ЭКОНОМИКА
3. Bocharova I.Ju. Korporativnoe upravlenie [Corporate Governance]. Moscow. Infra-M, 2012. 368 p.
4. Bukhvalov A.V Klassika teorii korporativnogo upravleniya [Classical theory of corporate governance]. Vestnik SpbGU [Herald of St. Petersburg State University], 2004. Ser. 8. Issue 4. № 32. pp. 99-109.
5. BukhvalovA.V. Korporativnoe upravlenie kakob”ekt nauchnykh issledovaniy [Corporate governance as an object of scientific research]. Rossiyskiy zhurnalmenedzhmenta [Russian Management Journal]. 2005. B. 3. № 3. pp. 81-96.
6. La Porta R., Lopes-de-Silanes F., Shleifer A., Vishny R. Law and finance / Journal of Political Economy. 2005. T. 106. № 6. pp. 1113-1155.
7. Roe, M.J. Op. cit. Roe, M.J. Political Determinants of Corporate Governance: Political Context, Corporate Impact. Oxford: Oxford University Press, 2003
8. Bencivenga, Valerie R., Smith, Bruce D., and Starr, Ross M. Transactions Costs, Technological Choice, and Endogenous Growth. Journal of Economic Theory. October 1995. V 67(1).
9. Levine, Ross and Zervos, Sara «Stock Markets, Banks, and Growth» American Economic Review, 1998. Vol. 88(3), pp. 537-558.
10. Shleifer, Andrei and Vishy, Robert W. Large Shareholders and Corporate Control. Journal of Political Economy. June 1986. V. 96(3).
11. Dement’ev VE. Teorija nacional’nojjekonomiki i mezojekonomicheskaja teorija [The theory of the national economy and the meso theory]. Rossijskijjekonomicheskij zhurnal [Russian Economic Journal], 2002. № 4. pp. 71-82.
12. Levine, Ross. Financial Development and Economic Growth: Views and Agenda. Journal of Economic Literature. June 1997. pp. 688-726.
13. Rajan, R. and L. Zingales. Which Capitalism? Lessons from the East Asian Crisis13.
14. K.J. Hopt, H. Kanda, M.J. Roe, E. Wymeersch, and S. Prigge (Eds.) Comparative Corporate Governance. The State of the Art and Emerging Research. Oxford: Clarendon Press. pp. 499-536.
15. Licht, A. 2001. The Mother of All Path Dependencies: Toward a Cross-Cultural Theory of Corporate Governance Systems. Delaware Journal of Corporate Law.
16. Hampden-Turner, C & Trompenaars The Seven Cultures of Capitalism London: Piatkus, 1993
17. Asaul A.N., Pavlov V.I., Beskier’ F.I., Myshko O.A.Menedzhmentkorporacii i korporativnoe upravlenie [Management Corporation and Corporate Governance]. SPb. Gumanistika, 2006.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
З.И. ФЕТИЩЕВА, проф. каф. экономики и управления МГУЛ, канд. экон. наук,
Е.Б. НАЗАРЕНКО, доц. каф. экономики и управления МГУЛ, канд. экон. наук,
О.В. ГАМСАХУРДИЯ, доц. каф. экономики и управления МГУЛ, канд. экон. наук
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса» 141005, Московская обл., г. Мытищи-5, ул. 1-я Институтская, д. 1, МГУЛ
В статье рассматриваются предложения по совершенствованию Лесного кодекса РФ, Правил заготовки древесины, увязке нормативных актов по лесопользованию и восстановлению лесов. Предлагается уточнить понятийный аппарат. Необходимо дать одинаковые определения в нормативных документах, отражающих сущность операций в технологическом процессе, складывающихся в определенную фазу производства. Это вызвано повторением неточностей из лесного кодекса в последующие нормативные акты. Так, следует четко обозначить понятия «заготовка древесины», «лесосечные работы», «частичная переработка», «вывозка древесины». Предлагается отдельные статьи Лесного кодекса изъять ввиду возможности их неправильного толкования.
Ключевые слова: лесное законодательство, нормативно-правовые акты, лесопользование, заготовка древесины, воспроизводство лесных ресурсов.
Основными целями освоения лесов и принципами лесного законодательства и нормативно-правовых актов являются обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов и их воспроизводства с осущест-
влением защиты и охраны (ст. ЛК РФ). Из этого следует, что все основополагающие документы, регулирующие лесные отношения, должны: 1) быть взаимосвязаны во времени и пространстве и 2) способствовать эффективному развитию экономики с учетом отрас-
192
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
ЭКОНОМИКА
левых особенностей лесного хозяйства как основного фундамента лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, включая лесохимическое производство.
Однако в настоящее время в лесном секторе экономики действует законотворческая база, разработанная за последнее десятилетие с нарушением необходимой последовательности ее создания. В странах с развитой лесной экономикой основу законодательства составляет лесная политика, затем лесной кодекс и далее на их базе - все нормативно-правовые акты. В нашей стране нет разработанной и утвержденной на правительственном уровне лесной политики, которая должна определять все направления развития лесного сектора на длительную перспективу с учетом взаимодействия с другими сферами национальной экономики. Лесной кодекс РФ действует уже седьмой год, и столько негативных критических замечаний не получил, наверное, ни один закон федерального уровня, а в соответствии с ним разрабатываются нормативные правовые акты, оказывающие непосредственное влияние на лесные отношения.
Освоение лесов по Лесному кодексу РФ предполагает организацию использования лесов, создание объектов лесной и перерабатывающей инфраструктуры и осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также животного мира (ст. 12 ЛК п. 5). При этом под лесной инфраструктурой понимается создание лесных дорог, лесных складов и других объектов. А далее в ст. 13
п. 2: «объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадает надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации». По всей вероятности, это не может относиться к лесным дорогам, которые ранее делились в зависимости от назначения на лесохозяйственные, включая противопожарные, и лесовозные, а теперь их стали называть лесными, подразумевая их многофункциональность и возможность обслуживания при рациональных схемах размещения весь лесной сектор экономики.
Лесной кодекс страны приводит множество видов использования лесов - п. 1 ст.
25 ЛК РФ, а в п. 2 этой статьи указывается, что «леса могут использоваться для одной или нескольких целей». Если это один лесопользователь, то он может вести различные виды деятельности, понимая, что он одновременно должен осуществлять охрану и защиту лесов, а если его деятельность будет связана в том числе и с заготовкой древесины, то еще и воспроизводством лесных ресурсов. А каким образом будут взаимодействовать разные лесопользователи с различными видами использования лесов на одной территории? И каковы последствия их присутствия по выполнению общих задач непрерывного и неистощительного лесопользования (при каждом виде использования лесов заложена определенная ответственность)?
Среди видов использования лесов на первом месте указывается заготовка древесины (ст. 25 п. 1 ЛК РФ), под которой понимается предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (ст. 29 ЛК РФ). Логично перечислена часть операций лесозаготовительного производства. Если речь идет о лесосечных работах, то есть собственно о заготовке древесины, то зачем говорить о вывозке древесины и какая частичная переработка присутствует в составе этих операций?
Подробно сущность заготовки древесины в развитие положений Лесного кодекса должна рассматриваться в Правилах заготовки древесины, утвержденных Федеральным агентством лесного хозяйства 1 августа 2011 г. № 337. Однако в п. 2 Общих положений дается повторение понятия заготовки древесины с частичной переработкой и вывозкой. Кроме того, в этих Правилах работы по заготовке древесины не рассматриваются, а предлагается изучение технологических карт, пример которых даже не приведен (п. 53 Правил.) Известно, что технологии проведения лесосечных работ - основа заготовки древесины, ибо от нее зависит эффективность воспроизводства лесных ресурсов (сохранность подроста, очистка лесосек, состояние почвы, наличие высоких пней и т. п.). Нормы выработки лесосечных машин снижаются при заготовке
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
193
ЭКОНОМИКА
древесины с сохранением подроста проектируемых пород. Аналогичная ситуация возникает при заготовке древесины с сохранением отдельных ценных пород в целях повышения биоразнообразия лесов. В таких случаях лесозаготовителям необходимо разрабатывать дополнительную нормативную базу для более точного учета материально-технических и трудовых ресурсов.
Правилами заготовки древесины предусмотрено после завершения работ по заготовке древесины составление акта осмотра мест рубок. Предлагаемая форма - таблица (приложение 3) не может являться документом, фиксирующим показатели по объему заготовленной древесины в виде деловой и дров, так как это возможно только при заготовке древесины на лесосеке сортиментами. В случае вывозки деревьями и в хлыстах на нижний склад все последующие операции по обрезке сучьев и разделке древесины осуществляются там же с одновременным учетом деловой древесины и дров, ликвида из кроны. Тогда правомерен вопрос - а что же такое заготовка древесины и частичная ее переработка, изложенные в Правилах, если не учтена технология работ и не всегда есть результат в местах рубок. Возможно, этот полунормативный акт следовало бы назвать Правилами проведения лесосечных работ, являющихся частью лесозаготовительного производства.
Правила заготовки древесины игнорируют ранее учитываемые требования по высоте оставляемых пней на лесосеке после рубки лесных насаждений. Это создает дополнительные трудности и затраты при выполнении лесовосстановительных работ средствами механизации. В Правилах лесовосстановления при подготовке лесного участка предусмотрена корчевка пней или уменьшение их высоты до уровня, не препятствующего движению техники. Следовательно, необходима увязка Правил заготовки древесины в части очистки мест рубок с Правилами лесовосстановления при подготовке лесных участков к выполнению работ по лесовостановлению с перечнем работ, которые должны быть выполнены в обязательном порядке с составлением акта осмотра мест рубки. Эти Правила
выполнения работ должны служить основой для обоснования технико-экономической деятельности предприятия.
Статьи 30 и 77 п. 3 ЛК РФ по заготовке гражданами древесины для собственных нужд не должны присутствовать в Лесном кодексе, так как речь идет не только о сборе населением сухостойной и валежной (мертвой) древесины для целей отопления, а о заготовке древесины для возведения строений и иных собственных нужд, требующий иного подхода к присутствию граждан в лесу. Наличие таких статей может привести к беспорядку в лесу по изъятию древесины, в том числе и деловых сортиментов, уничтожению подроста, повреждению древостоя ценных пород, захламлению лесов, созданию пожароопасной обстановки и нарушению процесса (воспроизводства лесных ресурсов). Кроме того, наличие ст. 30 ЛК РФ порождает социальное беспокойство, подхватываемое средствами массовой информации, о том, что граждане начнут замерзать в неотапливаемых помещениях и т. п., так как сложна процедура оформления документов.
Ситуация осложнена тем, что в одной статье нельзя было указывать одновременно заготовку дров путем очистки леса и заготовку деловой древесины для строительства и других целей, при которой необходим квалифицированный подход для проведения организационных и технологических работ в лесу.
Вероятно, не только за рубежом, но и в нашей стране, ни одному управляющему, например шахтой, не придет в голову запустить граждан в забой с целью заготовки угля бесплатно для собственных нужд с помощью собственных орудий труда без квалифицированной подготовки. Аналогично трудно представить подобное изъятие любого природного ресурса гражданами, в том числе и коренным населением. Такие проблемы должны решаться на уровне субъектов РФ, которые будут определять виды и формы предоставления льготных и бесплатных товаров, продуктов и услуг (например, по договоренности с лесозаготовителями, занимающимися заготовкой древесины).
194
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
ЭКОНОМИКА
В статьях 11, 33, 35 ЛК РФ, предусматривающих заготовку и сбор недревесных, пищевых и лекарственных лесных ресурсов, необходимо рассматривать изъятие этих ресурсов гражданами на основе нормативов и правил по каждому ресурсу, устанавливаемых субъектами РФ.
Лесное законодательство предусматривает воспроизводство лесных ресурсов после завершения заготовки древесины в соответствии с Правилами лесовосстановления и Правилами ухода за лесами. Однако эти нормативно-правовые документы, представляя лесоводственные показатели и основания (критерии) для выбора в конкретных природно-растительных условиях способа восстановления лесов и ухода за ними, не учитывают последствия проведения лесозаготовительных работ, вида техники и технологических особенностей производства, способа заготовки древесины на лесосеке и последующей транспортировки на нижний склад (деревьями, хлыстами, сортиментами), не дают обоснованных предложений по прогрессивным технологическим решениям, то есть нет влиятельной связи процессов лесозаготовок на лесовосстановление, что в последующем отражается на затратах по воспроизводству лесных ресурсов.
Совершенствование законодательнонормативной базы в лесном секторе экономики позволит повысить эффективность освоения лесов, обеспечить их многоцелевое, рациональное использование и воспроизводство.
Библиографический список
1. Лесной кодекс Российской Федерации.
2. Правила заготовки древесины. Приказ МПР от 16.07.2007г. № 184
3. Правила заготовки древесины. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14 августа 2011 года № 337.
4. Правила лесовосстановления. Министерство природных ресурсов Российской Федерации приказ от 16 июля 2007 года № 183
5. Правила ухода за лесами, приказ МПР от 16.07.2007г. № 185
6. Об утверждении правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений. Приказ МПР от 10 апреля 2007г. № 83.
7. Об утверждении правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов. Приказ МПР РФ от 10 апреля 2007г. № 84.
8. Об утверждении правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов. Приказ МПР РФ от 10 мая № 123.
9. Правила пожарной безопасности в лесах. Приказ МПР РФ от 30 июня 2007г. № 147 с изменениями и дополнениями от 5 мая 2011г., 26 января, 1 ноября 2012г.
10. Правила санитарной безопасности в лесах постановления правительства РФ от 26 июня 2007г. № 414
IMPROVEMENT OF LEGISLATIVE-NORMATIVE BASE IN THE FORESTRY SECTOR
Fetishcheva Z.I. (MSFU), Nazarenko E.B. (MSFU), Gamsakhurdiia O.V. (MSFU)
Moscow State Forest University (MSFU) 1st Institutskaya st., 1, 141005, Mytischi, Moscow reg., Russia
The article discusses some proposals for improving the Forest Code of the Russian Federation, logging Rules, linking normative acts on forest management and reforestation. Proposes to clarify the conceptual apparatus. Must give the same definitions in the regulations that reflect the essence of the operations in the process, developing in particular the production phase. This is due to the repetition of inaccuracies of the forest code in subsequent regulations. So, you should clearly define the concept of «harvesting», «logging operation», «partial processing», «removal of wood.» It is proposed to remove certain articles of the Code in view of their possible misinterpretation.
Keywords: forestry legislation, regulations, forest management, timber harvesting, forest reproduction.
References
1. Lesnoi kodeks Rossiiskoi Federatsii [Forest Code of the Russian Federation].
2. Pravila zagotovki drevesiny. Prikaz MPR ot 16.07.2007g. № 184 [Terms of wood harvesting. MNR order dated 16.07.2007 № 184].
3. Pravila zagotovki drevesiny. Prikaz Federal’nogo agentstva lesnogo khoziaistva ot 14 avgusta 2011 goda № 337. [Terms of wood harvesting. Federal forestry agency order dated 14.08.2011 № 337].
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014
195
ЭКОНОМИКА
4. Pravila lesovosstanovleniia. Ministerstvo prirodnykh resursov Rossiiskoi Federatsiiprikaz ot 16 iiulia 2007goda № 183 [Terms of forest regeneration. Ministry of Natural Resources order from July 16, 2007 № 183].
5. Pravila ukhoda za lesami, prikaz MPR ot 16.07.2007g. № 185 [Terms of forest care, MNR order dated 16.07.2007 № 185].
6. Ob utverzhdenii pravil zagotovki pishchevykh lesnykh resursov i sbora lekarstvennykh rastenii. Prikaz MPR ot 10 aprelia 2007g. № 83. [On approval food forest resources harvesting and medicinal plants collection rules. MNR order dated 10 April 2007. № 83]
7. Ob utverzhdenii pravil zagotovki i sbora nedrevesnykh lesnykh resursov. Prikaz MPR RF ot 10 aprelia 2007g. № 84 [On approval non-timber forest resources harvesting and collection rules. MNR RF order dated 10 April 2007. № 84].
8. Ob utverzhdenii pravil ispol’zovaniia lesov dlia pererabotki drevesiny i inykh lesnykh resursov. Prikaz MPR RF ot 10 maia № 123. [On approval forests using rules for timber and other forest resources processing. MNR RF order dated 10 May № 123].
9. Pravilapozharnoi bezopasnosti v lesakh. Prikaz MPR RF ot 30 iiunia 2007g. № 147 s izmeneniiami i dopolneniiami ot 5 maia 2011g., 26 ianvaria, 1 noiabria 2012g. [Rules of fire safety in the forests. MNR RF Order dated 30 June 2007. № 147, with changes and additions, dated May 5, 2011, January 26 and November 1, 2012].
10. Pravila sanitarnoi bezopasnosti v lesakh postanovleniiapravitel ’stva RF ot 26 iiunia 2007g. № 414 [Rules of sanitary safety in the forests. RF Government Resolution dated 26 June 2007. № 414].
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСИЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ
Н.С. ШЕСТОПАЛОВА, доц. каф. мировой экономики МГУЛ, канд. экон. наук
[email protected] ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса» 141005, Московская обл., г. Мытищи-5, ул. 1-я Институтская, д. 1, МГУЛ
В статье рассматриваются особенности внешнеторговой деятельности и аспекты повышения конкурентоспособности предприятия. Приводятся базовые стратегии конкуренции и меры, направленные на поддержание конкурентных преимуществ. В статье приведены основные показатели международной специализации отраслей лесопромышленного комплекса России.
Ключевые слова: конкурентная стратегия, преимущества, маркетинг, внешняя торговля, инновация, рынок
В современных условиях глобализации мировой экономики включение экономики страны в мировое хозяйство предполагает активное участие в международной торговле и осуществление других форм международного экономического сотрудничества. Рис. 1. иллюстрирует динамику внешней торговли России.
Выход предприятия на внешний рынок имеет целью получение выгод на основе использования возможностей ведения бизнеса в зарубежных странах: расширение сбыта, географическая диверсификация рынка, получение доступа к ресурсам, осуществление деятельности в прибыльных сферах. Функционирование предприятия на внешнем рынке имеет определенные особенности и характеризуется повышенной сложностью, связанной с разными условиями, существующими в
каждой стране. Диверсификация рынков позволяет предприятию избежать значительной зависимости от конъюнктуры одного рынка и достичь лучших коммерческих результатов, при этом увеличивается сложность работы, особенно при значительных различиях этих рынков. Рынки различаются по уровню цен, требованиям к качеству, торговой политике и т.д. Оценка и выбор оптимального рынка является важнейшим условием успешной внешнеэкономической деятельности.
Необходимо учитывать культурную среду, требования мирового рынка к качеству товаров, соответствовать международным стандартам, соблюдать правила и нормы торговли. На мировом рынке существует система мировых цен. Условием выхода предприятия на мировой рынок является уровень издержек на производство товара меньший или
196
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014