Правительства такая структура, как береговая

охрана Пограничной службы ФСБ России была обозначена координирующей. Но неясность в данную сферу вносят нормативно-правовые акты, принимаемые на уровне субъектов Федерации. Например, нормативный акт, принятый в Краснодарском крае по вопросам эффективности взаимодействия

правоохранительных и контролирующих органов по обеспечению охраны биоресурсов Азово - Черноморского бассейна.

Кроме того, значительный рост правонарушений в сфере охраны водных биологических ресурсов является ярким показателем того, что ныне функционирующая система мер административного принуждения не является эффективной. В связи с этим, особую актуальность приобретает

необходимость поиска различных путей совершенствования административного

принуждения в сфере охраны водных биологических ресурсов. В настоящий момент области правового регулирования

административно-деликтных отношений

складывающаяся обстановка требует особого внимания к качеству принимаемых законов и эффективности законотворчества. Данная проблема не предусматривает элементарное увеличение количества правовых актов. Необходимо разработать законопроекты, которые могли бы определить приоритетные направления в сфере охраны водных биологических ресурсов, очередность их реализации, учитывая интересы общества и государства. Рассматривая институт привлечения к ответственности за правонарушения в сфере охраны водных биологических ресурсов, мы видим, что основания для дальнейшего ужесточения установленных законом наказаний отсутствуют. Случаи, когда ущерб окружающей среде чрезмерно велик, целесообразно предусмотреть увеличение штрафных санкций. В КоАП РФ размер налагаемого штрафа соотносится с размером стоимости живых ресурсов, которые явились непосредственным объектом правонарушения, при этом размер штрафа с вышеуказанным соотношением зависит от субъекта правонарушения. Так, нарушение ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических (живых) ресурсов, явившихся предметом административного

правонарушения ...; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических (живых) ресурсов...; на юридических лиц - от двухкратного до трехкратного размера стоимости водных биологических (живых) ресурсов... »

Представляется целесообразным, с целью устранения трудностей и просчетов в применении административного и уголовного

законодательства за совершение

правонарушений в сфере охраны водных биологических ресурсов, включить в диспозицию части 2 статьи 8.17 КоАП РФ такое формальное понятие как минимальный размер материального ущерба, который будет исчисляться в МРОТ, причиненный нарушением правил добычи (промысла). Размер такого минимального ущерба возможно установить в 1000 МРОТ, а если сумма ущерба будет составлять большую сумму, исчисляемую по установленным таксам, то данное правонарушение следует

квалифицировать как преступление и привлекать виновных уже к уголовной ответственности. Так же, необходимо применение в виде дополнительного наказания - обязательную конфискацию судна и иных орудий совершения административных правонарушений в сфере охраны водных биологических ресурсов случае причинения ущерба на сумму от 800 до 1000 МРОТ, что нужно отразить в ст.ст. 8.17 ч. 2; 8.18; 8.19; 8.20; 8.37 ч. 2 КоАП РФ. Эти изменения статей будут иметь большое практическое значение, так как применение данной санкции приведет не только к наказанию нарушителя, но и предотвращению совершения новых правонарушений в данной области этим субъектом, как физическим, так и юридическим лицом.

Кроме того, за грубые и неоднократные нарушения в сфере охраны водных биологических ресурсов наряду с административной или уголовной

ответственностью индивидуальных

предпринимателей и юридических лиц необходимо лишать лицензии на промысловый лов.

Таким образом, классификация административных наказаний за

административные правонарушения в сфере охраны водных биологических ресурсов должна систематизироваться следующим образом:

- административный штраф;

-конфискация судна и иных орудий

совершения административного

правонарушения;

- лишение лицензии.

А в том случае, если промысел водных биологических ресурсов осуществляется без лицензии или после лишения по результатам разбирательства субъекта лицензии, содеянное правонарушение необходимо квалифицировать как преступление, такое как кража по ст.158 Уголовного кодекса РФ. Только при пополнении арсенала средств наказания данными изменениями, возможно повышение эффективности борьбы с подобными правонарушениями. Немало важная роль в повышении эффективности правоохранительной деятельности

принадлежит сфере правового воспитания граждан РФ. Главенствующая роль в правовом воспитании населения принадлежит средствам массовой информации. Образовательный эффект заключается в информировании о структуре правонарушений в сфере охраны водных биоресурсов и неотвратимом наступлении административной или уголовной ответственности. В своем большинстве, публикации не соответствуют этим требованиям. Зачастую авторы публикаций о правонарушениях описывают только сам факт нарушения, не затрагивая тему наступившей ответственности за совершенное лицом правонарушение, а также не уделяют внимание вскрытию причин и условий совершения правонарушений в этой сфере.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что для повышения эффективности правоохранительной

деятельности в области охраны водных биологических ресурсов необходимо проводить совершенствование

законодательства в сфере правового регулирования, в организационно-правовой сфере и в сфере правового воспитания.

Это наиболее паритетные и первостепенные задачи по совершенствованию законодательства в сфере охраны водных биологических ресурсов, которые необходимо незамедлительно урегулировать и придать им официальный статус. От результатов преобразований в данной области в немалой степени будет зависеть качественно-правовой уровень всей отрасли законодательства об административных правонарушениях в сфере охраны водных биологических ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сухаренко А.Н. Незаконный оборот водных биоресурсов на Дальнем Востоке как угроза экономической безопасности России: монография. - Владивосток: ЗАО ИД «Экономическая газета», 2014.- 205 с.

2. Ильина Е. П. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (по материалам Камчатского края): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. -М., 2015.- 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.